и пазл складывается....
возможности и перспективы кластеризации
машиностроительной отрасли
Шарипов Тагир Фаритович
кандидат экон. наук, доцент кафедры национальной экономики, Оренбургский государственный университет [email protected]
Аннотация
Рассмотрен зарубежный и отечественный опыт кластеризации. Особое внимание уделяется оценке возможности кластеризации предприятий машиностроительной отрасли, для этого предложена и апробирована соответствующая методика. Ключевые слова: кластер, управление, эффективность, машиностроение, конкурентоспособность
Основой конкурентоспособной промышленности является высокоразвитая машиностроительная отрасль. В современных условиях глобализации, одним из эффективных способов развития предприятий является кластеризация, позволяющая снижать производственно-сбытовые затраты и повышать рентабельность выпускаемой продукции.
В единстве заложен рост
Одно из первых определений промышленных кластеров дал известный экономист А Маршалл. В результате наблюдения за экономическим развитием промышленных районов в Англии он сформулировал три причины того, почему группы компаний определенной отрасли, расположенные рядом, будут более производительны, чем по отдельности. Эти причины получили название «Маршаллианской троицы» (Marshallian Trinity): формирование пулов на рынке труда, специализация поставщиков, перелив знаний [1]. Позднее М. Портер предложил «ромб (бриллиант) конкурентоспособности», который состоит из следующей системы показателей: факторные условия, условия внутреннего спроса, родственные и поддерживающие отрасли, структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция [2].
Таким образом, можно заметить связь между мар-шалловской триадой и портеровским «ромбом конкурентоспособности».
Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует о повышении конкурентоспособности, как производственных комплексов, так и территорий путем формирования кластерных образований. Во многих развитых странах отраслевые кластеры стали привычной формой организации бизнес-образований. Формирование кластера связано с управлением соответствующими процессами, в первую очередь, такими как разработка планов действий; распределение ресурсов; применение принципов и методов; анализ данных; расстановка приоритетов; формирование и ранжирование целей. Для реализации процесса формирования кластера необходимо выявить и типологизировать инструменты, используемые в процессе управления, каждый из которых имеет определенные границы применения. Создавать кластеры необходимо поэтапно. На подготовительном этапе необходимо обосновать актуальность, экономическую целесообразность, разработать механизм создания и развития кластера и принять решение о полномасштабной работе над проектом. Актуальность создания кластеров обусловлена общими закономерностями развития экономики на современном этапе и заключается в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой. Кластер выступает как схема, согласно которой все производство, начиная от разработки нового изделия, производства опытного образца, проведения необходимых испытаний, и заканчивая реализацией продукции, осуществляется в едином русле, что дает возможность выстроить эффективную цепь затрат и обеспечить повышение конкурентоспособности машиностроительной продукции.
Моделирование раскрывает потенциал
Процедура создания кластеров должна быть ориентирована на привлечение представителей региональной и местной власти, которые, имея свои интересы в ходе развития территорий, обладают достаточными правовыми, финансовыми, административными рычагами для влияния на ситуацию в регионе. Схема создания кластера определяется
экономика отрасли
актуальность здания кластеров словлена общими кономерностями вития экономики на современном пе и заключается
_в развитии
тнерства между государством, гомикой и наукой
- ко1
око
экономической ситуацией в регионе, целями его развития, степенью заинтересованности частного и общественного секторов экономики. Для обеспечения устойчивости и сбалансированности в процессе создания и функционирования кластерного образования, необходимо моделирование процессов кластеризации машиностроения. При этом применение экономико-математического моделирования сферы производства характеризуется использованием следующих подходов [3]:
• объединение отраслевых моделей в единую систему моделей производства;
• построение модели как совокупности моделей территориальных промышленных комплексов;
• разработка моделей натурально-стоимостных балансов промышленного комплекса;
• модель целевых комплексных программ промышленного комплекса.
Для оценки возможностей кластеризации в машиностроительной отрасли региона, необходимо выявить перспективы кластеризации, т.е. наличие конкурентных преимуществ предприятий по видам кономической деятельности и инфраструктурных организаций, находящихся на данной территории, ^возможность их объединения. Считаем необходимым провести анализ потенциала кластеризации машиностроения на примере Оренбургской области, применив и адаптировав методику А. Колошина, Л. Колчинской, К. Разгуляева, В. Русиновой: «Анализ потенциала кластеризации профильных подотраслей промышленности».
Важно отметить, что анализ отрасли проводился на основании данных экспертных оценок. Экспертами были оценены состояние и перспективы машиностроительной отрасли Оренбургской области с точки зрения их соответствия понятию «кластер» и возможности перерасти в кластер в будущем. С целью изучения эффективности кластеризации машиностроительной отрасли был проведен опрос экспертов, в котором приняли участие 50 человек, представляющих различные группы: руководители предприятий (14%); руководящий состав и специалисты кредитных отделов финансово-кредитных учреждений (54%); руководители и специалисты инвестиционных компаний (6%);
представители министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (16%); физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (10%). Учитывая, что основным внешним источником инвестирования для предприятий машиностроительного комплекса в настоящий момент являются банки, они составили большую группу респондентов.
Эксперты оценили значение каждого фактора: уровень обеспеченности квалифицированными кадрами; количество ноу-хау в отрасли, способность к инновациям; уровень сложности продукции и мно-гоэтапности производственного процесса; уровень связанности (интегрированности) процессов изготовления продукции; уровень развитости систем аутсорсинга (в том числе работы с исследовательскими организациями и вузами); уровень технической оснащенности предприятий отрасли; доля поставок в другие регионы (в т.ч. экспорта); финансовая стабильность, в рассматриваемой отрасли по 9-и балльной шкале. Оценка «9» означает, что по данному показателю рассматриваемая отрасль находится в наиболее выгодной позиции, «1» - в наименее выгодной.
На следующем этапе полученные данные от экспертов обрабатываются следующим образом: вычисляются средние веса факторов; вычисляются средневзвешенные оценки отраслей по каждому фактору.
То, что на первом плане
Для упрощения экспертных оценок потенциала кластеризации был применен метод попарного сравнения. В целях позиционирования отраслей по оси абсцисс откладывается значение для каждой отрасли по критерию «потенциал кластеризации», а по оси ординат соответственно по критерию «привлекательность рынка». Этот график наглядно демонстрирует, какие подотрасли машиностроения, по мнению экспертов, имеют одновременно и высокий потенциал кластеризации, и значительную привлекательность рынка (рис. 1).
Из рисунка видно, что наиболее перспективны для кластеризации тяжелое, энергетическое, железнодорожное машиностроение. Но
экспертами были оценены состояние и перспективы машиностроительной отрасли Оренбургской области с точки зрения
их соответствия понятию «кластер» и возможности перерасти в кластер в будущем
экономика отр а
1 О 2 О 4 О 6 О
9 О 5 О 8 О 10О
(1) - Авиационная промышленность.
(2) - Тяжелое машиностроение.
(3) - Станкостроительная промышленное:
(4) - Энергетическое машиностроение.
(5) - Сельскохозяйственное машинострое:
(6) - Железнодорожное машиностроение.
(7) -Транспортное машиностроение.
(8) - Химическое и нефтяное машиностроение.
(9) - Производящие продукцию оборонно промышленного комплекса
(10) - Производство оборудования для ТЭ
3 6 9
Привлекательность рынка
Рис. 1. Позиционирование подотраслей машиностроительного комплекса с позиции кластеризации
считаем
необходимым
сформировать
машиностроитель-
ный кластер
_для производства
_технологического
_оборудования
_по выпуску изделий
_(блоков, плит
_перекрытий,
лестничных маршей и др.) из автоклавного
I др.)
я
чеистого бетона
при этом, как известно в рыночной экономике, эффективность функционирования, как предприятия, так и различных союзов, определяется наличием спроса. Так одним из перспективных направлений, на наш взгляд, является производство предприятиями машиностроения продукции для строительной индустрии по выпуску экономичных и энергосберегающих строительных материалов. Одним из таких материалов является автоклавный ячеистый бетон. Стоимость возведения стены из данного материала в 2-3 раза ниже, чем из кирпича, а по качеству значительно выше [4]. В связи с вышеотмеченным, считаем необходимым сформировать машиностроительный кластер для производства технологического оборудования по выпуску изделий (блоков, плит перекрытий, лестничных маршей и др.) из автоклавного ячеистого бетона (табл. 1).
Целевой установкой в рамках создания машиностроительного кластера является определение оптимальной структуры кластера. Системообразующим элементом в формируемом машиностроительном кластере являются машиностроительные предприятия: ОАО «МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ», ОАО ПО «Стрела», ОАО «Инвертор», ОАО
9
6
3
Таблица 1
Экономические показатели работы машиностроительного кластера
№ Наименование предприятий входящих в кластер Выручка Себестоимость Прибыль Доля
тыс. евро млн руб.
1 ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» 4007,555 160,30 141,07 19,24 0,27
2 ОАО «Инвертор» 3110,86 124,43 109,50 14,93 0,21
3 ОАО «Гидропресс» 1250,04 50,00 44,00 6,00 0,08
4 ОАО «Новосергиевский механический завод» 783,85 31,35 27,59 3,76 0,05
5 ОАО «Орский вагонзавод» 1796,65 71,87 63,24 8,62 0,12
6 Группа предприятий «Урал-электро» 289,82 11,59 10,20 1,39 0,02
7 ООО «Абдулинский опытно-механический завод» 779,15 31,17 27,43 3,74 0,05
8 ОАО ПО «Стрела» 2804,71 112,19 98,73 13,46 0,19
Итого 14822,6 592,91 521,76 71,15 1,00
«Гидропресс», ОАО «Новосергиевский механический завод», ОАО «Орский вагонзавод», Группа предприятий «Уралэлектро», ООО «Абдулинский опытно-механический завод». Научно-исследовательская деятельность, обучение и повышение квалификации персонала кластера будут осуществляться в рамках Оренбургского государственного университета.
Объединение в кластер предприятий машиностроения позволит им выпустить новую продукцию, пользующуюся спросом, и получить дополнительную прибыль, а регион получит дополнительные рабочие места и налоговые поступления.
Вывод
Проведенная оценка перспектив кластеризации, позволит сформировать машиностроительный кластер, максимально используя существующий потенциал предприятий данной отрасли.
Литература
1. Маршалл А. Принципы экономической науки [Текст]. - М. : Прогресс, 1993.
2. Портер М. Конкуренция [Текст]. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2003.
объединение в кластер предприятий машиностроения позволит им выпустить новую продукцию, пользующуюся спросом, и получить дополнительную прибыль, а регион получит дополнительные рабочие места и налоговые поступления
экономика отрасли
4 3
3. Шарипов Т.Ф. Использование механизма планирования для создания машиностроительного кластера [Текст] / Т.Ф. Шарипов, СА. Терехова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2011, №13.
4. Шарипов Т.Ф. Экономичная и энергосберегающая продукция основа инновационного развития строительной отрасли в современных условиях [Текст] // Проблемы становления инновационной системы и развития предпринимательства в Республике Казахстан: Материалы Международной. науч.-прак-тической конференции: В 2 частях. Ч.2. - Караганда: Изд-во КарГУ, 2009.
TagirF. Sharipov
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Chair of National Economy, Orenburg State University
Opportunities and Perspectives of Machinery Industry Clusterization
Abstract
Article considers international and national experience of clusterization. Main attention is given to evaluation of possibility of machinery enterprises clusterization. The specific methodology is offered and tested for this purpose.
Keywords: cluster, management, efficiency, machinery, competitiveness
креативная экон
ШТ