Научная статья на тему 'Возможности и перспективы аналитической философии как философии языка'

Возможности и перспективы аналитической философии как философии языка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
452
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА / ФИЛОСОФИЯ ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ / ANALYTIC PHILOSOPHY / PHILOSOPHY OF LANGUAGE / PHILOSOPHY OF LOGICAL ANALYSIS / LINGUISTIC PHILOSOPHY / THEORY AND METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мальчукова Нина Валерьевна

Рассматриваются возможности аналитической философии (философии логического анализа и лингвистической философии) в формировании общей теории языка. Ограниченность возможностей методов логического и лингвистического анализа языка связывается с изоляционизмом соответствующих им представлений о языке, выражающимся в рассмотрении языка изолированно от его существенных характеристик и составляющих. Утверждается, что вследствие этого аналитическая философия языка существует в состоянии своеобразного парадокса, когда, имея методологический аппарат языкового анализа, она не предлагает релевантное теоретическое объяснение языка. Концептуально-методологический синтез определяется как возможность преодоления изоляционизма в анализе языка и построения его общей теории. Перспективы развития аналитической философии как философии языка связываются со сменой ее методологических установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities and perspectives of analytic philosophy as philosophy of language

In the article possibilities of analytic philosophy (philosophy of the logical analysis and linguistic philosophy) in formation of general theory of language are considered. It's shown that though the methodology of analytic philosophy of language is rather productive in language analysis, nevertheless, its potentialities in formation of a general, complete theory of language necessity of which is dictated by development of systems of intellectual management, are limited. Limitation of potentialities of methods of logical and linguistic analysis of language can be seen in an isolationism of corresponding to these methods representations about language, which means consider language separately from its essential characteristics and components. If philosophy of logical analysis ignores subject-realization of language, then the linguistic philosophy ignores role of internal mental processes in speech activity of the subject, and both these directions of analytic philosophy ignore a figurative, figurative-sensual component of language. Thus certain paradox in existence of analytic philosophy of language can be seen, when having the methodological instruments of the language analysis, it doesn't offer a relevant conceptual-theoretical explanation of language. Nevertheless analytic philosophy of language has internal potential for overcoming of an isolationism of its views on language. Not in the last place existence of such potential is caused by change of analytic philosophy of language methodological positions concerning in particular critique of metaphysics and critique of general judgments use. View change on metaphysics allows also view change on general judgments, on generalizations and makes potentially possible formation of general analytic theory of language. But concept-methodological synthesis (when methods of the logical and linguistic analysis (ordinary language analysis), semiotics, information-cybernetic, evolution-genetic methods are united), which is necessary in such formation leads language investigations out of limits of actual analytic philosophy of language therefore problem of self-identification of analytic philosophy as philosophy of language becomes rather important.

Текст научной работы на тему «Возможности и перспективы аналитической философии как философии языка»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология 2013. № 2 (22)

УДК 800.1

Н.В. Мальчукова

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ КАК ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА

Рассматриваются возможности аналитической философии (философии логического анализа и лингвистической философии) в формировании общей теории языка. Ограниченность возможностей методов логического и лингвистического анализа языка связывается с изоляционизмом соответствующих им представлений о языке, выражающимся в рассмотрении языка изолированно от его существенных характеристик и составляющих. Утверждается, что вследствие этого аналитическая философия языка существует в состоянии своеобразного парадокса, когда, имея методологический аппарат языкового анализа, она не предлагает релевантное теоретическое объяснение языка. Концептуально-методологический синтез определяется как возможность преодоления изоляционизма в анализе языка и построения его общей теории. Перспективы развития аналитической философии как философии языка связываются со сменой ее методологических установок.

Ключевые слова: аналитическая философия, философия языка, философия логического анализа, лингвистическая философия, теория и методология.

Язык является сложной, самоорганизующейся системой, начало исследованию которой было положено еще в античной философии, характеризующейся выраженной гносеологической направленностью в его понимании как средства познания и мышления. Данная характеристика сохраняет свою значимость на протяжении исторического развития языковедческой проблематики в западноевропейской философии, а начиная с конца XIX в. своеобразно проявляет себя в рамках аналитической философии, которая приобретает статус философии языка и как таковая представляет альтернативу другим философским программам его исследования, например постмодернистской.

Отличительными особенностями аналитического подхода к языку, как известно, стали требования точности, ясности, логичности языкового анализа, критическое отношение к метафизической проблематике и пристальное внимание к факту вообще и к языковому факту в частности. При этом на всех этапах развития аналитической философии проблема истины, истинности языковых высказываний и ее условий продолжает оставаться одной из центральных проблем исследования, хотя и получает разную интерпретацию. Это зависит от того, как понимается язык в его сущностных характеристиках, как решается вопрос его взаимосвязи с мышлением, какие методы его анализа используются и развиваются. Своеобразную основу методологии аналитической философии как философии языка в настоящее время составляют методы логического и лингвистического анализа во всем многообразии их проявлений. Если учитывать задачи, которые, начиная со второй половины XX в., ставит перед теорией и философией языка развитие техники и технологий, например систем информационно-интеллектуального или интеллект-

ного управления [1], актуальным является вопрос об эффективности методологии аналитической философии, ее возможностях и перспективах как философии языка. Представляется справедливым утверждать, что поиск ответа на данный вопрос следует начать с анализа условий формирования и развития логического и лингвистического методов, каждому из которых соответствовала бы определенная аналитическая философская программа. Если для метода логического анализа она нашла выражение в философии логического анализа, то для метода лингвистического анализа - в лингвистической философии или философии языка.

Философия логического анализа развивает формирующийся еще в античной философии атомистический подход к языку. Согласно данному подходу центр изучения - не язык как целостная система и не высказывание как некая целостность, а отдельные слова или высказывания, выступающие некими атомарными, предельными структурами, составляющими основу языка и являющимися изоморфными миру, т.е. представляющими факт как таковой. Поиск и выявление этих структур, которые сделают возможным, таким образом, построение совершенного, идеального языка, выступают одной из основных задач в философии логического анализа. Методом же, который позволит осуществить это выявление, становится метод логического анализа языка, поскольку утверждается, что именно применение аппарата логики позволит установить и устранить неоднозначность языка, проявляющуюся в неточности, расплывчатости терминологии, наличии парадоксов, нетождест-венности грамматической и логической форм языкового выражения. Реализуя логический анализ языка, Г. Фреге провел, в частности, важное для понимания особенностей языкового знака и характеристик языка различие между значением (объектом действительности, обозначаемым знаком, т.е. денотатом) и смыслом (мыслью, понятием, которое связано со знаком). Проведя такое различие, Фреге затем, как известно, отмечает: один и тот же объект может быть обозначен разными именами - ученик Платона и Аристотель; одно значение может нести разный смысл - Аристотель «ученик Платона» и «учитель Александра Великого»; любому грамматически правильному выражению, выступающему в роли имени собственного, всегда соответствует некоторый смысл, однако не всякому смыслу соответствует некоторый денотат, например, Одиссея высадили на берег Итаки в состоянии глубокого сна [2. С. 183, 184, 189]. Таким образом, Фреге непосредственно демонстрирует проявления неоднозначности языка, что, несомненно, должно быть оценено положительно. Однако в целом развивающаяся в философии логического анализа логицистская установка привела к фактическому отождествлению логического суждения и предложения, а, кроме того, к развитию дуализма в решении проблемы взаимосвязи языка и мышления, когда язык и мышление в своей реализации стали рассматриваться как некие параллельно протекающие процессы, а язык - как «одежда» мышления, которая скрывает, искажает самую его суть и форму. В этом смысле показательно высказывание Л. Витгенштейна: «Язык переодевает мысли. И притом так, что по внешней форме этой одежды нельзя заключить о форме переодетой мысли, ибо внешняя форма одежды образуется совсем не для того, чтобы обнаружить форму тела. Молчаливые соглашения для понимания разговорного языка чрезмерно

усложнены» [3. С. 44]. Не менее показательны в этом отношении также высказывания Г. Фреге и Б. Рассела. Фреге, например, писал: «Мое положение несколько хуже, чем, например, положение минералога, который может показать своему собеседнику горный кристалл. Я не могу вложить в руки своим читателям мысль и попросить их хорошенько рассмотреть ее со всех сторон. Я должен удовлетвориться возможностью представить читателю мысль, саму по себе внечувственную, в чувственной оболочке. При этом образность языка создает некоторые затруднения. Чувственное неизменно вторгается в область внечувственного, сообщая выражениям образность и, следовательно, неточность. Так возникает борьба с языком, вынуждающая меня заниматься лингвистическими проблемами, хотя это, вообще говоря, не входит в мою непосредственную задачу» [4. С. 30]. А Рассел подчеркивал: «Беда рода человеческого в том, что он выбрал одно и то же слово is для выражения этих двух столь различных идей (слово есть может употребляться и в смысле связки, и в смысле тождества. - Н.М.)» [5. С. 46].

Следует заметить, что логическое направление в аналитической философии, реализуя логицистскую установку в объяснении природы языка и его взаимодействия с мышлением, стимулировало развитие логической семантики, теории референции, проблем истинности языковых высказываний. Однако в то же время, как следствие, акцентируя негативные моменты проявления субъективности в языке, оно фактически игнорировало тот факт, что язык не существует вне субъекта и его деятельности во всех ее проявлениях, т. е. тот факт, что язык является субъектным по своему происхождению и внутренним характеристикам. Осознание ограниченности логического подхода к анализу языка уже самими его представителями (например, Л. Витгенштейном) стимулировало, как известно, развитие лингвистического направления в аналитической философии, предметом анализа в котором стал обыденный язык в его повседневном функционировании.

Лингвистическая философия, или философия обыденного языка, сконцентрировавшись на непосредственном его употреблении, стала развивать одну из влиятельных концепций значения - концепцию значения как употребления или функционалистскую концепцию значения. Формирование такой концепции было обусловлено тем, что язык в данном случае стал рассматриваться как один из видов человеческой деятельности, который, будучи включенным в ее систему, не может быть понят без учета внеязыкового контекста, внеязыковой ситуации. Считая, таким образом, что контекст всякий раз играет решающую роль при формировании значения, Л. Витгенштейн [6] приходит к пониманию значения как употребления. Именно употребление, достаточно справедливо утверждает философ, превращает последовательность звуков или какие-либо знаки вообще в язык, который он далее сравнивает с игрой. По мысли Витгенштейна, любой естественный язык представляет собой не что иное, как соединение, совокупность самостоятельных, независимых друг от друга языковых игр. При этом значение языковых знаков зависит от того, в какой именно языковой игре они употребляются, а правила каждой конкретной языковой игры устанавливаются, фиксируются традицией. Таким образом, для Витгенштейна и его последователей прагматический компонент составляет ядро и сущность языкового значения, при этом его на-

личие, образование и функционирование философ связывает с употреблением, с контекстом.

Показательно, что и проблема истинности языковых высказываний в данном случае также решается с учетом употребления языка. В отличие от философии логического анализа, где утверждалось, что разного рода заблуждения, которые усваивает человек через язык, связаны с несовершенством языка, которое проявляется в его неоднозначности, в лингвистической философии утверждается, что такие заблуждения обусловлены неправильным употреблением языка. Выступая против всяких тенденций к унификации естественного языка, считая логически совершенный язык лишь одной из возможных «языковых игр», лингвистическая философия одной из основных своих задач, таким образом, видит выявление правил употребления языка, языковых выражений, а методом, который наиболее эффективно позволит это осуществить, - метод лингвистического анализа, т.е. анализа непосредственного употребления языка, представленного как концептуальным анализом, так и логическим анализом речевых актов. Как известно, применение метода лингвистического анализа способствовало развитию теории речевых актов (Дж. Остин, Дж. Серль), выявлению прагматических пресуппозиций (Дж. Урмсон) и правил общения (Г.П. Грайс, Э. Лич), введению понятия им-пликатур речи (Г.П. Грайс), что не только расширило философские горизонты в понимании языка и языковой деятельности, но и существенно обогатило современную лингвистическую прагматику, социолингвистику, риторику. В то же время следует заметить, что ориентация на непосредственный анализ языка в лингвистической философии оказывается тесно связанной с антипсихологизмом. В данном случае антипсихологизм находит выражение в отвлечении при анализе языковых знаков в их употреблении от внутреннего плана сознания/мышления, от внутренних психических процессов, от деятельности мозга и т. д., а также в утверждении того, что прояснение работы сознания/мышления дается преимущественно анализом языка в его непосредственном употреблении [6]. Как антитеза ментализму, в соответствии с которым сознание приобретает субстанциальные характеристики, такая установка должна быть оценена положительно, однако вместе с тем необходимо иметь в виду, что она приводит, с одной стороны, к тому, что становится практически невозможным преодоление тавтологического понимания языкового употребления, когда значение выражений объясняется их употреблением, а употребление - самим конкретным употреблением; с другой стороны, к тому, что существенно затрудняется предотвращение превращения лингвистической философии в своеобразную лексикографию.

Несмотря на то, что философия логического анализа и лингвистическая философия имеют существенные отличия в своих установках, их объединяет такая общая черта, как абстрагирование одних черт языка от других (изоляционизм) в истолковании языка. Ведь если философия логического анализа не учитывает субъектность языка, то лингвистическая философия абстрагируется от роли внутренних психических процессов в речевой деятельности субъекта, и оба эти направления аналитической философии не учитывают образную, образно-чувственную составляющую языка. В результате язык в этих направлениях представлен неполно и усеченно. В настоящее время дос-

таточно очевидной является нерелевантность подобных воззрений на язык, однако означает ли это непременную нерелевантность методов анализа языка, которые сформировались на базе этих воззрений? Следует ответить, что не означает.

И метод логического анализа языка, и метод лингвистического анализа и в настоящее время сохраняют свою значимость при решении конкретных задач, например задач логической семантики, теории референции, теории речевых актов и др. Но эти методы не могут восприниматься как универсальные, в необходимой полноте раскрывающие сущность и основы функционирования языка. Ограниченность возможностей данных методов в анализе языке обнаруживается не только нерелевантностью теорий, которым они соответствовали, но и практическими требованиями, предъявляемыми к теории и философии языка современной технической наукой, реализующей развитие систем интеллектного управления.

Необходимо заметить, что развитие систем интеллектного управления со всей очевидностью показало, что различия между естественным языком и языками программирования во многом обусловлены «глобальными различиями в организации и функционировании управляющих устройств в искусственных системах и в живом мозге» [7. С. 29]. Человеческий способ познания мира в отличие от компьютера характеризуется наличием двух параллельных, совместно работающих, слитых воедино систем познания: рассудок, интеллект или символьно-логическое мышление; система восприятия и образного мышления. Если в моделировании символьно-логической составляющей уже имеются определенные успехи и не последнюю роль в их достижении сыграли исследования в рамках философии логического анализа, то проблема возможности моделирования образного или интуитивного мышления находится в начальной стадии разработки, как и проблема возможности моделирования их синтеза. Решение же данных проблем требует разработки соответствующей теории языка и методологии его анализа, которые позволили бы избежать изоляционизма упомянутых (существующих) теорий.

Стремление преодолеть подобный изоляционизм реализуется, в частности, в формирующейся в 1970-е гг. аналитической философии сознания, где развивается представление о том, что без обращения к явлениям сознания и мыслительных процессов вряд ли возможно адекватное объяснение природы языка и его многообразных реализаций. Иными словами, изгнание психологизма, ранее имевшее место не только в логическом и лингвистическом анализе языка, но и в теоретической лингвистике, сменяется реабилитацией его методологических возможностей.

Как шаг на пути к преодолению тавтологического понимания языкового употребления (когда значение выражений, как уже упоминалось, объясняется их употреблением, а употребление - самим конкретным употреблением (например, в работах позднего Л. Витгенштейна)) это явление заслуживает положительной оценки. Однако вместе с тем следует заметить, что оно приводит к возникновению новых тавтологий.

Например, в теории интенциональности Дж. Серля [8] порождение конкретных высказываний объясняется как инициируемое состоянием убежденности, желательности, ощущения. Но говорить о желаниях, ощущениях, а тем

более убеждениях и намерениях применительно к человеку, считая их чем-то принципиально внеязыковым, недопустимо. А если это так, то в случае Серля языковое поведение объясняется сознательно-языковыми факторами и состояниями. Но тогда, чтобы избежать тавтологии, необходим дополнительный анализ лингвистического статуса этих состояний и механизмов их взаимосвязи с конкретными речевыми актами. Очевидно, что такой анализ не может быть ограничен только логическими или лингвистическими методами и требует для своего осуществления реализации концептуально-методологического синтеза, т.е. привлечения семиотического, информационнокибернетического, эволюционно-генетического методов.

Применение семиотического метода позволяет определить язык как знаковую систему, выполняющую информационно-моделирующую и коммуникативную функции. Также необходимо отметить, что семиотической разработкой понятия «язык», учитывающей общезнаковую основу любого реального языкового образования, воспроизводится более богатый и конкретный уровень системности языка, представленной единством трех аспектов - синтаксического, семантического и прагматического. Как следствие, вполне правомерным выглядит включение в понятие «язык» взаимосвязи языковых явлений в виде своеобразного континуума, составляющими которого являются внутримозговые коды (язык сенсорного воспроизведения действительности, рефлексируемый образный язык, бессознательно-образный язык), вербальный язык общей коммуникации и его художественная составляющая, язык науки в рамках естественно-технической и гуманитарной коммуникации.

Конечно, на первый взгляд утверждение о том, что сенсорный уровень воспроизведения действительности может реализовывать семантические, синтаксические и прагматические отношения, выглядит несколько неожиданным. Однако имеющиеся психофизиологические данные и результаты исследований физиологии высшей нервной деятельности [9-12] позволяют с достаточной определенностью говорить о наличии в сенсорно-перцептивном коде всех трех семиотических измерений. Согласно этим выводам, если определенные нейродинамиче-ские последовательности в рамках данного кода уже на уровне чувственного отражения животных можно считать означающей стороной «языков» мозга, то передаваемая этими последовательностями информация вполне может быть отождествлена с семантикой. Определенный порядок «считывания» параметров внешних стимулов, а также формирования нервной модели поведения в коре мозга образуют синтактику нейродинамической схемы реальной жизнедеятельности живой системы. Что касается прагматики кодов сенсорно-перцептивных реакций, то она также проявляет себя уже в высшей нервной деятельности животных на уровне ощущений и восприятий (который подобен человеческому). Так, например, можно утверждать, что разного рода ощущения и восприятия формируются на основе сравнения («оценки») импульсов, содержащих данные об окружающей среде с возможными параметрами, хранимыми в памяти, и с кодами установки живой системы. В результате чего выстраивается нейрональная модель предпочитаемого будущего и осуществляется «выбор» поведения. Следует заметить далее, что, представляя язык в единстве его континуумных составляющих как тройственное отношение (единство

синтаксиса, семантики и прагматики), семиотика органично связана и с системным подходом, и с теорией информации.

Существующие данные теории информации, составляющие базу информационно-кибернетического метода, позволяют определить термин-понятие «информация» как такое содержание, представленное в знаково-сигнальной форме, которое, во-первых, инвариантно по отношению к кодовым преобразованиям (изменениям сигнально-кодового материального носителя); а во-вторых, способно изменять поведение системы-получателя сигналов в сторону повышения упорядоченности. С этими определениями связано также представление о том, что, будучи универсальным (своеобразным) свойством материального мира, феномен информации наибольшего своего проявления достигает именно в функционировании сознания и языка, вследствие чего последние выполняют в жизнедеятельности человека как информационно-моделирующую функцию, так и функцию управления.

Что касается эволюционно-генетического метода, то его применение позволяет представить язык как динамический феномен в единстве диахронического и синхронического аспектов. Это действительно важно, потому что ведущие тенденции эволюции, проявляясь в трансформации структурных и функциональных сторон языка, оформляются как раз в те свойства реальной языковой системы, которые при соответствующем синхронно-логическом анализе могут стать основой его научной модели, призванной объяснить как настоящие, так и перспективные реализации языка.

Данные методы в своей совокупности, таким образом, оформляют и развивают концептуальные представления о языке как о динамической знаковой системе, выступающей одновременно и средством информационного моделирования мира, и средством общения, управления и самоуправления. Представление о языке как своеобразном континууме знаковых систем, развиваемое в рамках данной концептуальной схемы, позволяет рассматривать языковые и мыслительные процессы как протекающие в постоянных взаимо-переходах и взаимоопределении. Причем такое взаимоопределение оказывается важным как в диахроническом аспекте, когда ведется речь о генезисе языка и мышления, так и в синхроническом, когда ведется речь о порождении высказываний.

Конечно, при этом следует учитывать, что вербальный язык является самой совершенной частью языкового континуума и оказывает существенное влияние на мышление использующего его субъекта в онто- и филогенезе. В этом смысле показательно высказывание А.А. Потебни: «Не следует, однако, забывать, что умение думать по-человечески, но без слов, дается только словом и что глухонемой без говорящих или выученных говорящими учителями век оставался бы почти животным» [13. С. 146]. Однако вместе с тем необходимо иметь в виду и обратное влияние невербального мышления на язык, и здесь оказываются значимыми представления о внутримозговых кодах (язык сенсорного воспроизведения действительности, рефлексируемый образный язык, бессознательно-образный язык) как составной части языкового континуума. Саму возможность взаимоопределения и взаимоперехода языка и мышления следует искать в генетических связях между частями языкового континуума, о каковых, например, позволяет говорить наличие у сенсорно-

перцептивных кодов таких семиотических измерений, как семантика, синтаксис и прагматика, которые выраженное представительство получают в вербальном языке. Выявление этих связей, механизма их действия, их роли во взаимосвязи языка и мышления, конечно, требует отдельного анализа [14], однако и на основании изложенного представляется справедливым утверждать, что предложенный концептуально-методологический синтез позволяет, с одной стороны, преодолеть изоляционизм, проявляющийся в теориях языка, сформированных в рамках философии логического анализа (рассмотрение семантики и синтаксиса исключительно с логических позиций, игнорирование субъектности языка, параллелизм мышления и языка) и философии лингвистического анализа (абсолютизация прагматического аспекта в языке, исключение внутренних психических процессов при анализе речевой деятельности субъекта, интерпретация языка как совокупности не связанных между собой языковых игр), а с другой - избежать тавтологии в объяснении процесса порождения высказываний, реализующейся в рамках аналитической философии сознания.

Преодоление изоляционизма становится возможным, так как синтетический концептуально-методологический подход, позволяя применение спектра методов к анализу языка (от логического метода до эволюционногенетического), позволяет рассматривать язык в единстве его многообразных проявлений и в единстве синтаксических, семантических и прагматических отношений. Учитывая многообразие проявлений языка, а также его взаимообусловленную связь с мышлением, данный подход позволяет избежать как параллелизма, так и антипсихологизма в истолковании этой связи и делает возможным рассмотрение языка как продукта субъектной деятельности. Кроме того, синтетический концептуально-методологический подход, открывая возможности для прояснения лингвистического статуса состояний убежденности, желательности, которые в теории интенциональности Дж. Серля предстают инициирующими порождение конкретных высказываний, позволяет преодолеть реализующуюся в ней тавтологию [15].

Перечисленное, таким образом, демонстрирует определенные

достоинства предложенного синтетического концептуально-

методологического подхода. Вместе с тем совершенно очевидно, что, являясь принципиально междисциплинарным (здесь учитываются данные, в частности, физиологии высшей нервной деятельности, нейрофизиологии, зоопсихологии, когнитивной психологии, лингвистики, логики), этот подход выходит далеко за пределы собственно аналитической философии языка, которая в настоящее время существует в состоянии своеобразного парадокса, когда, имея методологический аппарат языкового анализа, она не предлагает релевантное концептуально-теоретическое объяснение языка. Действительно, непродуктивность атомистической трактовки языка показала философия лингвистического анализа, в то же время недостатки последней в трактовке языка обнаружило, в частности, развитие систем интеллектного управления. Тогда достаточно актуальным является вопрос о том, каковы же перспективы преодоления данного парадокса или, другими словами, каковы перспективы дальнейшего развития аналитической философии языка?

Представляется справедливым утверждать, что ни философия логического анализа, ни философия обыденного языка изначально и не ставили своей целью создание какой-либо целостной теории языка, а развивали лишь отдельные теоретические воззрения на язык, позволяющие обосновать используемую методологию в анализе языка, его роли в познании. Думается, не в последнюю очередь это было обусловлено критическим отношением к метафизике, в результате чего и любые попытки обобщения рассматривались как выходящие за пределы философского исследования, объектом которого должны с этих позиций выступать факты, а не отвлеченные от них сущности. Однако именно подобная установка обусловила развитие изоляционизма в истолковании языка как в философии логического анализа, исключавшем субъектность языка из своего рассмотрения, так и в лингвистической философии, исключавшей обращение к внутренним явлениям сознания/мышления при анализе языка, в частности, потому, что взятая вне речевых проявлений категория сознания трактовалась здесь как метафизическая, пустая категория, обращение к которой только затрудняет анализ языка. Как ни странно, критическое отношение к метафизике и обобщениям сближает аналитическую философию языка со своим антиподом - философским постмодернизмом.

Критикуя метафизические и рационалистические установки философской классики, философский постмодернизм развивает оригинальный изоляционистский подход к истолкованию языка. При таком подходе фактически устраняется денотативный компонент из структуры слова-знака, когда утверждается, что знак обозначает не столько предмет, сколько его отсутствие («отсутствие наличия»), а в итоге свое «принципиальное отличие» от самого себя [15]; развивается панъязыковой характер мышления и, как следствие, объявляется теоретическая «смерть субъекта», т.е. субъект рассматривается как точка пересечения различных текстов и как не имеющий в таком случае возможности претендовать на оригинальность своих мыслей и их выражения. В постмодернизме, таким образом, язык предстает исключительно самопо-рождающим явлением, «бездной» хаотичных, одновременно сосуществующих часто противоположных смыслов. Ж. Деррида, например, пишет: «... Никогда ничего не существовало кроме письма, никогда ничего не было, кроме дополнений и замещающих обозначений, способных возникнуть лишь только в цепи дифференцированных референций. “Реальное” вторгается и дополняется, приобретая смысл только от следа или апелляции к дополнению. И так далее до бесконечности, поскольку то, что мы прочли в тексте: абсолютное наличие, Природа, то, что именуется такими словами, как “настоящая мать” и т. д., - уже навсегда ушло, никогда не существовало; то, что порождает смысл и язык, является письмом, понимаемым как исчезновение наличия» [16. Р. 228; цит. по: 17. С. 38; 18. С. 314]. С этих позиций проникнуть в суть связей языковых смыслов человек не в состоянии, он может их только лишь описать, используя, в частности, метод деконструкции, т. е. метод восстановления смысла текста путем обнаружения связанных с ним других смыслов, других текстов.

Хотя данные представления имеют и определенные цивилизационные основания (развитие Интернет-реальности, где особенно ярко проявляет себя феномен, названный «смертью субъекта»), и небесполезные следствия (по-

вышение внимания к проблемам интерпретации и полисемии), вместе с тем они серьезно затрудняют построение каких бы то ни было системнотеоретических конструкций языка. Постмодернистская трактовка языка приводит к тому, что в триаде язык - субъект - действительность, которая, как правило, составляет каркас любого теоретического объяснения языка, второй и третий ее компоненты - субъект и действительность - оказываются поглощены языком. В таком случае можно говорить о том, что, отталкиваясь от критики метафизики, постмодернизм парадоксальным образом формирует своеобразную метафизику языка, текста, в которой невозможно его системное, концептуальное объяснение.

Что касается аналитической философии языка, то, хотя в ней и можно отметить тенденции, ведущие к формированию метафизики языка, следует подчеркнуть тем не менее что в полном смысле слова она таковой не является. Несмотря на то, что и в философии логического анализа, и в лингвистической философии субъект и действительность представлены своеобразно, усеченно, они тем не менее не сведены полностью к тотальности языка. Это указывает на то, что аналитическая философия языка имеет внутренний потенциал для построения системных представлений о языке. В то же время возможность таких построений требует допущения оправданности и необходимости обобщенных представлений, включения области непосредственно ненаблюдаемого в анализ языка. А это означает необходимость определенной смены методологических установок в аналитической философии, которая в рамках программы критики метафизики формировала критический настрой к обобщенным конструкциям.

Следует заметить, что со второй половины XX в. такая смена уже реализует себя в аналитической философии, что проявляется, например, в развитии аналитической метафизики, которая представлена, например, «дескриптивной метафизикой» П. Стросона, возможными мирами С. Крипке. О смене методологических установок в аналитической философии свидетельствует и уже упоминавшаяся теория интенциональности Дж. Серля, которая демонстрирует значимость включения в анализ языка феномена сознания, которое больше не может рассматриваться как пустое понятие, относящееся к сфере ненаблюдаемого. Как уже отмечалось, подобное включение имеет особое значение в свете проблем развития систем интеллектного управления, а в плане построения теоретической конструкции языка оно оказывается важным, поскольку делает возможным преодоление изоляционизма в трактовке языка. Разумеется, предсказать, как именно может реализовываться такое преодоление в аналитической философии, достаточно трудно. Однако если допустить, что оно будет идти по пути концептуально-методологического синтеза, то тогда логично встанет вопрос о самоопределении аналитической философии языка как специфического способа его осмысления.

Итак, в качестве своеобразного резюме хотелось бы отметить следующее. Хотя методология аналитической философии языка отличается определенной продуктивностью в его анализе, тем не менее ее возможности в формировании никоей общей, целостной теории языка ограничены вследствие изоляционизма, свойственного вообще аналитическим представлениям о языке. Как показал проведенный в статье анализ, аналитическая философия языка

содержит внутренний потенциал для преодоления изоляционизма развиваемых в ней взглядов на язык. Не в последнюю очередь наличие такого потенциала обусловлено сменой ее методологических установок, касающихся, в частности, критики метафизики и использования суждений общего характера. Разумеется, данная смена в аналитической философии не означает возврата к классической метафизике, а подразумевает признание эвристичности метафизических построений в решении разного рода философских и научнотеоретических проблем, притом, что любое такое построение рассматривается здесь лишь как одна из возможных конструкций мира, имеющая некое инструментальное значение в его познании. Смена отношения к метафизике допускает и смену отношения к суждениям общего характера, обобщениям и делает потенциально возможным формирование общей аналитической теории языка. Однако необходимый при таком формировании концептуальнометодологический синтез, объединяющий методы логического и лингвистического анализа, семиотический, информационно-кибернетический, эволюционно-генетический методы, выводит исследования языка за пределы собственно аналитический философии языка, в результате чего достаточно важной (актуальной) становится проблема самоидентификации аналитической философии как философии языка.

Литература

1. Васильев С.Н. От классических задач регулирования к интеллектному управлению. II // Известия Академии наук. Теория и системы управления. 2001. № 2. C. 5-21.

2. Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. М.: ВИНИТИ, 1977. Вып. 8. С.181-210.

3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М: Изд-во иностранной литературы, 1958. 131 с.

4. Фреге Г. Мысль: логическое исследование // Философия. Логика. Язык / под ред. Д.П. Горского, В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. С. 18-48.

5. Рассел Б. Дескрипции // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1982. Вып. 17. С. 24-55.

6. Витгенштейн Л. Философские исследования // Л. Витгенштейн. Философские работы. Ч. I: пер. с нем. М.С. Козловой. М.: Гнозис, 1994. С. 75-320.

7. Чайлахян Л.М. Искусственный интеллект и мозг (Можно ли моделировать мозг средствами искусственного интеллекта?) // Новости искусственного интеллекта. 2001. № 4. С. 29-43.

8. Searle J. Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 277 p.

9. БрунерДж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 412 с.

10. Зорина З.А., Смирнова А.А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны (Способны ли высшие животные к оперированию символами?) М.: Языки славянских культур, 2006. 424 с.

11. Иваницкий А.М. Физиологические основы сознания и проблема искусственного интеллекта // А. М. Иваницкий Искусственный интеллект: Междисциплинарный подход / под ред. Д.И. Дубровского, В.А. Лекторского. М.: ИИнтеЛЛ, 2006. С. 90-99.

12. ПрибрамК. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975. 464 с.

13. ПотебняА.А. Мысль и язык // А.А. Потебня. Слово и миф. М.: Правда, 1989. С. 17-200.

14. Мальчукова Н.В. Субъектность и исчислительность в объяснении функционирования языка // Философские науки. 2009. № 8. С. 97-112.

15. Деррида Ж. Позиции: пер. с фр. В.В. Бибихина. М.: Академический проект, 2007. 160 с.

16. Derrida J. De la grammatologie. P., 1967. 448 p.

17. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 256 с.

18. Деррида Ж. О грамматологии. М.: ad Manginem, 2000. 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.