Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НЕФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИСХОДНЫХ ДАННЫХ МОДЕЛИ КРЕДИТНОГО СКОРИНГА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ'

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НЕФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИСХОДНЫХ ДАННЫХ МОДЕЛИ КРЕДИТНОГО СКОРИНГА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / КРЕДИТ / СКОРИНГ / КРЕДИТНЫЙ СКОРИНГ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЗАЕМЩИК / НЕФИНАНСОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ВНЕДРЕНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутов Роман Александрович

Статья посвящена исследованию и выявлению новых нефинансовых характеристик скоринга в деятельности кредитных организаций. В рамках исследования рассмотрены наиболее актуальные, требующие внедрения в практику кредитной банковской деятельности характеристики для применения в скоринговых моделях оценки кредитоспособности заемщиков. Подход, используемый коммерческими банками на сегодняшний день, в основном базируется на использовании классических или традиционных источников информации: сюда включаются финансовые характеристики или характеристики, основанные на финансовых данных, и полученные на основе опыта взаимодействия с данным заемщиком. Примерами таких характеристик являются история погашения прошлых кредитов и своевременность внесения платежей, информация о платежной дисциплине, а также балл кредитоспособности, полученный от бюро кредитных историй. Однако, нефинансовые характеристики становятся все более актуальными в контексте последних политических и экономических потрясений. Благодаря нефинансовым характеристикам, представляется возможным учесть не только опыт взаимодействия с заемщиком на основе статистических данных, сформированных до начала кризиса, но и на основе других данных, способных улучшить общее качество скоринговой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF THE USE OF NON-FINANCIAL INDICATORS AS INPUT DATA FOR THE MODEL OF CREDIT SCORING OF LEGAL ENTITIES

The article is devoted to the study and identification of new non-financial characteristics of credit scoring in the banking. Within the framework of the study, the most relevant characteristics that require introduction into the practice of credit banking are considered for use in scoring models for assessing the creditworthiness of borrowers. The approach used by commercial banks today is mainly based on the use of classical or traditional sources of information: this includes financial characteristics or characteristics based on financial data and obtained on the basis of experience of interaction with this borrower. Examples of such characteristics are the history of repayment of past loans and the timeliness of payments, information about payment discipline, as well as the credit score received from the credit history bureau. However, non-financial characteristics are becoming increasingly relevant in the context of recent political and economic shocks. Due to non-financial characteristics, it is possible to take into account not only the experience of interaction with the borrower on the basis of statistical data generated before the crisis, but also on the basis of other data that can improve the overall quality of the scoring model.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НЕФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИСХОДНЫХ ДАННЫХ МОДЕЛИ КРЕДИТНОГО СКОРИНГА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Возможности и ограничения применения нефинансовых показателей как исходных данных модели кредитного скоринга юридических лиц

Крутов Роман Александрович,

аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: rakrutov@mail.ru

Статья посвящена исследованию и выявлению новых нефинансовых характеристик скоринга в деятельности кредитных организаций. В рамках исследования рассмотрены наиболее актуальные, требующие внедрения в практику кредитной банковской деятельности характеристики для применения в ско-ринговых моделях оценки кредитоспособности заемщиков. Подход, используемый коммерческими банками на сегодняшний день, в основном базируется на использовании классических или традиционных источников информации: сюда включаются финансовые характеристики или характеристики, основанные на финансовых данных, и полученные на основе опыта взаимодействия с данным заемщиком. Примерами таких характеристик являются история погашения прошлых кредитов и своевременность внесения платежей, информация о платежной дисциплине, а также балл кредитоспособности, полученный от бюро кредитных историй. Однако, нефинансовые характеристики становятся все более актуальными в контексте последних политических и экономических потрясений. Благодаря нефинансовым характеристикам, представляется возможным учесть не только опыт взаимодействия с заемщиком на основе статистических данных, сформированных до начала кризиса, но и на основе других данных, способных улучшить общее качество скоринговой модели.

Ключевые слова: банк, кредит, скоринг, кредитный скоринг, характеристики, заемщик, нефинансовые характеристики, внедрение, перспективы.

Актуальность темы работы обусловлена первостепенно важной ролью уделения особого внимания ключевым аспектам внедрения новых, ещё мало апробированных и изученных в практике деятельности российских банков нефинансовых характеристик скоринга. Обращает на себя внимание тот факт, что финансовые характеристики скоринга, такие, например, как, платежеспособность, рентабельность, темпы роста доходности и прочие финансовые показатели заемщиков довольно обширно изучены, и в научной кредитно-финансовой сфере встречается множество работ по части оценки финансовых характеристик скоринговых моделей. В свою очередь, нефинансовые характеристики кредитного скоринга более сложны для оценивания и практического использования, поскольку они являются по большей мере качественными, а не количественными. Нефинансовые характеристики, как правило, требуют интерпретации с помощью бальных методик оценки, при этом, банки не всегда уделяют должное внимание нефинансовым характеристикам, ставя во главу угла реальную платежеспособность клиента/потенциального заемщика (которую можно юридически проверить, то есть, ставя во главу угла финансовые характеристики скоринга). Данное обстоятельство актуализирует важность темы исследования.

Под скорингом, как в отечественной [1, с. 81; 2, с. 75 и др.], так и в зарубежной литературе [3, с. 615; 4, с. 1085 и др.] общепринято понимать выбранную банком методику для комплексной оценки платежеспособности юридического или физического лица, или в целом заемщика в независимости от принадлежности к юридическому статусу. Российский законодатель определяет скоринг как кредитную оценку субъекта кредитной истории, рассчитанную на основании оценочных (скоринго-вых) методик [5].

Как правило, в российских банках особое внимание уделяется именно финансовым характеристикам, таким как, платежеспособность клиента, данные о клиенте из БКИ, данные по транзакциям, сопоставление между доходами и расходами и пр. (например, ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ», АО «Альфа Банк» и др.) [6, с. 28].

В зарубежной практике банки зачастую применяют одновременно несколько скоринговых методик для оценки платежеспособности субъекта, что максимизирует эффективность такой оценки (США, Германия, Великобритания и др.) [7].

Заметим, что нефинансовые характеристики в кредитном скоринге могут быть, по нашему мнению, самыми различными, например, для заемщи-

сз о

со £

m Р

сг

от А

о. в

ков - юридических лиц (в первую очередь здесь мы говорим о представителях малого и среднего бизнеса):

• опыт сотрудничества клиента с кредитной организацией, имеется ли такой опыт, положительный он или отрицательный;

• количество лет функционирования юридического лица на отраслевом рынке, то есть с момента юридической регистрации;

• отношения заемщика с судебными органами, то есть привлекался ли ранее к ответственности, имеются ли отношения с судебными приставами и пр.;

• платежная дисциплина клиента по оплате других услуг, то есть несвязанных с банковскими услугами, например, вовремя ли потенциальный заемщик оплачивает штрафы (налоговые, транспортные и др.), расходы водо- и электроснабжения и пр.;

• совпадение реальных собственников компании с указанными в упредительных документах;

• численность сотрудников потенциального заемщика, поскольку, как правило, чем больше количество рабочих, тем платежеспособнее клиент;

• вид предпринимательской деятельности или отрасль деятельности тоже важно, поскольку есть отрасли более и менее доходные, более и менее конкурентоспособные;

• отзывы о потенциальном заемщике, например, на независимом сайте «Отзовик» или других сайтах;

• отношения потенциального заемщика в социальном интернет-пространстве, например, наличие сайта, количество подписчиков, количество лайков;

• и другие нефинансовые характеристики. Основываясь на перечисленных выше нефинансовых характеристиках, представляется возможным разработать ключевые содержательные моменты скоринговой модели, которую предложим назвать «Нефинансовый скоринг». Оценку предложим провести минимум по трехбалльной оценке (от «0» до «2» с шагом 0,66 б.):

• от 0 до 0,66 балла - низкий рейтинг (отказ в займе);

• от 0,67 до 1,32 баллов - средний рейтинг (нужна более тщательная проверка данных для принятия решения о выдаче займа);

• от 1,33 до 2 баллов - высокий рейтинг (выдача займа).

Нефинансовые показатели можно предложить оценить следующим образом, их порядок и названия соответствуют названию предложенной нами модели «Нефинансовый скоринг», являющейся аббревиатурой, сформированной по первым буквам показателей:

- «Н» - наличие сайта в интернете: 0 б. - отсутствие сайта у потенциального заемщика; 1 б. -сайт плохо адаптирован под современные устройства, либо содержит небольшое количество полезной информации; 2 б. - хорошо про-

работанный сайт с множеством различных разделов, при этом достаточно понятный и простой в использовании;

- «Е» - единоначалие, то есть принадлежность компании - потенциального заемщика одному или нескольким владельцам: 0 б. - более

4-х владельцев; 1 б. - от 2-х до 4-х владельцев; 2 б. - один владелец;

- «Ф» - фонд оплаты труда и количество сотрудников: 0 б. - на предприятии числится менее

5-ти чел., а по факту трудятся гораздо больше, 1 б. - численность от 5-ти до 25-ти человек, 2 б. - более 25-ти человек;

- «И» - интернет-активность, присутствие компании в социальных сетях: 0 б. - отсутствие активности в социальных сетях; 1 б. - присутствие компании в социальных сетях; 2 б. - большое количество подписчиков в соцсетях;

- «Н» - налоговая история компании: 0 б. - в настоящий момент есть долги по оплате налогов; 1 б. - долги были, но уже погашены; 2 б. - полное отсутствие долгов по оплате налогов и сборов в настоящем и прошлом;

- «А» - активность в информационном поле с точки зрения взаимодействия с клиентами, поставщиками и подрядчиками: 0 б. - отсутствие активности; 1 б. - активность только в интернете; 2 б. - выступления компании по телевидению, радио, на общественных мероприятиях и пр.;

- «Н» - национальная (страновая) принадлежность компании: 0 б. - иностранный заёмщик (на наш взгляд, следует поддерживать отечественные компании); 1 б. - имеет дочерние компании за рубежом; 2 б. - полностью отечественная компания;

- «С» - судебные отношения и история взаимодействия с различными уровнями судебной системы: 0 б. - в настоящее время находится в процессе разрешения судебных претензий или выступает ответчиком в суде; 1 б. - как минимум один раз и более привлекался в суде в качестве ответчика; 2 б. - полное отсутствие каких-либо связей с судебными инстанциями и приставами с момента регистрации лица;

- «О» - опыт сотрудничества банка с клиентом с точки зрения контроля платежной дисциплины и наличия или отсутствия просрочек по платежам: 0 б. - отрицательный опыт (были просрочки платежей); 1 б. - отсутствие истории просрочек платежей; 2 б. - положительный опыт (не было просрочек платежей по кредитам);

- «В» - вид предпринимательской деятельности: 0 б. - отрасль, в которой работает клиент не рентабельна, плохие прогнозы ее развития в будущем; 1 б. - отрасль достаточно рентабельна, представляет собой достаточно стабильную сферу экономики и не имеет признаков стагнации/кризиса; 2 б. - высокодоходная отрасль, характеризуется также лучшими прогнозам развития/роста в будущем;

- «С» - совпадение реальных собственников компании с указанными в учредительных документах (проверка бенефициарных владельцев): 0 б. - не совпадает; 1 б. - нет данных; 2 б. - совпадает;

- «К» - количество лет функционирования юридического лица на отраслевом рынке, то есть с момента юридической регистрации: 0 б. - менее 3-х лет; 1 б. - от 3-х до 10-ти лет; 2 б. - более 10-ти лет;

- «О» - отзывы о потенциальном заемщике: 0 б. - средняя оценка потенциального заемщика на сайте «Отзовик» или любых других сайтах меньше 1-й звезды; 1 б. - оценка от 1-й до 3-х звезд; 2 б. - оценка выше 3-х звезд;

- «Р» - регулярность других платежей, не связанных с банками: 0 б. - в настоящий момент есть долги по оплате штрафов ГИБДД, ЖКХ и др.; 1 б. - долги были, но уже погашены; 2 б. -полное отсутствие долгов в настоящем и прошлом.

Соответственно, подведение итога в виде среднего балла по всем показателям и будет служить индикатором оценки кредитоспособности потенциального заемщика по нефинансовым показателям для принятия окончательного решения о выдаче кредита. Точку отсечения можно рассчитать, исходя из имеющего портфеля кредитов по юридическим лицам.

Таким образом, в рамках представленной статьи рассмотрены перспективы использования и пути внедрения новых нефинансовых характеристик в кредитном скоринге. Разработаны основные концептуальные содержательные моменты новой модели «Нефинансовый скоринг», которая может быть использована кредитными учреждениями для принятия решения о выдачи кредита потенциальному заемщику на основании его нефинансовых характеристик, которые так же целесообразно учитывать во взаимосвязи со стандартными существующими системами скоринга. Польза внедрения новых нефинансовых показателей для скоринга особенно актуальная в контексте сегодняшних экономических и политических условий, санкций и нестабильной социально-экономической ситуации в стране. В этой связи особенно актуально использовать нефинансовые показатели, дающие возможность не менее детально раскрыть характеристику финансовой дисциплины потенциального заемщика и принять окончательное решение о том, стоит ли выдавать ему заём, под какие проценты и на какой срок.

Литература

1. Аршба Л.Н., Скоринг как инструмент оценки надежности контрагента / Л.Н. Аршба, Ю.Г. Га-понько // Европейский журнал естественной истории. - 2022. - № 2. С. 81-88.

2. Шевелев О.С. Общие понятия кредитного рейтинга и наиболее распространенной модели кредитного скоринга / О.С. Шевелев // Пер-

спективы развития современных социально-экономических процессов. - 2022. - С. 74-81.

3. Shena F. Reject inference in credit scoring using a three-way decision and safe semi-supervised support vector machine / F. Shena, Z. Yang, X. Zhao, D. Lanc // Information sciences. - 2022. -№ 606. - Р. 614-627.

4. Kozodoi N. Fairness in credit scoring: assessment, implementation and profit implications / N. Kozodoi, J. Jacob, S. Lessmann // European journal of operational research. - 2022. - № 297. - Р. 10831094

5. О кредитных историях: федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ: в ред. от 20.10.2022 // СЗ РФ. - 2005. - № 1. - Ст. 44.

6. Грибанова А.О. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта оценки кредитоспособности заемщика банка / А.О. Грибанова // Студенческий. - 2021. - № 11. - С. 2731.

7. Кредитный скоринг как инструмент эффективной оценки кредитоспособности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/kreditnyy-skoring-kak-instrument-effektivnoy-otsenki-kreditosposobnosti/viewer (дата обращения: 09.12.2022)

Possibilities and limitations of the use

of non-financial indicators as input data for the model of credit scoring of legal

entities

Krutov R.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article is devoted to the study and identification of new non-financial characteristics of credit scoring in the banking. Within the framework of the study, the most relevant characteristics that require introduction into the practice of credit banking are considered for use in scoring models for assessing the creditworthiness of borrowers. The approach used by commercial banks today is mainly based on the use of classical or traditional sources of information: this includes financial characteristics or characteristics based on financial data and obtained on the basis of experience of interaction with this borrower. Examples of such characteristics are the history of repayment of past loans and the timeliness of payments, information about payment discipline, as well as the credit score received from the credit history bureau. However, non-financial characteristics are becoming increasingly relevant in the context of recent political and economic shocks. Due to non-financial characteristics, it is possible to take into account not only the experience of interaction with the borrower on the basis of statistical data generated before the crisis, but also on the basis of other data that can improve the overall quality of the scoring model.

Keywords: bank, credit, scoring, credit scoring, characteristics, borrower, non-financial characteristics, implementation, prospects.

References

1. Arshba L.N., Scoring as a tool for assessing the reliability of a counterparty / L.N. Arshba, Yu.G. Gaponko // European Journal of Natural History. - 2022. - No. 2. pp. 81-88.

2. Shevelev O.S. General concepts of credit rating and the most common model of credit scoring / O.S. Shevelev // Prospects for the development of modern socio-economic processes. -2022. - pp. 74-81.

3. Shena F. Reject inference in credit scoring using a three-way decision and safe semi-supervised support vector machine / F. Shena, Z. Yang, X. Zhao, D. Lanc // Information sciences. -2022. - No. 606. - p. 614-627.

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

4. Kozodoi N. Fairness in credit scoring: assessment, implementation and profit implications / N. Kozodoi, J. Jacob, S. Lessmann // European journal of operational research. - 2022. - No. 297. - p. 1083-1094

5. On Credit histories: Federal Law No. 218-FZ of 30.12.2004: as amended. from 10/20/2022 // SZ RF. - 2005. - No. 1. - St. 44.

6. Gribanova A.O. Comparative analysis of Russian and foreign experience in assessing the creditworthiness of a bank borrower / A.O. Gribanova // Student. - 2021. - No. 11. - pp. 27-31.

7. Credit scoring as a tool for effective assessment of creditworthiness [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberlen-inka.ru/article/n/kreditnyy-skoring-kak-instrument-effektivnoy-otsenki-kreditosposobnosti/viewer (accessed: 09.12.2022)

Q.

e

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.