Научная статья на тему 'Возможности и ограничения арт-терапевтических техник в исследовании картины мира'

Возможности и ограничения арт-терапевтических техник в исследовании картины мира Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2607
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИВНЫЙ ПОДХОД / АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ / ЛИЧНОСТЬ / КАРТИНА МИРА / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / PROJECTIVE APPROACH / ART THERAPY TECHNIQUES / PERSONALITY / WORLDVIEW / JOURNEY OF LIFE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кудряшова Ольга Владимировна

В статье обосновывается актуальность исследования личности через призму арт-терапевтических техник. Делается вывод о возможностях и ограничениях применения таких техник в исследовании картины мира личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities and Limitations of Art Therapy Techniques in Worldview Study

The article substantiates the relevance of character research through the prism of art therapy techniques. The author makes a conclusion about the possibilities and limitations of such techniques application in the personal worldview study.

Текст научной работы на тему «Возможности и ограничения арт-терапевтических техник в исследовании картины мира»

УДК 159.9.072.5+616.89:7

Возможности и ограничения арт-терапевтических техник в исследовании картины мира

О. В. Кудряшова

В статье обосновывается актуальность исследования личности через призму арт-терапевтических техник. Делается вывод о возможностях и ограничениях применения таких техник в исследовании картины мира личности.

Ключевые слова: проективный подход; арт-терапевти-ческие техники; личность; картина мира; жизненный путь.

У каждого - своя картина мира. Она складывается из тысячи мелочей, миллиона пустяков, пригоршни действительно важных деталей и кучи хлама, заслуживающего помойки, да всё как-то руки не доходят. Мы пишем эту картину, добавляя мазок здесь, мазок - там; мы строим обжитую, уютную Вселенную и счастливы, когда кто-то снаружи подтверждает её правильность, значимость и полезность. Если же внешнее возмущение - слово, факт, поступок - не вписывается в границы, очерченные резной рамой, мы готовы воевать с агрессором до победного конца. Упрямые сидельцы, мы скорее до смерти забьем освободителя, чем покинем камеру, где провели столько счастливых лет.

Воздух свободы для нас мучителен.

Генри Лайон Олди, «Ойкумена. Книга вторая: Куколка»

Представленный эпиграф, с одной стороны, отражает важность того, что у каждого складывается своя картина мира на основе собственного, неповторимого жизненного опыта, тех «мелочей», событий, из которых состоит каждый день нашей жизни, с другой

стороны, указывает на динамичность и одновременно статичность картины мира человека: сложно изменить свои взгляды, нарисованные нами границы «правильности» и «неправильности», «нормы» и «антинормы». Каковы же возможные способы изучения картины мира человека? Каким образом можно «расшифровать» то, что значимо и ценно для него на данном этапе жизни?

Представления человека о действительности являются основой формирования его картины мира. Изучение этого вопроса в отечественной психологии начато А. Н. Леонтьевым [Леонтьев, 1983]. В настоящее время широк спектр исследований, посвященных влиянию различных факторов на картину мира личности. Кроме того, разворачивается полемика вокруг вопроса о разграничении понятий «картина мира» и «образ мира» [Мазлумян, 2009, с. 100-109.]

Картина мира (образ мира, модель мира) - понятие, характеризующее субъективную системность мировосприятия и мироощущения человека, а именно: целостная, многоуровневая система представлений о мире и его взаимосвязях, о других людях, о себе и своей деятельности, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значении и целях [Романова и др., 1992]. Картина мира выступает фундаментом мировосприятия, опираясь на который человек действует в реальном мире. Она является сложнейшим психическим образованием, формируемым с раннего детства, способствующим ориентировке в жизненном пространстве. Картина мира - единый глобальный образ, включающий в себя все известные конкретному человеку образы, понятия, представления.

Остается открытым вопрос о том, возможно ли предусмотреть такой стандартизованный метод диагностики, который удовлетворял бы двум требованиям: позволил бы выявить объем понятий, образов с достаточной полнотой, корректностью, достоверностью

и мог бы использоваться при исследовании личности любого человека. При разработке такого метода следует учитывать, что, во-первых, картина мира индивидуальна, своеобразна, во-вторых, формирование картины мира обусловливается всей суммой культурных воздействий той социокультурной среды, к которой принадлежит человек.

На наш взгляд, исследование картины мира человека возможно в арт-терапевтическом пространстве, где у человека появляется уникальная возможность воссоздать собственную модель мира с помощью различных арт-материалов.

Обратимся к работам отечественных психологов и рассмотрим диагностические возможности арт-терапевтических техник.

По мнению Л. Д. Лебедевой, такие техники обладают диагностическим потенциалом, они пригодны для исследования составляющих личности с их динамичностью, изменчивостью. Процессы изменения не всегда поддаются формализации, поэтому диагностика требует использования соответствующих системных, нелинейных по своей природе процедур [Лебедева, 2003].

Согласно работам Т. Ю. Колошиной, арт-терапия ресурсна, то есть именно в арт-пространстве раскрываются до того неизвестные стороны личности, в первую очередь ресурсные стороны, при этом, несомненно, важно осознание, понимание и принятие себя [Колошина, 2010, с. 10]. Диагностическая процедура настолько вплетена в терапевтический процесс, что нивелируется возможность «включения» защитных механизмов личности, и это дает возможность получить максимально точные результаты при исследовании человеческой индивидуальности [Лебедева, 2003, с. 14]. В этом и состоит преимущество арт-терапевтических техник.

В каждом заложена способность к проецированию своих внутренних состояний на объекты внешнего мира. Создание арт-объектов - это способ выразить свои состояния через творческую

деятельность, зафиксировать свой эмоциональный опыт в визуальной форме, затем становится возможным осознание новых граней мировосприятия и их «облекание» в словесную форму [Naumburg, 1958, p. 511]. Иными словами, любой продукт творческой деятельности отражает индивидуально-психологические свойства автора, его мироощущения, характер, самооценку.

Рассмотрим арт-терапевтические техники в сравнении с проективными тестами, что позволит раскрыть некоторые преимущества арт-терапевтической диагностики. Отметим, что число тематических заданий для графических проективных тестов ограничено: например, к классическим относят рисунок семьи (В. Вульф;

В. Хьюлс; Р. К. Берне, С. К. Кауфман), «Дерево» (К. Кох), рисунок человека (Ф. Гудинаф, Д. Харрис), тест «Дом - дерево - человек» (Д. Бук) и другие. В арт-терапии же допустимы самые разные темы для творчества, однако их диагностическая ценность не возводится в абсолют (Р. Гудман, К. Рудестам, Г. Ферс и др.). При этом арт-терапевтическая интерпретация в отличие от проективных графических методов сопровождается обратной вербальной связью, основанной на рефлексии самого автора, побуждающей его к самостоятельному осознанию содержания своего внутреннего мира [Лебедева, 2003, с. 29-33].

Согласно мнению М. М. Бахтина, нельзя овладеть «внутренним человеком», увидеть и понять его, делая его объектом безучастного, «нейтрального» анализа, характерного для проективного рисования, при котором отслеживаются особенности оформления, композиции, перспективы, пропорций, линий, штриха, освещения (Р. Б. Хайкин), формально-стилевые особенности изображения (М. Е. Бурно) и т. д. [Лебедева, 2003, с. 31-34]. Человека можно расположить к тому, чтобы он раскрылся, лишь через общение, диалог, поэтому арт-терапевтический процесс можно оценить как весьма перспективный.

Творческий продукт, созданный человеком, в рамках феноменологического подхода выступает как выражение внутреннего переживания. Арт-терапевтическая диагностика, актуальная для ряда герменевтических методов, предназначена для реконструкции внутренней логики и смысла тех или иных действий субъекта, которые имеют знаково-символическое выражение. Именно с помощью понимания удается за внешними проявлениями человека увидеть субъективные смыслы, ценности, отношения, переживания и другие гуманитарные сущности. Эти уникальные возможности предоставляются арт-терапевту в процессе вербальной и невербальной коммуникации с клиентом посредством знакомства с его изобразительной продукцией [Колошина, 2010, с. 21].

Диагностическим материалом могут выступать любые продукты деятельности - от рисунка до «модели». Арт-терапевтическая интерпретация рисунков - не самоцель, важен не подсчет количества и качества формальных элементов, хотя, несомненно, основы такой работы присутствуют. Ведется учет формальных составляющих: формы и цвета в их взаимосвязанной динамике, линий и других аспектов и способов символического выражения.

Далее рассмотрим те трудности (ограничения), которые объективно влияют на диагностические возможности арт-терапевтических техник. Например, следует брать в расчет тот факт, что в художественном продукте могут отражаться определенные культурные установки.

Согласно мнению Е. С. Романовой, О. Ф. Потемкиной, сложность заключается в определении авторского компонента в продукте творчества. Необходимо отделить «неавторскую» составляющую, выявить влияние стандарта задания, учесть канву объективной ситуации [Романова и др., 1992], ведь нередко в арт-объекте в первую очередь отражается состояние человека «здесь-и-сейчас».

Трудностью может выступать и субъективное оценивание арт-объектов, и выбор параметров этой оценки исследователем. «Собственная внутренняя жизнь вмешивается в мое восприятие внешнего мира и, возможно, я невольными интерпретациями увожу ребенка с его пути», - отмечает Г. Шоттенлоэр (цит. по: [Лебедева, 2003, с. 33]).

Арт-терапевтическая диагностика рассматривается нами не как самодостаточный, а как вспомогательный метод. Исследователи отмечают, что в сочетании с другими качественными методами именно арт-терапевтическое взаимодействие позволяет максимально полно и бережно представить феноменологическую картину изучаемых явлений, обеспечить глубокое и индивидуализированное их понимание [Колошина, 2010].

Итак, возможности арт-терапевтической диагностики адекватны исследованию картины мира личности: безопасное арт-терапевтическое пространство для самопознания, разнообразие арт-материалов позволяет провести реконструкцию собственной картины мира, учитывающей индивидуальный жизненный опыт, увидеть субъективные смыслы, ценности, отношения, переживания и другие гуманитарные сущности через внешние проявления (как через сам продукт творческой деятельности, так и через словесное описание). Ограничения арт-терапии, несомненно, делают необходимым применение стандартизованных методик, но именно в контексте рисования, конструирования (создания коллажа или арт-объекта) картины мира «рождается» истинное видение мира конкретного человека. При этом важны не только содержательные и структурные аспекты образа мира, но и саморефлексия, то есть приоритетны ориентиры на собственные ассоциации автора, его невербальное поведение и вербальную экспрессию. По мысли, Р. Гудмана, арт-терапия дает человеку возможность «одновременно выступать в качестве “свидетеля” и “непосредственного участника”

изобразительного процесса, осуществлять рефлексию своего опыта, “переводя” информацию о нем с эмоционального на когнитивный уровень» [Лебедева, 2003, с. 35].

Таким образом, возможности арт-терапевтических техник состоят в следующем:

• они обладают диагностическим потенциалом, способны предоставить в распоряжение психолога нелинейные процедуры исследования такого сложного объекта, как картина мира человека;

• они позволяют выявить скрытые ресурсы личности;

• они нейтрализуют возможность «включения» защитных механизмов личности, затемняющих результаты исследования человеческой индивидуальности;

• они дают человеку возможность под наблюдением психолога выразить свои состояния через творческую деятельность, зафиксировать свой эмоциональный опыт в визуальной форме;

• они позволяют получить материал (в виде изготовленного человеком арт-объекта) для саморефлексии, для диалога с психологом по осознанию себя, своего характера, мироощущения, самооценки, для интерпретационной работы.

В свою очередь, ограничения арт-терапевтического подхода к диагностике заключаются в том, что ее результаты могут искажаться:

• влиянием культурных установок;

• влиянием стандарта задания и объективной ситуацией, процедурой проведения диагностики;

• влиянием интерпретационных возможностей и личностных особенностей арт-терапевта.

В настоящее время ощущается недостаток эмпирических данных, актуальных для данной области исследований. Перспективным направлением является изучение картины мира лиц различных социальных общностей [Весна и др., с. 47], ведь среда, окружение

человека во многом определяют, наполняют смыслами, понятиями, содержанием его картину мира.

Литература

1. Весна Е. Б. Исследование структурных и содержательных компонентов картины мира лиц, переживших землетрясение [Электронный ресурс] / Е. Б. Весна, А. А. Кулик. - Режим доступа : http://www.logosbook.ru/ VOS/08_2008/46_52.pdf.

2. Колошина Т. Ю. Арт-терапия : методические рекомендации [Электронный ресурс] / Т. Ю. Колошина. - Москва, 2010. - 75 с. - Режим доступа : http://psy-creation.pp.net.ua/load/19-1-0-37.

3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 256 с.

4. Леонтьев А. Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев ; под ред. В. В. Давыдова и др. - Москва : Педагогика, 1983. - С. 251-261.

5. Мазлумян В. С. Картина мира и Образ мира?! // Мир психологии : Научно-методический журнал / ред. Д. И. Фельдштейн. - 2009. - № 4 (60). -

С. 100-109.

6. Романова Е. С. Графические методы психологической диагностики / Е. С. Романова, С. Ф. Потемкина. - Москва : Дидакт, 1992. - 256 с.

7. Naumburg M. Art therapy : its scope and function // Clinical application of projective drawings / ed. E. F. Hammer. - New York : Grune and Stratton, 1958. - P. 511-517.

© Кудряшова О. В., 2012

Possibilities and Limitations of Art Therapy Techniques in Worldview Study

O. Kudryashova

The article substantiates the relevance of character research through the prism of art therapy techniques. The author makes a conclusion about the possibilities and limitations of such techniques application in the personal worldview study.

Key words: projective approach; art therapy techniques; personality; worldview; journey of life.

Кудряшова Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры прикладной психологии, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (Педагогический институт им. В. Г. Белинского) (Пенза), ovk-13@mail.ru.

Kudryashova, O., senior lecturer, Department of Applied Psychology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Penza State University” (Penza), ovk-13@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.