Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / НАУКОМЕТРИЧЕСКАЯ БАЗА / КОНТЕНТ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Баланова Софья Александровна, Кузнецова Ирина Анатольевна

Цель статьи: проанализировать возможности электронных библиотек для организации научно-исследовательской деятельности в вузе. Методология: в рамках исследования был проведен сопоставительный анализ возможностей востребованных электронных библиотек для организации научно-исследовательской деятельности: CyberLeninka, eLIBRARY.ru, Руниверс, ProjectGutenberg, GoogleКниги, Scopus, WebofScience. Проведен опрос педагогических работников и студентов относительно роли электронных библиотек в научно-исследовательской деятельности. Результаты: многообразие возможностей электронных библиотек позволяет качественно организовывать научно-исследовательскую работу. Исследование показало, что востребованными возможностями электронных библиотек при организации научно-исследовательской деятельности в вузе являются легкий многопользовательский и удаленный доступ, низкие требования к пространству, возможность полнотекстового поиска, доступность контента круглосуточно, расширенный диапазон тем и актуальный контент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Баланова Софья Александровна, Кузнецова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAPABILITIES OF ELECTRONIC LIBRARY SYSTEMS IN THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITIES

The purpose of the article: to analyze the possibilities of electronic libraries for the organization of research activities at the university. Methodology: within the framework of the study, a comparative analysis of the possibilities of popular electronic libraries for the organization of research activities was carried out:CyberLeninka, eLIBRARY.ru , Runivers, ProjectGutenberg, GoogleBooks, Scopus, WebofScience. A survey of teaching staff and students on the role of electronic libraries in research activities was conducted. Results: the variety of possibilities of electronic libraries makes it possible to organize high-quality research work. The study showed that the popular features of electronic libraries in the organization of research activities at the university are easy multi-user and remote access, low space requirements, the possibility of full-text search, the availability of content around the clock, an expanded range of topics and relevant content.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

4. Экологическое: 1 - единство с природой, 2 - мир на земле, 3 - умеренность; 4 - защита окружающей среды; 5 - чистоплотность.

5. Физическо-оздоровительное: 1 - здоровье; 2 - умеренность; 3 - разнообразие жизни; 4 - интересная жизнь; 5 - внутренняя гармония.

Мы наблюдаем рост ценностного отношения к разным составляющим направлений воспитания.

С формированием ценностного отношения растет профессиональная мобильность студента, происходит активизация внутренних ресурсов и усвоение норм и образцов поведения.

Выводы. Деятельность современного куратора в воспитательном процессе позволяет выстроить результативный процесс взаимодействия, организовать слаженную работу в командах. Реализуя каждое направление воспитания, куратор включает формы взаимодействия, направленные на формирование профессиональных компетенций. То есть современная воспитательная деятельность включает в себя формирование не только гибких навыков, реализуемых студентами в различных сферах жизнедеятельности, но и профессиональные, жесткие навыки, относящиеся к конкретной сфере.

Затрагивая разные направления воспитания, с помощью методов, форм, технологий куратор или тьюторразвивает ценностное отношение студентов к составляющим собственной жизни, к профессиональной деятельности. Чем выше уровень ценностного отношения, тем легче студент ориентируется в повседневной и профессиональной жизни. Студент обретает личностные смыслы в избранной профессии.

Литература:

1. Бабаев, Д.Б. Организация воспитательной деятельности кураторов в процессе формирования личности студентов / Д.Б. Бабаев, З.С. Божонов // Инновации и рискологическая компетентность педагога: Сборник научных трудов Шестнадцатой Международной заочной научно-методической конференции. В 2-х частях, Саратов, 13 марта 2020 года. Часть 1. - Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. - С. 40-45. - EDN HTYHFN.

2. Васильева, Е.Н. Куратор - организатор воспитательного процесса в группе / Е.Н. Васильева, В.А. Сердюк, С.Е. Карпова // Образование и воспитание. - 2018. - № 4(19). - С. 47-48. - EDN YBSCJV.

3. Ваганова, О.И. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов / О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова, Н.С. Абрамова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 1(26). - С. 277-280. - DOI 10.26140/bgz3-2019-0801-0073. - EDN VQEKHK.

4. Гречкина, Ю.С. Задачи куратора в процессе индивидуально-воспитательной работы со слушателями (курсантами) / Ю.С. Гречкина, И.А. Ефремов // Юридический альманах: Сборник научных трудов. Выпуск 6. - Москва: ИП Черняева Ю.И., 2020. - С. 231-236. - EDN ICKAVK.

5. Кадирова, А.М. Роль куратора в воспитательном процессе учебного заведения / А.М. Кадирова // Прикладные вопросы точных наук: Материалы III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, посвящённой 60-летию со дня образования Армавирского механико-технологического института, Армавир, 01-02 ноября 2019 года. - Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2019. - С. 292-295. - EDN BUBFWX.

6. Котельникова, Е.Ю. К вопросу о воспитании студентов в современном вузе / Е.Ю. Котельникова // Современный ученый. - 2022. - № 3. - С. 141-145. - EDN EAWYSV.

7. Кушнаренко, И.А. Формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России в процессе воспитательной деятельности педагога-куратора / И.А. Кушнаренко, Е.П. Панкратова // Вестник экономической безопасности. - 2019. - № 3. - С. 379-383. - DOI 10.24411/2414-3995-2019-10198.

- EDN OQHHZR.

8. Плотников, Е.А. Куратор - центральная фигура воспитательного процесса в высшей школе / Е.А. Плотников // Беларусь в современном мире: Материалы VII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Гомель, 22 мая 2014 года. - Гомель: Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого, 2014.

- С. 321-323. - EDN RVMSEH.

9. Потапова, Е.А. Деятельность куратора академической группы как важный компонент воспитательного процесса в вузе / Е.А. Потапова // Международный академический вестник. - 2020. - № 2(46). - С. 35-40. - EDN KEINPF.

10. Рифицкая, И.И. Роль куратора в учебно-воспитательном процессе / И.И. Рифицкая // Теория и методика профессионального образования. - 2021. - № 8. - С. 158-163. - EDN YMRSFH.

Педагогика

УДК 378

директор, старший преподаватель Петровский Александр Михайлович

Нижегородский государственный технический университет

имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород);

Дзержинский политехнический институт (г. Дзержинск);

магистрант Баланова Софья Александровна

Нижегородский государственный технический университет

имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород);

Дзержинский политехнический институт (г. Дзержинск);

кандидат технических наук, доцент Кузнецова Ирина Анатольевна

Нижегородский государственный

инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Цель статьи: проанализировать возможности электронных библиотек для организации научно-исследовательской деятельности в вузе. Методология: в рамках исследования был проведен сопоставительный анализ возможностей востребованных электронных библиотек для организации научно-исследовательской деятельности: CyberLeninka, eLIBRARY.ru, Руниверс, ProjectGutenberg, Google^^^ Scopus, WebofScience. Проведен опрос педагогических работников и студентов относительно роли электронных библиотек в научно-исследовательской деятельности. Результаты: многообразие возможностей электронных библиотек позволяет качественно организовывать научно-исследовательскую работу. Исследование показало, что востребованными возможностями электронных библиотек при организации научно-исследовательской деятельности в вузе являются легкий многопользовательский и удаленный

доступ, низкие требования к пространству, возможность полнотекстового поиска, доступность контента круглосуточно, расширенный диапазон тем и актуальный контент.

Ключевые слова: высшее образование, информационная грамотность, наукометрическая база, контент, научно-исследовательская деятельность.

Annotation. The purpose of the article: to analyze the possibilities of electronic libraries for the organization of research activities at the university. Methodology: within the framework of the study, a comparative analysis of the possibilities of popular electronic libraries for the organization of research activities was carried out:CyberLeninka, eLIBRARY.ru , Runivers, ProjectGutenberg, GoogleBooks, Scopus, WebofScience. A survey of teaching staff and students on the role of electronic libraries in research activities was conducted. Results: the variety of possibilities of electronic libraries makes it possible to organize high-quality research work. The study showed that the popular features of electronic libraries in the organization of research activities at the university are easy multi-user and remote access, low space requirements, the possibility of full-text search, the availability of content around the clock, an expanded range of topics and relevant content.

Key words: higher education, information literacy, scientometric base, content, research activities.

Введение. Научная сфера - одна из тех, где творческий потенциал человека раскрывается по максимуму: итогом этой деятельности становится внутреннее развитие самого исследователя и обогащение мира новым открытием [4, C. 92]. Первостепенной функцией научной деятельности является повышение результативности всех видов деятельности, направленных на создание технологий, способствующих экономическому развитию страны. В соответствии со Стратегией развития воспитания до 2025 года в качестве направления воспитания выступает популяризация научных знаний. Данное направление предполагает создание условий для получения обучающимися достоверной информации о мире, повышение заинтересованности в проведении исследований. Для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных успешно решать образовательные и профессиональные задачи, в процессе обучения важно организовывать научно-исследовательскую работу.Результаты исследований выступают показателем уровня квалификации профессорско-преподавательского состава [7, C. 80].

Достигнуть высоких результатов в научно-исследовательской деятельности возможно при использовании качественной литературы и правильном подборе источников информации. Исследователю необходимы не только общеизвестные факты и сведения по теме, но и ценные знания, связанные с направлением работы. Актуальным является вопрос использования качественной методики поиска необходимых источников информации, которая обеспечит и скорость получения результатов, и их полезность для ученого. В соответствии с Концепцией развития вузовских библиотек России необходимо создавать условия для устойчивого развития российской науки и образования, гарантировав их поступательный рост за счет модернизации деятельности библиотек.В соответствии с Федеральным законом N 273-Ф3 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

Подбор литературных источников является важным этапом предварительной работы научно-исследовательской деятельности. Благодаря этому списку можно оценить качество проведенной работы. Количество литературы постоянно растет, повышается доступность платформ для подбора источников [2, C. 92]. Уже давно стало очевидно, что объемы информации, хранящиеся в традиционных библиотеках, делают затруднительным хранение, распространение, поиск и учет источников. Перевод информации в электронную форму позволяет решать эти проблемы. Статистика показывает, то информационная среда содержит больше литературных источников, чем библиотеки. В условиях большого выбора библиотечных сервисов, приоритетным направлением в образовательном процессе становится развитие навыков ориентироваться в большом информационном пространстве. Количество пользователей электронными библиотечными системами ежегодно увеличивается вдвое. Молодое поколение предпочитает работать с электронными носителями. В одном из докладов на последней конференции ИФЛА прозвучали слова студентов университета в Гонконге: «Мы не хотим возвращаться в старый печатный мир».

В отчете «Mapping the Future of Academic Libraries», подготовленном Ассоциацией публичных, школьных и вузовских библиотек Великобритании, одной из парадигм развития библиотек в современном мире является «Библиотека как цифровое третье место». Современные библиотеки ориентированы на совместную деятельность в международном пространстве для создания и развития виртуальных сообществ ученых. Отличительной чертой таких библиотек является создание цифровой среды, свободной от коммерческих императивов.

Библиотечные системы сочетают в себе возможность пользоваться фондами источников первичной информации, нормативными документами, аудиовизуальными материалами, каталогами, библиографическими карточками и другими инструментами. В современном мире электронные системы являются инструментом распространения информации для широких слоев населения. Электронные библиотеки становятся незаменимым помощником во многих областях жизнедеятельности. Электронные библиотеки отличаются от традиционной публикации тем, что читатель в результате цифрового взаимодействия получает возможность непосредственно работать с документами. Функции электронных библиотек позволяют пользователям осуществлять поиск по ключевым словам, конкретным темам, дисциплинам. Современные возможности предоставляют широкие возможности для использования электронных библиотек в образовательном процессе [9, C. 85].

Технологии 21 века позволяют получать любую информацию, не выходя из дома. Электронные библиотеки помогут ознакомиться с художественным текстом, специальной литературой, нормативными документами [6, C. 130]. Одним из важнейших преимуществ электронной библиотеки является получение необходимой информации независимо от территориального нахождения. Чтением литературы можно заняться как в образовательной организации, так и дома. Причем выбор устройства также зависит от предпочтений пользователя. Оперативность предоставляемой информации являются еще одним преимуществом электронной библиотеки. Пользоваться библиотечными системами в сети Интернет могут люди любого возраста, профессии и вкусов. Благодаря возможностям электронной библиотеки расширяется доступ читателей к эксклюзивным источникам.

Единой классификации, сочетающей в себе все признаки электронных библиотечных систем, не существует. Одной из полных классификаций является разделение по способу создания. Выделяются генерируемые электронные библиотеки, когда литература создается держателями фонда. Агрегируемые представляют собой систему электронных документов, составленную из уже существующих коллекций. Смешанные состоят как из заимствованных изданий, так и из подготовленных самостоятельно [5, C. 160].

Изложение основного материала статьи. Электронные библиотечные системы образовательных организаций направлены на то, чтобы облегчить преподавателям и студентам обучение и организацию научно-исследовательской деятельности. К характеристикам современных библиотек относятся открытость, доступность и результативность. В

Университете Сиракус было проведено исследование между академическими, корпоративными и государственными заказчиками. 72% респондентов высказались, что использование электронной библиотеки позволит удовлетворить потребности пользователей. 58% отметили, что хотят обеспечить своим пользователям доступ к разнообразному контенту. Сиракузский университет по-прежнему приобретает печатные издания и имеет богатую библиотеку. Однако уже заметно сократился объем печатных материалов. Традиционные источники отправляются в хранилище. Использование печатной литературы сокращается благодаря разработанным качественным онлайн-базам данных.

Образовательным организациям с большим объемом программ дистанционного обучения в первую очередь должны внедрять электронные библиотеки. Около 20% респондентов отметили, что их переход на системы библиотечных сервисов связан с насыщенностью глобальных сайтов. Мелисса Бельвади, библиотекарь по работе с пользователями и коллекциям в Университете Острова Принца Эдварда в Канадеуказывает, что использование платформы Elsevier Science Direct позволяет знакомиться с исследованиями из первых рук независимо от места нахождения. Научная ценность ScienceDirect состоит в надежности, современности и быстром поиске необходимой информации.

A. Leguina, S. Mihelj, J. Downeyв своих исследованиях отмечают, что библиотечные системы являются ключевым местом для культурного развития. Было проведено исследование, направленное на определение взаимодействия культурного и цифрового капитала библиотечных систем. Результаты позволили выявить четыре группы пользователей электронными системами: традиционный, активный, семейный и технический доступ. Каждая группа пользователей обладает своими особенностями. Поскольку библиотеки играют роль по сокращению социального неравенства, важно адаптировать их к конкретным характеристикам пользователей [1].

Д.Н. Грибков утверждает, что создание межвузовских электронных библиотек сложное явление. Каждая библиотека обладает своими особенностями. Университетские электронные библиотеки предполагают наличие специфической литературы, характерной для конкретной образовательной организации. Автор выделяет наиболее востребованные информационные ресурсы, характерные для академического сообщества: Национальная Электронная Библиотека; Научная электронная библиотека eLibrary.ru. Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА», так же выделяет зарубежные ресурсы: DART-Europe, Dialnet, HAL, OATD (OpenAccessThesesandDissertations) [3, C. 9].

В процессе исследования стоял вопрос рассмотрения востребованных электронных библиотечных систем, способствующих реализации научно-исследовательской деятельности. Для этого был проведен обзор отечественного и зарубежного опыта.

В процессе исследования рассматривалось развитие электронных библиотек за последние пять лет. Были проанализированы данные со статистического сайта https://be1.ru, где показана динамика посещаемости востребованных электронных библиотек, описана география пользователей.

Использовались эмпирические методы. Был проведен опрос педагогических работников высших учебных заведений. Опрос заключался в выявлении необходимых возможностей электронных библиотек для качественной организации научно-исследовательских работ. В процессе исследования был проведен опрос педагогических работников и студентов относительно роли электронных библиотек в реализации научно-исследовательской деятельности в виде анкеты. Анкета включала в себя характеристики, которые необходимо было расположить в порядке убывания. В рамках исследования был проведен сопоставительный анализ возможностей востребованных электронных библиотек для организации научно-исследовательской деятельности. В качестве сравнения были представлены eLIBRARY.ru, Проект «Гутенберг», Scopus, WebofScience, Гугл книги.

В процессе анализа востребованных электронных библиотек нами были выделены основополагающие принципы относительно их содержания:

- принцип актуальности предполагает, что информация должна отражать действительное состояние объекта в настоящий момент времени;

- принцип достоверности отражает истинное и правдивое положение дел;

- принцип объективности представляет собой то, что информация должна точно отражать развитие объекта;

- принцип информационного единства направлен на исключение противоречий в выводах и несогласованности данных;

- принцип релевантности данных представляет собой предоставление информации по запросу пользователя, исключая работы с данными, не касающихся исследования [8, C. 70].

Соблюдение перечисленных принципов исключает дублирование научных исследований. В соответствии с результатами исследований американских ученых от 10 до 20% научно-исследовательских работ можно было бы не проводить, если бы была правильно подобрана научная литература по изучаемой проблеме. Рассмотрим некоторые электронные библиотеки, способствующие организации научно-исследовательской деятельности.

CyberLeninka - научная электронная библиотека, позволяющая читать тексты научных статей совершенно бесплатно. КиберЛенинка несет в себе цель популяризировать различные области наук: математику, психологию, образование, юриспруденцию, историю и другие. Она представляет собой научный архив России и Европы. Для получения полнотекстовых статей необходимо зарегистрироваться на сайте. Регистрация предполагает указание электронной почты. Оформлять подписку не обязательно. Ознакомиться со статьями можно онлайн на сайте или сохранить документ на электронный носитель.

eLIBRARY.ru - научная электронная библиотека, в которой размещены полные тексты научных статей и публикаций. В настоящий момент насчитывается более 18 миллионов текстов. Доступ предоставляется абсолютно бесплатно. После регистрации становится доступно скачивание материалов.

Руниверс - электронная библиотека, предоставляющая возможность найти книги, изданные в России в XIX - начале ХХ века. Обычно это материалы по истории, труды русских философов, энциклопедии, карты, фотографии, выведенные из культурного оборота.

Научная библиотека избранных естественно-научных изданий предназначена для быстрого доступа к естественнонаучным изданиям, получившим широкое распространение в России и за рубежом. Особенность научной библиотеки состоит в том, что доступ предоставляется исключительному кругу студентов и педагогов вузов.

Project Gutenberg - старейшая электронная библиотека, в которой собраны материалы на английском, французском, итальянском, русском языке. Книги можно приобрести онлайн. Библиотека сочетает в себе как художественную, так и научную литературу.

Мировая цифровая библиотека - мировая цифровая библиотека, проект Библиотеки Конгресса США. Библиотека содержит большое количество материалов, представляющих культуры разных стран мира. В проект с 2007 года входит Российская национальная библиотека.

Google Книги - GoogleBooks - сервис полнотекстового поиска по книгам, оцифрованным компанией Google. В библиотеке представлено свыше 10 миллионов книг из крупнейших библиотек США. На сервисе размещаются уникальные

издания XII-XVIII веков, которые не всегда можно найти в Российской национальной библиотеке. Доступна возможность цитирования, которая позволяет быстрее цитировать текст, чем при наборе текста, читая с экрана.

Международная наукометрическая база Web of Science - уникальная площадка, позволяющая легко проанализировать информацию в различных областях науки. Продукт был разработан Thomson Reuters. Объемная поисковая сеть науки сочетает в себе реферативные базы опубликованных научных исследований, в том числе материалы конференций, содержание монографий и патентов.

Scopus - реферативно-библиографическая и наукометрическая база данных. На ней размещены рецензируемые научные журналы, материалы научных конференций, книжных томов. Материалы издаются более 5000 издательствами всего мира. На платформе более 16 миллионов авторских профилей и около 70 тысяч аккаунтов организаций.

Для оценки уровня посещаемости научных электронных библиотек мы воспользовались сервисом https://be1.ru. eLIBRARY.ru посещают пользователи из России (87,22%), Украины (2,83%), Беларуси (1,94%), Казахстана (1,4%), США (1,03%), других стран (5,57%). В сентябре 2021 года количество заходов ровнялось 3 518 420 раз, в октябре этого же года 4 041 463, в ноябре 4 699 604. Результаты статистики свидетельствуют о росте заинтересованности пользователей в научных данных с электронных библиотек.

Проект «Гутенберг» зарекомендовал себя в США (42,89%), Соединенном королевстве (6,28%), Канаде (4,7%), Китае (2,77%), Австралии (2,75%), других странах (40,62%). В сентябре 2021 года количество заходов составляло 5 322 588 раз, в октябре 5 552 812 раз, в ноябре количество немного уменьшилось - 5 103 908 раз. Стабильное посещение проекта «Гутенберг» демонстрирует востребованность электронной площадки.

Scopus пользуются читатели из Китая (9,08%), России (6,39%), Италии (6,25%), США (5,45%), Индии (4,81%), других стран (68,03%). Реферативно-библиографическая и наукометрическая база данных востребована во многих странах. В сентябре 2021 года ее посетили 5 140 692 уникальных пользователей, в октябре 5 286 545, в ноябре 5 560 461. Спрос на научные материалы от месяца к месяцу стабильно высокий.

Web of Science чаще всего используется в Китае (66%), США (3,37%), Турции (2,92%), Чехии (2,44%), Соединенном королевстве (2,39%), других странах (22,88%). В сентябре 2021 года международной наукометрической базой воспользовались 4 135 999 раз, в октябре 4 409 405 раз, в ноябре 4 761 229.

Подробных статистических данных о посещаемости CyberLeninka не указано. Ежемесячный поток пользователей научной электронной библиотекой составляет 234 000 человек. Более 90% читатели из России. Руниверс посещают ежемесячно около 54 120 человек, основной контингент из России. Трафик сайта Гугл книги показывает, что примерная посещаемость за ноябрь 2021 года составила 210 000 000 раз, что указывает на самую высокую заинтересованность пользователей.

Среди 230 педагогических работников высших учебных заведений был проведен опрос по определению возможностей электронных библиотек, необходимых для качественной подготовки к научно-исследовательской деятельности. Анкета была представлена в Google-форме. Результаты описаны на рисунке 1.

■ Легкий многопользовательский и удаленныйдоступ

В Низкие требования к пространству

U Возможность полнотекстового поиска

Н Доступность контента круглосуточно

■ Расширенный диапозон гем

И Актуальный контент

Рисунок 1. Распределение возможностей электронных библиотек

Полученные результаты опроса свидетельствуют, что чаще всего педагоги заинтересованы в том, чтобы электронная библиотека предоставляла следующие возможности:легкий многопользовательский и удаленный доступ (20%), низкие требования к пространству (9%), возможность полнотекстового поиска (13%), доступность контента круглосуточно (22%), расширенный диапазон тем (14%) и актуальный контент (22%).

В процессе исследования необходимо было систематизировать представления педагогов и студентов о роли электронных библиотек в организации научно-исследовательской деятельности. С этой целью была разработана анкета, в которой необходимо было в порядке убывания указать роли электронных библиотек. Результаты представлены на рисунке 2.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

67%

Компактное Возможность Гппер связанность Цнфровшацня Новый

хранение получения мира технологический

актуальных уклад данных

Педагогические работники Студенты

Рисунок 2. Распределение ролей электронных библиотек в организации научно-исследовательской деятельности

Результаты анкеты позволили установить, что для педагогических работников новый технологический уклад является преимущественной характеристикой электронных библиотек в организации научно-исследовательской работы (71%). Студенты чаще всего ценят компактное хранение (67%). На диаграмме заметно, что возможность получения актуальных данных при подготовке к научно-исследовательской работе для педагогов и студентов практически одинаково важно (42% и 39% соответственно). Использование электронных библиотек для цифровизации отметили 51% педагогов и 36% студентов. Гиперсвязанность мира выделили 63% педагогов и 44% студентов.

Выводы. Использование электронных библиотек при организации научно-исследовательской работы способствует подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям динамичности. Библиотечные цифровые системы обеспечивают быстрый доступ к необходимым материалам, делают процесс поиска информации более результативным, позволяют решать образовательные и профессиональные задачи. Электронные библиотеки обеспечивают высокий уровень образования и научно-исследовательской деятельности.

Проведенный опрос позволил установить, что в качестве востребованных возможностей электронных библиотек педагоги выделяют легкий многопользовательский и удаленный доступ, низкие требования к пространству, возможность полнотекстового поиска, доступность контента круглосуточно, расширенный диапазон тем и актуальный контент. Самыми востребованными в соответствии со статистическими данными посещаемости являются электронные библиотеки eLIBRARY.ru, Проект «Гутенберг», Scopus, Web of Science, Гугл книги. Практически все рассмотренные электронные библиотеки обладают необходимыми возможностями для организации научно-исследовательской деятельности. Совместное использование электронных библиотек, взаимодействие участников библиотечной системы позволят повысить общую конкурентоспособность библиотек и сконцентрировать усилия на решении образовательных задач. Электронные библиотеки должны дальше развивать динамичную и научную среду, способствующую академической успешности и междисциплинарному сотрудничеству.

Литература:

1. Leguina, A. Public libraries as reserves of cultural and digital capital: Addressing inequality through digitalization / A. Leguina, S. Mihelj, J. Downey // Library & Information Science Research. - 2021. - Volume 43, Issue 3. -https://doi.org/10.1016Xj.lisr.2021.101103.

2. Гладкова, И.Б. Электронные библиотеки и их возможности в эпоху электронных коммуникаций / И.Б. Гладкова, В А. Ляхова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. - 2021. - № 2. - С. 91-93. - DOI 10.46418/2079-8202_2021_2_14. - EDN IEUPYA.

3. Грибков, Д.Н. Электронные библиотеки вузов в эпоху цифровой экономики / Д.Н. Грибков // Культура: теория и практика. - 2020. - № 4(37). - С. 9. - EDNYHPYVH.

4. Егорова, А.В. Электронная библиотека как компонент электронной информационно-образовательной среды вуза (на примере направления подготовки "библиотечно-информационная деятельность") / А.В. Егорова // Культура и искусство в современном обществе: сборник статей. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2019. - С. 24-35. -EDN JDHKBE.

5. Костенко, И.А. Тенденции развития электронных библиотек (на примере Национальной электронной библиотеки) / И.А. Костенко // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сборник докладов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных: в 2-х томах, Белгород, 14-15 апреля 2016 года / Ответственные редакторы: С.Н. Борисов, И.Е. Белогорцева, В.С. Игнатова, М.Н. Лопатина, К.Ю. Сергиенко. Том 1. - Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2016. - С. 159-161. - EDN WAULAV.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кульназарова, А.В. Роль информационных технологий в формировании программы продвижения корпоративных проектов вуза / А.В. Кульназарова, Г.И. Юрьев // Вестник Гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича. - 2020. - № 12. - С. 127-132. -EDN COMTFT.

7. Негуляев, Е.А. Анализ использования электронных библиотек, построенных на системе DSpace (на примере «Электронной библиотеки Белинки») / Е.А. Негуляев // Моргенштерновские чтения - 2020. Информационно-библиографическая деятельность библиотек: тенденции, современные проекты и инициативы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Челябинск, 27-28 октября 2020 года / Составитель Н.П. Ситникова. - Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2020. - С. 78-80. - EDN SKNKCY.

8. Роскостова, О.О. Электронная библиотека ТОГУ как элемент электронной информационно-образовательной среды университета / О.О. Роскостова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. - 2019. - № 2(83). -С. 65-71. - EDN KOPWVP.

9. Трушина, А.В. Поиск информации для электронных библиотек и правовые аспекты формирования электронных библиотек / А.В. Трушина, Ю.Р. Хазиева, А.К. Сафаров // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: Электронный сборник статей по материалам XIX студенческой международной научно-практической конференции, Новосибирск, 17-27 апреля 2017 года. Том 8(19). - Новосибирск: АССОЦИАЦИЯ НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ "СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ КНИГА", 2017. - С. 81-87. - EDN YLRJUD.

Педагогика

УДК 378.189

кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Платошина Виктория Владимировна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Ещенко Ирина Олеговна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии и межкультурной коммуникации Синельникова Ирина Ивановна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КУРАТОРА ИНОСТРАННОГО ЗЕМЛЯЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. Научно-исследовательские университеты России привлекают большое количество иностранных студентов. Для успешного обучения в университете и проживания в стране необходимы мероприятия и структуры, которые помогают прохождение адаптации иностранных студентов и проживание в стране. В Белгородском государственном национальном исследовательском университете существует кураторский корпус по работе с иностранными землячествами. В данной статье рассматривается вопрос многогранной работы куратора иностранного землячества Белгородского университета на примере землячества Индии. Авторы отмечают, что работа с иностранными студентами начинается с развитие основ студенческого самоуправления. Далее проводится работа по адаптации иностранных студентов к условиям проживания и обучения в Российской Федерации и НИУ «БелГУ». Авторы определяют необходимость правового воспитания, профилактики правонарушений и экстремистских проявлений в среде иностранных студентов. Отмечается важность культурно-массовой работы, развития межкультурного взаимодействия и творческого потенциала иностранных студентов. Спортивно-массовая работа и пропаганда здорового образа жизни в среде иностранных студентов являются важными направлениями работы куратора. Индивидуальная работа со студентами в решении учебных проблем, межличностных отношениях, помощь в раскрытии дополнительных талантов, проведении досуга представляет особый интерес. В статье приводятся названия мероприятий, помогающих осуществлять все вышеперечисленные аспекты работы куратора.

Ключевые слова: иностранное землячество, кураторский корпус, процесс адаптации, информационно-разъяснительная работа, культурно-массовая работа, межкультурное взаимодействие.

An^taUm. Russian research universities attract a large number of international students. There are activities and structures which help foreign students to adapt to study at the university successfully and live in the country. Belgorod State National Research University has a supervising staff for working with foreign communities. This article examines the question of the versatility of the work of the supervisor of the foreign community on the example of community of India. The authors note that the work with the foreign students begins with the development of the student self-government. Further work is being carried out to adapt foreign students to the conditions of living in the Russian Federation and studying at the National Research University "BelSU". The authors identify the need for legal education, prevention of offenses and extremist manifestations among foreign students. The importance of cultural and mass work, the development of intercultural interaction and the creative potential of foreign students is noted. Mass sports work and promotion of a healthy lifestyle among foreign students are important areas of the supervisor's work. Individual work with students in solving educational problems, interpersonal relationships, assistance in discovering additional talents, leisure activities is of particular interest. The article provides the names of the events that help to implement all of the above aspects of the supervisor's work.

Key words: foreign community, supervising staff, the process of adaptation, information and explanatory work, cultural and mass work, intercultural interaction.

Введение. Белгородский государственный национальный исследовательский университет является крупнейшим вузом Белгородской области. В университете обучается более 4000 иностранных студентов из Латинской Америки, Африки, Бразилии, Турции, Китая, Индии и других стран.

Иностранные студенты «должны адаптироваться не только к новой образовательной системе, к вузу, не только к особенностям проживания в общежитии и интернациональному характеру учебных групп и комнат в общежитии, но и к жизни в другой стране: к ее культуре, традициям, существующей общепринятой системе правовых норм и ценностей, новому социальному окружению, новому языку общения, новым климатическим и бытовым условиям» [2, С. 156-158].

Процесс адаптации в НИУ «БелГУ» реализуется через работу корпуса кураторов иностранных землячеств, Центра межкультурной коммуникации и Центра дружбы народов. Он является «многофакторным процессом вхождения, развития и становления личности студента-иностранца в образовательном пространстве университета» [3, С. 229].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.