Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ НАУЧНАЯ СРЕДА: ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ УЧЕНОГО'

СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ НАУЧНАЯ СРЕДА: ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ УЧЕНОГО Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
139
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНЫЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕК / АВТОРСКИЕ ИДЕНТИФИКАТОРЫ / НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ БАЗА ДАННЫХ / ТЕКСТОВЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шуханкова М.Н.

Сегодня, в век четвертой цифровой революции, век дигитализации многих сфер жизни в целом, науки и образования в частности, молодые ученые научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений сталкиваются со сложностями при подготовке публикаций и в продвижении результатов своих исследований. В процессе цифровой трансформации возникли новые направления работы, напрямую связанные с различными образовательными и научными платформами, цифровизацией исследований и продвижением результатов в мировое научное пространство. Задачи научных библиотек - помочь найти ответы на вопросы, касающиеся повышения публикационной активности, продвижения публикаций в мировые наукометрические системы и базы данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIGITAL SCIENTIFIC ENVIRONMENT: TECHNOLOGIES AND TOOLS OF A SCIENTIST

Today, in the age of the fourth digital revolution, the age of digitalization of many areas of life in general, science and education in particular, young scientists from research organizations and institutions of higher education face difficulties in preparing publications and in promoting the results of their research. In the process of digital transformation, new areas of work have emerged that are directly related to various educational and scientific platforms, the digitalization of research and the promotion of results in the global scientific space. The tasks of scientific libraries are to help find answers to questions related to increasing publication activity, promoting publications in the world's scientometric systems and databases.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ НАУЧНАЯ СРЕДА: ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ УЧЕНОГО»

УДК 001.89:004.9

СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ НАУЧНАЯ СРЕДА: ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ УЧЕНОГО

М.Н. ШУХАНКОВА (Полоцкий государственный университет)

Сегодня, в век четвертой цифровой революции, век дигитализации многих сфер жизни в целом, науки и образования в частности, молодые ученые научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений сталкиваются со сложностями при подготовке публикаций и в продвижении результатов своих исследований. В процессе цифровой трансформации возникли новые направления работы, напрямую связанные с различными образовательными и научными платформами, цифровизацией исследований и продвижением результатов в мировое научное пространство. Задачи научных библиотек - помочь найти ответы на вопросы, касающиеся повышения публикационной активности, продвижения публикаций в мировые наукометрические системы и базы данных.

Ключевые слова: ученые, информационные ресурсы, научные библиотеки, ресурсы библиотек, авторские идентификаторы, наукометрические база данных, текстовые заимствования.

Научная библиотека Полоцкого государственного университета (далее - НБ ПГУ) нашла свою нишу в цифровом сегменте университета и приоритетом в работе выбрала такие направления, как создание и продвижение ресурсов открытого доступа, работа в наукометрических системах и аналитика, продвижение публикаций преподавателей университета, корректировка профилей авторов и университета в системах цитирования, участие библиотеки в улучшении показателей университета в мировых рейтинговых системах, ориентир на удаленный доступ к ресурсам. НБ ПГУ, поддерживая инициативу и разделяя принципы открытой науки, систематически проводит циклы мероприятий в помощь молодому ученому, которые призваны показать новые сервисы и дать новые точки роста начинающему исследователю. Цели и задачи таких мероприятий - формирование системы компетенций в области академического письма у научных работников, ознакомление с современными подходами к функционированию и развитию открытой науки, а также получение практических навыков в целях повышения публикационной активности по созданию авторских профилей ученого и т.д.

В декабре 2021 г. библиотека провела очередной научно-практический семинар для молодых ученых, где освещались такие вопросы, как открытая наука, международные и национальные агрегаторы открытого доступа, наукометрия, инструменты ученого, выбор научных журналов для публикаций, особенности написания научной статьи; авторские идентификаторы и др.

Ресурсы научной библиотеки Полоцкого государственного университета. Для обеспечения учебной и научно-исследовательской деятельности сообщества университета (преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов) НБ ПГУ предоставляет свободный доступ к информации через систему электронных каталогов, организует доступ к собственным электронным ресурсам, электронным-библиотечным системам (ЭБС), лицензионным базам данных. Базы данных представлены реферативными, библиографическими, полнотекстовыми ресурсами, ресурсами смешанного характера; по наполнению - тематическими и политематическими базами, правовыми и др.

Электронный каталог НБ ПГУ включает библиографическую информацию о книгах, газетах, журналах, статьях из периодических изданиях, доступен читателям как в локальной сети библиотеки, так и через сеть Интернет (http://elib.psu.bv:8009/marcweb2/). Поиск необходимой информации можно осуществлять без авторизации, но если пользователь желает получить более полную информацию о найденных источниках, то ее следует пройти. Авторизованный пользователь сможет посмотреть, где находится необходимый ему документ, в каком количестве, отобрать для заказа, познакомиться с содержанием, а учебные пособия, изданные в издательстве Полоцкого государственного университета, сможет прочесть, скачать.

Электронная библиотека Полоцкого государственного университета (https://elib.psu.bv/) обеспечивает размещение, хранение, свободный сетевой доступ к авторским произведениям в цифровых форматах, созданных сотрудниками университета и их партнерами, аспирантами, магистрантами и студентами. В свободном доступе представлены периодические издания Полоцкого государственного университета, материалы научных конференций, авторские научные произведения сотрудников, аспирантов, магистрантов, студентов.

На протяжении нескольких лет НБ ПГУ предоставляет свободный доступ для всех пользователей университета к электронно-библиотечной системе «Университетская библиотека online» - это электронная библиотека со множеством сервисов, расширяющих границы информационного пространства вуза и обеспечивающая доступ пользователей к наиболее востребованным материалам учебной и научной литературы по всем отраслям знаний от ведущих российских издательств. Ресурс содержит учебники, учебные пособия, монографии, периодические

издания, справочники, словари, энциклопедии, художественную литературу и др. Каталог изданий систематически пополняется новой актуальной литературой.

НБ ПГУ - участник Консорциума сетевых электронных библиотек. В рамках сотрудничества Полоцкий государственный университет получил доступ к учебной и научной литературе других вузов - участников проекта 326 вузов участников на декабрь 2021 г.) - более 44 000 изданий для преподавателей и студентов по всем отраслям знаний. Сетевая электронная библиотека (далее - СЭБ) обновляется ежедневно. Консорциум СЭБ реализует идею взаимного доступа и консолидации ресурсов на платформе, лидирующей в России по охвату аудитории и размерам коллекций электронно-библиотечной системы «Лань». Электронно-библиотечная система «Лань» - это ресурс, включающий в себя электронные версии книг ведущих издательств учебной и научной литературы (в т.ч. университетских издательств) и электронные версии периодических изданий по различным областям знаний.

Для чтения документов необходимо пройти первичную регистрацию на сайте ЭБС «Лань» с любого компьютера университета, имеющего выход в Интернет. Далее через личный логин и пароль каждый пользователь может авторизоваться с домашнего компьютера. В этом случае все сервисы ЭБС будут доступны при работе из дома.

Платформу eLIBRARY.RU мы используем как читатели, издатели и авторы, т.е используем все сервисы, предоставляемые Научной электронной библиотекой. Практически для всех категорий пользователей платформа eLIBRARY.RU - важнейший инструмент научной работы, анализа и образования, установления научной коммуникации и кооперации. Основу фондов составляют научные журналы, охватывающие все отрасли знания; кроме журналов имеются книги, диссертации, отчеты, патенты и др. НБ ПГУ имеет подписку на коллекцию из 22 российских журналов в полнотекстовом электронном виде. Доступ к фондам свободный после регистрации. Особенностью библиотеки является то, что в нее встроен Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), который позволяет оценить научную значимость конкретного журнала, статьи и автора. Это позволяет пользователю оценить качество найденной информации.

Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН» представляет собой совокупность банков данных «Законодательство Республики Беларусь», «Решения органов местного управления и самоуправления», «Международные договоры». Данная правовая система обеспечивает доступ к эталонному банку данных правовой информации Республики Беларусь и доступна из локальной сети библиотеки и университета.

ИПС «Стандарт 3.5» - официальная информационная полнотекстовая система, созданная на базе электронных информационных ресурсов Национального фонда технических нормативных правовых актов Республики Беларусь, содержит полные тексты технических нормативных актов Республики Беларусь:

- документы технического законодательства Таможенного союза;

- технические регламенты государств-участников СНГ;

- документы международных, региональных организаций по стандартизации;

- документы технического законодательства ЕС.

Также содержит библиографическую информацию о стандартах международных, европейских организаций по стандартизации (ISO, IEC, CEN, CENELEC, ETSI, EA). Доступ к текстам документов предоставляется из локальной сети библиотеки и университета.

Информационно-поисковая система «СтройДокопНпе» предоставляет доступ через Интернет (по логину/паролю) к текстам ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и содержит:

- полную базу национальных технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства; межгосударственные стандарты в области архитектуры и строительства, действующие на территории республики;

- официальные документы Минстройархитектуры в области технического нормирования, стандартизации и сертификации (приказы, письма).

НБ ПГУ широко использует возможности опробовать предлагаемые агрегаторами ресурсы посредством тестового доступа. Его наличие, пусть и кратковременное, позволяет довольно заметно расширить информационные возможности библиотеки.

Репозиторий Полоцкого государственного университета - авторитетный научный архив, который предоставляет автору технологию самоархивирования и оперативного размещения своих научных трудов или информацию о научных достижениях в открытом доступе для информирования широкой научной общественности. Это инструмент аналитической обработки и оценки деятельности университета на международном, национальном и локальном уровнях, инструмент оценки качества создаваемых учебных и научных информационных ресурсов. Репозиторий ПГУ функционирует с июля 2013 г., количество документов в Репозитории с каждым годом увеличивается и на 15.12.2021 г. составляет 22 534. Созданы авторские коллекции ведущих ученых вуза. Наибольшей популярностью пользуются научные коллекции открытого доступа: материалы конференций, статьи из «Вестника Полоцкого государственного университета». Библиотека продолжает активные действия по продвижению журнала «Вестник Полоцкого государственного университета» в научно-информационные системы. Завершена работа по размещению архива журнала в Российский Индекс Научного Цитирования (РИНЦ).

Договор, заключенный между Научной электронной библиотекой eLIBRARY.RU и Полоцким государственным университетом, предусматривает размещение библиографического описания статей, аннотаций, списков приста-тейной библиографии и полных текстов статей в открытом доступе, что способствует повышению цитируемости статей журнала и, как следствие, рейтинга ученых университета, востребованности издания в профессиональном сообществе. На сегодня в РИНЦ размещены все серии журнала «Вестник Полоцкого государственного университета». С Научной электронной библиотекой eLIBRARY.RU также заключен Лицензионный договор на размещение трудов конференций, прошедших на базе Полоцкого государственного университета.

На сайте библиотеки имеется раздел «Ресурсы», в котором отображаются все вышеперечисленные информационно-поисковые системы, которые помогут исследователям разных областей найти необходимую информацию и получить доступ к мировым информационным ресурсам.

Выбор публикационной стратегии. Каждому молодому ученому, чтобы выполнить качественное исследование и опубликовать статью в достойном журнале, необходима публикационная стратегия, которая может включать:

- выбор перспективного направления научных исследований;

- поиск авторитетных и актуальных публикаций по своей тематике и их цитирование;

- партнерство и соавторство с исследователями из других стран;

- выбор качественного журнала для опубликования результатов работы (на цитируемость может также оказать влияние размещение публикации в узкоспециализированном журнале);

- качественную работу над элементами и структурой научных статей (включая название, аннотацию и ключевые слова), их оформление согласно стандартам международных журналов;

- использование возможностей открытой науки;

- создание и поддержку в актуальном состоянии своих авторских профилей;

- публикацию статей в журналах открытого доступа, размещение публикаций в репозитории университета (если это допускается политикой журнала).

Преимущества публикации научных статей в открытом доступе - это повышение прозрачности научной среды, увеличение скорости распространения информации, доступности и более широкое распространение научных результатов и достижений; популяризация науки и возможности использования результатов исследований в коммерческих целях, а также снижение рисков проведения дублирующих исследований. Т.е. сами исследователи получают больше выгоды от того, что результаты их работы располагаются в открытом доступе, - в таком случае их статью быстрее найдут, прочитают гораздо больше людей. Малоэффективно публиковаться в журналах, участвовать в конференциях, сборники работ которых НЕ размещаются в открытом доступе в сети Интернет и/или НЕ индексируются. Необходимо участвовать в жизни профессиональных сообществ по своей/смежной тематике как в реальной жизни (Конференции и семинары), так и в виртуальной - группы в социальных сетях «общего» и «специального» назначения и делиться там своими результатами работы.

Перед автором научной статьи возникает проблема выбора издания. Один из главных критериев выбора -индексирование журнала в наукометрических базах данных, таких как Scopus и Web of Science Core Collection. Это реферативные универсальные по тематике базы данных, включающие метаданные и аннотации на статьи научных журналов, материалы конференций, серийные книжные издания с пристатейными библиографическими списками. Обе базы данных оценивают журналы на предмет стандартов редакционного процесса, представления вебсайтов, редакционной и этической политики и поведения, индексирования на других платформах информационных агрегаторов. Кроме того, оценивается цитирование журнала для определения его значимости в данной области знаний. Все журналы в Web of Science и Scopus приписаны к тематическим категориям (научным областям). В Web of Science их около 250, в Scopus - около 320, при этом классификаторы баз по некоторым позициям не совпадают. Журналы в пределах одной тематической категории ранжируются по величине импакт-фактора1 или индикатора SJR2, в результате чего попадают в тот или иной квартиль. Вычисление квартилей основывается на числе ссылок на конкретную статью в других работах. В итоге индексируемому журналу присваивается одна из четырех категорий - от Q-1 (наивысшая) до Q-4 (низшая).

БД Scopus начала свою работу в ноябре 2004 г. На тот момент база данных включала в себя контент из 14 200 журналов. В текущем году индексируется более 25 000 наименований. Контент Scopus разделен на четыре широких предметных кластера: физические науки - 28%; социальные и гуманитарные науки - 26,2%; науки о жизни - 15,4 и науки о здоровье - 30,4%. Издания могут относиться к более чем одной предметной

1 Импакт-фактор (IF) WoS - среднее число цитирований данного журнала. При подсчете используется двухлетнее публикационное окно и однолетнее окно цитирования.

2 SJR Scopus учитывает не только общее количество цитирований, но и влиятельность каждой ссылки. Взвешенная оценка цитирования зависит от отрасли знаний и престижности цитирующего периодического издания. При расчете устанавливается окно цитирования 3 года.

области. Пополняется база источниками 2-3 раза в год. Индексирование материалов конференций сосредоточено в первую очередь на трех предметных областях: инженерное дело, информатика и некоторые области физики.

Scopus предоставляет бесплатный сервис по поиску источников и проверке профиля автора на сайте https://www.scopus.com. Профиль автора создается автоматически, если есть хотя бы одна публикация. На русскоязычном сайте издательства Elsevier https://elsevierscience.ru (компании, которой принадлежит БД Scopus) можно скачать списки книг, российских журналов, индексируемых в Scopus, а также тех, индексация которых прекращена.

Web of Science - это платформа с разными базами данных. Главной коллекцией считается Web of Science Core Collection, включающая три основных индекса цитирования журналов (SCIE, SSCI, A&HCI) и четвертый ESCI, относительно новый, а также индексы цитирования материалов конференции (CPCI) и книг Book Citation Index (BKCI). Индекс Science Citation Index Expanded (SCIE) включает 9200 журналов по естественным, техническим, медицинским наукам. Индекс Social Science Citation Index (SSCI) насчитывает более 3400 самых влиятельных журналах мира по социальным наукам: экономике, менеджменту, истории, праву, политологии. Индекс Arts & Humanities Citation Index (AHCI) состоит из 1800 журналов по гуманитарным наукам: искусствоведению, литературоведению, религиоведению, истории. Для журналов, входящих в AHCI, импакт-фактор не рассчитывается в виду особенностей предметной области. Индекс Emerging Sources Citation Index (ESCI) (применяется с 2015 г.) на сегодня насчитывает около 7 800 журналов по всем отраслям знания. В этот индекс входят журналы, претендующие на включение в основные журнальные индексы Web of Science CC, либо те, которые перестали соответствовать условиям ключевых индексов. Импакт-фактор для данного индекса также не рассчитывается.

Web of Science на странице сайта (https://mjl.clarivate.com/) предоставляет бесплатный инструмент по поиску журналов Master Journal List. Журналы систематизированы по тематическим категориям. Поиск возможен по ISSN, названию, стране издателя периодического издания. Для просмотра более детальной информации о журнале необходимо зарегистрироваться в системе.

НБ ПГУ занимается мониторингом публикационной активности ученых Полоцкого государственного университета, а также исследует профили авторов в Scopus и Web of Science. В библиотеке создана консультативная служба по наукометрии, которая оказывает помощь пользователям по созданию и корректировке авторских профилей: Researcher ID (Web of Science), AuthorIdentifier (Scopus), ORCID, SCIENCE INDEX для авторов (РИНЦ).

Идентификатор ORCID в современной научной коммуникации. В современной цифровой научной среде существуют различные системы уникальных идентификаторов ученых - ID, которые позволяют установить соответствие между автором и результатами его работы, упростить обработку и хранение данных, улучшить видимость публикаций в глобальной сети.

Авторские идентификаторы - это уникальные коды, присвоенные ученому в различных системах и базах данных, предназначенные для точного определения авторства публикаций.

Широко используемые идентификаторы - ORCID и ResearcherID - требуют персональной регистрации, а ScopusAuthorID присваивается автоматически, когда у автора появляется первая статья в Scopus [2].

ResearcherID - идентификатор, который связывает автора с публикациями в Web of Science. Для получения ResearcherID необходимо зарегистрироваться в системе Publons, которая является платформой для учета публикаций, показателей цитирования, рецензий и редактирования журналов. Система позволяет импортировать публикации в профиль автора из Web of Science, а также загружать описания публикаций, не индексируемых в этой базе данных.

Открытый идентификатор автора и исследователя ORCID (Open Researcher and Contributor ID) — это цифровой код, который дополняет фамилию ученого и позволяет объединить в одном профиле данные о его публикациях, аффилиациях, исследованиях и научных процессах, в которых он участвует3.

ORCID - международный некоммерческий проект, который помогает решить следующие проблемы идентификации:

- ошибочное или неправильное написание ФИО ученого;

- вариации транслитерации;

- неправильный перевод ФИО на другие языки;

- одинаковые фамилии ученых.

ORCID интегрирован во многие международные наукометрические базы данных, платформы для электронных журналов, различные системы идентификации и сбора, хранения и экспортирования метаданных о научной деятельности специалистов и применяется для функциональной совместимости, согласования личности отдельного ученого с его научной деятельностью. Чтобы начать использовать ORCID, необходимо зарегистрироваться на официальном сайте http://orcid.org/ и добавить личную информацию в профиль.3

Сайт поддерживает разные языки. В регистрационной форме заполняются соответствующие поля: имя, фамилия, электронный адрес, пароль, и установливается один из трех уровней приватности данных. После успешного прохождения процедуры регистрации ученому присваивается 16-значный идентификатор в виде URL: http://orcid.org/xxxx-xxxx-xxxx-xxxx, который отображается в левой панели учетной записи [2].

3 Информация об ORCID [Электронный ресурс] // ORCID в России. URL: https://www.orcid-ru.org/

В личный профиль ORCID нужно внести персональные данные, место работы, образование, приглашенные должности, гранты, информацию об исследовательской деятельности, ссылки на другие профили, страницы в научных социальных сетях и список публикаций. Добавление информации о публикациях возможно автоматически и вручную.

ORCID сотрудничает со многими организациями и существует возможность импортировать публикации из реестров данных других систем. В большинстве случаев предусмотрен настраиваемый обмен данными между профилями идентификаторов, загрузка сведений из индексов цитирования, выгрузка в общепринятые библиографические форматы.

Реестром уникальных идентификаторов ORCID пользуются Scopus, Web of Science, CrossRef. Из всех помощников автоматического импорта статей выделяется Crossref Metadata Search, который позволяет искать и добавлять работы по идентификатору цифрового объекта DOI или названию [2]. Если редакция регистрирует DOI для статей, то эти статьи автоматически попадают в профиль автора ORCID.

Если у автора есть хотя бы одна публикация, отраженная в Scopus, можно связать эту страницу с личным ORCID ID. Записи в ORCID хорошо синхронизируются с записями в базе данных Scopus - можно перенести все публикации автора из Scopus в ORCID, указав номер авторского профиля ScopusAuthor ID. В случае если работы автора в Scopus присоединены к нескольким профилям, то при включении их в ORCID служба технической поддержки Scopus отредактирует профиль автора в базе данных [1].

Существуют и другие способы создания связи между учетной записью ORCID и другими веб-сайтами. Главная идея состоит в том, чтобы связать вместе идентификаторы и профили и свободно переносить публикации из одной системы в другую. В личном кабинете ORCID существует возможность обновления персональной информации [2].

ORCID ID - это своего рода визитная карточка. Ученому он упрощает согласование сведений об авторе при работе с издателями, научным сообществом. Редакционная политика многих высокорейтинговых журналов предусматривает указание авторского идентификатора, чаще всего ORCID, вместо традиционных сведений об ученом. У редакции в этом случае есть возможность связаться с автором и увидеть все его публикации. Принято указывать ORCID ID при подаче документов на гранты и в прочих исследовательских процессах. Научно-исследовательские учреждения, фонды, научные сообщества, издательства, библиотеки с помощью ORCID автора могут быстро получить актуальную информацию о его научной деятельности.

Таким образом, очевидна важность наличия и корректности заполнения профилей авторских идентификаторов. Это быстрый и простой способ продвижения публикаций в мировом научном пространстве, улучшения их видимости и повышения цитируемости [2].

Обнаружение текстовых заимствований системой «Антиплагиат.Вуз». В 2020 г. Полоцкий государственный университет заключил договор с компанией «Антиплагиат» на оказание услуг для обнаружения текстовых заимствований в учебных, научных, а также других авторских материалах. Был разработан «Регламент использования системы Антиплагиат.Вуз» - своеобразная технологическая карта, в которой устанавливается порядок осуществления проверки текстовых документов, являющихся результатом учебной и научной деятельности в Полоцком государственном университете. Обозначены цели проверки как повышение качества организации образовательного процесса и уровня подготовки специалистов, как главного фактора обеспечения конкурентоспособности университета, а также обеспечения высокого качества публикуемого университетом научного контента и повышения научного уровня и качества диссертационных работ. Приведен общий порядок использования системы, обозначены лица, осуществляющие координацию и контроль работы по проведению проверок, условия проверки и требования к представляемым к проверке документам.

Проверка в системе «Антиплагиат.Вуз» осуществляется по следующим модулям (коллекциям): eLIBRARY.RU; Диссертации РГБ , НББ; Интернет Плюс; ИПС «Гарант»,«Адилет»; Кольцо ВУЗов; Медицина; Модуль поиска «БГУ»; Патенты СССР, РФ, СНГ; Переводные заимствования (RuEn); Переводные заимствования по eLIBRARY.RU (EnRu); Переводные заимствования по интернету (EnRu); Переводные заимствования; Перефразирования по eLIBRARY.RU; Перефразирования по Интернету; Сводная коллекция ЭБС; СМИ России и СНГ; Цитирование; Шаблонные фразы; Библиография. Сводная коллекция от компании «Антиплагиат» - это стандарт качества проверок, которая отличает ее от множества других систем по проверке текстов на уникальность.

Алгоритм системы «Антиплагиат.Вуз» предоставляет информацию об общем уровне уникальности проверяемого документа. При нахождении сходных (перефразированных) или идентичных отрывков текста алгоритм помечает эти отрывки цветным маркером, указывая после общего анализа документа интерактивный список источников [3].

В качестве основного инструмента анализа документа в системе «Антиплагиат» предлагается полный отчет о проверке на заимствования, содержащий ранжированный список обнаруженных источников заимствований, и полный текст проверяемого документа, в котором особым образом (цветным маркером) выделены заимствованные, цитируемые и самоцитируемые фрагменты текста. Полный отчет позволяет исследовать и квалифицировать каждый выделенный фрагмент текста. С помощью инструментов редактирования полного отчета отдельные источники заимствования могут быть переквалифицированы в цитирование, самоцитирование или отключены с соответствующим комментарием эксперта. Наличие экспертизы полного отчета о проверке обязательна [5; 6].

На странице с результатами проверки кроме определения доли оригинальности текста алгоритм системы предоставляет информацию о текстовых метриках проверяемого документа: доле научной лексики (отношение слов и словосочетаний, входящих в «словарь научных терминов и конструкций», к общему количеству слов и словосочетаний в проверяемом тексте); доле общей лексики (доля слов и словосочетаний текста за вычетом доли научной лексики); наличии аннотации; наличии введения; наличии методов исследования; наличии результатов исследования; наличии выводов исследования; наличии библиографии; оценке связанности текста (характеризуется синтаксической и семантической связанностью предложений)4.

Уникальные технологии, применяемые системой «Антиплагиат.Вуз» позволяют выявлять попытки маскировки заимствований. Среди них замена символов разных алфавитов, вставка невидимого текста и т.д. Зачастую авторы применяют данные попытки для повышения уникальности текста. Обнаружив такие попытки, система выдаст предупреждение и укажет, в каких местах документа были совершены обходы [7].

Опыт применения системы «Антиплагиат.Вуз» показал, что оценить качество и оригинальность квалификационной или научной работы только по количественным показателям является формальным подходом к проверке [4]. Результаты проверки носят предварительный характер, а для получения окончательных результатов необходим анализ полного отчета, изучения списка заимствованных источников, оценка их правомерности. Выводы о добросовестности и корректности заимствований, в т.ч. самоцитирования в проверяемом документе, «должен делать эксперт путем анализа полного отчета, списка источников заимствования, исходя из жанра проверяемого документа и установленных к нему в организации требований. И именно эксперт должен принимать решение, является ли каждый заимствованный фрагмент текста правомерным заимствованием. Перекладывание ответственности при принятии решения с человека на систему «Антиплагиат», например, путем ссылки на тот или иной уровень заимствованного текста, выявленный системой, является неэтичной практикой» [4; 8].

Обобщая все полученные знания на семинарах, проводимых библиотекой, можно выделить несколько основных этапов деятельности молодого ученого:

- отслеживание значимости исследования; мониторинг глобальных научных трендов;

- сравнение и подборка журналов для публикации своей статьи;

- создание и наполнение своего авторского профиля ученого. Интеграция профилей с системой идентификаторов ORCID;

- самоархивирование в репозитории университета;

- открытые публикации статей в международных журналах с высоким импакт-фактором;

- международное соавторство;

- коммуникация в научных социальных сетях (Mendeley Web, »ResearchGate, Academia.edu и др.);

- усовершенствование знаний иностранных языков.

Все эти факторы в итоге приведут молодого ученого к увеличению цитируемости его публикации (через индексирование в научных поисковых системах) и, как следствие, росту абсолютных показателей: научной производительности, научного авторитета, научной эффективности. Что касается университета, то посредством деятельности такого ученого повышаются конкурентоспособность исследований вуза, ценность и результативность науки в целом.

Таким образом, разного рода и вида программы обучения молодых ученых предназначены для актуализации теоретических знаний и совершенствования практических навыков научных сотрудников университета, преподавателей, магистрантов, аспирантов. Знания, полученные молодыми учеными, эффективно применяются ими в научной деятельности. Изучение инструментов, сервисов, доступа к публикациям лучших мировых научных платформ благотворно влияет на уровень выполняемых в университете исследований. Эти изменения находят отражение в характеристиках цитируемости университетских публикаций.

Все материалы подготовлены нашими докладчиками с целью помочь молодым ученым в научно-исследовательской деятельности. Усвоенная информация будет полезна при написании и оформлении научной статьи, ее публикации в научном журнале, подготовке и защите диссертации, и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Скалабан, А. Системы авторской идентификации как инструменты повышения видимости научных публикаций в Интернете [Электронный ресурс] / А. Скалабан, И. Юрик // Системный анализ и прикладная информатика. - 2015. - № 4. -С. 4-10. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_25781305_73327615.pdf. - Дата доступа: 15.12.2021.

2. Якимчик, А.И. Базы данных цитирований и идентификаторы исследователей [Электронный ресурс] / А.И. Якимчик // Геофиз. журн. - 2020. - Т. 42, № 3. - С. 79-109. - Режим доступа: https://doi.org/10.24028/gzh.0203-3100.v42i3.2020.204703.

4 Руководство пользователя корпоративной версии системы «Антиплагиат.ВУЗ» [Электронный ресурс]. URL: http://corp.antiplagiat.ru/events/94-rukovodstvopolzovatelya.htmI

3. Абраров, Р.Д. Как работает антиплагиат? Принцип работы антиплагиата / Р.Д. Абраров, М.М. Худайберганова // Молодой ученый. - 2016. - № 29.3(133.3). - С. 1-2. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/133/37339/. - Дата доступа: 09.12.2021.

4. Кулешова, А.В. По лезвию бритвы, или как самоцитирование не превратить в самоплагиат / А.В. Кулешова, Ю.В. Чехо-вич, О.С. Беленькая // Науч. ред. и изд. - 2019. - № 4 (1-2). - С. 45-51. - DOI 10.24069/2542-0267-2019-1-2-45-51.

5. Щетинина, Е.А. Использование системы «Антиплагиат» для анализа учебных и научных изданий / Е.А. Щетинина, Д.И. Попов, В.А. Зотов // Университетская книга: традиции и современность : материалы науч.-практ. конф., 2015. -Ростов н/Д ; Изд-во ЮФУ. - С. 126-132.

6. Пряхина, Е.О. Анализ программ решения проблемы плагиата в сети Интернет / Е.О. Пряхина, Е.К. Симдянкина, Д.В. Лучанинов // Постулат. - 2016. - № 5. - С. 19.

7. Чехович, Ю.В. О практике обнаружения заимствований в российских вузах [Электронный ресурс] / Ю.В. Чехович, А.А. Ивахненко, О.С. Беленькая // Унив. кн. - 2017. - № 4. - Режим доступа: http://www.unkniga.ru/innovation/ tehnology/7119-o-poryadke-obnaruzheniya-zaimstvovaniy-v-rossij skih-vuzah.html. - Дата доступа: 10.12.2021.

8. Стрелкова, И.Б. Экспертная оценка оригинальности научных работ с помощью системы «Антиплагиат» в структуре формирования академической грамотности молодых исследователей / И.Б. Стрелкова // Выш. шк. - 2019. - № 2. -С. 3-7.

REFERENCES

1. Skalaban, A., & Yurik. I. (2015). Sistemy avtorskoj identifikacii kak instrumenty povysheniya vidimosti nauchnyh publikacij v Internete [Author identification systems as tools for increasing the visibility of scientific publications on the Internet]. Sistemnyj analiz i prikladnaya informatika [System analysis and applied informatics], 4, 4-10. (In Russ., abstr. in Engl.). https://elibrary.ru/download/elibrary_25781305_73327615 .pdf

2. Yakimchik, A.I. (2020). Bazy dannyh citirovanij i identifikatory issledovatelej [Databases of citations and identifiers of researchers]. Geofizickeskij zhurnal [Geophysical Journal], Vol. 42, 3, 79-109. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI: https://doi.org/10.24028/gzh.0203-3100.v42i3.2020.204703

3. Abrarov, R.D. & Khudayberganova, M.M. (2016). Kak rabotaet antiplagiat? Princip raboty antiplagiata [How does anti-plagiarism work? The principle of operation of anti-plagiarism]. Molodoj uckenyj [Young scientist], 29.3(133.3), 1-2. (In Russ., abstr. in Engl.). https://moluch.ru/archive/133/37339/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kuleshova, A.V., Chekhovich, Yu.V., & Belen'kaya O.S. (2019). Po lezviyu britvy, ili kak samocitirovanie ne prevratit' v samoplagiat [On the razor's edge, or how not to turn self-citation into self-plagiarism]. Naucknyj redaktor i izdatel' [Scientific editor and publisher], 4(1-2), 45-51. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI: 10.24069/2542-0267-2019-1-2-45-51

5. Shchetinina, E.A., Popov D.I., & Zotov V.A. (2015). Ispol'zovanie sistemy «Antiplagiat» dlya analiza uchebnyh i nauchnyh izdanij [Using the «Antiplagiarism» system for the analysis of educational and scientific publications]. Universitetskaya kniga: tradicii i sovremennost' [University book: traditions and modernity] (126-132). (In Russ., abstr. in Engl.).

6. Pryahina, E.O., Simdyankina, E.K., & Luchaninov D.V. (2016). Analiz programm resheniya problemy plagiata v seti Internet [Analysis of programs for solving the problem of plagiarism in the Internet]. Postulat [Postulate], 5, 19. (In Russ., abstr. in Engl.).

7. Chekhovich, Yu.V., Ivahnenko А.А., & Belen'kaya, O.S. (2017). O praktike obnaruzheniya zaimstvovanij v rossijskih vuzah [On the practice of detecting borrowings in Russian universities]. Universitetskaya kniga [University book], 4. http://www.unkniga.ru/innovation/ tehnology/7119-o-poryadke-obnaruzheniya-zaimstvovaniy-v-rossijskih-vuzah.html (In Russ., abstr. in Engl.).

8. Strelkova, I.B. (2019). Ekspertnaya ocenka original'nosti nauchnyh rabot s pomoshch'yu sistemy «Antiplagiat» v strukture formirovaniya akademicheskoj gramotnosti molodyh issledovatelej [Expert assessment of the originality of scientific papers using the «Anti-plagiarism» system in the structure of the formation of academic literacy of young researchers]. Vyskejskaya skkola [Higker Sckool], 2, 3-7. (In Russ., abstr. in Engl.).

Поступила 11.01.2022

MODERN DIGITAL SCIENTIFIC ENVIRONMENT: TECHNOLOGIES AND TOOLS OF A SCIENTIST

M. SHUKHANKOVA

Today, in tke age of tke fourtk digital revolution, tke age of digitalization of many areas of life in general, science and education in particular, young scientists from researck organizations and institutions of kigker education face difficulties in preparing publications and in promoting tke results of tkeir researck. In tke process of digital transformation, new areas of work kave emerged tkat are directly related to various educational and scientific platforms, tke digitalization of researck and tke promotion of results in tke global scientific space. Tke tasks of scientific libraries are to kelp find answers to questions related to increasing publication activity, promoting publications in tke world's scientometric systems and databases.

Keywords: scientists, information resources, scientific libraries, library resources, autkor's identifiers, scientometric database, text borrowings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.