Научная статья на тему 'Возможности дистанционной самостоятельной подготовки студентов с помощью презентаций в курсе математики'

Возможности дистанционной самостоятельной подготовки студентов с помощью презентаций в курсе математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МАТЕМАТИКА / БЛОКИ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД / SELF-STUDY / DISTANCE LEARNING / MATH / BLOCKS / PRESENTATION / INTERACTIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селина Вера Олеговна, Ассеева Елена Евгеньевна

В статье предлагается методика самостоятельной подготовки студентов при изучении математики в вузе. Методические материалы, представленные в виде презентаций Microsoft PowerPoint по темам, разделены на блоки для более краткого и доступного изложения нового материала. Применяются элементы дистанционного обучения для самостоятельной работы и тестирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селина Вера Олеговна, Ассеева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности дистанционной самостоятельной подготовки студентов с помощью презентаций в курсе математики»

Возможности дистанционной самостоятельной подготовки студентов с помощью

презентаций в курсе математики Селина В. О.1, Ассеева Е. Е.2

1 Селина Вера Олеговна / Selina Vera Olegovna - кандидат технических наук, доцент, общеинститутская кафедра естественнонаучных дисциплин,

Институт математики, информатики и естественных наук,

Московский городской педагогический университет;

2Ассеева Елена Евгеньевна /Asseeva Elena Evgenyevna - кандидат физико-математических наук, доцент,

кафедра высшей математики,

Московский государственный строительный университет, г. Москва

Аннотация: в статье предлагается методика самостоятельной подготовки студентов при изучении математики в вузе. Методические материалы, представленные в виде презентаций Microsoft PowerPoint по темам, разделены на блоки для более краткого и доступного изложения нового материала. Применяются элементы дистанционного обучения для самостоятельной работы и тестирования.

Abstract: the paper proposes a technique of self-training students during the study of mathematics in the high school. Methodical materials presented in the form of Microsoft PowerPoint presentations on the topics are divided into blocks for more concise and accessible presentation of new material. Elements of distance learning for independent work and testing are applied.

Ключевые слова: самостоятельные занятия, дистанционное обучение, математика, блоки, презентация, интерактивный подход.

Keywords: self-study, distance learning, math, blocks, presentation, interactive approach.

Современное образование в высшей школе базируется на компьютеризации учебного процесса. Новые образовательные модели, вызванные к жизни всевозрастающими объемами информации, основаны на компьютерных технологиях. Информационные технологии используются на всех стадиях обучения: изложение нового материала (лекции с применением мультимедийных средств, презентации, дистанционное обучение), выполнение практических работ в компьютерных классах, отработка и закрепление полученных навыков (например, с помощью генератора случайных чисел осуществляется выбор задач из соответствующей базы заданий в Интернете), контрольные мероприятия (тестирование и т. д.).

Подготовка бакалавров в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения предусматривает самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Учебно-методические материалы по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы должны быть представлены в электронной форме - в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся также должна сопровождаться методическим обеспечением. Курс по дисциплине Математика для студентов института психологии МГПУ предусматривает 36 часов аудиторных занятий (лекции + практические занятия) и 72 часа - внеаудиторных, при этом включает темы: линейная и векторная алгебра, аналитическая геометрия, теория пределов, дифференциальное и интегральное исчисление, дифференциальные уравнения, комплексный анализ, гармонический анализ, ряды, теория вероятности и математическая статистика, численные методы. Отсутствие серьезной самостоятельной работы приводит к провалу в изучении математики и на интернет-тестировании. Самостоятельная работа студентов становится основным обучающим фактором. Очевидно, что методическое обеспечение для самостоятельной работы студентов должно быть привлекательным, по возможности интерактивным, «нескучным». Этого можно добиться, используя, например, возможности презентаций Microsoft PowerPoint, что и было сделано в [1].

В дисциплине Математика каждая тема для самостоятельного изучения может быть представлена в виде презентации Microsoft PowerPoint. Презентации «Аналитическая геометрия», «Векторная Алгебра» [4], «Дифференциальные уравнения» [1], включающие теоретическую часть и примеры, могут содержать до 100 слайдов и требуют для проработки большого времени и усилий.

В работе [1] по теме

«Дифференциальные уравнения I рассматривались методы решения уравнений 1 порядка, а также распознавания типов уравнений. верный выбор типа уравнения необходимым условием для

видно, как на одном слайде общий вид уравнений с

переменными, однородных

уравнений в полных

Типы уравнений выделены протяжении всей презентации, а

порядка» пяти типов

задача

Очевидно, что

является решения. На рис. 1 рассматриваются разделяющимися уравнений и

дифференциалах. разными цветами на последовательность

Рис. 1

решения каждого типа уравнений показана по шагам на одном слайде. Примененные здесь эффекты анимации позволяют наглядно показывать, как выполняется замена переменной в уравнении или разделение переменных. В частности, способы решения для каждого из пяти типов рассматриваемых уравнений первого порядка с примерами решений изложены на 9 слайдах. Однако ясно, что в зависимости от уровня подготовки обучающегося, для проработки темы потребуется не менее 2-х академических часов.

В процессе подготовки учебно-методических материалов для самостоятельных заданий студентов целесообразно в пределах каждой темы разделить материал на более мелкие блоки, изучение которых

потребует не более 15-20 минут. каждый блок, оформленный как Microsoft PowerPoint, позволит самостоятельно проработать часть блока требуется ответить на вопросы.

В зависимости студент решает -повторить

либо

блоков позволит

блоков по

изучение всех данную тему.

Приведём пример «Обыкновенные

уравнения». Тему удобно посредством нескольких (5-6) посвященных решению каждого

Таким

темы.

образом, презентация учащемуся В конце контрольные

от результата , I самопроверки

переходить к з) t = t' = ~ +,~^ ; следующему блоку,

предыдущий. ^ху Последовательное

1 освоить полностью

разделу дифференциальные представить блоков, типа уравнения и

отдельно рассмотреть задачу об их распознавании. При размещении на слайдах материал легко разделить на теоретическую часть, примеры, контрольные вопросы и ответы к ним.

Блок «Однородное дифференциальное уравнение первого порядка» может состоять лишь из 7 слайдов: определение вида уравнения - тип замены, примеры решений с помощью замены переменной, контрольные

задания: определение типа уравнения, выбор замены

переменной, выбор решения. Рис. 2, 3. Отдельно один слайд содержит правильные ответы и решения, к нему * 1

выполняется переход по гиперссылке (или несколько

слайдов, по числу Рис 3 заданий).

На сайте, содержащем большое количество методических материалов в виде презентаций [4], предлагается превосходно выполненная презентация по теме «Векторная

алгебра», содержащая около 100 слайдов. Она охватывает всю тему Векторная

Выберите однородное дифференциальное уравнение первого порядка

5)

алгебра.

Для самостоятельного дистанционного целесообразно разделить ее на ряд содержащих не более 10 слайдов каждый.

Блок «Скалярное произведение например, может содержать 8 основных определение скалярного произведения Свойства скалярного произведения могут

Скалярное произведение векторов

Скалярным произведением двух ненулевых векторов 5 и b [аФвЛ называют число

п * h = 1л1 # \h I * mrf/т a h 1

Рис. 4

Если векторы заданы в координатной форме a = {ai,ai.,a;\ b = ,bv,ьД то

a*b = axbx + a by + u2bz

изучения темы блоков,

векторов»,

1 слайд -4) [3].

быть представлены

слайдов:

(рис.

слайдами 2-4. Еще 2 слайда отведем для примеров решения задач.

Слайды 7, 8 (рис. 5) предназначены для контрольных заданий и, по крайней мере, 1 слайд потребуется для правильных ответов. Правильные ответы имеет смысл вынести отдельно (а не сделать всплывающими), чтобы несколько усложнить доступ к ним. Анимационные эффекты могут быть использованы для

привлечения внимания обучающихся. Но, поскольку представление материала намеренно упрощено, принципиальное значение, как в [1], этим эффектам не придается. Дополнительно для проверки освоения темы (получения студентом соответствующих баллов) выполняется аудиторное тестирование по пройденным темам - по решению преподавателя, также рассчитанное на 10-15 минут. Тестирование также может быть проведено дистанционно при наличии методического материала [2].

Рис. 5

Во время аудиторных занятий предлагается обсуждение пройденных самостоятельно разделов дисциплины. Таким образом, будет осуществляться постепенный переход от прежней модели - передачи знаний от преподавателя студенту, к новой образовательной модели: «совместной, активной и

самостоятельной работы с вовлечением студента в процесс» обучения.

Результаты промежуточного тестирования, проведённого в группах студентов института психологии МГПУ по теме «Дифференциальные уравнения первого порядка» показывают, что использование «микроблочного» подхода к изучению темы с помощью методического материла, основанного на презентациях PowerPoint дает лучшие результаты в сравнении с другими возможностями (например, с результатами интернет-тестирования 2012г.).

Результаты для выборки из 30 человек: 43 % студентов дали ответы на вопросы о распознавании уравнений и решении задач верно: 18 и более верных ответов из 20. Более 15 правильных ответов дали 70 % студентов.

Литература

1. Селина В. О., Муратова Л. А. Применение элементов дистанционного обучения в виде презентаций для преподавания математики в вузе. Рецензируемый сборник научных трудов. М, МГПУ, 2012. с.

2. Селина В. О. Особенности использования элементов дистанционного обучения в курсе математики в вузе. Materialy VIII miedzynarodowej naukovi-praktycznej konferencji «NAUKOWA PRZESTRRZEN EUROPY-2012», V.14, Przemysl, Nauka i studia, 2012. с. 8-12.

3. Самарин Ю. П., Сахабиева Г. А. Математика для студентов технических вузов. Издательство Саратовского университета, Куйбышев, 1990. 254 с.

4. Математика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prezentacii.com/matematike / (Дата обращения 27.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.