Научная статья на тему 'Возможности адаптации «Региональных инновационных платформ Европейского бенчмаркинга» в регионах Молдовы'

Возможности адаптации «Региональных инновационных платформ Европейского бенчмаркинга» в регионах Молдовы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ПЛАНЫ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / МНОГОСТОРОННЯЯ "ДОРОЖНАЯ КАРТА ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА" (EAP) / ПРОЦЕСС СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ТИПОЛОГИЯ РЕГИОНОВ / "ЕВРОПЕЙСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (ESPON)" / REGIONAL OPERATIONAL PLANS / LONG-TERM OPERATIONAL PROGRAMS / A MULTILATERAL ROAD MAP EAST PARTNERSHIP "EAP" / PROCESS OF A COMPARATIVE ASSESSMENT / EUROPEAN TYPOLOGY OF REGIONS / "EUROPEAN OBSERVATORY OF SPATIAL PLANNING (ESPON)"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перчинская Н., Бабин А.

В статье рассматриваются ключевые вопросы необходимости проведения подготовительных мероприятий по структурированию «Европейского исследовательского пространства» в регионах Молдовы. В статье исследуются инструменты управления инновационным развитием регионов: «серия проектов» как методика внедрения государственных программ в ЕС в секторах и бенчмаркетинг для эффективного управления процессами европейской интеграции в республике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of adaptation « Regional innovative platforms of European benchmarking» in regions Republic of Moldova

In article, are considered key issues of indispensability of conduct of preparatory measures on structuring of «European research area» in regions of Republic Moldova. And also are investigated management tools of innovative development of regions: «Set of projects» as: a procedure of introduction of the state programs in EU in sectors and «Benchmarking» for efficient management of processes European integration in republic

Текст научной работы на тему «Возможности адаптации «Региональных инновационных платформ Европейского бенчмаркинга» в регионах Молдовы»

Возможности адаптации «Региональных инновационных платформ европейского бенчмаркинга» в регионах Молдовы

Н. Перчинская, А. Бабин,

к. э. н., ведущий научный сотрудник MBA, научный исследователь,

natperch@yahoo.com Anatolie.babin@ince.md

Национальный институт экономических исследований Молдовы

В статье рассматриваются ключевые вопросы необходимости проведения подготовительных мероприятий по структурированию «Европейского исследовательского пространства» в регионах Молдовы. В статье исследуются инструменты управления инновационным развитием регионов: «серия проектов» как методика внедрения государственных программ в ЕС в секторах и бенчмаркетинг для эффективного управления процессами европейской интеграции в республике.

Ключевые слова: региональные операционные планы; долгосрочные операционные программы; многосторонняя «дорожная карта Восточного партнерства» (EaP); процесс сравнительной оценки; европейская типология регионов; «Европейская обсерватория пространственного планирования (ESPON)».

В настоящее время в Молдове (как и странах Восточного партнерства) отсутствует необходимая практика и знания в области управления региональными инновационными процессами.

Европейское исследовательское пространство, провозглашенное на Лиссабонском саммите 2000 г., позволяет проводить научные исследования на разных уровнях принятия решения: международном, европейском, национальном, региональном, субрегиональном и локальном. Это позволяет структурировать уровни взаимодействия, необходимые для построения экономических отношений с европейскими регионами — напрямую как рекомендует Европейская комиссия.

Новые для Молдовы и стран «EaP» программы, требуют организации совместного участия специалистов с различными компетенциями, планируемых в рамках «пакетов работ» разрабатываемых проектов. В основе программ всегда лежат несколько проектных кластеров, ряд взаимосвязанных программ, формирующих «политику». Программы внедряются как «серия проектов». Таким образом, в целом можно заключить, что методика управления проектным циклом применима как к программам, так и политикам [1].

На современном этапе для инновационного менеджмента наша страна руководствуется Соглашением о «Диалоге по вопросам региональной политики» между Правительством РМ, Европейской комиссией

и «дорожных карт» Восточного партнерства: многостороннее и двухстороннее измерения.

Считаем, что в качестве «серии проектов» целесообразно рассматривать: планирование проектов по научным исследованиям (H2020), образовательные программы «Erasmus+» и программы трансграничного сотрудничества «Европейского инструмента соседства» (ENI). Данная серия программ является международной поддержкой «Региональных операционных планов», финансируемых Национальным фондом регионального развития.

Исследования региональной политики ЕС показывают, что процессы децентрализации, не могут эффективно осуществляться без децентрализации научных исследований.

Процессы децентрализации научных исследований, называют в ЕС «Territorialisation of R&D and innovation policies». Их результаты являются основанием для планирования региональных операционных планов (планов регионального развития). Программный подход к организации региональных научных исследований зависит от уровня децентрализации и интеграции регионов в европейское исследовательское пространство.

В ближайшей перспективе региональные планы, разработанные в сотрудничестве с ученными, должны будут стать составляющими долгосрочных операционных программ («Multi-annual operational

со

о

OJ

N Ю

J

<

00 о

X X

со

о

CN

N

ю

J <

СО

о

programmes»), инструмента «Instrument for Pre-Accession Assistance — IPA», являющиеся предшественниками операционных программ структурных фондов. Операционные программы определяют, преследуемые цели регионов, поля воздействия ожидаемых результатов, процессов управления и общих сумм планируемого финансирования.

Считаем, что для осуществления реформы бюджетной политики в Молдове необходимо учитывать практику адаптации в регионах новых ассоциированных стран ЕС Пакета Делора-I/II (Delors-I/II Budgetary Package) — программного подхода структурных фондов.

Ближайшая перспектива Молдовы, во многом обусловлена задачами Вильнюсской конференции 2013 г.: «Towards a Common Knowledge and Innovation Space Between the EU and Eastern Partnership Countries», посвященной странам Восточного партнерства. Конференция рекомендовала развивать долгосрочную «дорожную карту» по сотрудничеству между ЕС и странами Восточного партнерства в рамках программы «Горизонт 2020».

Республика Молдова с января 2012 г., является ассоциированным членом Европейской рамочной программы по научным исследованиям (FP7, сейчас — «Горизонт 2020»). Это позволяет 6 регионам республики участвовать в формировании международных консорциумов, по переносу европейских знаний и «лучшей практики» на свои территории, которые согласно «Номенклатуре территориальных единиц для целей статистики ЕС (NUTS) [3] соответствуют уровням NUTS-2 и NUTS-3.

Cравнительный анализ результатов деятельности регионов ЕС, по отношению к определенному стандарту («Лучшей практике»), можно определить как бенчмаркинг. Приемы бенчмаркинга разрабатываются в ходе маркетинговых исследований. Они позволяют определить оптимальные условия для достижения поставленных производственных целей и тем самым достичь наилучших результатов.

В более широком контексте бенчмаркинг может рассматриваться, как процесс совершенствования управления инновациями, в ходе которого регионы Молдовы будут выполнять следующие операции:

• сравнивать свои результаты с показателями лидеров в данной сфере деятельности;

• определять, каким образом лидерам удалось достичь своего положения;

• использовать полученную информацию для совершенствования собственной работы. Исследования показывают, что рамки инновационного развития регионов новых ассоциированных стран ЕС формируют «европейские» и «неевропейские» инициативы.

К «неевропейским» инициативам относятся региональные инициативы ООН, такие как: «Территориально-пространственное планирование» UNECE 2008; «Area Based development» UNDP 2006 — для постконфликтных территорий.

Сопоставимость результатов проводимого бенч-маркинга инновационной деятельности на национальных уровнях оценивается Европейским рейтин-

гом инновационной деятельности. Концептуальная структура рейтинга инновационной деятельности, предусматривает группировку индикаторов по пяти проблемным аспектам, собранным в две основные категории: затраты и результаты.

Затраты на инновационную деятельность включают три аспекта (или измерения):

• движущие силы инновационной деятельности (5 индикаторов) — оценка структурных условий и факторов, определяющих инновационный потенциал;

• производство знаний (4 индикатора) — затраты на НИиР как ключевой элемент экономики знаний;

• инновации в предпринимательском секторе (6 индикаторов) — инновационная деятельность на уровне отдельных фирм.

Результаты инновационной деятельности характеризуются по двум проблемным аспектам (измерениям):

• практическое применение (5 индикаторов) — оценка полезности для трудовой и коммерческой деятельности, а также влияния на добавленную стоимость;

• интеллектуальная собственность (5 индикаторов) — оценка результатов инновационной деятельности в терминах создания успешных ноу-хау [4].

Проблемы с построением международного рейтинга инновационной деятельности становятся еще более серьезными на региональном уровне. В сопроводительном документе Европейской комиссии к рейтингу за 2001 г. подчеркивалось: «инновационная деятельность имеет сильную региональную составляющую, и Еврокомиссия приглашает европейские регионы к активному участию в бенчмаркинге инновационной политики. В последующих выпусках рейтинга инновационной деятельности региональное измерение может быть углублено за счет вкладов самих регионов и повышения доступности информации».

В 2002 и 2003 гг., Европейская комиссия совместно с Маастрихтским центром по социально-экономическим исследованиям и подготовке кадров в сфере инноваций и технологий (Maastricht Economic and Social Research and Training Centre on Innovation and Technology — MERIT) подготовила Региональный европейский рейтинг инновационной деятельности (Regional European Innovation Scoreboard, REIS).

Чтобы обеспечить приемлемую межстрановую сопоставимость результатов, необходимо приспособить процесс сравнительной оценки к условиям доступности данных и к политико-административным критериям, используемым для определения понятия «регион»[5].

Таким образом, государству необходимо обеспечить межстрановую сопоставимость не только на национальном, но и на региональных уровнях, применяя программный подход региональных операционных программ, составленный на основании научных исследований, организованных исходя из потребностей региона. Это позволит наладить эффективное, прямое сотрудничество между регионами ЕС и регионами Молдовы и других стран Восточного партнерства, в

том числе предоставить участие регионам-партнерам в существующих транснациональных программах в Юго-Восточной, Центральной и Северной Европы.

Проблемы повышения конкурентоспособности регионов, с которыми сталкиваются страны Восточного партнерства требуют систематизированных решений. Для сопоставления эффективности предприятий различных базовых отраслей и выявления основных факторов, определяющих успешность их работы, следует также использовать бенчмаркинг.

На заседании совета министров по вопросам промышленности, проходившем 14 ноября 1996 г., Европейской комиссией было поручено подготовить предложения по расширению использования бенч-маркинга в качестве средства повышения конкурентоспособности европейской промышленности. При этом предполагалось охватить три уровня бенчмаркинга:

• структурный — он проводится применительно к элементам европейской инфрастуктуры (финансы, образование, транспорт и т. д.);

• отраслевой — в этом случае на международном уровне сравниваются между собой различные сектора экономики;

• уровень отдельных компаний — при этом целью бенчмаркинга является изучение отдельных факторов, определяющих успешность работы компании, и выявление ее сильных и слабых сторон [6].

С момента введения «Benchmark Index» (UK) в октябре 1996 г. с его помощью было проведено более 2200 бенчмаркингов, что позволило создать крупнейшую в мире базу данных для бенчмаркинга предприятий малого и среднего бизнеса. Эта обширная база содержит богатую информацию для анализа. Подготовленный на ее основе доклад «Closing the Gap» стал первым масштабным исследованием факторов, определяющих преимущества одних малых или средних предприятий перед другими.

Таким образом, процессы децентрализации в рамках соблюдения принципов «Региональной политики», должны подразумевать определение центров (полюсов) управления инновационной активностью регионов, установленных Законом РМ № 438 от 28.12.2006 г. «О региональном развитии в Республике Молдова». Успешные стратегии развития должны иметь «владельцев» на каждом уровне. Европейский уровень управления требует максимизации «вертикальной» и «горизонтальной интеграции».

В рамках системы вертикального управления различные уровни европейского, национальных, региональных и местных органов власти стимулируются при помощи «системы разработки планов и программ», которая развивалась на протяжении многих лет с целью обмена информацией и движения в одном направлении для обеспечения выгод на местах.

В рамках системы «горизонтального управления» регионы, компании, социальные группы и гражданские организации, активно участвуют в этом процессе и деятельности органов управления. Это означает, что у них есть возможность влиять на «стратегии развития» и формировать ее в собственных секторах и сферах. Поэтому возникает необходимость к формированию в Молдове методики управления, которая позволила

бы внимательно адаптировать программы к потребностям каждого конкретного региона, соответствующего уровням NUTS. Уровень должен быть подтвержден Европейской комиссией.

Сейчас не существует универсального решения вопроса о способах финансирования децентрализации и облечения полномочиями местного правительства. Практический опыт, накопленный во многих странах, свидетельствует о том, что первым шагом с самого начала децентрализации, должно более полное согласование перечисляемых поступлений от доходов с расходами по предоставлению услуг. Это означает, что децентрализация должна быть фискально-нейтральной передачей функций.

Для обеспечения фискального нейтралитета следует подготовить предварительную оценку полной стоимости услуг, которые будут переданы в ведение местных администраций. Такая предварительная оценка будет служить основой для заключения соглашения о комплексе функций и источников дохода, которые будут в конечном итоге переданы местным органам управления» [7].

Типология «Policy mix» [8], согласно приоритетам сферы знаний и инноваций в странах ЕС, объединяет на региональных уровнях задачи 15 общих политик сообщества. Она может быть взята за основу для продвижения в регионах Молдовы, сделанных заранее (foresight planning) на заказ подходов планирования взаимодействия на наднациональном уровне, на котором регионы приближаются к своей «автономии»:

1. Улучшение управления политик для инноваций и знаний, содействие платформам развития инновационной политики и обучения.

2. Продвижение прикладных исследований разработку продуктов:

• больше инвестиций в исследования и развитие;

• улучшение доступа к исследовательским программам и результатам.

3. Способствование инновациям и дружескому окружению:

• улучшение доступа к финансированию;

• продвижение инноваций в сферу услуг.

4. Поддержка переноса знаний и диффузии технологий на предприятия, поддержка трансфера технологий доступа МСП к исследованиям, технологическому развитию, инновационным услугам науки связи с промышленностью.

5. Усиление инновационной и кластерной политик, развитие сотрудничества сетей кластеров инновационных полюсов.

6. Поддержка создания и роста инновационных предприятий:

• поддержка инвестиций в предприятия напрямую связанных с исследованиями и инновациями;

• содействие продвижению бизнеса и технологическая поддержка специальных институтов для предприятий.

7. Помощь в строительстве европейского исследовательского пространства.

8. Мобилизация новой политики единства поддержки региональных инноваций.

со

о

CN

N

ю

J <

со О

со

о

CN

N ю

J <

со О

Разработку подходов могут инициировать региональные советы (администрации), ответственные за разработку в настоящее время региональных оперативных планов.

Концепция смарт-специализации», разработанная профессором Д. Форей, стала центральным элементом европейской стратегии до 2020 г. Цель концепции заключалась в борьбе с дефицитом в сфере научных исследований и инноваций в рамках ЕС. Вывод состоял в том, что Европа оказалась фрагментирована, а у регионов и отдельных стран не хватает видения будущего развития. Ее финансовым инструментом является программа «Горизонт 2020», о которой говорится в многостороннем контексте.

Стратегии смарт-специализации [9], проводимые в потенциальных регионах партнерах ЕС, с которыми строится взаимодействие у регионов Восточного партнерства, максимизируют влияние региональной политики в комбинации с другими политиками Европейского союза (policy-mix).

Европейская комиссия, также предлагает новую стратегию, нацеленную на помощь малым и средним предприятиям ЕС, расширить их бизнес вне Европейского союза. Новая стратегия излагает 6 направлений деятельности:

1. Усиление и документирование существующих поставок услуг поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Создание единого виртуального доступа к достоверной информации для МСП.

3. Создание схем поддержки на более последовательном уровне ЕС (долгосрочное).

4. Содействие группам и сетям для интернационализации МСП.

5. Рационализация новой деятельности в приоритетах рынков.

6. Усиление существующей внешней политики ЕС. Чтобы иметь большее воздействие в регионах

инновационные ресурсы должны будут достигнуть критической массы и сопровождаться мерами, по увеличению навыков, уровня образования и инфраструктуры знаний.

Рис. 1. Интернационализация европейских малых и средних предприятий [10]

На рис. 1 приведена модель построения международных (межрегиональных) отношений МСП европейских регионов с организациями регионов Молдовы, чьи планы будут согласованы с региональными оперативными планами (программами) [11].

Исследования результатов международных экономических отношений в условиях развивающегося диалога по вопросам региональной политики между ЕС и РМ и «Договора об Ассоциации с ЕС» показали, что в Молдове в последние 3-4 года довольно быстрыми темпами возрастает роль региональных высших учебных заведений — региональных полюсов инновационной активности. В них готовятся специалисты по фундаментальным и прикладным наукам. Вузы, как правило, осуществляют теперь и научно-исследовательскую работу. Многие университеты Молдовы стремятся действовать как учебно-научно-практические комплексы, объединяя в своем составе несколько факультетов, координируемых профильными институтами Академии наук, которые представляют совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания.

В соответствии с Кодексом № 259 от 15.07.2004 г. «О науке и инновациях», органы местного публичного управления: «проводят политику внедрения передовых технологий, установления отношений сотрудничества с научно-исследовательскими и инновационными структурами местных организаций, учреждений и предприятий, а также между этими структурами».

Экономические факультеты вузов Молдовы, являются составной частью академического сообщества республики. Молдавская экономическая академия имеет на сегодняшний день единственные в республике факультеты «Бизнес-администрирования» и «Международных экономических отношений». Этот факт, не может не влиять на эффективность диалога по вопросам региональной политики ЕС в регионах Молдовы.

Практика показывает, что при планировании проектов, в регионах возникают проблемы с необходимыми компетенциями по управлению проектами и программами, согласно международных стандартов, если мы говорим об европейской интеграции. В странах ЕС программы по созданию региональных центров компетенции, как инновационных (научно-исследовательских) полюсов в области управления проектами и программами, являются частью программ государственной поддержки малых и средних предприятий.

Законодательные акты обязывают участников процессов регионального развития, в первую очередь потенциальных инновационных центров (полюсов), выстраивать отношения между регионами на национальном и европейском уровнях, определяющих эффективное инновационное управление на уровнях принятия решений.

Применительно к формированию системы разработки региональных операционных планов (программ), с уже полученной Молдовой возможностью участия в программах научных исследований ЕС H2020 и COSME, регионы должны будут руководствоваться принципами совмещения политик ЕС (монетарной и фискальной).

Такой интегрированный подход, позволит создавать секторные/межсекторные «Серии проектов» в рамках политик, тем самым, структурируя международную техническую поддержку на местах.

Используя новые виды ИТ-взаимодействия: G2G; G2B; B2G; B2B; B2C; C2B — e-Govemment время на принятие решений значительно сокращается, что делает направление «Бизнес-администрирование» более привлекательным для всех «макроэкономических агентов», в том числе для домохозяйств.

Эмпирическое исследование региональной деятельности университетов, австрийской и немецкой инновационных систем в отдельности, проводимое группой ученных «Fraunhofer Institute for Systems and Innovation Research» [12] показало, что мотивацией региональной инновационной активности у преподавателей и ученых университетов и колледжей является (рис. 2).

Университеты Европы ответственны на 80% за проведение фундаментальных и прикладных научных исследований [13]. Нынешнее положение дел в инновационной активности сотрудников вузов, показывает, что руководство исследованиями в университетах все чаще рассматривается как отдельная, независимая область, которая требует особой структуры и организации.

Вузы конкурируют за получение ресурсов для научных исследований из частных и государственных источников. При этом и те, и другие ужесточают свои требования.

Поскольку государственная политика в области финансирования научных исследований и развития изменяется и приобретает целевой характер, то вузы должны разрабатывать стратегический подход к своей политике в сфере научных исследований.

Это необходимо еще и потому, что они становятся одним из ключевых показателей деятельности, как на национальном, региональном, так и на международном уровне.

В целях последовательного формирования и устойчивого развития региональных инновационных систем в регионах Молдовы, в рамках региональной

Рис. 2. Основные факторы мотивации региональной инновационной активности у преподавателей и ученых университетов/колледжей

политики необходим будет обмен опытом разработки региональных стратегий и методик подготовки многолетних программ. Это, прежде всего, участие сторон в программе Европейской сети обсерваторий пространственного планирования ESPON и др. [14].

Европейская сеть обсерваторий пространственного планирования «ESPON» — это сеть учреждений и проектов, проводящих обзоры пространственного состояния территории Европы. Она учреждена по линии политики Европейского союза в области пространственных исследований.

Типы регионов, привлекают особое внимание проводников (университетов) европейских политик, по достижению развития: относительно политики единства ЕС, Лиссабонского соглашения, Европейской цели территориального единства. Это в особенности относится к типам территорий, упомянутым в Лиссабонском соглашении: городские/столичные регионы; сельские регионы; малонаселенные регионы; регионы промышленной трансформации; трансграничные регионы; горные регионы; острова и прибрежные регионы. В результате проведения проектов прикладных исследований ESPON, а также публикации ESPON, были определены 9 региональных типологий. Они могут использоваться в аналитических целях.

Целевые исследования в регионах, определяются заинтересованными сторонами. В практическом руководстве по финансированию исследований и инноваций Рамочной программы FP7/H2020 [15], говорится об ответственности национальной и региональных администраций за использование инструментов финансирования применительно для различных административных уровней. Проекты, осуществляемые в рамках программы «ESPON» имеют комплексный подход и четкий территориальный аспект в котором развиваются регионы Молдовы благодаря европейским и международным инициативам, а также исследованиям молдавских ученых.

Выводы

1. В основе государственных программ, всегда лежит несколько проектных кластеров. Программы внедряются как «Серия проектов».

2. В РМ для осуществления реформы бюджетной политики необходимо учитывать практику адаптации в регионах новых ассоциированных стран ЕС Пакета Делора-I/II (Delors-I/II Budgetary Package) — программного подхода структурных фондов.

3. Результаты Вильнюсской конференции 2013 г.: «Towards a Common Knowledge and Innovation Space Between the EU and Eastern Partnership Countries», указывают на необходимость разработки в Молдове долгосрочной региональной дорожной карты по сотрудничеству между ЕС и странами Восточного партнерства, в рамках программы «Горизонт 2020».

4. Типология «Policy mix», согласно приоритетам сферы знаний и инноваций в регионах странах ЕС, объединяет на региональных уровнях задачи 15 общих политик сообщества.

со

о

CN

N ю

J <

со О

5. В Молдове возрастает роль региональных высших учебных заведений как региональных полюсов инновационной активности.

6. Территориально-пространственное планирование способствует построению эффективного межрегионального сотрудничества и устойчивому развитию региональных инновационных систем в регионах Восточной Европы, Молдовы и Восточного партнерства.

7. Регионы новых ассоциированных стран нуждаются в инициации международного проекта «Региональные инновационные платформы Европейского бенчмаркинга» в рамках европейских инициатив по поддержке региональной политики.

8. В регионах Молдовы и новых ассоциированных стран в целом модель «Региональные инновационные платформы Европейского бенчмаркинга» может стать темой межрегионального и международного проекта, для «подготовительной фазы» по реализации перехода к новому технологическому и экономическому укладу.

Список использованных источников

1. «Project cycle management Guidelines.Supporting effective implementation of EC External assistance» (2004). http:// ec.europa.eu/europeaid/multimedia/publications/publications/ manuals-tools/t101_en.htm; https://ru.wikipedia.org/wiki/Управ-ление_проектным_циклом_государственных_политик_и_про-грамм.

2. «Instrument for Pre-Accession Assistance (IPA).Strategic planning and programming». http://ec.europa.eu/regional_policy/thefunds/ ipa/strategic_en.cfm.

3. The NUTS classification (Nomenclature of territorial units for statistics) is a hierarchical system for dividing up the economic territory of the EU for the purpose. http://epp.eurostat.ec.europa. eu/portal/page/portal/nuts_nomenclature/introduction.

4. Дж. Перани, C. Сирилли. Бенчмаркинг инновационной деятельности европейских стран. http://ecsocman.hse.ru/ hsedata/2010/12/31/1208181738/benchmarking.pdf.

5. Бенчмаркинг на региональном уровне http://ecsocman.hse.ru/ hsedata/2010/12/31/1208181738/benchmarking.pdf; «Regional Innovation Scoreboard» http://www.proinno-europe.eu/page/ regional-innovation-scoreboard; «MERIT» http://www.ment. unu.edu.

6. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности компании. http://www.mirq.ru/publications/details/1024.

7. Финансирование децентрализации (3.3). http://www.fao.org/ docrep/007/y5444r/y5444r05.htm#bm05.

8. Комбинация различных форм политики (Policy mix). http://dic. academic.ru/dic.nsf/business/16058; «Knowledge and Innovation» http://cor.europa.eu/en/archived/documents/7d784c3f-ff3e-4991-9c19-6612dc70cd2a.pdf.

9 «Smart-cпециализация»: концепция развития регионов в Европе. http://www.researchclub.com.ua/jornal/135.

10. «Opportunities for the internationalisation of European SMEs» ( page 111). Corporate author(s): Directorate-General for Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs, European Commission; Publication year: 2011, NB-04-14-189-EN-N.

11. «Plan operational regional 2010-2016» Regiunea de dezvoltare «CENTRU». http://adrcentru.md/public/files/ septembrie2012/10.proiect_SDR_Centru_revizuit.pdf.

12. «Fraunhofer Institute for Systems and Innovation Research» Общество (имени) Фраунгофера — основное объединение институтов прикладных исследований Германии. http://www.isi.fraunhofer. de/isi-en/index.php.

13. The role of universities in the Europe of knowledge. http:// europa.eu/legislation_summaries/education_training_youth/ lifelong_learning/c11067_en.htm.

14. Внесены рекомендации МИД по письму С. А. Рябкова № 3613/ ДОС от 16.04.2007 г. http://ec.europa.eu/regional_policy/ international/pdf/mou_russia_ru.pdf.

15. New Practical Guide to EU Funding Opportunities for Research and Innovation (page 20). http://ec.europa.eu/research/participants/ data/ref/fp7/204008/practical-guide-rev3_en.pdf.

Possibilities of adaptation « Regional innovative platforms of European benchmarking» in regions Republic of Moldova N. Perchinskaya, PhD, Senior Research Fellow of the National Institute for Economic Research of Moldova.

A. Babin, MBA, institutional researcher, National institute for Economic Research of Moldova

In article, are considered key issues of indispensability of conduct of preparatory measures on structuring of «European research area» in regions of Republic Moldova. And also are investigated management tools of innovative development of regions: «Set of projects» as: a procedure of introduction of the state programs in EU in sectors and «Benchmarking» for efficient management of processes European integration in republic.

Keywords: Regional operational plans; long-term operational programs; a multilateral Road map East Partnership «EaP»; process of a comparative assessment; European typology of regions; «European observatory of spatial planning (ESPON)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.