Научная статья на тему 'Возможность влияния религиозного мировоззрения на формирование культовой архитектуры'

Возможность влияния религиозного мировоззрения на формирование культовой архитектуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1796
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектурное пространство / религиозное мировоззрение / культовая архитектура / влияние / культура / смысл / идея / творчество / символ / Architectural space / religious worldview / religious architecture / influence / culture / meaning / con-cept / creativity / character

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курмаз Юлия Валерьевна

В статье представлены результаты анализа возможности влияния религиозной мысли на образное, семиотическое решение культового пространства. Для этого рассмотрен процесс создания культового пространства. Основные создающие его стороны – это архитектор, мировоззрение религии, физическая возможность строительства. Чтобы создать культовое пространство, архитектор должен передать в строении суть данной религии, ее мышления, идей. Религиозное мировоззрение через канонические предписания создает модель культового пространства в виде схемы. Оно выходит из мира идей в образный мир, оказывает действие с целью передачи информации и учения. Все это не влияет на свободу творчества архитектора, по-скольку внутри канонов он может свободно решать оформление пространства поклонения в соответствии со своим мастерством. Модель пространства, заданная каноном, дает возможность строительства как простых, так и сложных по конструкции зданий. Вышеуказанная ситуация доказывает главенствующую роль и влияние религиозного мировоззрения на формирование культовой архитектуры. Оно закладывает идейные основы модели пространства поклонения, закрепляя их в символике форм и их взаимном расположении. Такие выводы важны для теории культуры и архитектуры, по-тому что не только архитектор и созданная им форма могут определять жизнь и значение архитектуры, но и мировоззрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Курмаз Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBLE INFLUENCE OF RELIGIOUS IDEOLOGY ON THE FORMATION OF RELIGIOUS ARCHITECTURE

The article presents an analysis of the influence of reli-gious thought on imaginative, semiotic cult decision space. This describes the process of creating the iconic space. The main part that creates it is the architect, phi-losophy of religion, physical ability construction. To cre-ate an iconic space, the architect should pass in the structure of the essence of religion, its thinking and ide-as. Religious worldview through the canonical regula-tions creates a model of religious space in the form of schemes. It comes out of the world of ideas in the figura-tive world, has an effect for the purpose of transmitting information and teaching. All this does not affect the freedom of creativity of the architect, because the inside of the canons he is free to decide the design space of worship in accordance with his skills. The model space is specified by Canon gives the possibility of building both simple and complex design of buildings. The above situa-tion demonstrates the dominant role and influence of religious ideology on the formation of religious architec-ture. It provides the ideological basis for the model space of worship, fixing them in the symbolism of forms and their mutual arrangement. Such findings are important for the theory of culture and architecture, because not only the architect and its shape can determine the life and importance of architecture, but also a worldview.

Текст научной работы на тему «Возможность влияния религиозного мировоззрения на формирование культовой архитектуры»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

УДК 008

КУРМАЗ Юлия Валерьевна, аспирант Русской христианской гуманитарной академии,

ВОЗМОЖНОСТЬ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

В статье представлены результаты анализа возможности влияния религиозной мысли на образное, семиотическое решение культового пространства. Для этого рассмотрен процесс создания культового пространства. Основные создающие его стороны - это архитектор, мировоззрение религии, физическая возможность строительства. Чтобы создать культовое пространство, архитектор должен передать в строении суть данной религии, ее мышления, идей. Религиозное мировоззрение через канонические предписания создает модель культового пространства в виде схемы. Оно выходит из мира идей в образный мир, оказывает действие с целью передачи информации и учения. Все это не влияет на свободу творчества архитектора, поскольку внутри канонов он может свободно решать оформление пространства поклонения в соответствии со своим мастерством. Модель пространства, заданная каноном, дает возможность строительства как простых, так и сложных по конструкции зданий. Вышеуказанная ситуация доказывает главенствующую роль и влияние религиозного мировоззрения на формирование культовой архитектуры. Оно закладывает идейные основы модели пространства поклонения, закрепляя их в символике форм и их взаимном расположении. Такие выводы важны для теории культуры и архитектуры, потому что не только архитектор и созданная им форма могут определять жизнь и значение архитектуры, но и мировоззрение.

Ключевые слова: архитектурное пространство, религиозное мировоззрение, культовая архитектура, влияние, культура, смысл, идея, творчество, символ.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1-153-156

KURMAZ Julia, Postgraduate student, Russian Christian Humanitarian

Academy

THE POSSIBLE INFLUENCE OF RELIGIOUS IDEOLOGY ON THE FORMATION OF RELIGIOUS ARCHITECTURE

The article presents an analysis of the influence of religious thought on imaginative, semiotic cult decision space. This describes the process of creating the iconic space. The main part that creates it is the architect, philosophy of religion, physical ability construction. To create an iconic space, the architect should pass in the structure of the essence of religion, its thinking and ideas. Religious worldview through the canonical regulations creates a model of religious space in the form of schemes. It comes out of the world of ideas in the figurative world, has an effect for the purpose of transmitting information and teaching. All this does not affect the freedom of creativity of the architect, because the inside of the canons he is free to decide the design space of worship in accordance with his skills. The model space is specified by Canon gives the possibility of building both simple and complex design of buildings. The above situation demonstrates the dominant role and influence of religious ideology on the formation of religious architecture. It provides the ideological basis for the model space of worship, fixing them in the symbolism of forms and their mutual arrangement. Such findings are important for the theory of culture and architecture, because not only the architect and its shape can determine the life and importance of architecture, but also a worldview.

Key words: Architectural space, religious worldview, religious architecture, influence, culture, meaning, concept, creativity, character.

Культовая архитектура и религиозное мировоззрение - на первый взгляд два разных явления мира культуры, каждое из которых занимает свое место в истории и имеет четкое определение и значение для человека. Однако, рассмотрев процесс создания пространства поклонения, заметим ряд ситуаций, когда оба этих явления включаются в процесс взаимного диалога, рождая символическое поле со смысловым наполнением. Независимость их существования перестает быть таковой. Встает вопрос: может ли религиозное мировоззрение влиять или, лучше сказать, определять закономерности построения культового пространства, преодолевая границы своего существования в самых общих представлениях о мире, становясь активной стороной, а не являясь только хранилищем информации?

Как можно представить процесс влияния? Словари дают нам простое описание: это действие, производимое на кого-нибудь или что-нибудь [3]. Под влиянием меняется ход определенных событий или формируется. Человек в своем мастерстве может следовать примеру или авторитету. Иногда это следование происходит без интерпретации автора, подсознательно зависимо от чего-то. Итак, сторона влияния оказывает действия с целью получения результата.

Помимо влияния можно оказывать и другие действия или просто быть примером, аналогом, по образцу которого создают образ. В таком случае сторона, которая является прообразом, оказывается пассивной, не проявляя активности.

В творческой деятельности может оказаться уместным содействие, когда обе стороны с одинаковым участием, без воздействия друг на друга, участвуют в созидании.

Чтобы определить характер отношений между религиозным мировоззрением и культовой архитектурой, нужно четко представить все стороны формирования такого пространства, для чего обозначим основных участников. Во-первых, это зодчий, часто существующий в лице коллектива людей. Во-вторых, мировоззрение, присущее этим людям и данной культуре. В-третьих, некоторая физическая способность выразить идею в каменном строении.

- 153 -

Социологические науки

Sociological Sciences

Архитектор обычно принимает окончательное решение, формализации идеи решения пространства и обозначает его в виде чертежей для возможности реализации. Значение архитектуры тем больше, чем больше воли проявляет архитектор, указывает средневековый историк Ролан Рехт [4, с. 152]. Но каждый человек (архитектор) принадлежит определенному миру культуры, интуитивно подчиняясь ее законам, рождая в лице гениев новые смысловые парадигмы. Последние настолько способны к жизни и существованию, насколько закрепятся в символическом поле и будут приняты в мировоззрении данного общества. А именно, человек соотносит с собой происходящие процессы и наделяет их смыслом, определяя свое положение в мире и свое миропонимание, в совокупности оценок дает общее представление, которое определяет программы жизни и поведения людей. Иными словами, можно сказать, что каждому миру культуры соответствует свое мировоззрение. Творчество в разных своих проявлениях, будь то художественное или любое другое, есть самое первое выражение авторского мировоззрения, рожденного в данной культуре, а архитектор является носителем ее идей. Меняется мировоззрение эпохи, меняются смыслы, закрепленные за новой символикой форм, умирает или становится непонятной архитектура. Примерно о таком символическом теле без души говорил Освальд Шпенглер [5, с. 329].

Культовое пространство возникает по определенно заданной схеме, архитектором, поддерживающим данный вид мировоззрения или являющийся его приверженцем, для того чтобы перевести основные константы вероучения в образные и формальные, иначе говоря, видимо воспринимаемые строения. Религиозное мировоззрение имеет свою картину мира, где определены порядок существования вселенной и иерархия построения общества. Ввиду этого возникает идеальная схема мироустройства, которая также фиксирует отношения между творцом и человеком, его познавательную деятельность. Эта схема носит обязательную трактовку в виде модели храма на земле, как отражения идеального мира, поэтому она имеет описательный характер в религиозных трактатах как задание для проектирования культового строения.

Именно пройдя такой путь, религиозное мировоззрение выходит в активную сторону формирования архитектуры. В пример, отображающий вышеуказанный процесс, приведем наиболее значимые культовые постройки: храм Соломона, последующую за ним церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, мечеть халифа Омара («Купол скалы»). Они выбрали для своего расположения библейскую гору Мориа, которая описана в канонах трех религий и отмечена особым местом богооткровения.

Постройка храма Соломона осуществлялась по библейским канонам книги Иезекииль и Царств. Его модель представляет собой несколько пространств, одновременно соединенных и разъединенных между собой. Движение вдоль них мог осуществлять только священник, чтобы осуществить диалог между Богом и человеком на основании жертвы. Сначала двор жертвоприношения, далее помещение «Святое», где хранилась утварь священническая, и пространство пребывания Бога, «Святое Святых». Их форма прямоугольная с возвышением объемов от двора жертвоприношений к «Святое Святых». Наполнение этих помещений предметами культа четко регламентировано и закреплено символически.

Христианский храм, в нашем случае для примера мы взяли церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, имеет модельное построение по канонам, где идеальное построение небесного дома Божьего перенесено как образ на землю.

«Храм - это здание, где происходит богослужение. В христианском храме прославляется триединый Бог Иисус Христос, открывший и указавший путь верующим в Царство Небесное. Назначение храма - показывать истинное, праведное состояние мира и направлять христиан по пути Христа к достижению спасения каждого отдельно и всего мира в целом. Внешний облик храма, согласно толкованию апостолов, должен выражать две идеи: храм знаменует собой дом Божий (мир как творение Бога) и одновременно храм символизирует корабль, спасающий человечество» [1, с. 4].

Канон мусульманской мечети сформировался позднее и под впечатлением канонов христианства и иудаизма. Основной догмат раскрывает суть мечети в подобии неба, под которым звучит молитва, поэтому главное для этого культового пространства - большой купол и зал, а первоначально - двор, вмещающий молящихся. Поскольку изображения человека в мусульманской религии неприемлемы, то украшениями мечетей служат орнаментальные и специальные сплетения, которые также имеют законы построения по канонам, а также выписки из Корана. Может, поэтому так привлекательна мечеть «Купол скалы», особенно в отражении взглядов верующих.

- 154 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

Последнее, что можно рассмотреть в процессе создания архитектурного пространства -это возможность построить, реализовать в материале сложную композиционную структуру. Исторически сложилось так, что ни одна модельная схема, продиктованная догматом, не регламентирует жесткого оформления, давая свободу для авторского развития архитектуры внутри канона. Может, по этой причине мы имеем сегодня культовые строения с совершенно разными и оригинальными решениями, которые развились от самых ранних по времени постройки, простых по объему, к самым сложным и по объему, и по изобразительным средствам.

Надо заметить, что никогда правила, установленные для постройки культового пространства, не делали невозможным таковое строительство, хотя зодчие в каждое время стремились превзойти себя и создать уникальную архитектуру, наиболее ярко отражающую дух религии.

Таким образом, отвечая на вопрос начала этой статьи, скажем, что религиозное мировоззрение оставляет за собой право определять основы культового пространства; давая зодчему поле для творчества и выражения личного отношения к предмету изображения, оно использует творческий процесс и само меняется в ходе него. Оно делает это, потому что его внутренние константы формируют общественные взгляды, обусловливают процесс передачи информации, обучения и ориентации в мире смыслов. Невозможно представить, чтобы религиозные каноны стали просто советом или пожеланием, рекомендацией, они носят обязательный, повелительный характер. По этой причине возможность быть аналогом или «подручным» в построении культового пространства для его мировоззрения отсутствует. Можно сказать, что религиозное мировоззрение из мира общих понятий, словесных догматов переходит в уровень образного языка. «Развитие познания на всех стадиях этого долгого исторического процесса было (и остается) зависимо от исключительно важной процедуры мышления, которую лучше всего обозначает слово визуализация - придание видимой формы тому, что ее не имеет, придание наглядного образа отвлеченной мысли» [2, с. 73]. Изображение кроме информации несет в себе эмоциональное воздействие на прочитывающего его, захватывая в свой круг даже непосвященного человека.

Итак, религиозное мировоззрение оказывает влияние на формирование культового пространства, оказывая действие предписания для его построения с целью образной реализации в культурном мире человека, при этом оставляя архитектору свободу для его авторского творчества. Оно является активной стороной в формировании архитектуры. Это имеет значение для теории культуры и архитектуры, поскольку религиозное мировоззрение является как бы матрицей, через которую проходит процесс создания архитектуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Возняк Е.Р., Горюнов В.С., Семенцов С.В. Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга: Учебное пособие СПбГАСУ. - СПб., 2010. - 80 с.

2. Глазычев В.Л. Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве. - М.: Советский художник,1989. - 416 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов. Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. -М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. - 1200 с.

4. Ролан Рехт. Искусство соборов XII-XV веков. Пер.с фр. и науч. ред. О.С. Воскобойникова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 352 с.

5. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том 1: Образ и действительность. Перевод с нем. и прим. И.И. Маханькова - М.: Академический проект, 2009. - 648 с.

REFERENCES

1. Wozniak E.R., Goryunov V.S., Semevtsov S.V. Sementsov Architecture of Orthodox churches on the example of the churches of St. Petersburg [Arkhitektura pravoslavnykh khramov na primere khramov Sankt-Peterburga]. Tutorial SPSUACE. St. Petersburg, 2010. 80 p. (in Russ.)

2. Glazychev V.L. Gemma Copernicus. The world of science in fine arts [Gemma Kopernika. Mir nauki v izobrazitel'nom iskusstve]. Moscow: Soviet artist,1989. 416 p. (in Russ.)

3. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian language: OK. 53 000 words [Slovar' russkogo yazyka: Ok. 53 000 slov]. Under the General editorship of Professor L. I. Skvortsova. 24th ed., Rev. Moscow: Onyx, Peace and Education, 2007. 1200 p.

4. Roland Recht. The art of the cathedrals of the XII-XV centuries [Iskusstvo soborov XII-XV vekov]. TRANS.with FR. and scientific. edited by O. S. Voskoboynikov; NAT.issled. University «Higher school of Economics». Moscow: Izd. The house of the Higher school of Economics, 2014. 352 p. (in Russ.)

5. Spengler O. The decline of the West. Essays on the morphology of world history [Zakat Evropy. Ocherki morfologii mi-rovoy istorii]. Volume 1: Image and reality. Translation from German and notes I.I. Makhankov. Moscow: Academic project, 2009. 648 p. (in Russ.)

- 155 -

Социологические науки

Sociological Sciences

Информация об авторе

Курмаз Юлия Валерьевна, аспирант, Русская Христианская Гуманитарная Академия, старший преподаватель кафедры архитектуры и дизайна, Тюменский Государственный Архитектурно-Строительный Университет,

Тюмень, Россия Julias1973@mail.ru

Получена: 07.09.2015

Information about the author

Kurmaz Julia, Postgraduate student, Russian Christian Humanitarian Academy, Senior Lecturer at the Chair of Architecture and Design, Tyumen State University of Architecture and Construction,

Tyumen city, Russia Julias1973@mail.ru

Received: 07.09.2015

- 156 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.