ВОЗМОЖНОСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА ЛЕКЦИЯХ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
Порфирьев Е.В., - преподаватель
Краснодарский государственный университет культуры и искусств
В статье обобщается опыт формирования православного мировоззрения на лекциях (уроках) по естествознанию возможно как в виде отдельных занятий, включенных в общий контекст других православных предметов (катехизис, догматическое богословие, основы православия), либо как самостоятельный спецкурс «Естественно - научная апологетика». Обосновывается вывод о том, что одним из путей для становления православного мировоззрения являются сами естественные науки, и в этом огромную роль могут сыграть православные педагоги - естественники.
Ключевые слова: ВОЗМОЖНОСТЬ СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛЕКЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
“Взирая на величие неба и рассматривая стройность творения, можно было людям познавать и Вождя твари - Отчее Слово”
(Свт. Афанасий Великий Слово о воплощении Бога-Слова)
Христианская антропология всегда представляла человека как “мик-ротеос”, - высшее творение Божье, соединяющее в себе мир ангельский и мир физический. Человек сотворен для богообщения и богопознания. Бо-гопознание не является каким-то единичным актом, а есть бесконечный процесс стяжания благодати. Нам даны две возможности богопознания -естественный путь и сверхъестественный. Преподобный Феодор дает такое определение естественного богопознания: “Знанием естественным называем мы то, которое душа может получить через исследование и взыскание, естественными пользуясь способами и силами, о творении и Виновнике творения, разумеется, сколько это доступно для связанной с веществом души” [1]. Духовная человеческая субстанция всегда стремилась познать Бога не только из внешнего сотворенного мироздания, но и из собственной природы субъекта (самопознание).
Творение видимого мира и человека является осуществлением во времени вечной мысли Божьей. Большинство людей приходят к осознанию Бога “через рассматривание творений”. Естественный путь богопознания приводит человеческую душу к Творцу и Промыслителю Вселенной через познание красоты, гармонии, целесообразности и разнообразия как неживой, так и живой природы.
Актуальность преподавания православного учения на лекциях по естествознанию обусловлена самой государственной программой обучения школьников и студентов, основывающейся до сих пор на атеистическом мировоззрении. Параллельное преподавание (факультативное) отдельных тем или спецкурса по вопросам творения мира, природы человека, отношения человека к Богу и мирозданию, даст возможность учащимся быть истинно свободными в своем выборе и возможно в дальнейшем некоторые из них станут верующими людьми.
"Современная наука, исследуя законы мироздания, пытается обойти Первопричину этих законов - Законодателя и Творца вселенной, исходя из самодостаточности материи.
Из века в век человеческое познание все более усложняется и ученым приходится выдумывать сложнейшую методологию и категориальный аппарат для описания мироздания. Альберт Эйнштейн шутил о том, что создатели общей теории относительности сами с трудом понимают ее сущность, тоже можно сказать и о квантовой механике. Если не учитывать чудо творения нашего мира, то теряется полностью смысл ценностного предназначения самого бытия и сущностное назначение человека в нем, ибо человек является “соработником” и сотворцом Божиим, а высшее его предназначение в Богоуподоблении - обожении всей твари... Если искусственный мир (вторая природа) развивается по законам человеческого общества, то тем более, мир в целом развивается по законам Творца! И не аб-
сурдом ли является мысль о том, что вторая природа имеет начало в самой себе без вышнего участия разумного начала - человека".
Большую воспитательную роль в формировании православного мировоззрения у детей и молодежи играет святоотеческое учение о шестодневном творении. Хотя о Шестодневе у разных Св. Отцов имеются свои богословские мнения, важно подчеркнуть, что большинство из них считают дни творения мира как земные сутки и далее устроение мироздания по дням, как 1) творение праматерии и света, 2) устроение пространственной структуры мироздания, 3) устроение суши - Земли и океанов и появление растительного мира, 4) сотворение Солнца, Луны и звезд, 5) сотворение рыб и птиц, 6) сотворение всякого рода животных и гадов и в конце шестого дня сотворение человека. Шестоднев абсолютно не противоречит современной естественно - научной картине мира, если конечно каждый день творения, во-первых, понимать как Творческий Божественный акт “И сказал Бог...”, как акт Божественной воли; во-вторых, не считать шестодневные сутки за гипотетические эволюционные миллионы лет, и данные современной геологии показывают нам несостоятельность этой теории. Мы не можем говорить даже о теологической эволюции, которая признает разумный замысел, но с участием Создателя в деистической позиции, то есть с ограничением Бога в начальном творении, отрицанием Промысла Божьего.
Формирование православного мировоззрения на лекциях по естествознанию возможно только исходя из святоотеческого наследия. В этом отношении интересными, на наш взгляд, являются работы священника Тимофея Алферова, который с 1996 г. проводит занятия по креационизму в гимназии г. Гатчины. Им написан ряд интересных книг [6,7], выражающих православный взгляд на многие научные проблемы. Священник Тимофей Алферов совершенно верно подчеркивает, излагая свой опыт преподавания православных дисциплин в гимназии, что все естественные науки дети
изучают по тем школьным программам, которые были составлены еще в советское время. В таких учебниках законы природы полагаются абсолютно познаваемыми (хотя бы в рамках определенных, существующих теорий). Он говорит о том, что как сами учащиеся, так и учителя проявляют большой интерес к этой теме, в тоже время в школьной программе дается только односторонний взгляд на существующее мироздание: в астрономии - это стационарная, изотропная модель вселенной (бесконечно существующая и безграничная, или “горячая” модель); в биологии - это дарвиновская теория эволюции; в обществознании - это языческие религиозные доктрины и материалистическое философское учение. “Дети (да и взрослые) воспринимают так: Бог и Его дела, Его заповеди относятся исключительно к душевной стороне бытия. В материальный мир Богу вход воспрещен” [8]. Программа предлагаемых о. Тимофеем занятий строится по следующему плану:
1. Основные законы природы, свидетельствующие о необходимости сторонней Причины видимого мира.
2. Креационная астрономия.
3. Несостоятельность теории геологического униформизма.
4. Невозможность спонтанного возникновения жизни.
5. Палеонтологические, морфологические, эмбриологические свидетельства за и против эволюции.
6. Возражения генетиков и биохимиков против эволюции.
7. Происхождение человека и отсутствие переходных форм.
8. Современная геология, ранняя история Земли.
Курс лекций о. Тимофея рассчитан от 10 до 20 часов. На занятиях предполагается и время для опроса учащихся, и открытый диалог. Такой параллельный двухмодельный метод преподавания учения о творении и развитии на уроках по естествознанию дает возможность проявлять у детей большой интерес к Божественному миру, осознанию смысла своего суще-
ствования. Для того чтобы ученик воспринимал абсолютно объективно то, о чем ему говорит православный преподаватель “Необходимо учащегося поставить перед фактом “обычного чуда” - существования природы, жизни, человека, бессмертной души. Возникновение материи - чудо, потому что оно не могло случиться по ее нынешним законам. Возникновение жизни - чудо, потому что естественным путем из неживой материи оно невозможно. То же самое должно признать и о человеке, и о его душе... Наш учащийся имеет точно такое же право на правду и пусть узнает о Боге не только на уроках литературы и истории, но и на всех естественнонаучных уроках. Пусть и сам научится ставить вопрос, ответ на который приводит его к познанию Единого Сущего и Благого” [8].
В настоящее время имеются попытки создания учебников по физике, химии, в которых уже более системно (по программе школьного курса) излагается материал с точки зрения православного мировоззрения. Например, д.х.н. Панкратов А.В. пытается преподавать химию, исходя из отрицания “принципа закрытости мира”, т.е. рассматривать все объекты и их взаимодействия не изолировано, а во взаимосвязи всего со всем. Он излагает весь курс химии как “Химия Божьего мира”, однако основывает его на идее теологической эволюции, которая, на наш взгляд, является неверной.^]. Есть работы и по “христианской физике” (В. Лекторского и др.).
Интересным опытом является методика преподавания физики православного педагога В.Л. Коварского. Автор показывает, что физика иллюстрирует законы мышления, изучаемые логикой и содержит зачатки законов нравственности, изучаемых этикой. Законы физики - не только законы природы, но еще и законы человеческого мышления, исследующего эту природу. В построении курса В.Л. Коварский использует следующую схему:
1. Раскрытие смысла явления или закона.
2. Исторический аспект причины научных успехов в христианской культуре.
3. Этимология терминов раскрывает их физический смысл и помогает углубленно понимать новые темы.
4. Применение метода аналогии при рассмотрении отдельных тем.
5. Мысленный эксперимент.
6. Наглядный образ является часто основным средством доказательства и вывода.
7. Некоторое количество индуктивных задач дается на уроках в качестве домашнего задания.
Самое главное в данной методике - это развитие самостоятельного мышления у детей, которое приводит их к общей схеме: логика-физика-этика [4].
Действительно, более всего необходимо у молодежи формировать православное мировоззрение на уроках по естествознанию, ибо современное поколение, даже по данным психологов и социологов, лучше воспринимает точные науки, нежели гуманитарные. Рациональный образ мышления все более проникает и в нашу страну с ее определенными духовными устоями и менталитетом. Когда сейчас у народа нет собственного духовного опыта и личной воцерковленности, то первыми подвижками атеиста к Богу может как раз служить его логическое восприятие, научные данные, говорящие отнюдь не об эволюции мира и спонтанности его рождения, а о Творце всего видимого и невидимого. Далее у такого человека уже появится необходимость изучать Священное Писание и параллельно будет происходить его воцерковление, жизнь по заповедям Божиим.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский в своей “Педагогической антропологии” пишет о необходимости преподавания естествознания, приводящего ученика не к атеизму, а к Богу: “Многие боятся естествознания как проводника материалистических убеждений; но это
только слабодушное недоверие к истине и ее источнику - Творцу природы и души человеческой... Языческий бог обманывает, хитрит, притворяется, потому что он сам создание человеческого воображения: Христианский Бог - Сама Истина” [9].
Известный сербский богослов митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) так говорит о возможности естественного (космологического) богопознания: “Само сотворение мира представляет собой некий способ “образования”, потому что творческим Божественным актом ничто получает свое бытие, т.е. свой “лик” и облик, свой “образ”, правда, все еще несовершенный, но полный уникальных возможностей. Так, изначально сотворенное “безобличие” образуется и формируется, восходя от хаоса к космосу, от атома к человеку” [2].
С какого же возраста можно и должно формировать естественнонаучное мировоззрение у детей? На этот вопрос отвечает известный чешский педагог Ян Амос Каменский в своем произведении “Школа детства”. Он говорит здесь о формировании “естествоведения” у малых детей через осознание пищи, питья, сна, себя как личности, земли, стихий природы и, наконец, звездного неба. На наш взгляд, самое главное в преподавании естествознания для маленьких детей - это показать и дать им не только основы анатомии, гигиены, медицины, техники безопасности (ОБЖ), сколь открыть скрывающуюся за этими научными данными Первопричину всех явлений мира. Тогда очень важными станут для детей такие, например, разделы курса “Естествознание” начальной школы, как “Познай себя”, что мы не просто состоим из клеток, костей и мышц, но в первую очередь, являемся Образом и Подобием Божьим; или раздел “Про тебя самого” не сводился бы к понятиям: память, мозг, нервы, темперамент и т.д., а представлял бы собой учение о трехсоставности человеческого существа.
Подобное параллельное преподавание православного учения необходимо ввести не только в предмет “Естествознание”, но и “ОБЖ”, “Эколо-
гия”, не говоря уже о “Физике”, “Биологии”, “Химии”, “Астрономии”. Именно к православным преподавателям-естественникам обращены слова
о. Михаила (Петропавловского): “Каждый преподаватель, если он человек действительно верующий, должен непрерывно искать религиозную составляющую в той науке, которую он преподает детям. Таким образом, могут преподаваться даже точные науки, ибо через них дети могут открыть для себя закономерности, лежащие в основе мироздания” [10]. Точные науки открывают нам установленные Богом законы, по которым развивается и существует этот мир. Воспитание детей, особенно если это православное воспитание, является труднейшей задачей для преподавателя, потому что любая наука должна быть нравственной. Не может быть безнравственной науки или безнравственного педагога. “Когда бы воспитанники наши, при своих познаниях о духовных предметах, имели достаточные и верные познания в науках естественных, тогда они не только могли бы поддерживать в обществе многие интересные разговоры, но и могли бы иногда направлять их в духовную пользу” [3].
Наш скромный педагогический опыт показывает, что у маленьких детей, не испорченных ещё атеистической школьной программой формируется мировоззрение на основе как вербального, так и визуального восприятия информации. Для них вера является главным, абсолютным критерием истины, ибо они верою познают. Большое значение в формировании православного мировоззрения у детей имеет практическое приобщение к творению Божиему. Через рассматривание макро-творений на дополнительных уроках астрономии или микро-творений на уроках биологии ребенок постигает Бога как Творца и Промыслителя всего сущего и ту Премудрость Божию, которая находится во всеобъемлющей целесообразности мироздания.
Несколько по-иному обстоит дело с преподаванием естествознания в вузах. Нам довелось в течение 1998-1999 гг. преподавать курс лекций
«Экология и человек», а с 2000 года - курс лекций «Основы православия» в Краснодарском государственном университете культуры и искусств, где нами были рассмотрены такие темы, как: Православное христианство и наука; Шестодневное Творение; Христианство и экология. Несмотря на то, что мировоззрение студентов уже сформировано, они в подавляющем своем большинстве отнеслись с большим интересом к альтернативному (православному) учению о строении мира и существованию Творца. Анкетирование студентов данного вуза показало, что 99% опрошенных на вопрос «Нужно ли преподавать Основы православия в вузах?» - ответили положительно.
Основные идеи, излагаемые нами в лекциях были следующие:
1. Ничто не развивается самопроизвольно (спонтанно) из бесконечной и вечной материи, но все в мире имеет причину своего бытия и начальная первопричина всего - Бог, ибо “мы Им живем и движемся и существуем” (Деян. 17:28).
2. Наука в принципе не может доказать существование всей Вселенной в целом (каким образом она появилась), так как для этого необходимо поставить глобальный эксперимент над всей Вселенной, что невозможно и принимается в современных космологических теориях a priori.
3. Все естественные науки изучают лишь отдельные области мироздания, а не мир в целом и не дают абсолютного знания.
4. Из того, что никто не может воспроизвести акт рождения Земли (других планет, звезд) и никто его не наблюдал, следует, что и теория эволюции и образования Вселенной, как и учение о творении относится к области веры.
5. Наука в целом основывается на определенных аксиомах (аксиоматический метод науки) ниоткуда не выводимых.
6. Если существуют законы природы, значит, существует и Законодатель этих законов.
Формирование православного мировоззрения на лекциях (уроках) по естествознанию возможно как в виде отдельных занятий, включенных в общий контекст других православных предметов (катехизис, догматическое богословие, основы православия), либо как самостоятельный спецкурс «Естественно - научная апологетика». Одним из путей для становления православного мировоззрения являются сами естественные науки, и в этом огромную роль могут сыграть православные педагоги - естественники. Начиная с младших классов, учителя могут показывать красоту, целесообразность, гармонию мироздания, как говорилось выше, через уроки естествознания и экологии. В старших классах бытие Божие открывается учащимся через всеобщую иерархичность тварного мира; конструктивность идей, заложенных в творении; законы сохранения; законы причины и следствия; законы относительности и законы всеобщей взаимосвязи всего со всем.
В этом мы видим пути дальнейшего развития православной педагогики.
Литература
1. Преп. Феодор. Слово умозрительное. Гл.9-10// Добротолюбие.М.; 1992. Т3,
с.349.
2. Митр. Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания.// Сб. статей. Пермь.2000, с.129.
3. Митр. Иннокентий (Московский). Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества.// Школа православного воспитания. М.: Паломник, 1999, с. 373.
4. Коварский В. А. Преподавание физики и христианское воспитание.// Сб. «Человек и христианское мировоззрение» Вып.5. Симферополь, 2000, СС. 263-266.
5. Панкратов А.В. О методологии религиозного преподавания естественно - научных дисциплин.// Сборник докладов V Международных Рождественских образовательных чтений. М., 1997, сс.268-271.
6. Священник Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. М.: Паломник, 1998.
7. Священник Тимофей. Две космогонии. М.: Паломник, 1999.
8. Священник Тимофей. Опыт преподавания научного креационизма в старших классах гимназии г. Гатчины.// Сб. «Человек и христианское мировоззрение». Вып.3, Симферополь, 1998, сс.260-264.
9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология.// Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М.: Просвещение, 1974, с.293.
10. Церковь, дети и современный мир. СПб, 1997, с.115.