Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА КРУПНОГО БИЗНЕСА С СОЦИАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ'

ВОЗМОЖНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА КРУПНОГО БИЗНЕСА С СОЦИАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное предпринимательство / крупный бизнес / малый бизнес / корпоративная социальная ответственность / рейтинги корпоративной социальной ответственности / рейтинговые агентства / social entrepreneurship / big business / small business / corporate social responsibility / social responsibility rating / rating agencies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова Инна Борисовна, Московская Александра Александровна

В статье рассматривается целесообразность рейтинговой оценки, учитывающей сотрудничество крупных компаний, работающих на территории России, с социальными предпринимателями. В настоящее время в России наблюдается недостаток такого сотрудничества и, соответственно, возникает потребность в поддержке социальных предприятий со стороны крупного бизнеса. Цель исследования. Установить взаимосвязь между участием крупных компаний в рейтингах и возникновением сотрудничества крупного бизнеса с социальными предпринимателями. Результаты. Анализ методологии наиболее авторитетных организаций/рейтинговых агентств (оценивающих крупный бизнес), действующих в России, показывает, что цели рейтинговых агентств связаны с выявлением лучших благотворительных программ, практик корпоративной социальной политики компаний и их социальной ориентированности, менеджеров крупных компаний в сфере корпоративной социальной ответственности и информированием общественности о деятельности компаний. Выводы. Существуют номинации и показатели, которые могли бы учитывать взаимодействие компаний с социальными предпринимателями. В частности, устойчивое развитие, корпоративная социальная ответственность компании, включая благотворительную деятельность и мероприятия по сохранению экологического благополучия, могут быть оценены с учетом взаимодействия с социальными предприятиями. Социальные предприниматели могут предложить свое сотрудничество крупному бизнесу в части реализации социальных проектов, от которых могут выиграть крупный бизнес, социальные предприятия и общество. Крупный бизнес таким образом мог бы поддержать социальные предприятия и создание новых рабочих мест в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBLE INCENTIVES FOR COOPERATION BETWEEN BIG BUSINESS AND SOCIAL ENTREPRENEURS

The article discusses the expediency of a rating assessment that takes into account the cooperation of large companies operating in Russia with social entrepreneurs. The current situation in Russia demonstrates the lack of the cooperation and the great need for the support of social enterprises from big business. Purpose. Determine the possibility of big businesses and social entrepreneur’s cooperation in ratings. Results. Analysis of the methodology of the most reputable organizations/rating agencies (assessing big businesses) operating in Russia shows that the goals of rating agencies are related to identifying the best charitable programs, best practices of corporate social policy of companies, and their social orientation, the best managers of large companies in the field of corporate social responsibility and informing the public about the activities of companies. Conclusions. The analysis of the methodology also showed that there are nominations and indicators that could take into account the interaction of companies with social entrepreneurs. In particular, sustainable development, corporate social responsibility of the company, including charitable activities and activities to preserve environmental well-being can be assessed taking into account interaction with social enterprises. Social entrepreneurs can offer their cooperation to big business in the implementation of social projects from which big business, social enterprises and society can benefit. Big business could play the role of supporting social entrepreneurship, participating in the development of social business and creation of new jobs in the region.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА КРУПНОГО БИЗНЕСА С СОЦИАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ»

УДК 005.32:334.722-022.56

ВОЗМОЖНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА КРУПНОГО БИЗНЕСА С СОЦИАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

Назарова Инна Борисовна1,

inna-nazarova@mail.ru; ORCHID: 0000-0001-8086-1617

Московская Александра Александровна2,

amoskovskaya@hse.ru; ORCHID: 0000-0003-3516-0285

1 Институт социально-экономических проблем народонаселения им. Н.М. Римашевской ФНИСЦ РАН, Россия, 117218, г. Москва, пр. Нахимовский, 32

2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, 109012, г. Москва, пл. Славянская, 4, стр. 2

Назарова Инна Борисовна, доктор экономических наук, заведующая Лабораторией исследования здоровья населения и системы здравоохранения.

Московская Александра Александровна, кандидат экономических наук, директор центра социального предпринимательства.

В статье рассматривается целесообразность рейтинговой оценки, учитывающей сотрудничество крупных компаний, работающих на территории России, с социальными предпринимателями. В настоящее время в России наблюдается недостаток такого сотрудничества и, соответственно, возникает потребность в поддержке социальных предприятий со стороны крупного бизнеса. Цель исследования. Установить взаимосвязь между участием крупных компаний в рейтингах и возникновением сотрудничества крупного бизнеса с социальными предпринимателями. Результаты. Анализ методологии наиболее авторитетных организаций/рейтинговых агентств (оценивающих крупный бизнес), действующих в России, показывает, что цели рейтинговых агентств связаны с выявлением лучших благотворительных программ, практик корпоративной социальной политики компаний и их социальной ориентированности, менеджеров крупных компаний в сфере корпоративной социальной ответственности и информированием общественности о деятельности компаний. Выводы. Существуют номинации и показатели, которые могли бы учитывать взаимодействие компаний с социальными предпринимателями. В частности, устойчивое развитие, корпоративная социальная ответственность компании, включая благотворительную деятельность и мероприятия по сохранению экологического благополучия, могут быть оценены с учетом взаимодействия с социальными предприятиями. Социальные предприниматели могут предложить свое сотрудничество крупному бизнесу в части реализации социальных проектов, от которых могут выиграть крупный бизнес, социальные предприятия и общество. Крупный бизнес таким образом мог бы поддержать социальные предприятия и создание новых рабочих мест в регионе.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, крупный бизнес, малый бизнес, корпоративная социальная ответственность, рейтинги корпоративной социальной ответственности, рейтинговые агентства.

Введение

Важность социального предпринимательства (СП) можно определить в широком смысле как вклад в развитие общества путем реализации социальных проектов [1-3]. Социальные предприниматели поддерживают самозанятых и способствуют созданию дополнительных ра-

173

DOI 10.18799/26584956/2023/1/1519

бочих мест в малом бизнесе [3, 4]. Вместе с тем существуют факторы сдерживания развития СП в России, к которым, помимо излишнего администрирования, можно отнести:

• отсутствие понятной для стейкхолдеров стратегии государства по поддержке СП;

• институциональное разделение форм поддержки социальных предприятий и некоммерческих организаций (НКО), приводящее к отождествлению СП с обычным бизнесом и снижающее стимулы для НКО регистрироваться в качестве социального предприятия [5].

Государство продемонстрировало свою поддержку социальному бизнесу: в 2019 г. вышли поправки к Закону о развитии малого и среднего предпринимательства, вводящие в законодательное поле понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» [6], который тем не менее носит противоречивый характер и оставляет без внимания многие формы и направления развития СП. Это, в свою очередь, приводит к недоиспользованию потенциала как самих социальных предприятий, так и их возможных инвесторов в негосударственном секторе, прежде всего - крупного бизнеса.

Эксперты считают, что в поле взаимодействия и развития СП мало внимания отводится негосударственным стейкхолдерам в целом, прежде всего - крупному бизнесу [7].

Социальные предприниматели нуждаются в поддержке крупного бизнеса (65,2 %), хотели бы получить инвестиции в новые проекты (40,2 %), льготные кредиты (21,1 %), помощь в продвижении продукции на рынок (38,4 %), помещение в аренду с дисконтом (31,7 %). Также необходима консультационная поддержка или помощь в обучении (15,1 %). Вместе с тем треть социальных предпринимателей (29,1 %) отметили, что крупный бизнес не заинтересован сотрудничать с социальными предпринимателями [8].

Социальные предприниматели не всегда сами проявляют активность - обращаются за поддержкой к крупному бизнесу и предлагают ему интересные совместные проекты. Крупный бизнес мог бы стать партнером и поддержкой СП при условии необходимости оказать поддержку и (или) желании поддержать малый бизнес или наличии иных стимулов. Стремление помочь может быть связано с личными качествами руководства компании, осознанностью необходимости поддержки возможных партнеров в соответствии с выбранной стратегией и сформулированными целями корпоративной социальной политики. Необходимость сотрудничать (помогать) может быть обусловлена наличием специального законодательства, обязывающего компании поддерживать СП в рамках реализации корпоративной социальной ответственности (КСО), или иными стимулами. В качестве иных стимулов можно рассматривать рейтинги, дающие оценки компаниям по разным направлениям их деятельности, в том числе - КСО.

На наш взгляд, в России внешнее рейтингование, поощрение лучших практик компаний может стать стимулом к развитию сотрудничества крупных компаний с социальными предприятиями.

Эмпирическая база: рейтинги и оценивающие организации (агентства)

В России действует ряд организаций, чьи инструменты позволяют оценить направления деятельности компаний, связанных с КСО.

Для первичного анализа принципа участия и методологии (рейтинга) были выбраны наиболее авторитетные организации, чья методология доступна для анализа и сравнима, в том числе те, которые в настоящее время не проводятся или стали частью других рейтингов, но чья методика может быть интересна в части понимания и оценки КСО. В частности, к рассмотрению выбраны следующие рейтинги (табл. 1):

• Индексы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по устойчивому развитию, корпоративной ответственности и отчетности;

• Рейтинг Социальной эффективности крупнейших российских компаний (рейтинговое агентство AK&M);

• Лидеры корпоративной благотворительности (совместный проект Форума Доноров, газеты «Ведомости» и международной сети аудиторско-консалтинговых фирм PwC);

• Топ-50 менеджеров по КСО (топ-1000)1 - проект Ассоциации менеджеров (АМ);

• Рейтинг корпоративной социальной ответственности крупнейших компаний, работающих на российском рынке, - проект компании «ЭкоПромСистемы»;

• Экологический рейтинг «Интерфакс-Эра» - проект Эколого-энергетического агентства Интерфакс-ЭРА;

• Рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний Российской Федерации и Рейтинг открытости экологической информации нефтегазовых компаний - проект организаций WWF, CREON Group и Национального рейтингового агентства (НРА);

• Рейтинг социальной ответственности российских компаний (Агентство политических и экономических коммуникаций - АПЭК);

• Международный рейтинг CDP (Carbon Disclosure Project).

Таблица 1. Авторитетность и цели рейтинговой компании/рейтинга Table 1. Authority and goals of the rating company/rating

Наименование рейтинга/ организация/период оценки Rating name/organization/ evaluation period Обоснование авторитетности Rationale for authority Цель деятельности рейтинговой компании Purpose of the rating company

1 2 3

Индексы РСПП, РСПП, 2014 - н. в. Indices of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs 2014 - present Первый российский инструмент независимой оценки компаний, внесенный в Международную базу по рейтингам устойчивого развития (GISR) The first Russian tool for independent assessment of companies, included in the International Database of Sustainable Development Ratings Исследование динамики общей ситуации в сфере КСО и в части внешней отчетности. Выявление примеров лучшей практики в области КСО. Создание комплекса инструментов независимой оценки деятельности компаний. Комплекс инструментов послужит продвижению системного представления устойчивого развития и КСО как общей платформы для справедливого признания вклада бизнеса и его воздействия на общество и окружающую среду; переводу разговора о социальной ответственности бизнеса на язык конкретных, сравнимых и верифицируемых показателей; повышению корпоративной прозрачности и качества управления в области устойчивого развития, корпоративной ответственности; выявлению лидеров в этой области; укреплению бренда и репутации российских компаний Study of the dynamics of the general situation in the field of Corporate Social Responsibility (CSR) and reporting. Identification of best practice examples in the field of CSR. Creation of a set of tools for independent assessment of companies' activities, which will serve to promote a systematic view of sustainable development and CSR as a common platform for fair recognition of the contribution of business and its impact on society and the environment; translating the conversation about

1 Ранее рейтинг «Топ-50 менеджеров по КСО» публиковался отдельно в материалах форума People Investor и в РБК.

Наименование рейтинга/ организация/период оценки Rating name/organization/ evaluation period Обоснование авторитетности Rationale for authority Цель деятельности рейтинговой компании Purpose of the rating company

1 2 3

the social responsibility of business into the language of specific, comparable and verifiable indicators; increasing corporate transparency and quality of management in the field of sustainable development, corporate responsibility; identification of leaders in this field; strengthening the brand and reputation of Russian companies

Рейтинг Социальной эффективности крупнейших российских компаний AK&M, 2018 - н. в. Social efficiency rating of the largest Russian companies AK&M, 2018 - present Агентство AK&M аккредитовано Министерством финансов Российской Федерации, получило признание Банком России и Правительством Российской Федерации AK&M Agency, accredited by the Ministry of Finance of the Russian Federation, has been recognized by the Bank of Russia and the Government of the Russian Federation. Выявление компаний, приносящих максимальную пользу обществу при минимальном воздействии на окружающую среду; поиск баланса между нагрузкой на экологическую среду предприятий и их позитивной отдачей для общества. Стимулирование повышения социальной ориентированности компаний; улучшение экологической чистоты производства Identification of companies that bring maximum benefit to society with minimal impact on the environment; search for a balance between the burden on the ecological environment of enterprises and their positive impact on society. Stimulation of increasing the social orientation of companies; improvement of environmental cleanliness of production.

Лидеры корпоративной благотворительности, совместный проект Форума Доноров, газеты «Ведомости» и международной сети ауди-торско-консалтинговых фирм PwC, 2008 - н. в. Leaders in corporate philanthropy, joint project of the Donor Forum, the Vedomosti newspaper and the international network of audit and consulting firms PwC, 2008 - present Форум Доноров - ассоциация крупнейших грантодающих организаций, работающих в России, и объединение фондов и компаний, системно занимающихся благотворительной деятельностью The Donor Forum is an association of the largest grant-giving organizations operating in Russia and an association of foundations and companies systematically engaged in charitable activities Выявление лучших образцов благотворительных программ и распространение информации о корпоративной благотворительности в бизнес-среде и обществе в целом Identification of the best examples of charitable programs and dissemination of information about corporate philanthropy in the business environment and in society as a whole

Топ-1000 менеджеров по КСО (ранее топ-50), Ассоциация менеджеров, 2015 - н. в. Top 1000 CSR Managers (Top 50 previously), Managers Association, 2015 - present Ассоциация менеджеров - независимая экспертная площадка для выработки консолидированной позиции бизнеса по наиболее острым социальным и профессиональным вызовам, которые стоят перед руководством крупных российских предприятий, обществом и властью The Association of Managers is an independent expert platform for developing a consolidated business position on the most acute social and professional challenges facing the management of large Russian enterprises, society and government Выявление наиболее эффективных управленцев в сфере корпоративной социальной ответственности внутри профессионального сообщества. Рейтинг основан на оценке самих представителей сообщества Identification of the most effective managers in the field of corporate social responsibility within the professional community, and based on the assessment of the community representatives themselves

Рейтинг корпоративной социальной ответственности крупнейших компаний, работающих на российском рынке, компания «Эко-ПромСистемы» совместно с «Национальной службой «ЭкоПромСистемы» - одна из наиболее авторитетных экспертных компаний в части бизнеса, которая сотрудничает с «Национальной службой мониторинга», специализирующейся на рейтингах Информация не найдена Information not found

Наименование рейтинга/ организация/период оценки Rating name/organization/ evaluation period Обоснование авторитетности Rationale for authority Цель деятельности рейтинговой компании Purpose of the rating company

1 2 3

мониторинга», 2010-2013 Corporate social responsibility rating of the largest companies operating in the Russian market, EcoPromSystems company together with the National Monitoring Service, 2010-2013 EcoPromSystems is one of the most reputable expert companies in terms of business, which cooperates with the National Monitoring Service, which specializes in rating

Рейтинги экологической и энергетической эффективности бизнеса в России, агентство Интерфакс-ЭРА, последний рейтинг опубликован за 2019 год [9] Ratings of environmental and energy efficiency of business in Russia, Interfax-ERA 2010, latest rating published for 2019 [9] Рейтинги Интерфакс-Эра - самые массовые и стабильно выполняемые оценки компаний, которые были включены на Парижском форуме мира - 2019 в 100 лучших мировых практик управления устойчивым развитием. В рейтинге за 2019 год участвовало 5774 компании Ratings are the most massive and consistently performed company assessments, included at the Paris Peace Forum 2019 in the 100 best global sustainable development management practices. 5774 companies participated in the rating for 2019 Информирование общественности, государственных органов и бизнеса о ситуации в сфере эффективности потребления энергии и воздействий на природу. Осуществление объективного мониторинга происходящих изменений Informing the public, government agencies and businesses about the situation in the field of energy efficiency and environmental impacts, as well as for objective monitoring of ongoing changes

Рейтинг экологической ответственности НГК РФ, Рейтинг открытости экологической информации НГК, WWF, группы КРЕОН и Национального рейтингового агентства, 2014 - н. в. Rating of environmental responsibility of oil and gas complex of the Russian Federation, Rating of openness of environmental information by oil and gas companies, WWF, CREON group and the National rating agency, 2014 -present Организаторами являются CREON Group (ведущая инве-стиционно-управляющая группа компаний в сфере нефтегазохи-мии и альтернативной энергетики в Евразии) и Всемирный фонд дикой природы (WWF) -одна из крупнейших независимых международных природоохранных организаций, объединяющая около 5 млн постоянных сторонников и работающая более чем в 100 странах The organizers are CREON Group - the leading investment and management group of companies in the field of petrochemicals and alternative energy in Eurasia and the World Wildlife Fund (WWF) - one of the largest independent international environmental organizations, uniting about 5 million permanent supporters and operating in more than 100 countries Предоставление заинтересованным сторонам объективной и сопоставимой информации об уровне открытости компаний нефтегазового сектора и масштабе воздействия их деятельности на окружающую среду Providing stakeholders with objective and comparable information on the level of openness of companies in the oil and gas sector and the scale of the impact of their activities on the environment

Рейтинг социальной ответственности российских компаний, Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК), 2010-2014 Social responsibility rating of Russian companies, Agency for Political and Economic Communications (APEC), 2010-2014 АПЭК является авторитетным агентством в части исследований, в том числе политических, рейтинговых и региональных The Agency for Political and Economic Communications is an authoritative agency in terms of research, including political, rating and regional Информация не найдена Information not found

Наименование рейтинга/ организация/период оценки Rating name/organization/ evaluation period Обоснование авторитетности Rationale for authority Цель деятельности рейтинговой компании Purpose of the rating company

1 2 3

Международный климатический рейтинг, CDP, 2009-2021 International climate rating, CDP, 2009-2021 Некоммерческая организация CDP является наиболее авторитетной в сфере оценки эффективности компаний по показателям климатической ответственности в мире Non-profit organization CDP is the most authoritative organization in the field of assessing the performance of companies in terms of climate responsibility in the world Выявление компаний, наиболее соответствующих низкоуглеродному тренду. Помочь экологически ответственным инвесторам выбрать для капиталовложений компании, прилагающие наибольшие усилия для снижения своего экологического следа Identification of companies most in line with the low-carbon trend. Help environmentally responsible investors to invest in companies that are doing the most to reduce their environmental footprint

Источник: составлено автором по открытым данным рейтинговых агентств.

Source: compiled by the author based on open data from rating agencies.

Все организаторы рейтинга являются авторитетными агентствами, сотрудничающими с представителями реального сектора экономики. Например, в РСПП входят более 100 отраслевых и региональных объединений, представляющих ключевые секторы экономики. Более трети всех корпоративных членов Ассоциации менеджеров - из реального сектора экономики.

По сути, работа агентств с компаниями ведется в течение года и, например, РСПП и АМ защищают интересы бизнеса. Организации оказывают и другие услуги: политическое и технологическое консультирование, исследования различного формата.

Авторитетность агентств подтверждается самим бизнесом, представителями исполнительной и законодательной власти и другими российскими и международными организациями (табл. 1, столбец 2).

Важность рейтинговых агентств и оценка КСО

Анализ зарубежных рейтингов показывает, что рейтинговые агентства являются мощной силой и обладают манипуляционным потенциалом в отношении крупных компаний. Агентства, проводящие рейтингование по экологическим, социальным и управленческим вопросам (Environmental, social, andgovernance (ESG) ratingproviders) стали влиятельными институтами [10]. Подтверждается это тем, что инвесторы с совокупными активами более чем в 80 трлн долл. подписали обязательство интегрировать информацию ESG в свои инвестиционные решения [11]. Влияние рейтингов за рубежом также подтверждается тем, что существуют тенденции, когда все больше инвесторов полагаются на рейтинги для получения внешнего отзыва об эффективности корпораций. Также увеличивается число академических исследований, которые используют данные рейтингов для эмпирического анализа [10]. Такого влияния рейтинги достигли с 1980-х гг., когда они появились как способ для инвесторов оценивать компании не только по финансовым данным, но и по характеристикам, связанным с социальными и экологическими показателями.

В оценках КСО учитываются ее заинтересованные стороны: владельцы, клиенты, работники компаний, конкуренты, поставщики, местное сообщество, группы активистов, общество в целом [12]. Для общества важно развитие территории присутствия компании, поэтому крупные компании должны быть ориентированы не только на получение прибыли, исполнение законодательства стран пребывания, но также ориентироваться на запросы местных сообществ [13, р. 118], представителями которых, в том числе, являются социальные предприниматели.

Социальная ответственность компаний в целом должна быть связана с целями и ценностями общества, поскольку подразумевается, что бизнес существует в интересах общества, а его деятельность и принципы должны соответствовать основным принципам, установленным обществом. При этом у бизнеса есть социальный контракт (набор прав и обязанностей), который может меняться в зависимости от социального контекста [14].

Социальная ответственность подразумевает социальные инвестиции компании в качестве вклада в системное преобразование социальной жизни местности, где расположены её предприятия и живут поколения работников. Например, «Газпром» вовлекает местные сообщества, НКО, местную власть и работников в процесс формирования портфеля социальных проектов и программ и в мероприятия по их реализации [15].

Социальную ответственность в России упрекают за ситуационность - реагирование на возникшие проблемы вместо выстраивания стратегии, что ограничивает перспективы развития корпоративной социальной ответственности как института. КСО должна представлять собой не инициативу отдельных компаний, а их ответную реакцию на социальные запросы и требования, предъявляемые к бизнесу гражданским обществом [16]. Компания должна анализировать и оценивать изменение ситуации в государственной политике таким же образом, как она анализирует посылы рынка [17].

Понимание КСО стейкхолдерами демонстрирует их отношение к социальным проектам, которые могут включать сотрудничество крупного бизнеса с социальными предпринимателями.

Компании крупного бизнеса дают определение КСО в своих стратегиях, и от этого определения, сознательно принимаемого компанией, зависит деятельность компании в сфере социальной ответственности [18].

Рейтинговые агентства, формулируют свое понимание КСО как предмета экспертной оценки, ориентируясь на документы международных компаний (таких как Глобальная инициатива по отчетности - GRI, Глобальный договор ООН - UN Global Compact) и документы Российской Федерации в части открытости информации и реализации принципов социальной ответственности. Компании, желающие участвовать в рейтинговании, предоставляют данные в рейтинговые агентства в соответствии с запросами агентств или участвуют в определенных номинациях рейтинга, выполняя определенные требования.

Например, проект РСПП базируется на понимании КСО как ответственности организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду, включая экономические, экологические и социальные аспекты этого воздействия (стандарты ISO 26000:2010, ГОСТ Р ИСО 26000:2012) [19]. При проведении рейтинга социальной ответственности российских компаний под социальной ответственностью понималось создание и сохранение рабочих мест, налоговая дисциплина, выполнение обязательств перед работниками, активная роль в поддержании региональной социальной инфраструктуры [20].

Рейтинг корпоративной социальной ответственности крупнейших компаний, работающих на российском рынке, оценивает деятельность компаний в части благотворительных программ для внешних стейкхолдеров, наличие социальных программ для персонала (в том числе в виде социального инвестирования): учитывается внедрение отдельных элементов формализованной комплексной системы управления социальной ответственностью [21].

В качестве целей своей работы (проекта оценки компаний) рейтинговые организации ставят прежде всего анализ ситуации в сфере корпоративной социальной ответственности и изучение годовых отчетов и других документов, находящихся в открытом доступе (РСПП, WWF, Интерфакс-ЭРА). Выявление лучших компаний, приносящих максимальную пользу природе и обществу (AK&M, CDP, WWF, Интерфакс-ЭРА).

Кроме этого, цель РСПП и рейтинга лидеров корпоративной благотворительности -определение лучших практик, а Ассоциации менеджеров - лучших управленцев.

Информация по рейтингам позволяет компаниям проводить мониторинг своей деятельности, достижений в части КСО и сравнение себя с другими компаниями, руководству компаний помогает принимать управленческие решения. Информирование по результатам рейтингования может быть также полезно общественности, государственным органам.

Методология рейтингов: возможное сотрудничество крупного бизнеса с социальными предпринимателями

Информационная база для оценки КСО была создана компаниями в основном после Поручения Президента Российской Федерации (разработаны Концепция публичной нефинансовой отчетности и план мер по её воплощению в жизнь, утверждены Распоряжением Правительства РФ) [22].

Измерить и оценить КСО (найти необходимые инструменты) достаточно сложно. В различных рейтинговых агентствах существуют разные методы, имеющие те или иные ограничения [23]. В том числе учитывается мнение экспертов и (или) критериев, важных для основных заинтересованных сторон (работников, потребителей, поставщиков и т. д.) [24].

В случае рейтинга социальной ответственности российских компаний АПЭК привлекает экспертов, в качестве которых выступают представители комитета Государственной думы РФ по труду и социальной политике, комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, Торгово-промышленной палаты РФ, Общественной палаты РФ, представители научно-исследовательских и образовательных, страховых организаций.

В основу методик рейтинга топ-1000 заложен принцип привлечения в качестве экспертов оценки самих представителей бизнеса - участников рейтинга. В рейтинге определения лидеров благотворительности в качестве экспертов приглашается представитель компании - победитель последнего рейтинга. КСО может оцениваться в комплексе, или рассматриваются только отдельные виды деятельности.

Рейтинговые агентства заинтересованы в участии компаний в рейтинге, ее готовности открыть необходимую информацию и ответить на вопросы анкеты рейтингового агентства. Ограничением для организаций, проводящих анализ деятельности компаний, может быть недостаточность открытых данных, их разнообразие и несопоставимость.

Необходимые требования сравнения компаний - это использование релевантных показателей, которые возможно обосновать, проверить, измерить и которые соответствуют содержанию оценки.

У большинства рейтингов методология открыта, однако не все описания, находящиеся в открытом доступе, понятны и подробно объяснены.

В бизнес-сообществе остается открытым вопрос по поводу того, какие рейтинги предпочтительнее - интегральные (обобщающие) или более узкие, сопоставляющие отдельные группы компаний или ограниченный набор признаков [24]. Видимо оправдано существование различных рейтингов, которые покрывают широкое поле деятельности компаний в нефинансовой сфере и рассматривают различные направления деятельности компании.

Методология рейтингов в некоторых случаях меняется и зависит от актуальности социальных и, в том числе, экологических проблем. Это демонстрирует рейтинг «Лидеры корпоративной благотворительности». В числе программ (проектов) 2019 г. по-

явилась новая номинация - «Лучшая программа, способствующая обеспечению тендерного равенства», в 2020-м - «Лучшая программа по преодолению последствий ко-ронавирусной инфекции в Российской Федерации», «Лучшая программа, способствующая реализации Целей устойчивого развития ООН по обеспечению здоровья, здорового образа жизни и благополучия человека в интересах устойчивого развития».

Напрямую деятельность, способствующая развитию СП в России и направленная на поддержку социальных предпринимателей, оценивалась по итогам 2018 г. в номинациях «Лучшая программа (проект), способствующая развитию инфраструктуры деятельности некоммерческих организаций, благотворительности и добровольчества в регионе присутствия компании», и «Лучшая программа, способствующая развитию СП в России» (партнер номинации - Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», которая является некоммерческой организацией, чья цель - способствовать качественным социальным изменениям, вкладывая ресурсы и знания в развитие СП [25]).

В номинации рассматривались благотворительные программы и инвестиционные проекты (социально-преобразующие инвестиции), поддерживающие и развитие социальных предпринимателей в регионе(ах) присутствия компании(й) [26]. Приоритет был отдан программам и проектам: 1) стимулирующим создание устойчивых социальных предприятий (не менее 1 года), предоставивших рабочие места для социально уязвимых групп населения (молодежь, молодые мамы, трудоспособные граждане пенсионного возраста и пр.); 2) производящим товары и/или оказывающим услуги как для этих же групп населения, так и для широкого потребления; 3) способствующим развитию социально-предпринимательской активности в регионах присутствия компании и в Российской Федерации в целом.

Первое место заняла программа «Social Impact Award в России» (АО КБ «Ситибанк»)2 [27], второе - корпоративная программа «Школа предпринимательства» (Компания «МЕТАЛЛОИНВЕСТ»)3 [28], третье - комплексная программа поддержки социальных предпринимателей «Действуй без границ» (ООО «Пивоваренная компания "Балтика"», часть Carlsberg Group)4 [29].

В номинации 2021 г. появилась программа - «Лучшая программа по поддержке микро- и малого предпринимательства в России» (партнер номинации - Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» при поддержке ПАО «СИБУР Холдинг»), которая также может быть рассмотрена как косвенная поддержка СП. Приоритет отдавался проектам, стимулирующим создание устойчивых коммерческих организаций и/или частных предпринимателей, результатом деятельности которых является создание новых рабочих мест, и/или производящим товары и/или оказывающим услуги повышенного спроса в конкретном городе/регионе. Также поддерживались программы и проекты, способствующие развитию предпринимательской активности в регионах присутствия компании и в Российской Федерации в целом.

2 Это международная программа, которая помогает молодым людям реализовывать социально значимые предпринимательские проекты. Миссия программы заключается в распространении знания и опыта СП. В данном контексте СП состоит из творческой предпринимательской деятельности, сфокусированной на решении какой-либо социальной проблемы.

3 Постоянно действующая Школа предпринимательства открылась при содействии Компании «Металло-инвест» на базе Новотроицкого филиала МИСиС. Обучение открыто для жителей Новотроицка и других территорий Восточного Оренбуржья на бесплатной основе.

4 Масштабная программа поддержки людей с инвалидностью «Действуй без границ» стартовала в десяти регионах России в сентябре 2017 г. Она включала финансовую и образовательную поддержку социальных предпринимателей, деятельность которых направлена на трудоустройство и социальную адаптацию совершеннолетних людей с инвалидностью.

Также появилась номинация «Лучшая программа (проект), способствующая профессионализации некоммерческого сектора». Приоритет отдавался проектам, которые реализуются на условиях партнерства с региональными и/или местными органами власти и/или другими бизнес-структурами и/или с участием интеллектуальных добровольцев.

В 2022 г. объявлена номинация «Лучшая программа (проект), способствующая профессионализации некоммерческого сектора» (партнер номинации - Министерство экономического развития Российской Федерации). Прежде всего поддерживались проекты, которые реализуются на условиях партнерства с региональными и/или местными органами власти и/или другими бизнес-структурами и/или с участием интеллектуальных добровольцев. Рассматривались социальные программы, направленные на профессионализацию некоммерческого сектора, включая обучение и консультирование сотрудников некоммерческих организаций, разработку технологичных решений, поддержку ресурсных центров, содействие трансляции лучших практик [26].

В некоторых методиках есть прямое указание на оценку КСО и социальную деятельность компании (табл. 2), которая (на наш взгляд) могла бы быть реализована при их взаимодействии с социальными предпринимателями.

Таблица 2. Инструменты рейтингов: номинации, индексы, показатели, характеризующие КСО и позволяющие учитывать сотрудничество крупного

бизнеса с социальными предприятиями Table 2. Rating tools: nominations, indices, indicators characterizing CSR, take part in big business with the participation of enterprises

Рейтинг/организация Rating/organization Инструменты рейтингов Rating tools

1 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индексы РСПП/РСПП Indices of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs/ Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs Индекс «Ответственность и открытость» включает в себя оценку социальных аспектов сообщества. Показатели: 42 «Направления и форматы взаимодействия с государством, основные программы/ проекты» и 43 «Направления и форматы взаимодействия с обществом». Индекс «Вектор устойчивого развития» отражает динамику показателей социально-экономической и экологической результативности деятельности компаний. Базовый показатель - 10 «Социальные инвестиции» The Responsibility and Openness Index includes an assessment of the social aspects of the community. Indicators: 42 Directions and formats of interaction with the state, main programs/projects and 43 Directions and formats of interaction with society. The Sustainable Development Vector index reflects the dynamics of the socio-economic and environmental performance of companies. Baseline 10 Social Investment [30]

Рейтинг Социальной эффективности крупнейших российских ком-паний/АК&М Social efficiency rating of the largest Russian companies/AK&M Социальная эффективность деятельности компаний рассчитывается с использованием показателя «социальный эффект деятельности» (расходы на социальные программы, финансирование социальной сферы регионов и благотворительность). Объем закупок у субъектов МСП. Объем поддержки людей, занятых в малом бизнесе (источник -расчеты AK&M на основе данных компаний, данные Росстат). Social efficiency of companies' activities is calculated using the indicator «social effect of activity» (expenditures on social programs, financing of the social sphere of the regions and charity). The volume of purchases from small business. The volume of support for people employed in small business (source -AK&M calculations based on company data, data from Russian Statistics)

Рейтинг/организация Rating/organization Инструменты рейтингов Rating tools

1 2

Лидеры корпоративной благотворительности/Форум Доноров, газета «Ведомости», PwC Leaders in corporate philanthropy/Donor Forum, Vedomosti newspaper, PwC. Номинации (2020 г.): «Лучшая программа (проект) по преодолению последствий коронавирусной инфекции в РФ» Nominations (2020): the best program (project) to overcome the consequences of coronavirus infection in the Russian Federation «Лучшая корпоративная программа социальных инвестиций в территориях в контексте устойчивого развития и стратегии бизнеса» Best corporate social investment program in the territories in the context of sustainable development and business strategy «Лучшая программа, способствующая обеспечению тендерного равенства» Best Program for Gender Equality «Лучшая программа, способствующая устойчивому развитию с помощью грантовых конкурсов (лучший грантовый конкурс)» Best program promoting sustainable development through grant competitions (Best Grant Competition) «Лучшая программа, способствующая реализации Целей устойчивого развития ООН по обеспечению здоровья, здорового образа жизни и благополучия человека в интересах устойчивого развития» Best Program Contributing to the UN Sustainable Development Goals on Health, Healthy Lifestyles and Human Well-Being for Sustainable Development «Лучшая программа (проект), использующая информационные технологии для достижения Целей устойчивого развития» Best program (project) using information technologies to achieve the Sustainable Development Goals «Лучшая программа (проект), направленная на поддержку культуры и искусства» Best program (project) aimed at supporting culture and art «Лучшая программа (проект) в сфере поддержки образования» Best program (project) in the field of education support «Лучшая программа в сфере экологии» Best program in the field of ecology

Рейтинг корпоративной социальной ответственности крупнейших компаний, работающих на российском рынке (прекратил деятель-ность)/«ЭкоПромСистемы», «Национальная служба мониторинга» Corporate Social Responsibility Rating of the largest companies operating in the Russian market (ceased to op-erate)/EcoPromSystems, National Monitoring Service Оценка деятельности компании в сфере КСО включает несколько критериев: «Уровень взаимодействия с заинтересованными сторонами» (включает субкритерии оценки: «участие в мероприятиях совместно с заинтересованными сторонами», «совместная разработка и реализация социальных программ»); «характер социальной активности» (включает субкритерии: осуществляется в виде разовых мероприятий для внешних стейкхолдеров, отдельных программ - для внутренних стейкхолдеров) Assessment of the company's activities in the field of CSR includes several criteria: the «Level of interaction with stakeholders» (includes sub-assessment criteria: «participation in events together with stakeholders», «joint development and implementation of social programs»); «nature of social activity» (includes subcriteria: carried out in the form of one-time events for external stakeholders, separate programs for internal stakeholders)

Источник: составлено автором по открытым данным рейтинговых агентств. Source: compiled by the author based on open data from rating agencies.

РСПП предлагает индекс «Ответственность и открытость», который включает оценку социальных аспектов сообщества (табл. 2) [30].

AK&M рассчитывает социальную эффективность деятельности компаний с использованием показателя «социальный эффект деятельности». Объем закупок у МСП характеризует вклад компании в развитие малого бизнеса и обеспечение заказами самозанятого населения, т. е. обеспечение работой и зарплатой не только собственного персонала, но и работников смежных производств. Для того чтобы исключить в расчете закупки товаров через посредников, применяется единый коэффициент - доля отгруженных товаров собственного производства субъектами МСП, который рассчитывается ежегодно Росстатом.

Лидеры корпоративной благотворительности - проект, направленный на поддержку, развитие и продвижение идей корпоративной благотворительности и социальных инвестиций компаний. Все номинации (в каждой из которых определяется лучшая программа (проект) в различных социальных сферах) на наш взгляд, могли бы учитывать взаимодействие компании с социальными предпринимателями.

Заключение

КСО - это важная деятельность компаний, в которой нуждается регион и местное сообщество, а также это экономически выгодная деятельность для компаний, связанная с привлечением клиентов и увеличением прибыли. Активность компаний в части КСО вполне позволяет сотрудничать с представителями общества и, в том числе, представителями социального предпринимательства, чьи проекты актуальны и направлены на благо общества.

Рейтинги так или иначе оценивают выполнение компанией благотворительных, спонсорских программ, государственных социальных проектов, усилия по развитию инфраструктуры региона, объем отчислений на благотворительность. Бизнес заинтересован в продвижении в рейтингах, в связи с чем рейтинг может стать стимулом к сотрудничеству крупного бизнеса с социальными предприятиями, что позволит реализовывать дополнительные важные для региона и общества социальные проекты, создавать новые рабочие места и поддерживать социальные группы, нуждающиеся в помощи.

Социальные предприятия могут предлагать крупному бизнесу новые интересные социальные проекты для реализации в регионе присутствия и стать дополнительным связующим звеном крупного бизнеса и общества.

«Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-51-00001» «Инвестиции в социальное предпринимательство: барьеры и перспективы в новых условиях (на примере России и Республики Беларусь)».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богуславская С.Б., Кузьмина К.А., Рождественская Н.В. Социальное предпринимательство как драйвер развития социокультурной среды малых территорий // Журнал исследований социальной политики. - 2021. - Т. 19. - № 1. - С. 85-100. EDN: VQRRKS. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-85-100.

2. Кравцова И.В., Ковалева Ю.Н. Перспективы социального предпринимательства в ГОУ ВПО «ДО-НАУиГС при главе ДНР» // Университетские образовательные программы как ресурс развития социального предпринимательства в регионе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2021. - С. 4-11. EDN: DYTRVF.

3. Попкова А. С. Новый теоретико-методологический подход к социальному предпринимательству в контексте обеспечения национальной безопасности / А. С. Попкова // Экономическая наука сегодня: сб. науч. ст. / БНТУ. - Минск, 2022. - Вып. 16. - С. 34-47. DOI: 10.21122/2309-6667-2022-16-35-47.

4. Осколков А.В., Луцик М.Е. Социальное предпринимательство как технология трудоустройства безработных граждан // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 81-2. - С. 123-127. EDN: VYJPPC. DOI: 10.18411/trnio-01-2022-72.

5. Московская А.А., Берендяев А.А., Москвина А.Ю. Между социальным и экономическим благом: конфликт проектов легитимации социального предпринимательства в России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2017. - № 6. - С. 31-51. DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.02.

6. О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: федер. закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/44522 (дата обращения 17.07.2022).

7. Московская А.А., Попова И.П. Социальное предпринимательство в России: уроки выборочных эмпирических исследований (2008-2021) // Социологические исследования. - 2022. - № 12. - С. 42-54. EDN: FLMIYV. DOI: 10.31857/S013216250020296-8.

8. Назарова И.Б. Социальные предприятия: запрос на поддержку // Социологические исследования. -2022. - № 11. - С. 144-148. DOI: 10.31857/S013216250020401-4.

9. Рейтинг экологической и энергетической эффективности 150 крупнейших компаний России и Казахстана. URL: https://interfax-era.ru/reitingi/2019/top-150 (дата обращения 07.12.2022).

10. Berg F., Koelbe J.F., Rigobon R. Aggregate confusion: the divergence of ESG ratings // SSRN Electronic Journal. - 2019. DOI: 10.2139/ssrn.3438533.

11. Annual Report 2018 // PRI. URL: https://www.unpri.org/annual-report-2018/ (дата обращения 07.12.2022).

12. Carroll A.B. The pyramid of corporate social responsibility: toward the moral management of organizational stakeholders. - Business Horizons. - 1991. - V. 34. - Iss. 4. - P. 39-48. URL: https://doi.org/10.1016/0007-6813(91)90005-G (дата обращения 07.12.2022).

13. Carroll A.B. Managing ethically with global stakeholders: a present and future challenge // The Academy of Management Executive (1993-2005). - 2004. - V. 18. - № 2. - P. 114-120. URL: http://www.jstor.org/stable/4166070 (дата обращения 07.12.2022).

14. Donaldson T. Constructing a social contract for business // Business Ethics: Critical Perspectives on Business and Management / Ed. by A.R. Malachowski. - Routledge, 2001. URL: https://philpapers.org/rec/DONCAS-2 (дата обращения 07.12.2022).

15. Проблемы корпоративной социальной ответственности в области экологии на примере ПАО «Газпром» / А.М. Хафизов, О.С. Малышева, А.И. Самошкин, Я.Ф. Хабирова // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 6-2. - С. 480-483. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40447 (дата обращения 17.07.2022).

16. Белоусов К.Ю. Корпоративная социальная ответственность как социально-экономический институт // Проблемы современной экономики. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5596 (дата обращения 17.09.2022).

17. Buchholz R.A. Business environment and public policy: implications for management and strategy formulation. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1986. - 616 p.

18. Благов Ю.Е., Иванова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в России: уроки национального Доклада о социальных инвестициях // Российский журнал менеджмента. - 2009. - T. 7. - № 1. -С. 3-24. URL: https://rjm.spbu.ru/article/view/440 (дата обращения 17.07.2022).

19. Комплекс индексов корпоративной социальной ответственности и отчетности. URL: http://media. rspp.ru/document/1/8/7/877d17fdb3ddfa872d510e30b47d22f1.pdf (дата обращения 17.07.2021).

20. Бизнес плюс ответственность, плюс добрая воля // Труд. URL: https://www.trud.ru/article/26-11-2013/1303673_biznes_pljus_otvetstvennost_pljus_dobraja_volja.html (дата обращения 17.09.2021).

21. Рейтинг корпоративной социальной ответственности крупнейших компаний, работающих на российском рынке // Экопромсистемы. URL: http://ecoproms.ru/?page_id=725 (дата обращения 17.07.2021).

22. Концепция развития публичной нефинансовой отчетности: распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2017 года № 876-р. URL: http://static.government.ru/media/files/jyIP6Zj9fv4oEbAuVI8V03jxk9r9JIQf.pdf (дата обращения 17.07.2021).

23. Turker D. Measuring corporate social responsibility: a scale development study // Journal of Business Ethics. - 2009. - № 85. - P. 411-427. URL: https://doi.org/10.1007/s10551-008-9780-6 (дата обращения 17.07.2021).

24. Круглый стол Комитета РСПП по КСО и демографической политике составителей индексов и рейтингов с компаниями-лидерами // Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: http://www.rspp.ru/events/news/kruglyy-stol-komiteta-rspp-po-kso-i-demograficheskoy-politike-sostaviteley-indeksov-i-reytingov-s-ko--28858/?sphrase_id=164048 (дата обращения 17.07.2021).

25. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». URL: http://www.nb-fund.ru/about-the-fund/ (дата обращения 17.07.2021).

26. Лидеры корпоративной благотворительности // Форум Доноров. URL: https://www.donorsforum.ru/ projects/lkb/itogi-proekta-2019/ (дата обращения 17.07.2021).

27. Творческих предпринимателей приглашают принять участие в международной программе Social Impact Award // Фонд креативных индустрий Ульяновской области. URL: https://ulkul.ru/news/ulkul/tvorcheskikh-predprinimateley-priglashayut-prinyat-uchastie-v-mezhdunarodnoy-programme-social-impact.html (дата обращения 17.07.2021).

28. При поддержке Металлоинвеста в Новотроицке открылась Школа предпринимательства // Металло-инвест. URL: https://www.metalloinvest.com/media/press-releases/473865/?sphrase_id=234962 (дата обращения 17.07.2021).

29. Совместная программа «Балтики» и Фонда «Наше будущее» по поддержке социальных предпринимателей вошла в число лидеров корпоративной благотворительности // Sustainable Business. URL: https://csrjournal.com/30830-sovmestnaya-programma-baltiki-i-fonda-nashe-budushhee-po-podderzhke-socialnyx-predprinimatelej-voshla-v-chislo-liderov-korporativnoj-blagotvoritelnosti.html (дата обращения 17.07.2021).

30. Индексы РСПП в области устойчивого развития, корпоративной ответственности и отчетности -2017. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://rspp.ru/download/19e81c62fc 56b07be25907b2c68c9ecd/ (дата обращения 17.07.2021).

Поступила:10.01.2023 г. Принята после рецензирования: 25.03.2023 г.

UDC 005.32:334.722-022.56

POSSIBLE INCENTIVES FOR COOPERATION BETWEEN BIG BUSINESS AND SOCIAL ENTREPRENEURS

Inna B. Nazarova,

inna-nazarova@mail.ru; ORCHID: 0000-0001-8086-1617

Aleksandra A. Moskovskaya,

amoskovskaya@hse.ru; ORCHID: 0000-0003-3516-0285

1 Institute of Socio-Economic Studies of Population - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, 32, Nakhimovsky avenue, Moscow, 117218, Russia

2 National Research University «Higher School of Economics», 4, bld. 2, Slavyanskaya square, Moscow, 101000, Russia

Inna B. Nazarova, Dr. Sc., head of the Laboratory for the Study of Population Health and the Health Care System.

Aleksandra A. Moskovskaya, Cand. Sc., head of Centre for Social Entrepreneurship and Social Innovation.

The article discusses the expediency of a rating assessment that takes into account the cooperation of large companies operating in Russia with social entrepreneurs. The current situation in Russia demonstrates the lack of the cooperation and the great need for the support of social enterprises from big business. Purpose. Determine the possibility of big businesses and social entrepreneur's cooperation in ratings. Results. Analysis of the methodology of the most reputable organizations/rating agencies (assessing big businesses) operating in Russia shows that the goals of rating agencies are related to identifying the best charitable programs, best practices of corporate social policy of companies, and their social orientation, the best managers of large companies in the field of corporate social responsibility and informing the public about the activities of companies. Conclusions. The analysis of the methodology also showed that there are nominations and indicators that could take into account the interaction of companies with social entrepreneurs. In particular, sustainable development, corporate social responsibility of the company, including charitable activities and activities to preserve environmental well-being can be assessed taking into account interaction with social enterprises. Social entrepreneurs can offer their cooperation to big business in the implementation of social projects from which big business, social enterprises and society can benefit. Big business could play the role of supporting social entrepreneurship, participating in the development of social business and creation of new jobs in the region.

Key words: social entrepreneurship, big business, small business, corporate social responsibility, social responsibility rating, rating agencies.

«The reported study was funded by RFBR and BRFBR, project number 20-51-00001.

REFERENCES

1. Boguslavskaya S.B., Kuzmina K.A., Rozhdestvenskaya N.V. Social entrepreneurship as a development driver in the sociocultural environment of small territories. The Journal of Social Policy Studies, 2021, vol. 19, no. 1, pp. 85-100. In Rus. EDN: VQRRKS. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-85-100.

2. Kravtsova I.V., Kovalova Yu.N. perspektivy sotsialnogo predprinimatelstva v GOU VPO «DONAUiGS prig lave DNR» [Prospects for social entrepreneurship in SEE HPE «DAMPA»]. Materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem « Universitetskie obrazovatelnye pro-

grammy kak resurs razvitiya sotsialnogo predprinimatelstva v regione» [University educational programs as a resource for the development of social entrepreneurship in the region. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation]. Stavropol, North Caucasian Federal University Press, 2021. pp. 4-11. EDN: DYTRVF.

3. Popkova A.S. Novy teoretiko-metodologicheskiy podkhod k sotsialnomu predprinimatelstvu v kontekste obespecheniya natsionalnoy bezopasnosti [New theoretical and methodological approach to social entrepreneur-ship in the context of ensuring national security]. Sbornik nachnykh statey «Ekonomicheskaya nauka segodnya» [Economics today] BNTU. Minsk, 2022. Iss. 16, pp. 34-47. DOI: 10.21122/2309-6667-2022-16-35-47.

4. Oskolkov A.V., Lutsik M.E. Sotsialnoe predprinimatelstvo kak tekhnologiya trudoustroystva bezrabotnykh grazhdan [Social entrepreneurship as a technology for the employment of unemployed citizens]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya, 2022, no. 81-2, pp. 123-127. EDN: VYJPPC. DOI: 10.18411/trnio-01-2022-72.

5. Moskovskaya A.A., Berendyaev A.A., Moskvina A.Yu. Between social and economic good: conflicting projects of legitimation of social entrepreneurship in Russia. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2017, no. 6, pp. 31-51. In Rus. DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.02.

6. O vnesenii izmeneniy v Federalny zakon «O razvitii malogo i srednego predprinimatelstva v Rossiyskoy Federatsii» [On Amendments to the Federal Law «On the Development of Small and Medium-Sized Entrepreneurship in the Russian Federation»]. Federalny zakon ot 26.07.2019 № 245-FZ [Federal Law No. 245-FZ of July 26, 2019]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44522 (accessed 17 July 2022).

7. Moskovskaya A.A., Popova I.P. Social entrepreneurship in Russia: lessons from selective empirical studies (2008-2021). Sotsiologicheskie issledovaniya, 2022, no. 12, pp. 42-54. In Rus. EDN: FLMIYV. DOI 10.31857/S013216250020296-8.

8. Nazarova I.B. Social enterprises: demand for support. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2022, no. 11, pp. 144-148. In Rus. DOI: 10.31857/S013216250020401-4.

9. Reyting ekologicheskoy i energeticheskoy effektivnosti 150 krupneyshikh kompaniy Rossii i Kazakhstana [Rating of environmental and energy efficiency of 150 largest companies in Russia and Kazakhstan]. Available at: https://interfax-era.ru/reitingi/2019/top-150 (accessed 7 December 2022).

10. Berg F., Koelbe J.F., Rigobon R. Aggregate confusion: the divergence of ESG ratings. SSRN Electronic Journal, 2019. DOI: 10.2139/ssrn.3438533.

11. Annual Report 2018. PRJ. Available at: https://www.unpri.org/annual-report-2018/ (accessed 7 December 2022).

12. Carroll A.B. The pyramid of corporate social responsibility: toward the moral management of organizational stakeholders. Business Horizons, 1991, vol. 34, Iss. 4, pp. 39-48. Available at: https://doi.org/10.1016/0007-6813(91)90005-G (accessed 7 December 2022).

13. Carroll A.B. Managing ethically with global stakeholders: a present and future challenge. The Academy of Management Executive (1993-2005), 2004, vol. 18, no. 2, pp. 114-120. Available at: http://www.jstor.org/stable/4166070 (accessed 7 December 2022).

14. Donaldson T. Constructing a social contract for business. Business Ethics: Critical Perspectives on Business and Management. Ed. by A.R. Malachowski. Routledge, 2001. Available at: https://philpapers.org/rec/DONCAS-2 (accessed 7 December 2022).

15. Khafizov A.M., Malysheva O.S., Samoshkin A.I., Khabirova Ya.F. Problems of corporate social responsibility in the field of ecology on the example of PJSC «GAZPROM». Fundamental research, 2016, no. 6 (part 2), pp. 480-483. Available at: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40447 (accessed 17 July 2022).

16. Belousov K.Yu. Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost kak sotsialno-ekonomicheskiy institut [Corporate social responsibility as a socio-economic institution]. Problemy sovremennoy ekonomiki. Available at: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5596 (accessed 17 September 2022).

17. Buchholz R.A. Business environment and public policy: implications for management and strategy formulation. Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1986. 616 p.

18. Blagov Yu.E., Ivanova E.A. Corporate social responsibility in Russia: lessons of the national report on social investments. Russian Management Journal, 2009, vol. 7, no. 1, pp. 3-24. In Rus. Available at: https://rjm.spbu.ru/article/view/440 (accessed 17 July 2022).

19. Kompleks indeksov korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti i otchetnosti [Set of corporate social responsibility and reporting indices]. Available at: http://media.rspp.ru/document/1/8/7/877d17fdb3ddfa872d510e 30b47d22f1.pdf (accessed 17 July 2021).

20. Biznes plyus otvetstvennost, plyus dobraya volya [Business plus responsibility, plus good will]. Trud. Available at: https://www.trud.ru/article/26-11-2013/1303673_biznes_pljus_otvetstvennost_pljus_dobraja_ volja.html (accessed 17 September 2021).

21. Reyting korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti krupneyshikh kompaniy, rabotayushchikh na rossiyskom rynke [Rating of corporate social responsibility of the largest companies operating in the Russian market]. Ekopromsistemy. Available at: http://ecoproms.ru/?page_id=725 (accessed 17 July 2021).

22. Kontseptsiya razvitiya publichnoy nefinansovoy otchetnosti [The concept of development of public non-financial reporting]. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 5 maya 2017 goda № 876-r [Decree of the Government of the Russian Federation of May 05, 2017 No. 876-r]. Available at: http://static.government.ru/media/files/jyIP6Zj9fv4oEbAuVI8V03jxk9r9JIQf.pdf (accessed 17 July 2021).

23. Turker D. Measuring corporate social responsibility: a scale development study. Journal of Business Ethics, 2009, no. 85, pp. 411-427. Available at: https://doi.org/10.1007/s10551-008-9780-6 (accessed 17 July 2021).

24. Krugly stol Komiteta RSPP po KSO i demograficheskoy politike sostaviteley indeksov i reytingov s kom-paniyami-liderami [Round table of the RUIE Committee on CSR and Demographic Policy of Index and Rating Compilers with Leading Companies]. Rossiyskiy soyuz promyshlennikov i predprinimateley. Available at: http://www.rspp.ru/events/news/kruglyy-stol-komiteta-rspp-po-kso-i-demograficheskoy-politike-sostaviteley-indeksov-i-reytingov-s-ko--28858/?sphrase_id=164048 (accessed 17 July 2021).

25. Fond regionalnykh sotsialnykh programm «Nashe budushchee» [Fund for Regional Social Programs «Our Future»]. Available at: http://www.nb-fund.ru/about-the-fund/ (accessed 17 July 2021).

26. Lidery korporativnoy blagotvoritelnosti [Leaders of corporate charity]. Forum Donorov. Available at: https://www.donorsforum.ru/projects/lkb/itogi-proekta-2019/ (accessed 17 July 2021).

27. Tvorcheskikh predprinimateley priglashayut prinyat uchastie v mezhdunarodnoy programme Social Impact Award [Creative entrepreneurs are invited to take part in the international program Social Impact Award]. Fond kreativnykh industriy Ulyanovskoy oblasti. Available at: https://ulkul.ru/news/ulkul/tvorcheskikh-predprinimateley-priglashayut-prinyat-uchastie-v-mezhdunarodnoy-programme-social-impact.html (accessed 17 July 2021).

28. Pri podderzhke Metalloinvesta v Novotroitske otkrylas Shkola predprinimatelstva [With the support of Met-alloinvest, the School of Entrepreneurship was opened in Novotroitsk]. Metalloinvest. Available at: https://www.metalloinvest.com/media/press-releases/473865/?sphrase_id=234962 (accessed 17 July 2021).

29. Sovmestnaya programma «Baltiki» i Fonda «Nashe budushchee» po podderzhke sotsialnykh predprinimateley voshla v chislo liderov korporativnoy blagotvoritelnosti [The joint program of Baltika and the Our Future Foundation to support social entrepreneurs has become one of the leaders in corporate charity]. Sustainable Business. Available at: https://csrjournal.com/30830-sovmestnaya-programma-baltiki-i-fonda-nashe-budushhee-po-podder-zhke-socialnyx-predprinimatelej-voshla-v-chislo-liderov-korporativnoj-blagotvoritelnosti.html (accessed 17 July 2021).

30. Indeksy RSPP v oblasti ustoychivogo razvitiya, korporativnoy otvetstvennosti i otchetnosti - 2017 [RUIE indices in the field of sustainable development, corporate responsibility and reporting - 2017]. Available at: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://rspp.ru/download/19e81c62fc56b07be25907b2c68c9ecd/ (accessed 17 July 2021).

Received: 10 January 2023.

Reviewed: 25 March 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.