Научная статья на тему '«S»-КОМПОНЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ESG-СТРАТЕГИИ'

«S»-КОМПОНЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ESG-СТРАТЕГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КСО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ESG / «S»-КОМПОНЕНТА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверева А.Д., Перская В.В., Мамедов Т.Н.

Целью исследования является анализ и изучение лучших практик реализации стратегии корпоративной социальной ответственности в крупном российском бизнесе и оценка уровня ее развитости в нем. Научная новизна исследования заключается в обосновании роли корпоративной социальной ответственности в деятельности крупного российского бизнеса в контексте теории ESG в современных условиях. В рамках исследования анализируются нефинансовая социальная отчетность компаний и соблюдение менеджментом «S»-компоненты принципов ESG. Установлено, что на сегодняшний день социальная отчетность в российской бизнес-среде только начинает свое становление как обязательная составляющая деятельности компании. В статье дается рекомендация о необходимости интегрирования корпоративной социальной ответственности в деятельность российских компаний с целью решения социально значимых проблем и повышения социальной ответственности бизнес-корпуса перед обществом. В процессе изучения нефинансовой отчетности крупнейших российских компаний в разных секторах экономики установлена необходимость внедрения «S»-компоненты принципов ESG для достижения гармоничных взаимовыгодных отношений менеджмента и сотрудников, поставщиков и потребителей, и других заинтересованных сторон, учитывая экологические и социальные аспекты в деловых операциях. Доказано, что затраты компании на решение социально значимых вопросов в долгосрочной перспективе положительно сказываются на формировании хорошей деловой репутации и создании позитивного корпоративного имиджа, увеличении притока инвестиций и прибыли, а также расширяют целевую аудиторию. В работе использовались такие общенаучные методы как сравнительное сопоставление, анализ, синтез, а также выборка. Результаты исследования могут быть использованы при преподавании таких курсов экономической направленности как международные экономические отношения, мировая экономика, социально-трудовые отношения и бизнес в рамках образовательного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE S-COMPONENT IN THE ACTIVITIES OF RUSSIAN COMPANIES AS A CONSTITUENT ELEMENT OF THE ESG STRATEGY

The purpose of the research is to analyze and study the best practices of corporate social responsibility strategy implementation in large Russian businesses and to assess the level of its development in them. The scientific novelty of the study lies in the substantiation of the role of corporate social responsibility in the activities of large Russian businesses in the context of ESG theory in modern conditions. The research analyzes non-financial social reporting of companies and management's compliance with the «S»-components of ESG principles. It is established that today social reporting in the Russian business environment is only beginning to emerge as a mandatory component of the company's activities. The article contains recommendations about the necessity of integrating corporate social responsibility into the activities of Russian companies in order to solve socially important problems and increase the social responsibility of the business community to society. In the process of studying the non-financial reporting of the largest Russian companies in different sectors of the economy it has been concluded, that of introducing the "S"-component of ESG principles is necessary in order to achieve harmonious mutually beneficial relations between management and employees, suppliers and consumers, and other stakeholders, taking into consideration environmental and social aspects in business operations. It has been proved that the company's expenditures on solving socially important issues in the long term have a positive impact on the formation of a good business reputation, on the creation of a positive corporate image, on the increase of the investments' inflow and profit, as well as expand the target audience. The work used such general scientific methods as comparative comparison, analysis, synthesis, and sampling. The results of the study can be used in teaching such courses of economic orientation as international economic relations, world economy, social and labor relations and business within the educational process in higher education.

Текст научной работы на тему ««S»-КОМПОНЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ESG-СТРАТЕГИИ»

■_

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2023-52-3-104-114 УДК 331.522; 314.93

«^»-КОМПОНЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ESG-СТРАТЕГИИ

А.Д. Зверева а, В.В. Перская а, Т.Н. Мамедов а'ь

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Целью исследования является анализ и изучение лучших практик реализации стратегии корпоративной социальной ответственности в крупном российском бизнесе и оценка уровня ее развитости в нем. Научная новизна исследования заключается в обосновании роли корпоративной социальной ответственности в деятельности крупного российского бизнеса в контексте теории ESG в современных условиях. В рамках исследования анализируются нефинансовая социальная отчетность компаний и соблюдение менеджментом <&>-компоненты принципов ESG. Установлено, что на сегодняшний день социальная отчетность в российской бизнес-среде только начинает свое становление как обязательная составляющая деятельности компании. В статье дается рекомендация о необходимости интегрирования корпоративной социальной ответственности в деятельность российских компаний с целью решения социально значимых проблем и повышения социальной ответственности бизнес-корпуса перед обществом. В процессе изучения нефинансовой отчетности крупнейших российских компаний в разных секторах экономики установлена необходимость внедрения «^»-компоненты принципов ESG для достижения гармоничных взаимовыгодных отношений менеджмента и сотрудников, поставщиков и потребителей, и других заинтересованных сторон, учитывая экологические и социальные аспекты в деловых операциях. Доказано, что затраты компании на решение социально значимых вопросов в долгосрочной перспективе положительно сказываются на формировании хорошей деловой репутации и создании позитивного корпоративного имиджа, увеличении притока инвестиций и прибыли, а также расширяют целевую аудиторию. В работе использовались такие общенаучные методы как сравнительное сопоставление, анализ, синтез, а также выборка. Результаты исследования могут быть использованы при преподавании таких курсов экономической направленности как международные экономические отношения, мировая экономика, социально-трудовые отношения и бизнес в рамках образовательного процесса в вузе.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность; КСО; устойчивое развитие; концепция ESG; «^»-компонента; социальная ответственность бизнеса.

Для цитирования: Зверева А.Д., Перская В.В., Мамедов Т.Н. «Б»-компонента в деятельности российских компаний как составляющая ESG-стратегии. Социально-трудовые исследования. 2023;52(3):104-114. РО!: 10.34022/2658-3712-2023-52-3-104-114.

ORIGINAL PAPER

"S"-COMPONENT IN THE ACTIVITIES OF RUSSIAN COMPANIES AS A COMPONENT OF ESG-STRATEGY

A.D. Zvereva a, V.V. Perskaya a, T.N. Mamedov a b

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

ABSTRACT

The purpose of the research is to analyze and study the best practices of corporate social responsibility strategy implementation in large Russian businesses and to assess the level of its development in them. The scientific novelty of the study lies in the substantiation of the role of corporate social responsibility in the activities of large Russian businesses in the context of ESG theory in modern conditions. The research analyzes non-financial social reporting of companies and management's compliance with the «S»-components of ESG principles. It is established that today social reporting in the Russian business environment is only beginning to emerge as a mandatory component of the company's activities. The article contains recommendations about the necessity of integrating corporate social responsibility into the activities of Russian companies in order to solve socially important problems and increase the social responsibility of the business community to society.

In the process of studying the non-financial reporting of the largest Russian companies in different sectors of the economy it has been concluded, that of introducing the "S"-component of ESG principles is necessary in order to achieve harmonious mutually beneficial relations between management and employees, suppliers and consumers, and other stakeholders, taking into consideration environmental and social aspects in business operations. It has been proved that the company's expenditures on solving socially important issues in the long term have a positive impact on the formation of a good business reputation, on the creation of a positive corporate image, on the increase of the investments' inflow and profit, as well as expand the target audience. The work used such general scientific methods as comparative comparison, analysis, synthesis,

© Зверева А.Д., Перская В.В., Мамедов Т.Н., 2023

and sampling. The results of the study can be used in teaching such courses of economic orientation as international economic relations, world economy, social and labor relations and business within the educational process in higher education. Keywords: ^rporate social responsibility; CSR; sustainable development; ESG-concept; «S»-component; business social responsibility.

For citation: Zvereva A.D., Perskaya V.V., Mamedov T.N. "S"-component in the activities of Russian companies as a component of ESG-strategy. Social and labor research. 2023;52(3):104-114. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-52-3-104-114.

ВВЕДЕНИЕ

Частные интересы бизнеса и общества всегда существенно различались. Представление о том, что коммерческие организации должны нести социальную ответственность за свою деятельность, появилось еще в XX в., но широкое распространение и внедрение в практику получило только в начале XXI в. Социально-экономическое благосостояние граждан в регионе присутствия компании напрямую зависит от ее деятельности, особенно если предприятие градообразующее.

Принципы концепции ESG (с англ. - «Е»-еп^гаптеП/экологические, <^»^оаа1/социаль-ные, «G»-govemance/управленческие факторы)1 в рамках Целей в области устойчивого развития до 2030 г. (ЦУР ООН) направлены на поэтапное улучшение благосостояния общества, защиту окружающей среды нашей планеты и на сегодняшний день являются одним из основных требований к функционированию компаний во всех сферах хозяйствования [1]. ESG-концепция подразумевает обязательное включение в деятельность корпораций решений по социально значимым проблемам («^»-компонента) и предполагает, что интегрирование ее принципов топ-менеджментом в управление позволяет повысить уровень доверия целевой аудитории и конкурентоспособности, построить успешный узнаваемый бренд за счет хорошей репутации и привлечь новых клиентов, что положительно скажется на дальнейшей прибыли.

Сторонники ESG-принципов признают данную теорию как всеобъемлющую и отвечающую современным интересам бизнеса, поскольку корпоративная социальная ответственность напрямую влияет на капитализацию компании и уровень ее конкурентоспособности, оказывая положительное воздействие на трудоспособность персонала и результативность труда. Инвестиции во внешнюю среду в рамках концепции ESG осуществляются с помощью государственных региональных программ по месту

1 Инструменты поддержки экспортных проектов ESG на основе между-

народного опыта: монография / под ред. В.В. Перской и А.Д. Зверевой. -Москва: ИНФРА-М, 2023. 166 с. (Научная мысль). DOI: 10.12737/1906019

нахождения компании (особенно это важно для отдаленных регионов и моногородов с прямой зависимостью от градообразующего предприятия).

При этом необходимо отметить, что нет ни унификации принципов КСО, ни стандартного набора критериев, определяющих содержание S-составляющей в рамках концепции ESG, разработанных ООН. Существуют лишь самые общие критериальные подходы к S-составляющей, но и их имплементация в профессиональную деятельность компании возможна только с учетом специфического характера страны, ее культурных, религиозных, социальных и ментальных особенностей. Например, требование к гендер-ному разнообразию в составе топ-менеджмента крупной компании с выходом на мировой рынок совершенно нереализуемо в большинстве арабских (например, в Египте, Йемене, Саудовской Аравии, Судане, Омане и пр.) и азиатских (Мьянме, Лаосе и др.) стран, поскольку в них не приветствуют занятость женского населения, иногда даже частичную.

Преимущества социально ответственного поведения или корпоративной социальной ответственности (КСО), как содействие постепенному достижению целей устойчивого развития, признаются большей частью компаний по всему миру. Если бизнес-структура нацелена на достижение благополучия социума и окружающей среды, хорошо организованное управление, достойную заработную плату, социальное обеспечение своих работников - то ее деятельность оценивается как успешная и она может продолжать эффективно работать на себя и на благо общества.

КСО И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

О том, что ключевой миссией бизнеса является служение людям, впервые заявил японский бизнесмен Коносукэ Мацусита - основатель компании «Matsushita Electric», выпускающей бытовую электроника под брендами Panasonic,

Technics и National, основавший в 1946 г. «PHP Institute» для исследования и распространения идей мира и процветания общества2. Под «служением обществу» он подразумевал повышение уровня жизни, искоренение бедности, инвестирование в развитие у работников новых навыков и обеспечение приемлемых социальных условий для их семей, т.е. все те позиции, которые соответствует принципам ESG в рамках Целей устойчивого развития ООН до 2030 г.

О КСО - как масштабном общественном явлении заговорили в середине 50-х гг. прошлого века. Основополагающим научным трудом стала книга экономиста Г.Р. Боуэна «Социальные обязательства бизнесмена» (англ. «Social Responsibilities of the Businessman (SRB)»), в которой он утверждал, что для искоренения бедности и тяжелого труда, а также для удовлетворения потребностей работников необходимо повышать уровень эффективности и результативности общества [2], а КСО способствует выходу корпораций на максимальные экономические выгоды от финансирования в социально значимые проекты. Другой американский ученый К. Дэвис рассматривал соблюдение ESG-принципов и КСО, интегрируемых в управление бизнесом для обеспечения сбалансированного развития общества, как осознанное поведение бизнесменов, поскольку у них есть широкие обязательства перед обществом в отношении экономических изменений, влияющих на общественное благосостояние (таких как полная занятость, инфляция и поддержание конкуренции) [3]. М. Фридман в своей теории «корпоративного эгоизма» считал, что единственной социальной ответственностью бизнеса является увеличение прибыли бизнеса [4]. Теория «разумного эгоизма» В. Фредерика заключается в идее, что в долгосрочной перспективе затраты на социальные проекты принесут устойчивую прибыль несмотря на то, что в начале эти затраты временно ее уменьшат [5], т.е. поскольку использование ESG-принципов осуществляется на коммерческой основе, оно должно ориентироваться на результат, а не на простую благотворительность, а значит быть экономически выгодным в долгосрочной перспективе [6]. Х. Аугунис и А. Главас определяют КСО как организационные действия и политику, которые учитывают ожидания заинтересованных сторон и интересы самой компании, зависящие от экономических, социальных и экологических показателей [7]. Ф. Котлер и Н. Ли описывают КСО как

2 Коносуке Мацусита. Альпина. URL: https://alpinabook.ru/authors/ matsusita-konosuke/ (дата обращения: 09.02.2023).

стремление улучшить благосостояние общества с помощью дискреционных (используемых по собственному усмотрению) вкладов корпоративных ресурсов и методов ведения бизнеса [8]. Немецкий исследователь Мануэла Вебер рассматривает КСО как подотрасль корпоративного управления устойчивостью, под которой подразумевается интеграция всех трех - экологических, социальных и экономических - аспектов в управлении бизнесом, что может даже привести к преобразованию бизнес-модели для обеспечения устойчивой деятельности в долгосрочной перспективе [9].

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) профессор А.Н. Шохин рассматривает КСО как практическую необходимость для деловой практики, поскольку современная социально-экономическая ситуация в России требует от бизнеса большей ответственности и открытости для формирования доверия к его деятельности и репутации3. И.Ю. Беляева и Б.С. Батаева считают, что для закрепления на глобальных рынках российскому бизнесу необходимо признание общества, а также переориентация на большую социальную деятельность, так как одним из ограничений для распространения практики КСО является именно доверие со стороны общества [10]. О.В. Андреева в своих исследованиях отмечает, что соблюдение КСО на практике является прерогативой крупного бизнеса, в частности, промышленных корпораций и предприятий, государству же необходимо поощрять компании, применяющие принципы КСО [11].

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

ПРИНЦИПОВ КСО В РОССИИ.

ОПЫТ ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ

В советский период учреждения социального назначения находились в ведении государственных предприятий. На «социально-культурные мероприятия» (здравоохранение, пособия, образование, науку, спорт, культуру и пр.) закладывалось до 31% государственного бюджета, больше расходовалось только на «народное хозяйство» (до 56% - максимальное значение советского периода, 80-е годы) [12].

В Российской Федерации на смену плановой советской экономики в конце XX в. пришла рыночная и произошла коммерциализация социального обеспечения. Тем не менее принципы КСО

3 Шохин А.Н. Материалы к заседанию Комитета РСПП по корпоратив-

ной социальной ответственности и демографической политике. РСПП.

2016. URL: https://media.rspp.ru/document/1/6/c/6cefa16acf9929ffbf4b5c0 2805b261c.pdf (дата обращения: 19.04.2023).

на российских предприятиях, особенно крупных и градообразующих, опираются в основном на советскую модель корпоративного социального обеспечения, а «социальная ответственность», в частности, для российского сырьевого сектора экономики стала долгосрочным стратегическим направлением для развития бизнеса.

Для бизнес-структуры, которая заботится о своей деловой репутации, корпоративная социальная ответственность является основным составляющим элементом стратегии. При этом, КСО будет более эффективно работать если компания проявит инициативу и внедрит ее в свою бизнес-модель на добровольных началах, не дожидаясь принудительного регулирования со стороны государства. В современном мире потребители предпочитают выбирать социально ответственные компании с хорошей деловой репутацией, особенно в сфере оказания услуг.

Еще в 2007 г. на Международном форуме лидеров бизнеса экспертами было отмечено, что российскому бизнесу не хватает именно доверия со стороны общественности, потребителей, инвесторов и акционеров4. Соблюдение этических принципов, социальных обязательств, реализация социально значимых проектов и готовность нести расходы на социальные нужды5 не только в регионе пребывания, но и стране в целом, способствует формированию позитивно устойчивого имиджа компании, что, в свою очередь, положительно сказывается на привлечении инвестиций, целевой аудитории и одобрении регулятора со стороны государства, при условии, что это осуществляется бизнес-структурой исходя из этических и моральных соображений.

К проблематике КСО в настоящее время нарастает внимание исследователей, а в образовательные программы университетов интегрируются учебные дисциплины при подготовке специалистов соответствующего направления.

Так, согласно стандарту ISO 26000:2010 - «Руководство по социальной ответственности» Международной организации по стандартизации (Женева, Швейцария), эффективность деятельности компании оценивается по ее уровню приверженности обеспечению благополучия общества и окружающей среды. Под корпоративной социальной ответственностью понимается соответствие следующим принципам: участие

в развитии общества; обязательная отчетность; информационная прозрачность; этичное поведение и кадровая политика; уважение интересов акционеров, закона, международных норм поведения; уважительное отношение к правам человека, окружающей среде6.

Располагая финансовыми ресурсами, крупный российский бизнес вовлечен в социальную политику государства. В частности, на повышение социально-экономического благосостояния граждан влияют крупные предприятия, способные обеспечить не только рабочие места для местных жителей, но и инвестировать в экономику территории своего присутствия. Особенно это относится к моногородам, где зачастую предприятие является градообразующим. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 321 моногород (12,7 млн чел.)7, расположенных в 61 регионе8. С 2016 г. ВЭБ.РФ представляет рейтинг моногородов, который составляется по 17 показателям социально-экономического развития9. Субъекты Российской Федерации и бизнес взаимозависимы. Особенно это ярко выраженно именно в регионах.

Большинство крупных российских компаний разрабатывают и реализуют в отношении своих сотрудников и местного населения собственные программы КСО. Программы корпоративной социальной ответственности могут быть как внутренними (социальные льготы для сотрудников, дополнительные выплаты заработной платы, повышение квалификации, медицинское обслуживание и т.п.), так и внешними (поддержка местных организаций и учреждений в социальной сфере, конкурсы и гранты для гражданских организаций, направленные на благоустройство города/региона/округа).

Именно такой формат внешних программ КСО как благоустройство территории присутствия позволяет компаниям продвигать свои социальные инициативы. Это способствует улучшению репутации, повышению узнаваемости компании (бренда) и уровня доверия со стороны целевой аудитории, положительно влияет на

4 Международный форум лидеров бизнеса. URL: http://www.iblfrussia. ru/announces/detail.php?ID=3048 (дата обращения: 19.04.2023).

5 Стандарты и социальная ответственность бизнеса. URL: https://gaap. ru/artides/standartyJ_sotsialnaya_otvetstvennostbiznesa/ (дата обращения: 19.04.2023).

6 ISO 26000. Guidance on social responsibility. URL: https://www.iso.org/ files/live/sites/isoorg/files/store/en/PUB100258.pdf (дата обращения: 19.04.2023).

7 Пострадал каждый третий: эксперты оценили влияние санкций на моногорода России. Forbes. URL: https://www.forbes.ru/biznes/473159-postradal-kazdyj-tretij-eksperty-ocenili-vlianie-sankcij-na-monogoroda-rossii (дата обращения: 20.04.2023).

8 Определены 10 лучших российских моногородов. Российская газета. 27.07.2022. URL: https://rg.ru/2022/07/27/reg-pfo/opredeleny-10-luchshih-rossijskih-monogorodov.html (дата обращения: 20.04.2023).

9 ВЭБ.РФ объявил результаты рейтинга моногородов за 2021. ВЭБ.РФ. URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/press-tsentr/53117/ (дата обращения: 21.04.2023).

Таблица 1 / Table 1

Рейтинг российских компаний ESG 2023 по состоянию на 01.04.2023 г. / Rating of Russian companies ESG 2023 as of 01.04.2023

Место в рейтинге ESG-2023 / Place in the rating ESG-2023 Компания / Company Отрасль / Industry •S'-рейтинг / "S"-rating

1 Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) металлы и горнодобывающая промышленность 2

2 ПАО Полюс металлы и горнодобывающая промышленность 14

3 Уралкалий сельскохозяйственные химикаты 1

4 ЭЛ5-Энерго электроэнергетика 9

5 Полиметалл металлы и горнодобывающая промышленность б

6 ФосАгро сельскохозяйственные химикаты 11

7 Кредит Банк Москвы финансы 15

8 Норникель металлы и горнодобывающая промышленность 1В

9 Северсталь металлы и горнодобывающая промышленность 10

10 ЛУКОЙЛ нефтегазовая промышленность 13

Источник/Source: составлено по EU ESG Rating Agency / compiled by EU ESG Rating Agency.

корпоративный имидж. Успешный узнаваемый бренд с репутацией социально ответственной компании способен привлечь больше новых клиентов и их программы КСО носят маркетинговый характер, что положительно сказывается на прибыли.

Так, один из крупнейших в мире производителей алюминия «РУСАЛ» с 2010 г. реализует собственную социальную программу «Территория РУСАЛа» (социально-экономическое развитие территорий присутствия), благодаря которой в 9 российских регионах было создано и восстановлено более 250 различных объектов социальной фраструктуры10. Также РУСАЛом осуществляются социальные инвестиции по следующим программам: «Помогать просто» (корпоративное и общегородское волонтерство), «Школа городских изменений» (улучшение городского пространства) и «Социальное предпринимательство» (развитие малого бизнеса)11.

Количество российских компаний, учитывающих интересы общества и интегрирующих КСО в свои инвестиционные портфели, ежегодно рас-тет12. Согласно данным независимого рейтингового агентства «EU ESG Rating Agency / RAEX» (c 2018 г. составляет ESG-рэнкинг российских компаний по всем трем критериям «E», «S» и «G»)13, по состоянию на 01.04.2023 г. в первую десятку рей-

10 Программа «Територия РУСАЛа». РУСАЛ. URL: https://rusal.ru/sustainabili-ty/social-mvestment/program-territory/#:~:text=% B8%D1%8F (дата обращения: 21.04.2023).

11 Социальное инвестирование. РУСАЛ. URL: https://rusal.ru/sustainability/ social-investment/ (дата обращения: 22.04.2023).

12 Investment governance and the integration of environmental, social and governance factors. OECD. URL: https://www.oecd.org/finance/Investment-Governance-Integration-ESG-Factors.pdf (дата обращения: 22.04.2023).

13 ESG Corporate Ranking. RAEX. URL: https://raexpert.eu/esg_corporate_

ranking/ (дата обращения: 23.04.2023).

тинга российских компаний «ESG-2023» вошли следующие компании промышленного и финансового секторов экономики (табл. 1).

С помощью собственной разработки агентства - «Методологии распределения экологических, социальных и управленческих функций»14 компонента оценивается по пяти показателям (табл. 2).

Примечательно, что на 14.04.2022 г. в рейтинге RAEX «ESG-2022» находились те же представители российского бизнеса, что и в 2023 г., за исключением «ФосАгро» и «Уралкалия». При этом «Уралкалий» за прошедший год значительно улучшил свои показатели, поднявшись с шестого места15 в S-рейтинге ESG до первого (табл. 1).

Растущий спрос на доступность информации о деятельности компаний в области устойчивого развития простимулировал развитие ESG-рэнкинга и в Российской Федерации. С 2014 г. Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) ежегодно составляется ESG-индекс по устойчивому развитию - индекс раскрытия информации «Ответственность и открытость», отражающий динамику результативности деятельности компаний в сфере устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности16. Концепт КСО, на основе которого базируется индекс, трактуется как «ответственность организации за воздействие ее реше-

14 Methodology for assigning environmental, social and governance. RAEX. Frankfurt am Main, 2019. URL: https://www.raexpert.eu/files/Methodology_ ESG_Corporates_V3.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

15 ESG Ranking of Russian Companies 2022 as of 14.04.2022. RAEX. URL: https://raexpert.eu/esg_corporate_ranking/ (дата обращения: 23.04.2023).

16 ESG индексы и рейтинги РСПП в области устойчивого развития. РСПП. URL: https://rspp.ru/sustainable_development/indexes/ (дата обращения: 23.04.2023).

Таблица 2 / Table 2

Методология оценки социальных показателей компании для рейтинга / Methodology for assessing the company's

social performance for rating

«S»

Показатель / Indicator Содержание показателя / Indicator content Критерии оценки показателей / Criteria for assessing indicators

1. Человеческий капитал а) условия труда оценивается на основе условий труда в стране: количество часов работы, нерегулярная занятость, безработица

в) охрана труда оценивается показателями производственного травматизма регионе пребывания компании

с) привлечение и удержание кадров оценивается по наличию политики компании, направленной на обучение, привлечение и удержании кадров

d) этнокультурное многообразие и инклюзив-ность оценивается по наличию внутренней политики компании, направленной на повышение уровня этно- многообразия и инклюзивности

2. Местное общество и права человека а) социальные гарантии оценивается на основе количества соглашений о социальном обеспечении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) КСО оценивается по уровню отчетности по КСО в стране

с) права человека оценивается по Индексу риска в области прав человека в зависимости от страны

3. Общие риски а) поставщики оцениваются поставщики по социальному воздействию

4. Социальные возможности а) доступность финансирования потребностей оценивается по доступности к финансированию в стране

в) доступность информирования сотрудников и логистики оценивается по доступности связи и логистики в регионе присутствия компании

5. Портфель социальных активов а) социально ответственное инвестирование оценивается уровнем требований к социальным инвестициям в той стране, где работает финансовое учреждение

в) социальные займы и доступность финансирования оценивается уровнем социальных требований и финансовой доступности

с) ответственность за финансовые продукты оценивается уровнем доверия населения к финансовым услугам (применяется к банковскому сектору)

Источник/Source: составлено по EU ESG Rating Agency / RAEX / compiled by EU ESG Rating Agency / RAEX.

ний и деятельности на общество и окружающую среду, включая экономические, социальные и экологические аспекты этого воздействия»17. Для составления индекса «Ответственность и открытость» РСПП анализируется нефинансовая отчет-

18

ность крупнейших российских компаний18.

При анализе учитываются: ведущие мировые рейтинги; оценки аналитиков фондового рынка; практический опыт отечественных и зарубежных компаний по раскрытию информации в сфере устойчивого развития; международные стандарты КСО; методика самооценки компаний в соответствии со стандартом ISO 26000; методика общественного заверения нефинансовой отчетности.

<^»-показатели Индекса РСПП включают: численность персонала; обучение персонала; затраты на обучение персонала; количество бенефициаров социальных программ для персонала; затраты на производственную безопасность/охрану труда; соблюдение прав человека.

17 Проект Индексы РСПП в области устойчивого развития, корпоративной ответственности и отчетности (ESG-индексы). РСПП. URL: https://rspp.ru/upload/iblock/e07/efghhr37sx3rkf35uznh3pd9t1ihq4tz/ Prezentatsiya_ESG_indeksy-RSPP-2022.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

18 Новая устойчивость: социальная ответственность компаний. Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5479899 (дата обращения: 23.04.2023).

В 2021 г. (2022 г. не рассчитывался, так как менялась методика расчетов показателей, которая была представлена только в декабре 2022 г.)19 лидерами ESG-рейтинга РСПП стала 21 российская компания, включая такие крупные корпорации как ЛУКОЙЛ, Норникель, НЛМК, Полиметалл, Северсталь, Уралкалий и ФосАгро20, ранее упомянутые в рейтинге RAEX.

Полагаем целесообразным более подробно остановиться на социальной компоненте / «S» наиболее крупных российских компаний с численностью занятых более 20 000 человек.

ПАО «СИБУР Холдинг» (3 27 000 чел.)

Крупнейший нефтегазохимический производитель, подразделения которого находятся в

18 городах России, позиционирует себя как компанию ориентированную на лидерство по достижению устойчивого развития и корпоратив-

19 Рекомендации РСПП по поддержанию и продвижению повестки устойчивого развития в современной российской практике. РСПП. 27.12.2022. URL: https://rspp.ru/events/news/utverzhdeny-rekomendatsii-rspp-po-podderzhaniyu-i-prodvizheniyu-povestki-ustoychivogo-razvitiya-v-sovremennoy-rossiyskoy-praktike-63aae0f8048aa/ (дата обращения: 23.04.2023).

20 Индексы РСПП в области устойчивого развития - 2021. РСПП. URL: https://rspp.ru/download/3547cea12d4497a3d3f4293f652639b0/ (дата обращения: 23.04.2023).

ной социальной ответственности. В 2021 г. объем социальных инвестиций компании в рамках программы «Формула хороших дел»21 составил 524 млн руб.: развитие городов - 65,8 млн руб., образование и наука - 58,5 млн руб., спорт и здоровый образ жизни - 93,1 млн руб., охрана окружающей среды - 89,1 млн руб., инклюзия и культура - 133,4 млн руб., волонтерство - 5,7 млн руб. Более 333,3 млн руб. (63,6% всех социальных инвестиций) были направлены на финансирование межрегиональных проектов, а 74,7 млн руб. -поддержку грантовых и социальных проектов. Дополнительное финансирование в размере 1,7 млрд руб. было выделено на мероприятия по охране труда и промышленной безопасности22.

СИБУР активно развивает социальные проекты, тем самым продвигая и закрепляя во внешней среде узнаваемость своего бренда как работодателя. Например, компания уделяет большое внимание профессиональному росту и формированию новых компетенций у действующих сотрудников. Обучающие курсы и тренинги доступны в Корпоративном университете СИБУРа для развития персонала и поддержания квалификации, соответствующей деятельности компании. Самые перспективные и талантливые сотрудники направляются для прохождения обучения и повышения квалификации в ведущие бизнес-школы с возможностью дальнейшего карьерного роста и получения высокой руководящей должности.

СИБУР ежегодно входит в рейтинги лучших работодателей. В 2022 г. компания получила самые высокие баллы («Платина») среди предприятий нефтехимической отрасли по версии Forbes в категории «S» - «Сотрудники и общество»23. В связи с совершенствованием методологии оценки компаний учитывались не только уровни привычного социального пакета, заработной платы и медицинского обслуживания, но и штатное сокращение в кризисных условиях, возможность повышения заработной платы и состав топ-менеджмента. Примечательно, что у СИБУРа с 2020 г. почти на 16% увеличилось ко-

24

личество сотрудников компании24.

21 Формула хороших дел. СИБУР. URL: https://www.formula-hd.ru/ (дата обращения: 23.04.2023).

22 Интегрированный годовой отчет ПАО «СИБУР Холдинг» за 2021 год. СИБУР. С. 28-32. URL: https://www.sibur.ru/upload/iblock/833/lcaws6qyt9 pvrsuqk7byq7zaow8l55un.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

23 Лучшие работодатели России - 2022: платина. Forbes. URL: https:// www.forbes.ru/rating/482177-lucsie-rabotodateli-rossii-2022-rejting-forbes (дата обращения: 23.04.2023).

24 Отчеты и результаты: ESG Банк данных 2021. СИБУР. URL: https://www.

sibur.ru/ru/sustainability/social_report/ (дата обращения: 23.04.2023).

НЛМК 26 000 чел.)

«Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК), занимающий лидирующее первое место в рейтинге ESG-2023 по версии RAEX, является активно развивающейся структурой с активами не только в РФ, но и в ЕС и США, и имеет множество филиалов по всей стране. В 2021 г. НЛМК назван крупнейшим производителем металлопродукции с высокой добавленной стоимостью и высоким уровнем социальной ответственности, достижение которых закладывается в «Стратегию» комбината ежегодно за счет снижения производственного травматизма на предприятии, а также высокого уровня мотивации и вовлеченности персонала . В 2020 г. инвестиции НЛМК в социальные проекты составили 3,4 млрд руб. Приоритетными направлениями являются здравоохранение, воспитание духовных традиций, развитие спорта (в том числе детского), поддержка образования и благотворительность. На охрану труда и промышленную безопасность было выделено 1,2 млрд руб.: содержание средств индивидуальной защиты - 678,9 млн руб. (53,5%), улучшение условий труда сотрудников и промышленная безопасность - 166,2 млн руб. (13,1%), лечебно-профилактическое питание -54,5 млн руб. (4,3%), медицинское обслуживание работников - 164,9 млн руб. (13,0%).

На НЛМК действует «Комитет по кадрам, вознаграждениям и социальной политике», отчет которого также включается в годовой отчет НЛМК по корпоративному управлению и отражает такие показатели как развитие профессиональных компетенций, производительность труда, размеры вознаграждений Совета директоров, анализ и оценку исполнения кадровой политики, включая руководящих сотрудников26.

Комбинат активно развивает свою промышленную медицину, обновляя медицинское оборудование и обучая сотрудников оказанию первой медицинской помощи. Особое внимание уделяется постоянному повышению квалификации медицинского персонала, расширяются об-

27

разовательные программы27.

НЛМК вошел в топ-20 рейтинга работодателей HeadHunter среди производственных компаний, который оценивает предприятие по таким показателям как эффективность работы кадровых

25 Цели стратегии 2022. НЛМК. URL: https://lipetsk.nlmk.com/ru/about/ strategy/ (дата обращения: 23.04.2023).

26 Годовой отчет 2020: корпоративное управление. НЛМК. URL: https:// nlmk.com/upload/iblock/805/NLMK_corporate-2020-RUS.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

27 Группа НЛМК развивает промышленную медицину. НЛМК. URL: https://nlmk.com/ru/media-center/press-releases/gruppa-nlmk-razvivaet-promyshlennuyu-meditsinu/ (дата обращения: 23.04.2023).

подразделений, уровень вовлеченности сотрудников и мнение самих соискателей28.

Согласно рейтингу Forbes «Лучшие работо-датели-2022», НЛМК занимает 5 место с высокой оценкой в категории «Сотрудники и общество (S)». «^»-категория компании оценивалась по следующей группе метрик: социальный пакет; средняя заработная плата; уровень травматизма; корпоративное обучение; работа с сотрудниками; текучесть кадров; благотворительность и инвестиции в инфраструктуру; рабочие места; систем-

29

ные меры29.

ПАО «Полюс» (S 23 000 чел.)

Крупнейший горнодобывающий холдинг, специализирующийся на добыче золота, ПАО «Полюс» входит в топ-5 ведущих глобальных золотодобывающих компаний с низкой себестоимостью производства и является крупнейшим российским производителем золота. За 2022 г. произведено 2541 тыс. унций золота30. В 2019 г. компания присоединилась к глобальному договору ООН в области устойчивого развития, ежегодный отчет о состоянии которого публикуется с 2012 г. и отражает достигнутые показатели по охране окружающей среды, управлению персоналом и социальной сфере. За 2021 г., согласно отчету, реализовано более 216 социальных проектов на 64,2 млн долл. США31, направленных на достижение ЦУР №3 (Хорошее здоровье и благополучие), №8 (Достойная работа и экономический рост) и №4 (Качественное образование).

ПАО «Полюс» вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие регионов своего присутствия на Дальнем Востоке и в Сибири. Компания оказывает спонсорскую помощь больницам, финансирует реконструкцию куль-турно-досуговых центров и спортивных комплексов, поддерживает образовательные программы, выступает генеральным партнером спортивных мероприятий, ремонтирует мосты и дороги, проводит фестивали в области культуры и творчества, уделяет большое внимание социальной инфраструктуре регионов в целом. Компания заинте-

28 Группа НЛМК вошла в топ-20 рейтинга работодателей по версии HeadHunter. MkRu Барнаул. 01.02.2023. URL: https://brl.mk.ru/ social/2023/02/01/gruppa-nlmk-voshla-v-top20-reytinga-rabotodateley-po-versii-headhunter.html (дата обращения: 23.04.2023).

29 Лучшие работодатели России — 2022. Рейтинг Forbes. Forbes. URL: https://www.forbes.ru/rating/482177-lucsie-rabotodateli-rossii-2022-rejting-forbes (дата обращения: 23.04.2023).

30 Лидер российской золотодобычи. Полюс. URL: https://polyus.com/ru/ (дата обращения: 23.04.2023).

31 Отчет об устойчивом развитии ПАО «Полюс» за 2021 г. URL: https://sustainability.polyus.com/upload/files/blog_ru_ffles/POLYUS_ Sustainability_Report_2021_RUS_01.11.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

ресована в привлечении специалистов, поэтому в 2021 г. расширила образовательные программы, что позволяет работать не только со студентами, но и со школьниками32. На золотодобывающих предприятиях внедрена регистрация периодических медицинских осмотров, проводятся учения по действиям в аварийных ситуациях, имеется собственная единая горноспасательная команда и проводятся тренинги по повышению мотивации и новых навыков у сотрудников.

ПАО Уралкалий (^ 21 000 чел.)

Ведущий мировой производитель и экспортер хлористого калия ПАО «Уралкалий» занимает в «^»-рейтинге RAEX 1 место. Так как компания относится к химической отрасли, приоритетной целью является достижение высшей степени промышленной безопасности и охраны труда. Затраты на эти цели в 2021 г. составили 974,3 млн руб. На организацию питания, лечение и оздоровление, в том числе санаторно-курортное, оздоровление детей работников, доставку до места работы, содержание объектов социальной сферы, другие социальные программы было выделено 1 227,7 млн руб.33.

Расширенный социальный пакет «Уралкалия» является самым привлекательным в химической отрасли. Компания активно выступает за здоровый образ жизни, проводит оздоровительные программы и регулярные медицинские осмотры, обеспечивает работников средствами повышенной индивидуальной защиты. Большое внимание уделяется вовлеченности персонала и обратной связи. Компания проводит регулярные опросы работников на предмет удовлетворенности работой заводских столовых, административными, медицинскими и 1Т услугами с целью улучшения их качества и получения обратной связи «работодатель-работник»34.

Для улучшения жилищных условий в регионе добычи калия в 2021 г. для работников было построено 2 дома по 100 квартир35, а сумма социальных расходов составила 1,2 млрд руб. Компания занимается организацией санаторно-курортного отдыха для детей сотрудников, оплачивая путевки в размере 90% их стоимости. В 2021 г. на эти цели было направлено более 97 млн руб.

32 Отчет об устойчивом развитии ПАО «Полюс» за 2021 г. URL: https://sustainability.polyus.com/upload/files/blog_ru_files/POLYUS_ Sustainability_Report_2021_RUS_01.11.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

33 ESG-отчет 2021. Уралкалий. URL: https://www.uralkali.com/upload/ content/ESG_Uralkali_ru_2021.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

34 ESG-отчет 2021. Уралкалий. URL: https://www.uralkali.com/upload/ content/ESG_Uralkali_ru_2021.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

35 В рамках жилищной программы города Березники, Пермский край.

ВЫВОДЫ

«Общие» подходы к критериальной оценке базовых принципов S-компоненты в рамках концепции ESG возможны только на территории одной страны или группы стран, придерживающихся единой системы ценностно-культурных, ментальных ориентиров в социумах. Исходя из этого, стратегии реализации «^»-компоненты в части управления персоналом должны быть построены с учетом страновых национальных особенностей территории пребывания предприятия для обеспечения устойчивого социального развития местного сообщества без нанесения ущерба для компании.

В этой связи, полагаем, разработанные подходы в рамках ООН были ориентированы на распространение глобализации в мировой экономике, где базовой движущей силой должны были выступать ТНК/МНП или ТНБ. Именно в этом случае можно было бы реализовать унифицированность критериальных оценок S-составляющей. В современных условиях поли-центричной конфигурации мирового сообщества влияние «материнских» фирм ТНК/МНП будет регулироваться национальным законодательством стран-пребывания и отвечать национальным интересам этих стран36.

Специфика российского бизнеса и корпоративной социальной ответственности характеризуются преемственностью. Советский союз и его социальная политика послужили основой для формирования современной КСО. В современных условиях компании (особенно производственные предприятия) стремятся обеспечить своих работников качественным медицинским обслуживанием санаторно-курортным лечением, комфортными условиями проживания, предоставить возможность повышения квалификации и карьерного роста и пр. Например, холдинг СИБУР оказывает помощь неблагополучным семьям в городах своего присутствия с целью формирования благоприятных условий для проживания семей сотрудников.

Активно развивается корпоративное волонтер-ство и благотворительные акции для работников. В целях устойчивого развития крупный бизнес занимается благоустройством территории своего присутствия, участвует в жизни местных сообществ, вносит свой вклад в повышение уровня социально-экономического благополучия населе-

36 Второй саммит экономический и гуманитарный форум Россия-Африка. Росконгресс. URL: https://summitafrica.ru/ (дата обращения: 23.04.2023).

ния, в том числе, «депрессивных» регионов и моногородов. Обеспечивая регион новыми рабочими местами частные инвесторы способствует росту дохода бюджета местной администрации. Также некоторые особо крупные производства по решению Правительства Российской Федерации имеют возможность создания в любом субъекте территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), что предполагает установление особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности и поддержку из федерального бюджета сроком на 10 лет37.

На сегодняшний день внедрение корпоративной социальной ответственности в деятельность российских компаний носит исключительно добровольный характер, так как не существует нормативно-правовой базы для регулирования данного вопроса. Несмотря на то, что КСО активно продвигается в российской бизнес-среде, практика ее интегрирования слабо развита и лишь проходит путь своего становления. Предприятия, практикующие нефинансовую отчетность в соответствии с ESG-принципами преимущественно представляют крупный российский бизнес. Интеграция ESG-принципов в деятельность компаний происходит постепенно.

Представляется важным отметить, что российские компании разрабатывают и реализуют собственные программы КСО при отсутствии западной базы. Следует подчеркнуть, что каждое предприятие ориентируется на конкретные потребности работников и территорию своего присутствия. Социальная инфраструктура формируется и развивается в зависимости от отраслевой специфики компании. Например, промышленный сектор делает акцент в своих программах КСО на медицинское обслуживание, снижение уровня травматизма и несчастных случаев с летальным исходом.

Развитие инструментов независимой ESG-оценки (международных и российских рейтингов) компаний позволяет расширить обмен информацией о лучших практиках, тенденциях и инструментах анализа социальной отчетности.

Расчет индексов и подготовка рейтингов способствуют налаживанию профессионального диалога в области устойчивого развития, взаимодействия бизнеса и заинтересованных сторон; выработке системного подхода компаний к ESG-принципам; повышению полноты и качества

37 Территория опережающего развития. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/ material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/ tor/ (дата обращения: 23.04.2023).

раскрытия информации по факторам ESG. При этом, методологии рейтингов ESG различаются, но полученные итоговые результаты не повторяют их, а взаимодополняют друг друга.

Практические результаты исследования могут быть использованы в деятельности крупных российских компаний в части разработки стра-

тегий КСО, совершенствования структуры нефинансовой отчетности и рейтинговых агентств. Выявлено, что затраты компании могут оказывать положительное влияние на формирование благоприятной деловой репутации, создании позитивного корпоративного имиджа, увеличении объема инвестиций и прибыли.

БЛАГОДАРНОСТИ

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации в 2023 г.

ACKNOWLEDGMENTS

The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment to the Financial University under the Government of the Russian Federation in 2023.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Перская В.В., Огрызов А.А., Зверева А.Д. Стратегии ESG и социализация деятельности компаний в современных условиях (зарубежный опыт). Социально-трудовые исследования. 2022;(3):27-38. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-27-36

2. Bowen Howard R. Social Responsibilities of the Businessman. University of Iowa Press, Iowa City. 1953. рр. 40-41. URL: https:// books.google.ru/books?id=ALIPAwAAOBAJ&pg=PT3&hl=ru&source=gbs_selected_pages&cad=2#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 20.04.2023).

3. Davis K. Can Business Afford to ignore Social Responsibilities? California Management Rewiew. 1960;2(3):70. DOI: 10.2307/41166246.

4. Friedman M. Capitalism and Freedom. 1962;74(1):70-72. DOI: 10.1086/291476

5. Измайлова М.А. Интегрирование социально ориентированных концепций в решение основных проблем общества. Вестник Тверского государственного университета (ТвГУ). Серия: Экономика и управление. 2016;(3):166-172.

6. Курносова Т.И. Отечественный и зарубежный опыт использования ESG-принципов в разработке стратегии развития нефтегазового бизнеса. Экономика, предпринимательство и право. 2022;12(1):387-410. DOI: 10.18334/epp.12.1.114058

7. Aguinis H., Glavas A. What we know and don't know about Corporate Social Responsibility: A Review and Research Agenda. Journal of Management. 2012;38(4):932-968. DOI: 10.1177/0149206311436079

8. Flores Villanueva, C. A. y Gaytan Ramirez, M. C. The level of corporate social responsibility in Mexican franchises. Revista EAN. 2018;(85):15-35. DOI: 10.21158/01208160.n85.2018.2046

9. Weber Manuela. The business case for corporate social responsibility: A company-level measurement approach for CSR. European Management Journal. 2008;(26):247-261. DOI: 10.1016/j.emg.2008.01.006

10. Беляева И.Ю., Батаева Б.С. Corporate Social Liability and Business Ethics. Управленческие науки. 2021;11(3):86-88. DOI: 10.26794/2304-022X-2021-11-3-86-88

11. Андреева О.В. Корпоративная социальная ответственность: финансовый аспект. Фундаментальные исследования. 2022;(3):13-18. DOI: 10.17513/fr.43207

12. Баканов С.А. Государственный бюджет СССР в 1950—80-е годы: динамика и структура расходов. Научный диалог. 2021;(5):304-326. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-5-304-326

REFERENCES

1. Perskaya V.V., Ogryzov A.A., Zvereva A.D. ESG strategies and socialization of companies' activities in modern conditions (foreign experience). Social and Labor Research. 2022;(3):27-38. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-27-36 (In Russ.).

2. Bowen Howard R. Social Responsibilities of the Businessman. University of Iowa Press, Iowa City. 1953. рp. 40-41. URL: https:// books.google.ru/books?id=ALIPAwAAOBAJ&pg=PT3&hl=ru&source=gbs_selected_pages&cad=2#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 20.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Davis K. Can Business Afford to ignore Social Responsibilities? California Management Rewiew. 1960;2(3):70. DOI: 10.2307/41166246.

4. Friedman M. Capitalism and Freedom. 1962;74(1):70-72. DOI: 10.1086/291476

5. Izmailova M.A. Integrating socially oriented concepts into solving the main problems of society. Bulletin of Tver State University (TvSU). Series: Economics and Management. 2016;(3):166-172. (In Russ.).

6. Kurnosova T.I. Domestic and foreign experience of using ESG-principles in designing oil and gas business development strategy. Journal of Economics, Enterpreneurship and Law. 2022;12(1):387-410. DOI: 10.18334/epp.12.1.114058. (In Russ.).

7. Aguinis H., Glavas A. What we know and don't know about Corporate Social Responsibility: A Review and Research Agenda. Journal of Management. 2012;38(4):932-968. DOI: 10.1177/0149206311436079

8. Flores Villanueva, C. A. y Gaytan Ramirez, M. C. The level of corporate social responsibility in Mexican franchises. Revista EAN. 2018;(85):15-35. DOI: 10.21158/01208160.n85.2018.2046

9. Weber Manuela. The business case for corporate social responsibility: A company-level measurement approach for CSR. European Management Journal. 2008;(26):247-261. DOI: 10.1016/j.emg.2008.01.006

10. Belyaeva I.Yu., Bataeva B.S. Corporate Social Liability and Business Ethics. Management Sciences. 2021;11(3):86-88. DOI: 10.26794/2304-022X-2021-11-3-86-88 (In Russ.).

11. Andreeva O.V. Corporate social responsibility: financial aspect. Fundamental research. 2022;(3):13-18. DOI: 10.17513/fr.43207. (In Russ.).

12. Bakanov S.A. The state budget of the USSR in the 1950s-80s: dynamics and structure of expenditures. Scientific dialogue. 2021;(5):304-326. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-5-304-326 (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Александра Дмитриевна Зверева - научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Alexandra Dmitrievna Zvereva - Researcher at the Institute for the Study of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-2102-1842 adzvereva@fa.ru

Виктория Вадимовна Перская - доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России, директор Института исследований международных экономических отношений, профессор Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Victoria Vadimovna Perskaya - Dr. Sci. (Econ.), Professor, Honored Economist of Russia, Director of the Institute for the Study of International Economic Relations, Professor of the Department of World Economy and World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-1988-4374 vperskaya@fa.ru

Турал Натиг оглы Мамедов - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений; старший преподаватель Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Tural Natig ogly Mamedov - Cand. Sci. (Econ.), Senior Researcher at the Institute of International Economic Relations Research, Senior Lecturer at the Department of World Economy and World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-9899-1396 tnmamedov@fa.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

ЗАЯВЛЕННЫЙ ВКЛАД АВТОРОВ Зверева А.Д. - постановка проблемы, разработка концепции и методологии статьи, обзор публикаций, анализ полученных результатов, табличное представление данных, формулирование выводов, текстовое представление результатов исследования.

Перская В.В. - разработка концепции статьи, научное руководство темой исследования, критический анализ литературы, анализ результатов исследования, формулирование выводов.

Мамедов Т.Н. - критический анализ литературы, графическое изображение материала, табличное представление данных, анализ результатов исследования, формулирование выводов.

AUTHORS' DECLARED CONTRIBUTIONS

Zvereva A.D. - problem statement, development of the concept and methodology of the article, review of research and publications, tabular presentation of data, formulation of conclusions, textual representation of the research results.

Perskaya V.V. - development of the conceptual framework of the article, scientific management of the research topic, critical analysis of the literature, analysis of research results, formulation of conclusions.

Mamedov T.N. - critical analysis of the literature, graphic representation of the material, tabular presentation of data, analysis of results, formulation of conclusions.

Статья поступила в редакцию 24.05.2023; после рецензирования 18.07.2023, принята к публикации 28.07.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 24.05.2023; revised on 18.07.2023 and accepted for publication on 28.07.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.