Научная статья на тему 'Возможность применения эмоционально-образной психотерапии в работе с осужденными в местах лишения свободы'

Возможность применения эмоционально-образной психотерапии в работе с осужденными в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
266
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / ПСИХОТЕРАПИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОСУЖДЕННЫЙ / ОБРАЗ / ЭМОЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / УПРАЖНЕНИЯ / EMOTIONAL AND IMAGINATIVE PSYCHOTHERAPY / PSYCHOTHERAPY / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / THE CORRECTIONAL SYSTEM / CONVICTED / IMAGE / EMOTIONS / PSYCHOLOGICAL STATE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пестриков Денис Викторович, Сеник Ирина Владимировна

В статье рассматривается вопрос, касающийся применения эмоционально-образной психотерапии и в рамках психологической коррекции осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of application of emotional and imaginative psychotherapy when working with inmates in correctional institutions.

Текст научной работы на тему «Возможность применения эмоционально-образной психотерапии в работе с осужденными в местах лишения свободы»

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация: в статье рассматривается вопрос, касающийся применения эмоционально-образной психотерапии и в рамках психологической коррекции осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях.

Ключевые слова: эмоционально-образная психотерапия, психотерапия, психологическая коррекция, уголовно-исполнительная система, осужденный, образ, эмоции, психологическое состояние, упражнения.

Summary: the problem of application of emotional and imaginative psychotherapy when working with inmates in correctional institutions.

Keywords: emotional and imaginative psychotherapy, psychotherapy, psychological correction, the correctional system, convicted, image, emotions, psychological state.

В рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года все больше актуализируется проблема психотерапевтического и психокоррекционного воздействия на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы [1]. Современная методология пенитенциарной психологии испытывает дефицит психокоррекционных методов, адаптированных для применения в условиях лишения свободы. В данной статье мы рассмотрим опыт использования эмоционально-образной психотерапии при работе с осужденными мужского

Д. В. Пестриков, И. В. Сеник

пола, содержащимися в местах лишения свободы.

Эмоционально-образная психотерапия — это современное направление психотерапии, направленное на работу с чувствами и образами, созданное и разработанное российским психологом и психотерапевтом Н.Д. Линде.

Сравнительно недавно эмоционально-образная психотерапия стала использоваться на практике с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, для работы с негативными эмоциональными состояниями (депрессия, гнев, страх, повышенная нервозность), вызванными различными факторами и причинами, с целью профилактики деструктивных форм поведения и формирования положительной социальной направленности.

Все,что с нами происходит, находит свое отражение в чувствах. Какие-то чувства мы выражаем, другие прячем глубоко внутри себя, а некоторые чувства пролетают так быстро, что мы их даже не успеваем осознать. Однако все они имеют огромное влияние и оставляют след в бессознательном, что отражается на нашем самочувствии, восприятии себя и окружающего мира. Сознательная трансформация образов приводит к изменениям эмоционального состояния и исчезновению негативных психосоматических симптомов.

Таким образом, ядром этой терапии являются эмоции, точнее хронические и при этом негативные эмоциональ-

ные состояния, возникшие по тем или иным причинам, и порождающие психологические и психосоматические симптомы. Средством же работы с эмоциональными состояниями служат образы (зрительные), выражающие, с точки зрения осужденного, его проблемные состояния.

В совместной работе с осужденным с помощью этих образов психолог (психотерапевт) анализирует причины,при-ведшие к возникновению хронического негативного эмоционального состояния, мысленно воздействуя на соответствующий образ. Методы воздействия на образ не могут быть механическими, они достигают успеха, если ведут к искреннему и экологически правильному разрешению исходного конфликта. Субъективно осужденный работает с образами, а реально — с самим собой [2, с. 7-10].

Изменение эмоционального состояния ведет к исчезновению негативных психосоматических симптомов и проявлению позитивного самочувствия, а также к автоматическому изменению строя мышления и способов поведения.

Близкими к эмоционально-образной психотерапии по технологиям является гештальт-терапия, символдрама, а по теоретическим основам — психоанализ, индивидуальна терапия А. Адлера, телесная терапия В. Райха, транзактный анализ Э. Берна и др.

Следует отметить, что эмоционально-образная психотерапия — это сравнительно новое и оригинальное направление психотерапии, которое позволяет достичь весьма быстрых и ценных результатов в области психосоматических расстройств и при коррекции тех или иных эмоциональных нарушений.

В рамках эмоционально-образной психотерапии накоплено значительное число разнообразных и оригинальных приемов трансформации образа, позволяющих добиться быстрых результатов. Все приемы обязательно воздействуют на эмоции и решения осужденного, поэтому, когда работа с образами происходит во внешнем плане, на глубинном уровне происходит работа с проблемой.

По мнению Н.Д. Линде, преимущества эмоционально-образной психотерапии состоят в следующем:

1. Чувство, связанное с проблемной ситуацией, наиболее точно отражает фиксированную эмоциональную энергию, которая не может быть реализована по тем или иным причинам.

2. Соматически выраженное чувство наиболее правдиво показывает суть проблемы. Слова могут обмануть, тело — никогда.

3. Переживание проблемы через образы убедительнее для осужденного, чем вербальные высказывания. Действия с образами легче приводят к ин-сайту. Неожиданные изменения образов в результате определенных воздействий обладают очевидной доказательностью.

4. Проецирование образа на пустой стул или просто в пространство создает диссоциацию субъекта и выраженного в образе чувства. Это облегчает работу по преобразованию чувства.

5. Образная символизация чувства придает ему статус чего-то объективно существующего. Осужденный ощущает насущную необходимость что-то с этим сделать, преодолеть воздействие этого реально действующего фактора. В противном случае он ощущает, что «это»

будет и дальше его преследовать. Это мощный мотивирующий фактор.

6. Образ дает много дополнительной информации о сущности проблемы, которую может творчески использовать психотерапевт. После определенной практики он научается мгновенно понимать истинный смысл образов, и его предложения по работе с ними определяются этим пониманием.

7. Значимые образы наиболее точно соответствуют бессознательным процессам, субъективное воздействие на образы прямым образом отражается на содержании бессознательного.

8. Множество приемов работы с образами позволяют психологу (психотерапевту) иметь широкое поле для преобразования исходного состояния. Оригинальные наработки в этой области создают возможности быстрых и эффективных изменений.

9. Динамика изменений образов в работе (а также соответствующих эмоциональных состояний) позволяет точно контролировать результативность работы. Психолог (психотерапевт) может вести процесс до качественного изменения состояния, когда проблема действительно и полностью решается [2, с. 48-50].

В исправительном учреждении эмоционально-образная психотерапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Для групповой работы характерно, что терапевтическая работа проводится одним из членов группы, по его запросу, но в присутствии группы. Наблюдая за психотерапевтическим сеансом, другие участники группы нередко решают свои проблемы по аналогии с обсуждаемым случаем.

Как показывает практика, наиболее приемлема в местах лишения свободы индивидуальная форма работы, поскольку она позволяет осужденным интегрировать и гармонизировать личность, осознавать проблемы, развивать сферу чувств и образов и т. п.

Характеристика основных этапов эмоционально-образной психотерапии, применяемых в работе с осужденными в местах лишения свободы:

1. Клиническая беседа. До начала работы проводится знакомство, прояснение проблемы, сбор историографических данных, разъяснение работы. Результатом клинической беседы должно быть ясное выделение некоторого значимого симптома: чувства или состояния, которое переживается осужденным как нежелательное, причиняющее ему дискомфорт. Именно на этой стадии у психолога (психотерапевта) должны появиться первые представления о проблеме и пути разрешения ее.

2.Прояснение симптома. На этом этапе симптом должен быть ясно очерчен и найдены его психосоматические проявления, то есть если чувство недостаточно ясно осознается осужденным, то психолог (психотерапевт) старается его усилить. Одновременно с этим необходимо установить, каким образом это чувство или состояние выражено телесно (где и как). Затем следует установить связь между некоторыми конкретными ситуациями и психосоматическим выражением симптома.

3. Создание образа. Теперь субъекту предлагается представить данное чувство (симптом) в форме некоторого образа, находящегося перед ним на стуле или просто в пространстве.

Как правило, используется зрительный образ, но можно подключать и слуховой, и кинестетические каналы. Некоторые осужденные могут испытывать трудности при создании образа своего состояния. Это обычно свидетельствует либо о сопротивлении в осознании своих проблем, либо о первичной напряженности и недостаточном доверии к психологу (к терапевту). С такими осужденными можно предварительно провести тренинг на релаксацию, предложить нарисовать свое чувство, что порой легче, чем просто вообразить и т. п.

4. Исследование образа. Образ изучается с точки зрения его чувственных характеристик (размер, форма, цвет и т. д.); с точки зрения функций (что он делает для субъекта) и с точки зрения отношения (как субъект относится к образу и какое отношение к себе от ощущает от образа).

5. Проверка на фиксацию. Под фиксацией мы подразумеваем наличие эмоционально-энергетической связи между образом и состоянием субъекта. Если такая связь действительно существует, то какие-либо намеренные изменения образа должны привести к изменениям состояния субъекта (например, увеличение размера образа может привести к усилению негативного состояния и наоборот).

6. Трансформация. Здесь может быть представлена одна из базовых стратегий трансформации образа. Наиболее часто применяются: мысленное действие с образом, передача чувства и взаимодействие с парным образом, парадоксальное разрешение.

Трансформация всегда применяется в соответствии со структурой психологической проблемы, с учетом экологиче-

ской чистоты результата. Задача трансформации — изменить эмоциональное состояние, порождающее проблему, а не просто выдумать новые образы.

На внешнем плане производится работа над образом, а на внутреннем — над состоянием объекта. Трансформация образа ведется до тех пор, пока негативный образ не исчезнет полностью или не преобразуется в нечто позитивное.

7. Интегрирование образа с личностью (соматизация). Если получено желаемое состояние субъекта, которое выражено в позитивном образе, то необходимо, чтобы последний принял полученный образ в тело или иным способом интегрировался с ним, как с частью своей личности, или установил с ним другого рода позитивные отношения. Этот этап позволяет сделать найденное позитивное состояние устойчивым, принятым самой личностью.

8.Ситуационная проверка. Если осужденный представит себе ту ситуацию, которая обычно вызывала данное негативное состояние, и при этом состояние не возникает снова, то это может служить критерием успешности трансформации. Практика показывает, что проверка на воображаемой ситуации полностью идентична проверке ситуациями реальными, то, что происходит в воображении, происходит и в жизни.

9. Экологическая проверка. Следует выяснить, не возникло ли у осужденного нежелательных побочных симптомов. Если нет — можно закрепить результат. Для этого необходимо спросить, нет ли у клиента каких-либо возражений против достигнутых изменений, нет ли каких-то неприятных ощущений в тех или иных частях тела, и т. д.

10. Закрепление. Осужденному предлагается поставить внутренний якорь, то есть мысленно договориться с достигнутым состоянием, чтобы оно сохранилось на неопределенный срок. Можно также (как в НЛП) посоветовать представить дорогу своей жизни, будто он идет по ней, сохраняя полученное состояние [2, с. 16-21].

Можно предложить представить ряд будущих ситуаций и их разрешение исходя из достигнутого состояния.

Главное — понять, насколько серьезно и искренне осужденный принимает изменения. Некоторые заявляют, что они получили самое желательное только для них и ни за что от этого не откажутся. Некоторые соглашаются для вида.

В конкретной практике часть приведенных выше этапов психотерапевтического сеанса можно опускать, когда случай достаточно очевиден. Закрепление тоже нужно редко, потому что, если полученное состояние действительно нужно осужденному, то он его больше не упустит. Если же это происходит, то на следующих сеансах надо обсудить с ним причины этого.

Охарактеризуем основные приемы трансформации образов, приводящие к изменению эмоциональных состояний, которые применимы в психотерапевтической практике при работе с осужденными.

1. Созерцание. Самый простой по исполнению метод состоит в том, чтобы сосредоточить свое внимание на тех или иных негативных качествах образа. Достаточно в течение 20-30 секунд (в сложных ситуациях от 1 до 5 минут) созерцать некоторое нежелательное качество образа, чтобы оно постепенно ис-

чезло, и вместе с ним исчезает соответствующее негативное состояние.

2. Мысленное действие. Это самый очевидный ход, который склонны использовать осужденные даже без специальной инструкции, они пытаются что-то изменить в наблюдаемом образе, мысленно отбросив его.

3. Диалог с образом. Можно поговорить с образом как реальной личностью, ведь он всегда выполняет для осужденного те или иные функции или воплощает те или иные чувства. Осужденный может задавать вопросы образу и отвечать от его имени или просто войти в роль образа и произнести монолог, раскрывающий чувства и намерения образа.

Для проведения диалога мы используем прием пустого стула (как в гешталь-ттерапии или психодраме), на который проецируется образ чувства.

Диалог чаще всего играет проясняющую роль, помогая выбрать правильную стратегию действий.

4. Взаимодействие противоположностей. Один из ключевых принципов этого приема — все наши проблемы связаны с наличием противоположных сил, которые взаимоопределяют друг друга, поддерживают существование друг друга.

5. Замена образа. В этом методе предлагается сначала найти образ, представляющий негативное чувство, а потом позитивный образ, который мог бы адекватно заменить его, после чего принять позитивный образ и отказаться от негативного.

6. Передача чувства. Этот метод состоит в том, чтобы мысленно передать или эмоционально рассказать образу о тех неприятных чувствах, которые есть

у осужденного. По мере передачи негативный образ постепенно тает, а с ним исчезает и негативное состояние. В некотором смысле этот метод можно рассматривать как вариант плавно протекающего, управляемого катарсиса, контролируемого с помощью динамики образа.

7. Прослеживание «судьбы» образа. В указанном методе осужденному предлагается просмотреть процесс дальнейшего развития образа или его историю в обратном порядке вплоть до момента возникновения. И прошлое и будущее могут скрывать возможности избавления от негативного образа, а значит, и связанного с ним состояния. Например, проследив историю без его возникновения или просто зафиксировать позитивный образ и связанное с ним состояние, которое было до того, и перенести их в настоящее.

8. Свободное фантазирование. В некоторых случаях допустимо и полезно позволить осужденному свободно фантазировать на заданную тему, не задавая определенной цели преобразования образов.

9. Расширение осознания. Этот метод предполагает использование образов для работы над более полным пониманием проблемы осужденного. Обычно он включается как составная часть целостного процесса психотерапии, но может приводить к решению проблемы и при использовании в качестве ведущего метода. Он предполагает умение психолога (психотерапевта) задавать вопросы, проявляющие скрытый смысл, содержащийся в образе.

10. «Волшебство». Данный метод предполагает различные варианты «волшебных» изменений образов. Он

применим в тех случаях, когда клиент не находит способа изменить образ. Это может быть либо проявлением сопротивления, либо результатом ощущения собственного бессилия.

Осужденному можно предложить представить, что образ как-то сам изменился в нужном направлении, и попросить описать, каким он теперь стал. После этого можно интегрировать его с личностью осужденного, а о прежнем образе можно забыть, если осужденный сам признает, что старый образ теперь не нужен.

11. «Возвращение подарка». Этот прием позволяет удачно разрешить ряд конфликтных ситуаций и в случаях очень сильной физической агрессии (избиение, унижение и т. п.). Воспоминание об этих событиях мучают осужденного, заставляя его вновь и вновь переживать унижение. Возращение зла, которое было причинено, людям, сделавшим это, позволяет клиенту обрести спокойствие, равновесие и самоуважение. Он восстанавливается как личность, «забывает» о печальном случае и даже воспоминания о нем, ощущает, что это случилось как бы не с ним.

12. Конверсия негативной энергии. Данный прием пригоден для прямо противоположных случаев, когда осужденный полон собственных агрессивных чувств и не знает способа, как избавиться от них. Часто осужденные представляют собственные агрессивные чувства в виде бомб или другого грозного оружия. В этом случае очень удобно предложить им совершить конверсию той энергии, что сосредоточена в оружии, в позитивную форму, которую она имела изначально, и использовать ее для собственного блага.

13.«Разжимание лапки». В этом приеме непосредственно выражена суть рассматриваемого психотерапевтического подхода. Осужденному предлагается отпустить тот образ, который, как ему кажется, его мучает. Психолог (психотерапевт) часто напоминает осужденному, что на самом деле он сам создает неприятные чувства и соответствующие образы с определенной целью. Далеко не всегда осужденный согласен просто так расстаться с соответствующим образом, а главное с тем мучительным чувством, которое в нем выражено, однако иногда это получается легко.

14. Парадоксальное разрешение. Указанный прием удивительно эффективен, суть его проста, он поражает воображение осужденного и снимает все проблемы с сопротивлением. Техника состоит в том, чтобы выяснить, какой запрет зашифрован в данном негативном образе, и разрешить ему именно то, что он запрещает осужденному.

15. Контрпредписание. Многие проблемы связаны с так называемыми родительскими предписаниями, которые откладываются в психике человека как жесткие запреты или прямые указания, как надо действовать. Для того чтобы избавиться от их влияния (если оно, конечно, носит негативный характер), необходимо, чтобы осужденный со своей убежденностью выразил прямо противоположное утверждение.

16.«Перераспределение акций». Этот прием хорошо работает в тех случаях, когда актуализированы две противоположности. Осужденному предлагается рассмотреть два взаимодействующих чувства или части личности и решить, какой «процент акций» принадлежит каждой из них. Потом в зависи-

мости от необходимости пакет «акций» перераспределяется между ними. В результате устанавливаются нормальные пропорции тех или иных качеств, и осужденный убеждается, что так лучше, чем было ранее.

17. Организация новых отношений с частью личности. Часто проблемы связаны с неправильно сформированными отношениями к той или иной части собственной личности, которая может быть представлена как в абстрактном образе, так и в образе самого себя в детстве (внутренний ребенок), и т. п. [2, с. 22-42].

Как показывает практика, в работе с осужденными очень часто используются упражнения, предназначенные для осознания и проработки гнева и других негативных эмоциональных состояний. Например, осужденному предлагается вспомнить какой-нибудь случай из жизни, когда он сильно злился и ответить на такие вопросы: где в Вашем теле Вы ощущали эти эмоции; как Вы их там ощущали? Затем осужденный должен представить, что эти эмоции находятся прямо перед ним, и понять, какой образ сам собой возникает в его сознании; что он говорит ему; нападает ли он на самого осужденного или на кого-то другого; зачем он нужен и т. п.

Осужденный должен представить некоторую часть своей личности, которую защищает его гнев, независимо от того, направлен ли гнев на него или на других. В связи с этим осужденному предлагается ответить на такие вопросы, как: на что это похоже? согласны ли Вы отдать энергию, затрачиваемую на производство гнева, этой слабой части личности на ее рост и развитие? Если да, то осужденный должен сделать это. Необходи-

мо помнить, что энергия возвращается в первичной, позитивной форме. Если возникают трудности при выполнении этой работы, то осужденный может представить их в виде других образов и проработать это упражнение самостоятельно в течение 5 минут. Далее проводится обмен впечатлениями и обсуждение возникших трудностей (что получилось или не получилось в процессе работы).

При работе с негативными эмоциональными состояниями можно использовать такие упражнения, как: «Круг радости», «Круг счастья», «Знакомство с гневом», «Путешествие в мрачную страну» и т. п.

Таким образом, основным средством работы с эмоциональными состояниями служат образы (зрительные), выражающие, с точки зрения осужденного, его проблемные состояния. В совместной работе с осужденным с помощью

этих образов психолог (психотерапевт) анализирует причины, приведшие к возникновению хронического негативного эмоционального состояния, мысленно воздействуя на соответствующий образ. Психокоррекция с использованием технологий эмоционально-образной терапии позволяет психологу стабилизировать психическое состояние осужденного путем осознания травмирующей ситуации и выработки новой стратегии поведения.

Литература

1. Кузьмин А.Н., Казберов П.Н., Дикопольцев Д.Е. Результаты мониторинга апробации системы социальных лифтов в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в 2011 году (в части соответствия осужденных основным критериям системы и изменения осужденным условий отбывания наказаний) // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 2.

2. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия (теория и практика). — М., 2004.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ И ИХ РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(по материалам Интернет-опроса, проведенного в Калужском государственном университете имени К. Э. Циолковского]

Аннотация: в статье представлены результаты Интернет-опроса выпускников факультета психологии Калужского государственного университета (КГУ) имени К.Э. Циолковского. Отражены в обобщенном виде сведения о характере и содержании работы, регионах прожи-

И. П. Краснощеченко, Р. Б. Тарамакин

вания, показаны ретроспективные оценки выпускниками полученного психологического образования.

Ключевые слова: Интернет-опрос, профессиональная подготовка будущих психологов, факультет психологии, психологическое образование, професси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.