Научная статья на тему 'Возможность использования компьютерной программы "Локальный универсальный мониторинг"(lum) для оценки психофизиологической адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах'

Возможность использования компьютерной программы "Локальный универсальный мониторинг"(lum) для оценки психофизиологической адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDICAL EDUCATION / PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS / LOCAL STUDENTS / FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Григорьев П.Е., Хорсева Н.И., Овсянникова Н.М.

С помощью компьютерной программы LUM («Локальный универсальный мониторинг»), проведено сравнение 24 психофизиологических показателей, в том числе, параметры простой слухо-моторной реакции (ПСМР); простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР); устойчивости произвольного внимания, семантической и механической памяти у иностранных и отечественных студентов. Несмотря на то, что, в целом, для групп отечественных и иностранных студентов практически по всем показателям статистически значимых различий не выявлено, детальный анализ результатов позволил выявить индивидуально-типологические особенности как отечественных, так и иностранных студентов. Таким образом, полученные результаты могут быть учтены как при формировании образовательной среды и повышении качества обучения, так и для психолого-педагогического сопровождения обучения иностранных студентов, особенно в период их адаптации к условиям обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Григорьев П.Е., Хорсева Н.И., Овсянникова Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using a computer program LUM («Local Universal monitoring»), 24 psychophysiological indices, including the parameters simple auditory-motor reaction, simple visual-motor response, sustainability of voluntary attention, semantic and mechanical memory compared with foreign and local students. Although that, in general, no significant differences at almost all indicators have been identified, a detailed analysis of the results revealed individually-typological features of both domestic and international students to domestic and foreign groups of students. Thus, the results obtained can accounted for as during the formation of the educational environment and improving the quality of education, as well as for psychological and pedagogical support of foreign students, especially during the period of adaptation to training conditions.

Текст научной работы на тему «Возможность использования компьютерной программы "Локальный универсальный мониторинг"(lum) для оценки психофизиологической адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах»

УДК: 61 (061. 2) (470+571) + 612. 821. 1

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «ЛОКАЛЬНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГОМ) ДЛЯ ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

П. Е. Григорьев1, Н. И. Хорсева23, Н. М. Овсянникова1

Физико-технический институт

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Адрес переписки: бул. Ленина, 5/7, г. Симферополь, 295006, Республика Крым, Российская Федерация

E-mail: grigorievpe@cfuv.ru;

2 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт биохимической физики имени Н. М.Эмануэля

РАН, г. Москва

3 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт космических исследований РАН, г.Москва

РЕЗЮМЕ

С помощью компьютерной программы LUM («Локальный универсальный мониторинг»), проведено сравнение 24 психофизиологических показателей, в том числе, параметры простой слухо-моторной реакции (ПСМР); простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР); устойчивости произвольного внимания, семантической и механической памяти у иностранных и отечественных студентов. Несмотря на то, что, в целом, для групп отечественных и иностранных студентов практически по всем показателям статистически значимых различий не выявлено, детальный анализ результатов позволил выявить индивидуально-типологические особенности как отечественных, так и иностранных студентов.

Таким образом, полученные результаты могут быть учтены как при формировании образовательной среды и повышении качества обучения, так и для психолого-педагогического сопровождения обучения иностранных студентов, особенно в период их адаптации к условиям обучения.

A POSSIBILITY OF USAGE OF COMPUTER PROGRAM "LOCAL UNIVERSAL MONITORING" (LUM) FOR EVALUATION OF PHYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS FOR STUDYING IN RUSSIAN UNIVERSITIES

P. E. Grigoriev, N. I. Khorseva, N. M. Ovsyannikova

SUMMARY

Using a computer program LUM («Local Universal monitoring»), 24 psychophysiological indices, including the parameters simple auditory-motor reaction, simple visual-motor response, sustainability of voluntary attention, semantic and mechanical memory compared with foreign and local students. Although that, in general, no significant differences at almost all indicators have been identified, a detailed analysis of the results revealed individually-typological features of both domestic and international students to domestic and foreign groups of students.

Thus, the results obtained can accounted for as during the formation of the educational environment and improving the quality of education, as well as for psychological and pedagogical support of foreign students, especially during the period of adaptation to training conditions.

Keywords: medical education, psychophysiological indicators, local students, foreign students

В Медицинской академии имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» наряду с отечественными, обучаются студенты из разных стран ближнего и дальнего зарубежья. Часть иностранных студентов получает образование на английском языке. Эффективность обучения студента-иностранца зависит от того, насколько успешно он адаптируется к новой среде. Иностранному студенту необходимо привыкнуть к новым климатическим и бытовым условиям, к новой образовательной системе и социо-культурной среде. Именно поэтому вопросы адаптации иностранных студентов находятся в сфере научных инте-

ресов широкого круга специалистов: медиков, педагогов, психологов, психофизиологов.

В качестве критериев адаптации студентов к учебной деятельности используются такие показатели, как успеваемость, стабилизация внимания, памяти, мышления, отношение к учебным предметам, удовлетворенность процессом обучения [8, 9]. В связи с эти встает вопрос о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса [4, 7].

Как показали наши исследования, комплексное использование психофизиологических показателей могут объективно оценить функционирование центральной нервной системы [11], в том числе и в условиях образовательного

процесса [10]. Следует отметить, что в этих работах было использовано профессиональное оборудование - автоматизированное рабочее место психофизиолога, поэтому встала задача создать программный продукт, который отвечал бы требованиям валидности и отражал бы возрастные характеристики психофизиологических параметров. После многочисленных пилотных исследований, была проведена апробация методического обеспечения информационной технологии [1], реализованная затем на веб-портале «Универсальный мониторинг экологического здоровья человека». На основании анализа собранных данных и ранее полученных результатов, был создан программный продукт «Локальный универсальный мониторинг» (ЬиМ) [3], в котором все методики были валидизированы с учетом возрастных норм. Программа уже успешно использована в наших исследованиях [2, 6] и показала высокую надежность полученных результатов. Следует отметить, что программа имеет русско - и англоязычную версии.

Цель нашего исследования - выяснить возможность применения компьютерной программы «Локальный универсальный мониторинг» (ЬиМ) для оценки уровня конгитивных процессов (устойчивость произвольного внимания и показатели семантической и механической памяти) у иностранных студентов, обучающихся в медицинском ВУЗе для создания наиболее благоприятной образовательной среды.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании принимали участие 73 студента 2 курса медицинской академии Крымского федерального университета. Выборочная группа включала 53 отечественных студента

(40 девушек и 13 юношей) и 20 иностранных студентов (12 юношей и 8 девушек) из стран Европы, Азии, Африки и Америки. С помощью программы LUM («Локальный универсальный мониторинг») студенты оценивали 24 параметра, в том числе показатели простой слухо-моторной реакции (ПСМР); простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР); устойчивости произвольного внимания (показатели точности и продуктивности); семантической и механической памяти (точность и время выполнения задания). Следует особо подчеркнуть, что тесты для иностранных студентов давались в англоязычном варианте программы LUM.

Для анализа психофизиологических показателей отечественных и иностранных студентов использовался однофакторный дисперсионный анализ в пакете Statistica 10.0 (Модуль Factorial ANOVA) - статистический метод, предназначенный для исследования влияния качественной переменной (фактора) на зависимую количественную переменную [5]. Показатели сравнивались в целом по группам отечественных и иностранных студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Экспериментальные данные представлены в таблицах 1 и 2. Сравнение показателей в целом по группам иностранных и отечественных студентов не выявлено статистически значимых различий ни по сенсомоторным реакциям -ПСМР и ПЗМР (табл. 1), ни по показателям когнитивных процессов (произвольное внимание, семантическая и механическая память). Исключением является показатель число ошибок при выполнении задания «Механическая память»: число допускаемых ошибок было выше в группе иностранных студентов (p=0,002) (табл. 2).

Таблица 1

Сравнение параметров простой слухо- и зрительно-моторной реакции у отечественных и иностранных студентов

Показатель Иностранные студенты Отечественные студенты

М±m Пол М±m М±m Пол М±m

ПСМР

Среднее время реакции, мс 430,5±83,9 м 416,9±79,5 343,7±95,9 м 356,9±66,2

ж 450,9±91,6 ж 339,5±104,2

Степень нестабильности 126,4±30,1 м 120,4±30,1 83,1±69,2 м 84,4±43,1

ж 135,3±29,5 ж 82,7±76,3

ПЗМР

Среднее время реакции, мс 411,6±54,8 м 404,5±52,4 313,6±47,8 м 325,3±38,9

ж 422,3±60,2 ж 309,8±50,3

Степень нестабильности 123,9±32,1 м 118,6±34,2 79,4±58,9 м 72,1±28,6

ж 131,7±29,0 ж 81,7±66,1

Таблица 2

Сравнение параметров произвольного внимания, механической и семантической памяти у отечественных и иностранных студентов

Показатель Иностранные студенты Отечественные студенты

М±т Пол М±т М±т Пол М±т

Произвольное внимание

Точность 0,85±0,03 м 0,79±0,04 0,90±0,02 м 0,89±0,04

ж 0,92±0,04 ж 0,91±0,02

Продуктивность 307,9±13,7 м 307,8±17,4 322,2±9,6 м 358,3±16,7

ж 308,0±21,3 ж 306,2±9,6

Механическая память

Объем механической памяти(%) 66,1±5,5 м 68,3±6,9 56,3±3,9 м 47,4±6,7

ж 63,9±8,5 ж 65,2±3,9

Время вып. задания,с 35,8±4,8 м 34,4±6,1 44,4±3,4 м 42,7±5,8

ж 37,1±7,4 ж 46,1±3,4

Число ошибок 5,3±0,7* м 4,1±0,9 3,8±0,5* м 3,1±0,8

ж 6,5±1,0 ж 4,5±0,5

Семантическая память

Точность 0,8±0,14 м 0,76±0,17 0,83±0,16 м 0,78±0,16

ж 0,86±0,07 ж 0,85±0,16

Время вып. задания, с 73,3±5,2 м 63,1±6,6 63,4±3,7 м 59,2±3,3

ж 83,5±8,1 ж 67,8±3,6

Примечание: *значимость различий р=0,002

Тем не менее, из таблицы 1 видно, что время простой слухо- и зрительно-моторной реакции было ниже, а степень нестабильности ПСМР и ПЗМР были выше у иностранных студентов по сравнению с отечественными. Дополнительный анализ данных показал, что у иностранных студентов показатели ПСМР в 95% случаев и в 100% для показателей ПЗМР были ниже возрастной нормы против 58,5% и 56,6% соответственно у отечественных студентов.

Интересные закономерности были получены при дополнительном анализе данных по показателям семантической памяти. Точность выполнения задания иностранными и отечественными студентами не отличались, а время выполнения задания было ниже у иностранных студентов (табл.2). При этом в 75% случаев время выполнения задания у иностранных студентов было ниже возрастной нормы против 53,5% у отечественных.

Мы полагаем, что в первую очередь более низкие показатели ПСМР, ПЗМР и время выполнения задания «Семантическая память» у иностранных студентов свидетельствую о некотором затруднении восприятия и переработки информации, что должно быть учтено при организации учебно-воспитательного

процесса. Однако низкие показатели по тем же самым показателям у отечественных студентов более чем в 50% случаев может быть связано в том числе и с режимом пользования мобильными телефонами [2, 12 - 14]. Не исключено, что для иностранных студентов можно предположить наложение двух факторов: как затруднения восприятия и переработки информации, так и режима пользования мобильной связью. Именно поэтому психолого-педагогическое сопровождение иностранных студентов требует дополнительного внимания.

ВЫВОДЫ

1. Компьютерная программа LUM (Локальный универсальный мониторинг), может быть применена для диагностики уровня когнитивной сферы у иностранных студентов.

2. Выявленные закономерности требуют дальнейшего исследования и уточнения на более репрезентативной выборке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев П.Е. Информационная технология состояния человека для определения его зависимости от космофизических факторов: дисс... д.б.н : 14.03.11 /

Григорьев Павел Евгеньевич. - Киев, Симферополь. -2010. - 362 с.

2. Григорьев Ю.Г., Хорсева Н.И. Мобильная связь и здоровье детей. Оценка опасности применения мобильной связи детьми и подростками. Рекомендации детям и родителям/ Ю.Г. Григорьев, Н.И. Хорсева. - М.: Экономика, 2014. - 230 с.

3. Килесса Г.В., Хорсева Н.И., Григорьев П.Е. «LUM (Локальный универсальный мониторинг) / Г.В. Килесса, Н.И. Хорсева, П.Е. Григорьев // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012660066 от 08.11.2012.

4. Нурутдинова A.P., Мустафина Л.Р. Анализ психолого-педагогических аспектов адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу в ВУЗе / A.P. Нурутдинова, Л.Р Мустафина // Вестник Казанского Технологического Университета. 2012. - Т. 15. - № 23. -С. 216-219.

5. Пакет Statistica10.0 (Модуль Factorial ANOVA)

- электронный ресурс [http://www.statsoft.ru/products/ STATISTICA_Base/analysis-of-variance.php].

6. Применение экспресс-диагностики психофизиологических показателей «Локальный универсальный мониторинг - LUM» в образовательных учреждениях разного уровня / Н.И. Хорсева, П.Е. Григорьев, Г.В. Килесса, Л.Л. Вишневская // тез. X Международного междисциплинарного конгресса «Нейронаука для медицины и психологии» 2 -14 июня 2014 / Судак, 2014. - С. 364-365.

7. Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском ВУЗе и направление его развития / Т. Р. Рахимов // Язык и культура.

- 2010. -№ 4. - С.123-136.

8. Сахарова, Э.Ю. Динамика качества жизни и психофизиологической адаптации иностранных студентов медицинского вуза: дисс... к.мед.н.: 14.00.52 / Сахарова Элина Юрьевна. - Волгоград, 2005. - 160 с.

9. Терещенко А.Г. Психолого-педагогические аспекты адаптации иностранных студентов в советских вузах (на примере монгольских студентов: автореф. дис... к.психол.н. /Терещенко Анна Григорьевна. - Иркутск, 1988. - 14 с.

10. Хорсева Н.И. «Организация учебно-воспитательного процесса и психофизическое здоровье учащихся» / Н.И. Хорсева //Международная научно-практическая конференция «Человек - природа - общество». Теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. 30-31 октября / Симферополь, 2008. - С. 122-127.

11. Хорсева Н.И. Психофизиологические показатели: новые возможности использования / Н.И. Хорсева// тез. X Международного междисциплинарного конгресса «Нейронаука для медицины и психологии» 2 -14 июня 2014 / Судак, 2014. - С. 366-367.

12. Audiologic disturbances in long-term mobile phone users. / N.K. Panda , R. Jain, J. Bakshi, S. Munjal // J Otolaryngol Head Neck Surg. - 2010 . - V. 39. - N.1. - P. 5-11.

13. Auditory changes in mobile users: is evidence forthcoming? / N.K. Panda , R. Modi, S. Munjal, R.S. Virk // Otolaryngol Head Neck Surg. - 2011. - V. 144. - N. 4. - P. 581-585.

14. Panda N.K., Jain R., Bakshi J. Audiological Disturbances in long-Term Mobile Phone Users / N.K., R. Panda Jain, J. Bakshi //Otolaryngology-Head and Neck Surgery. - 2007. - V. 137. - Issue 2, Supplement. - P. 131-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.