Научная статья на тему 'Возможность философской андрогинологии'

Возможность философской андрогинологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
160
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможность философской андрогинологии»

© 2003 г. Т.И. Ерошенко

ВОЗМОЖНОСТЬ ФИЛОСОФСКОЙ АНДРОГИНОЛОГИИ

Во все времена в человеческом обществе ощущается потребность в разгадывании смысла двойственности бытия человека в образах - мужского и/или женского, в настоящее время они заключаются в необходимости институционализации новых научных дисциплин.

Одной из таких дисциплин является феминология (от лат. femina -женщина и греч. logos - слово, учение). Феминология - наука о жизнедеятельности женщины и взаимоотношениях между полами [1]. Очевидно, что область исследования, определяемая феминологами, не совпадает с ее названием: «взаимоотношение между полами» - это уже не только о женщинах. Следовательно, неявно феминология уже содержит в себе возможность преодоления рамок своей области исследования, выхода за собственные границы.

То же можно сказать о маскулинологии (от лат. masculinus - мужской и rpe4.1ogos), - научном направлении под названием «мужские исследования», у истоков которого - статья Б.Ц. Урланиса «Берегите мужчин!» [2]. Симптоматично появление парных исследований: книг о мужчинах и женщинах [3].

Можно было бы предположить, что неполноту «феминологии» и «маску-линологии» компенсирует философская антропология, цель которой - изучение целостного человека. Но в рамках традиции философской антропологии обнаруживается другой недостаток: человек, тайна его бытия анализируются, как правило, без учета его раздвоенности, разделенности на две ипостаси: мужскую и женскую, либо принижается значимость женщины как полноценного человека. Все определения человека, выдвигавшиеся в истории философской антропологии (человек как рациональное существо, общественное животное, существо обладающее свободой, автономией и т.д. лексически были отнесены исключительно к мужчине). И. Кант подчеркивал слабость, не полную дееспособность женщины по отношению к мужчине: «Он (мужчина) опирается на право более сильного - быть в доме повелителем, ибо он должен защищать этот дом от внешних врагов; она (жена) опирается на право более слабого...» [4].

Л. Фейербах довольно остро чувствовал парадоксальность ситуации, проявляющейся в подходе к изображению якобы совершенного человека в европейской духовной (христианской) традиции, в соответствии с которой женщина и мужчина «есть только «животное», а идеал человека - кастрат, т.е. человек бесполый [5]. И хотя у выдающегося немецкого мыслителя можно встретить глубокие догадки относительно важности исследования взаимоотношений между полами, например, в «Сущности христианства» он пишет: «Муж и жена взаимно исправляют и дополняют друг друга и, только соединившись, представляют собой род, т.е. совершенного человека» [5], в целом

учение JI.Фейербаха тоже отличается известной степенью абстрагированно-сти от онтологической двойственности человека. И всплеск интереса к антропологической проблематике («антропологическая» философия, «экзистенциализм», «персонализм»), которыми отмечены с начала 20-х гг. все последующие десятилетия XX в., ситуацию коренным образом не изменяют. Проблема пола, за исключением спорадических догадок, не становится органической частью философского исследования проблемы человека.

Феминологии, маскулинологии и философской антропологии в их нынешнем состоянии свойственна неполнота, теоретическая фрагментарность. Автономное их состояние малопродуктивно. Только в объединении первых в одно научное направление под «крылом» последней открывается возможность преодоления традиции игнорирования проблемы пола как составной части проблемы человека. Таким направлением может стать философская андрогинология (от греч. aner (andros) - мужчина, gyne (gynaikos) - женщина и logos - слово, учение).

Философская андрогинология стремится дистанцироваться как от традиционного и пока доминирующего мужского взгляда на мир в целом, так и от одностороннего ангажированного политическими целями женского взгляда, развиваемого в рамках феминологии и большей части гендерных исследований. Философская андрогинология предполагает изучение человека, мира человеческого как результат сотрудничества, синергии мужского и женского начал. Под мужским (маскулинностью) и женским (феминностью) в самом широком смысле здесь подразумеваются парные свойства элементов, константно проявляющиеся на разных уровнях Универсума. Маскулинность -относительно активное начало, вектор творчества которого направлен вовне. Феминность - относительно пассивное с обращенностью вовнутрь. Философскую андрогинологию следует рассматривать в качестве части андрогиноло-гии как междисциплинарного направления, интегрирующего данные естествознания, истории, психологии, этнологии, социологии и других социально-гуманитарных наук.

Следует особо отметить, что сегодня актуализирует проблематику андро-гинологии ситуация, заключающаяся в нарастании нестабильности, неопределенности и утрате нормативных ориентиров, в том числе и во взаимоотношениях между полами. Повседневностью становятся стрессовые и шоковые ситуации. Как отмечают Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов: «Темные глубины сдерживаемых культурой и исторической традицией животных инстинктов начинают диктовать свою примитивную политику выживанию» [6]. В андро-гинологии следует видеть одно из направлений познания, способное дать человеку адекватные вызовам времени ответы.

Андрогинология изучает все, что имеет отношение к мужскому и женскому началам, их единству, гармонии и дисгармонии. Представляется, что круг ее проблем можно определить как стабильно повторяющиеся в процессах

гармонизации (дисгармонизации) мужского и женского начал мужские и женские качества в их социальном взаимодействии (притяжении - отталкивании) и духовном сотворчестве (понимании - непонимании) или синергия мужского и женского.

Синергизм во взаимоотношениях между полами предполагает возможность достижения такой полноты, которая выше мужского и женского в отдельности и предполагает усвоение положительного и самого высокого друг в друге. Примечательно, что производная от термина «синергия» применяется уже в Новом Завете к отношению Бога и человека. «Синергия, соработниче-ство Божественной и человеческой энергии» [7]. Философская андрогиноло-гия выявляет систему понятий и категорий как исследовательскую стратегию программы андрогинологии. Дефиниция предмета философской андрогино-логии строится на основе холизма и коэволюционного объединения мужского и женского начал бытия. Сегодня, когда очень много написано о мужчинах и женщинах, маскулинности и феминности, заявлена феминология, политический и культурный феминизм (женское письмо, литература и наука), гендерные исследования стали одним из ведущих направлений в социологии, ощущается интеллектуальная потребность познать целостность мужского и женского не как муже-женственность и не как жено-мужественность, а как нечто, выходящее за пределы только мужского и женского. Методом познания такой целостности становится андрогинанализ, как анализ отношений маскулинного - феминного на всех уровнях Универсума, речевой наративой целостности мужского и женского - андрогинизм. Ключевыми понятиями философской андрогинологии следует считать маскулинное, феминное и андрогиния, синергия мужского и женского. Но необходимо отметить, что телесные (морфологические и физиологические) свойства мужского и женского относительно постоянны, а психосоциальные и духовные - относительно подвижны. Однако углубленный философский анализ может вывести нас на некое «кристаллическое» (устойчивое) основание, лежащее в фундаменте мужского и женского и побуждающее их к взаимодействию не только на телесном, но и социокультурном (духовном) уровне. Андрогиния помогает избавиться от дуальности, предполагающей понимание востока как востока, запада как запада, рационального как рационального, а мистики как мистики. Андрогиния - это срединный мир, который Ф.И. Гиренок называет «миром третьего» [8].

Категорией «андрогиния» может быть обозначена иерархия множества состояний и процессов в универсуме, обусловливаемых наличием взаимодействия мужского и женского начал. Динамический аспект андрогинии описывается понятиями «конфликт мужского и женского», «отсутствие взаимодействия мужского и женского», «диалог (коэволюция) мужского и женского», «синергия (соработничество) мужского и женского», «преодоление мужского и женского»; статический - понятиями: «мужчина», «женщина» (мужчина -человек, сочетающий в себе мужское и женское начала при преимуществе

мужского; женщина - человек, сочетающий в себе женское и мужское начала при преимуществе женского), «мужское или женское одиночество», «единство мужского и женского», «система (колебательная) мужское-женское», «гармония (дисгармония) мужского и женского», «пребывание за пределами мужского и женского».

Андрогиния проявляется: 1) телесно (морфологически и физиологически)

- во-первых, как гермафродитизм или как его отдельные проявления - признаки (все люди обладают некоторыми телесными признаками гермафродитизма), во-вторых, как телесная (физическая) любовь; 2) психически - как андрогинизм, успешное (гармоничное) сочетание в индивиде женских и мужских психологических качеств; 3) социально - как гармония или стремление к гармонии мужского и женского в социуме (в обществе фиксируется наличие пар влюбленных, моногамных супружеских семей, социальных движений, добивающихся равноправия полов); 4) духовно - как идеал (евангелический, социалистический, феминистский и т.д.) и идеал личностной эволюции, как единство мужского и женского начал и одновременно выход за их пределы [9]. Андрогиния как идеал личностной эволюции приближается по содержанию к категории «богочеловек», укорененной в русской философской традиции.

Андрогинология может использовать эвристичность принципов синергий-ного подхода: двойственности, согласия, дополнительности, сложности, фрактальности, нелинейности, полифундаментальности, холизма. Принцип двойственности означает, что бытие человеческого представлено двумя формами, ипостасями: мужской и женской. Мужское и женское начало человеческого бытия подразумевают друг друга. Это означает, что бытие человеческого андрогинно в своей сущности и это неустранимо.

Принцип согласия означает, что бытие как становление формируется и узнается лишь в ходе диалога, коммуникативного доброжелательного взаимодействия субъектов и установления гармонии в результате диалога, если он (диалог) налажен. Патриархальные отношения внутри семьи себя исчерпали, но и к матриархату вернуться невозможно: утверждается партнерская супружеская семья.

Принцип дополнительности означает зависимость и принципиальную частичность, неполноту становления и становящегося. Бытие есть и то и это. Следствием является онтологическая полиморфность и гетерогенность. Принцип подводит к пониманию того, что бытие мужчин и женщин автономно невозможно: человек - это мужское и женское, то и другое. Своеобразие андрогинии (ее степени) может быть наиболее полно отражено и описано с помощью понятий «маску линно-феминная синергия» и «феминно-маскулинная синергия». Первая означает доминирование маскулинности или мужского начала, но указывает, что женское полностью не исчезает; вторая -феминности или женского начала с обязательным присутствуем мужского.

П.Н. Евдокимов уточняет принцип дополнительности в отношении мужского и женского начал: по причине своей неповторимости они исключают всякий общий знаменатель, который позволил бы им устремиться к осуществлению невозможного синтеза [10]. Думается, что общий знаменатель возможен, но он не должен исключать специфической особенности мужского и женского начал, они несамодостаточны, где происходит большое скопление мужественности обязательно появится женственность или само мужское принимает женские формы (даже гомосексуалисты делятся на активных и пассивных). По идеологическому замыслу монумент В.Г. Мухиной должен был изобразить представителя и представительницу одного класса, а изобразил мужчину и женщину в андрогинном единстве технического и природного.

Принцип сложности заключается в том, что «синтез простых эволюционирующих структур в одну сложную структуру происходит посредством установления общего темпа их эволюции» [6]. Объединение простых фрагментов в сложную социальную структуру приводит к установлению одинакового темпа развития всех входящих в нее процессов и систем, т.е. система мужское

- женское предстает как одна из самых сложных, в ее рамках идет непрерывный процесс сближения мужского и женского как темпомиров, познание которых приближает нас к пониманию единой сущности человека.

Принцип фракталъности - это способность логики выразить промежуточные, дробные состояния эволюционирующего объекта [11]. Такая логика должна быть основана на дробных понятиях, суждениях, умозаключениях. Дробные состояния очень важны в контексте мужского и женского, поскольку мужественность и женственность почти не проявляется как два ярко выраженных полюса. На практике мы больше сталкиваемся с переходными состояниями: маскулинизированные женщины, феминизированные мужчины и Т.д.

Принцип нелинейности означает множество путей эволюции системы. Маскулинность и феминность не понимаются безальтернативно и линейно, предопределенно, существует множество сексуальных культур (И.С. Кон) и актуальных форм взаимоотношений между мужчинами и женщинами.

Сама по себе гетеросексуальность сегодня предстает как полиморфная со множеством эротических сценариев (переодевание в одежду другого пола, использование фетишей, садистские игры и т.д.). Часто эти практики служат условием сексуального наслаждения и способствуют снятию стресса и разрешению внутреннего конфликта. Бывает так, что эротические сценарии являются условием на пути к гармонии в сексуальных отношениях.

Принцип полифундаментальности подразумевает целостный образ многоуровневой реальности, способной на самоорганизацию, автоэволюцию. Полифундаментальность - важнейшая характеристика современных гендерных отношений. Традиционные гендерные стереотипы навязывают человеку очень узкие рамки полового поведения в обществе. В действительности ген-

дерные отношения предстают как многоуровневая система, по-видимому, все более усложняющаяся.

Принцип холизма - это антифундаментализм, предопределяющий интерпретацию действительности как иерархию целостностей. Практически он означает отход от лого- и андроцентризма к единой многоуровневой культурной реальности, включающей в себя также и женское дискурсивное мышление, к ним присоединяются иные дискурсы: молодежный, этнокультурный, социально-классовый.

Андрогинология в своем становлении диалектически сочетает две тенденции современного научного знания: интеграцию и дифференциацию. Как направление научного знания она оперирует следующими категориями: гармония (дисгармония) мужского и женского, диалог мужского и женского, матриархат, патриархат, гендер, одиночество, любовь, эрос, половой диморфизм, секс и др.

Думается, что андрогинология формируется в связи с развитием своего самостоятельного метода познания человека - андрогинанализа, которым может обогатить философскую антропологию. Этот метод является методом изучения различий, противоречий, аттрактивности и коррекции в обеспечении гармоничного взаимодействия мужского и женского начал, их диалогичности. На разных уровнях научного исследования андрогинанализ может заключаться в конкретизации философских, общенаучных и частнонаучных методов, и в частности, на философском и общенаучном - в конкретизации принципов диалектики, герменевтики и синергетики.

В соответствии с различными уровнями исследования и разными видами андрогинанализа следует выделить такие уровни андрогинологии, как направления современного исследования: 1) биологический - биоандрогиноло-гия: изучение морфологоанатомических и физиологических различий и сходств (совпадений) мужского и женского, биологические причины гомосексуализма и гермафродитизма; 2) социологический - социоандрогиноло-гия: исследование гендерных отношений, социальных статусов полов; социальные предпосылки гомосексуализма, гармония (дисгармония), диалог, сотрудничество - конкуренция полов в политике, экономике, военной и социальной сферах (семья, социальное воспроизводство человека), анализ колебательной системы мужское - женское, инфляция мужского и феминизм, маскулинные и феминные типы взаимоотношений (общества) человека с природой; 3) психологический - психоандрогинология: феминность, маскулинность, андрогиния как психические феномены, психологический сегмент инфляции мужского; 4) философский - философская андрогинология как раздел философской антропологии, исследующий предельно общее в процессе гармонизации (дисгармонизации) в отношениях мужского (маскулинного) и женского (феминного) начал, их диалога в универсуме, его уровнях; духовно-нравственные образы маскулинности и феминности; типологию

культур на основе маскулинности и феминности, разрабатывающий стратегию исследований в андрогинологии.

Предпосылки становления андрогинологии и андрогинанализа в истории философской мысли находят отражение в наиболее архаичном в европейской традиции образе маскулинно-феминной синергии, выраженной в мифе об Эросе. Мотивы его используются во многих философских учениях. В философии Платона Эрос - первопричина ностальгии индивида по абсолюту. У Аристотеля он - перводвигатель, движущий космосом. «Эрос - та космическая сила, что соединяет по эллинам и луч солнца с землей, и мысль с предметом, и мужчину с женщиной» [13].

Вездесущий Эрос как атрибут психики человека, присутствующей в сознании и в глубинах бессознательного, являющийся источником внутреннего напряжения, беспокойства индивидов, трансформировался в психоанализе

3.Фрейда в понятие «либидо», в учении К. Юнга в принцип психической энергии вообще.

Каждому человеку знакомо ощущение своего одиночества в этом мире, своей частичности, неполноты и стремление его преодолеть. Миф об Эросе исходит из слабой дифференцируемости психических переживаний человека в контексте с его половой принадлежностью. Объекты Эроса, захваченные любовным влечением, сами как бы бесполы. Платоновский же миф об андро-гинах дополняет миф об Эросе, конкретизирует психические переживания индивидов. Платон сообщает, что существовало три рода людей: мужчины, женщины и андрогины, сочетавшие в себе признаки обоих полов. «А было этих полов три, и таковы они были, потому что мужской искони происходит от Солнца, женский - от Земли, а совмещавший оба эти пола - от Луны, поскольку и Луна совмещает оба эти начала» [14]. Четверорукие и четвероногие андрогины были физически сильными и хотели овладеть Олимпом. Зевс обрушил на них страшную кару, рассек каждого на две половинки и разбросал по всему миру. С тех пор каждая из половинок ищет друг друга, и если находит, то только в этом редком случае происходит гармоническое соединение в изначальное целое. «Когда кому-либо приходится встретить свою половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время» [14]. Здесь одно из ранних описаний (фиксирования) синергии. Миф объясняет разновидности притяжения мужского и женского полюса. Только бывшие изначально андрогинами стремятся к друг другу: мужчина к женщине, но есть и другие виды взаимодействий, неполярные: мужчины к мужчине и женщины к женщине. Возможно, мы имеем дело с древнейшей попыткой объяснить факты однополой любви.

Мотивы платоновского мифа повторяются во многих философских учениях: в мистическом учении Я. Беме, в учении Ф. Баадера о целостном и чистом человеке. У истоков андрогинанализа стоят религиозно-философские систе-

мы В. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева. Выдающийся русский мыслитель Н. Бердяев обратил внимание на то, что « андрогинизм и есть окончательное соединение мужского и женского в высшем богоподобном бытии, окончательное преодоление распада и раздора, восстановление образа и подобия Божьего в человеке» [15]. В унисон идеям андрогинанализа звучат мысли Ф.М. Достоевского в «Записной книжке»: «Вся ошибка «женского вопроса» в том, что делят неделимое, берут мужчину и женщину раздельно, тогда как это единый, целокупный организм. «Мужа и жену создал их». Да и с детьми, и с потомками, и с предками, и со всем человечеством человек единый целокупный организм. А законы пишутся, все разделяя и деля на составные элементы. Церковь не делит» [16]. В русской традиции формируется понятие андрогинии как идеала человека, «богочеловека».

В учении М. Элиаде миф об андрогинах трансформируется (превращается) в миф о воссоединении. В последнем заключен опыт архаичных культур и тайных мистических учений. По мнению мыслителя, андрогинная целостность мужского и женского предшествует любой целостности вообще, в которой противоречия понимаются как взаимодополняющие аспекты, а их единство служит источником рождения нового, т.е. творчества. Целостность мужского и женского не только лежит в основаниях человеческой истории и культуры, но и в начале космогенеза. Если, следуя логике М. Элиаде, развить эту идею, то можно говорить о том, что стремление маскулинности к союзу с феминностью сокрыто в бессознательных механизмах человеческой психики, оно предшествует философским системам, работающим с категориями: единичное, всеобщее, противоречия, бинарность, ипостасность, мир как целое. Подтверждается справедливость древнейшего герметического принципа пола «увидеть в полярностях либо активно действующее мужское начало - отда-вания, либо пассивное женское начало - принятия. Мужское начало соответствует энергии, а женское форме. Пол во всем - все имеет свой мужской или женский принцип. Пол проявляется во всех плоскостях. Принцип пола всегда действует в направлении воссоздания и творчества».

В настоящее время традиции андрогинанализа развиваются в той или иной степени Ю.Б. Рюриковым, П.С. Гуревичем и Н.В. Хамитовым. Близки к идеям андрогинанализа мысли Л.В. Жарова. Ю.Б. Рюриков говорит о биар-хатном («би» - два и «архе» (греч.) - главенство, начало, власть; подразумевается двоевластие мужчин и женщин) перевороте сегодня пронизывающем всю экономику, социальную жизнь и культуру. «Эти кардинальные перемены в положении женщины - начало больших поворотов во всей «мужской» культуре и цивилизации. Они могут круто усилить женский фермент в этой культуре, уравновесить добром и мягкостью силовые структуры - каркас нынешней цивилизации, они могут породить в будущем новую, «андрогинную» культуру - союз всего лучшего в мужском и женском отношении к миру»

[17]. Л.В. Жаров обратил внимание на то, что маскулинность и феминность

не две различные субстанции одной и той же сущности, а две модификации ее, являющиеся продуктом культурной эволюции человеческого общества, которые надо целенаправленно формировать в направлении их гармонизации

[18]. «Философская антропология» П. С. Гуревича включает раздел «Андро-гинность человека», где человек предстает как предмет философской антропологии, а не абстрактный лишенный пола индивид. Женская и мужская форма жизни определяют отношение человека ко всему окружающему миру. Н.В. Хамитов применяет метод андрогинанализа как глубинную коррекцию мужского и женского. Опираясь на интеграцию идей (опыта) философской антропологии, экзистенциализма и персонализма он предлагает парадигму метаантропологии для развития глубинных тенденций персоналистического миропонимания, наполняющую их реальным смыслом [9]. Учение об андрогинии мыслится им как теория пределов мужского и женского, бытие человека исследуется в его раздвоенности, разломанности, половинчатости. Он стремиться вывести единую сущность мужского и женского из их взаимодействия, не отодвигая в сторону проблему трагического соединения и отторжения мужчины и женщины. Мужчина и женщина внутри человеческого - фундаментальная диалектико-личностная пара, «соединение и отторжение внутри которой сопровождают человека всю жизнь тоской по любви и радостью ее появления» [9].

Интерес представляет выявление Н.В. Хамитовым различных слоев бытия самой любви: любовь-страсть, любовь-дружба, любовь-целостность (любовь-андрогинизм), любовь-сотворчество, любовь-сотворение. Трагическое противоречие мужского и женского наиболее полно разрешается именно в любви-самосотворении: происходит выход за пределы одиночества мужчины и женщины в обыденном и предельном бытии - появление запредельной полноты и смысла человеческого бытия [9]. Литература по практической психологии нацеливает мужчин и женщин на поиск андрогинных основ семьи и брака. Н.В. Самоукина считает, что только в условиях равновесия и диалога в семье мужчины и женщины могут развиваться и достичь самосовершенства своей личности [19].

Итак, формирующаяся философская андрогинология может воспользоваться всем богатством методов, представленных в современной науке и в истории познания. Эвристично обращение философской андрогинологии к концептам синергетики. Есть основание констатировать рождение специфического метода философской андрогинологии - андрогинанализа, складывается (формируется) система понятий и категорий философской андрогинологии. История познания, включая мифологию, и философскую рефлексию над взаимодействием мужского и женского выявляет существование особого блока проблем, некоторой суммы знаний и практики, которые можно было бы обозначить как предандрогинологию. В пользу возможности и необходимости существования философской андрогинологии свидетельствуют онто-

логические, методологические, гносеологические и собственно философские данные. Онтологические подтверждают наличие аспекта объективной реальности, могущего обрести статус предмета философской андрогинологии. Этот аспект может быть определен как синергия мужского и женского, то, что ей предшествует, способствует, препятствует. Возникновение же и развитие в наше время гендерных исследований, феминологии, маскулинологии, метаантропологии подготовили почву для формирования философской андрогинологии.

Примечания

1. Зуйков Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология: Учеб. Пос. М., 2001. С. 11; Пушкаре-ва Н.Л. Гендерная методология в истории // Гендерный калейдоскоп М., 2001. С. 53 - 55. Собственно к феминологии имеет отношение большая часть гендерных исследований: Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: очерки гендерных исследований. Саратов М., 2001; Григорьева Н.С., Чубарова Т.В. Гендерный подход в здравоохранении. М., 2001; Женщина. Гендер. Культура. М., 1999.

2. Урланис Б.Ц. «Берегите мужчин» // Народонаселение: исследования, публицистика: Сб. ст. М., 1976. С. 326 - 332. Конечно, мужчины не так страдают от проявлений дискриминации, как женщины, но у них есть свои проблемы. В последнее время написано множество научно-публицистических работ о мужчинах: Все о мужчинах. Ростов н/Д, 1996, Ерофеев В.В. Мужчины. М., 1997; Уайли Д. В поисках фаллоса. Приап или инфляция мужского. СПб., 1996. «Мужские исследования» в качестве раздела включаются в гендерные исследования: Гилмор Д. Загадка мужественности. // Введение в гендерные исследования: Хрестоматия. Ч. 2. / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков; М., 2001. С. 880 - 905; Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире //Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под ред М.М. Малышевой. М., 2001. С. 188 - 209; Коннелл Р. Маскулинность и глобализация // Введение в гендерные исследования... С. 851 - 880.

3. Гитин В.Г. Это жестокое животное - мужчина. М., 2002; Он же. Эта покорная тварь - женщина. М., 2001; Теун М. Женское и мужское. Раскрытие тайны женского начала. М., 2001; Он же. Мужское и женское. В поисках мужественности. М., 2001.

4. Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. С. 554.

5. Фейербах Л. Сущность христианства. М., 1965. С. 188 - 189

6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики СПб., 2002. С. 5, 170.

7. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М., 1998. С. 127.

8. Гиренок Ф.И. Патология русского ума. Картография дословности. М., 1998.

9. Хамитов Н.В. Философия человека: от метафизики к метаантропологии. К.; М., 2002. С. 324, 134, 142,246.

10. Евдокимов П.П. Женщина и спасение мира. Минск, 1999. С. 242.

11. Аршинов В.И., Войцехович В.Э. Синергетическое знание: между сетью и принципами // Синергетическая парадигма. М., 2000. С. 113-117.

12. Голод С.И. Нелегитимные молодежные сексуальные стандарты // Человек. 2002. № 3. С. 140- 149.

13. Гачев Г. Русский эрос. М., 1994. С. 12.

14. Платон. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 117, 119

15. БердяевН.А. Философия свободы.Смысл творчества. М., 1989. С. 437.

16. Достоевский Ф. М. //ПСС, Т. 27. Л., 1984. С. 46.

17. Рюриков Ю.Б. Любовь: ее настоящее и будущее // Философия любви: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 269.

18. Жаров Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов н/Д, 1988. С. 108.

19. Самоукина Н.В. Парадоксы любви и брака. М., 1998.

Волжская государственная академия водного транспорта 19 мая 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.