Научная статья на тему 'Воздействие торгово-бытовых комплексов на окружающую среду'

Воздействие торгово-бытовых комплексов на окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
3655
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ГИПЕРМАРКЕТ / ВРЕДНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / ВЛИЯНИЕ НА АТМОСФЕРУ / СКЛАДИРОВАНИЕ ОТХОДОВ / ПОВЕРХНОСТНЫЕ ВОДЫ / ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ / INFLUENCE OF TRADING-HOUSEHOLD / TRADING FORMATS / HYPERMARKET

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Васильева Кристина Константиновна

В статье рассматривается влияние торгово-бытовых комплексов на окружающую среду. Представлены основные характеристики торговых форматов распространенных в России и правила трехступенчатого размещения торговой сети. Влияние на окружающую среду рассмотрено на примере гипермаркета, как самого крупного представителя торгового формата. В гипермаркетах есть ряд преимуществ, таких как: огромнейший ассортимент, приемлемая цена практически на все виды товара, большая экономия времени, возможность тщательно ознакомиться с товаром, возможность воспользоваться услугами консультантов. Был проведен анализ воздействия на окружающую среду на стадии строительства и эксплуатации ТБК. Выявлены основные виды вредного воздействия и основные загрязняющие вещества Библиогр. 10 назв. Табл. 4. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of trading-household complexes of St. -Petersburg on environment

In article influence of trading-household complexes on environment. In article you can find the basic characteristics of trading formats extended in Russia. We have considered influence on environment on a hypermarket example, as largest representative of a trading format. At present in our city has developed that many buyers prefer to buy the goods in hypermarkets for the reason that they have a number of advantages, such as: the hugest assortment, the comprehensible price practically on all kinds of the goods, the big economy of time, possibility carefully to familiarise with the goods, and also, possibility to take advantage of services of advisers. The influence analysis on environment at a building and operation stage has been carried out, principal views of harmful influence and the basic polluting substances are revealed. Bibliogr. 10. Il. 1. Tabl. 4.

Текст научной работы на тему «Воздействие торгово-бытовых комплексов на окружающую среду»

К. К. Васильева

ВОЗДЕЙСТВИЕ ТОРГОВО-БЫТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников способствует развитие кооперативной промышленности.

В Санкт-Петербурге основная часть оборота торговли формируется организациями малого бизнеса (51%); на долю крупных и средних предприятий и организаций приходится 30%; 19% оборота торговли обеспечивают продовольственные и смешанные рынки [1]. Наиболее негативное воздействие на окружающую среду оказывают предприятия крупной розничной торговли. Они располагаются в каждом районе города.

Современное общество сталкивается со множеством проблем и одной из наиболее трудно решаемых является результат воздействия на городскую среду торговых комплексов, число которых в последнее время существенно выросло.

Основные требования при размещении гипермаркетов сводятся к сокращению издержек потребления, обеспечению высокого качества обслуживания и широкого выбора товаров в каждом торговом предприятии, достижению оптимальных экономических показателей их хозяйственной деятельности и высокой эффективности капиталовложений на строительство торговой сети. На рис. 1 представлены важнейшие факторы, оказывающие существенное влияние на размещение торгово-бытовых комплексов.

В практике городской торговли сложились три основных принципа размещения розничной торговой сети: равномерное, групповое и ступенчатое (концентрическое).

Рис. 1. Факторы, оказывающие существенное влияние на размещение торгово-бытовых комплексов.

© К. К. Васильева, 2010

При равномерном размещении торговой сети магазины одинакового товарного профиля располагаются в соответствии с плотностью населения, определяемой численностью жителей на 1 кв. м жилой застройки. По этому принципу размещаются магазины, торгующие товарами массового, повседневного спроса и обслуживающие, в основном, постоянный контингент покупателей.

Групповое размещение торговой сети предполагает территориальное сближение магазинов различного товарного профиля, торгующих товарами, связанными между собой в спросе или взаимозаменяемыми. Этот принцип размещения торговой сети характерен для исторически сложившихся районов города, где создание комплекса различных специализированных магазинов позволяет сократить затраты времени населения на приобретение покупок. При отсутствии универсальных продовольственных магазинов в старых районах города целесообразно территориально сближать различные специализированные магазины, торгующие, в совокупности, всеми группами продовольственных товаров.

Наиболее широкое применение в 1980-е годы нашло ступенчатое или концентрическое размещение торговой сети, основанное на классификации товаров в зависимости от частоты спроса. С учетом этого, первая ступень обслуживания включает предприятия, осуществляющие продажу товаров массового спроса, последующие ступени — предприятия, торгующие только товарами периодического спроса и длительного пользования или всеми товарами [2]. Таким образом, район обслуживания крупного магазина широкого профиля или магазина узкой товарной специализации включает районы деятельности магазинов, торгующих товарами массового спроса.

В соответствии с этим принципом в городах рекомендовалось создавать три зоны обслуживания, соответствующие градостроительным единицам современного города. Основным торговым предприятием первой зоны обслуживания — микрорайонов — был продовольственный магазин самообслуживания. В некоторых микрорайонах дополнительно создавались непродовольственные магазины по продаже товаров массового спроса (галантерейных, канцелярских, хозяйственных). Во второй зоне обслуживания — жилом районе — размещались магазины по продаже товаров периодического спроса. Как правило, это был небольшой районный универмаг или группа специализированных магазинов. В третьей зоне обслуживания — центре города — преобладали предприятия, торгующие (в совокупности) всеми товарами. Однако товары относительно редкого, эпизодического спроса должны были преобладать в ассортименте таких магазинов. Основным торговым предприятием этой зоны обслуживания был универмаг общегородского значения.

Практика трехступенчатого размещения торговой сети выявила ее существенные недостатки. В микрорайонах, например, создавались небольшие продовольственные магазины, что не обеспечивало широты ассортимента товаров и отражалось на качестве обслуживания населения. При этом магазины, как правило, находились в глубине микрорайонов, что вызывало увеличение времени на приобретение покупок и исключало возможность попутно пользоваться их услугами покупателям других районов. Это не обеспечивало достижения оптимальных экономических показателей их деятельности [3].

Начиная с 2000 г. организованная розничная торговля сформировалась как полноценная отрасль российской экономики. Она стала характеризоваться использованием современных торговых форматов таких как: дискаунтер, супермаркет, гипермаркет и магазин у дома. За период 2000-2006 гг. доля торговых сетей в общих продажах розничного сектора в общих продажах розницы выросла с 1% до 25%, что оставляет

значительный потенциал для дальнейшего роста отрасли [4]. В европейских странах доля организованной розничной торговли продуктами питания превышает 70-80%, в то время как в ряде стран Восточной Европы составляет не менее 30%. По оценкам экспертов, данный показатель российского рынка в ближайшие годы будет, как и раньше, демонстрировать тенденцию к росту и достигнет к 2011 г. 35%. В табл. 1 представлены характеристики основных форматов магазинов, распространенных в России.

Таблица 1. Основные форматы магазинов и их характеристики*

Формат Целевая группа Объем торговых площадей, кв. м Ассортимент, количество позиций Основные представители формата

Г ипермаркет / СаэЬ&Саггу Широкие слои населения с разными доходами Более 5000 30000-60000 Ашан, Metro, Лента, Карусель, О’кей, Мосмарт

Супер мар кет Широкие слои населения с разными доходами 700-4000 7000-20000 Перекресток, Рамстор, Седьмой Континент

Дискаунтер Население с низкими доходами 300-1000 2000-5000 Пятерочка, Дикси, Копейка, Магнит

«Магазин у дома» Жители в местах массовой застройки 300-500 До 1000 Дейли, 7 шагов

* Составлена автором по [4].

Начиная с 2005 г. наиболее динамично развивающимся форматом стал «гипермаркет», его доля в объемах продаж возросла с 4% в 2004 г. до 17% по итогам 2006 г. В настоящее время гипермаркеты являются единственным форматом, в котором иностранные компании на равных конкурируют с отечественными. Именно он был признан российскими и западными компаниями как один из оптимальных для региональной экспансии. Строительство одного или нескольких гипермаркетов позволяет сразу занять существенную долю на рынке. При этом отсутствует прямая конкуренция с местными компаниями, которые в основном работают в форматах супермаркетов и дискаунтеров.

Все гипермаркеты имеют схожие особенности. Кратко отметим главные из них. Во-первых, как правило, они располагаются в удалении от мест массового проживания населения, за городом. Покупателей требуется привлекать сюда активной маркетинговой политикой и большим количеством распродаж. Во-вторых, гипермаркеты привлекательны для большинства потребителей, имеют площадь 8-10 тыс. кв. м, в них получает развитие исключительно непродовольственный сектор, поскольку увеличивать продовольственный ассортимент не эффективно. В-третьих, в одном гипермаркете могут работать до 700 человек, что предъявляет значительные требования к организации труда. В-четвертых, собственное производство гипермаркета развито гораздо больше, чем собственное производство супермаркета. В-пятых, гипермаркеты отличает наличие обширного сезонного ассортимента, в то время как супермаркеты ориентированы в основном на товар, лежащий на полке круглый год. В последнем случае существует возможность неликвидных остатков, от которых приходится избавляться [1].

Ниже (табл. 2) представлены данные о динамике долей различных магазинных форматов в общем объеме российской розничной торговли.

Анализ воздействия торговых сетей на окружающую среду. Начиная с 2001 г. доля сетевых торговцев на российском розничном рынке неуклонно растет. По прогнозам, в

Таблица 2. Динамика магазинных форматов в объеме российской розничной торговли (%) по годам*

Формат 2004 2005 2006 2007 2008

Г ипермаркет 4 13 17 19 22

Супер мар кет 43 37 36 35 33

Дискаунтер 42 38 37 37 37

«Магазин у дома» 1 3 3 3 4

Другое 10 9 7 5 4

* Составлена по [4].

скором будущем она составит до 40-50% рынка в Петербурге и крупных региональных центрах. Именно на розничном рынке происходит встреча товара с конечным потребителем. И уже сейчас розница начинает диктовать свои условия: ассортимент, цены, качество товара, определенные требования к упаковке, а также к тем или иным видам поставок.

Специальные исследования [1] свидетельствуют о том, что торговля лучше, чем производитель или поставщик, отслеживает реальные потребности и предпочтения покупателей. Именно торговые сети знают, как быстрее можно удовлетворить потребителей.

В настоящее время в Санкт-Петербурге сложилась ситуация, при которой многие покупатели предпочитают покупать товары именно в гипермаркетах, потому что у них есть ряд преимуществ, а именно: огромнейший ассортимент, приемлемая цена практически на все виды товара, большая экономия времени, возможность тщательно ознакомиться с товаром, воспользоваться услугами консультантов. Но главное — удовлетворенность покупателя качеством и количеством предоставляемых услуг, а задача продавца состоит в том, чтобы предложить покупателю быстрое и достойное обслуживание, выбор качественных товаров по самым приемлемым ценам, вкусную продукцию собственной кулинарии, создать приятную атмосферу для покупок, сэкономить время и силы клиента предоставлением возможно полного спектра товаров и услуг под одной крышей.

Влияние торгово-бытовых комплексов на состояние воздушного бассейна может быть проявлено на стадии строительства и эксплуатации. На стадии строительства объекта используются машины и механизмы, являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха. К числу таковых относятся экскаватор ЭО-4111 (мощность 70 кВт), бульдозер ДЗ-101 (мощность 60 кВт), автомобильный кран КС-4572 (мощность 24,5 кВт).

Для оценки максимального воздействия на окружающую среду расчет максимальных выбросов произведен автором для экскаватора ЭО-4111 (как для наиболее мощного механизма), а расчет валовых выбросов проведен для всей техники в течение года с учетом несинхронной работы.

От двигателей машин и механизмов в атмосферу будут поступать соответствующие ингредиенты (табл.3).

Источниками выделения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от проектируемого объекта являются: двигатели машин (место загрузки, открытая автостоянка, контейнерная площадка для сбора отходов), технологическое оборудование. Соответственно в атмосферу будут выбрасываться такие элементы, как оксид и диоксид азота, углерод черный (сажа), сернистый ангидрид, оксид углерода, бензин, керосин, этиловый спирт, уксусная кислота, уксусный альдегид (ацетальдегид), акролеин.

Наименование вещества Используемый критерий, м/р Значение критерия, мг/м3 Класс опасности

Диоксид азота пдк 0,2 2

Оксид азота пдк 0,4 3

Сажа пдк 0,15 3

Диоксид серы пдк 0,5 3

Углеводороды нефти (по бензину) пдк 1,0 3

Пары керосина ОБУВ 1,2 6

Оксид углерода пдк 5,0 4

* Составлена по [2].

Загрязнение воздушного бассейна на стадии эксплуатации. Загрязняющие вещества будут поступать от двух основных источников: 1) автотранспорта (автомобили, въезжающие на стоянку и грузовые машины до 2-х тонн грузоподъемности для загрузки магазинов питания, ежедневно разгружаются до 15 машин), 2) предприятий общественного питания.

Воздействие от автотранспорта. Количественный и качественный состав загрязняющих веществ от автотранспорта при въезде и выезде определяется в соответствии с методикой проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий. От двигателей внутреннего сгорания автомобилей в атмосферу будут поступать: оксид азота, диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, углеводороды.

Автостоянку с находящимися на ней автомобилями целесообразно описывать как неорганизованный (площадной) источник [5].

Воздействие от кулинарного цеха. Загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух от технологического оборудования, эксплуатируемого для горячего приготовления пищи: электрообжарочных печей, печей для пиццы и т. д. От вентиляционных труб предприятий питания будут поступать: акролеин, аммиак, амины, карбоновые кислоты, карбонильные соединения. Выбросы от кулинарного цеха характеризуются многокомпонентностью и наличием неприятного запаха.

Качественный и количественный составы выбросов предпочтительно определять инструментальными методами. В пищевых отраслях крайне сложно определить состав выбросов и его нестабильность, обусловленную изменчивостью качества перерабатываемого сырья животного, растительного.

Следует отметить, что современные предприятия общественного питания оснащаются высокотехнологичным импортным оборудованием, в состав которого входят системы воздушных фильтров с коэффициентом очистки до 90% [6].

Основными источниками выделения загрязняющих веществ на объекте в период эксплуатации будут двигатели автомобилей при кратковременном запуске двигателя и при движении по территории и проездам с малой скоростью. Основными загрязняющими веществами, поступающими в атмосферу с отработавшими газами, являются оксид азота, углерод черный (сажа), диоксид серы, оксид углерода, бензин, керосин.

Воздействие гипермаркета на состояние поверхностных и подземных вод на стадии эксплуатации и строительства. Водоснабжение торгово-бытового комплекса обычно осуществляется в соответствии с техническими условиями государственного унитарного предприятия (далее ГУП) «Водоканал Санкт-Петербург» на присоединение к системам коммунального водоснабжения и канализации. Состав загрязнений в

сточных водах, отводимых через выпуски в систему общесплавной коммунальной канализации должны удовлетворять допустимым концентрациям загрязняющих веществ и нормативным показателям общих свойств сточных вод, предусмотренных ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Обязательно надо осуществлять мероприятия по защите подземных и поверхностных вод от загрязнения. В качестве таковых выделяются следующие: устройство на площадке проездов с твердым покрытием; вертикальная планировка территории с устройством ливневой канализации, исключающая попадание дождевых стоков с территории на окружающий рельеф; устройство отбортовки высотой 15-20 см по всему периметру проездов; устройство асфальтированной площадки для контейнеров с отходами; очистка поверхностных стоков с территории асфальтовых проездов перед сбросом в общесплавную городскую канализацию на очистных сооружениях поверхностных стоков — фильтрующих патронах, установленных в дождевых колодцах перед выпуском в сеть коммунальной дождевой канализации.

Для исключения возможности загрязнения окружающей среды сточными водами необходимо осуществление таких мероприятий, как устройство водонепроницаемых покрытий в местах стоянок и возможного проезда автотранспорта, гидроизоляция и гер-митизация подземных сооружений, исключающая попадание загрязняющих веществ в грунт и водоносные горизонты, ограждение зон озеленения бордюрами.

Охрана окружающей среды при складировании отходов в период строительства и эксплуатации. В соответствии с «Технологическим регламентом по обращению со строительными отходами» [7] на стадии инженерной подготовки территории и строительства образуются отходы: грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, загрязненный опасными веществами; отходы минерального волокна; отходы полиэтилена в виде пленки; отходы древесных строительных материалов; керамические изделия, потерявшие потребительские свойства; лом черных металлов несортированный; отходы упаковочной бумаги незагрязненные; отходы упаковочного картона незагрязненные; железные бочки, потерявшие потребительские свойства.

Места накопления отходов надежно ограждаются. Не допускается сжигать строительный мусор. Сбор и удаление отходов, содержащих токсические вещества, следует осуществлять в закрытые контейнеры или плотные мешки, исключая ручную погрузку.

Строительные отходы должны собираться навалом в мусоросборные емкости и вывозиться на лицензированное предприятие по переработке, утилизации и захоронению твердых отходов 4-5 классов опасности [8]. Таким образом, в процессе строительства торгово-бытового комплекса загрязнения почвы не будет.

В процессе эксплуатации проектируемого ТБК образуются следующие отходы: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами, отходы из жироотделителей, содержащие животные жировые продукты, отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод, фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами. Отходы потребления временно собираются в закрытые контейнеры на специализированной асфальтированной площадке. Смет с территории накапливается совместно с бытовыми отходами. Все отходы вывозятся с привлечением лицензированных организаций [9].

Таким образом, воздействие отходов на окружающую среду возможно только при несоблюдении правил сбора, хранения и транспортировки. При сборе и хранении отходов в помещениях, специальных емкостях и отведенных местах, защищенных от влияния атмосферных осадков, исключается возможность загрязнения почвы, подземных и поверхностных вод [1].

Ниже приведены факторы воздействия на окружающую природную среду при строительстве и эксплуатации (табл. 4).

Нарушение требований, предоставленных в нормативно-законодательных актах по охране окружающей среды, влечет за собой приостановление или прекращение эксплуатации предприятий [10]. Выполнение предписаний об ограничении или о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности является обязательным для исполнения.

Таблица 4. Факторы воздействия на окружающую природную среду при строительстве и эксплуатации ТБК

Стадии Основные виды вредного воздействия и загрязняющих веществ Загрязняемая среда

Период строительства Загрязнение поверхностных вод от строительной техники, строительные отходы Почва, воздух, вода

Период эксплуатации Выбросы ЗВ в атмосферу, сброс в общесплавную канализацию Воздух, вода

В данной статье обозначены основные принципы размещения гипермаркетов, а также проведен анализ воздействия торгово-бытовых комплексов на окружающую среду. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что воздействие на окружающую среду в процессе строительства и эксплуатации ТБК допустимо.

Литература

1. Гальперин В. М. Теория потребительского поведения и спроса. 1998. С. 82, 121.

2. Архипова А. И. Экономика: Учебник. М.: Проспект, 1998. С. 29.

3. Ломова Н. М. Макроэкономика: Учебное пособие. Новосибирск, 1997. С. 32.

4. Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие. М.: «Дело и сервис», 2000. С. 65.

5. Пособие по составлению раздела рабочего проекта «Охрана окружающей природной среды» к СНиП.02.01-85. С. 3.

6. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. НИИ Атмосфера. СПб., 2002. С. 9.

7. Технологический регламент по обращению со строительными отходами. 2003. С. 2.

8. Памфилова К. Д. Рекомендации по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР. 1982. С. 14.

9. Твердые бытовые отходы (Сбор, транспорт и обезвреживание). Справочник. М.: АКХ, 2001. С. 17.

10. ОНД-84 Инструкция о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям. С. 1.

Статья поступила в редакцию 23 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.