Научная статья на тему 'Воздействие сферы физической культуры и спорта на формирование трудовых ресурсов'

Воздействие сферы физической культуры и спорта на формирование трудовых ресурсов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1292
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / СФЕРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / HUMAN RESOURCES / LABOR POTENTIAL / PHYSICAL CULTURE AND SPORT SPHERE / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гладышева Алла Викторовна, Горбунова Ольга Николаевна, Кондрашова Инна Сергеевна

Статья посвящена изучению воздействия сферы физической культуры и спорта на формирование трудовых ресурсов. Изучена структура физической культуры и спорта. Выявлены основные направления воздействия исследуемой сферы на трудовые ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гладышева Алла Викторовна, Горбунова Ольга Николаевна, Кондрашова Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT ON FORMATION OF THE HUMAN RESOURCES

Article is devoted to studying of influence of the sphere of physical culture and sport on formation of human resources. Physical culture and sport structure is studied. The main directions of influence of the studied sphere on human resources are revealed.

Текст научной работы на тему «Воздействие сферы физической культуры и спорта на формирование трудовых ресурсов»

ВОЗДЕЙСТВИЕ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

А. В. ГЛАДЫШЕВА, О. Н. ГОРБУНОВА, И. С. КОНДРАШОВА

Статья посвящена изучению воздействия сферы физической культуры и спорта на формирование трудовых ресурсов. Изучена структура физической культуры и спорта. Выявлены основные направления воздействия исследуемой сферы на трудовые ресурсы.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, трудовой потенциал, сфера физической культуры и спорта, физическая культура.

В трудах современных исследователей отмечается, что «физическое, психическое и социальное здоровье воздействует не только на физическую дееспособность граждан страны, но и на характер процессов демографического воспроизводства» [16]. Одним из признаков, который определяет развитие общества является способность обеспечивать сохранение, реализацию и развитие трудового потенциала, а этому в свою очередь способствует развитие отрасли физической культуры и спорта.

Сфера физической культуры и спорта для общества играет очень важную роль, выполняя множество функций и охватывая все возрастные группы населения. Эта сфера содействует воспитанию физических, эстетических и нравственных качеств личности, организации общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактике заболеваний.

Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье как физическое, психическое и социальное состояние человека. Состояние здоровья - это капитал, который складывается из двух частей: наследственного и приобретенного. В современной литературе встречаются утверждения, что здоровье человека лишь на 10 % зависит от системы здравоохранения, на 20 % -от экологических условий, на 20 % определяются генетическими факторами. Но главным фактором (50 %) является образ жизни человека - правильное питание, занятие спортом, суточный режим, борьба с вредными привычными и излишним весом, регулярные физические занятия, профилактика некоторых заболеваний и стрессов и т. д. Расходы на ведение здорового образа жизни и часть экономических расходов следует считать инвестициями в капитал здоровья. В течение

жизни он изнашивается, потому подобные инвестиции способны замедлить процесс потери данного капитала.

Огромный социальный потенциал физической культуры, спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации.

Возникший интерес науки к физической культуре и спорту в России позволил вначале рассматривать эту сферу как систему физических упражнений.

Изучая понятие «физической культуры», многие ученые трактуют его в более широком аспекте. Этот термин включает в себя физические упражнения и физический труд, физическое воспитание, охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода). Существуют и другой подход, в котором ученые считают, что понятию «физическое воспитание» придается непомерно широкое значение, в содержание которого включаются помимо собственно воспитания также обучение и в целом образование» [17], предлагая рассматривать это понятие на различных уровнях. Например, на философском уровне существуют следующие понятия [1]:

- физическое (телесное) развитие есть комплекс изменений в организме человека, характеризующихся необходимостью, закономерностью и определенной направленностью (прогрессивной или регрессивной);

- физическое (телесное) формирование -это воздействие окружающей, прежде всего социальной, среды на человека с целью изменения

уровня его телесной организации. Оно может быть стихийным и целенаправленным;

- физкультурная деятельность есть форма активного отношения человека к окружающему миру и к самому себе с целью достижения им физического совершенства;

- физическая культура есть вид материальной культуры, характеризующий уровень развития как общества в целом, так и человека в отдельности с точки зрения активного, целенаправленного формирования общественным индивидом своего физического совершенства;

- теория физической культуры представляет собой высшую форму научного знания в области физической культуры, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях активного, целенаправленного формирования общественным индивидом своего физического совершенства.

Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги [2].

Физическая культура - часть образа жизни человека, система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека в системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения [10].

Рассмотрим структуру и возможные классификации системы спорта, ядром которого являются спортивные мероприятия (спортивные соревнования, показательные выступления, массовые спортивные праздники и т. д.), проводимые в расчете прежде всего на зрителей, телезрителей и радиослушателей (репортаж о проведении).

Обзор современных источников показал, что существую следующие подвиды спорта:

- олимпийский (виды спорта, входящие в программу Олимпийских игр), основная функция -миротворческая, показатель генофонда, заменитель войны - сохранение мира;

- коммерческий (виды спорта, имеющие устойчивую популярность у зрителей, футбол, бокс, автогонки и др.), является катализатором экономики, предоставляет зрелища;

- некоммерческий - выполняет промежуточную функцию между зрелищностью и миротворчеством, виды спорта, которые не включены в олимпийскую программу и не собирающие большую зрительскую аудиторию.

В российской научной литературе представлены различные варианты градаций современного спорта:

- массовый, полупрофессиональный, профессиональный [9];

- массовый, олимпийский, коммерческий [14];

- народный, любительский, профессиональный (коммерческий) [15];

- оздоровительный, соревновательный, зрелищный [6];

- массовый, профессиональный, спорт высших достижений.

Есть и другие определение подсистем спорта по целям:

- элитный спорт, нацеленный на абсолютный результат, известность, деньги, является коммерческим, спортсмены - профессионалы.

- клубный - соревнования, достижение успеха, отдых, может быть представлен любой группой лиц.

- оздоровительный, цели - отдых и укрепление здоровья.

- фитнес-спорт - достижение хорошей физической формы.

- спорт приключений (экстремальный) -приключения и риск.

- спорт радости - туризм, развлекательные потребности.

- косметический - достижение или поддержание хорошего внешнего вида, физическая активность [19].

Согласимся с современными исследователями, которые считают, что делить спорт на профессиональный и олимпийский сейчас неуместно. Этот подход изображен на рисунке 1. Сфера спорта делится на две большие части: профессиональный спорт (спорт высших достижений) и массовый, общедоступный для всех. Профессиональным спортом занимаются федеральные и региональные органы государственной власти, мас-

совой физической культурой и спортом - органы местного самоуправления. Впрочем многие крупные города содержат профессиональные спортивные коллективы и отдельных спортсменов за счет средств местных бюджетов и спонсорской поддержки [11].

Помимо основных элементов, входящих в систему физической культуры, необходимо вклю-

чить физическое воспитание, которое преследует физкультурно-оздоровительные цели. Данная подотрасль удовлетворяет потребности в физической активности, служит средством оздоровления всей нации, повышения уровня физической культуры населения и охватывает спортивный и профессионально-прикладной аспект и базовое физическое воспитание (рис. 2).

Рис. 1. Структура спорта [12]

Рис. 2. Структура физического воспитания

Современные исследователи приходят к выводу, что «говоря о ценностном потенциале физической культуры, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный - и представлять механизм преобразования общественных ценностей в личное достояние каждого человека» [9]. Подобный подход позволяет рассматривать физическую культуру как систему, а составляющими элементами будут физическое воспитание и спорт.

Представим структуру сферы физической культуры как совокупность составляющих элементов (рис. 3).

Важно отметить, что сфера физической культуры и спорта оказывает прямое воздействие на состояние экономики, социально-экономическое развитие страны, что в свою очередь накладывает определенные ограничения на фундаментальные составляющие трудового ресурса, к которым исследователи относят:

1) физическое, психическое и социальное здоровье, воздействующее не только на физическую дееспособность граждан страны, но и на характер процессов демографического воспроизводства;

2) профессионально-образовательный ресурс и интеллектуальный потенциал, включая подго-

товку специалистов высшей квалификации и занятой научным трудом части граждан;

3) социокультурная активность граждан и их нравственные ценности» [16]. Воздействие на каждую составляющую может быть проанализировано, детализировано либо интегрировано. Например, здоровье может рассматриваться на популяционном уровне, т. е. по отношению к насе-

лению в целом, как национальное ограничение, и как индивидуальное ограничение - применительно к отдельному гражданину. И, соответственно, для ограничений различных уровней существуют свои показатели. Если для «национального» наиболее емкий показатель здоровья - средняя продолжительность предстоящей жизни, то для «индивидуального» - персональное здоровье.

Рис. 3. Структура сферы физической культуры

Учитывая тот факт, что проблемы трудовых ресурсов, которые связаны со здоровьем и физическим состоянием, затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит не только в узковедомственной плоскости, но и во многом определяет лицо социально-экономической политики государства.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Казань, 1998. Кн 2.

2. Выдрин В. М. Методические проблемы теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2000.

3. Гладышева А. В. Особенности управления трудовыми ресурсами одной из специфических групп // Социально-экономические процессы и явления. Тамбов, 2011. № 3-4.

4. Голубева Л. Ф. Анализ социальноэкономической ситуации на рынке труда в Тамбовской области // Социально-экономические процессы и явления Тамбов, 2011. № 5-6.

5. Горбунова О. Н., Гладышева А. В. Проблемы качества трудовых ресурсов: положение специфической группы - молодежи в современном обществе // Социально-экономические процессы и явления. Тамбов, 2012. № 12.

6. Гуськов С. И. Менеджмент и маркетинг спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг: практические рекомендации из зарубежного опыта. М., 1994.

7. Иванова-Малофеева Е. Ю. Актуальные проблемы реализации региональной политики в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. № 2. Тамбов, 2008.

8. Коренберг В. Б.Основы спортивной кинезио-логии: учеб. пособие. М., 2005.

9. Лукьяненко В. П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе: монография. М., 2008.

10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: мат.-лы Всерос. совещания работников образования. М., 2000.

11. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: закон № 329-ФЗ от 16.11.2007 // СПС Гарант 5.5.

12. Переверзин И. И., Суслов Ф. П. О структуре современного спорта высших достижений // ТиПФК. 2002. № 5.

13. Перевертова Т. А. Глобализация мировых экономических процессов и их влияние на развитие российской сахарной индустрии // Вестник Тамбовского университета. Кафедра менеджмента и маркетинга. Приложение к журналу. Тамбов, 2009.

14. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М., 1984.

15. Пономарев Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта. М., 1974.

16. Римашевская И. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» //Российский экономический журнал. 2004. № 9-10.

17. Семьянинов П. В. Внешние факторы трансформации роли государства в экономике российской федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. № 7.

18. Сулейманов И. И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение // Теория и практика физической культуры. 2001. № 3.

19. Crum B.J. Changes in modern societes - consequences for PE and school sport. Editions ASEP/SVSS Verlag, 1999.

* * *

IMPACT OF THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT ON FORMATION OF THE HUMAN RESOURCES

A. V. Gladysheva, O. N. Gorbunova,

I. N. Kondrashova

Article is devoted to studying of influence of the sphere of physical culture and sport on formation of human resources. Physical culture and sport structure is studied. The main directions of influence of the studied sphere on human resources are revealed.

Key words: human resources, labor potential, physical culture and sport sphere, physical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.