УДК 004.912:629.735
Гылыджов Б., преподаватель, Туркменский государственный архитектурно-строительный институт,
Туркменистан, г. Ашхабад Гульджаев И., студент,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт,
Туркменистан, г. Ашхабад Гулыев Г., студент,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт,
Туркменистан, г. Ашхабад Гурбанова С., студент,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт,
Туркменистан, г. Ашхабад
ВОЗДЕЙСТВИЕ РАЗРАБОТКИ ВСТРОЕННОГО ПО НА АВТОНОМНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Разработка встроенного программного обеспечения является краеугольным камнем инноваций в области автономных транспортных средств, предлагая множество функций и преимуществ, которые способствуют созданию более безопасных и эффективных транспортных решений. В основе этой инженерной дисциплины лежат ключевые функциональные возможности, которые играют важную роль в эксплуатации автономных транспортных средств.
Система восприятия, поддерживаемая встроенным программным обеспечением, позволяет автономным транспортным средствам воспринимать и понимать окружающую обстановку с помощью множества датчиков, включая камеры, лидар, радар и ультразвуковые датчики. Затем эти данные тщательно обрабатываются, чтобы обеспечить автомобилю всестороннее представление об окружающей среде, обеспечивая повышенную осведомленность и безопасность.
Принятие решений, еще один важный аспект, облегчаемый встроенным программным обеспечением, использует сложные алгоритмы и технологии искусственного интеллекта для анализа данных восприятия в режиме реального времени. Это позволяет автомобилю самостоятельно принимать обоснованные решения, умело реагируя на различные ситуации, такие как обнаружение препятствий, интерпретация дорожных знаков и прогнозирование движения других транспортных средств на дороге.
Система управления, тесно интегрированная со встроенным программным обеспечением, позволяет автономным транспортным средствам выполнять точные маневры, включая управление рулем, торможение, ускорение и другие действия, продиктованные алгоритмами принятия решений. Такая интеграция гарантирует, что транспортное средство сохраняет оптимальный контроль над своим движением, повышая безопасность и эффективность.
Подключение, обеспечиваемое встроенным программным обеспечением, обеспечивает бесперебойную связь между автономными транспортными средствами и различными элементами инфраструктуры, такими как светофоры и "умные" дороги. Такое подключение не только повышает безопасность, но и способствует оптимизации транспортных потоков, способствуя более рациональной транспортной экосистеме.
Однако разработка встроенного программного обеспечения для автономных транспортных средств также сопряжена с рядом проблем, которые необходимо решить для обеспечения дальнейшего развития и безопасности этих транспортных средств. Безопасность и надежность по-прежнему имеют первостепенное значение, что требует разработки надежных программных систем, способных ориентироваться в разнообразных и непредсказуемых дорожных условиях, обеспечивая при этом
безопасность пассажиров и других участников дорожного движения.
Неотъемлемая сложность встроенного программного обеспечения в автономные транспортные средства создает проблемы для разработчиков, которые должны ориентироваться в сложных процессах интеграции и обеспечивать эффективность и ремонтопригодность программного обеспечения. Кроме того, огромные объемы данных, генерируемых автономными транспортными средствами, требуют сложных алгоритмов, способных обрабатывать эти данные в режиме реального времени, что еще раз подчеркивает важность инноваций в возможностях обработки данных.
Кроме того, с расширением возможностей подключения к Интернету растут проблемы кибербезопасности, что требует активного подхода к разработке программных систем, устойчивых к взлому и обеспечивающих целостность и конфиденциальность данных.
Если смотреть в будущее, спрос на автономные транспортные средства может резко возрасти, что открывает широкие возможности для разработчиков встроенного программного обеспечения. Достижения в области искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения расширят возможности автономных транспортных средств по принятию решений, что приведет к повышению безопасности и эффективности.
Список использованной литературы:
1. Sonko S. & Etukudoh E. & Ibekwe K. & Ilojianya V.& Daudu C.A comprehensive
review of embedded systems in autonomous vehicles: Trends, challenges, and future directions // World Journal of Advanced Research and Reviews. 2024. 21. 2009-2020.
2. Rosique F., Navarro P.J., Fernández C., & Padilla A.A systematic review of perception system and simulators for autonomous vehicles research. // Sensors, 2019. 19(3), 648
3. Sun C., Zhang R., Lu Y., Cui Y., Deng Z., Cao D., & Khajepour A. Toward Ensuring Safety for Autonomous Driving Perception: Standardization Progress, Research Advances, and Perspectives. IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems, 2023.
© Гылыджов Б., Гульджаев И., Гулыев Г., Гурбанова С., 2024
УДК 62
Джумаев А.
Преподаватель Беггылыжова Г.
студент
Туркменский государственный педагогический институт имени Сейитназара Сейди.
ЭКОЛОГИЯ И ИСТОЩЕНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
Сохранение прекрасной природы туркменской земли, систематическое использование водных, земельных и биологических ресурсов, позитивное решение проблем предотвращения загрязнения атмосферного воздуха обеспечивают защиту здоровья людей. Создание парков и зеленых зон, расширение их полей свидетельствует об успешном продолжении древних традиций нашего народа жить в гармонии с природой.
Стратегической целью охраны водных ресурсов страны является повышение эффективности использования и сохранения водных ресурсов, улучшение их качества в соответствии с потребностями общества и изменением климата. Основной акцент в управлении водными ресурсами будет сделан на