Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА'

ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
336
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
античность / коррекция психики людей по средствам музыки / когерентность / хоровое пение / влияние на биологические процессы / развитие духовного и творческого потенциала. / antiquity / correction of the human psyche by means of music / coherence / choral singing / influence on biological processes / development of spiritual and creative potential.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кобилова Гулмира Шухратовна

в данной статье сделана попытка привлечь внимание к вопросу воздействия музыки на психику человека, а также проследить в названном ракурсе влияние коллективного музицирования как одного из факторов решения этого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF MUSIC ON THE HUMAN PSYCHE

this article attempts to draw attention to the impact of music on the human psyche, as well as to trace the influence of collective music-making as one of the factors in understanding this phenomenon in this perspective.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА»

ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА.

Кобилова Г.Ш.

Кобилова Гулмира Шухратовна - старший преподаватель, кафедра академического хорового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье сделана попытка привлечь внимание к вопросу воздействия музыки на психику человека, а также проследить в названном ракурсе влияние коллективного музицирования как одного из факторов решения этого явления.

Ключевые слова: античность, коррекция психики людей по средствам музыки, когерентность, хоровое пение, влияние на биологические процессы, развитие духовного и творческого потенциала.

IMPACT OF MUSIC ON THE HUMAN PSYCHE. Kobilova G.Sh.

Kobilova Gulmira Shukhratovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ACADEMIC CHOIR CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article attempts to draw attention to the impact of music on the human psyche, as well as to trace the influence of collective music-making as one of the factors in understanding this phenomenon in this perspective. Keywords: antiquity, correction of the human psyche by means of music, coherence, choral singing, influence on biological processes, development of spiritual and creative potential.

УДК 784.5

Музыка всегда была предметом изучения не только в искусствоведении, но и в таких дисциплинах как философия, физика, математика, психология, педагогика и т.д. Все изучения приводят к единому выводу, что музыка оказывает огромное влияние на развитие личности, а также обладает сильным психологическим воздействием на человека. Например, музыка влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

Первые научные принципы музыкальной эстетики были заложены Пифагором и его последователями [6, с. 17]. В трактате «О пифагорейской жизни" филосов Ямвлих (IV век н.э.) выдвигает на первый план учение Пифагора о музыкальном катарсисе, о нравственном и практически-медицинском значении музыки. По его словам, Пифагор "установил в качестве первого - воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей... Он ещё полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом. И, действительно, у него было обыкновение пользоваться подобным очищением не мимоходом. Этим наименованием он, очевидно, и называл музыкальное врачевание, существовали те или иные мелодии, созданные против страстей души, против уныния и внутренних язв. Другие в свою очередь - против раздражения, против гнева, против всякой душевной перемены. Ещё иной род песнетворчества был найден против вожделений» [6, с. 18].

В период античности музыке отводилась важная роль в государственном правлении. Платон строил свою систему государственного воспитания на основе музыки и гимнастики [6, с. 27]. Согласно Платону, психическое здоровье тесно связано с физическим, поэтому философ считал, что задача воспитания заключается в гармоничном и целесообразном соединении музыки и гимнастики. Также, по Платону, само государство представляет собой стройное гармоническое согласие; подобно музыкальному искусству. Античный мыслитель полагал, что занятия музыкой должны быть основой государственной системы воспитания и поэтому быть обязательными для всех граждан. Таким образом, можно говорить об осознании в античности необходимости коррекции психики людей по средствам музыки [1].

Аристотель, как и Платон, придавал общегосударственное значение обучению детей музыке: «Для всех граждан нужно тождественное воспитание» [4, c. 641]. При этом мыслитель подчеркивал: «Обучение музыке подходит самой природе этого возраста; в молодом возрасте люди не склонны по доброй воле налегать на что-либо им не приятное, а музыка как раз по своей природе принадлежит к числу таких предметов, которые доставляют приятное» [4, с. 650].

Зиннатова А. А. - кандидат педагогических наук Казанского государственного университета культуры и искусств - в своей статье «Влияние музыки на человеческий организм» пишет: «Своими ритмами, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в

подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызвать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания... Но существуют влияния, которые проходят мимо сознания, оседая в глубинных структурах нашего мозга и составляя значимую долю наших смыслов и мотивов» [2, с. 2].

В своей лекции доцент Санкт-Петербургского юридического института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук А.В. Холопов говорит о том, что человек создал музыку для передачи своих состояний, т.е. таким образом можно передать суть переживаний человека другому человеку. Также он говорит о влиянии песен на психологическое состояние человека, приводя в пример походные песни, помогающие меньше испытывать усталость, песни для поднятия духа перед боем, песни для раненных, помогающие снижать болевой рефлекс, колыбельные песни, имеющие успокаивающий эффект. То есть музыка вводит в определенное состояние и служит для передачи в том числе не пережитого опыта. «Если элементы работают не согласованно, тогда система или не работает, или происходит ее распад, либо она работает крайне неэффективно. Есть такое понятие когерентность системы, т.е. совместная работа. Вот общество сплачивается с этой когерентностью». Так, например, пение различных племен вокруг костра или пение во время застолий способствует улучшению сплоченности групп людей. Акт совместного создания музыки повышает социальную когерентность, люди ощущают себя единым организмом. Холопов приводит в пример создание пожарных оркестров, когда совместное музицирование пожарными, в свободное от непосредственных обязанностей время, дало ощутимый результат при тушении пожаров - понимание друг друга с полу слова. Также говорит о необходимости музыкальной психотерапии для детей, когда психологи рекомендуют отдавать ребенка в хор для социализации.

Физиологически музыка оказывает отчетливое влияние на многие биологические процессы. Тормозит возникновение утомления, а также изменяет частоту пульса и дыхания, уровень внешнего артериального давления, оказывает психогальваническое действие [3]. Из всего выше сказанного можно сделать выводы, что развитие любительских, самодеятельных музыкальных коллективов - это важное направление хорового искусства, так как именно хоровое пение является одним из наиболее доступных способов совместного музыцирования. Акт совместного создания музыки повышает социальную когерентность, и нация начинает жить как единый организм. В свою очередь хоровое искусство имеет уникальные возможности, как исполнительские, так и образовательные, является незаменимым, веками проверенным фактором раскрытия духовного и творческого потенциала.

Список литературы /References

1. Буруннанова Г.А. «Античные мыслители о психокоррекциионных возможностях музыки». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/antichnye-mysliteli-o-psihokorrektsionnyh-vozmozhnostyah-muzyki/viewer /.(дата обращения: апрель 2023).

2. ЗиннатоваА.А. «Влияние музыки на человеческий организм», Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - №. 4.

3. Кент Д. «Влияние музыки на человеческое тело и разум» Гарвард 2006 г.

4. Лосев А. Ф. «История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика». М., 2000.

5. Холопов А.В. «Влияние музыки на психофизиологию человека». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/FKk3cr_-ajs/ (дата обращения: апрель 2023).

6. Шестаков В. П. «От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века». Исследование. М., 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.