воспринимая повышенную конфликтность своего ребенка в эти периоды как предвестника позитивных личностных изменений и стараясь выбрать оптимальную линию поведения с ним: стараться по-новому посмотреть на повзрослевшего ребенка.
Таким образом, «стабильность, преемственность в сочетании с гибкостью новизной - таков универсальный рецепт поведения родителей, учителей, наставников в общении с детьми, переживающими трудные моменты возрастных кризисов» [4, с.71].
ЛИТЕРАТУРА
1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О. А. Карабанова и др.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
2. Выготский Л.С. "Вопросы детской психологии", - СПб., "Союз", 1997
3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. -С.88.
4. Корнеева Е.Н. Детские капризы. - Ярославль: Академия развития: академия Холдинг, 2002.
5. Лупан С. Поверь в свое дитя. СПб., «Дельта», 1996.
6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.:Тривола,
1995.
УДК 007.51:534.3
ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ
Т.Г. Джантемирова, А.Е. Лызь
Настоящая работа связана с изучением регуляции деятельности с помощью музыкального сопровождения. Возможность регуляции рассматривается на примере деятельности операторов персональных компьютеров (ПК).
Современный уровень развития технологий в совокупности с широким внедрением ПК в трудовую деятельность специалистов различных профессий приводит к возникновению в этой деятельности специфических феноменов. Одним из них является массовое использование операторами музыки (музыкальных композиций) для сопровождения своей основной деятельности. Данный феномен, на первый взгляд, содержит в себе противоречие: внимание, необходимое для решения задач, отвлекается музыкальными композициями.
В современной психологии накоплен большой эмпирический материал, свидетельствующий о том, что музыка является эффективным средством регуляции деятельности и состояния человека. Влияние музыки на состояние человека издавна используется в религии и медицине, а с недавних пор и в психотерапии [13, 19]. Изучение особенностей восприятия музыки проводится, в основном, в рамках психофизики, психофизиологии, музыкальной психологии и психологии восприятия [5, 8, 11 и др.]. Нас же интересует аспект, который может быть отнесен к области психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Т.е. наша цель - не столько выяснить частные, глубинные характеристики отдельных звуков и музыки в целом, воспринимаемой человеком, и особенности этого восприятия, сколько выявить возможность управления с помощью музыки деятельностью операторов. Задачами нашей работы являются: подтверждение или опровержение существования
указанного выше противоречия, а также определение направления (качества) воздействия музыкального сопровождения на деятельность оператора ПК.
Регулятивная функция слухового образа достаточно подробно проанализирована в научных работах [3, 6, 11, 19]. Результаты многих исследований указывают на повышение эффективности труда при организации передач функциональной музыки [3, 11 и др.]. Однако подобные исследования в нашей стране проводились, в основном, в 70-х годах прошлого века, когда не существовало еще понятия «персональный компьютер» и соответствующего вида операторской деятельности. Таким образом, мы рассматриваем специфический вид деятельности -деятельность оператора персонального компьютера. При этом, анализируется музыкальное воздействие, как на эмоциональное состояние оператора, так и на эффективность деятельности, которая в нашей работе оценивается с помощью интегрального показателя, учитывающего время реакции оператора на стимул, количество правильных ответов, пропусков и ошибок.
Деятельность оператора, как и любая другая трудовая деятельность, может быть условно разделена на несколько функциональных блоков, этапов. При этом в деятельности оператора функция принятия решения является центральной на всех уровнях приема и переработки информации, в ней «наиболее полно реализуются как отражательные, так и регуляторные функции психики» [12, с. 137]. В традиционной инженерной психологии считается, что в процессе деятельности оператор имеет дело с проблемными ситуациями, которые он должен осмыслить, выявить в них задачи и найти пути их решения. В соответствии с современными разработками (Ю.Я. Голиков, А.Н. Костин) можно говорить о возникновении в деятельности оператора не проблемной ситуации, а проблемности, как многоуровневого феномена, отражающего различную степень несоответствия между объективной действительностью и ее психическим отражением. В зависимости от степени этого несоответствия и выделяют три класса проблемностей: проблемный момент, проблемная ситуация и проблема [2]. Такой подход позволяет выделить различные уровни активности оператора в процессе деятельности, соответствующие системы и уровни психической регуляции деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Класс проблемностей (степень несоответствия) Тип, содержание психической Активности Система психической регуляции, уровень регуляции и его содержание
Проблемные моменты (незначитель- ная) Текущая Непосредственный контакт с действительностью; настройка, обеспечение соответствия психофизиологическ их процессов жизнедеятельности и поведенческих актов Система текущей регуляции 1) уровень активационно-энергетический -поддержание функционирования физиологических систем организма в пределах, необходимых для обеспечения привычной, хорошо освоенной и стационарной сенсомоторной активности 2) уровень непосредственного взаимодействия - регуляция непосредственного чувственно-практического контакта с действительностью
Проблемные ситуации (достаточно существенная) Ситуативная Анализ ситуаций, поиск путей выхода из них; эмоциональные и чувственные переживания; пространственновременная ориентация и координация действий; стремление к овладению ситуацией Система текущей регуляции 3) уровень опосредованной координации, детерминирующий ситуативную активность -ориентация во внешней обстановке и логическая координация своей активности на основе возникающих пространственновременных образов и концептуальных моделей Система ситуативной регуляции 4) уровень ситуативного реагирования -регуляция выражается в эмоциональных стенических и астенических реакциях на необычные, неожиданные, внезапные события, прерывающих текущую активность 5) уровень эмоционального овладения -эмоциональные переживания по овладению негативными состояниями и коррекции позитивных состояний (излишние состояния удовольствия, спокойствия, радости, восторга, восхищения) 6) уровень чувственной регуляции - регуляция в форме моральных, интеллектуальных и эстетических чувств, связанных с необычностью или новизной переживаний, которые заставляют человека изменить поведение и деятельность Система долгосрочной регуляции 7)уровень программно-целевой организации -регуляция направлена на поиск и формирование целей и программ деятельности для выхода из сложившейся ситуации
Проблема (очень существенная) Долгосрочная Формирование мотивов и целей деятельности, общей стратегии поведения и перспективных отношений к действительности; пересмотр жизненно важных ориентиров и установок; поиск Система долгосрочной регуляции 8) уровень личностно-нормативных изменений - регуляция направлена на изменение профессиональных, социальных, морально-этических и нравственных норм поведения и деятельности, выработанных и принятых личностью 9) уровень мировоззренческих коррекций -коррекция и дополнение системы знаний, убеждений и идеалов о природе, человеке и обществе
принципиально нового знания
Системный психологический анализ рассматриваемого нами феномена музыкального сопровождения труда специалистов различных профессий, использующих персональные компьютеры, достаточно сложен. Поэтому мы ограничиваемся рассмотрением простых видов деятельности, не требующих решения творческих задач (набор информации, ее коррекция, заполнение бухгалтерских отчетов и т.п.). Пользуясь классификацией проблемностей, можно утверждать, что в этом случае наиболее вероятно возникновение проблемных моментов, проблемных ситуаций и наименее вероятно возникновение проблем. Соответственно наиболее
часто при выполнении такой деятельности у операторов задействована система текущей регуляции, реже - система ситуативной регуляции и довольно редко -система долгосрочного регулирования деятельности.
Проанализируем возможные воздействия, оказываемые музыкой на человека.
В.Н. Носуленко [11], в соответствие с тремя основными подсистемами психики выделяет когнитивную, коммуникативную и регулятивную функции слухового восприятия. Когнитивная функция слухового восприятия, по его мнению, заключается в получении человеком информации об окружающей среде. Для реализации этой функции наиболее важным является процесс формирования целостного слухового образа звуковой среды человека. Коммуникативная функция слухового восприятия служит для обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Регуляция деятельности человека посредством звукового воздействия осуществляется на двух уровнях: непосредственного воздействия на состояние человека (его эмоции и т.п.) и уровне воздействия на когнитивную и коммуникативную сферу психики. По его мнению, принципиальное значение для регуляции поведения и деятельности человека в акустической среде имеют компоненты звукового воздействия, определяющие эмоционально-оценочные характеристики слухового образа. Эти характеристики проявляются в отношении индивида к слышимому звуку, а значит, и в форме реагирования на воздействие этого звука. Пространственная ориентация человека по акустической обстановке (необходимая для оценки происходящих в этом пространстве изменений и прогнозирования результатов собственного взаимодействия со средой) осуществляется в основном через когнитивную функцию звукового восприятия. Среди факторов звукового регулятивного воздействия, связанных с работой коммуникативной функции психики, в первую очередь выделяется речевое воздействие.
Анализируя ситуацию с указанными выше простыми видами деятельности операторов ПК, можно предположить, что регуляция деятельности с помощью музыки на уровне воздействия на когнитивную и коммуникативную сферу психики будет незначительной. Так, знание расположения источника музыки (акустической системы) является только дополнительной информацией для оператора, облегчающей пространственную ориентацию. С другой стороны, характеристики звучания музыки (например, паузы, возникающие при воспроизведении) могут выступать в качестве дополнительной информации о состоянии компьютера. Однако главное значение для реализации когнитивной функции звукового восприятия будут иметь звуки, служащие обратной связью для оператора (например, щелчки при нажатии клавиш) и характеризующие состояние технического оборудования (звуки от работающих в компьютере вентиляторов, двигателей дисководов и т.п.). Влияние музыкального сопровождения на коммуникативную сферу психики также будет незначительным. Главной причиной этого служит ненужность информации, получаемой оператором от прослушиваемой музыки, для выполнения его основных трудовых функций.
Таким образом, основным уровнем воздействия музыкального сопровождения, в рассматриваемом нами случае, будет непосредственный. Известно, что восприятие музыки влияет на формирование эмоций и чувств, определяющих поведение человека в конкретной ситуации [5, 6, 7]. Причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей (типа нервной системы [7], уровня нейротизма [17], тревожности [19, 21]), степени музыкальной подготовки, интеллектуального развития, пола, возраста, социального статуса, направленности образования и значимости воспринимаемой музыки для индивида [3, 6, 7, 11]. В нашем случае регуляция эмоционального состояния с помощью музыкального сопровождения
имеет немаловажное значение. Как известно, большое влияние на принятие решения оператором оказывает «эмоциональный феномен», обеспечивающий снятие неопределенности на основе действия механизмов эмоций [12]. В данном случае с помощью музыкального воздействия возможно управление ситуативными эмоциями
и, следовательно, регулирование в некоторой степени и самого процесса принятия решения. Таким образом, используя подход Ю.Я. Голикова и А.Н. Костина, можно говорить о возможности включения музыки в систему ситуативной регуляции деятельности.
Непосредственный регулятивный компонент при восприятии музыки также проявляется в реакциях организма на ритм музыки. По мнению Б.М. Теплова, эти реакции связаны с моторной природой чувства ритма и проявляются прежде всего в том, что «восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения» [цит. по 11, с. 177]. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Таким образом, можно предположить возможность вклада музыкального сопровождения и в систему текущей регуляции деятельности.
При анализе воздействия музыки на эмоциональное состояние человека необходимо также отметить, что качество этого воздействия зависит не только от индивидуальных характеристик человека, но и от объективных характеристик самой музыки. К таким характеристикам, являющимся носителями эмоциогенных качеств, относят ритм [18], темп [6], лад [1] музыкальную интонацию [13] и структуру музыки [6]. Поэтому при рассмотрении вопроса о влиянии музыки на деятельность человека, следует учитывать и такую характеристику музыки, как ее жанр. Необходимость рассмотрения в нашем исследовании особенностей влияния различных музыкальных жанров на состояние человека обусловлена и тем, что в реальной деятельности операторы ПК слушают музыку различных жанров. Поэтому, в частности, невозможно говорить об организованных функциональных музыкальных программах, чаще всего содержащих классические музыкальные произведения. Кроме того, в последние десятилетия появилось множество новых музыкальных жанров, в то время, как проводимые исследования в основном ограничиваются классической и рок-музыкой. Обобщая данные литературных источников о характере влияния некоторых, из популярных в настоящее время, музыкальных жанров на человека можно отметить следующее:
- рок-музыка оказывает разрушительное влияние на организм человека, вызывает враждебность к окружающему миру, напряженность, печаль, усталость, отрицательно влияет на настроение и умственную работоспособность; в то же время уменьшается среднее значение латентного периода двигательной реакции [14, 16];
- воздействие джаза на состояние человека негативно; в момент эмоционального переживания джаза возникает иллюзия качественного превосходства над остальным человечеством [15, 20, 21];
- электронная («кислотная») музыка способствует учащению сердцебиение, сужению сосудов головного мозга и изменению режима его работы; звук вызывает чувство опасности, одновременно снижая способность к быстрому мышлению; вызывается потеря глубины ориентации в пространстве и одновременно эйфория [4];
- музыка для релаксации способствует созданию состояния физического и умственного благополучия [22];
- классическая музыка увеличивает интенсивность интеллектуальной работы мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма; выявлено снижение концентрации внимания и устойчивости двигательного акта, снижение функциональных возможностей обеспечения простой двигательной реакции; отмечается увеличение объема кратковременной памяти на образную информацию [3, 14, 21].
На основе вышеприведенного анализа нами сделано предположение о том, что при включении музыкального сопровождения в структуру деятельности оператора ПК оно будет выполнять регулятивную функцию в рамках систем текущей и ситуативной регуляции:
- в рамках системы текущей регуляции музыкальное сопровождение позволяет поддерживать необходимый активационно-энергетической уровень организма операторов, в некоторой степени влиять на характеристики зрительного анализатора (за счет механизма взаимодействия анализаторов), выступать в качестве дополнительной информации для формирования пространственно-временных образов. Факторами, свидетельствующими о наличии подобной регуляции, будут изменения скорости реакции оператора и динамики правильных ответов на стимул по сравнению с работой без музыкального сопровождения;
- в рамках системы ситуативной регуляции музыка оказывает влияние на эмоциональное состояние операторов, затрагивая все уровни данной системы. Показателем музыкального воздействия будет выступать динамика эмоциональных переживаний.
Данное предположение позволило выдвинуть следующие экспериментальные гипотезы исследования:
1) музыкальное сопровождение повышает эффективность деятельности оператора персонального компьютера;
2) различные музыкальные жанры (отличающиеся по темпу, ритму, ладовым характеристикам) оказывают различное воздействие на деятельность оператора.
Описание исследования
На начальном этапе исследования выборка состояла из 74 человек. Вследствие бурного развития техники в последние годы юноши и девушки 20-22 лет достаточно много взаимодействует с персональными компьютерами, рано вошедшими в их жизненную среду, это обстоятельство определило возраст испытуемых. Все испытуемые - студенты Таганрогского радиотехнического университета, обучающиеся на 2-4 курсе по различным специальностям. Особенности операторской деятельности, в том числе и прослушивание музыки с помощью ПК им хорошо знакомы.
Первоначально все члены выборки были опрошены, с целью выяснения их пола, возраста, музыкального образования и музыкальных предпочтений.
На следующем этапе проводилось тестирование испытуемых по методикам: Я. Стреляу, для определения типа нервной системы, Г. Айзенка для определения уровня нейротизма и опросника Спилбергера, для определения уровня личностной тревожности.
После уравнивания выборки и в связи с длительностью проведения эксперимента окончательный объем выборки составил 48 человек: 25 испытуемых мужского пола и 23 - женского. Средний возраст испытуемых 20 лет.
Перед и после каждой серии эксперимента проводился замер показателей функционального состояния: вегетативного коэффициента (по восьмицветовому тесту М. ЬшсИег), ситуативной тревожности (опросник Спилбергера), психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (модификация САН). После каждой серии проводился опрос испытуемых, выясняющий их отношение к музыке.
Эксперимент проводился с использованием имитатора операторских задач, применение которого позволяет моделировать простые виды деятельностей операторов ПК [9]. Время каждой серии эксперимента - 30 минут. В один день проводилось не более двух серий, с перерывами между ними не менее 20 минут. Первая серия эксперимента предполагала отсутствие музыкального сопровождения. Вторая - использовалось музыкальное сопровождение деятельности джазовой
музыкой. Третья - рок музыкой. Четвертая - музыкой для релаксации. Пятая -электронной музыкой. Шестая - классической музыкой.
Приведенный порядок предъявление музыкальной стимуляции соответствует порядку проведения эксперимента в первой из 5 групп, на которые была разделена вся выборка испытуемых. Для каждой из групп порядок варьировался и первый, стоящий в списке жанр, становился последним. Это было сделано для снятия эффекта влияния предыдущей стимуляции на последующую.
Поскольку каждый жанр музыки имеет множество направлений, музыкальные композиции подбирались, исходя из экспертной оценки наиболее типичных для данного жанра произведений. В эксперименте использовались только те произведения, которые можно отнести к «классике» каждого жанра. При подборе классической музыки использовались данные литературных источников о музыкальных произведениях, повышающих интеллектуальные возможности.
Результаты и их обсуждение
Полученные результаты показали, что при музыкальном сопровождении деятельности операторов ПК эффективность их деятельности повышается, независимо от жанра используемой музыки (таблица 2).
Тип музыкального сопровождения
Без сопровождения Джазовая музыка Рок музыка
Музыка для релаксации Электронная музыка Классическая музыка
Сводная таблица результатов исследования Оценка эффективности (ср. значение)
0,45±0,11 0,50±0,12 0,54±0,11 0,58±0,12 0,55±0,11
0,57±0,09
Таблица 2
Вероятность принятия гипотезы о существовании различий
83,3%
95,8%
93,8%
93,8%
85,4%
В таблице 2 также отражен процент принятия гипотезы о существовании статистически значимых различий между средними значениями выборок оценки эффективности деятельности при ее сопровождении музыкой определенного жанра и средними значениями выборок оценки эффективности деятельности без музыкального сопровождения.
Є
: опровожд. лузыка
испытуемые
Рис. 1
График изменения оценок эффективности деятельности оператора без музыкального сопровождения и при сопровождении (музыка для релаксации)
Приведенный график наглядно демонстрирует повышение эффективности деятельности при музыкальном сопровождении практически у всех испытуемых (статистически значимое повышение в 91,6% случаях).
В таблице 3 отражен процент принятия гипотез о существовании статистически значимых различий в средних выборочных значениях оценки эффективности деятельности при ее сопровождении музыкой различного жанра.
Таблица 3
Процент принятия в выборке гипотез о существовании различий в оценке эффективности деятельности
Джазовая музыка Рок музыка Музыка для релаксации Электронная музыка
Рок музыка 75,0%
Музыка для релаксации 85,4% 62,5%
Электронная музыка 87,5% 68,8% 72,9%
Классическая музыка 85,4% 62,2% 68,8% 68,8%
Опираясь на данные таблиц 2 и 3 можно сделать вывод о том, что различные музыкальные жанры оказывают различное воздействие на деятельность оператора и по степени возрастания этого воздействия, исследуемые жанры можно расположить следующим образом:
1) джаз;
2) рок;
3) электронная музыка;
4) классическая музыка;
5) музыка для релаксации.
В таблице 4 приведены значения /-коэффициента Стьюдента для парных данных (зависимые выборки), который использовался для оценки изменения психического состояния операторов до и после выполнения операторской деятельности при соответствующем музыкальном сопровождении.
Таблица 4
Значение /-коэффициента Стьюдента для парных данных (для всех значений р<0,01)
Тип муз. Показатели Джаз Рок Музыка для релаксации Электрон- ная музыка Класси- ческая музыка
Ситуативная тревожность 3,7 2,97 2,44 2,96 3,31
Психическая активация 3,46 3,7 5,05 4,29 5,8
Интерес 4,14 2,82 2,17 4,46 3,27
Эмоциональный тонус 4,38 3,24 4,25 17,2 2,95
Напряжение 1,52 5,64 3,48 9,97 2,54
Комфортность 1,87 2,27 3,68 2,59 2,66
На рисунке 2 приведен график, отражающий изменение показателей эмоционального состояния испытуемых:
тишина джаз рок релаксация электр. музыка классика
музыкальный жанр
Рис. 2
Гистограмма изменений показателей эмоционального состояния
Показатели изменения вегетативного коэффициента свидетельствуют о том, что после воздействия джазовой, рок и электронной музыки наблюдается преобладание эрготропного типа реагирования. После воздействия музыки для релаксации и классической музыки наблюдается преобладание трофотропного типа реагирования.
На основании анализа результатов мы можем сделать следующие выводы.
Музыка повышает эффективность деятельности оператора ПК, оказывая регулирующее воздействие за счет ритмической и темповой организации.
Джазовая музыка повышает эффективность деятельности оператора незначительно. На уровне ситуативной регуляции джазовая музыка вызывает активацию парасимпатической нервной системы, повышение ситуативной тревожности, напряжения. Психическая активация, эмоциональный тонус, интерес и комфортность понижаются. Таким образом, джазовая музыка может быть использована только для регуляции деятельности на уровне текущей активности и в ограниченный период времени. Использование джаза в более долгосрочной регуляции, т.е. на уровне ситуативной активности нецелесообразно, т. к. наблюдается эмоциональная подавленность испытуемого.
Рок-музыка повышает эффективность деятельности за счет повышения скорости реакции. На эмоциональном уровне она вызывает сильную активацию парасимпатической нервной системы, значительное повышение ситуативной тревожности, напряжения. Показатели умственной работоспособности, такие как психическая активация, интерес, и комфортность снижаются. Рок-музыка эффективно регулирует деятельность на уровне текущей активности, т.е. в ограниченный период времени. Применение данного музыкального сопровождения на ситуативном уровне, также как и джаза, нецелесообразно, т.к. наблюдается эмоциональная подавленность испытуемого.
Музыка для релаксации повышает эффективность деятельности как за счет увеличения скорости реакции, так и за счет снижения количества пропусков и ошибок. Соответственно возможно ее применение на текущем уровне регуляции. Также в результате воздействия стабилизируется умственная и физическая работоспособность, нормализуется эмоциональный фон. Таким образом, применение данного музыкального жанра для регуляции деятельности оператора персонального компьютера возможно и на ситуативном уровне.
Электронная музыка повышает эффективность деятельности за счет увеличения количества решенных задач. На эмоциональном уровне она вызывает сильную активацию парасимпатической нервной системы, значительное повышение ситуативной тревожности, напряжения. Такие показатели умственной работоспособности, как психическая активация, интерес и комфортность снижаются. Музыка данного жанра эффективно регулирует деятельность на уровне текущей активности, т.е. в ограниченный период времени. Применение данного музыкального сопровождения на ситуативном уровне, также как джаза и рока нецелесообразно по той же причине.
Классическая музыка повышает эффективность деятельности за счет снижения количества пропусков и ошибок. Также в результате воздействия стабилизируется умственная и физическая работоспособность, нормализуется эмоциональный фон. Соответственно возможно применение музыки данного жанра, как на уровне текущей регуляции, так и на уровне ситуативной.
Влияние таких показателей как пол, направленность образования, тип нервной системы, уровень личностной тревожности и нейротизма на результаты музыкального воздействия не обнаружено. Музыкальный опыт, образование и пристрастия, а также эмоциональное отношение к прослушиваемому материалу также не оказали влияния на результаты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волчек О. Д. Музыка и профилактика негативного влияния ограниченного пространства // Проблемы инженерной психологии. Вып. IV: Эргономика. М., 1979, с.48-49.
2. Голиков Ю.А., Дикая Л.Г., Костин А.Н. Проблемы исследования психической регуляции в триаде «деятельность- личность-состояние»//Проблемность в профессиональной деятельности: теории и методы психологического анализа. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. 358 с. С. 3-79.
3. Епифанов Е.Г., Шпагонова Н.Г. Влияние музыки на эффективность решения когнитивной задачи // Психологический журнал. 2002. №3.
4. Ермаков С. Электронный звук - феномен конца XX века. -Шр://суЪегЬоте.пт.ги./риЪ/ти7ах.Ыт1.
5. Иванченко Г.В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения // Психологический журнал, 2001, том 21, №1.
6. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.
7. Князева Т.С., Пашина А.Х. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия музыки // Психологический журнал. 2001. №1.
8. Морозов В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения: психофизиологические и психоакустические основы//Современная психология: Справочное руководство. - М.: ИНФРА-М, 1999. С. 304-329.
9. Непомнящий А.В., Непомнящий В.А. Имитатор операторских задач для
психологических исследований/Рег. номера: ОФАП 1487000263, ГОСФАП
50910000341. Москва, 1991.
10. Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журнал, 1984. №6. С. 79-85.
11. Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. - М.: Наука, 1998.
12. Основы инженерной психологии: Учеб. для техн. вузов / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Высш. шк., 1986.
13. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
14. Рождественская В.И., Голубева Э.А., Ермолаева-Томина Л.Б. и др. К вопросу о функциональных состояниях в связи с типологическими свойствами нервной системы // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, т.5 - М., 1997.
15. Сыров В. Полный джаз. - www.jazz.ru/mag/110/opinion.htm
16. Тоферт Р. Влияние музыки на организм человека. - http:/
studio7/hotbox. ru/mainr.htmls
17. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. - М., 1978.
18. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1980.
19. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. -М.: АОЗТ «Антидор», 1998.
20. Эбаноидзе И. Психология джаза. - www.pereplet.ru/text/jazz.html
21. Эйбл-Эйбесфельдт Я. Биологические основы эстетики. -
http://npvr.chat.ru/texts/estetica.htm
22. Кальманович Д. Генетическая загадка музыки// Медицинская информационная сеть. - www.medicinform. net/human/biology/biolo gy3. htm
О СТРУКТУРЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА (ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ)
Н.А. Лызь
Традиционная дихотомия «физическое - психическое» позволяет нам рассматривать физическое и психическое здоровье человека как два относительно отдельных уровня, где второй, опираясь, надстраиваясь над первым, в какой-то мере подчиняет его себе. Справедливость последнего утверждения подтверждается результатами исследования факторов здоровья, «каждый из которых имеет свой психологический подтекст» [2. С. 75] и прогнозами о будущей медицине, исповедующей идею «о первичности духа в возникновении большинства соматических нарушений» [18. С. 333]. Говоря о физическом уровне здоровья, мы ограничиваемся рассмотрением человека как организма, основная функция которого
- выживание - обеспечивается механизмами саморегуляции, поддерживающими постоянство внутренней среды и обеспечивающими адаптацию к внешней окружающей среде, природным условиям. Критерии психического здоровья также могут рассматриваться в парадигме адаптации, однако очевидно, что разведение нормы и патологии здесь наталкивается на определенные трудности.
Психическое здоровье (точнее - нездоровье) относится к ведению
психиатрии. Традиционно считается, что психические болезни проявляются в неадекватности субъективной отражательной деятельности и одновременно как нарушение произвольной адаптации человека к условиям внутренней и внешней среды [19], а основной их причиной являются органические нарушения. В «малой психиатрии» и психотерапии рассматриваются слабые формы психических
отклонений, пограничные состояния психики: психогении (реактивные состояния, неврозы) без острых психотических расстройств, психопатии, психические
нарушения в экстремальных условиях деятельности и другие заболевания без глубоких изменений психики, степень проявления которых зависит, в основном, от социальных факторов (воспитания, психотравмирующих ситуаций и пр.). Тем самым утверждается, что психический уровень здоровья формируется не только в биологическом «плане» бытия человека, но и в социальном, личностном и, вероятно, не исчерпывается такими характеристиками как «здоровая психическая
деятельность» и «отсутствие нарушений произвольной адаптации». Так, например,