Научная статья на тему 'Воздействие модернизации на конкурентоспособность отечественных производителей и их положение в обмене'

Воздействие модернизации на конкурентоспособность отечественных производителей и их положение в обмене Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ОТНОШЕНИЯ ОБМЕНА / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / MODERNIZATION / COMPETITIVE ENVIRONMENT / COMPETITIVE ADVANTAGE / EXCHANGE RELATIONS / COMPARATIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тумаланов Н. В., Иванов В. В., Тумаланов Э. Н.

В статье рассмотрены проблемы модернизации в сфере легкой промышленности. Проанализированы изменения, которые происходят под ее воздействием в отраслевой конкурентной среде. В частности, речь идет о конкурентоспособности отечественных производителей и их позициях в обмене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тумаланов Н. В., Иванов В. В., Тумаланов Э. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION INFLUENCE ON DOMESTIC PRODUCER COMPETITIVENESS AND THEIR POSITION IN THE EXCHANGE

The modernization problems in the light industry field are considered in the article. The changes that occur under its influence in the industry competitive environment are analyzed. In particular, it is said about the domestic producer competitiveness and their positions in the exchange.

Текст научной работы на тему «Воздействие модернизации на конкурентоспособность отечественных производителей и их положение в обмене»

9. Меньшенина И.Г., Капустина Л.М. Кластерообразование в региональной экономике. - Екатеринбург, 2008.

10. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации. - М., 2008.

11. Методические рекомендации по формированию кластеров в субъектах РФ. - М., 2008.

12. Орлов С.В., Орлова К.А. Экономические и правовые основы создания кластеров в России // Вестн. Калининград. юрид. ин-та МВД России. - 2010. - № 3. - С. 76-80.

13. Производственная кооперация крупного и малого бизнеса: рекомендации по созданию промышленных кластеров. - М., 2006.

14. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.: утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике. - М., 2006.

15. Сайт подкомитета ТПП РФ по развитию субконтрактации и кластерных технологий // http://www.promcluster.ru.

УДК 382.811 Н.В. Тумаланов, В.В. Иванов, Э.Н. Тумаланов

ВОЗДЕЙСТВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ИХ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБМЕНЕ

В статье рассмотрены проблемы модернизации в сфере легкой промышленности. Проанализированы изменения, которые происходят под ее воздействием в отраслевой конкурентной среде. В частности, речь идет о конкурентоспособности отечественных производителей и их позициях в обмене.

Ключевые слова: модернизация, конкурентная среда, конкурентное преимущество, отношения обмена, сравнительное преимущество.

N.V. Tumalanov, V.V. Ivanov, E.N. Tumalanov

MODERNIZATION INFLUENCE ON DOMESTIC PRODUCER COMPETITIVENESS AND THEIR POSITION

IN THE EXCHANGE

The modernization problems in the light industry field are considered in the article. The changes that occur under its influence in the industry competitive environment are analyzed. In particular, it is said about the domestic producer competitiveness and their positions in the exchange.

Key words: modernization, competitive environment, competitive advantage, exchange relations, comparative advantage.

Функции модернизации в формировании условий конкуренции на отраслевых рынках. Под

влиянием глобализации и процессов, вызванных ею, происходят изменения в условиях конкуренции в отраслях и в отношениях обмена между отраслями. В настоящее время действие исходных факторов, формирующих условия конкуренции и обмена, таких, как структура отраслевых рынков, конкурентная среда в них, характер спроса на товары, усугубляется давлением ряда других факторов, наиболее мощным из которых является модернизация. Выявление закономерностей воздействия модернизации на условия конкуренции в отраслях позволяет глубже понять те изменения, которые происходят на отраслевых рынках и в отношениях обмена между отраслями. Эти новые знания могут быть использованы в выработке стратегии создания долгосрочного конкурентного преимущества отечественных производителей на отраслевых рынках и рационализации стоимостно-ценовых отношений в обмене.

Модернизация в большинстве отраслей современной отечественной экономики неразрывно связана с конкурентоспособностью производителей. Сам процесс модернизации побуждается обострением конкуренции и усложнением ее условий. В базовых отраслях процесс модернизации свое воздействие распространя-

ет не только на технологические и технические аспекты повышения конкурентоспособности, но и организацию и управленческую сферу, методы и качество обучения персонала.

Эти внутрифирменные факторы взаимосвязаны между собой. Они связаны также и с отраслевыми факторами конкурентной среды, структуры рынков, спроса на товары, макроэкономическими факторами конъюнктуры рынка, инфляции, внешнеторговых отношений, валютных курсов, а также политико-правовыми и социальными условиями. Последние непосредственно взаимодействуют с институциональной системой, сформировавшейся в новых условиях. Эти функциональные связи модернизации придают процессу системный характер.

Конкурентные условия на отраслевых рынках испытывают воздействие модернизации через изменение структуры и соотношение конкурентных сил. Происходят изменения в составе поставщиков и в характере отношений с ними. Растут угрозы со стороны производителей товаров-субститутов. В процессе модернизации следует ожидать изменения условий входа в отрасль и выхода из неё. В то же время меняются поведение потребителей, характер их оценки товара, а также их ожидания и запросы. В ряде отраслей происходит углубление сегментации рынка [1]. Модернизация в отраслях способствует формированию более благоприятных условий дифференциации продукции, а в создании конкурентных преимуществ повышает возможности снижения издержек. Эти возможности используются по разным направлениям: достижением эффекта масштаба, реализации преимущества по территориальной факторной обеспеченности, непрерывным обучением персонала, эффектом опыта. В подходах к организационным вопросам на ведущее место выходит вертикально интегрированная модель, направленная на использование всей цепочки создания стоимости на этапах входной логистики, обработки, выходной логистики, маркетинга и реализации, а также дистрибуции и послепродажного обслуживания.

Воздействие модернизации на конкурентоспособность отечественных производителей. Исходя из особенностей процесса, воздействие модернизации на конкурентные условия и отношения обмена через рыночные силы и внутреннюю среду фирм целесообразно рассмотреть по отдельным отраслям.

Если остановиться на легкой промышленности, то в этой отрасли актуальность модернизации обозначилась явственно и первые шаги в этом направлении уже сделаны, поскольку она отличается привлекательностью для региона и страны. В ней в результате инновационного развития и модернизации можно получить многостороннюю отдачу. Она непосредственно работает на удовлетворение потребностей и повышение уровня жизни населения, привлекательна для малого и среднего бизнеса, способствует укреплению экономической безопасности общества. Успешная ее модернизация способна гармонизировать территориально-региональное развитие страны, вывести регионы, создавшие мощные предприятия этой отрасли, из ряда дотационных и депрессивных в самодостаточные.

В отношении внутренних позиций фирмы легкая промышленность удобна для внедрения новейших технологий, позволяет получить высокую долю добавленной стоимости. В отрасли относительно невысокие входные и выходные издержки, что очень важно для притока новых фирм на рынок и стимулирование конкуренции.

Стратегия развития лёгкой промышленности России до 2020 года ориентирована на доведение доли отечественной продукции до 50,5 %, что основано на реальных возможностях отрасли на рынке и соответствует нынешнему состоянию ее и перспективам, которые открываются в процессе модернизации. Вполне реален и прогноз роста спроса на высококачественную одежду и обувь из натурального сырья и извлечения из этого немалой выгоды для отечественного производителя.

Лёгкая промышленность - базовая отрасль. Потребителями являются домашние хозяйства, промышленность, сельское хозяйство, армия, полиция, медицина, стройиндустрия, отрасли туризма и спорта и ряд других сфер деятельности. Исходя из роста спроса на продукцию отрасли во всех этих сферах, основные цели модернизации, занятие 50-процентной доли внутреннего рынка отрасли, доведение доли швейных изделий изделий с 47 до 60 %, обуви - с 31 до 70 %, трикотажа - с 18 до 70 % можно признать вполне достижимыми. При этом доля легального импорта останется неизменной (около 40 %). Долю отечественной продукции предполагается, очевидно, увеличить за счет сокращения доли ввозимой и внутренней нелегальной продукции (с 42 до 10 %). Наиболее предпочтительным результатом модернизации представляется увеличение доли продукции нового поколения с высокой совокупной добавленной стоимостью. Кроме того, также и предлагаемая ориентация рынка на страны Западной Европы, Балтии и СНГ требует повышения, с одной стороны, качества, с другой - привлекательности товара пор ценовым параметрам [2].

Пока отечественная легкая промышленность не отличается ни в отношении инновационной активности и создания продукции нового поколения, ни по высокой доле на внутреннем рынке своей продукции, ни успехами в дифференциации продукции и снижении издержек.

Удельный вес предприятий, активно использующих инновации, менее 10 %, что в несколько раз ниже, чем в среднем по отрасли стран-конкурентов (около 40 %). Индекс производства, который начал свое падение в 2008 году, не восстанавливается, среднегодовая численность работников сокращается (0,5 млн в 2005 году и 0,38 млн в 2011 году). Низкая рентабельность продаж не позволяет в должной мере активизировать инвестиционную деятельность.

В то же время очень высока значимость рынка отрасли. Оборот розничной торговли составляет 2000 млрд руб. (16 % всего розничного товарооборота). Растет рыночная доля дорогих и высококачественных товаров. Доля средней по качеству и цене товарной массы остается стабильной. Недооценен рынок продукции производственно-технического назначения: производственного текстиля, специальной рабочей одежды и обуви. В целом за счет своего легального производства удовлетворяются лишь 20 % совокупного спроса на продукцию отрасли (табл.).

Структура товарного насыщения рынка товаров легкой промышленности России

Показатель Объем

млрд руб. %

Внутреннее производство 402 20,1

Объем импорта, учтенного ФТС 765 38,3

Незаконно ввезенные товары и неучтенное внутреннее производство 833 41,6

Итого 2000 100

Следует отметить те изменения, которые происходят в структуре и конкурентной среде. В отрасли сформировались группы предприятий, которые нашли свои сегменты рынка, закрепились в них и успешно выдерживают конкуренцию. Они на практике решили проблему модернизации и вступили в пятый технологический уклад. В большинстве подотраслей легкой промышленности (трикотажной, шерстяной, льняной, обувной, хлопчатобумажной) это по 10-20 предприятий, которые производят от 50 до 75 % их продукции. По существу, на рынках товаров легкой промышленности среди отечественных предприятий наблюдается формирование структурного типа олигополии с довольно высокой концентрацией.

На первый взгляд, такая структура должна бы способствовать довольно прочной рыночной власти этих ведущих фирм, которая может позволить вести гибкую ценовую политику, ориентированную на темпы инфляции, и сделать устойчивыми позиции в обмене.

Однако этому препятствуют два фактора. Первый - рост издержек, который происходит за счет удорожания топливно-энергетических поставок. Удельный вес затрат на эту группу ресурсов постоянно растет, причем, более высокими темпами, чем на другие ресурсы: с 12 % в 2005 году он вырос до 14 % в 2008 году и до 17 % - в 2012 году.

Вторым фактором является реальное содержание внутреннего рынка отрасли, где доля отечественной продукции не достигает и % части. Зная о том, что, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, доля незаконно ввезенной иностранной продукции составляет более 1/3 общего объема рынка, необходимо признать, что при таком порядке вещей на внутреннем рынке наличная масса отечественной продукции не очень сильно влияет на условия конкуренции.

Кроме того, в модернизации необходимо исходить не просто из существующего общего содержания рынка отрасли, но из разделения рынка на сегменты по двум основным направлениям: рынок продукции массового потребления и рынок продукции «престижного потребления». Более того, в дальнейшем разделение развивается по менее крупным сегментам и далее уже по относительно небольшим нишам рынка. Это позволяет надеяться на то, что в результате модернизации отечественные фирмы могут занять отдельные ниши или более крупные сегменты рынка и создать в них конкурентное преимущество. Сама организация модернизации должна исходить из того, что в первую очередь целесообразно модернизировать фирмы, которые уже создали и (или) заняли сегмент, прочно в нем закрепились.

В целом по отрасли посредством модернизации необходимо решить ряд проблем. Прежде всего, надо обратить внимание на инвестиционную привлекательность отрасли, так как пока она низкая. Объем инвестиций в отрасль за последние 5 лет не достигал и 1 % от общего объема инвестиций в обрабатывающих отраслях. Отрасли легкой промышленности необходимо определиться и с тем, за счет каких факторов будет достигнуто конкурентное преимущество, которое даст возможность занять половинную долю рынка при функционировании в рамках правил ВТО.

Если начинать с сокращения издержек, то наиболее ощутимые результаты даст сама модернизация как таковая, направленная на внедрение новых технологий, использование новой техники, оборудования, переход к новой организации. Менее перспективным являются экономия на оплате труда и снижении расходов на топливо и энергию. Возможности экономии на заработной плате, видимо, исчерпаны, поскольку она находится в ней на низком уровне, значительно ниже, чем в среднем по экономике. Напротив, придется повысить уровень оплаты труда, что напрашивается в связи с мощным ростом производительности труда в результате модернизации. Сокращение расходов на энергоносители при применении новых, более современных, технологий вполне достижимо. Однако существует угроза, что экономия будет перекрыта фритре-дерской тарифной политикой по отношению к продукции производителей топлива и энергии, к которой правительство перешло в соответствии с требованиями ВТО.

Реальным является занятие той доли рынка, которую ныне занимают незаконно ввезенные товары и нелегально произведенная продукция. Если она полностью будет занята легальной отечественной продукцией, то доля рынка в 1,2 трлн руб. может значительно изменить конкурентную среду в отрасли и сделать ее более благоприятной для отечественного бизнеса. Эту долю, скорее всего, займут крупные и средние предприятия, успешно осуществившие модернизацию, и частично малый бизнес. В целом рыночная концентрация повысится и отечественные фирмы могут успешнее вести ценовую политику. При осуществлении такого сценария значительно улучшится и положение отрасли в обмене, поскольку в ценообразовании они смогут перекрыть возросшие издержки на сырье и энергоносители рационализацией структуры отпускных цен.

В отношениях международного обмена отрасли надо получить возможность создать сравнительное преимущество. Пока же агрегированная оценка сравнительного преимущества по стоимостным показателям отрасли свидетельствует, что индекс его, исчисляемый как отношение показателя «экспорт минус импорт» к показателю объема внутреннего производства, дает недопустимо высокий отрицательный результат.

тт 1,2 млрд долл. - 12,6 млрд долл. Л Исп _ 10/1 = -0,85.

13,4 млрд долл.

Намеченные стратегией показатели также и в начале постмодернизационного периода не обещают привести к положительному индексу сравнительного преимущества, но они могут значительно снизить его отрицательную величину (до -0,30-0,35).

В создании сравнительного преимущества в международном обмене необходимо исходить из того, что в современных рыночных условиях приоритетны потребности клиентов. Необходимо изучать эволюцию их вкусов и создать четкую картину того, чем можно привлечь их сегодня и завтра. Нужны более разнообразный и адаптированный подход к потребителям и их новым запросам, а уже исходя из них осуществлять дифференциацию продукции. При этом необходимо учесть, что дифференциация - более емкое понятие, чем повышение качества. Она требует глубокого до мельчайших деталей познания ожиданий потребителей. Только полноценное удовлетворение товаром этих новых потребностей может обеспечить конкурентное преимущество на рынке и увеличение своей доли рынка. Подход же к качеству продукции должен быть синтезом всеобщего контроля и сбора предложений по его повышению [3].

Модернизация и обмен. Для стратегии очень важно также и то, в каком положении производители отрасли находятся в межотраслевом обмене, в частности, стоимостном аспекте. Вполне очевидно, что в настоящее время в большинстве отраслей положение отечественных производителей в межотраслевом обмене неблагоприятное. Это подтверждается статистикой и общими результатами деятельности отрасли и ее производителей. Низкая рентабельность (от 3 до 8 % по разным сегментам рынка), неблагоприятная динамика пропорций обмена уже в течение ряда лет в целом свидетельствуют о том, что большинству производителей отрасли трудно добиться простой окупаемости издержек. Легкая промышленность - одна из тех

отраслей, которые первыми встретили мощное давление глобализации в виде всеобщей экспансии иностранных конкурентов, находящихся в лучших факторных условиях. В связке с этой экспансией действуют неэффективные межотраслевые стоимостные отношения обмена. Это придает негативному процессу характер синергии, умножает его силу. Поэтому модернизация отраслей должна сочетаться с рационализацией обмена, и было бы хорошо, если бы это протекало как единый процесс.

Еще одним важным условием для того, чтобы модернизация предотвратила упадок жизнеобеспечивающих отраслей и вывела их в разряд конкурентоспособных, является переход ведущих фирм отрасли к вертикальной интеграции. Организация по этому принципу позволяет занять важнейшие звенья цепочки создания стоимости и способствует повышению конкурентоспособности производителей отрасли, улучшению их положения в обмене. Например, при вертикальной интеграции производитель льняного текстиля создает ряд конкурентных преимуществ. Производство и поставку сырья и полуфабрикатов он ставит под собственный контроль. Сокращаются издержки, благодаря переходу к новым технологиям, использованию новой высокопроизводительной техники, эффекту масштаба производства. Сокращаются также и транзакционные издержки, благодаря отказу от услуг посредников в поставках и реализации. Сокращение издержек, рост производительности труда улучшает положение отечественных производителей в системе обмена как в рамках национального рынка, так и в международном обмене. Кроме того, немаловажно и то, что вертикальная интеграция создает условия для развития льноводства в регионе.

Вполне очевидно, что модернизацию осуществляют и конкуренты. Региональные производители должны настроиться на жесткие условия конкуренции, сложность достижения конкурентных преимуществ. От производителей региона требуется достижение нужного уровня снижения издержек и проявление искусства дифференциации продукции не только в качественном, но и во временном, территориальном и демографическом отношении. По существу эти умения наряду с использованием преимуществ обеспеченности факторами производства являются ключом к успешному выбору регионом отрасли специализации и созданию мощного кластера конкурентоспособных производителей, успешно осуществивших модернизацию.

В целом анализ процесса модернизации в легкой промышленности свидетельствует о том, что производители отрасли, несмотря на усложнение условий конкуренции в них в результате углубления глобализационного процесса, в большинстве своем готовы к полноценной модернизации, которая может дать желаемые результаты, стать основой специализации регионов и страны в целом.

Фирмы этих отраслей и в регионах, и в экономике страны в целом способны развивать ресурсы и способности до необходимого уровня, построить успешную стратегию и достичь конкурентного преимущества на внутреннем рынке в ряде его сегментов.

Модернизация этих отраслей и успешная специализация способны привести к улучшению положения отечественных производителей в обмене в результате рационализации стоимостных меновых пропорций и достичь сравнительного преимущества в международном обмене.

Литература

1. Тумаланов Н.В. Формирование условий межотраслевого обмена в национальной экономике. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011.

2. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков: пер. с англ. - М., 1997. - 698 с.

3. Тумаланов Н.В. Рынок и цена: институциональный аспект теории ценообразования // Вестн. Чуваш. ун-та. - 2010. - № 1. - С. 500-505.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.