вопрсх:ы российской юстиции выпуск n«33
УДК 342
Щекутьев Илья Николаевич Донбасский государственный университет юстиции Институт нотариата и адвокатуры
Россия, Донецк ishchekutev03 @mail .ru Shchekutyev Ilya Donbass State University of Justice Institute of Notaries and Lawyers Russia, Donetsk
ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы влияния норм международного права на законодательства государств, преодоления возможных коллизий между ними, обеспечения взаимодействия национальных норм с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, в том числе с участием Российской Федерации. Подчеркнуто значение природы международного права как фактора, определяющего роль принципа добросовестного соблюдения международных обязательств в процессе имплементации международных норм в национальное законодательство.
Ключевые слова: международное право, международный договор, государство, конституция, законодательство РФ.
THE IMPACT OF INTERNATIONAL LAW ON THE LEGISLATION OF
THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation: the article examines the issues of the influence of international law norms on the legislation of states, overcoming possible conflicts between them,
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
ensuring the interaction of national norms with generally recognized principles and norms of international law, international treaties, including with the participation of the Russian Federation. The importance of the nature of international law as a factor determining the role of the principle of conscientious observance of international obligations in the process of implementing international norms into national legislation is emphasized.
Key words: international law, international treaty, state, constitution, legislation of the Russian Federation.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире значимым аспектом в развитии законодательства большинства стран считается воздействие норм международного права. Итогом данного процесса, как правило, является компромисс, суть которого состоит в соразмерных уступках сторон по отношению друг к другу. Поэтому, во многом благодаря этой характерной черте, государствам удаётся создать соглашение на дву- и многосторонней основе, которое должно стать общепризнанным актом.
Цель исследования - определить правовую природу развития влияния международного права на национальное законодательство, выявить особенности трансформации конституционного законодательства.
Значимое место в международном праве представляют его главные принципы, которые имеют властный характер. Среди них стоит выделить такие принципы, как: неприменение силы и угрозы силой; разрешение международных споров мирными средствами; невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; обязанность государств сотрудничать друг с другом; равноправие и самоопределение народов; добросовестное соблюдение международных обязательств. Любой международный акт, который им противоречит, необходимо признать не имеющим юридическую силу [4, а 35].
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
Следует выделить отдельно принцип добросовестного соблюдения международных обязательств. В нём идёт речь о том, что законы каждой страны обязаны соответствовать нормам международного права, которые влияют на государственную систему права. Проблема исполнения международных обязанностей должна решаться страной, которая приняла на себя данное обязательство [3, а 25].
Разнообразные общепризнанные акты, как правило, имеют разное по степени важности воздействие на законодательную базу конкретного государства. Например, на формирование законных и подзаконных актов РФ, в основном, имеют влияние международные договоры, обязательность которых Российская Федерация одобрила, и которые вступили в силу, что проистекает из самой Конституции РФ. Также это обуславливается тем, что на сегодняшний день международный договор является основой современного международного права. Международно-правовой обычай имеет меньшую значимость, по той причине, что регулировка международных взаимоотношений при помощи этой нормы происходит на основании законов, которые функционируют в однородной области международных социальных отношений, и их наличие зачастую требует подтверждений не только лишь со стороны государств -членов международного сообщества, но и судебных органов [4, с. 36-37].
Анализируя природу постановления международных учреждений, необходимо упомянуть, что они утверждаются, основываясь на актах международных организаций, а именно международных договоров, которые устанавливают полномочия органов данных учреждений. При помощи соблюдения международных договоров страна совершенствует законодательную базу, обогащает её содержание, вносит поправки в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также формирует условия, при помощи которых возможно создание правового государства [2, а 38]. Заключение этих договоров возможно только с соответствующего разрешения государства.
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
При этом из большого количества международных договоров РФ необходимо выделить разносторонние, которые заключаются не только на универсальном уровне, но и на региональном. Помимо этого, является целесообразным обратить внимание на то, что и более распространённые двусторонние международные договоры РФ имеют значимое воздействие на совершенствование законотворческой базы России. К подобным соглашениям следует отнести договоры, которые касаются взаимоотношений государств в финансовой области, в сфере культуры, а также акты по вопросу экстрадиции физических лиц [4, c. 37].
Серьёзную роль в совершенствовании сначала для советского, а после и российского законодательства о международных договорах, сыграла Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. Законодательство Российской Федерации заимствовало понятийный аппарат Венской конвенции, принципы заключения, действия и прекращения международных договоров и подходы к выполнению международных договоров [1].
Законодательным органам следует брать во внимание и то, что международные договоры часто корректируются, устаревшие договоры обновляются, а в совершенствовании договоров участвуют и другие соглашения [2, c. 39].
Правовая база реализации международных договоров Российской Федерации определена Конституцией РФ, но вместе с ней для исполнения международных договоров важное место занимают законные и подзаконные нормативно-правовые акты. К ним можно относить кодексы, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, а также решения судов РФ.
На сегодняшний день в юридической науке выполнение международных договоров обычно связывают с термином «имплементация» (от англ. implementation - осуществление, проведение в жизнь, выполнение, реализация). Выделяют два последовательных этапа имплементации: формулировка
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
согласия на обязательность договора и его выполнение. Благодаря ей, в государственном праве развивается уровень защиты прав и свобод человека, увеличиваются финансовые, социальные и культурные условия жизни, а также растёт область взаимоотношений между иными государствами [4, а 40].
Необходимо отметить, что не смотря на значимую роль международного права в законодательстве большинства стран мира, в том числе Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, оно никак не может стоять выше основного закона государства [5]. Это значит, что никакой противоречащий Конституции России международный договор не может являться частью её правовой система. Если он по каким-то причинам был подписан, то он не должен ратифицироваться и вступать в силу. Данную позицию занимает Конституционный суд Российской Федерации, указывая, что правовой системе России, основанной на верховенстве Конституции РФ, правила международного договора, если они противоречат её положениям, не могут находить своего применения. Обязанностью органов государственной власти является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина и недопущение нарушений основ конституционного строя при имплементации международных договоров в правовую систему Российской Федерации [3, а 26-27].
Дуалистическая концепция взаимодействия международного и внутригосударственного права подчёркивает, что сфера действия норм права представляет собой самостоятельную правовую систему. Современное национальное право, несмотря на определённое взаимодействие, не находится в подчинении международному праву. Хотя международное право и национальное законодательство не могут существовать обособленно, следует отметить, что международное право является вторичным для государства, так как тенденции по реформированию международного права могут не учитывать национальных интересов.
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
Следует выделить, что в воздействии на законодательную базу РФ нормы международного права не занимают первое место. С одной стороны, это является недостатком, ведь любая страна, которая желает сотрудничать с мировым сообществом, обязана соблюдать определённые правила, принятые в нём. При этом, следует учитывать особенности национального законодательства, развитие общества.
Список литературы:
1. Венская конвенция о праве международных договоров [Электронный ресурс]: принята 23 мая 1969 года URL: https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml.
2. Анисимов Л.Н. Природа норм международного права [Электронный ресурс] / Л.Н. Анисимов // Ленинградский юридический журнал - 2010. - № 3 (21) - С. 32-42. - URL: https://cyberleninka.ra/article/n/priroda-norm-mezhdunarodnogo-prava
3. Барнашов А.М. Конституции государств и международное право [Электронный ресурс] / А.М. Баршанов // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2013. - № 2 (8). - С. 24-28. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/konstitutsii-gosudarstv-i-mezhdunarodnoe-pravo-1
4. Тиунов О.И., Кашаркина А.А., Морозов А.Н. Влияние норм международного права на развитие национального законодательства [Электронный ресурс] / О.И. Тиунов, А.А. Кашаркина, А.Н. Морозов // Журнал российского права. - 2010. - № 6. - С. 35-44. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-norm-mezhdunarodnogo-prava-na-razvitie-natsionalnogo-zakonodatelstva
5. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный текст (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/