Научная статья на тему 'Воздействие конкурентной среды на рыночное положение фирмы высокотехнологичной отрасли'

Воздействие конкурентной среды на рыночное положение фирмы высокотехнологичной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1169
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОТРАСЛИ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / COMPETITIVE ENVIRONMENT / HIGH-TECHNOLOGY INDUSTRIES / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Любовь Алексеевна, Викторова Марина Юрьевна

Предлагаются результаты анализа конкурентной среды в высокотехнологичных отраслях, возможностей достижения фирмами конкурентных преимуществ на их рынках, а также факторов, воздействующих на конкурентоспособность фирм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Любовь Алексеевна, Викторова Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT ON MARKET POSITION OF THE FIRM OF THE HIGH-TECHNOLOGY INDUSTRY

Results of the analysis of the competitive environment in high-tech industries, opportunities of achievement by firms of competitive advantages in their markets, and also the factors influencing competitiveness of firms are offered.

Текст научной работы на тему «Воздействие конкурентной среды на рыночное положение фирмы высокотехнологичной отрасли»

УДК 330.101.8 ББК 65.011.3

Л .А. ИВАНОВА, М.Ю. ВИКТОРОВА

ВОЗДЕЙСТВИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИРМЫ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ОТРАСЛИ

Ключевые слова: конкурентная среда, высокотехнологичные отрасли, конкурентное преимущество.

Предлагаются результаты анализа конкурентной среды в высокотехнологичных отраслях, возможностей достижения фирмами конкурентных преимуществ на их рынках, а также факторов, воздействующих на конкурентоспособность фирм.

L.A. IVANOVA, M.Yu. VIKTOROVA

IMPACT OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT ON MARKET POSITION OF THE FIRM OF THE HIGH-TECHNOLOGY INDUSTRY

Key words: competitive environment, high-technology industries, competitive advantage.

Results of the analysis of the competitive environment in high-tech industries, opportunities of achievement by firms of competitive advantages in their markets, and also the factors influencing competitiveness of firms are offered.

На современном этапе характер развития экономики во многом определяют высокотехнологичные отрасли. Постоянное совершенствование процесса производства, изменение потребностей населения, появление на рынке технологий-конкурентов приводят к тому, что высокотехнологичные отрасли должны быстро реагировать на изменения конкурентной среды, работать над созданием конкурентного преимущества своего товара. В связи с особенностями процесса эволюции отраслей, появлением новых сегментов рынка роль конкурентной среды возрастает. Для выживания в жесткой конкурентной борьбе фирма должна обладать определенными преимуществами перед своими конкурентами.

Проблема формирования конкурентной среды отрасли, развития конкурентных отношений нашла свое отражение в трудах российских и зарубежных ученых: Л.Г. Азоева, И. Ансоффа, Б. Олина, М. Портера, Дж. Робинсон, Ф. Хай-ека, Э. Хекшера, Г. Хотеллинга, Э. Чемберлина и др.

Однако анализ степени разработанности данной проблемы показал, что в имеющейся литературе ощущается недостаток работ, где на основе исследования эволюции конкурентной среды определяется рыночное положение фирмы высокотехнологичных отраслей и возможности создания ею конкурентных преимуществ на рынке.

В связи с этим на основе анализа конкурентной среды представляется необходимым выявить возможности формирования конкурентных преимуществ в высокотехнологичных отраслях и охарактеризовать их воздействие на процесс создания нового товара, его коммерциализации и распространения. Поскольку главными признаками любой инновации являются быстрота и результативность этих этапов, это позволяет также лучше познать механизмы и движущую силу отраслевой конкурентной среды и определить благоприятные возможности и опасности, с которыми может столкнуться фирма в отрасли.

Конкурентная среда, под которой понимаются относительно самостоятельные области рыночной среды, представляет собой совокупность производителей однородной специфической продукции и их отношений, складывающихся в определенный период времени по поводу соперничества за наилучшее приложение ресурсов. Одновременно она является характеристикой реального состояния отраслевого рынка, отражающей его текущее положе-

ние, а при специфическом подходе и закономерности его эволюции. Конкурентной среде присуще свойство развития. Те преимущества и факторы, которые обеспечивают развитие конкурентной среде в определенный момент времени, не будут таковыми в другой. Поэтому конкурентную среду нельзя считать имманентным качеством отрасли, комплекса отраслей. Её надо рассматривать с точки зрения относительности.

Широко используемая модель пяти сил М. Портера, признанная в анализе действенной и эффективной, позволяет рассматривать во взаимосвязи и взаимозависимости следующие конкурентные силы:

1. Риск входа потенциальных конкурентов в отрасль. Сила этого фактора во многом зависит от наличия барьеров входа: чем они выше, тем легче действующим фирмам вести свою ценовую политику и повышать норму прибыли. При низком же барьере они будут вынуждены снизить цены, что приведёт к снижению прибыли.

2. Соперничество существующих в отрасли компаний. Здесь следует выявить влияние трех факторов: структуры отраслевого рынка; условий спроса; характера барьеров выхода из отрасли.

3. Широта возможностей покупателей в выборе. Расширение возможностей выбора представляет угрозу давления потребителей на цены в сторону их снижения.

4. Отношения с поставщиками. Они важны в том отношении, что поставщики могут поднять цены на свои товары, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а значит, и финансовый результат своей деятельности.

5. Угроза появления товаров-субститутов. Существование эффективно заменяющих продуктов составляет серьезную внешнюю угрозу, ограничивающую ценовую политику компании и ее прибыльность.

Нередко после десятилетий процветания и активного развития инновационная фирма отодвигает на второй план значение конкурентного преимущества. В то же время в процессе эволюции инновационной отрасли условия создания конкурентного преимущества быстро меняются, достигнутое преимущество теряется. Также изменения создают новые, менее благоприятные условия конкуренции для этих производителей. В силу быстрого исчерпания конкурентного преимущества лидеров появляется возможность войти в инновационные рынки новых фирм, прежде для них недоступные. Особенно часто такое положение наблюдается на новых рынках высокотехнологичных отраслей, находящихся на стадии распространения, когда коммерциализация состоялась.

Важное место в повышении конкурентоспособности высокотехнологичной фирмы занимает создание конкурентных преимуществ перед аналогичными фирмами на внешних рынках, которые могут обеспечиваться созданием (или изменением) соответствующей отраслевой структуры, формированием группы высококонкурентных предприятий-лидеров, когда другие предприятия отрасли тянутся к их уровню; отлаженной опытно-конструкторской и прогрессивной производственно-технологической базой, развитой отраслевой инфраструктурой; гибкой системой научно-технической, производственной, материальнотехнической организации как внутри фирмы, так и в отрасли в стране и за рубежом, эффективной системой маркетинга и реализации продукции.

Это позволяет считать, что именно конкурентные преимущества высокотехнологичных отраслей, создаваемые гибкой адаптацией к меняющейся конкурентной среде, способны обеспечить технологический прорыв национальной экономики развивающейся страны.

Быстрое развитие высокотехнологичных секторов экономики, которое сочетается с усилением конкуренции в этой сфере, не только усиливает стремление сохранить старые конкурентные преимущества, но и заставляет искать возможности для создания и использования новых, более высокого уровня конкурентных преимуществ. В современной экономике, когда конкурируют хозяйствующие субъекты различных типов и размеров, в такой среде как крупные, так и малые экономические единицы имеют достаточно возможностей для участия в отраслевом производстве и конкурентной борьбе на отраслевом рынке.

Участники конкуренции в высокотехнологичных отраслях сталкиваются с рядом общих проблем, характерных для этих рынков: нестабильностью, изменчивостью окружающей среды, неопределенностью перспектив развития рынка товаров отрасли, быстро протекающим жизненным циклом товара, необходимостью модернизировать производство, появлением на рынке техно-логий-конкурентов. Компании, занимающиеся производством и реализацией высокотехнологичной продукции, вынуждены преодолевать и такие сложности, как зависимость от узости сегмента рынка, быстрое снижение рентабельности, связанное с высокими издержками адаптации продукции к потребностям этого сегмента и налаживанием рынка сопутствующих услуг, нехватка специфических ресурсов. В этих условиях укреплению рыночных позиций фирмы может воспрепятствовать недостаточное внимание к вопросам развития ресурсов и способностей фирмы, от чего непосредственно зависит создание конкурентного преимущества в высокотехнологичных отраслях. Для достижения конкурентного преимущества необходимы два основных условия: 1) уникальность; 2) уместность ресурса и способности [4].

Необходимо освоить широкодоступные технологии. Они дают не конкурентное преимущество, а лишь возможность участия в конкуренции, результаты которого неопределенны. Уместность означает, что ресурсы и способности должны быть ключевыми факторами успеха в отрасли. Только в этом случае они обладают достаточной ценностью.

Как правило, наиболее мощное конкурентное преимущество создают компании, которые умеют их сочетать в наиболее выгодной комбинации. Например, компания «Хевел» (совместное предприятие Группы компаний «Ренова» и ОАО «РОСНАНО»), производитель тонкопленочных фотопреобразователь-ных модулей, на сегодняшний день представляет собой высокотехнологичный сегмент солнечной энергетики, который воплощает как уникальность деятельности - замена традиционной энергетики солнечной, так и умелое использование ресурсов и способностей, уделяя особое внимание научно-исследовательской работе в целях повышения эффективности, снижения себестоимости и расширения сфер применения солнечных модулей. Для достижения поставленных целей компания совместно с ФТИ имени А.Ф. Иоффе основала Научно-технический центр.

Вместе с тем перечисленные условия при постоянном прогрессе отрасли могут в определенный период и не дать фирме желаемые результаты. Достижение конкурентного преимущества - только начало процесса. Его надо укрепить, удержать, утвердить, сделать непереходящим. Соперники способны разрушить конкурентное преимущество компании.

Таким образом, экономические субъекты, занимающиеся производством и реализацией высокотехнологичной продукции, вынуждены преодолевать множество препятствий. В такой ситуации на будущем высокотехнологичной фирмы и отрасли в целом может отрицательно сказаться ослабление внимания к проблеме конкурентной среды, укрепления конкурентоспособности и развития конкурентных преимуществ.

Литература

1. Девяткин Е.А. Теория и практика конкуренции. М.: Евразийский открытый институт, 2008. 232 с.

2. Минаенко М.М. Конкурентные преимущества высокотехнологичных субъектов экономики в аспекте теории средней фирмы: дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. 186 с.

3. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 608 с.

4. Тумаланов Н.В. Фирмы и отраслевые рынки: стратегический анализ. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. 268 с.

5. Black J.A., Boal K.B. Strategic Resources: Traits, oonfigurations and paths to sustainable competitive advantage // Strategic Management Journal. 1994. № 15. S. 131-148.

6. Porter M.E. How competitive forces shape strategy // Harvard Business Review. 2001. № 57(2).

ИВАНОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЕВНА - аспирантка кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ivanovalubov-555@mail.ru).

IVANOVA LYUBOV ALEKSEEVNA - post-graduate student of Regional Economy and Business Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ВИКТОРОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА - аспирантка кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (8mariwa9@mail.ru).

VIKTOROVA MARINA YURYEVNA - post-graduate student of Regional Economy and Business Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 338.45 ББК 65.5

В.П. КУЗНЕЦОВ, Е.А. СУЧКОВА

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ключевые слова: глобализация, интеграция, интернационализация, фактор, промышленность, инновационная деятельность, экономика.

Рассмотрены аспекты воздействия процессов глобализации мировой экономики на хозяйственную деятельность промышленных предприятий в глобальном и региональном масштабе. Приведены сценарии дальнейшего внедрения глобализационых процессов в мире. Указаны положительные и отрицательные последствия глобализации для мировой экономики и экономики России.

V.P. KUZNETSOV, E.A. SUCHKOVA GLOBALIZATSIYA AS A DEFINING FACTOR OF FUNCTIONING AND INNOVATIVE ACTIVITY OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

Key words: globalization, integration, internationalization, a factor, the industry, innovative activity, economy.

In article aspects of impact of processes of globalization of world economy on economic activity of the industrial enterprises in global and regional scale reveal. Scenarios of further introduction of globalization processes are provided in the world. Positive and negative consequences of globalization for world economy and economy of Russia are specified.

Процесс глобализации является одной из актуальных проблем развития современного мира, фактором, воздействующим на хозяйственно-экономическую деятельность всего мирового сообщества.

С позиций экономической науки под словом «фактор» понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка [5. С. 150].

Эффективность работы предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики, находится под влиянием самых разнообразных факторов, которые могут быть классифицированы по самым различным признакам. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.