Научная статья на тему 'Воздействие идей Карла Гагемана на русское режиссерское искусство начала XX века'

Воздействие идей Карла Гагемана на русское режиссерское искусство начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
231
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЖИССУРА / АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО / ГАГЕМАН / ТЕАТР / ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕФОРМА / ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИЗИС / МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ СПЕКТАКЛЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Погильдякова Изида Вениаминовна

Режиссерская реформа Московского Художественного театра, оказав безусловное воздействие на искусство театра в целом, все же не могла существенно повлиять на процессы модернизации, происходившие в других организационных структурах. Театральный процесс 1890-1900-х гг. имел две стороны и шел достаточно противоречиво, характеризуясь активными критическими и теоретическими полемиками. На основе идей немецкого режиссера и искусствоведа К. Гагемана в театре старого образца сформировалась режиссерская теория и практика, в которой индивидуальный актерский замысел оказывался побуждающим творческим импульсом художественной деятельности режиссера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воздействие идей Карла Гагемана на русское режиссерское искусство начала XX века»

УДК 792.03

ВОЗДЕЙСТВИЕ ИДЕЙ КАРЛА ГАГЕМАНА НА РУССКОЕ РЕЖИССЕРСКОЕ ИСКУССТВО НАЧАЛА XX ВЕКА

INFLUENCE OF KARL GAGEMAN’S IDEAS ON THE RUSSIAN STAGE DIRECTION AT THE BEGINNING OF XX CENTURY

И. В. Погмльдякова I. V. Pogildyakova

ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства», г. Санкт-Петербург

Аннотация. Режиссерская реформа Московского Художественного театра, оказав безусловное воздействие на искусство театра в целом, все же не могла существенно повлиять на процессы модернизации, происходившие в других организационных структурах. Театральный процесс 1890-1900-х гг. имел две стороны и шел достаточно противоречиво, характеризуясь активными критическими и теоретическими полемиками. На основе идей немецкого режиссера и искусствоведа К. Гагемана в театре старого образца сформировалась режиссерская теория и практика, в которой индивидуальный актерский замысел оказывался побуждающим творческим импульсом художественной деятельности режиссера.

Abstract. The stage director reform of the Moscow Art Theatre, which had an unconditional influence on theatre art as a whole, couldn't significantly affect the processes of modernization occurring in other organizational structures. The theatre process of the 1890-1900s had two parties and was going on quite contradictorily and was characterized by critical and theoretical polemics. In the old theater the theory and practice of stage direction, in the context of which individual actor’s intention was a creative impulse for director‘s artistic activity, was generated on the basis of German director and art historian K. Gageman’ ideas.

Ключевые слова: режиссура, актерское искусство, Гагеман, театр, театральная реформа, театральный кризис, Московский Художественный театр, художественная целостность спектакля.

Keywords: stage direction, actor's art, Gageman, theater, theatre reform, theatre crisis, the Moscow Art Theatre, art integrity of performance.

Актуальность исследуемой проблемы. На рубеже XIX-XX вв. в русском сценическом искусстве происходили активные художественные процессы, связанные с модернизацией старой и рождением новой модели театра. Театральная ситуация характеризовалась теоретической и творческой подготовкой театральной реформы, дискуссиями о сценической достоверности и мере театральной условности, осмыслением роли режиссера в процессе создания спектакля и формирования сценической образности. Этот период в истории русского театра нельзя отнести к явлениям, мало освещенным в театровед-

ческой литературе. Однако исследователи концентрируют внимание главным образом на «кризисной ситуации», сложившейся в русском театральном искусстве к 1890-м гг., на исчерпанности старой модели театра, на открытиях и новациях новой драматургии, нашедшей свое убедительное воплощение на сцене Московского Художественного театра, на так называемой «театральной революции», оставляя в тени изменения и эволюционные процессы, которые шли в театре старого образца. А между тем театральный процесс 1890-1900-х гг. имел две стороны и шел достаточно противоречиво, характеризуясь активными критическими и теоретическими полемиками, представленными на страницах периодики, где возможности и границы модернизации сценического искусства оценивались весьма неоднозначно.

Материал и методика исследований. Объектом исследования стали теоретикотеатральные, критические статьи, суждения и высказывания по проблемам театра, искусства. Основным источником явились материалы периодической печати. Это «Петербургская газета», «Новое время», «Петербургский листок» и др. Принципиальным являлось привлечение малоисследованных источников, таких как материалы съездов сценических деятелей, приложения к отчетам РТО. В ряду прочих в работе рассматриваются высказывания таких театральных практиков, как Ю. Э. Озаровский и С. М. Ратова, чьи концепции почти не привлекались для изучения истории русской театральной мысли. Достижение цели и решение поставленных задач потребовали применения целого ряда методов. Помимо традиционных (описание, сопоставление, систематизация, обобщение) использовались методы системного и типологического анализа.

Результаты исследований и их обсуждение. В 1902 г. в приложении к кугелев-скому журналу «Театр и искусство» был опубликован русский перевод книги немецкого этнографа, искусствоведа, режиссера и теоретика театра Карла Гагемана «Режиссер: этюды» [2], оказавший серьезное воздействие на развитие теории и практики русской режиссуры. «Режиссер» Гагемана породил немало интерпретаторов, подвергших труд немецкого искусствоведа теоретическому переосмыслению. Мысли К. Гагемана не были восприняты деятелями русского театра буквально. Уже переводчик «Режиссера» драматург и беллетрист П. П. Немвродов предупреждал в предисловии, что он не стремился к близости перевода к тексту подлинника, что мысли Г агемана были им дополнены и изменены. В контексте гагемановских идей осмыслялся и творческий опыт Московского Художественного театра, выкристаллизовывались позиции и взгляды на природу режиссерской профессии. Адептами гагемановской книги были в начале 1900-х гг. режиссеры Александринского театра Ю. Э. Озаровский и С. М. Ратов, актер и режиссер Суворинско-го театра Б. С. Глаголин, театральные критики А. Р. Кугель и С. В. Яблоновский и др.

В 1909 г. увидело свет второе издание книги «Режиссер. Этюды по драматическому искусству» [3]. За семь лет, прошедших после первого издания, взгляды на искусство режиссуры претерпели существенные изменения, но режиссерские идеи Гагемана оставались востребованными и продолжали пользоваться постоянным и неослабевающим вниманием.

Чем же был вызван интерес к этому произведению? Ведь основатели Московского Художественного театра в своей творческой практике продвинулись значительно дальше Гагемана? Новые принципы сценического синтеза, подготовленные театральной реформой МХТа, превратили режиссуру в самостоятельное искусство. Дело в том, что важнейшей особенностью творческого метода Московского Художественного театра явля-

лось то существенное обстоятельство, что коллективное сотворчество создателей спектакля воплощало на уровне целостности замысел, принадлежащий только одному из них - режиссеру. Интерес к книге Гагемана объяснялся тем, что здесь не упоминалось о ре-жиссере-авторе, не утверждалось, что режиссура - это особая, качественно иная, авторская форма художественного видения. Сторонники же так называемого «старого театра», осознавая возрастающую роль режиссера в процессе подготовки и создания спектакля, иначе понимали суть режиссерской профессии. Они считали, что режиссура - это только «надстройка» над творчеством актера, не обладающая самостоятельной художественной ценностью.

6 ноября 1902 г., в год публикации книги «Режиссер: этюды», в Москве в Литературно-художественном кружке с докладом «Режиссер в современном театре» [11] выступил режиссер и антрепренер И. Ф. Шмидт. В тексте доклада были очевидны следы прямых заимствований из гагемановского «Режиссера». Но «Режиссер» И. Ф. Шмидта заслуживал внимания и сам по себе, так как на первый план здесь выходил вопрос о взаимоотношениях актера и режиссера. Вопрос о суверенности актерской трактовки представлялся Шмидту настолько важным, что он подробно остановился на проблеме так называемого превышения режиссерской власти. По его мнению, только актерский замысел является смысловой и организующей формой спектакля. «Театр после автора принадлежит актеру. Он главное действующее лицо», - утверждал Шмидт [11, 31-32]. Шмидт предлагал разделить творческий процесс создания спектакля на два этапа: сначала актер творит сценический образ самостоятельно, без участия режиссера, затем режиссер сглаживает общую картину. Выделение периода самостоятельной работы актера над ролью в особый этап в создании спектакля - существенный момент для понимания специфики режиссерской деятельности в так называемом «старом» театре. Именно актерский замысел оказывался здесь побуждающим творческим импульсом художественной деятельности режиссера, который должен был достигать художественной целостности спектакля после завершения актером творческого процесса работы над ролью.

Как известно, в русский язык слово «режиссура» пришло из немецкого (regierеn -управлять), режиссер - тот, кто управляет. Русские адепты Гагемана утверждали, что связующий элемент в театре существовал всегда, что функцию режиссера выполнял автор пьесы или первый актер, следовательно, режиссура не является принципиально новой театральной профессией и должна быть соотнесена с традицией, со всем накопленным театральным опытом. Истоки режиссуры прослеживались авторами целого ряда статей: С. М. Ратовым - «Роль режиссера в прошлом нашего театра» [7], «Режиссер прежде и теперь» [6], «Позднейшие руководители сцены» [5]; Н. Н. Урванцовым - «Театр в столицах и провинции» [10]; В. Я. Базилевским «Актер и режиссура» [1]. «Желательно появление литературной работы, всесторонне освещающей развитие режиссерского дела в России в связи с влиянием западноевропейского театра и в частности мейнингенцев» - такова одна из резолюций Второго съезда режиссеров [4].

Проблемы целостности спектакля получили широкое освещение и на Первом всероссийском съезде режиссеров, открывшемся в Москве 30 (17) марта 1908 г. Полемика, возникшая на съезде, была направлена на осмысление режиссерского метода МХТа, сравнения его с другими способами достижения художественной целостности спектакля. Дискуссия сосредоточилась главным образом на трех основных проблемах: место режиссера в театре, отношение режиссера к драматургу и актеру. Диапазон высказываний по

этим ключевым проблемам был весьма широк. Так, С. А. Корсиков-Андреев предлагал представить полную свободу актеру, если тот не выходит за пределы идей автора [9, 44], Г. Готфрид настаивал на компромиссной резолюции: «...режиссер не имеет права насиловать творчество актеров в области толкования и исполнения субъективного содержания роли, причем актер при исполнении роли должен придерживаться общего тона пьесы и замысла режиссера» [9, 43]. Наиболее отчетливо позиция последователей Гагемана была выражена в докладе П. В. Панина «О правах автора, режиссера и исполнителей отдельных ролей»: «Актер имеет право толковать роль самостоятельно. Роль режиссера сводится к компоновке, к сглаживанию шероховатостей, к воспроизведению фона и деталей» [9, 95].

Сильны были позиции последователей Гагемана и на Втором всероссийском съезде режиссеров, открывшемся под председательством В. И. Немировича-Данченко 1 марта 1909 г. в Москве. В его работе приняли участие многие режиссеры-практики. На одном из заседаний были прочитаны два диаметрально противоположных доклада. В докладе «От ремесла к искусству» утверждалось, что русское театральное искусство началось только с Художественного театра, а все, что этому предшествовало, было рутиной. Иная точка зрения содержалась в докладе «Театральные новаторы», где порицались все театральные новшества [8].

Резюме. Становление режиссуры в русском театре начала 1900-х гг. происходило в ходе дискуссий о проблеме художественной целостности спектакля одновременно по двум направлениям: распространение творческого метода Московского Художественного театра, возникновение и распространение идей русских последователей немецкого режиссера и искусствоведа К. Гагемана. Полемика между сторонниками этих двух направлений позволяла выявить узловые проблемы зарождающегося искусства режиссуры, без решения которых невозможно было его дальнейшее развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Базилевский, В. Я. Актер и режиссура / В. Я. Базилевский // Рампа и жизнь. - 1909. - № 17. -С. 488-490.

2. Гагеман, К. Режиссер : этюды / К. Гагеман ; пер. с нем. П. П. Немвродова. - Б. м : Б. и., 1902. - 101 с.

3. Гагеман, К. Режиссер. Этюды по драматическому искусству / К. Гагеман ; пер. с нем. П. П. Немвродова. - М. ; Киев : Тип. В. М. Саблина, 1909. - 83 с.

4. Закрытие и резолюции режиссерского съезда в Москве // Обозрение театров. - 1909. - № 7. - С. 488.

5. Ратов, С. М. Позднейшие руководители сцены / С. М. Ратов // Библиотека «ТиИ». - 1907. - Кн. 4. -С. 42-48.

6. Ратов, С. М. Режиссер прежде и теперь. Беглый очерк истории режиссера / С. М. Ратов // Библиотека «ТиИ». - 1907. - Кн. 1. - С. 42-48.

7. Ратов, С. М. Роль режиссера в прошлом нашего театра / С. М. Ратов // Библиотека «ТиИ». - 1905. -Кн. 13-14. - С. 18-29.

8. Театральное эхо // Петербургская газета. - 1909. - 17 марта.

9. Труды Первого Всероссийского съезда режиссеров 1908 года. - М. : при содействии Моск. лит.-худож. кружка, 1908.

10. Урванцов, Н. Н. Театр в столицах и провинции / Н. Н. Урванцов // Рампа и жизнь. - 1909. - № 8. -С. 336-338.

11. Шмидт, И. Ф. Режиссер в современном театре: Вступление к беседе в Лит.-худож. кружке 6 нояб. 1902 г. / И. Ф. Шмидт. - М. : Унив. тип., 1902. - 34 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.