Научная статья на тему 'Деятельность режиссера и педагога В. А. Давыдова (к вопросу сохранения и развития традиций Российской театральной школы)'

Деятельность режиссера и педагога В. А. Давыдова (к вопросу сохранения и развития традиций Российской театральной школы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
217
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАВЫДОВ / DAVYDOV / АКТЕР / ACTOR / РЕЖИССЕР / DIRECTOR / ШКОЛА ГИТИСА / GITIS SCHOOL / ЯРОСЛАВСКИЙ ТЕАТР ИМ. Ф. Г. ВОЛКОВА / F. G. VOLKOV YAROSLAVL THEATRE / СПЕКТАКЛЬ / PERFORMANCE / РЕЖИССЕРСКИЙ МЕТОД / DIRECTION METHOD / ДРАМАТУРГИЯ / DRAMATURGY / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / THEATRE PEDAGOGICS / ЯРОСЛАВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / YAROSLAVL THEATRE SCHOOL / ЯРОСЛАВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / YAROSLAVL THEATRE INSTITUTE / ТЕАТРАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / THEATRE TRADITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гордеев Сергей Иванович

Статья посвящена творчеству режиссера и театрального педагога Виктора Александровича Давыдова. Анализируется его оригинальный способ создания спектакля, проблема взаимодействия режиссера и актера, а также сценическое воплощение режиссером замысла постановки. На примере художественной и педагогической практик В. А. Давыдова можно исследовать становление и развитие старейшего театрального коллектива России — Ярославского академического драматического театра им. Ф. Г. Волкова, при котором в 1962 году было открыто театральное училище (ныне — Ярославский государственный театральный институт).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V. A. DAVYDOV, DIRECTOR AND TEACHER (PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF NATIONAL THEATRE SCHOOL TRADITIONS)

The article deals with the cultural impact of V. A. Davydov as theatre director and pedagogue by analysing his original way of performance creation. The author concentrates on the problem of director-actor interaction, as well as on the way the director visualised the staging conception in its integrity. Davydov’s artistic and pedagogical quests are closely connected with the coming into being of the oldest theatre formation in Russia, namely that of F. G. Volkov’s known as Yaroslavl Academic Drama Theatre which gave birth a to a theatre school (now Yaroslavl State Theatre Institute) in 1962.

Текст научной работы на тему «Деятельность режиссера и педагога В. А. Давыдова (к вопросу сохранения и развития традиций Российской театральной школы)»

С. И. Гордеев*

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЖИССЕРА И ПЕДАГОГА В. А. ДАВЫДОВА (К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИЙ РОССИЙСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Статья посвящена творчеству режиссера и театрального педагога Виктора Александровича Давыдова. Анализируется его оригинальный способ создания спектакля, проблема взаимодействия режиссера и актера, а также сценическое воплощение режиссером замысла постановки. На примере художественной и педагогической практик В. А. Давыдова можно исследовать становление и развитие старейшего театрального коллектива России — Ярославского академического драматического театра им. Ф. Г. Волкова, при котором в 1962 году было открыто театральное училище (ныне — Ярославский государственный театральный институт).

Ключевые слова: Давыдов, актер, режиссер, школа ГИТИСа, Ярославский театр им. Ф. Г. Волкова, спектакль, режиссерский метод, драматургия, театральная педагогика, Ярославское театральное училище, Ярославский театральный институт, театральная традиция.

S. Gordeev. V. A. DAVYDOV, DIRECTOR AND TEACHER (PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF NATIONAL THEATRE SCHOOL TRADITIONS)

The article deals with the cultural impact of V. A. Davydov as theatre director and pedagogue by analysing his original way of performance creation. The author concentrates on the problem of director-actor interaction, as well as on the way the director visualised the staging conception in its integrity. Da-vydov's artistic and pedagogical quests are closely connected with the coming into being of the oldest theatre formation in Russia, namely that of F. G. Vol-kov's known as Yaroslavl Academic Drama Theatre which gave birth a to a theatre school (now Yaroslavl State Theatre Institute) in 1962.

* Гордеев Сергей Иванович — кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой режиссуры Харьковской государственной академии культуры. E-mail: rector@ic.ac.kharkov.ua.

Key words: Davydov, actor, director, GITIS school, F. G. Volkov Yaroslavl Theatre, performance, direction method, dramaturgy, theatre pedagogics, Yaroslavl Theatre School, Yaroslavl theatre Institute, theatre tradition.

В современной культурной исторической ситуации национальный провинциальный театр, как и другие сферы художественной жизни России, находится в постоянном творческом поиске. Его успешность в значительной мере зависит от оптимального соотношения традиций и новаций в русской театральной культуре. Это обстоятельство привлекает внимание исследователей к тем ярким представителям сценического искусства, которые всегда придерживались традиций отечественной театральной школы, но при этом постоянно двигалась вперед, открывая новые горизонты профессионального мастерства.

Одним из таких представителей русской сцены был Виктор Александрович Давыдов (1919—1987), сценическая и педагогическая деятельность которого охватывает достаточно большой и важный период развития театральной культуры Ярославля (1955—1987).

Его творчество в эпоху перемен общественной атмосферы в стране было связано со своим временем, с идеологической и культурной жизнью общества, его историей, с эволюцией театрального искусства.

Родился В. А. Давыдов 16 ноября 1919 года в Харькове. Участник Великой Отечественной войны, награжден двумя орденами Красного Знамени. Мастерство режиссера формировалось под влиянием театральной школы ГИТИСа, где он получил театральное образование, окончив институт в 1945 году. Затем в течение 10 лет работал режиссером крупнейших театров Харькова, Днепропетровска, Севастополя, Свердловска. Судя по рабочим записям в дневнике Давыдова, не сразу раскрылся его своеобразный талант [В. А. Давыдов, 1985, с. 27]. Давыдову пришлось пройти через множество терний, режиссер переживал наряду с подъемами кризисы и спады, но были и поразительные открытия в тех спектаклях, где он обнаруживал в тематике драматургии проблемы, которыми «болел» сам. Вспоминая годы своего режиссерского становления, Давыдов с благодарностью

говорил о той школе, которую он получил в ГИТИСе, о тех педагогах, которые оказались чуткими, понимающими, привили ему преданность к профессии. Но, наверное, более всего своими достижениями Давыдов обязан самому себе, беспокойству своей натуры, постоянному самоконтролю, незаурядной воле, жажде самоусовершенствования.

У режиссера почти не было свободного времени «в чистом виде»: театр, встречи со зрителями, посещение художественных выставок, концертов, поиски новых книг (он следил за новинками литературы, имея прекрасную домашнюю библиотеку) — во всем этом для него заключались и работа, и отдых, а главное, это все служило материалом для будущих давыдовских постановок. Из тех же его рабочих дневников видно, что прежде чем встретиться с актерами, художником, композитором перед постановкой новой пьесы Давыдов очень много работал в библиотеках, искал и выписывал необходимые ему сведения, связанные с эпохой пьесы, этикетом, особенностями творчества автора, посещал художественные музеи, знакомился с исторической архитектурой. И затем уже дома обрабатывал всю информацию, анализировал, систематизировал, чтобы в любой момент использовать собранные материалы в своих спектаклях. Так он становился энциклопедически образованным человеком, поражая актеров, друзей, знакомых, специалистов в разных областях творчества своими профессиональными знаниями [К. А. Юхотникова, 2000, с. 4].

Начиная с 1955 года по 1970 год его творческая, а затем и педагогическая деятельность неразрывно была связана с Ярославлем.

Период работы Давыдова в Ярославском театре им. Ф. Г. Волкова, а позже — в Ярославском театральном училище — наиболее продуктивный период его творчества. Он заслуживает пристального внимания искусствоведов, исследующих историю волковской сцены, так как дает возможность рассмотреть своеобразие сценического метода режиссера, его педагогических принципов, определить особенности и место его личности в провинциальном социокультурном пространстве.

Имя Давыдова-режиссера было хорошо известно в Ярославле в 1960—1980 годах не только мастерам сцены, но и театральной общественности, и всем, кто интересовался искусством

театра. Он был популярен, так как любил работать над произведениями разных жанров, особенно над комедиями, а также над пьесами с лирико-драматическим уклоном, со сложными людскими судьбами, которые с удовольствием принимались зрителем. «При этом режиссер обращался в основном к современной драматургии и зарубежной классике. Почему-то не поставил в Ярославле ни одной пьесы А. Н. Островского, хотя пользовался его богатым наследием в своей педагогической деятельности — в работе со студентами театрального училища», — пишет в своей статье о Давыдове Ксения Юхотникова [там же, с. 5].

Среди большого количества поставленных В. А. Давыдовым спектаклей в историю волковского театра вошли его лучшие работы — это «Вечно живые» и «В день свадьбы» В. Розова, «Гостиница "Астория"» и «Океан» А. Штейна, «Бранденбурские ворота» М. Светлова, «104 страницы про любовь» Э. Радзин-ского, «Зыковы» М. Горького, «Остров Афродиты» А. Парниса, «Доктор» Б. Нушича, «Такая любовь» П. Когоута, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Дурочка» Лопе де Вега, «Скандальное происшествие мистера Кэтла с миссис Мун» Д. Пристли, «Ретро» А. Галина (последняя работа), в которых наиболее ярко раскрылся постановочный талант Давыдова. Среди средств выразительности, безошибочно определявших его индивидуальную режиссерскую манеру, выделяется легендарная театральность. «Он умел находить выразительную сценическую форму своих постановок, декорационного оформления, отыскивать множество колоритных мизансцен, эффектных сценических приемов. Благодаря этому давыдовские спектакли были живыми, лишенными академической застылости», — вспоминает сегодня засл. артист России, профессор В.И. Цветков, долгие годы работавший рядом с Давыдовым на ярославской сцене и в Театральном училище [В. И. Цветков, 2005].

К этому необходимо добавить, что особенной театральностью отличались его постановки для детской аудитории. Виктор Александрович Давыдов очень любил работать для детей, которые всегда восторженно принимали его спектакли, яркие, красочные, полные режиссерской выдумки и неожиданных театральных чудес: «Горя бояться — счастья не видать» С. Маршака, «Судьба барабанщика» по А. Гайдару, «Великий волшеб-

ник» Губарева, «Том — большое сердце» Богомазова, «Мал, да удал» В. Гольфельда, «Пакет из Африки» Л. Гарабина и другие.

Если попытаться охватить художественный диапазон Давыдова в целом, то естественно будет причислить его — режиссера театра и к постановщикам массовых зрелищ. Его вклад в создание Театра массовых форм в Ярославле достаточно заметен. В 1960—1970 годах он был фактически единственным режиссером всех торжественных массовых праздничных представлений, всегда содержательных, веселых и увлекательных — таких, например, как 950-летие Ярославля, дни юбилея пионерской организации, получивших заслуженную высокую оценку у мастеров этого вида искусства и у зрителя. Много помогал коллективам художественной самодеятельности города и области.

Возвращаясь к театральной деятельности Давыдова, необходимо заметить, что он одним из первых почувствовал, что провинциальная сцена того времени остро ощущала потребность в разгерметизации, в освобождении из, казалось, навсегда очерченных ей методом соцреализма границ и кордонов.

Ставя современные по содержанию и форме спектакли, стремясь к обобщению явлений окружающей жизни, он черпал вдохновение в творчестве актеров волковской труппы. Такой спектакль, как «104 страницы про любовь» явился своеобразным манифестом для целого ряда постановок на современную тему, определивших почерк «давыдовской режиссуры». Многие спектакли вслед за «104 страницы про любовь», шли без занавеса, что ломало классическую театральную традицию, приближало сценическую жизнь героев к реальной. Установка на отражение жизни без прикрас, такой, какая она есть, проявлялась как в режиссерском, так и в изобразительном решении. Многие сцены в давыдовских спектаклях напоминали документальный репортаж о советской действительности («В день свадьбы», «Вечно живые» В. Розова). Это же сказывалось и в необычайно правдивой, заостренной по характеристикам сценических персонажей, игре актеров, прежде всего Ф. Мокеева, Э. Сумской, С. Тихонова, Ф. Раздьяконова, Т. Поздняковой и др.

В процессе подготовки спектаклей Давыдов широко использовал возможность этюдного метода работы с актером, введенного в режиссерский обиход М. О. Кнебель, преподававшей долгие

годы в ГИТИСе режиссуру. Именно этюдный метод и станет в дальнейшем основным педагогическим приемом, который будет использовать режиссер в процессе обучения своих воспитанников актерскому мастерству в Ярославском театральном училище.

Вместе с Ф. Е. Шишигиным, С. К. Тихоновым, Н. И. Терен-тьевой, Ю. Ю. Коршуном, В. С. Цветковым и другими мастерами волковской сцены Давыдов явился основателем Театрального училища в Ярославле, где с первого дня преподавание расценивал как своего рода миссию. Он щедро делился со своими воспитанниками богатыми знаниями и большим интересным жизненным опытом. Недаром ученики Виктора Александровича с благодарностью говорят о его занятиях не только как о насыщенных, разнообразных и по-своему занимательных уроках познания премудростей актерской профессии, но и как о своеобразной театральной школе. У режиссера было правило занимать своих учеников в спектаклях Театра им. Ф. Г. Волкова, постановщиком которых он был. Таким образом, его воспитанники имели возможность встречаться на сценических подмостках лицом к лицу с мастерами волковской сцены, наблюдать за ними, перенимать опыт и традиции. В частности, автору статьи довелось участвовать, будучи учащимся ЯТУ в массовых сценах таких давыдовских постановок, как «В день свадьбы», «Дурочка». Разные по жанрам и стилистике спектакли имели общее: они были ярко театральны, в них блистало своим талантом целое созвездие ведущих актеров театра.

Спектакли Давыдова, особенно на современную тему, для ярославского зрителя были откровением — имели успех у поклонников. Но находились и такие, кто не принимал его искусство — чиновники, отвечающие в городской администрации за культуру. Кричащая правда о «благополучной» жизни людей в тоталитарной системе бывшего Советского Союза обнажалась в давыдовских спектаклях, вызывала у зрителя понимание. Постановки бурно обсуждались, но не только зрителем, а и чиновниками от власти. И, как правило, запрещались.

Так случилось, к примеру, в 1968 году, когда В. А. Давыдов поставил спектакль по пьесе известного, маститого драматурга В. А. Соловьева «Мыслящие, любящие и одержимые» (спектакль по праву мог бы войти в число лучших его работ). «Пьеса рассказывала о периоде нэпа. Главный герой, коммунист Карпов, в силу

своей безграмотности и политической ограниченности, не понял и не принял нэпа, считая его возвратом к "проклятому прошлому", "забвением и предательством революционных идей". Пресловутое "за что боролись" постепенно привело его к мародерству и предательству. Такой образ коммуниста не устраивал партийное руководство города и области. Хотя в пьесе и был антипод Карпову, но он показался им не таким масштабным и, по мнению чиновников, не удерживал нужного равновесия сторон. Несмотря на то, что пьеса была разрешена к постановке Главли-том, рекомендована Министерством культуры СССР, в городе началась кампания "по уничтожению спектакля". Первым шагом стала рецензия, вышедшая на следующий день после премьеры в областной газете "Северный рабочий" (случай исключительный, ибо рецензии обычно печатать не спешили, они выходили недели через три после появления спектакля) под красноречивым заголовком "В кривом зеркале" (авторы Г. Баунов и О. Коротаев). Спектакль фактически был объявлен антисоветским. Обсуждение его на собрании коллектива в присутствии автора В. А. Соловьева, представителей обкома КПСС и Управления культуры ни к чему не привело: доводы в пользу спектакля, приводимые В. А. Соловьевым, В. А. Давыдовым и участниками спектакля не были услышаны. Ф. Е. Шишигин как главный режиссер пытался "спасти спектакль", предлагая драматургу внести изменения в пьесу, связанные с трактовкой образа главного героя, но В. А. Соловьев принадлежал к тем авторам, которые не пишут под диктовку, тем более по требованию или заказу. После шести представлений спектакль был снят с репертуара. "Крайним" в этой ситуации оказался, конечно же, В. А. Давыдов, тем более, что он к тому же не был членом КПСС. Никто из "сильных мира министерского" не захотел вмешиваться в местный конфликт. Создалась атмосфера, при которой Виктор Александрович не мог уже работать по-прежнему. Он сам подал заявление об уходе. Формально его никто не увольнял, ему даже "помогли" устроиться в Архангельский театр главным режиссером, хотя на такие должности беспартийных обычно не назначали» [К. А. Юхотникова, 2000, с. 5].

Работа в Архангельске не сложилась. Давыдов не смог «прижиться» в городе. Да и по натуре своей, по складу характера просто не мог быть главным режиссером.

Вскоре В. А. Давыдов оставляет Архангельск и переезжает в Пензу, некоторое время работает там успешно под руководством главного режиссера пензенского театра С. Рейнгольда. После смерти С. Рейнгольда возвращается в Ярославль, куда его все время тянуло. Давыдову дали разовую постановку в волковском театре — «Ретро» А. Галина, которая и стала его последней работой в жизни. Он почувствовал себя здесь ненужным, очень переживал, молча, не жалуясь, оставаясь прежним оптимистом, но повернуть время вспять было невозможно.

Тяжелая болезнь (последствия ранения в годы войны) свела его в могилу. Виктор Александрович умер 13 октября 1987 года, похоронен в Ярославле на Игнатовском кладбище. Город и театр лишился незаурядного своеобразного художника, подлинно интеллигентного человека, влюбленного в Ярославский край, беззаветно преданного искусству, своей профессии.

Жизнь Виктора Александровича продолжается в его учениках, которых он воспитал настоящими профессионалами. Они работают в разных городах страны и в республиках ближнего зарубежья. Немало их трудится и в Театре им. Ф. Г. Волкова. Многие имеют звания и возглавляют театральные коллективы. Например, народный артист России Сергей Яшин после обучения в ЯТУ, закончив режиссерский факультет ГИТИСа, руководит Московским театром им. Н. Гоголя, а в его родном Харькове успешно работает заслуженный деятель искусств Украины, заведующий кафедрой режиссуры Харьковской государственной академии культуры, профессор Сергей Гордеев. Главным режиссером волковского театра был до недавнего времени тоже ученик В. А. Давыдова — Владимир Боголепов, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии и России, так же как и С. Яшин, прошедший школу ГИТИСа.

Подводя итог сказанному, необходимо еще раз подчеркнуть, что Виктор Александрович Давыдов отдал ярославской сцене лучшие годы своей творческой жизни. К Ярославлю Виктор Александрович «прикипел» сердцем, считая его своей второй родиной.

Не получивший никаких званий, он тем не менее оставался одним из интереснейших режиссеров театра и педагогов Ярославского театрального училища. Человек бесспорно талантливый, исключительной эрудиции, высокой культуры, художник широкого

диапазона, неиссякаемой творческой и постановочной фантазии, удивительной трудоспособности, он прекрасно разбирался в живописи, архитектуре, музыке, к тому же обладал феноменальной памятью, что было очень важными режиссерскими качествами.

Он не сделал карьеры, он к ней не стремился — он просто работал, считал себя обыкновенным человеком с обыкновенной судьбой. И все-таки это была незаурядная личность. У него всегда было много друзей. Если кто-то нуждался в дружеской поддержке, он всегда оказывался рядом в трудную минуту, помогая по мере сил и возможностей. Татьяна Позднякова, заслуженная артистка России, — одна из учениц Давыдова — как нельзя лучше выразила свое отношение к этому талантливому, интеллигентному, прекрасному человеку: «...его же любили. Любили многие. Он — это щедрость и великодушие, и рыцарство, и деликатность, и ненавязчивость. Мы провели около него свою юность. Он делал нас Людьми» [Т. Позднякова, 1987].

И последнее в этом неоконченном разговоре о мастере. Современное театроведение России располагает разнообразным материалом, отражающим основные этапы становления и развития сценического искусства одного из лучших провинциальных театров — Театра им. Ф. Г. Волкова, а также многих выдающихся мастеров волковской сцены. Однако режиссерская и педагогическая деятельность В. А. Давыдова, внесшего заметный вклад в развитие национальной театральной культуры, до сих пор не осмыслена наукой. Сегодня мы только ставим эту проблему в рамках данной статьи, не претендуя на всестороннее осмысление творчества режиссера. Проблема может быть изучена в двух аспектах: в генетическом, относящемся к происхождению, становлению Давыдова как режиссера и педагога, одного из «фундаторов» Ярославской театральной школы и в конкретно биографическом. Индивидуальные творческие приобретения Давыдова, его стиль, метод режиссерского мышления, этические и театральные традиции гитисовской школы, что нашли отражение в его сценическом и педагогическом искусстве, в творчестве его учеников, актеров, с которыми он работал в разные годы на волковской сцене, должны найти достойное продолжение в следующих поколениях этого театра. Ибо, как сказал К. С. Станиславский, «традиция — это факел, который передается из рук в руки, от мастера к ученику».

Список литературы

Автобиографические записи В. А. Давыдова. 1985 г. // Архив семьи Давыдова. Харьков.

Письмо Т. Поздняковой к С. И. Гордееву от 21 октября 1987 г. // Личный архив С. И. Гордеева.

Фонограмма беседы С. И. Гордеева с В. И. Цветковым, 2005 г. // Личный архив С. И. Гордеева.

Юхотникова К. А. Талант вне карьеры // Ярославская культура. Зима 2000 года. №1(9).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.