Научная статья на тему 'Воздействие физических упражнений, направленных на профилактику осанки студентов вуза'

Воздействие физических упражнений, направленных на профилактику осанки студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физические упражнения / профилактика и коррекция осанки / студенты. / physical exercises / prevention and correction of posture / students.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Бутченко Эльмира Камильевна

На протяжении всего эксперимента в каждом учебно-тренировочном занятии применялись комплексы специальных упражнений, разработанных с целью создания правильной осанки. Кроме того, проведенное исследование подтвердило эффективность данного метода, что, в свою очередь, оказало положительное влияние на развитие правильной осанки и телосложения, а также ее коррекцию. Научная новизна роль физических упражнений в профилактике и исправлении нарушений осанки. Теоретическая значимость. Применение комплекса упражнений для коррекции осанки помогает углубить знания о взаимосвязи между регулярной физической активностью и здоровьем опорно-двигательного аппарата. Также результаты исследования могут лечь в основу разработки новых методик и программ в области реабилитации и профилактики заболеваний позвоночника. Практическая значимость заключается в возможности применения комплексов упражнений, направленных на профилактику осанки без необходимости специализированного оборудования или больших финансовых затрат, что делает ее доступной. Кроме того, регулярное выполнение физических упражнений способствует повышению общей физической активности студентов, что положительно сказывается на их здоровье. Материал. С целью изучения влияния физических упражнений на профилактику осанки у студентов была создана группа для исследования из 57 студентов первого курса. Возраст исследуемых составил от 18 до 20 лет. Результат. В результате регулярного выполнения разработанного комплекса упражнений было зафиксировано значительное улучшение состояния осанки у большинства участвующих студентов. Уменьшилась выраженность искривлений позвоночника, укрепились мышцы спины и живота, а также повысилась общая физическая выносливость и гибкость. Данные изменения способствовали снижению утомляемости и профилактике развития болевого синдрома в спине, что подтверждает эффективность внедренной программы физических упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Бутченко Эльмира Камильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of physical exercises aimed at preventing the posture of university students

Throughout the experiment, complexes of special exercises designed to create correct posture were used in each training session. In addition, the study confirmed the effectiveness of this method, which in turn had a positive effect on the development of correct posture and physique, as well as its correction. The scientific novelty in this field is the role of physical exercise in the prevention and correction of posture disorders. Theoretical significance. The use of a set of exercises for posture correction helps to deepen knowledge about the relationship between regular physical activity and the health of the musculoskeletal system. Also, the results of the study can form the basis for the development of new techniques and programs in the field of rehabilitation and prevention of spinal diseases. The practical significance lies in the possibility of using sets of exercises aimed at preventing posture without the need for specialized equipment or high financial costs, which makes it affordable. In addition, regular exercise helps to increase the overall physical activity of students, which has a positive effect on their health. Material. In order to study the effect of physical exercise on the prevention of posture in students, a research group of 57 first-year students was created. The age of the subjects ranged from 18 to 20 years. Result. As a result of regular performance of the developed set of exercises, a significant improvement in the state of posture was recorded in most of the participating students. The severity of spinal curvature decreased, the muscles of the back and abdomen strengthened, and overall physical endurance and flexibility increased. These changes contributed to reducing fatigue and preventing the development of back pain, which confirms the effectiveness of the implemented exercise program.

Текст научной работы на тему «Воздействие физических упражнений, направленных на профилактику осанки студентов вуза»

УДК: 613.35

Воздействие физических упражнений, направленных на профилактику

осанки студентов вуза Бутченко Э.К.*

Астраханский государственный медицинский университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0002-1926-8707, ishmeeva2008@ya.ru*

Аннотация: На протяжении всего эксперимента в каждом учебно-тренировочном занятии применялись комплексы специальных упражнений, разработанных с целью создания правильной осанки. Кроме того, проведенное исследование подтвердило эффективность данного метода, что, в свою очередь, оказало положительное влияние на развитие правильной осанки и телосложения, а также ее коррекцию. Научная новизна - роль физических упражнений в профилактике и исправлении нарушений осанки. Теоретическая значимость. Применение комплекса упражнений для коррекции осанки помогает углубить знания о взаимосвязи между регулярной физической активностью и здоровьем опорно-двигательного аппарата. Также результаты исследования могут лечь в основу разработки новых методик и программ в области реабилитации и профилактики заболеваний позвоночника. Практическая значимость заключается в возможности применения комплексов упражнений, направленных на профилактику осанки без необходимости специализированного оборудования или больших финансовых затрат, что делает ее доступной. Кроме того, регулярное выполнение физических упражнений способствует повышению общей физической активности студентов, что положительно сказывается на их здоровье. Материал. С целью изучения влияния физических упражнений на профилактику осанки у студентов была создана группа для исследования из 57 студентов первого курса. Возраст исследуемых составил от 18 до 20 лет. Результат. В результате регулярного выполнения разработанного комплекса упражнений было зафиксировано значительное улучшение состояния осанки у большинства участвующих студентов. Уменьшилась выраженность искривлений позвоночника, укрепились мышцы спины и живота, а также повысилась общая физическая выносливость и гибкость. Данные изменения способствовали снижению утомляемости и профилактике развития болевого синдрома в спине, что подтверждает эффективность внедренной программы физических упражнений.

Ключевые слова: физические упражнения, профилактика и коррекция осанки, студенты.

Для цитирования: Бутченко Э.К.* Воздействие физических упражнений, направленных на профилактику осанки студентов вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .

The impact of physical exercises aimed at preventing the posture of university

students

ElmiraK. Butchenko*

Astrakhan State Medical University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0002-1926-8707, ishmeeva2008@ya.ru*

Abstract: Throughout the experiment, complexes of special exercises designed to create correct posture were used in each training session. In addition, the study confirmed the effectiveness of this method, which in turn had a positive effect on the development of correct posture and

physique, as well as its correction. The scientific novelty in this field is the role of physical exercise in the prevention and correction of posture disorders. Theoretical significance. The use of a set of exercises for posture correction helps to deepen knowledge about the relationship between regular physical activity and the health of the musculoskeletal system. Also, the results of the study can form the basis for the development of new techniques and programs in the field of rehabilitation and prevention of spinal diseases. The practical significance lies in the possibility of using sets of exercises aimed at preventing posture without the need for specialized equipment or high financial costs, which makes it affordable. In addition, regular exercise helps to increase the overall physical activity of students, which has a positive effect on their health. Material. In order to study the effect of physical exercise on the prevention of posture in students, a research group of 57 first-year students was created. The age of the subjects ranged from 18 to 20 years. Result. As a result of regular performance of the developed set of exercises, a significant improvement in the state of posture was recorded in most of the participating students. The severity of spinal curvature decreased, the muscles of the back and abdomen strengthened, and overall physical endurance and flexibility increased. These changes contributed to reducing fatigue and preventing the development of back pain, which confirms the effectiveness of the implemented exercise program.

Key words: physical exercises, prevention and correction of posture, students.

For citation: Elmira K. Butchenko* The impact of physical exercises aimed at preventing the posture of university students. Russian Journal of Physical Educaiton and Sport. 2024; 19(1): .

Введение

Проведение профилактики нарушений осанки у студентов высших учебных заведений является актуальной задачей современного образовательного и медицинского сообщества. В период обучения в вузе у студентов формируются не только профессиональные знания и навыки, но и жизненные привычки, в том числе связанные со здоровьем и физическим состоянием [1,2]. Осанка — это один из индикаторов здоровья опорно-двигательного аппарата человека. Обеспечение правильной осанки студентам необходимо не только для их физического здоровья, но и для обеспечения надлежащего функционирования всех органов и систем, которые оказывают значительное влияние на общее самочувствие, эффективность работы и учебы, а также на психоэмоциональное состояние [3,4].

Проблема нарушения осанки у студентов особенно актуализируется в свете современных тенденций. Повышенные учебные нагрузки, длительное времяпровождение за компьютером, недостаток физической активности, неудобная мебель и неправильное питание — все это способствует развитию сколиоза, кифоза и других деформаций позвоночника. Неправильная осанка может привести к нарушению дыхания, пищеварения, а также к ухудшению кровообращения и общему снижению работоспособности [5].

Для поддержания здоровой осанки необходим комплексный подход, сочетающий физические упражнения с правильным питанием, достаточным сном и оптимальным чередованием работы и отдыха. Поэтому студентам рекомендуется добавлять в свой режим

дня различные виды активности: ходьбу, бег, езду на велосипеде или физические тренировки. Физические упражнения должны быть разнообразны и направлены на укрепление мышц спины, живота, грудного отдела и плечевого пояса, а также на развитие гибкости и выносливости [6, 7]. Важно также учить студентов правильным техникам сидения, стояния и подъема тяжестей для минимизации риска повреждений и ухудшения осанки. Кроме физических упражнений, также важную роль играет осознанность студентами к собственной осанки и понимания о здоровом образе жизни [8,9].

В заключение можно сказать, что роль физических упражнений в профилактике и коррекции нарушений осанки является несомненно важной. Они помогают студентам укрепить мышцы спины и живота, сформировать правильную осанку и поддерживать ее в нормальном состоянии [10,11,12]. Кроме того, физическая активность способствует улучшению общего состояния здоровья и психоэмоционального благополучия. Правильное сочетание физических упражнений и осознанности своей осанки поможет студентам сохранить хорошую осанку на протяжении всей жизни [13,14,15]. Целью данного исследования является оценка эффективности физических упражнений в профилактике нарушений осанки у студентов, обучающихся в вузах. Для достижения этой цели были определены следующие задачи: 1. Изучить научную литературу о влиянии физической активности на состояние осанки. 2. Оценить текущее состояние осанки у студентов, обучающихся в высшем учебном заведение. 3. Разработать комплекс физических упражнений для предупреждения нарушений осанки. 4. Проверить эффективность разработанного комплекса физических упражнений.

Материалы и методы

В качестве выборочной группы были отобраны 57 студентов первого курса Астраханского Государственного Медицинского Университета. Для изучения воздействия физических упражнений на профилактику осанки у студентов обучающихся в вузе, было проведено экспериментальное исследование, которое включало несколько этапов: 1. Анкетирование. Студентам были предложены анонимные анкеты, в которых они могли указать информацию о понятии здорового образа жизни, в том числе о своей осанке, проблемах со спиной и участии в физических тренировках. 2. Физическое обследование. Проводился осмотр каждого студента для определения состояния осанки, распознавания наличия деформаций позвоночника или других проблем со спиной. 3. Измерение высоты роста, веса студентов, положения позвоночника и его движение. Для этого использовались специальные инструменты для определения положения позвоночника, а также высотомеры для измерения роста каждого студента. 4. Формирование рабочего плана учебных занятий

с учетом верифицированного заключения. 5. Апробирование методики занятий с текущим и итоговым контролем. 6. Был проведен статистический анализ результатов с помощью пакетов прикладных программ Excel для Windows, с использованием стандартных методов вариационной статистики (Statistica 10,0). Достоверность различий оценивалось по t - по критерию Стьюдента. Различия учитывались достоверными при р <0,05.

Эксперимент длился в течении восьми месяцев, занятие проводились два раза в неделю по 60 минут. В том числе предоставлялась возможность самостоятельных тренировок оказывающие положительное влияние на состояние осанки.

Результаты и обсуждение

Используя беседу как метод исследования, был проведен опрос среди студентов, чтобы получить более глубокое понимание их взглядов на правильную осанку и здоровый образ жизни. Результаты этого обмена мнениями оказались весьма интересным и полезным. В ходе обсуждения, студенты активно делились своими мыслями и позицией по данным вопросам. Они поделились своим опытом и знаниями, которые являются ценными сведениями для исследуемой работы. Подробный анализ этих данных позволило получить более полную информацию и лучше понять исследуемый процесс.

избавление от

пагубных привычек; 40%

поддержание двигательной активности, закаливание и формирование гармоничного телосложения, в том числе и правильной осанки; 33%

чередование учебного процесса и отдыха, а также оптимальную двигательную активность; 27%

Рис.1. Понятие здорового образа жизни студентами В ходе проведения анкетирования, которое было выбрано мной в качестве дополнительного метода исследования, мне удалось не только подтвердить результаты, полученные в ходе бесед с участниками, но и удостовериться в истинности собранной информации. Проанализировав ответы на вопросы анкеты, было обнаружено, что 39,6% респондентов определяют понятие "здоровый образ жизни" как избавление от пагубных привычек. В то же время, 27,3% считают данный термин как разумное чередование учебного процесса и отдыха, а также оптимальную двигательную активность. Не менее интересным является то, что 33,1% участников анкетирования определяют здоровый образ жизни как поддержание двигательной активности, закаливание и формирование гармоничного телосложения, в том числе и правильной осанки. Эти результаты говорят о

разнообразии взглядов и понимании термина среди респондентов, и позволяют более глубоко погрузиться в тему и изучить влияние здорового образа жизни на качество жизни студентов (рис.1).

Статическое напряжение, которое возникает во время учебы, может привести к серьезным проблемам со спиной. Отсутствие движения является одной из основных причин малоподвижности тела и застоя, что в свою очередь вызывает болевые ощущения, особенно в позвоночнике. Это подтверждают 26% опрошенных. Однако, это не единственная проблема, с которой сталкиваются студенты. 42% респондентов решились поделиться, тем что они ощущают тяжесть и боль в мышцах спины, особенно в области шеи и плечевого пояса. Это связано с продолжительным статическим напряжением, вызываемым длительным сидением за партой. В то же время только 32% опрошенных не имеют таких проблем. Они осознают важность движения для поддержания общего физического и психического благополучия и ведут активный образ жизни, регулярно выполняя физические упражнения. Таким образом, подвижный образ жизни может стать ключом к здоровой спине и благополучию в целом (рис. 2).

Актуальность данной темы была подтверждена не только анализом научной литературы, но и практическим исследованием среди студентов. В ходе обследования измерялось давление, пульс, состояние мышц спины (наличие болевых ощущений). В том числе измерение высоты роста, веса студентов, положения позвоночника и его движение до начала эксперимента и после.

Данные параметров помогли получить информацию о текущем состоянии здоровья каждого участника эксперимента.

Было выявлено, что 27,8% студентов имеют правильную осанку. У 29,2% исследуемых было выявлено незначительное отклонение - асимметрия плеч, лопаток и грудной клетки. Также было выявлено у 17,5% студентов сутулость, Во фронтальной плоскости - искривление позвоночника имеют 9,3% респондентов. Выраженное односторонне напряжение мышц имеют 16,2% студентов. Средний вес у исследуемых

из - за долгого

Рис.2. Анализ состоянии осанки у студентов

юношей составил 73,4 кг, а рост 171 см. У девушек рост составил в среднем 164 см, а вес 65,7 кг.

Движение головы в сагиттальной и фронтальной плоскости проводилось в положении сидя на стуле. Измерялось подвижность шейного отдела позвоночника с помощью наклона головы вперед и назад, влево - вправо. А также определялся угол поворота головы направо - налево по отношению к фронтальной плоскости, в положении лежа на спине (табл. 1). Показатели до эксперимента указывают на умеренное ограничение подвижности в шейном отдели в обеих группах.

Таблица 1

Движение в позвоночном столбе

Движение в позвоночном столбе До начала По окончании Ьмп Р<0,05;

эксперимента эксперимента ф<0,01)

Шейный отдел

Наклон головы влево/ ° 37°± 1,6° 33° ± 1,5° 17 1,97 2,61

Наклон головы вправо/ ° 36° ± 1,2° 32 °± 2° 20,3 1,97 2,61

Наклон головы вперед/ ° 59° ± 2,4° 67° ± 2,8° 2,9 1,97 2,61

Наклон головы назад/ ° 36°± 2,5° 42° ± 3° 19,6 1,97 2,61

Поворот головы направо/ ° 63° ± 1,5° 79° ± 2° 37,6 1,97 2,61

Поворот головы налево/ ° 66 ° ± 2,1° 81° ± 2,6° 48,1 1,97 2,61

Грудной и поясничный отдел

Наклон туловища влево/ ° 32° ± 1,3° 39° ±1,5 ° 8,2 1,97 2,61

Наклон туловища вправо/° 33° ± 1,5° 41° ± 2 ° 34,8 1,97 2,61

Наклон туловища вперед/° 74° ± 1,2° 93° ± 1,5° 57,1 1,97 2,61

Наклон туловища назад/ ° 36° ± 2,2 ° 52° ± 1,7° 46,4 1,97 2,61

Поворот туловища влево/° 29° ± 2,4° 36° ± 1,8° 27,6 1,97 2,61

Поворот туловища вправо/ ° 32° ± 1,6° 38° ± 2,1° 31 1,97 2,61

Измерение подвижности грудного и поясничного отдела позвоночника проводилось

в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Выполнялись наклоны туловища вперед - назад, а также повороты туловища налево и направо. До начало эксперимента показатели грудного и поясничного отдела имеют незначительные и умеренные нарушения подвижности позвоночника.

После сбора начальных данных, студенты приступили к выполнению специально разработанного комплекса физических упражнений, направленных на профилактику

осанки. Каждая тренировка проводилась два раза в неделю и имела длительность 60 минут. Программа учебно - тренировочного процесса состояла из упражнений, направленных на укрепление мышц спины, коррекцию осанки и расширение объемов движений в области грудной клетки. Также респонденты посещали занятия по плаванию.

По окончанию эксперимента результаты измерения параметров осанки было выявлено значительное улучшение показателей. Кроме того, к концу эксперимента было отмечено снижение болевых ощущений в области спины и шейного отдела позвоночника у студентов, а также повышение объема движения грудной клетки и улучшение дыхания. В том числе было выявлено повышение общего тонуса мышц и эластичности соединительных тканей. Это свидетельствует о том, что физические упражнения способствуют укреплению мышц спины и коррекции осанки. Регулярные занятия значительно повысили гибкость позвоночника и помогли исправить деформацию осанки у студентов.

ВЫВОД.

1. Физические упражнения оказывают положительное воздействие на осанку студентов. По данным измерений, после выполнения комплекса упражнений наблюдалось значительное улучшение показателей осанки.

2. Большинство студентов имели проблемы с осанкой до начала эксперимента. Они характеризовались скругленной спиной, опущенными плечами и слабыми мышцами корсета спины. Однако после систематических занятий физическими упражнениями респонденты приобрели более правильную осанку, тем самым является показателем правильного анатомического развития.

3. Проведенный анализ позволил выявить зависимость между количеством выполненных повторений каждого упражнения и изменением осанки. Было установлено, что студенты, выполнившие больше повторений, демонстрировали более значительные улучшения в осанке.

Проведенное исследование подтвердило роль физической активности как эффективное профилактическое мера для поддержания правильной осанки. Регулярные занятия специально разработанных комплексов помогли снизить болевые ощущения в области спины и шейного отдела позвоночника, а также исправить деформации осанки.

Список литературы

1. Халова К.В., Доронцев А.В., Каширский А.В., Доронцева К.А. Формирование компетенций здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта у студентов медицинского вуза. В сборнике: Теоретические и методологические аспекты

подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма. Сборник материалов I-й Международной научно-практической конференции. 2021: 97-101.

2. Рябова И.В., Соболевская ТА., Нежкина Н.Н., Нехорошева Е.В., Звереев О.М. Изучение уровня и содержание осведомленности педагогов в вопросах профилактики и коррекции нарушений осанки у школьников. Санитарный врач. 2019; 4: 51- 55.

3. Татаров В.Б. Профилактика нарушения осанки в период обучения в вузе. Альманах мировой науки. 201б; 12-2(15): 129-131.

4. Бечикова И.Е. Плавание как профилактика нарушения осанки. В сборнике: Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам IX студенческой международной научно - практической конференции. 2017: 214 - 21б.

5. Ямилов И.Р., Шамсудинов ША. Физическая культура как средство профилактики и коррекции нарушений осанки у студентов. Теория и практика современной науки. 2023; 5(95): 239 - 241.

6. Голова Е.В. Корригирующая гимнастика на занятиях физической культуры в вузе для профилактики нарушений осанки. В сборнике: Современные научные исследования: теория и практика. Материалы Международной научно - практической конференции. 2018: 305 - 310.

7. Егоров A.C, Шилько В.Г. Применение упражнений с отягощениями для коррекции и профилактики нарушений осанки. Теория и практика. 2020; 11: 77-79.

8. Одинцова М.О., Одинцов A.Q, Янкевич И.Е., Ярошинская A.^ Влияние физкультурно-оздоровительной программы на состояние здоровья студентов специальных медицинских групп астраханского государственного медицинского университета. В сборнике: Физическая культура и спорт: проблемы и перспективы. Материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сургут. 2022:180-182.

9. Бочкарева С.И., Высоцкая Т.П., Шутова Т.Н., Голубничий С.П. Профилактика нарушений осанки средствами атлетической гимнастики у студентов вузов. Человек. Спорт. Медицина. 2023; 23(1): 180-18б.

10. Жданкина Е.В. Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки. Адаптивная физическая культура. 2007; 4(32): 1б.

11. Семенычева В.В. Правильная осанка: нарушение, последствия, профилактика. Научный лидер. 2022; б(б1): 102-104.

12. Гаврилова Н.Е., Новикова И. В., Кузьменко Н. В. Профилактика нарушений осанки с помощью средств физического воспитания. Актуальные научные исследования в современном мире. 2019; 5-3(49): 110-115.

13. Девянина ВА., Савельев М.Ю. Профилактика нарушений осанки с помощью оздоровительной физической культуры. Наука-2022. 2022; б(б0): 222-22б.

14. Гагарина Е.В., Карелина Н.Н. Корригирующая гимнастика как средство профилактики и коррекция нарушений осанки. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 201б; 5-1(81): 22-25.

15. Тутушкина В.Г. Современные аспекты нарушения осанки среди современной молодёжи, средства коррекции и профилактика. В сборнике: Наука ТТИ НИЯУ МИФИ -2023. Сборник научных трудов. Трехгорный. 2023: 201-205.

References

1. Khalova K.V., Dorontsev A.V., Kashirsky A.V., Dorontseva K.A. Formation of healthy lifestyle competencies by means of physical culture and sports among medical university students. V sbornike: Tereticheskie I metodologicheskie aspekty podgotovki specialistov dlya sfery fizicheskoj kul'tury, sporta I turizma. Sbornik materialov I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [In the collection: Theoretical and methodological aspects of training

specialists for the field of physical culture, sports and tourism. Collection of materials of the I-th International Scientific and Practical Conference]. 2021: 97-101 [In Russ.].

2. Ryabova I.V., Sobolevskaya T.A., Nezhkina N.N., Nekhorosheva E.V., Zvereev O.M. Studying the level and content of teachers' awareness in the prevention and correction of posture disorders in schoolchildren. Sanitarnyj vrach. 2019; 4: 51-55 [In Russ.].

3. Tatarov V.B. Prevention of posture disorders during university studies. Al'manah mirovoj nauki. 2016; 12-2(15): 129-131 [In Russ.].

4. Bechikova I.E. Swimming as prevention of posture disorders. V sbornike: MNauchnoe soobchestvo studentov XXI stoletiya. Gumanitarnye nauki. Elektornnyj sbornik statej po materialam IX studencheskoj mezhdunarodnoj nauchno-praktichrskoj konferencii [In the collection: Scientific community of students of the XXI century. Humanities. Electronic collection of articles based on the materials of the IX Student International Scientific and Practical Conference]. 2017: 214-216 [In Russ.].

5. Yamilov I.R., Shamsudinov Sh.A. Physical culture as a means of prevention and correction of posture disorders in students. Teoriya Ipraktika sovremennoj nauki. 2023; 5(95): 239-241 [In Russ.].

6. Golova E.V. Corrective gymnastics in physical education classes at the University for the Prevention of posture disorders. V sbornike: Svremennye nauchnye isslodovaniya: teoriya I praktika. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [In the collection: Modern scientific research: theory and practice. Materials of the International Scientific and Practical Conference]. 2018: 305-310 [In Russ.].

7. Egorov A. S., Shilko V. G. Application of exercises with weights for correction and prevention of posture disorders. Teoriya Ipraktika.2020; 11: 77-79 [In Russ.].

8. Odintsova O.M, Odintsov A.S., Yankevich I.E., Yaroshinskaya A.P. The influence of a physical culture and wellness program on the health of students of special medical groups of Astrakhan State Medical University. V sbornike: Fizicheskaya kul'tura I sport: problemy I perspektivy. Materialy XXI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [In the collection: physical culture and sport: problems and prospects. Materials of the XXI All-Russian Scientific and Practical conference with international participation]. Surgut. 2022: 180-182 [In Russ.].

9. Bochkareva S.I., Vysotskaya T.P., Shutova T.N., Golubnichy S.P. Prevention of posture disorders by means of athletic gymnastics among university students. Chelovek. Sport. Medicina = Human. Sport. Medicine. 2023; 23(1): 180-186 [In Russ., In Engl.].

10. Zhdankina E.V. Corrective gymnastics for the prevention of posture disorders. Adaptivnayafizicheskaya kul'tura. 2007; 4(32): 16 [In Russ.].

11. Semenycheva V.V. Correct posture: violation, consequences, prevention. Nauchnyj lider. 2022; 6(61): 102-104 [In Russ.].

12. Gavrilova N.E., Novikova I.V., Kuzmenko N.V. Prevention of posture disorders by means of physical education. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2019; 3(49): 110-115 [In Russ.].

13. Devyanina V.A., Savelyev M.Yu. Prevention of posture disorders with the help of health-improving physical culture. Nauka - 2022. 2022;6(60): 222-226 [In Russ.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Gagarina E.V., Karelina N.N. Corrective gymnastics as a means of prevention and correction of posture disorders. Novaya nauka: Teoreticheskij Iprakticheskij vzglyad. 2016; 5-1(81): 22-25 [In Russ.].

15. Tutushkina V.G. Modern aspects of posture disorders among modern youth means of correction and prevention. Vsbornike: Nauka TTINIYAUMIFI- 2023. Sborniknauchnyh trudov. Trehgornyj [In the collection: Science of the TTI NRU MEPHI, 2023. Collection of scientific papers. Trekhgorny]. 2023: 201-205 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 02.02.2024

Бутченко Эльмира Камильевна - преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: ishmeeva2008@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.