Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ ДИОКСИНОВ НА ПОЖАРНЫХ'

ВОЗДЕЙСТВИЕ ДИОКСИНОВ НА ПОЖАРНЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНЫЕ / ДИОКСИНЫ / ИСТОЧНИКИ ДИОКСИНОВ / ПУТИ ПОСТУПЛЕНИЯ В ОРГАНИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черняк Ю.И., Грассман Д.А.

Проведен анализ источников диоксинов и ряда причин, подтверждающих их воздействие на пожарных. Высокие уровни содержания диоксинов в организме пожарных, участвовавших в ликвидации промышленного пожара на АО «Иркутсккабель» в 1992 г., предполагают возможность профессионального воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Черняк Ю.И., Грассман Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DIOXINES ON FIREMEN

The authors analysed dioxines sources and reasons supporting dioxines influence on firemen. High levels of dioxines in the firemen who participated in industrial fire extinguishing on JSC «Irkoutskcable» in 1992 assume possible occupational exposure.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ ДИОКСИНОВ НА ПОЖАРНЫХ»

9. Меерсон Ф.З., Твердохлиб В.П., Никоноров A.A. // Вопр. мед. химии. — 1988. — № 6. — С. 104—109.

10. Меерсон Ф.З. //Бюл. Всесоюз. кардиол. науч. центра АМН СССР. — 1985. — № 1. — С. 34— 43.

11. Поляков Л.М., Часовских М.И., Панин Л.Е. / / Успехи современной биологии. — 1992. — Т. 12, вып. 4. — С. 601—608.

12. Пшенникова М.Г. // Дизрегуляционная патология. — М.: Медицина, 2002. — С. 308—328.

13. Пшенникова М.Г. // Пат. физиол. — 2000. — № 3. — С. 20—26.

14. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. — М.: МедиаСфера, 2002.

УДК 615.9:616-057.36

15. Хайдарлиу С.Х. Функциональная биохимия адаптации. — Кишинев: Изд-во «Штиинца», 1984.

16. Черняк Ю.И., Грассман Д.А., Шелепчиков A.A. // Мед. труда. — 2005. — № 12. — С.41—46.

17. Черняк Ю.И., Портяная Н.И., Меринова А.П. // Там же. — 2003. — № 6. — С. 34—39.

18. Emilsson A., Gudbjarnasson S. // Biochim. Bi-ophys. Acta. — 1984. — Vol. 664. — P. 82—88.

19. Friedwald W.T., Levy R.I., Fredrickson D.S. // Clin. Chem. — 1972. — N 18. — P. 499—502.

20. Schwick H.G., Schwick H.G., Haupt H. // An-gew. Chem. — 1980. — Vol. 191. — P. 87—99.

21. Teppo A.M., Maury C.P.J. // Clin. Chim. Acta. — 1983. — Vol. 129. — P. 279—286.

Поступила 21.03.07

Ю.И. Черняк, Д.А. Грассман ВОЗДЕЙСТВИЕ ДИОКСИНОВ НА ПОЖАРНЫХ

АФ — НИИ медицины труда и экологии человека ГУ НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН, г. Ангарск;

Бруклинский колледж Городского Университета Нью-Йорка, Нью-Йорк

Проведен анализ источников диоксинов и ряда причин, подтверждающих их воздействие на пожарных. Высокие уровни содержания диоксинов в организме пожарных, участвовавших в ликвидации промышленного пожара на АО «Иркутсккабель» в 1992 г., предполагают возможность профессионального воздействия.

Ключевые слова: пожарныге, диоксины1, источники диоксинов, пути поступления в организм.

Yu.I. Tchernyak, D.A. Grassman. Influence of dioxines on firemen. The authors analysed dioxines sources and reasons supporting dioxines influence on firemen. High levels of dioxines in the firemen who participated in industrial fire extinguishing on JSC «Irkoutskcable» in 1992 assume possible occupational exposure.

Key words: firemen, dioxines, dioxines sources, ways of intake.

Исследование содержания диоксинов в ли-пидах сыворотки крови произвольно выбранных пожарных, участвовавших в ликвидации пожара на АО «Иркутсккабель» в позволило заключить, что мы имеем дело с экспонированной диоксинами когортой [7, 10]. Среднее значение диоксинов в липидах сыворотки крови, выраженное в единицах суммарного токсического эквивалента для полихлори-рованных дибензо-р-диоксинов (ПХДД), по-лихлорированных дибензофуранов (ПХДФ) и полихлорированных бифенилов (ПХБ) — ТЕРПХДД/ПХДФ/ПХБ, для 20 обследованных пожарных, составило 153 пг/г липидов. Содержание диоксинов в организме 15 пожарных,

участвовавших в ликвидации «шелеховского» пожара, было 169 пг/г (50—477 пг/г), в то время как для 5 пожарных контрольной группы, которые не участвовали в его тушении и имели сопоставимый возраст и профессиональный стаж, их уровень составил 105 пг/г (27—205 пг/г). Для сравнения, в образцах когорты ветеранов операции «Ranch Hand» во Вьетнаме, полученных в аналогичном интервале времени после воздействия «Agent Orange» (преимущественно ТХДД), обнаружено содержание от 13 до 209 пг/г [14]. Содержание диоксинов в организме сопоставимых по возрасту жителей из четырех штатов США с типичным воздействием через пищевые источ-

ники составляет 17 пг/г [27]. При этом среднее значение суммарного токсического эквивалента для 465 обследованных человек в возрасте до 60 лет составило 11,7 пг/г липидов сыворотки. В качестве другого ориентира можно привести данные о среднем содержании ПХДД/ПХДФ у 60 жителей Санкт-Петербурга — 29,8 пг/г липидов сыворотки [5].

По некоторым оценкам более 90 % содержания диоксинов в организме обусловлено их поступлением с пищей, большую часть которой составляют продукты с высоким содержанием животных жиров [29]. Существуют примеры влияния контаминированной диоксинами пищи на содержание диоксинов в организме. Так, уровни диоксиноподобных ПХБ в сыворотке спортсменов-рыбаков, ежегодно потребляющих более 26 фунтов рыбы из Великих Озер, были в 3 раза выше, чем в соответствующем контроле, потребляющем 6 или менее фунтов рыбы в год [20]. Опрос «ше-леховских» пожарных выявил, что основу их пищевого рациона составляет местное мясо и рыба, произведенные или добытые в регионе, в котором расположены крупные нефтеперерабатывающие, алюминиевые, химические и целлюлозно-бумажные производства. В литературе имеются данные о содержании диоксинов в продуктах питания региона проживания пожарных. Изучение диоксинов, фуранов и ПХБ-180 в рыбе из пресных водоемов от Иркутска до Байкальска выявило достаточно низкие уровни этих стойких органических загрязни-телей [33]. Там же изучались уровни ПХДД/Ф в свином жире, которые были сходными с уровнями, определенными в образцах мяса из Голландии [39] и США [34]. Следует отметить, что в некоторых случаях, несмотря на выявление высоких уровней диоксинов в пищевых источниках и грудном молоке, исследователям не удавалось установить загрязнители в окружающей среде [19]. В принципе загрязнение окружающей среды может способствовать повышению сывороточных уровней диоксинов у некоторых людей, в зависимости от их специфических пищевых предпочтений.

Полученные результаты свидетельствуют, что пожарные столкнулись с ситуацией, выходящей за рамки обычных условий в части интенсивности воздействия. Следует отметить, что они могли подвергнуться воздействию образовавшихся во время горения пластиков диоксинов от 22 до 57 г в пересчете на ¡-ТЕРпхдд/пхдф [2]. Известен ряд крупных

пожаров, когда было зафиксировано выделе -ние значимого количества диоксиноподобных соединений, как это было, например, при пожарах трансформаторов в Бингхемптоне [32] и Нью-Йорке [22], а также в аэропорту Дюссельдорфа [16, 24]. После трагедии 11 сентября во Всемирном торговом центре (ВТЦ) в Нью-Йорке 318 пожарных подверглись биомониторингу на различные токсиканты, включая диоксиноподобные соединения. У пожарных команды оперативного назначения (95 человек) были выявлены высокие уровни гептахлордибензофурана (хотя другие диоксины не были повышены) по сравнению с двумя группами пожарных, также участвовавшими в работах на ВТЦ [13]. Эти результаты подтверждают риск воздействия диоксинов на пожарных, а если есть источник диоксинов, как во время горения большого количества пластиков, воздействие может быть существенным.

Доказано, что горение пластиков, таких, как поливинилхлорид (ПВХ), может приводить к образованию ПХДД/Ф [21, 40], поэтому ПВХ-содержащие материалы классифицируют -ся как предшественники ПХДД/Ф [40]. В контролируемых условиях установлено, что при сжигании каждый килограмм высокомолекулярного ПВХ образует сажу, содержащую около 450 мкг 1-ТЕд ПХДД/Ф [11]. Это количество диоксинов превышает расчетную дневную норму, составляющую 168 пг ТЕд для мужчин США, более чем в 2,7 миллиона раз [31]. По-видимому, только небольшие фракции сажи будут вдыхаться с воздухом, но их действие в высоких острых дозах возможно.

Очевидно, что пожарные подвержены риску ингаляционного воздействия различных токсикантов, но большинство исследований сфокусированы на респираторной функции [23, 30], а не специфических воздействиях. По данным американских исследований, несмотря на наличие респираторов, пожарные не склонны применять их в отсутствие видимого задымления [15, 28, 36]. Показано, что подобная практика приводит к ингаляции взвешенных частиц [8, 17]. В результате у пожарных часто проявляются воспалительные реакции альвеол, которые реагируют на воздействие дыма [9]. Напомним, что «шелеховские» пожарные практически не использовали средств индивидуальной защиты, поэтому подобные проявления отмечались у большинства из них.

Установлено, что уровень ПХДД у «ше-леховских» пожарных превышает таковой у

пожарных из контрольной группы — 99,5 (4,3—424,3) и 27,1 (0,3—98,7), соответственно [10]. Выявленные уровни превышают те, что наблюдаются при типичном воздействии окружающей среды в случаях ее загрязнения [25], но известны для профессионально экспонированных когорт [12, 18, 26, 37].

К настоящему времени в литературе накоплены данные о том, что диоксины вызывают разнообразные стойкие субъективные и объективные неврологические расстройства: нарушения сна, эмоциональной сферы, различные расстройства психики, периферические полиневропатии, энцефалопатии и др. [4, 35, 38], которые регистрируются у «шелеховских» пожарных [1, 3, 6]. При этом необходимо отметить, что в условиях воздействия комплекса токсичных веществ диоксины значительно усиливают реализацию патогенных свойств многих классов химических соединений, например, полициклических ароматических углеводородов, а для реализации их собственных эффектов характерен длительный, иногда до нескольких лет, латентный период. Это могло выразиться в усилении токсичности веществ, способных вызывать, в частности, энцефалопатии.

Таким образом, приведенные данные позволяют рассматривать пожарных, принимавших участие в ликвидации пожара на АО «Иркутск-кабель», как профессионально экспонированную диоксинами когорту. Установление связи содержания диоксиноподобных соединений в организме и наличие ряда специфических эффектов с наблюдаемыми нарушениями здоровья у пожарных имеют важное прогностическое значение, а также служит основой для разработки подходов к обоснованию новых форм профессиональных заболеваний, характеризующихся значительным латентным периодом после воздействия токсическими агентами.

Работа выполнена при частичной финансовой поддержке Американского фонда гражданских исследований и развития (CRDF), грант

RB1-2375-AN-02.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Катаманова Е.В., Колесов В.Г., Лахман О.Л. и др. // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. — 2002. — № 3. — С. 84—87.

2. Клюев H.A., Шелепчиков A.A., Бродский Е.С. и др. / / Материалы Всеросс. конф. «Диоксины и родственные соединения: экологические проблемы, методы контроля». — Уфа, 2001. — С. 165 —172.

3. Колесов В.Г., Мещерягин В.А., Лахман О.Л., Шевченко О.И. // Ж. невролог. и психиатр. — 2005.

— Т. 105, № 1. — С. 25—29.

4. Поздняков С.П., Румак B.C., Софронов Г.А., Умнова Н.В. Диоксины и здоровье человека: Научные основы выявления диоксиновой патологии. — СПб.:

Наука, 2006.

5. Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Введение в экологическую эпидемиологию. — М.: Нзд-во МНЭПУ, 2001.

6. Русанова Д.В., Лахман О.Л. // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. — 2001. — № 2 (16). — С. 85—87.

7. Черняк Ю.И., Грассман Д.А., Шелепчиков А.А. // Мед. труда. — 2005. — № 12. — С. 41—46.

8. Austin C.C., Dussault G., Ecobichon D.J. // Amer. J. Industr. Med. — 2001. — Vol. 40. — P. 683—692.

9. Bergstrom C.E., Eklund A., Skold M., Tornling G. // Ibid. — 1997. — Vol. 32. — P. 332—336.

10. Chernyak Y., Grassman J., Brodsky E. et al. // Organohalogen Comp. — 2004. — Vol. 66. — P. 2481—2487.

11. Christmann W., Kasiske D., Klöppel K.D. et al. // Chemosphere. — 1989. — Vol. 19 , N 1—6. — P. 387—392.

12. Collins J.J., Budinsky R.A., Burns C.J. et al. // J. Exp. Sci. Environm. Epidem. — 2006. — Vol. 16.

— P. 76—84.

13. Edelman P., Osterloh J., Pirkle J. et al. // Environm. Health Perspect. — 2003. — Vol. 111, N 16. — P. 1906—1911.

14. Emond C., Michalek J.E., Birnbaum L.S., DeVito M.J. // Organohalogen Comp. — 2004. — Vol. 66. — P. 2655—2659.

15. Feldman D.M., Baron S.L., Bernard B.P. et al. // CHEST. — 2004. — Vol. 125, N 4. — P. 1256—1264.

16. Fiedler H., Lindert M. // Organohalogen Comp.

— 1998. — Vol. 36. — P. 69—72.

17. Fireman E.M., Lerman Y., Ganor E. et al. // Environm. Health Perspect. — 2004. — Vol. 112, N 15. — P. 1564—1569.

18. Flesch-Janys D., Becher H., Gurn P. et al. // J. Toxicol. Environm. Health. — 1996. — Vol. 47.

— P. 363—378.

19. Hooper K., Chuvakova T., Kazbekova G. et al. // Environm. Health Perspect. — 1999. — Vol. 107.

— P. 447—457.

20. Humphrey H.E.B., Gardiner J.C., Pandya J.R. et al. // Ibid. — 2000. — Vol. 108. — P. 167—172.

21. Ikeguchi T., Tanaka M. // Organohalogen Comp.

— 1999. — Vol. 41. — P. 507—510.

22. Kelly K.J., Connelly E, Reinhold G.A. et al. // Arch. Environm. Health. — 2002. — Vol. 57, N 4.

— P. 282—293.

23. Landrigan P.J., Lioy P.J., Thurston G. et al. // Environm. Health Perspect. — 2004. — Vol. 112, N 6. — P. 731—739.

24. Lindert M., Fiedler H. // Z. Umweltchem. Okotox. — 1999. — Vol. 11, N 1. — S. 39—47.

25. Orloff K.J, Hewitt D, Metcalf S. et al. // J. Exposure Anal. Environm. Epidem. — 2001. — Vol. 11. — P. 352—358.

26. Ott M.G., Messerer P., Zober M.A. // Int. Arch. Occup. Environm. Health. — 1993. — Vol. 65. — P. 1—8.

27. Patterson D.G.Jr., Patterson D., Canady R. et al. / / Organohalogen Comp. — 2004. — Vol. 66. — P. 2878—2883.

28. Prezant D, Kelly K., Jackson B. et al. // CDC and Prevention: Morb. Mortal. Wkly Rep. — 2002. — Vol. 51. — P. 6—8.

29. Rappe C. // Chemosphere. — 1992. — Vol. 25, N 1—2. — P. 41—44.

30. Reibman J., Lin S., Hwang Syni-An et al. // Environm. Health Perspect. — 2005. — Vol. 113, N 4. — P. 406—411.

31. Schecter A., Cramer P., Boggess K. et al. // J. Toxicol. Environ. Health. — 2001. — Part. 1, 63. — P. 1—18.

32. Schecter A., Charles K. // Chemosphere. — 1991. — Vol. 23. — P. 1307—1321.

33. Schecter A., Furst P., Furst C. et al. // Ibid.

— 1992. — Vol. 25. — P. 2009—2015.

34. Schecter A., Papke O., Ball M. et al. // Organohalogen Comp. — 1993. — Vol. 13. — P. 97—100.

35. Schoeters G., Birnbaum L. // Ibid. — 2004.

— Vol. 66. — P. 3634—3638.

36. Spadafora R. // Amer. J. Indust. Med. — 2002.

— Vol. 42. — P. 532—538.

37. Sweeney M.H., Calvert G.M., Egeland G.A. et al. // Teratog. Carcinog. Mutagen. — 1997—1998.

— Vol. 17, N 4—5. — P. 241—247.

38. Sweeney M.H., Fingerhut M.A., Arezzo J.C. et al. // Amer. J. Ind. Med. — 1993. — Vol. 23. — P. 845—858.

39. Theelen R.M.C., Liem A.K.D., Slob W., Van Wijnen J.H. // Chemosphere. — 1993. — Vol. 27.

— P. 1625—1635. ..

40. Theisen J., Funcke W., Balfanz E., König J. // Ibid. — 1989. — Vol. 19, N 1—6. — P. 423—428.

Поступила 21.03.07

УДК 613,6-057.2

С.Ф. Шаяхметов, М.П. Дьякович

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА РАБОТАЮЩИХ

АФ — НИИ медицины труда и экологии человека ГУ НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН, г. Ангарск

Представлены результаты апробации методов оценки профессионального риска работающих на примере ведущих предприятий Восточной Сибири и Крайнего Севера. Показана целесообразность включения комплексной оценки рисков основных патологических синдромов с учетом социально-психологических характеристик в систему критериев оценки профессионального риска.

Ключевые слова: методы1 оценки профессионального риска, социально психологические факторыг, работающие.

S.F. Shayakhmetov, M.P. Dyakovitch. Methodic aspects of evaluating occupational risk

in workers. The authors present results of testing the method of occupational risk evaluation exe mplified by workers of major enterprises of East Siberia and Far North. The article proves that complex evaluation of main pathologic syndromes risk with social and psychologic characteristics consideration should be included into criteria of occupational risk evaluation.

Key words: methods of occupational risk evaluation, social and psychologic factors, workers.

В результате выполненных в последние годы работ [4—8] были разработаны методология и принципиальные подходы и методы оценки профессионального риска, а также его

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

критерии в свете современных концепций ВОЗ, МОТ. Система оценки профессионального риска включает как априорное (по гигиеническим критериям согласно руководству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.