Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ БУЛЛИНГА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ВОЗДЕЙСТВИЕ БУЛЛИНГА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
950
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буллинг / интернализующие и экстернализирующие последствия буллинга / уровень кортизола / жертва буллинга / краткосрочное / хроническое издевательство.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шафиева Э. И., Муротмусаев К. Б.

Статья посвящена проблеме воздействия буллинга на психологическое состояние и поведение детей и подростков, которое проявляется на работе головного мозга. В частности, рассматриваются исследования ученых проблемы буллинга и две основные группы проявлений буллинга, описываются изменения на эмоционально-личностном уровне, на поведенческих реакциях и работе головного мозга детей и подростков, которые были жертвами буллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ БУЛЛИНГА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

АДАБИЁТЛАР РУЙХАТИ:

1. А.Расулов, Л.Турсунов Диний баFрикенглик ижтимоий-психологик феномен сифатида. Тошкент ислом университети исломшунослик илмий тадкщот маркази. 2015 й. Б 38-40.

2. Шкуратова И. Когнитивная сложность как основа толерантного мышления // Век толерантности. 2003. №5. С. 44-51.

3. Шлягина Е.И. Этническая толерантность личность: опыть эмперического исследования // Век толерантности. 2001. № 3-4. С. 124-131.

4. Александр Асмолов. Толерантность как култура. XXI века. Т.: Узбекистан. 2000 С 75-77.

5. Безюлева Г.В. Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. М.:2002.С.92.

6. Асмолов А.Г. Толерантность от утопии реальности.//На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.5-7.

ВОЗДЕЙСТВИЕ БУЛЛИНГА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Шафиева Э. И.

Бакинский государственный университет,

факультет психологии, д. п. н, профессор Азербайджан, Баку Муротмусаев К. Б.

Ориентал Университет Республики Узбекистан, кафедра Педагогики и психологии,

к.м.н., доцент

Аннотация: Статья посвящена проблеме воздействия буллинга на психологическое состояние и поведение детей и подростков, которое проявляется на работе головного мозга. В частности, рассматриваются исследования ученых проблемы буллинга и две основные группы проявлений буллинга, описываются изменения на эмоционально-личностном уровне, на поведенческих реакциях и работе головного мозга детей и подростков, которые были жертвами буллинга.

Ключевые слова: буллинг, интернализующие и экстернализирующие последствия буллинга, уровень кортизола, жертва буллинга, краткосрочное, хроническое издевательство.

Американский нейроэндокринолог Роберт Сапольски более тридцати лет своей жизни посвятил изучению физиологических последствий стресса для здоровья человека. С таким интересным случаем он столкнулся, проводя опыты над бабуинами в Танзании. Среди павианов была группа агрессивных павианов, которые очень агрессивно действовали по отношению к другим павианам, особенно к самкам, а также к более молодым, более слабым, чем они. Однажды по воле случая эта группа бабуинов заболела и умерла, поев мяса, зараженного туберкулезом.

После этого на какое-то время Сапольский прекратил исследования этой группы, а когда через некоторое время вернулся к ней, то заметил, что физическое и психическое здоровье оставшихся павианов улучшилось, а количество гормонов стресса у них уменьшилось [1]. Мы можем назвать это агрессивное поведение павианов травлей. Поскольку они не дрались друг с другом за еду или самок, они проявляли агрессию по отношению к тем, кто был слабее их без причины.

Дэн Ольвеус, впервые систематически изучивший буллинг, определил его как целенаправленное, повторяющееся агрессивное поведение, направленное против того, кто не в состоянии защитить себя [2]. По данным ЮНЕСКО, треть детей во всем мире подвергаются буллингу в той или иной форме [3]. Были даны различные классификации издевательств. По своей форме буллинг подразделяют на такие группы, как физический, вербальный, социальный, имущественный ущерб и кибербуллинг [4]. Словесные и социальные издевательства в основном характерны для девочек, а физические издевательства чаще встречаются среди мальчиков. Физические и словесные издевательства чаще встречаются у детей младшего возраста, а социальные издевательства становятся более распространенными, когда дети становятся старше. В последнее время наблюдается рост киберзапугивания. Киберзапугивание — это любая форма травли через компьютеры и телефоны. В буллинге всегда есть 3 основных участника: хулиган, жертва хулигана и свидетели.

Как мы знаем, любой вид издевательств влияет на психологическое здоровье хулиганов и оставляет как долгосрочные шрамы, так и краткосрочный ущерб. Воздействие буллинга на здоровье наносит большой ущерб самому человеку, его семье и обществу в целом. Предотвращение буллинга может быть финансово выгодным как для семьи, так и для общества [5]. У лиц, подвергшихся буллингу, наблюдаются депрессия, замкнутость, неуверенность в себе, тревожность, агрессия, различные психосоматические симптомы (головная боль, тошнота, утомляемость и др.), потеря аппетита или чрезмерное потребление пищи, нарушения сна, конспирологические мысли, трудности социальной адаптации, возникают такие проблемы, как использование вредных веществ и другие [7,8,9]. Последствия буллинга для психологического здоровья могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными — спустя много лет.

Последствия буллинга можно разделить на две основные группы: внутренние и внешние проблемы. Интернализующие проблемы - это проблемы, которые направлены на человека и находятся внутри него.

К ним относятся депрессия, уход в себя, страх, тревога, членовредительство и многое другое. Экстернализирующие проблемы относятся к поведению, направленному на других. К ним относятся злоупотребление психоактивными веществами, агрессивное поведение, импульсивное поведение и многое другое. Проблемы интернализации чаще встречаются у девочек. Проблемы с экстернализацией чаще встречаются у мальчиков [14].

Но как насчет пагубного воздействия травли на психологическое здоровье? Различные исследования показывают, что в результате издевательств в мозгу происходят структурные изменения. Это вызывает долгосрочные психологические

проблемы. Эрин Берк Куинлан и ее коллеги опросили 682 человека в возрасте от 14 до 19 лет в Европе, чтобы определить, подвергались ли они издевательствам. Впервые в 14 лет им сделали МРТ головного мозга, а затем в 19 лет повторно обследовали с помощью МРТ, чтобы проверить размер мозга, а также признаки стресса, тревоги и гиперактивность.

В то время, сравнивая показатели между теми, кто подвергался буллингу, и теми, кто не подвергался буллингу, пришли к выводу, что все эти показатели у жертв буллинга разные. В их мозгу левое хвостатое ядро и левая скорлупа были меньше по размеру по сравнению с другой группой. Чаще встречались депрессия, тревога и гиперактивность [6]. Дети, подвергшиеся буллингу, имеют большую толщину коры, особенно в части поля Бродмана 37. Эта область также называется теменной корой и отвечает за высокоуровневые зрительные процессы и важна для распознавания лиц. Жертвы издевательств помнят лица своих агрессоров, и позже у них может развиться чувствительность к агрессивным, злым лицам. Это может привести к развитию у них проблемы социальной тревожности. Такого утолщения не отмечалось у тех, кто хулиганил. Однако, как и во многих исследованиях последствий издевательств, трудно провести долгосрочное наблюдение и сказать, связано ли это утолщение с издевательствами или с предварительными издевательствами.

Возможно, что утолщение в зоне Бродмана 37 предсуществует, и это само по себе указывает на риск стать жертвой буллинга [15]. Кроме того, исследования показали, что у взрослых, над которыми в детстве издевались, обнаруживаются изменения в белом веществе головного мозга. Депрессия также связана с долгосрочными вредными последствиями издевательств. В то же время эта разница была более выражена у тех, кто подвергался буллингу в подростковом возрасте 14-17 лет [16]. Сеть социальной боли в мозгу отвечает за неприятные ощущения во время физической боли и негативные эмоции во время социальных проблем. Это цингулярная кора. Эта область активируется во время социального буллинга. Подростки в это время переживают эмоциональную проблему как физическую боль [17]. Следовательно, психосоциальный стресс и буллинг можно заподозрить как причину длительного приема болеутоляющих средств подростками, необъяснимой боли.

Во время травли уровень гормона стресса кортизола выше нормы. При этом тип буллинга или пол жертвы буллинга не имеют существенного значения в результатах [11]. Некоторые исследования показали, что уровень кортизола при травле может быть выше или ниже нормы. В результате исследования было установлено, что у жертв случайных издевательств повышается уровень кортизола. Жертвы, над которыми регулярно издеваются, имеют более низкий уровень кортизола, чем дети, над которыми не издевались. Это приводит к депрессии и тревожным расстройствам. Они объясняют, что уровень кортизола при хроническом буллинге ниже, чем при других, за счет притупления этой функции при длительном воздействии стресса [10]. Аналогичные результаты были получены и в другом эксперименте, проведенном на монозиготных близнецах. Эксперимент проводился на тридцати парах монозиготных близнецов в возрасте 12 лет, один из которых был

жертвой травли, а другой - нет. В ходе эксперимента у детей проверяли секрецию кортизола в ответ на психосоциальный стресс-тест. Результаты показали, что дети, которые долгое время подвергались буллингу, имеют более низкую выработку кортизола во время психосоциального стресс-теста, чем другие [12].

Другое исследование показало, что уровень кортизола у жертв травли был обратно пропорционален уровню физической агрессии, когда издевательства были сильнее. Другими словами, у тех, над кем больше издевались, физическая агрессия была выше при низком уровне кортизола, а физическая агрессия была меньше при высоком уровне кортизола. Когда издевательства были низкими, физическая агрессия была высокой, когда уровень кортизола был высоким, и физическая агрессия была низкой, когда уровень кортизола был низким [13]. Запугивание активирует систему реагирования на стресс (гипоталамус-гипофизарно-надпочечниковая система). Вот почему уровень кортизола высок вскоре после травли. Это также относится к краткосрочным или случайным издевательствам. У тех, кто подвергается длительному хроническому издевательствам, эта реакция притупляется, а уровень кортизола остается низким [14]. Все это показывает, что воздействие буллинга на детей и подростков влияет на развитие их мозга и гормоны, вырабатываемые в мозге. Предотвращение издевательств на раннем этапе может предотвратить проблемы в будущем.

ЛИТЕРАТУРА:

1. (2004) Emergence of a Peaceful Culture in Wild Baboons. PLoS Biol 2(4): e124. https://doi.org/10.1371/journal.pbio.0020124

2. Dan Olweus: Bullying at School. Publisher Wiley-Blackwell; Ш edition (December 8, 1993), 152 pages

3. Behind the numbers: Ending School violence and bullying. 2019 by UNESCO https://www.cdc.gov/violenceprevention/youthviolence/bullyingresearch/fa^fact.html

4. Wolke, D., & Lereya, S. T. (2015). Long-term effects of bullying. Archives of disease inchildhood, 100(9), 879-885. https://doi.org/10.1136/archdischild-2014-306667

5. Quinlan, E.B., Barker, E.D., Luo, Q. et al. Peer victimization and its impact on adolescent brain development and psychopathology. Mol Psychiatry 25, 3066-3076 (2020). https://doi.org/10.1038/s41380-018-0297-9

6. Esbensen F-A, Carson DC. Consequences of Being Bullied: Results From a Longitudinal Assessment of Bullying Victimization in a Multisite Sample of American Students. Youth & Society. 2009;41(2):209-233. doi:10.1177/0044118X09351067

7. Due, P., Holbein, B.E., Lynch, J., Diderichsen, F., Gabhain, S.N., Scheidt, P., Currie, C., & Health Behaviour in School-Aged Children Bullying Working Group. (2005). Bullying and symptoms among school-aged children: international comparative cross sectional &udy in 28 countries. European Journal of Public Health, 15, 128-132

8. Sourander, A., Jensen, P., Ronning, J. A., Niemel " a, S., Helenius, H., Sillanmaki, L., Almqvi^, F. (2007). What is the early adulthood outcome of boys who bully or are bullied in childhood? The Finnish "From a Boy to a Man" &udy. Pediatrics, 120, 397404. doi: 10.1542/peds.2006-2704

9. Rossouw, The Late Pieter. (2012). Bullying: a neurobiological perspective. Neuropsychotherapy in Au&ralia. 3-9.

10. Guanghui, Chen & Kong, Yanhong & Deater-Deckard, Kirby & Zhang, Wenxin. (2017). Bullying Victimization Heightens Cortisol Response to Psychosocial Stress in Chinese Children. Journal of Abnormal Child Psychology. 46. 10.1007/s10802-017-0366-6.

11. Ouellet-Morin I, Danese A, Bowes L, Shakoor S, Ambler A, Pariante CM, Papadopoulos AS, Caspi A, Moffitt TE, Arseneault L. A discordant monozygotic twin design shows blunted cortisol reactivity among bullied children. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2011 Jun;50(6):574-582.e3. doi: 10.1016/j.jaac.2011.02.015. Epub 2011 Apr 22. PMID: 21621141; PMCID: PMC3743243.

12. Vaillancourt, Tracy & Brittain, Heather & Haltigan, John & O&rov, Jamie & Muir, Cameron. (2018). Cortisol Moderates the Relation Between Physical Peer Victimization and Physical Aggression in Preschoolers Attending High-Quality Child Care: Evidence of Differential Susceptibility Across Informants. Merrill-Palmer Quarterly. 64. 101. 10.13110/merrpalmquar1982.64.1.0101.

13. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. (2016). Preventing Bullying Through Science, Policy, and Practice. Washington, DC: The National Academies Press. doi: 10.17226/23482.

14. Muetzel RL, Mulder RH, Lamballais S, Cortes Hidalgo AP, Jansen P, Guroglu B, Vernooiji MW, Hillegers M, White T, El Marroun H, Tiemeier H. Frequent Bullying Involvement and Brain Morphology in Children. Front Psychiatry. 2019 Sep 24;10:696. doi: 10.3389/fpsyt.2019.00696. PMID: 31607968; PMCID: PMC6771170.

15. Graziano RC, Bruce SE, Paul RH, Korgaonkar MS, Williams LM. The effects of bullying in depression on white matter integrity. Behav Brain Res. 2019 May 2;363:149-154. doi: 10.1016/j.bbr.2019.01.054. Epub 2019 Jan 30. PMID: 30710613.

16. Rudolph, K. D., Miernicki, M. E., Troop-Gordon, W., Davis, M. M., & Telzer, E. H. (2016). Adding insult to injury: neural sensitivity to social exclusion is associated with internalizing symptoms in chronically peer-victimized girls. Social cognitive and affective neuroscience, 11(5), 829-842. https://doi.org/10.1093/scan/nsw021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.