ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Социальные аспекты здоровья населения / Social aspects of Population Health
2022;68(6)
18.01.2023 г.
ФЕДЕРАЛЬНО? ГПСУЙ^СТЯЕИНОЕ EPftJUF 'HI)E УЧРЕЖДЕНИЕ
+
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НИИ ОРГАНИЗАЦИИ и ИНФОРМАТИЗАЦИИ 1|РАИОО\РЛ11КП11Я
МИНИСТЕРСТВА ЗДРДЕООКРДНЕНИЯ PQCCWHCKOH ФЕДЕРАЦИИ
ДОКУМЕНТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ВОЗ. Информационный бюллетень. Декабрь 2022
Тема номера - День всеобщего охвата услугами здравоохранения 2022 г.: каждый человек должен иметь возможность получать качественную меди-
Ежегодно 12 декабря Всемирная организация здравоохранения отмечает День всеобщего охвата услугами здравоохранения, призывая мировых лидеров и всех членов общества ускорить инвестиции в достижение здоровья для всех -мира, в котором каждый может получить доступ к качественной медицинской
Всеобщий охват услугами здравоохранения (ВОУЗ) всегда был целью ВОЗ. Пандемия СОУГО-19 подчеркнула важную роль, которую здоровье и медицинские услуги играют в жизни людей. Но это также усугубило существующее неравенство, ввергнув людей в нищету и повысив барьеры для доступа к базовым медицинским услугам.
12 декабря - это официальный день, когда всеобщий охват услугами здравоохранения был единодушно одобрен на Генеральной Ассамблее Организацией Объединенных Наций в 2014 г. в качестве важнейшего приоритета международного развития.
С тех пор этот день стал ежегодно посвящен всеобщему охвату услугами здравоохранения и растущему глобальному движению «Здоровье для всех».
цинскую помощь без финансовых затруднений
1
помощи, в которой он нуждается, не испытывая финансовых затруднений2.
Этот день направлен на повышение осведомленности о необходимости сильных и устойчивых систем здравоохранения, которые могут обеспечить доступ населения к медицинской помощи.
Кампания этого года проходит в критическое время, когда страны по всему миру восстанавливаются после последствий пандемии COVID-19, сталкиваясь со многими другими кризисами, такими как стихийные бедствия и конфликты. Она запускает обратный отсчет времени до встречи высокого уровня по ВОУЗ, которая состоится на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в 2023 г. — для мобилизации политической поддержки и глобальных действий по обеспечению всеобщего охвата услугами здравоохранения и достижению Целей в области устойчивого развития (ЦУР) к 2030 г.
В сентябре 2019 года на Совещании высокого уровня Организации Объединенных Наций «Всеобщий охват услугами здравоохранения: вместе строим более здоровый мир» мировые лидеры одобрили самую масштабную и всеобъемлющую политическую декларацию по вопросам здравоохранения в истории. Признавая необходимость более тесного сотрудничества и гармонизации между заинтересованными сторонами и программами в области здравоохранения, Коалиция партнерств за обеспечение ВОУЗ и глобальное здравоохранение объединяет лидеров и работников здравоохранения для реализации общей цели по согласованию усилий для достижения Всеобщего охвата услугами здравоохранения3.
Тема этого года: «Построим мир, который мы хотим: здоровое будущее для всех»
В мире, который мы хотим построить, все люди могут получить доступ к качественным медицинским услугам без финансовых затруднений. Всеобщий охват услугами здравоохранения помогает людям преодолеть бедность, способствует благополучию семей и сообществ, защищает от кризисов в области общественного здравоохранения и приближает нас к реализации политики «Здо-
ровье для всех». Достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения начинается со справедливости, доверия, здоровой окружающей среды, инвестиций в здравоохранение и подотчетности систем здравоохранения.
Достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения делает значимые и позитивные шаги во всех областях здравоохранения. Это включает в себя улучшение комплексного охвата более широких слоев населения и сосредоточение внимания национальных правительств на мобилизации внутренних ресурсов. Это может высвободить ограниченные донорские ресурсы для более целенаправленных программ развития здравоохранения.
Всеобщий охват услугами здравоохранения поддерживает конкретные программы в области здравоохранения, потому что:
• Доступность медицинских услуг зависит от работы системы здравоохранения и соответствующих обязательств правительства в отношении здоровья. Во многих странах службы здравоохранения недостаточно финансируются из государственных ресурсов.
• Право на здоровье означает, что доступ к качественным и доступным услугам должен быть всеобщим.
• «Никого не оставлять без внимания» — один из ключевых принципов Целей в области устойчивого развития (ЦУР). Он должен лежать в основе всей работы в области здравоохранения.
• ВОУЗ призывает правительства предоставлять медицинские услуги на основе принципов прав человека, справедливости и необходимости. Это также направляет их к увеличению и/или предоставлению ресурсов, необходимых для достижения этой цели.
Международная Коалиция, созданная ООН, для реализации всеобщего охвата услугами здравоохранения будет работать вместе с правительственными организациями и партнерствами по охране здоровья, чтобы помочь государ-
ствам-членам и другим заинтересованным сторонам по следующим направлениям:
• Ускорение политических усилий на высоком уровне с участием всех заинтересованных сторон в отношении подотчетности, основанной на фактических данных, о прогрессе в области повышения доступности медицинской помощи в соответствии с политическими декларациями ООН и обеспечения ВОУЗ для уязвимых групп населения, включая женщин, детей и подростков.
• Поддержка координации между различными существующими инициативами в области здравоохранения и совместными действиями организаций системы ООН (например, в области достижения ВОУЗ, борьбы с ВИЧ/СПИДом и туберкулезом, а также с устойчивостью к противоми-кробным препаратам и др.) для подготовки будущих действий по повестке дня в области здравоохранения, включая готовность к чрезвычайным ситуациям.
• Укрепление существующих механизмов подотчетности для выявления пробелов и поиска решений, а также для расширения усилий по достижению ЦУР, связанных со здоровьем, к 2030 году.
Основные принципы деятельности Международной Коалиции для реализации всеобщего охвата услугами здравоохранения:
• Люди в центре внимания: целостный, ориентированный на людей подход, который не оставляет никого в стороне, и внимательно относится к тем, кто пострадал от различных заболеваний или подвержен риску их возникновения, в соответствии с принципами прав человека и учета других факторов.
• Многосекторальный подход: организация и проведение мероприятий, которые повышают многосекторальные усилия по обеспечению социальной ответственности, в частности, тех организаций, которые воз-
главляют сообщества, пострадавшие от различных заболеваний или подверженные риску их возникновения.
• Участие общества в разработке политики для обеспечения того, чтобы политические действия были ориентированы на людей.
Ожидаемые результаты:
• Создание основы для многосекторальных действий и политического лидерства не только в сфере здравоохранения.
• Оптимизация бюджетных ассигнований и уделение приоритетного внимания здравоохранению в государственных расходах.
• Повышение глобальной осведомленности, международной солидарности и сотрудничества по реализации Всеобщего охвата услугами здравоохранения.
Полный текст брошюры о Коалиции организаций системы ООН по ВОУЗ:
https://www.uhc2030.org/fileadmin/uploads/uhc2030/Documents/ Key Issues/Accountability/
Coalition of partnerships for UHC and global health flyer.pdf Подробнее на сайте Организации Объединенных Наций: https://www.uhc2030.org/what-we-do/voices/universal-health-coverage-
day
и на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/campaigns/universal-health-coverage-day/2022 Публикации Всемирной организации здравоохранения:
• Отслеживание достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения: глобальный доклад о мониторинге 2021 г. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2022 г. - 130 стр.
В настоящем докладе показано, что до пандемии наблюдалось значительное расширение охвата услугами, обусловленное массовым наращиванием масштабов мероприятий по борьбе с инфекционными болезнями, такими как ВИЧ-инфекция, туберкулез и малярия. И хотя в последние годы расходы на здравоохранение, приводящие к обнищанию населения, сократились, число людей, погрузившихся в еще большую нищету из-за расходов на здравоохранение, оплаченных из собственных средств, остается неприемлемо большим. Эти тенденции усугубляются существенными и сохраняющимися неравенствами между странами и внутри стран.
Пандемия COVID-19 привела к значительным перебоям в предоставлении основных услуг здравоохранения. Растущая нищета и сокращение доходов в результате глобального экономического спада, вероятно, приведут к росту финансовых препятствий для доступа к медицинской помощи и финансовых трудностей, связанных с расходами на здравоохранение из собственных средств, для лиц, обращающихся за медицинской помощью, особенно среди незащищенных групп населения. Проблемы, существовавшие до пандемии COVID-19, в сочетании с дополнительными трудностями, возникшими в связи с пандемией, придают еще большую актуальность стремлениям к обеспечению ВОУЗ.
Укрепление систем здравоохранения на основе надежной первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) имеет решающее значение для более эффективного восстановления и ускорения прогресса на пути к обеспечению ВОУЗ и безопасности в области здравоохранения. Эффективное внедрение систем здравоохранения, ориентированных на ПМСП, позволяет добиться большей справедливости и устойчивости при более широких возможностях для предоставления высококачественных, безопасных, комплексных, интегрированных и доступных, в том числе в ценовом плане, услуг здравоохранения всем и везде, но особенно наиболее уязвимым слоям населения. Значительные финансовые инвестиции в структурные элементы систем здравоохранения, ориентированные
на ПМСП, особенно в области, требующие наибольших расходов (медицинские и социальные работники, инфраструктура здравоохранения, лекарственные средства и другая продукция медицинского назначения), должны поддерживаться, тщательно планироваться и опираться на данные об эффективности систем здравоохранения для устранения критических пробелов, особенно в странах с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего.
Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/357611/9789240045545-rus.pdf
• Stronger collaboration for an equitable and resilient recovery towards the health-related sustainable development goals, incentivizing collaboration: 2022 progress report on the Global Action Plan for Healthy Lives and Well-being for All (Более тесное сотрудничество для справедливого и устойчивого развития по достижению ЦУР, связанных со здоровьем: доклад о ходе реализации Глобального плана действий по обеспечению здорового образа жизни и благополучия для всех, 2022 г.). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2022 г. - 42 стр.
В этом третьем ежегодном докладе о ходе реализации Глобального плана действий по обеспечению здорового образа жизни и благополучия для всех показано, как реализация 3-й Цели в области устойчивого развития (ЦУР 3) способствует синергии между ответными мерами на пандемию COVID-19 и долгосрочными усилиями по достижению ЦУР путем создания платформы для улучшения сотрудничества в области здравоохранения на многостороннем уровне. Страновые тематические исследования демонстрируют, как углубляется это сотрудничество. В докладе показано, насколько важны стимулы для по-
ощрения более тесного сотрудничества в глобальном развитии здравоохранения.
Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/354381/9789240050846-eng.pdf
• Universal health coverage partnership annual report 2020: implementing a primary health care approach towards universal health coverage in the COVID-19 era (Годовой отчет Партнерства по всеобщему охвату услугами здравоохранения за 2020 г.: внедрение развития первичной медико-санитарной помощи для повышения всеобщего охвата услугами здравоохранения в эпоху COVID-19). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2022 г. - 130 стр.
В 2020 г. Партнерство по всеобщему охвату услугами здравоохранения провело множество текущих и запланированных мероприятий. Действия партнерства направлены на создание и поддержание устойчивого потенциала стран с целью предотвращения, выявления и реагирования на нынешние и будущие риски для здоровья населения. Оно также направлено на устранение пробелов и удовлетворение потребностей стран посредством реализации национальных планов действий по обеспечению безопасности здоровья (NAPHS). Кроме того, мероприятия были направлены на то, чтобы связать NAPHS со стратегическими планами национальных секторов здравоохранения и со Стратегическим планом обеспечения готовности и реагирования на COVID-19.
Меры по смягчению последствий, такие как карантин, ограничивают доступ к услугам здравоохранения и приводят к ухудшению социально-экономических условий, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на психическое и физическое здоровье населения. Люди, живущие с неинфекционны-
ми заболеваниями (НИЗ), более уязвимы к тяжелому заболеванию или смерти от COVID-19.
Для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ) системы здравоохранения должны быть ориентированы на подход первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), который включает три основных компонента: многосекторальную политику и действия; наделенных полномочиями людей и сообщества; первичную медико-санитарную помощь и основные функции общественного здравоохранения в основе интегрированных служб здравоохранения. В 2020 году была опубликована операционная основа для ПМСП, в которой предлагаются 14 рычагов для преобразования глобальных обязательств в операционные результаты. Укрепление ПМСП для обеспечения прочного фундамента систем здравоохранения и поддержания основных медицинских услуг было важным направлением деятельности по ВОУЗ в 2020 г. Этот вопрос подробно рассматривается в различных главах этого отчета.
Этот отчет представляет собой обобщение информации о страновых мероприятиях и результатах, достигнутых при поддержке Партнерства по ВОУЗ во всех странах-участницах. В нем представлен ряд страновых примеров, связанных с основными областями работы.
Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/352795/9789240041660-eng.pdf
• Primary health care measurement framework and indicators: monitoring health systems through a primary health care lens (Система измерения и показатели деятельности первичной медико-санитарной помощи: мониторинг систем здравоохранения через призму первичной медико-санитарной помощи). - Всемирная организация здраво-
охранения и Детский фонд Организации Объединенных Наций
(ЮНИСЕФ). 2022 г. - 48 стр.
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) - это общегосударственный и общесоциальный подход к здравоохранению, который создает основу для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ) и Целей в области устойчивого развития (ЦУР), связанных со здоровьем. ПМСП может помочь странам на справедливой основе максимизировать уровень и распределение медицинской помощи, уделяя особое внимание потребностям и предпочтениям людей (как отдельных лиц, так и сообществ) по всему спектру - от укрепления здоровья и профилактики заболеваний до диагностики, лечения, реабилитации и паллиативной помощи - и как можно ближе к месту проживания. Показатели и концептуальная основа мониторинга и оценки, представленные в этом документе, прошли техническую проверку и несколько этапов консультаций со странами, гражданским обществом и ведущими учеными и экспертами в области ПМСП.
Этот документ согласуется с работой ВОЗ по мониторингу ВОУЗ и ЦУР, включая Тринадцатую общую программу работы ВОЗ, а также с другими усилиями по мониторингу глобальной системы здравоохранения и способствует развитию этой работы, сводя таким образом к минимуму бремя отчетности на страновом уровне и снижая риск дублирования. Результатом такого согласования и обширных консультаций является набор показателей, которые страны могут использовать и расставлять по приоритетам в зависимости от национального контекста и потребностей в области здравоохранения в подходе, соответствующем развитию их системы здравоохранения.
Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/352205/9789240044210-eng.pdf
• Первичная медико-санитарная помощь на пути к всеобщему охвату услугами здравоохранения: доклад о мониторинге 2019 г. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2020 г. - 58 стр.
В докладе правительствам адресован четкий призыв направить на нужды первичной медико-санитарной помощи еще 1% валового внутреннего продукта, что может быть достигнуто либо за счет дополнительных инвестиций, либо за счет более эффективного и более справедливого использования ресурсов. Ресурсы здравоохранения следует эффективно консолидировать, заблаговременно обеспечивать финансированием и умело распределять. Это самый надежный способ приблизить цель построения мира, в котором каждый пользуется правом человека на здоровье. Долг политических лидеров состоит в том, чтобы принимать правильные решения экономического, финансового и социального характера в интересах достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения за счет приоритетного выделения ресурсов на развитие первичной медико-санитарной помощи.
Резюме на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/328928/WH0-HIS-HGF-19.1-rus.pdf
Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/344057/9789240004276-eng.pdf
• Global competency and outcomes framework for universal health coverage (Глобальная система квалификаций и результатов для всеобщего охвата услугами здравоохранения). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2022 г. - 95 стр.
Для достижения коллективного обязательства по обеспечению всеобщего охвата услугами здравоохранения к 2030 г. необходимы кадры здравоохранения, способные оказывать весь спектр основных медицинских услуг.
Обучение, основанное на получении квалификации, является наиболее эффективным подходом к обеспечению готовности к практической деятельности. В условиях реагирования на пандемию СОУГО-19 и восстановления после нее у государств-членов есть возможность инвестировать в повышение квалификации медицинских работников, что принесет положительный эффект в виде здоровья населения, глобальной безопасности в области здравоохранения, экономических возможностей и гендерного равенства.
Настоящая Глобальная система квалификаций и результатов для всеобщего охвата услугами здравоохранения адресована государствам-членам и их учебным заведениям, чтобы помочь в определении результатов обучения работников здравоохранения; интегрировать эти квалификации в образовательные программы; установить стандарты для практической деятельности и создать инструменты для оценки эффективности, ориентированные на стандарты качества по оказанию медицинских услуг, отвечающих потребностям населения в области здравоохранения. В этом документе ВОЗ излагает свой рекомендуемый подход к результатам обучения медицинских работников на основе получения квалификации.
Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/352711/9789240034662-eng.pdf
• Оценка систем финансирования здравоохранения стран: матрица оценки прогресса в области финансирования здравоохранения. -
Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2021 г. - 42 стр.
Ряд международных агентств разрабатывали оценки финансирования здравоохранения, причем некоторые из них являются весьма тщательными и всеобъемлющими и предоставляют ценную информацию. Однако они требуют значительных финансовых затрат и времени, а потому проводятся не так часто. Другие же разрабатывались в основном для внутреннего пользования, и не всегда находятся в общественном доступе. Матрица оценки прогресса в области финансирования здравоохранения (МПФЗ) призвана дополнить эти оценки и использовать их для дальнейшего развития.
Данный документ описывает предысторию и дизайн МПФЗ, стандартизированного качественного подхода ВОЗ к оценке систем финансирования здравоохранения стран. МПФЗ оценивает институты, политику, процессы финансирования здравоохранения страны, а также их реализацию, в сравнении с передовой практикой в контексте всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ). Этот документ также детально рассматривает процессы, обеспечивающие достоверность страновых оценок. Хотя финансирование здравоохранения является лишь одной из основных функций системы здравоохранения, оно оказывает значительное влияние как на уровень доступа населения к услугам здравоохранения, так и на степень финансовых трудностей, с которыми оно сталкивается в процессе. Посредством перспективного процесса оценки, МПФЗ способствует повышению стойкости систем здравоохранения, что напрямую влияет на готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них.
Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/337938/9789240026308-rus.pdf
• Доклад о результатах глобального мониторинга уровня финансовой защиты в области здравоохранении, 2021. - Всемирная организация здравоохранения и Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк. 2021 г. - 112 стр.
За последние два десятилетия Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Всемирный банк отслеживали финансовую защиту, используя данные обследований домохозяйств, чтобы сравнить, сколько люди тратят из своего кармана за медицинскую помощь с их платежеспособностью.
Важно отметить, что «Доклад о результатах глобального мониторинга за 2021 г.» касается новой тематики, поскольку в нем идет речь о постоянных финансовых трудностях и финансовых барьерах, с которыми сталкиваются, в первую очередь, беднейшие и наиболее уязвимые домохозяйства, когда пытаются получить доступ к услугам здравоохранения. В основе ВОУЗ лежит принцип справедливости, и очевидно, что необходимо удвоить усилия по поддержке и защите этих домохозяйств на протяжении всего жизненного цикла, поскольку их число только увеличивается, по мере того как пандемия продолжает делать свое дело. С этой целью в настоящем докладе подчеркивается, что любые расходы бедных слоев населения на услуги здравоохранения в еще большей степени доводят их до обнищания, поэтому улучшение финансовой защиты не только обладает существенной ценностью, но и имеет ключевое значение для общего искоренения нищеты.
Краткий обзор на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/352702/9789240045323-rus.pdf
Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/350240/9789240040953-eng.pdf
• Расходы на здравоохранение в Европе: вступая в новую эру. -
Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2021 г. - 95 стр.
В период с 2013 по 2018 год в большинстве стран Европейского региона ВОЗ с уровнем дохода ниже среднего и примерно в половине стран с высоким уровнем дохода и уровнем дохода выше среднего темпы роста выплат из собственных средств на душу населения росли быстрее, чем темпы роста государственных расходов на здравоохранение.
Меры жесткой экономии в секторе здравоохранения - сокращение бюджета и введение ограничений на охват медицинскими услугами - замедлили национальный и региональный прогресс на пути к достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения. Из-за этого на домохозяйства легли дополнительные расходы на здравоохранение, увеличился объем выплат из собственных средств, появились неудовлетворенные потребности, возникли финансовые трудности, а также усилилось социально-экономическое неравенство как внутри стран, так и между ними.
Доклад «Расходы на здравоохранение в Европе: вступая в новую эру» является первым документом, в котором приводится подробный анализ расходов на здравоохранение за почти два десятилетия во всех 53 государствах-членах Европейского региона ВОЗ.
В новом докладе, подготовленном Барселонским офисом ВОЗ по финансированию систем здравоохранения, подчеркивается, что правительства должны поддерживать более высокий уровень государственных расходов на здравоохранение в интересах общества, несмотря на вероятное сокращение объема бюджетов после завершения пандемии.
Краткий обзор на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0012/499674/Spending-on-health-in-Europe-entering-a-new-era-rus.pdf
Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/340910/9789289055079-eng.pdf
• Purchasing health services for universal health coverage: how to make it more strategic? (Закупки медицинских услуг для всеобщего охвата услугами здравоохранения - как сделать процесс стратегическим). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2019 г. -18 стр.
Закупки являются основной функцией финансирования здравоохранения, которая определяет выделение средств специалистам, оказывающим помощь в условиях как частного, так и общественного здравоохранения.
Стратегические закупки означают согласование финансирования и стимулов с юридическими правами на медицинское обслуживание. Выполнение закупок должно основываться на подробной информации о деятельности поставщиков и потребностях населения в медицинском обслуживании. Стратегические закупки направлены на достижение максимальных целей системы здравоохранения посредством активного, основанного на фактических данных процесса, который определяет, у кого какие медицинские услуги следует покупать, как следует оплачивать эти услуги и в каком размере.
Цель представленного краткого политического руководства - показать, как стратегические закупки могут способствовать прогрессу в выполнении задач всеоб-
щего охвата услугами здравоохранения и как страны могут сделать такие закупки более стратегическими.
Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/311387/WH0-UCH-HGF-PolicyBrief-19.6-eng.pdf
• Digital technologies for health financing: what are the benefits and risks for UHC? Some initial reflections (Цифровые технологии для финансирования здравоохранения: каковы преимущества и риски для всеобщего охвата услугами здравоохранения. Некоторые размышления). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2021 г. - 14 стр.
В последнее десятилетие цифровые технологии по лечению и профилактике заболеваний, способные трансформировать предоставление медицинских услуг, как в странах с высоким уровнем дохода, так и в странах с низким и средним уровнем дохода, привлекли пристальное внимание общественности. Однако, использование цифровых технологий и их роль в расширении финансирования здравоохранения, а также их последствия для трансформации систем здравоохранения менее известны, особенно в странах с низким уровнем дохода.
Ключевой предпосылкой этого документа является то, что цифровые технологии для финансирования здравоохранения должны способствовать всеобщему охвату услугами здравоохранения. Чтобы добиться прогресса в области всеобщего охвата, цифровые технологии должны способствовать достижению согласованных принципов в области финансирования здравоохранения - т.е. в значительной степени полагаться на государственные финансы, сокращая расходы из собственного кармана, расширяя предоплаченное и объединенное финансирование и придавая закупкам более стратегический характер. Тем не менее, цифровые технологии могут создавать риски для финансирования здраво-
охранения, а применение и внедрение цифровых технологий сталкивается с различными проблемами, которые могут поставить под угрозу их преимущества в области здравоохранения. Необходимо изучить эти конкретные риски для финансирования здравоохранения.
В этом документе описываются потенциальные преимущества цифровых технологий и делается попытка предвидеть и изучить возможные риски и проблемы на основе обзора литературы, включающей опубликованные и неопубликованные работы, с акцентом на страны с низким уровнем дохода. В нем содержатся первоначальные выводы и размышления о том, как добиться преимуществ и устранить риски и проблемы в отношении финансирования здравоохранения.
Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/343505/9789240031005-eng.pdf
Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/campaigns/universal-health-coverage-day/2022
Контактная информация Документационный центр ВОЗ
127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209
ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ»
(ЦНИИОИЗ).
E-mail: doccenter@mednet.ru
Кайгородова Татьяна Вадимовна,
руководитель Документационного центра ВОЗ
E-mail: kaidoc@mednet.ru
WWW: http://whodc.mednet.ru/
Подписка на Бюллетень
Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу:
doccenter@mednet.ru
Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке:
http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj'-byulleten.html
1 См. также Информационный бюллетень - апрель 2019 г. «Всемирный день здоровья 2019 г.: всеобщий охват услугами здравоохранения»:
https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/169.html
2 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы сайта Всемирной организации здравоохранения:
https://www.who.int/campaigns/universal-health-coverage-day/2022
3 При подготовке Информационного бюллетеня использована информация Организации Объединенных Наций:
https://www.uhc2030.org/what-we-do/voices/universal-health-coverage-day