ского кризиса. Если Россия не выведет свои активы из экономики США, не изменит баланс государственного валютного резерва, ликвидировав или значительно уменьшив его долларовую часть, то это ограбление непосредственно скажется на благосостоянии народа России. Вместо этого Россия, несмотря на углубление кризиса, продолжает вкладывать деньги стабилизационного фонда в экономику США, что было заявлено министром финансов России А. Кудриным. Это даёт основание подозревать российские власти в сговоре с мировой олигархией, сомневаться в искренности их заявлений об их озабоченности повышением благосостояния населения, в правильности их политики вообще, и экономической и уголовной политики в частности.
Одной из очередных задач политической криминологии должно стать прогнозирование таких провокаций, установление их истинных причин и заинтересованных субъектов, а также выработка действенного международного механизма принуждения к ответственности не только руководителей государств, но и самих государств. Мерой наказания для государства могло бы быть принуждение к заглаживанию причиненного им вреда, штрафы в пользу беднейших государств или в пользу решения экологических проблем.
В качестве же желательной юридической перспективы событий в Южной Осетии хотелось бы видеть рассмотрение дела специализированным наднациональным судебным органом, чьей задачей станет установление истины и наказание виновных. При этом неизбежность ответственности каждого из виновных должна быть главным принципом этого суда вне зависимости от того, лидерами или гражданами каких государств или какой стороной конфликта они являются.
С.Ф.Милюков*
ВОЙНА В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ: РЕАЛЬНАЯ ИЛИ ВИРТУАЛЬНАЯ?
Скоротечные события августа 2008 г. на территории Южной Осетии и Грузии не могли не вызвать у любого патриотически ориентированного гражданина России прилива воодушевления и гордости за свое политическое руководство и Вооруженные силы. Однако непреложной обязанностью криминолога является хладнокровный и взвешенный анализ происшедшего, причин и действующих лиц разыгравшейся на Кавказе драмы (далеко не первой и, увы, думается не последней).
* Сергей Фёдорович Милюков - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия). © С.Ф. Милюков, 2009
Криминология: вчера, сегодня, завтра №2 (17). 2009
При таком подходе душевный подъем быстро сменяется недоумением и тревожными сомнениями. Возникает резонный вопрос: как находящаяся в затяжном системном кризисе российская Армия1 столь молниеносно смогла мобилизовать свои силы и без серьезных потерь в кратчайшие сроки решить поставленные задачи. На ум невольно приходит довоенный сталинский лозунг: побеждать малой кровью на чужой территории.
Настораживает крайне скудная информация о том, оказывали ли грузинские подразделения сопротивление при освобождении Цхинвала, велись ли встречные бои, включая танковые. В средствах массовой информации промелькнула информация о том, что грузины отказались забрать и похоронить трупы солдат, ссылаясь на то, что они не относятся к их формированиям.
Определенный ответ на поставленные выше вопросы дала газета The New York: «Грузия опубликовала расшифровку перехваченных телефонных переговоров, доказывающих, что российские вооруженные силы пересекли границу Южной Осетии почти за сутки до того, как Грузия начала бомбардировку Цхинвали 7 августа. Эти расшифровки сейчас находятся у спецслужб США и Евросоюза (цит. по: Метро. 2008. 17 сентября)».
Навевают сомнения и утверждения о том, что Цхинвал был полностью разрушен всего за несколько часов. Думается, что это можно было сделать лишь путем применения тактического ядерного оружия или массированных налетов с воздуха с применение тяжелых авиабомб, чего, как известно, не было.
Под этим углом зрения события в Южной Осетии напоминают «странную» войну в Ираке и не менее странное уничтожение башен-»близнецов» 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Как известно, плодами этих происшествий воспользовались прежде всего США, а также их союзники и сателлиты по НАТО.
И здесь США уже достигли немалого. Они еще более активно ведут себя в Грузии, подталкивая существующий там антироссийский режим к вступлению в НАТО, введя свой флот в Черное море и создав тем самым еще один плацдарм для нападения на Иран.
Значительно укрепил свои позиции М. Саакашвили. Он заставил замолчать внутреннюю оппозицию, получив одновременно возможность вещать на весь мир об имперских амбициях России и её реваншистских устремлениях.
Событиями в Южной Осетии воспользовался и В. Ющенко, являющийся знаменосцем проамериканских и русофобских сил на Украине. Он обвинил своего соперника Ю. Тимошенко в государственной измене (естественно, в пользу России) и настаивает на скорейшем вступлении в НАТО опять же из-за угрозы нападения «москалей» уже на Крым и Донбасс.
1 См.: Милюков С.Ф. Криминологические основы российского военно-уголовного права // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2005. №2(9). С. 13-20.
Оживились ненавистники России в Польше, Венгрии, Литве, Латвии и Эстонии. Они требуют наращивания американских и других натовских сил на своей территории, принимают меры по истреблению последних следов социалистического прошлого (примечателен в этой связи процесс над 85-летним В. Ярузельским, активным участником борьбы с гитлеровцами, бывшим Президентом Польши).
Следует, конечно, одобрить повышение активности российских сухопутных сил, авиации и флота (проведение масштабных боевых учений, полеты дальних бомбардировщиков в Венесуэлу, поход флота в Средиземное и Карибское моря и др.). Однако все это носит пока чисто демонстрационный характер. Реально же идет сокращение численности российской Армии, причем не только за счет малообученных рядовых солдат и матросов, но и за счет элиты Вооруженных Сил - офицеров. Разгоняются высшие военные учебные заведения. По-прежнему остро не хватает современного вооружения, самолетов, вертолетов и военных кораблей. Денежное довольствие военнослужащих, их социальная защищенность и обеспеченность жильем не выдерживают никакой критики.
И все это происходит на фоне затягивающейся вокруг оставшейся территории России «удавки» американских военных баз, неприкрытых угроз в наш адрес со стороны республиканцев и демократов в ходе предвыборной борьбы в США.
Не воспользовалась российская власть происшествиями на Кавказе ради подавления орудующих в Москве и Санкт-Петербурге (не говоря уже о субъектах ЮФО) организованных преступных группировок, прежде всего созданных по этническому принципу. Так, грузинских воров «в законе» депортируют из России не в связи с их пособничеством противнику, а из-за опасения за их жизни ввиду возможной войны преступных кланов за передел криминального рынка (прежде всего столичного).
Нужны решительные меры по очистке тыла на Кавказском театре прошедших и потенциальных военных действий, прежде всего в Северной и Южной Осетии, а также в Чечне, Ингушетии, Дагестане. Теоретическое обоснование таких мер излагается в ряде наших публикаций.2
В правовом плане требуется незамедлительное пополнение Общей и Особенной частей УК нормами, рассчитанными на применение их в военное время или боевой обстановке, которая, как показывает действительность, каждодневно возникает на территории России (конкретные предложения на этот счет см. в первой из вышеуказанных публикаций).
2 См.: Милюков С.Ф. Нетрадиционные методы обращения с преступником // Современные проблемы и стратегия борьбы с преступностью. СПб., 2005. С. 573-589; Он же. Насилие как средство осуществления уголовной политики // Российский криминологический взгляд. 2007. №4. С. 107-116.