Научная статья на тему 'Война в Ираке не так проста, как ее представляли американцы'

Война в Ираке не так проста, как ее представляли американцы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

Миссия войск США в Ираке затягивается, строительство демократии на руинах режима Саддама Хусейна идет с трудом, что все более волнует американских экспертов. О своем понимании иракской ситуации корреспонденту "ВН" Н.Снежкову рассказала бывший специальный помощник президента США и директор по вопросам России, Украины и евразийских государств в Совете национальной безопасности США г-жа Тоби Гати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Война в Ираке не так проста, как ее представляли американцы»

страны, пока что не дают результатов. В июле 2002 г. в Афганистане прошла специальная конференция, на которой глава государственной комиссии страны по борьбе с наркотиками Шамс Ансари отметил рекордный сбор в стране опийного мака, хотя и сообщил, что 25 тыс. га его посевов вроде бы было уничтожено на корню. Однако, по его же словам, не менее 60 тыс. га так и остались нетронутыми. По разным данным, в 2002 г. было собрано примерно от 2,4 до 4,5 тыс. т опиума-сырца, из которого можно изготовить около 240—450 т героина. Попытки афганских властей заинтересовать крестьян денежной компенсацией за уничтожение посевов опийного мака также не увенчались успехом: за один гектар выплачивалось 750 долл., в то время как с того же гектара можно собрать опиума-сырца на 10 тыс. долл. Более того, после принятия в январе 2002 г. в Афганистане закона о запрете на производство и распространение наркотиков, на юге и востоке страны прошли серьезные массовые волнения.

Еще в сентябре 1999 г. исполнительный директор Программы ООН по борьбе с наркотиками Пина Арлаки в ходе своего визита в Россию обратился с просьбой к российскому руководству оказать содействие в борьбе с наркобизнесом посредством предоставления данных российской спутниковой военной разведки о наркоситуации в Афганистане. К этому подключился российский военный спутник серии "Космос", который сфотографировал засеянные маком и коноплей участки афганской территории и выявил места дислокации складов с наркотиками. Но эти усилия не приносят ощутимых результатов. Только совместные действия приграничных с Афганистаном государств — Пакистана, Ирана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, а также всего мирового сообщества, и создание мощного, хорошо технически оснащенного защитного кольца вокруг мирового центра ядовитого зелья — Афганистана — могут привести к реальным позитивным результатам в борьбе с наркомафией и наркоманией.

"Азия и Африка сегодня", М., 2003 г., №4, с. 35-39.

ВОЙНА В ИРАКЕ НЕ ТАК ПРОСТА, КАК ЕЕ ПРЕДСТАВЛЯЛИ АМЕРИКАНЦЫ

Миссия войск США в Ираке затягивается, строительство демократии на руинах режима Саддама Хусейна идет с трудом, что все более волнует американских экспертов. О своем понимании иракской

ситуации корреспонденту "ВН" Н.Снежкову рассказала бывший специальный помощник президента США и директор по вопросам России, Украины и евразийских государств в Совете национальной безопасности США г-жа Тоби Гати.

Вопрос: Едва ли не каждый день из Ирака приходят известия о гибели американских солдат. Не означает ли это, что война там только начинается?

Ответ: Это означает, что война не так проста, как ее представляли американскому народу. Да, военная победа была одержана, но это, увы, не означает конец войны. Налицо еще одно подтверждение того, что мы имеем дело с войной иного, невиданного доселе рода. И США предстоит еще очень много сделать, чтобы добиться не менее важной политической победы. Надо быть готовыми к тяжелой, но необходимой работе.

Вопрос: Не стало ли американское общественное мнение относиться более критически к войне в Ираке?

Ответ: Пока трудно сказать однозначно. Большинство американцев по-прежнему считают, что мы были правы, когда вошли сначала в Афганистан, а потом в Ирак. Администрации США не нужно защищать свое решение прибегнуть к военной силе. Проблема в другом. Американская общественность не готова к долгому конфликту — мы, как известно, ориентированы на быстрый результат. В Ираке пока не ясно, а что же, собственно, представляет собой победа в такой необычной войне в политическом смысле? И как чувствуют себя там наши военные? Когда брали Багдад, всем было понятно, в чем успех. А в чем он состоит сейчас? Вряд ли это известно нашим солдатам. Их не обучали строительству гражданского общества в чужих странах. Более того, многие годы им внушали, что вмешиваться в чужое национальное строительство вредно и опасно. В обычном бою ясно — это друг, а это враг. Сегодня же кругом угроза, и как отличить врага от друга — непонятно. Это не черно-белая война, она скорее окрашена в серые, неразличимые тона.

Вопрос: Мнения США и России по иракскому вопросу разошлись радикально. Как вам кажется, преодолено ли это расхождение?

Ответ: Обе стороны сумели не разжечь свои противоречия до состояния неконтролируемого пожара. Я думаю, что президент Путин — трезвомыслящий лидер. Он понимал, что предотвратить войну России было не по силам. Он также отдает себе отчет, что у России есть экономические интересы в Ираке, но еще больше она заинтере-

сована в собственном экономическом развитии и, следовательно, в сохранении хороших отношений с США. Сейчас непреодолимых барьеров нет. Но если возникнет еще одна конфронтация, подобная иракской, допустим, вокруг Северной Кореи или Ирана, проглотить обиду дважды подряд России будет трудно.

Вопрос: В какой мере смена власти в Багдаде может помочь общему ближневосточному урегулированию?

Ответ: Точного ответа у меня нет. Но мы должны использовать любую возможность приблизить мир на Ближнем Востоке, который долгие годы является одним из самых взрывоопасных регионов мира. Внушает оптимизм эволюция позиции России. Ее связи с Израилем стали крепче, а политика в целом — объективнее. Это коренным образом отличается от ситуации 80-х годов, когда США однозначно были на стороне Израиля, а Москва не менее однозначно поддерживала арабов, включая самые экстремистские организации. Ныне обе страны поддерживают один мирный план — " Дорожная карта".

Вопрос: ООН всегда заметно влияла на ближневосточную ситуацию. США в Ираке, однако, игнорируют мнение ООН. Кто больше проигрывает от этого?

Ответ: Нынешнее руководство США с самого начала дало понять, что не очень-то будет прислушиваться к мнению других, будь то наши союзники или ООН в целом. Но жизнь учит. Уже сейчас раздаются вопросы: почему мы в одиночестве? Почему мы не привлекаем другие страны к восстановлению Ирака? Я думаю, час ООН в этой стране скоро придет. Во-первых, это облегчит материальное бремя, лежащее на американских налогоплательщиках. Во-вторых, что еще важнее, ООН имеет бесценный опыт в тех сферах, где США не столь подкованы. Это организация гуманитарной помощи в общенациональном масштабе, возрождение к жизни целых стран, например, Восточного Тимора или Камбоджи, разрушенных агрессией и гражданскими войнами.

* * *

Андрей Злобин,

публицист

АМЕРИКЕ НЕ УДАЕТСЯ ЗАЩИЩИТЬ СВОИХ СОЛДАТ В ИРАКЕ

Еще 1 мая 2003 г. президент Джордж Буш торжественно объявил о победе США в Ираке. Тем не менее практически ежедневно здесь гибнут солдаты западной коалиции. За прошедшие после победы 11 недель от вражеского огня погибли 32 американца, 6 британцев. Еще 48 солдат США стали жертвами различных несчастных случаев. И потери американцев будут расти. Об этом откровенно заявил министр обороны США Дональд Рамсфелд. "Это лето не будет мирным. Мы по-прежнему находимся на войне", — сказал он, признав, что вылазки против американцев в Ираке "тщательно скоординированы". Чтобы преодолеть сопротивление, по его словам, необходимо срочно отловить Саддама Хусейна: "Мы должны найти Саддама Хусейна. Тот факт, что он все еще не найден, создает проблемы".

Проблемы, судя по всему, не только в людских потерях. По словам Дональда Рамсфелда, каждый месяц противостояния в Ираке обходится американским налогоплательщикам в 4 млрд. долл. А до окончательного умиротворения страны пока далеко. Более того, глава Пентагона не исключил, что в Ирак при необходимости могут быть направлены дополнительные подразделения. Сейчас там находятся 148 тыс. американских солдат. Усиление партизанской активности американцы связывают с наступившей в июле 2003 г. чередой традиционных для эпохи Саддама Хусейна иракских праздников. 14 июля — годовщина антимонархической революции 1958 г., 16 июля — приход Саддама Хусейна к власти в 1979 г., 17 июля — годовщина революции, совершенной партией Баас. 13 июля 2003 г. вновь созданный правительственный совет Ирака эти праздники поспешно отменил.

Американцы со своей стороны начали уже четвертую после "окончания" войны спецоперацию по ликвидации вооруженных сторонников прежнего режима. В ее ходе американские военнослужащие убили четырех иракцев, около 200 человек арестовали, провели рейды по рынкам в городах Баакуба и Балад, расположенных на реке Тигр к северу от Багдада, установили там новые блокпосты. Кодовое название последней спецоперации — " Змея в укрытии". Три предыдущие носили не менее угрожающие названия с именами ядовитых

гадов — "Удар на полуострове", "Скорпион пустыни", "Гремучая змея". Тем не менее нанести смертельный удар по иракскому сопротивлению пока не удается. К тому же эффективность арестов американцами "сторонников свергнутого режима" поставило под вопрос неизвестное доселе исламское вооруженное формирование "Аль-Каиды" — отделение "Аль-Фаллуджа". В сделанном на дубайском спутниковом телеканале "Аль-Арабия" заявлении голос анонимного представителя организации подчеркнул, что нападения на американцев — "дело рук боевиков "Аль-Каиды", а не сторонников Саддама Хусейна".

"Время новостей", М., 15 июля 2003 г.

Алексей Александров,

публицист

ОЖИДАЕТ ЛИ ИРАН СУДЬБА ИРАКА?

Иран, давно не попадавший в первые строки мировых новостей, вдруг оказался в центре всеобщего внимания. В стране, почти четверть века управляемой хмурыми шиитскими муллами, и вокруг нее почти одновременно развернулась цепь драматических событий. Между собой они вроде бы не связаны, но сплелись в единый узел, нити от которого ведут за океан.

В Тегеране события начались с протеста студентов. Повод был частным — им не понравились планы приватизации университетов, грозящие удорожить стоимость образования. Но хорошо известно, что костер молодежного бунта разгорается от первого затлевшего сучка.

Кстати, нынешние события в Тегеране напомнили пролог исламской революции 1979 г., которую начинали тоже студенты, по сути приведшие к власти аятоллу Хомейни. Правда, ныне, быстро перейдя от частных обвинений к политическим, они выдвинули противоположные лозунги — обрушили гнев на засилье исламских клерикалов и потребовали ухода в отставку преемника Хомейни и обладателя созвучного имени — аятоллы Хаменеи, нынешнего духовного лидера.

Иранские власти сразу же обвинили в случившемся Вашингтон. Начальник иранской полиции, бригадный генерал Мохаммад Бакер Калибаф сообщил, что среди 109 арестованных нарушителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.