Научная статья на тему 'ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В НАСТАВНИЧЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ: АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАКТИК'

ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В НАСТАВНИЧЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ: АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАКТИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / СТУДЕНТЫ / ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гумеров Айнур Мансурович

В статье обсуждается практика наставничества на примере студентов-наставников, занимающихся со школьниками подготовкой к олимпиадам. Дается обзор подходов и практик. На примере подготовки школьников к олимпиадам по химии задается основание исследования конкретного кейса Ассоциации наставников олимпиадного движения, которая развивается в Республике Башкортостан. Рассматриваются причины и мотивация выхода студентов на рынок труда, их траектории в начале профессионального пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гумеров Айнур Мансурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVING UNIVERSITY STUDENTS IN MENTORING SCHOOL STUDENTS FOR SUBJECT OLYMPIADS' PREPARATION: THE ANALYSIS OF CURRENT PRACTICES

The article discusses mentoring practice by an example of student -mentors who are preparing schoolchildren in for olympiads. An overview of approaches and practices is presented. The basis for the study of a specific case of the Olympiad Movement Mentors Association, which is developing in the Republic of Bashkortostan, is given. The paper also considers students' motivation for entering the labor market and their path at the beginning of their professional journey.

Текст научной работы на тему «ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В НАСТАВНИЧЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ: АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАКТИК»

Гумеров Айнур Мансурович

Вовлечение студентов в наставничество школьников при подготовке к предметным олимпиадам: анализ существующих практик1

Involving University Students in Mentoring School Students for Subject Olympiads' Preparation: The Analysis of Current Practices

Аннотация. В статье обсуждается практика наставничества на примере студентов-наставников, занимающихся со школьниками подготовкой к олимпиадам. Дается обзор подходов и практик. На примере подготовки школьников к олимпиадам по химии задается основание исследования конкретного кейса Ассоциации наставников олимпиадного движения, которая развивается в Республике Башкортостан. Рассматриваются причины и мотивация выхода студентов на рынок труда, их траектории в начале профессионального пути.

Ключевые слова: наставничество, студенты, олимпиады школьников

Abstract. The article discusses mentoring practice by an example of student -mentors who are preparing schoolchildren in for olympiads. An overview of approaches and practices is presented. The basis for the study of a specific case of the Olympiad Movement Mentors Association, which is developing in the Republic of Bashkortostan, is given. The paper also considers students' motivation for entering the labor market and their path at the beginning of their professional journey.

Keywords: mentoring, students, olympiads for school students

Гумеров

Айнур Мансурович,

кандидат химических наук, магистрант программы «Управление образованием» Института образования НИУ ВШЭ, учитель химии ГБОУ Республиканский инженерный лицей-интернат, старший преподаватель кафедры технологии нефти и газа Уфимского государственного нефтяного технического университета, руководитель Ассоциации наставников олимпиадного движения, г. Уфа

e-mail: amgumerov@edu. hse.ru

Работа выполнена под научным руководством А. С. Обухова в рамках магистерской программы «Управление образованием» Института образования НИУ ВШЭ.

Введение

В последние годы вновь возрос интерес к институту наставничества как одному из наиболее эффективных

Ainur

Gumerov,

Ph. D. in Chemistry, Master's Student of the Education Management program, Institute of Education, HSE University, Chemistry Teacher of the Republican Engineering Lyceum (boarding school), Professor of the Department of Oil and Gas Technology, Ufa State Petroleum Technological University, Head of the Olympiad Movement Mentors Association, Ufa

путей развития человеческого капитала. Различные модели наставничества используют в бизнесе, социальной сфере, промышленности, науке, искусстве и государственной службе. Государственный и социальный заказ на наставничество растет и в системе образования. Так, 2023 год в России Президент Российской Федерации В. В. Путин объявил годом педагога и наставника [Указ, 2022]. Подписание этого указа является признанием важности роли наставников в воспитании нового поколения. Успешные практики наставничества реализуются на всех уровнях образования: в дополнительном образовании в проекте «Академия наставников» Сколково, в Кружковом движении НТИ, в форматах смен на базе детских лагерей «Сириус», «Артек» и др., в школах для адаптации молодых педагогов, в ссузах и вузах (JuniorSkills, WorldSkills).

«Разные сообщества сейчас активно выстраивают модели наставничества — конкретизируют образ данной профессиональной позиции. Этот процесс пошел по двум направлениям: 1 — попытки выстроить универсальную, единую модель наставника; 2 — показать вариативность модели наставника в зависимости от сферы деятельности, типа взаимодействия и других значимых факторов» [Обухов, 2020, с. 12].

Разные виды деятельности могут требовать различных моделей наставничества. Мы в своей работе будем рассматривать подготовку школьников к олимпиадам по химии в качестве наставнической деятельности, а студентов вузов — в качестве наставников.

Наставник, в нашем случае, — это студент вуза, «выросший» из школьников, который совсем недавно сам был победителем или призером Всероссийской олимпиады школьников или олимпиад федерального перечня. Он легко разговаривает со школьниками на «их языке», передает свой личный опыт успешной подготовки.

Путь «был олимпиадником — стал наставником» — это один из вариантов становления наставника. Мы на конкретном кейсе хотим показать, что именно такие студенты удерживаются в позиции наставника, это важное условие для эффективности деятельности наставника.

Наставничество в работе студентов и молодых педагогов

Изучается влияние наставничества на адаптацию молодых педагогов. Есть зарубежные и международные исследования по теме [Чернобай, Ташибаева, 2020], в которых приведены данные по охвату молодых и опытных учителей в наставничестве, дан сравнительный анализ между РФ и Казахстаном. Выявлена близость результатов двух стран, несмотря на 30 лет

Гумеров Айнур Мансурович

независимого развития систем образования РФ и Казахстана, общность проблем при работе с молодыми кадрами.

Влияние наставничестванаадаптациюмолодыхпедагогов— тема, которая широко представлена в зарубежных публикациях. Отмечается, что «существующие в современной российской школе механизмы наставничества не институализированы и носят неформальный характер» [Марголис и др., 2019, с. 133].

Выявление и поддержка талантов входит в число приоритетных направлений государственной образовательной политики в Российской Федерации и в мире. Выявление талантов происходит «в ходе конкурсных мероприятий, на основании образовательных результатов, посредством специального тестирования и на основе мнения педагогов о результатах обучения детей» [Княгинина, Янбарисова, 2016, с. 1]. Поддержка осуществляется через «стипендии и гранты, преференции при поступлении в университет, спецшколы для одаренных детей и школы при вузах, спецклассы, внеклассная работа и летние школы, специальные центры для одаренных детей, наставничество талантливых детей» [Княгинина, Янбарисова, 2016, с. 1].

Отмечается, что «ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является учитель (педагог). Это обуславливает особые требования к его профессиональной и личностной подготовке» [Акованцева, 2018].

Наличие педагогов, обладающих необходимыми компетенциями, является важнейшим условием для эффективной работы с одаренными детьми. В исследовании, основанном на результатах опросов обучающихся, их родителей и педагогов общеобразовательных организаций, проведенных в рамках Мониторинга экономики образования в 2020 году, показано, что 17,3 % учителей для эффективной работы в школе не хватает методик работы с одаренными учащимися [Косарецкий и др., 2022]. Таким образом, важным направлением развития работы с одаренными детьми является увеличение охвата педагогов программами повышения квалификации для работы с мотивированными и талантливыми учащимися.

Известно, что для подготовки призеров и победителей предметных олимпиад школьников наставничество является одной из ключевых практик [Черненко, Романенко, 2021]. Однако остается открытым вопрос расширения круга наставников.

Студенты могут решить кадровый дефицит в квалифицированных наставниках для подготовки школьников к олимпиадам. Для этого есть две предпосылки.

Во-первых, с 2020 года студенты РФ официально получили доступ к преподаванию в школах. 27 мая 2020 года Государственная Дума приняла закон, разрешающий студентам преподавать в школах и вести детские кружки и факультативы

[Федеральный закон, 2020]. В соответствии с законом обучать школьников по основным общеобразовательным программам могут студенты, обучающиеся по специальности «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения. В свою очередь, вести кружки или факультативы дополнительного образования смогут студенты профильных вузов, успешно отучившиеся два года.

Во-вторых, в России еще до принятия этого закона студенты успешно работали в школах в системе дополнительного образования г. Москвы. С 2016 года школьников к олимпиадам готовят студенты, представители РОО «Ассоциации победителей олимпиад» (https://апо.рф/школам). Данная ассоциация создана в 2016 году в целях объединения победителей и призеров Всероссийских олимпиад школьников (ВсОШ) по различным предметам, победителей и призеров перечневых олимпиад, золотых медалистов международных олимпиад для осуществления просветительской, благотворительной и общественной деятельности. В данный момент усилиями организации реализуется общемосковский проект Департамента образования и науки города Москвы «Кружок от чемпионов». В рамках данного кружка, уже будучи студентами, победители и призеры олимпиад делятся своим опытом с учащимися школ. Главная задача состоит в том, чтобы научить школьников постоянно и усердно работать, замотивировать их. Ожидаемый эффект от занятий — высокие результаты, которые учащиеся демонстрируют на олимпиадах различного уровня. В настоящий момент в Ассоциации работает 1 200 студентов-преподавателей, обучаются на курсах 75 000 учащихся 498 образовательных учреждений. Олимпиадные курсы ведутся по 19 предметам.

Подготовка учащихся в рамках предметных дисциплин реализуется на очных занятиях в общеобразовательных учреждениях в формате лекции, семинара, беседы, презентации, экскурсии, составления проекта, деловой игры, письменной работы, практикума, мастер-класса или комбинированных уроков, обычная длительность которых — 90 минут. Особое внимание на занятиях уделяется специфике олимпиадных заданий теоретического и практического туров, разбору заданий прошлых лет, глубокой проработке усложненного материала, который не входит в общеобразовательную программу, решению творческих и исследовательских задач, расширению общего и предметного кругозора.

Занятия не направлены на то, чтобы заменить уроки в школе по предмету. Профессиональный школьный учитель закладывает необходимые базовые знания. Студент-наставник приходит в школу для того, чтобы настроить системную подготовку к олимпиадам и дать учащимся возможность овладеть

I Гумеров Айнур Мансурович

необходимыми знаниями и умениями сверх общеобразовательной программы. Студенты помогают посмотреть на предмет с другой стороны и избрать верный путь для подготовки к соревнованиям. Отличие профессионального школьного учителя от молодого преподавателя-тренера заключается, конечно, в его высокой педагогической квалификации. Однако студент-преподаватель еще не так давно был на месте самого школьника и хорошо знает изнутри, с какими трудностями при освоении предмета и участии в олимпиадах можно столкнуться, а будучи успешным участником олимпиадных соревнований, он также понимает, как эти трудности преодолеть [Резанова, 2018].

Система привличения студентов, прошедших собственный путь участия в олимпиадах или конкурсах, на позицию наставника или ментора практикуется также в НИУ ВШЭ — в рамках проведения олимпиады «Высшая проба» и конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» (https://olymp.hse.ru/). Здесь практикуется в основном онлайн (синхронные и асинхронные) форматы взаимодействия студентов-наставников и школьников. Однако реализуются также выездные школы, в которых студенты выполняют функции тьюторов, наставников, менторов для школьников.

При этом важно понимать, что наставничество студентами может реализовываться как на волонтерской основе, так и на возмездной. В контексте варианта возмездной формы работы студента в позиции наставника стоит обсудить причины выхода студентов на рынок труда.

Почему студенты выходят на рынок труда?

Известно, что в России студенты все чаще выходят на рынок труда до получения диплома бакалавра или специалиста. По данным опроса в рамках Мониторинга экономики образования за 2020—2021 уч. г., более половины студентов бакалавриата и специалитета трудятся во время учебы (55 %) [Рожкова, Травкин, 2022]. Свою трудовую деятельность начинают четверть первокурсников и 27 % второкурсников. К третьему и четвертому курсу работают уже более 50 % студентов.

У студентов есть разные причины выхода на рынок труда. Самой распространенной причиной является финансовая. 61 % студентов бакалавриата и специалитета начинает работать из-за необходимости получения денег. Около 20 % причиной совмещения учебы и работы называет желание получения опыта работы. 13 % опрошенных студентов начинают работать с целью ознакомления с рынком труда. Всего 6 % респондентов начинают работать ради нетворкинга.

Рисунок 1. Причины, почему студенты начинают работать во время учебы Источник НИУ ВШЭ, МЭО: https://memo.hse.ru/news/564967778.html

Отметим, что около четверти работающих студентов опорных вузов работают в аналитической, преподавательской и творческой сферах. К сожалению, нет данных о том, какой процент составляют именно преподаватели.

Рисунок 2. Различные виды деятельности работающих студентов Источник: НИУ ВШЭ, МЭО: https://memo.hse.ru/news/564967778.html

I Гумеров Айнур Мансурович

Таблица 1. Работающие студенты в разных типах вузов

Бакалавры и специалисты. Работа по специ- Заработная

Совмещение учебы и рабо- альности (в про- плата

ты (в процентах от числен- центах от числен- (тыс. р.)

ности ответивших) ности ответивших)

Ведущие вузы 54 35 22,0

В том числе:

НИУ 53 34 23,1

федеральные 51 35 18,4

входящие в «Проект 5-100» 54 46 19,7

Опорные вузы 54 35 17,6

Остальные вузы 55 38 20,6

М. П. Макарцев в магистерской диссертации (ИнОбр ВШЭ, 2020) изучил самообъяснение занятости студентов-олимпиадни-ков в качестве преподавателей. В результате исследования было показано, «что студенты-олимпиадники из Ассоциации победителей олимпиад ищут легкого входа в профессию, мотивируются финансовыми стимулами, рассчитывают на саморазвитие, заряжаются эмоциями от преподавания, вдохновляются тем, что делают мир лучше, думают о педагогической карьере. Кроме того, во время анализа полученных данных было доказано, что оценки стимулов студентов-олимпиадников действительно могут меняться в зависимости от их педагогического стажа и преподаваемого предмета. На момент начала преподавания 31,5 % респондентов назвали финансовый стимул основной причиной выбора преподавательской деятельности» [Макарцев, 2020].

М. П. Макарцев также сопоставил мотивацию работы в школе у студентов селективных вузов РФ с мотивацией молодых педагогов похожих отечественных («Учитель для России»: https://uchitel.ru) и зарубежных проектов (Teach For All и Teach For America: https://www.teachForamerica.org). Так как программа «Учитель для Америки» работает уже много лет, были проведены исследования причин «удержания» педагогов по истечению двух лет и причин их ухода с программы [Donaldson, Johnson, 2011; Veltri, 2008].

Преподавательская деятельность «нетипична для студентов, показывающих высокие академические результаты и поступивших в сверхселективные вузы: МГИМО, МГУ, НИУ ВШЭ, МФТИ. Только 5 % преподавателей АПО обучаются на программах, связанных с педагогической деятельностью» [Макарцев, 2020].

Будет интересно сопоставить мотивацию работать преподавателями в школе у студентов-олимпиадников из сверхселективных вузов Москвы, с мотивацией студентов регионального опорного вуза Уфимского государственного нефтяного технического

1

Источник: НИУ ВШЭ, МЭО: memo.hse.ru/ newsZ564967778.html

университета, членов Ассоциации наставников олимпиадного движения (АНОД). Исследование кейса АНОД может представлять интерес как для руководителей школ-партнеров региональных вузов, так и для администраций школ, рассматривающих возможность вовлечения студентов в качестве наставников школьников для подготовки к олимпиадам. Важными направлениями исследования будут причины и путь становления наставником, а также причины ухода от преподавательской деятельности. Эта информация будет полезна управленцам в образовании для создания комфортных условий работы студентов в школах.

Ассоциация наставников олимпиадного движения Республики Башкортостан

«Без вступительных испытаний» (БВИ — вне конкурса) победители олимпиад чаще поступают в селективные вузы (ведущие вузы, НИУ, вузы, входящие в «Проект 5-100») — 3 % и в опорные вузы — 2 % (Таблица 2).

Селективный, занимающий лидирующие позиции во всероссийских и международных рейтингах среди вузов Республики Башкортостан, опорный вуз РФ — Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ) привлекает победителей олимпиад поступлением вне конкурса (в статусе БВИ) и большими стипендиями (http://www.pk.rusoil.net/page/dopolnitelnye-stipendii).

Таблица 2. Основания поступления в разные типы вузов1

Тип вуза

Основание для зачисления в вуз Всего Ведущий вуз Опорный вуз Прочий вуз

Только на основании вступительных испытаний 14 11 14 16

Вне конкурса (как призер всероссийской олимпиады) 1 2 2 1

Вне конкурса (как призер перечневой предметной олимпиады) 1 3 1 1

Только по результатам ЕГЭ 63 70 65 62

По результатам ЕГЭ и еще сдавал(а) вступительные экзамены 8 6 9 9

По результатам ЕГЭ и с учетом 100 баллов за предмет по олимпиаде 1 1 1 1

По целевому набору с учетом или без учета ЕГЭ 7 4 3 6

По льготе, как лицо, имеющее особое право 2 1 2 2

Перевод из другого вуза 1 0 1 1

Другое 2 2 2 1

Всего 100 100 100 100

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), средняя заработная плата в Республике Башкортостан в период с января по апрель 2022 г. составляла

Гумеров Айнур Мансурович

44 309,2 руб. (https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_ salaries). Эта цифра более чем в два раза превышает среднюю сумму, которую студенты УГНТУ (опорного вуза РФ) получают на рынке труда (17,6 тыс. руб.) [Рожкова, Травкин, 2022], но существенно меньше стипендии, которые олимпиадники получают от УГНТУ. «Победителям и призерам Всероссийской олимпиады школьников, поступившим на первый курс УГНТУ в 2022 году, в дополнение к государственной академической стипендии назначается ежемесячная именная стипендия УГНТУ в размере 80 000 рублей на первый учебный год. Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, устанавливаемом Минобрнауки России, поступившим на первый курс УГНТУ в 2022 году, в дополнение к государственной академической стипендии назначается ежемесячная именная стипендия УГНТУ в размере 50 000 рублей на первый учебный год»2.

Таким образом, у студентов-олимпиадников опорного вуза (УГНТУ) большая стипендия, т. е. нет финансовой необходимости начинать преподавать, но они все-таки начинают преподавать с низкой зарплатой или в качестве волонтеров.

В предуниверсарии Уфимского государственного нефтяного технического университета на базе ГБОУ Республиканского инженерного лицея-интерната осуществляет свою деятельность Ассоциация наставников олимпиадного движения, состоящая из 22 студентов УГНТУ из числа призеров и победителей олимпиад. 19 из 22 студентов являются выпускниками ГБОУ РИЛИ.

В рамках АНОДа реализуется система наставничества: студенты и преподаватели проводят бесплатные занятия для школьников по химии, воскресные школы, лабораторные практикумы, организуют площадки всероссийских олимпиад в республике, учебно-тренировочные сборы, летние школы. Часть школьников-победителей олимпиад поступает в региональный опорный университет РФ — УГНТУ и в дальнейшем выступает наставниками для следующих поколений. АНОД, который эффективно работает уже четыре года, был поддержан Росмолодежью (9 грантов на сумму 4,56 млн. руб.), региональным вузом УГНТУ (3 гранта на сумму 860 тыс. руб.), от промышленного партнера ПАО «СИБУР Холдинг» получили 250 тыс. руб., от Фонда президентских грантов 2,8 млн. руб., от фонда «Навстречу переменам» 450 тыс. руб. Итого на деятельность студенты привлекли 9 000 000 рублей (данные на май 2022 года). Благодаря деятельности АНОДа результаты команды республики на Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ) по химии возросли втрое. В 2022 году ученики АНОДа завоевали 51 % призовых мест на региональном этапе ВсОШ. А на заключительном этапе ученики Ассоциации завоевали три призовых, включая первое.

Деятельность, которую осуществляют студенты-олимпи-адники в рамках проекта АНОД, нельзя назвать репетиторством, изучаемый феномен, действительно, точнее называть

Сайт Уфимского государственного нефтяного технического университета http:// www.pk.rusoil.net/page/ dopolnitelnye-stipendii

наставничеством. Репетитор, по определению «репетирующий» — то есть повторяющий (от лат. repetitio — повторение), больше подходит под стандартную программу, экзамены или ГИА. А наставник, от слова «наставить», дает направление, сопровождает и в том числе передает ценности [Федоров, 2019]. Ценностным ориентиром для студентов АНОДа являются «Добрые уроки» от народного учителя Российской Федерации Лизы Киямовны Агадуллиной, после которых ученики меняются в лучшую сторону — появляется мотивация трудиться, видение конечной цели. Детей никто не заставляет заниматься сверх урочной программы, они с удовольствием сами остаются во время осенних и зимних каникул в лицее, приходят на воскресные занятия. В АНОДе реализуется преемственность поколений в работе с одаренными детьми. Ребята сами являются учениками Л. К. Агадуллиной, а теперь продолжают работать по ее методике. Она является наставником для участников олимпиады и для педагогов, их готовящих.

Л. К. Агадуллина не только помогает молодым педагогам в профессиональной области, но и помогает подопечным реализовать себя, развивать личностные качества, коммуникативные умения, совершенствовать методологическую базу, развивать управленческие умения [Гумеров, 2020].

Путь «был олимпиадником — стал наставником» — это один из вариантов становления наставника. При описании кейса Ассоциации наставников олимпиадного движения Республики Башкортостан мы хотим показать, что именно студенты с такой траекторий удерживаются в наставнической работе.

В перспективе мы планируем на выборке студентов-наставников, участвующих в подготовке школьников к олимпиадам по химии в Республике Башкортостан, выявить особенности мотивации становления и удержания на позиции наставников в работе со школьниками при подготовке к олимпиадам.

Для этого планируется найти ответы на следующие исследовательские вопросы:

1. Что привлекает студентов в наставничество, какова их мотивация в начале?

2. Что их удерживает? Кто отпадает? Почему?

3. Какие практики наставничества эффективны в подготовке школьников к олимпиадам?

Мы предполагаем, что:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• студенты-наставники, которые сами были олимпиадника-ми, объясняют принятие решения о работе в школе не финансовой выгодой (внешними стимулами), а внутренней мотивацией;

• опыт участия и побед на олимпиадах в период обучения в школе является одним из ключевых факторов эффективного наставничества (особенно на старте);

• студент охотнее приходит наставником в свою же школу;

I Гумеров Айнур Мансурович

• воскресные и каникулярные школы и интенсивы — наиболее эффективные практики подготовки к олимпиадам, и они привлекательны для наставников;

• по мере получения опыта наставничества у студентов происходит сдвиг парадигмы от волонтерской деятельности к социальному предпринимательству и коммерциализации преподавательской деятельности.

Результаты данной работы мы планируем представить в следующей публикации. 1Ш

Литература:

Акованцева, 2018 — Акованцева Л. И. Подготовка учителя, работающего с одаренными детьми: выпускная квалификационная работа по магистерской программе «Управление образованием». — М.: Институт образования НИУ ВШЭ, 2018.

Гумеров, 2020 — Гумеров А. М. Наставничество в олимпиадном движении // Образование: традиции и инновации, 2020. № 1 (28). С. 64-69.

Княгинина, Янбарисова, 2016 — Княгинина Н. В., Янбарисова Д. М. Поддержка талантливой молодежи: опыт России и зарубежных государств // Образовательная политика, 2016. № 4. С. 1-14.

Косарецкий и др., 2022 — Косарецкий С. Г., Анчиков К. М., Мерцалова Т. А. Возможности для раскрытия и развития талантов детей в общеобразовательных организациях // Мониторинг экономики образования, 2022. № 14 (31). С. 56. Режим доступа: https://www.hse.ru/ data/2022/06/28/1852614498/ib_14(31)_2022.pdf.

Макарцев, 2020 — Макарцев М. П. Студенты-олимпиадники в московской школе: обоснование выбора педагогической деятельности в качестве профессионального трека: выпускная квалификационная работа по магистерской программе «Экономика и управление образованием». — М.: Институт образования НИУ ВШЭ, 2020.

Марголис и др., 2019 — МарголисА. А., АржаныхЕ. В., ХуснутдиноваМ. Р. Институционализация наставничества как ресурс профессионального развития российских педагогов // Вопросы образования, 2019. № 4. С. 133-159.

Обухов, 2020 — Обухов А. С. Наставить на путь исследования // Исследователь/Researcher, 2020. № 1. С. 9-13.

Резанова, 2018 — Резанова Т. А. Преемственность поколений: что студенты-экологи могут рассказать школьникам об экологии. Формат работы региональной общественной организации «Ассоциация победителей олимпиад» // Сборник материалов и докладов V Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию / Под общ. ред. В. А. Грачева. — М.: Неправительственный экологический фонд имени В. И. Вернадского, 2018. С. 1219-1225.

Рожкова, Травкин, 2022 — Рожкова К. В., Травкин П. В. Карьерные планы студентов вузов // Мониторинг экономики образования, 2022. № 1 (18). С. 40. Режим доступа: https://www.hse.ru/ data/2022/05/31/1870885443/ib_1(18)_2022.pdf.

Указ, 2022 — Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника». Режим доступа: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202206270003.

Федоров, 2019 — Федоров О. Д. «Учитель для России»: система ценностей // Образовательная политика, 2019. № 3 (79). С. 122-130.

Черненко, Романенко, 2021 — Черненко С. Е., Романенко К. Р. Как становятся «олимпиадника-ми»: продвигающая сила школы // Образовательная политика, 2021. № 4. С. 80-89.

Чернобай, Ташибаева, 2020 — Чернобай Е. В., Ташибаева Д. Н. Профессиональное развитие учителей в Российской Федерации и Республике Казахстан по результатам исследования TALIS-2018 // Вопросы образования, 2020. № 4. С. 141-164.

Donaldson, Johnson, 2011 — Donaldson, M. L., Johnson, S. M. Teach For America Teachers: How Long Do They Teach? Why Do They Leave? // Phi Delta Kappan Magazine, 2011. No. 93. P. 47-51. Veltri, 2008 — Veltri, B. T. Teaching or Service? The Site-Based Realities of Teach For America Teachers in Poor, Urban Schools // Education and Urban Society, 2008. Vol. 40. No. 5. P. 511-542.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.