Научная статья на тему 'Вовлечение студентов непедагогических специальностей в создание дидактических материалов для развития читательской грамотности учеников госпитальных школ'

Вовлечение студентов непедагогических специальностей в создание дидактических материалов для развития читательской грамотности учеников госпитальных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
госпитальные школы / проект «УчимЗнаем» / майнор / студенты непедагогических специальностей / читательская грамотность / hospital schools / the “UchimZnaem” project / minor / students of non-teaching specialties / reading literacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курикалова Наталья Михайловна, Обухов Алексей Сергеевич, Суханова Гульшат Назифовна, Шариков Сергей Витальевич

В статье представлен опыт сотрудничества федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Описан опыт вовлечения студентов майнора «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху», на котором учатся студенты бакалавриата различных направлений подготовки непедагогических специальностей, не только для знакомства с лучшими практиками преподавания в госпитальных школах, но и для создания дидактических материалов, для развития читательской грамотности учеников госпитальных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курикалова Наталья Михайловна, Обухов Алексей Сергеевич, Суханова Гульшат Назифовна, Шариков Сергей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Involving students of non-pedagogical specialties in the creation of didactic materials for the development of reading literacy of hospital schools students

The article presents the experience of cooperation between the federal project of Russian hospital schools “UchimZnaem” and the National Research University “Higher School of Economics”. The experience of involving students of the minor “Become a Professor: the Mastery of Teaching in a Digital Era” is described, which undergraduate students of non-teaching specialties choose not only to get acquainted with the best teaching practices in hospital schools, but also to create didactic materials and develop reading literacy of schoolchildren undergoing long-term treatment.

Текст научной работы на тему «Вовлечение студентов непедагогических специальностей в создание дидактических материалов для развития читательской грамотности учеников госпитальных школ»

УДК 376.112.4 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-217-227

ББК 74.48

ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СОЗДАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКОВ ГОСПИТАЛЬНЫХ ШКОЛ

INVOLVING STUDENTS OF NON-PEDAGOGICAL SPECIALTIES

IN THE CREATION OF DIDACTIC MATERIALS FOR THE DEVELOPMENT

OF READING LITERACY OF HOSPITAL SCHOOLS STUDENTS

Курикалова Наталья Михайловна

Методист, Федеральный проект госпитальных школ России «УчимЗнаем», кандидат филологических наук E-mail: morningglory@mail.ru

Kurikalova Natalya M.

MethodoLogist, Federal project of hospital schools of Russia "UchimZnaem", PhD in Linguistics

E-mail: morningglory@mail.ru

Обухов Алексей Сергеевич

Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского, руководитель майнора «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху», Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», доцент, кандидат психологических наук E-mail: a.obukhov@redu.ru

Obukhov Alexey S.

Leading Expert at A. A. Pinsky Center for General and Additional Education; Head of the minor "Become a Professor: the Mastery of Teaching in a Digital Era", Institute of Education, National Research University Higher School of Economics, PhD in Psychology, Associate Professor E-mail: aobuhov@hse.ru

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Курикалова Н. М., Обухов А. С., Суханова Г. Н., Шариков С. В., 2024

Суханова Гульшат Назифовна

Аспирант, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

E-mail: gsukhanova@gmail.com

Шариков Сергей Витальевич

Руководитель, Федеральный проект госпитальных школ России «УчимЗнаем», профессор, PhD

E-mail: uchimznaem@gmail.com

Аннотация. В статье представлен опыт сотрудничества федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Описан опыт вовлечения студентов майнора «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху», на котором учатся студенты бакалавриата различных направлений подготовки непедагогических специальностей, не только для знакомства с лучшими практиками преподавания в госпитальных школах, но и для создания дидактических материалов, для развития читательской грамотности учеников госпитальных школ.

Ключевые слова: госпитальные школы, проект «УчимЗнаем», майнор, студенты непедагогических специальностей, читательская грамотность.

Для цитирования: Вовлечение студентов непедагогических специальностей в создание дидактических материалов для развития читательской грамотности учеников госпитальных школ / Н. М. Курикалова, А. С. Обухов, Г. Н. Суханова, С. В. Шариков // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 217-227. DOI: 10.31862/2218-8711-20242-217-227.

Sukhanova Gulshat N.

PhD postgraduate student, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics E-mail: gsukhanova@gmail.com

Sharikov Sergey V.

Head of the Federal Project "UchimZnaem", Professor, PhD

E-mail: uchimznaem@gmail.com

Abstract. The article presents the experience of cooperation between the federal project of Russian hospital schools "UchimZnaem" and the National Research University "Higher School of Economics". The experience of involving students of the minor "Become a Professor: the Mastery of Teaching in a Digital Era" is described, which undergraduate students of non-teaching specialties choose not only to get acquainted with the best teaching practices in hospital schools, but also to create didactic materials and develop reading literacy of schoolchildren undergoing long-term treatment.

Keywords: hospital schools,

the "UchimZnaem" project, minor, students

of non-teaching specialties, reading literacy.

Cite as: Kurikalova N. M., Obukhov A. S., Sukhanova G. N., Sharikov S. V. Involving students of non-pedagogical specialties in the creation of didactic materials for the development of reading literacy of hospital schools students. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 2, pp. 217-227. DOI: 10.31862/2218-87112024-2-217-227.

Госпитальные школы в мире в целом [1; 2] и в России также [3] имеют давнюю практику своего развития. Однако только в 2014 г. на базе Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, Российской детской клинической больницы и московской Школы № 109 появился новый проект «УчимЗнаем», которые задал высокие стандарты для полноценного образования и развития детей, находящихся на длительных сроках лечения в стационарных условиях больницы [4]. На момент 2023 г. в рамках федерального проекта «УчимЗнаем» открыто более 50 госпитальных школ в 35 регионах России (https://uchimznaem.ru/ project/).

Большинство современных образовательных проектов и образовательных программ ведущих вузов сегодня выстраивается по принципу междисциплинарности [5]. Сотрудничество проекта «УчимЗнаем» с НИУ ВШЭ с этой точки зрения показательно, поскольку тема госпитальной педагогики сама по себе изначально межведомственная и междисциплинарная. Подтверждением этому служат «Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации» [6], которые были утверждены в 2019 г. как Министерством просвещения РФ, так и Министерством здравоохранения РФ.

Этот документ является юридической основой деятельности госпитальных педагогов в России, и не случайно он потребовал подписи двух министров. Госпитальная педагогика находится на стыке двух профессиональных направлений - медицины и образования и являет собой большое междисциплинарное поле для исследований и практики.

В соответствии с формулировками Всемирной организации здравоохранения, здоровье сегодня включает в себя три обязательных компонента: физическое самочувствие, психическое благополучие и так называемое социальное здоровье [7]. Невозможно достигнуть полного физического выздоровления длительно болеющего ребенка, если не заниматься вопросами его психического и социального выздоровления [8; 9]. И в выделенном социальном компоненте велика роль специалистов из смежных и даже весьма далеких от медицины отраслей - педагогов, психологов, дефектологов и не только. С этой точки зрения погружение студентов непедагогических специальностей в среду госпитальной школы становится полезным не только для расширения кругозора и освоения новых компетенций студентами, но и для ускорения процесса выздоровления и реабилитации длительно болеющего ребенка. Здесь могут проявить себя специалисты, которые, на первый взгляд, очень далеки от проблематики образования, а тем более медицины.

В целом развитие проекта «УчимЗнаем» осуществляется во многом в логике сетевого взаимодействия, когда преодолеваются межведомственные барьеры между учреждениями здравоохранения и образования. В проект активно вовлекаются ресурсы ведущих вузов (МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГПУ, НИУ ВШЭ, МГИМО и др.) и институтов РАО (Институт коррекционной педагогики, Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, Институт стратегии развития образования и др.) с целью развития системы госпитальных школ в России, осуществления прикладных исследований и создания методических разработок, обеспечивающих процессы образования, воспитания и развития детей, оказавшийся в ситуации длительного лечения.

Федеральный проект «УчимЗнаем» активно вовлекает студентов различных вузов в вариативные форматы взаимодействия - начиная от традиционных студенческих ознакомительных и преддипломных практик и заканчивая такими новыми образовательными форматами, как майноры и проектная деятельность. В развитие этого процесса большую роль внесли дистанционные технологии, ставшие всем привычными в период пандемии. Возникшие в результате локдауна смешанные (гибридные) форматы работы со студентами существенно расширили географию и численность вовлеченной аудитории.

Сотрудничество Института образования НИУ ВШЭ с проектом «УчимЗнаем» началось в 2018 г. По результатам ряда исследований было издано несколько статей [3; 10; 11], проведены совместные семинары и конференции. Также Институт образования НИУ ВШЭ подготовил специалистов, которые стали сотрудниками проекта «УчимЗнаем». Данная практика сотрудничества реализовывалась в основном с научными и педагогическими сотрудниками Института образования НИУ ВШЭ, а также студентами магистерских программ в области образования.

С 2020 г. началось ежегодное взаимодействие со студентами бакалавриата практически всех факультетов и образовательных программ НИУ ВШЭ в рамках реализации курса «Лучшие практики преподавания» майнора «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху».

Майнор (от англ. minor 'второстепенный', 'меньший') - это дополнительный блок курсов, который дает возможность студенту бакалавриата НИУ ВШЭ изучить направление, не связанное с его основной программой обучения. Майнор проводится параллельно с основной программой студентов (major). Основная цель изучения такого модуля курсов - знакомство с другими программами и направлениями, общее расширение кругозора. Майнор реализуется на II и III курсах бакалавриата. Майнор является обязательной частью учебного процесса каждого студента НИУ ВШЭ.

Программа любого майнора состоит из четырех взаимосвязанных дисциплин, которые изучаются на протяжении двух лет последовательно друг за другом. В университете выделяется отдельный день недели, в расписании которого указаны только занятия майноров. По курсу майнора, как и по предметам основной программы, предусмотрены оценочные процедуры. Результаты, полученные за каждую дисциплину майнора, входят в общую систему рейтингования студента. Система майноров как дополнительных профилей обучения для студентов бакалавриата в НИУ ВШЭ внедряется с 2015 г. Она постоянно расширяется и сегодня охватывает всех студентов бакалавриат II-III курсов всех кампусов университета. В 2023 г. различными структурами НИУ ВШЭ были заявлены почти 100 майноров, 81 из них набрали студентов и были открыты.

Майнор «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху» был инициирован как первый майнор от Института образования в общий пул предлагаемых май-норов для студентов бакалавриата НИУ ВШЭ набора 2017 г. Он стал одним из популярных среди студентов, на него сейчас набирается по 150 студентов на курс. Идея данного майнора - охватить все ступени образования в парадигме «Lifelong Learning» («обучение на протяжении всей жизни»), то есть от дошкольного образования до «серебряных университетов» для пожилых. Задача майнора - развить педагогические компетенции

у студентов непедагогических направлений подготовки. Это потребовало от нас решений, значительно отличающихся от классических, выработанных в педагогических вузах форматов подготовки педагогов.

Ключевой особенностью педагогического образования выступает тот или иной способ совмещения трех линий подготовки: 1 - предметной (освоение предмета, который в будущем будет преподаватель учитель); 2 - методической (освоение технологий и методов преподавания конкретного предмета в рамках конкретной возрастной группы); 3 - психолого-педагогической (освоение особенностей психологии конкретного возраста и педагогические методы работы с учащимися данного возраста, чаще всего в отрыве от понимания того, что было до и что будет после). На майноре же предметная подготовка вообще не проводится. Она осуществляется в полноценном формате на основных программах подготовки НИУ ВШЭ чаще всего в исследовательском и/или проектном ключе, на высоком уровне, но без учета педагогических задач. Это дает возможность студентам самостоятельно выбирать и трансформировать те или иные аспекты своей базовой специальности при переводе ее в плоскость педагогического взаимодействия с той или аудиторией учащихся, в различные методически выстроенные подходы.

При работе с группами студентов из совершенно разных программ профессионального обучения, когда они выполняют задания и работают на семинарах, естественно, происходит фокусировка именно на методической и психолого-педагогической составляющих. Именно обучение студентов не одной предметности педагогическим компетенциям, а максимально разнообразных «предметностей» позволяет студентам содержательно взаимообогащать друг друга. Порой это позволяет значительно лучше разобраться в методических и психолого-педагогических вопросах. В рамках майнора всячески инициируются и поддерживаются междисциплинарные подходы к реализации практик образования. Модель обучения на майноре строится в основном в русле тезиса «Учимся делать - делая», в том числе через максимальное вовлечение студентов в реальные образовательные проекты.

Одна из дисциплин майнора называется «Лучшие практики преподавания». Основные задачи дисциплины: расширение горизонтов и обогащение опыта (за пределами привычного, обычного); знакомство с практикой на местах (через решение реальных практических задач для конкретных педагогических площадок и образовательных проектов); фиксация особенностей различных практик, сопоставление и анализ их с последующим выходом на собственный замысел; задания в курсе - как мини-проекты от заказчиков (конкретных образовательных проектов, образовательных организаций, педагогических практик). Задания в рамках курса реализуются в основном в парах или мини-группах.

Набор практик, с которыми знакомятся студенты майнора, в рамках дисциплины «Лучшие практики преподавания», формируется каждый год отдельно, исходя из идей разнообразия, необычности, возможности предложения студентам реального практического действия. Ключевое основание для отбора практик - возможность создания студентами мини-разработки, которая впоследствии, при соответствии всем заданным критериям, будет использоваться в реальной работе с обучающимися на конкретных образовательных площадках. При этом наиболее яркие, уникальные и содержательные

практики ежегодно представляются студентам каждого набора. Наиболее значимая из лучших практик, которую мы не первый год предлагаем студентам майнора, - это практика деятельности госпитальных школ проекта «УчимЗнаем».

В ситуации ограничений, вызванных пандемией COVID-19, режим массового перехода образования в дистанционные формы реализации позволил «вывести» большое число студентов в госпитальные школы. Данные школы и до пандемии работали в режиме ограничений по посещению, чтобы ограничить дополнительные риски заражения детей с ослабленным иммунитетом. Поэтому посещение госпитальных школ проводилось только небольшими группами студентов магистратуры Института образования НИУ ВШЭ. Майнор в момент пандемии был переведен в дистанционный формат, но и после снятия ограничений он продолжил работать в дистанционном формате, поскольку на нем стали заниматься студенты из разных кампусов НИУ ВШЭ - Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Перми.

При подготовке «выхода» студентов майнора НИУ ВШЭ на площадку «УчимЗнаем» была выделена конкретная задача для дидактической разработки, которая была посильна для реализации студентами как проектное задание. Такой областью приложения творческих усилий студентов стала проблема развития читательской грамотности детей в условиях госпитальных школ. Нам было важно выделить конкретную фокусировку для создания проектных заданий, посильных для качественной реализации студентами непедагогических направлений подготовки.

На онлайн-встрече со студентами майнора, после знакомства студентов с системой госпитальных школ и особенностями организации обучения детей на длительных сроках лечения, которую проводил С. В. Шариков, Н. М. Курикалова подробно объясняла методические подходы к развитию читательской грамотности и как они осуществляются в условиях госпитальных школ. Учитывая актуальность вопросов развития читательской грамотности учащихся, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях [12], три задания, которые были предложены участникам майнора в качестве проектного задания, были связаны с чтением и организацией текстовой деятельности во внеурочных образовательных событиях. Задания были направлены на разработку конкретных дидактических материалов, которые могут быть применены тьюторами и педагогами госпитальных школ для создания образовательного события.

Под образовательным событием, вслед за М. М. Миркес и Н. В. Муха, мы понимаем «способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности» [13, с. 101]. Подготовка таких событий и текстовых материалов к ним требуют от тьюторов и педагогов госпитальных школ особых знаний, связанных с формированием навыка смыслового чтения и с пониманием того, что традиционные способы организации текстовой деятельности, методы привлечения к чтению и развития интереса к книге, привычные при работе с учащимися общеобразовательных школ, малоэффективны или чаще всего неэффективны с учащимися госпитальных школ. Этому есть несколько объяснений:

1) дефициты грамотности, имевшие место до болезни учащегося и зафиксированные уже во время болезни и лечения в стационаре;

2) возможные когнитивные нарушения как следствие болезни и лечения;

3) не сформированный интерес к чтению;

4) отсутствие мотивации к любому виду интеллектуальной деятельности (включая чтение), вызванное либо болезнью и ее последствиями, либо и тем, и другим вместе взятыми;

5) ограниченный доступ к книге на бумажном носителе.

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что готовность к освоению основной общеобразовательной программы длительно болеющими детьми зависит не только от длительности отсутствия в школе [6, с. 26], но и от других факторов, которые необходимо принимать во внимание. К ним относятся: когнитивные нарушения вследствие болезни и лечения, дефициты грамотности, мотивация к познавательной деятельности.

В табл. 1 представлены различные группы учащихся в зависимости от наличия/отсут -ствия у них академического отставания (разной продолжительности), сопровождающегося наличием/отсутствием дефицитов грамотности, когнитивных нарушений, мотивации. Как следует из данной таблицы, у учащихся групп 1 и 2 независимо от длительности академического отставания обнаружены дефициты грамотности, сопровождающиеся когнитивными нарушениями и отсутствием мотивации. Именно эти группы учащихся требуют самого пристального внимания, значительных усилий и планомерных действий со стороны учителя для преодоления дефицитов грамотности, что в свою очередь позволит за более короткие сроки преодолеть академическое отставание.

Таблица 1

Группы учащихся по наличию/отсутствию академического отставания, дефицитов грамотности, когнитивных нарушений и мотивации

Академическое отставание Группа Когнитивные дефициты Дефициты грамотности

1 + + ии ит ^ У ао

Больше 1 года 2 + -

3 - + вн 5 ^ н ч

4 - - ое 5 н * « ее

1 + + ид 8 >§

1 гоД 2 + - й И £ ¡5 и Ч Н £

3 - +

4 - - ев 5 « £ * 4 2 (В с И *

1 + +

Полгода или отсутствует 2 + -

3 - +

4 - -

Ослабленное физическое состояние ребенка и подростка, его сниженный эмоциональный настрой чаще на фоне нарушений, названных выше, заставляют последнего экономить силы и эмоции и поэтому быть избирательным в видах деятельности, к которым его привлекают тьюторы в школе, отдавая предпочтение тем из них, которые не требуют интеллектуального напряжения и не создадут ситуацию неуспешности, но также максимально соответствуют его личным запросам. В связи с этим читательские сессии с эксплицитно обозначенной программой действий вызывают интерес только у состоявшихся читателей.

Слабые читатели, неслучайно получившие в современной литературе название "struggling readers" (испытывающие трудности), отторгают любые мероприятия, где им предлагается чтение в какой бы форме оно ни было предложено - про себя или вслух. При этом учащиеся не осознают своих проблем, которые могут быть связаны с трудностями в декодировании текста, осмыслении прочитанного, использовании стратегий чтений, а также низким уровнем метакогнитивных навыков [14].

Тьюторы и педагоги госпитальных школ вынуждены «камуфлировать» педагогический посыл, связанный с занятием чтением во внеурочное время, интегрировать чтение с другими видами деятельности и/или видами деятельности, напрямую не связанными с чтением, прибегать к активному использованию идей эдьютейнмента (Edutainment) [15].

Для того, чтобы чтение в госпитальной школе не вызывало отторжения и стало привлекательной деятельностью для учащихся, находящихся на длительном лечении, мы пришли к выводу, что чтение (читательские сессии) должно быть:

1) интересным (визуальным, информативным, соответствовать возрасту, интересам и потребностям детей;

2) увлекательным (занимательным, интегрированным с другими видами творческой активности, играми);

3) посильным для понимания - на один уровень выше уровня студентов;

4) с поддержкой со стороны учителя;

5) включающим социальное взаимодействие, что особенно благоприятно для слабых читателей, у которых отсутствует мотивация к чтению.

Студенты майнора с опорой на табл. 1 должны были предположить, как будут использованы дидактические материалы при различном уровне академического отставания, особенностях дефицитов грамотности, когнитивных нарушений и мотивации учащихся госпитальных школ. Студентам были предложены следующие задания, имеющие высокий потенциал для такого рода вариативного применения в госпитальных школах:

1. Красный день календаря и не только.

2. Найди пару (задание к парным текстам).

3. Творческий вызов (творческие задания к художественному тексту).

Обоснование и примеры вариантов заданий, которые даются студентам для создания собственных дидактических разработок, а также критериальную систему оценивания выполненных студентами работ мы представим в отдельной статье. Отметим, что в настоящее время уже сформирован обширный банк дидактических материалов,

созданных студентами майнора, которые используются тюторами и педагогами госпитальных школ, работающих с детьми, находящимися на длительных сроках лечения.

Список литературы

1. Адамян Е. И. Госпитальные школы в условиях национальных образовательных систем Великобритании и США: представление об ученике // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 51-59. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-1-5l-59.

2. Адамян Е. И. Опыт госпитальных школ Великобритании и США: цели обучения, воспитания и создаваемая инфраструктура // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 59-71. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-2-59-71.

3. Появление системы госпитальных школ как развитие заботы общества о детях, нуждающихся в длительном лечении / В. В. Вагарина, А. С. Обухов, А. А. Филатов, С. В. Шариков // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 17-32. DOI: https:// doi.org/10.31862/2218-8711-2021-1-17-32.

4. Шариков С. В. Создание образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений // Российский журнал детской гематологии и онкологии (РЖДГиО). 2015. Т. 2, № 4. С. 65-73.

5. Книгин А. Н. Междисциплинарность: основная проблема // Вестн. Томского гос. ун-та. 2008. № 3 (4). С. 14-20.

6. Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации, утверждено 11 ноября 2019 года. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/72797314/ (дата обращения: 01.07.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Щербук Ю. А., Булатова Е. М. К вопросу о понятиях «здоровье» и «образ жизни» // Педиатр. 2010. Т. 1, № 1. С. М4-М5.

8. Шариков С. В. Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах // Альманах Инта коррекционной педагогики. Альманах № 40 «Комплексная реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов». URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/support-educational-opportunities-for-children-in-long-term-treatment-in-medical-hospitals (дата обращения: 01.07.2023).

9. Шариков С. В. Инновации в обучении детей-инвалидов с прогрессирующими заболеваниями и неопределенным прогнозом жизни // Альманах Института коррекци-онной педагогики. Альманах № 44 «Специальное образование детей-инвалидов: векторыразвития». URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-44/innovations-in-teaching-disabled-children-with-progressive-diseases-and-uncertain-life-prognosis (дата обращения: 01.07.2023).

10. Профессионально-личностные позиции педагогов госпитальных школ / А. С. Обухов, В. В. Вагарина, А. А. Филатов, С. В. Шариков // Педагогика. 2020. Т. 84, № 10. С. 76-87.

11. Суханова Г. Н., Шариков С. В. Разработка инструментов рекрутинга госпитальных педагогов для сети госпитальных школ «УчимЗнаем» // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2020. № 6. С. 70-77.

12. Курикалова Н. М., Лебедева Е. В. К вопросам читательского развития детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских // Чтение и грамотность в образовании и культуре: итоги и перспективы: сб. ст. V Междунар. конф. М., 2017. С. 129-133.

13. Миркес М. М., Муха Н. В. Образовательное событие как тьюторская практика // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной; науч. ред. сер. Н. Б. Крылова. 2010. Вып. 1 (43). С. 101-109.

14. Leigh Н. Struggling Readers and Content Area Text: Interactions with and Perceptions of Comprehension, Self, and Success // Research in Middle Level Education Online. January 2005. No. 29 (4). Р. 1-19.

15. Обучение через развлечение: Edutainment лагерь как технология современного образования / Г. Голышев, К. Поплавская, Ю. Ерошина [и др.]. М.: Альпина Паблишер, 2021. 351 с.

16. Обухов А. С., Овакимян Е. В. Майнор «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху»: развитие педагогических компетенций у студентов непедагогических направлений подготовки: учеб.-метод. пособие. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023.

References

1. Adamyan E. I. Gospitalnye shkoly v usloviyakh natsionalnykh obrazovatelnykh sistem Velikobritanii i SShA: predstavlenie ob uchenike. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 1, pp. 51-59. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-1-51-59.

2. Adamyan E. I. Opyt gospitalnykh shkol Velikobritanii i SShA: tseli obucheniya, vospitaniya i sozdavaemaya infrastruktura. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 59-71. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-2-59-71.

3. Vagarina V. V., Obukhov A. S., Filatov A. A., Sharikov S. V. Poyavlenie sistemy gospitalnykh shkol kak razvitie zaboty obshchestva o detyakh, nuzhdayushchikhsya v dlitelnom lechenii. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 1, pp. 17-32. DOI: https://doi. org/10.31862/2218-8711-2021-1-17-32.

4. Sharikov S. V. Sozdanie obrazovatelnoy sredy dlya detey, nakhodyashchikhsya na dlitelnom lechenii v statsionarakh meditsinskikh uchrezhdeniy. Rossiyskiy zhurnal detskoygematologii i onkologii (RZhDGiO). 2015, Vol. 2, No. 4, pp. 65-73.

5. Knigin A. N. Mezhdistsiplinarnost: osnovnaya problema. Vestn. Tomskogo gos. un-ta. 2008, No. 3 (4), pp. 14-20.

6. Metodicheskie rekomendatsii ob organizatsii obucheniya detey, kotorye nakhodyatsya na dlitelnom lechenii i ne mogut po sostoyaniyu zdorovya poseshchat obrazovatelnye organizatsii, utverzhdeno 11 noyabrya 2019 goda. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72797314/ (accessed: 01.07.2023).

7. Shcherbuk Yu. A., Bulatova E. M. K voprosu o ponyatiyakh "zdorovye" i "obraz zhizni". Pediatr. 2010, Vol. 1, No. 1, pp. M4-M5.

8. Sharikov S. V. Pedagogicheskaya podderzhka obrazovatelnykh vozmozhnostey detey, nakhodyashchikhsya na dlitelnom lechenii v meditsinskikh statsionarakh. In: Almanakh

In-ta korrektsionnoy pedagogiki. Almanakh No. 40 "Kompleksnaya reabilitatsiya detey s OVZ i detey-invalidov". Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/support-educational-opportunities-for-children-in-long-term-treatment-in-medical-hospitals (accessed: 01.07.2023).

9. Sharikov S. V. Innovatsii v obuchenii detey-invalidov s progressiruyushchimi zabolevaniyami i neopredelennym prognozom zhizni. In: Almanakh Instituta korrektsionnoy pedagogiki. Almanakh № 44 "Spetsialnoe obrazovanie detey-invalidov: vektory razvitiya". Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-44/innovations-in-teaching-disabled-children-with-progressive-diseases-and-uncertain-life-prognosis (accessed: 01.07.2023).

10. Obukhov A. S., Vagarina V. V., Filatov A. A., Sharikov S. V. Professionalno-lichnostnye pozitsii pedagogov gospitalnykh shkol. Pedagogika. 2020, Vol. 84, No. 10, pp. 76-87.

11. Sukhanova G. N., Sharikov S. V. Razrabotka instrumentov rekrutinga gospitalnykh pedagogov dlya seti gospitalnykh shkol "UchimZnaem". Upravleniepersonalom i intellektualnymiresursami v Rossii. 2020, No. 6, pp. 70-77.

12. Kurikalova N. M., Lebedeva E. V. K voprosam chitatelskogo razvitiya detey, nakhodyashchikhsya na dlitelnom lechenii v statsionarakh meditsinskikh. In: Chtenie i gramotnost v obrazovanii i kulture: itogi i perspektivy. Proceedings of the V International conference. Moscow, 2017. Pp. 129-133.

13. Mirkes M. M., Mukha N. V. Obrazovatelnoe sobytie kak tyutorskaya praktika. In: Krylova N. B., Zhilina M. Yu. (eds.) Sobytiynost v obrazovatelnoy i pedagogicheskoy deyatelnosti. Ed. by N. B. Krylova. 2010, Iss. 1 (43), pp. 101-109.

14. Leigh N. Struggling Readers and Content Area Text: Interactions with and Perceptions of Comprehension, Self, and Success. Research in Middle Level Education Online. January 2005, No. 29 (4), pp. 1-19.

15. Golyshev G., Poplavskaya K., Eroshina Yu. et al. Obuchenie cherez razvlechenie: Edutainment lager kak tekhnologiya sovremennogo obrazovaniya. Moscow: Alpina Pablisher, 2021. 351 p.

16. Obukhov A. S., Ovakimyan E. V. Maynor "Stan professorom: masterstvo prepodavaniya v tsifrovuyu epokhu": razvitie pedagogicheskikh kompetentsiy u studentov nepedagogicheskikh napravleniy podgotovki: ucheb.-metod. posobie. Moscow: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2023.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 2

Статья поступила в редакцию 24.07.2023 The article was received on 24.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.