Научная статья на тему 'Востребованность ресурсного подхода к управлению организациями сферы услуг'

Востребованность ресурсного подхода к управлению организациями сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / ИННОВАЦИОННОСТЬ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кормишова Аида Васильевна

Отмечены ограничения моделей современного стратегического управления организациями сферы услуг. Показана нереальность получения конкурентного преимущества в использовании внешних условий организации. Ресурсный подход к управлению организациями сферы услуг оценен адекватным современным реалиям. Выделены его основные особенности и преимущества. Ключевая компетенция рассмотрена в качестве стратегического потенциала организации. Обосновано применение ресурсного подхода к управлению организациями сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Востребованность ресурсного подхода к управлению организациями сферы услуг»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СФЕРЫ УСЛУГ Кормишова А.В.

Кормишова Аида Васильевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра управления в международном бизнесе и индустрии туризма, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: отмечены ограничения моделей современного стратегического управления организациями сферы услуг. Показана нереальность получения конкурентного преимущества в использовании внешних условий организации. Ресурсный подход к управлению организациями сферы услуг оценен адекватным современным реалиям. Выделены его основные особенности и преимущества. Ключевая компетенция рассмотрена в качестве стратегического потенциала организации. Обосновано применение ресурсного подхода к управлению организациями сферы услуг.

Ключевые слова: сфера услуг, стратегическое управление, ключевая компетенция, ресурсный подход, конкурентоспособность организации, инновационность услуг.

УДК 338.48

Начиная с 70-х годов ХХ века в мире ускоренно возрастают объемы реализации услуг населению, доходы и занятость в сфере услуг. Увеличивается доля сферы услуг в валовом внутреннем продукте, этот показатель для России возрос с 32,6 % в 1990 г. до 69% в 2013 г. [6]. Высококонкурирующие организации сферы услуг, становясь ведущими реализаторами научно-технических достижений, все больше влияют на жизнедеятельность потребителей услуг, всего общества.

Обоснование формирования устойчивой стратегической позиции организации во внешней рыночной среде является основной целью ряда концепций построения моделей управления сферой услуг. Предпосылками к развитию новых подходов к управлению выступают скорость изменения рынка, динамизм конкурентных отношений и трансформация их сути.

Возросшая доступность ресурсов делает нереальным получение конкурентного преимущества в использовании внешних условий организации. Стратегии, сформированные на принципах стратегического позиционирования, оказываются трудоемкими в разработке и что самое главное, недостаточно реалистичными. В условиях современного рынка формирование стратегии организации в зависимости от использования возможностей внешней среды (на основе анализа и прогноза окружающей среды, конкурентов, конъюнктуры) теряет свою значимость [9].

При ресурсном подходе к управлению устойчивое конкурентное преимущество организация приобретает благодаря своим подконтрольным ресурсам, формируя их характеристики. Создавая собственные, трудно копируемые другими фирмами компетенции, организация укрепляет свою рыночную позицию. Поиск конкурентных преимуществ организация должна вести в своей внутренней среде [1, 8]. Организация определяет перечень благ, в которых будет нуждаться потребитель; устанавливает новые комплексы навыков персонала и технологий, для того, чтобы предоставить потребителю соответствующие блага. Затем разрабатываются изменения в системе взаимодействия с потребителем.

Выделим основные особенности ресурсного подхода.

Перечень благ, который предполагается предоставить потребителю, устанавливается заранее, решение проблемы «Что производить?» не может решаться в момент оказания услуги. Ресурсный подход по своей природе стратегичен,

перестройка технологии в связи с предоставлением новых услуг затронет, видимо, комплекс ресурсов и потребует определенного времени. Организация развивается при условии осуществления непрерывного процесса приобретения, развития и увеличения своих ресурсных возможностей. По сравнению с конкурентами отмечена проактивность стратегического управления при ориентации на ресурсный подход: от организации теперь требуется «опережающее создание и развитие уникальных ресурсов и способностей» [3].

Преобразуется структура целеполагания организации. Одной из первоочередных целей организации должны быть разработка и предложение потребителю новой услуги. Меняется ракурс рассмотрения возможностей внешней среды, предполагается, что миссия и цели организации обусловлены наличием внутренних условий. Однако с учетом внешних условий (экономических, политико-правовых, социально-культурных, технологических) устанавливается комплекс ресурсов, доступных организации, определяется содержание бизнес-процессов как способностей организации производить услугу, удовлетворяющую потребности покупателя. Реализация комплекса способностей организации выражается в увеличении потребительной стоимости создаваемой услуги.

Организация ориентирована на будущие потребности потребителя, но должна знать и исходить из их современного уровня. Увеличивается значение «клиентоориентированности» организации, исследований процессов текущего потребления услуг. Такая позиция побуждает организацию формировать, например, исследовательскую панель из числа ключевых клиентов, выявлять их потребности, устанавливать полноту и перспективы их удовлетворения организацией.

Разработчиком инноваций всегда выступает человек. Контактный персонал организаций сферы услуг непосредственно взаимодействует с потребителем, что отражается на качестве услуги, степени лояльности потребителя. Именно персонал способен предвидеть поведение потребителя в будущем, исследовать внутренние способности и ресурсы организации. Конкурентоспособность организации возможно обеспечивать интеллектуальным лидерством.

Стержневым условием интеллектуального лидерства организации оказывается умелое применение ключевых компетенций. Именно ключевые компетенции персонала воплощают способность организации производить ожидаемые потребительские ценности, а следовательно - содержание деятельности организации. Способ поведения организации на рынке и формирования связей с клиентами в значительной степени отражает систему ценностей и установок организации.

Комплекс компетенций организации формируется под воздействием ряда факторов, прежде всего, организационной культуры и традиций организации; организации технологического процесса и процесса управления [5]. Компетенции непосредственно связаны с инновационным развитием организации. Управлению подлежат пространственно-временные ресурсы и способности фирм по их эффективному использованию [4]. Управляя компетенциями, организация или ускоряет или замедляет свое инновационное развитие.

В теоретическом плане перспектива ресурсного подхода видится в интеграции его с иными подходами к управлению организацией. Возможны взаимодействия между ресурсным и рыночным подходами [7], между ресурсным подходом и подходом использования динамических возможностей как инструментов по созданию, изменению и рекомпозиции ресурсов [2]. Такими приемами стремятся учесть различные аспекты рыночного поведения организаций.

Сложившаяся практика оценивания возможностей российских организаций сферы услуг, исходя из складывающейся конъюнктуры рынка, попыток завоевать лидерство на рынке за счет оказания массовых конвейерных услуг мало перспективна. При переходе к практической реализации ресурсного подхода в управлении организациями сферы услуг следует учитывать некоторые его

23

ограничения. Так, разнообразие услуг, оказываемых в этой сфере, основывается на разнообразии ресурсов, которые часто не заменяемы или заменяемы частично. При ресурсном подходе формируется одна из возможных моделей рыночного поведения организации. Вне рамок модели остаются в частности, иррациональные моменты, которые также могут способствовать успеху фирмы. Однако в целом ресурсный подход к управлению сферой услуг является наиболее адекватным современным реалиям. Он позволяет углублять анализ внутренней среды организации, дольше сохранять достигнутую позицию на рынке, полнее соответствовать запросам потребителей.

Список литературы

1. Бойетт Дж., Бойетт Дж.Т. Путеводитель по царству мудрости: Лучшие идеи крупнейших предпринимателей. М.: Олимп-Бизнес, 2004. 354 с.

2. Каталевский Д.Ю. Эволюция концепций стратегического менеджмента: от Гарвардской школы внешней среды до ресурсного подхода к управлению // Государственное управление. Электронный вестник, 2008. № 16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-kontseptsiy-strategicheskogo-menedzhmenta-ot-garvardskoy-shkoly-vneshney-sredy-do-resursnogo-podhoda-k-upravleniyu/ (дата обращения: 24.01.2017).

3. Катькало В.С. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегического управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2003. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-resursnoy-kontseptsii-v-razvitii-teorii-strategicheskogo-upravleniya-predislovie-k-razdelu-1#ixzz4YPCtgkG4/ (дата обращения 09.01.2017).

4. Клейнер Г.Б. Обобщенная теория ресурсной базы как концептуальная основа системного менеджмента. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kurs.znate.ru/docs/index-114558.html/ (дата обращения 03.02.2017).

5. Кормишова А.В. Перспективы развития стратегического управления туристских организаций // Инновации и инвестиции, 2013. № 2. С. 172-175.

6. Недорезова Е.С., Новаева А.С. Развитие сферы услуг в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2015. № 11-3. С. 156-158. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publikacia.net/archive/2015/11/3/43/ (дата обращения: 24.01.2017).

7. Осадник В. Значение интеграции рыночного и ресурсного подходов для стратегического управления предприятием. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/13_4_01.htm/ (дата обращения: 09.01.2017).

8. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. 275 с.

9. Stonehouse G., Hamill J., Campbell D., Purdie T. Global and Transnational Business: Strategy and Managemen., Chichester: Wiley, 2000. 248 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.