УДК 343.140.02
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
© Садовникова М. Н., 2013
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Рассматриваются тенденции преступности несовершеннолетних на современном этапе, анализируются причины роста повторной преступности несовершеннолетних. Аргументируется необходимость адекватного реагирования на преступность несовершеннолетних посредством внедрения инновационных технологий, в частности медиативных технологий. Обосновывается их актуальность и востребованность; приводятся данные, доказывающие эффективность применения медиативных технологий в работе с несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы.
Ключевые слова: профилактика преступности несовершеннолетних; несовершеннолетний осужденный; преступность несовершеннолетних; медиативные технологии.
Снижение показателей преступности несовершеннолетних в Российской Федерации за последние годы не позволяет сделать вывод об эффективности профилактической работы, проводимой в отношении данной целевой группы. Причиной этому служит стабильный рост показателей повторной преступности несовершеннолетних. В 2005 г. этот показатель составил 16,06 %; в 2006 г. — 15,96 %; в 2007 г. - 16,98 %; в 2008 г. - 17,58 %; в 2009 г. - 18,5 %; в 2010 г. - 19,1 %, в 2011 г. - 19,6%, в 2012 г. - 21,8 %; в 2013 г. - (янв.-март) - 22,3% [1]. При этом показатель удельного веса лиц несовершеннолетнего возраста в общем количестве выявленных лиц снизился за эти же годы более чем в 2 раза! В 2005 г. он составил 11,6 %, а в 2013 г. (янв.-март) - 5,4 %.
Данные приведенной статистики позволяют сделать следующий вывод: чем меньшее количество несовершеннолетних правонарушителей проходит по учетам специализированных органов, занимающихся профилактикой преступности, тем выше повторность совершения преступлений ими. Такой вывод приводит к утверждению о крайне низкой эффективности работы, проводимой субъектами системы профилактики.
Вместе с тем анализ статистических данных о совершении уголовно наказуемых деяний лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности, так называемыми несубъектами, позволяет предположить, что рост данных показателей (в целом по Российской Федерации количе-
ство «несубъектов» в 5 (!) раз превышает количество несовершеннолетних осужденных) приведет к росту преступности несовершеннолетних в ближайшие годы.
Устойчивость и тенденция увеличения повторной преступности несовершеннолетних свидетельствуют о низкой эффективности проводимой с несовершеннолетними работы, что вызвано совокупностью следующих причин:
• отсутствием единой государственной политики, направленной на ориентирование специалистов на конечный результат (в данном случае - отсутствие повторных преступлений);
• несоответствием используемых мер профилактики специфике современных причин и условий преступности несовершеннолетних;
• недостаточностью у специалистов навыков, основанных на знании психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей, понимании механизмов возможного воздействия на несовершеннолетнего и его окружение;
• отсутствием личностно ориентированного подхода в работе с несовершеннолетним;
• преобладанием таких средств воздействия на несовершеннолетнего, как устрашение, запугивание, давление, манипулирование, морализирование, формирующих сиюминутный эффект; такие средства чаще всего впоследствии приводят к обратным реакциям;
• недостаточностью позитивного воздействия на семью и ближайшее бытовое окружение несовершеннолетнего, отсутствием
сотрудничества с семьей в вопросах воздействия на ребенка.
Совокупность обозначенных причин и их результат в виде роста повторной преступности несовершеннолетних требуют принятия решений, ориентированных на внедрение инновационных технологий работы с несовершеннолетними.
Сокращение количества несовершеннолетних правонарушителей в настоящий период создает условия для обучения специалистов инновационным технологиям работы с правонарушителями и апробирования этих технологий с целью наработки навыков и опыта.
Внедрение института медиации в Российской Федерации активными темпами началось с 2011 г., что связано с вступлением в силу Федерального закона № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
В соответствии со ст. 2 закона процедура медиации определяется как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Законодательные, доктринальные определения понятий «медиативный подход» и «медиативные технологии» отсутствуют. Сложившаяся практика реализации процедур медиации, обучения медиации и медиативным технологиям [2] позволяет сформулировать определение этих понятий.
Медиативный подход в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации [3], - это использование инструментов и технологий медиации, направленных на конструктивное общение и разрешение конфликтов, возникающих в деятельности сотрудников различных органов и учреждений с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. Несовершеннолетние правонарушители относятся к категории детей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, соответственно, данное определение имеет обобщающее значение, включая и данную целевую группу.
Медиативные технологии - это способ разрешения разногласий и предупреждения конфликтов в повседневной, в том числе
профессиональной, сфере [4] с целью сохранения/восстановления отношений с другой стороной и выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы обеих сторон решения.
Под медиативными технологиями в работе с несовершеннолетними правонарушителями нами понимается использование совокупности методов (инструментов) профессиональной медиации сотрудниками субъектов системы профилактики в работе с несовершеннолетними правонарушителями для предупреждения конфликтов с ними; разрешения возникающих конфликтных ситуаций с целью выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы обеих сторон решения; а также с целью привития им навыков конструктивного взаимодействия для сохранения/восстановления отношений с окружающими.
Несмотря на то, что институт медиации является достаточно новым для российской действительности, государственная политика ориентирует специалистов на использование медиации и медиативных технологий в работе с несовершеннолетними, в том числе несовершеннолетними правонарушителями.
В Российской Федерации Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг., в соответствии с которой принят План первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений этой Стратегии, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р.
В соответствии с данным документом в России предполагается широкое внедрение новых технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, обеспечению досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.
В соответствии с Планом предполагается развитие сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия, а также организация служб школьной медиации в образовательных учреждениях.
Внедрение медиативных технологий в работу с несовершеннолетними правонарушителями в регионах России осуществляется уже в течение нескольких лет.
В Иркутской области Фондом «Ювента» в Ангарской воспитательной колонии с 2006 г.
реализуются программы обучения воспитанников технологиям конструктивного взаимодействия, т. е. медиативным технологиям. Результаты внедрения программы обобщены [5] и позволяют сделать вывод об эффективности обучения медиативным технологиям осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Так, исследование, проведенное в Ангарской воспитательной колонии в 2006-2012 гг., подтверждает, что большинство воспитанников во время либо до совершения преступлений были участниками конфликтов. Практически все (98 %) отметили конфликтные ситуации в образовательных учреждениях, причем более 70 % отметили, что конфликтные отношения с учителями у них сложились еще в начальной школе. Внутрисемейные конфликты отметили более 80 % осужденных. Интересным представляется тот факт, что около 70 % осужденных несовершеннолетних имели отчимов (чаще находящихся в гражданском браке с их матерью), и практически все отмечают конфликтные отношения с ними. Связь между совершением преступления и конфликтом может быть прямой, а может иметь опосредованное значение. Так, в большинстве ситуаций специалисты смогли выявить прямую связь между конфликтом и совершением преступления, что для самого несовершеннолетнего чаще всего не является очевидным. Наиболее часто прямая связь между преступлением и конфликтным поведением прослеживается в насильственных и корыстно-насильственных преступлениях. Так, конфликт стал причиной совершения преступления в связи с неправильной трактовкой поведения потерпевшего; искажением (объективным и субъективным) конфликтной ситуации; выбором в качестве стратегии поведения в конфликте борьбы и следование этой стратегии «до победного конца»; действительным провоцирующим поведением жертвы и др.
Проведенные исследования подтверждают, что в большинстве случаев преступному поведению несовершеннолетних предшествуют конфликтные ситуации либо совершенное преступление становится непосредственно результатом конфликта.
Таким образом, обучение несовершеннолетних правонарушителей конструктивному взаимодействию в конфликтных ситуациях является важным этапом предупреждения их преступного поведения в дальнейшем.
Медиативные технологии востребованы в работе с несовершеннолетними и на более ранних этапах профилактики, что определяется совокупностью следующих обстоятельств.
Во-первых, психологические возрастные особенности несовершеннолетних выражаются в их повышенной конфликтности, что требует учета в повседневной деятельности специалиста, работающего с несовершеннолетним правонарушителем. Большинству несовершеннолетних правонарушителей присущи дополнительные характеристики, которые усиливают их конфликтность с окружающими: агрессивность, тревож-
ность, состояние дискомфорта, незащищенности, недостаточность развития антиципации, слабо выраженная эмпатия и др.
Во-вторых, для большей части несовершеннолетних правонарушителей характерно: наличие внутрисемейных конфликтных ситуаций, зачастую носящих затяжной характер; наличие постоянных конфликтных ситуаций в образовательном пространстве (с учителями, сверстниками, родителями других детей); конфликты с окружающими (соседи, референтная группа и т. д.). Большинство взрослых в конфликте с несовершеннолетним ведут себя деструктивно, что приводит к формированию у него негативного опыта поведения в конфликтных ситуациях, который постепенно закрепляется и становится определяющим.
Конфликт в семье, в образовательном учреждении, в ближайшем окружении приводит к накоплению негативных эмоций, в итоге подросток старается избегать того общения, которое ему некомфортно: уходит из дома (либо из учреждения постоянного пребывания детей), не посещает образовательное учреждение. Вместе с тем, нуждаясь в принятии, поддержке, рано или поздно находит для себя компанию, где ему комфортно и где можно почувствовать позитивный эмоциональный настрой. Детерминантами преступного поведения несовершеннолетних являются: безнадзорность ребенка, нахождение в группе отрицательной направленности и др. Однако нейтрализация этих обстоятельств возможна только посредством разрешения конфликтных ситуаций, сложившихся вокруг несовершеннолетнего. Не разрешив конфликт в образовательном учреждении, мы не сможем обеспечить принятие несовершеннолетнего как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся; не сможем гарантировать,
что подросток будет посещать образовательное учреждение в дальнейшем. Не разрешив конфликт в семье, мы не можем быть уверены в том, что подросток не будет уходить из дома, не будет вновь и вновь искать тех, кто его примет и поймет.
Психологические особенности несовершеннолетних в совокупности с уже сложившимся и апробированным вариантом деструктивного поведения в конфликте постепенно становится для несовершеннолетнего привычным и закрепляется в его поведении как единственно возможный вариант. В итоге несовершеннолетний правонарушитель, попадая в подобные ситуации, ведет себя вновь и вновь деструктивно, что в определенной ситуации приводит к совершению преступления. Как уже отмечалось, в большинстве ситуаций несовершеннолетний не видит связи между конфликтом, своим поведением и преступным последствием своего поведения в конфликте. Позиция несовершеннолетнего, чаще всего, сводится к обвинению всех окружающих, срабатывают так называемые защитные механизмы, наличие которых необходимо. Попытка разрушения «защитных механизмов» (что чаще всего и происходит в системе профилактики преступности несовершеннолетних) без предоставления чего-либо взамен может иметь негативные последствия, в том числе приводит к укреплению этих механизмов. Такая позиция не позволяет осознать свое поведение (даже если несовершеннолетний и «признал вину полностью», «признал вину частично», что оценивается по внешним формальным признакам), и изменить свои поведенческие реакции. В процессе профилактической работы важно дать несовершеннолетнему понять и принять свои поступки в той или иной ситуации, сформировать у несовершеннолетнего правонарушителя навыки контроля своего поведения, умения предвидеть последствия тех или иных действий. Важнейшей составляющей является развитие эмоционального интеллекта у несовершеннолетних правонарушителей. Достижение этих компетенций возможно за счет обучения несовершеннолетних медиативным технологиям и разрешения возникающих с их участием конфликтов.
Однако ценность медиативных технологий не исчерпывается только возможностями их применения в части обучения несовершеннолетних осужденных конструктивному поведению.
Конфликтность как возрастная особенность несовершеннолетних, усиленная его уже сложившимся опытом негативного поведения в конфликтных ситуациях, изначально настраивает подростка на агрессивное, провоцирующее поведение по отношению к сотруднику системы профилактики.
Медиативные технологии могут быть использованы специалистами, работающими с несовершеннолетними, с целью предупреждения конфликтных ситуаций, возникающих между специалистом и подростком; снижения агрессивности (психической, речевой и др.) подростка; выстраивания конструктивных отношений с несовершеннолетним и его семьей; улучшения взаимопонимания между несовершеннолетним и специалистом; урегулирования конфликтов, возникающих с участием несовершеннолетнего (в школе, в группе сверстников, в семье и т. д.). Кроме того, специалисты могут осуществлять процедуры «квазимедиации», когда при использовании медиативных технологий проводится процедура примирения, которая отличается, тем не менее, от медиации рядом характеристик.
1. Официальный сайт МВД [Электронный ресурс]. URL : http://www.mvd.ru/stats/10000231/10000447/.
2. Автор статьи является профессиональным медиатором, директором Автономной некоммерческой организации «Иркутский межрегиональный центр образовательных и медиационных технологий», которая действует с 2010 г.
3. Медиативные технологии в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении // Медиация и медиативные технологии / А. С. Архипкина [и др.]. Иркутск, 2012. С. 4.
4. Азбука медиации / Науч.-метод. центр медиации и права. М. : Межрегион. центр управленч. и полит. консультирования, 2011. С. 23.
5. Медиативные технологии в работе с несовершеннолетними осужденными в условиях воспитательной колонии // Медиация и медиативные технологии / А. С. Архипкина [и др.]. Иркутск, 2011.
Demand for Mediation Techniques in the Juvenile Delinquency Prevention
© Sadovnikova M., 2013
This article examines tendencies in juvenile delinquency at the present stage, analyses the causes of growth in repeated juvenile crime. It is argued the need for adequate responses to juvenile delinquency through the implementation of innovative technologies, in particular mediation technology. Urgency and demand of their use are proving the effectiveness of mediation techniques in working with the minors convicted to imprisonment.
Key words: juvenile delinquency prevention; juvenile convict; juvenile delinquency; mediation techniques.