Научная статья на тему 'Медиация и медиативные технологии в профессиональной деятельности сотрудников субъектов системы профилактики преступности несовершеннолетних (часть 1)'

Медиация и медиативные технологии в профессиональной деятельности сотрудников субъектов системы профилактики преступности несовершеннолетних (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
574
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОТРУДНИК СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUVENILE DELINQUENCY PREVENTION / JUVENILE CONVICT / JUVENILE DELINQUENCY / MEDIATION / MEDIATION TECHNIQUES / AN EMPLOYEE OF THE PREVENTION SYSTEM FOR JUVENILE DELINQUENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

Рассматриваются проблемы взаимодействия сотрудников субъектов системы профилактики с несовершеннолетними правонарушителями в процессе осуществления профессиональной деятельности. Аргументируется необходимость конструктивного подхода во взаимодействии с несовершеннолетним правонарушителем и использования медиативных технологий при общении с ним. Обосновывается актуальность применения процедуры квазимедиации сотрудником системы профилактики для урегулирования возникающих конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mediation and Mediation Techniques in the Professional Activities of Employees of the System for Juvenile Delinquency Prevention

The article examines the problems of interaction of employees of the prevention system with juvenile offenders in the process of their professional activities. It is argued the need for a constructive approach in interaction with the juvenile offender and the demand for the use of mediation skills in communicating with him. Urgency of implementation the procedure of quasi-mediation by an employee of the prevention system for resolving conflicts is justified.

Текст научной работы на тему «Медиация и медиативные технологии в профессиональной деятельности сотрудников субъектов системы профилактики преступности несовершеннолетних (часть 1)»

УДК 343.140.02

МЕДИАЦИЯ И МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (ЧАСТЬ 1)

© Садовникова М. Н., 2013

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Рассматриваются проблемы взаимодействия сотрудников субъектов системы профилактики с несовершеннолетними правонарушителями в процессе осуществления профессиональной деятельности. Аргументируется необходимость конструктивного подхода во взаимодействии с несовершеннолетним правонарушителем и использования медиативных технологий при общении с ним. Обосновывается актуальность применения процедуры квазимедиации сотрудником системы профилактики для урегулирования возникающих конфликтов.

Ключевые слова: профилактика преступности несовершеннолетних; несовершеннолетний осужденный; преступность несовершеннолетних; медиативные технологии, сотрудник системы профилактики преступности несовершеннолетних.

Негативные тенденции повторной преступности несовершеннолетних [1] в Российской Федерации в целом и в Иркутской области в частности актуализируют потребность определения причин такой ситуации и разработки адекватных мер, направленных на их нейтрализацию.

Устойчивость и тенденция увеличения повторной преступности несовершеннолетних свидетельствуют:

• о неэффективности исполнения уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних;

• о неэффективности проводимой с несовершеннолетними субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы;

• об устойчивости негативных процессов, существующих вокруг детей-правона-рушителей, и слабом воздействии на эти процессы со стороны субъектов системы профилактики;

• о фактическом отсутствии воздействия на семью и ближайшее бытовое окружение несовершеннолетних правонарушителей со стороны субъектов системы профилактики.

Недостаточная эффективность воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя связана с организационными проблемами системы профилактики преступно-

сти несовершеннолетних и проблемами индивидуального воздействия специалиста на правонарушителя.

К организационным проблемам системы профилактики преступности несовершеннолетних можно отнести следующие:

• отсутствие организационных и правовых основ для осуществления ресоциализации несовершеннолетних как целенаправленного процесса восстановления и/или приобретения ценностей, норм, социальных знаний, опыта, а также возможностей и способностей, необходимых и достаточных для формирования у несовершеннолетнего готовности удовлетворять свои потребности, интересы, права некриминальным способом (задача-минимум) и устойчивость самостоятельной позитивной социализации его личности (задача-максимум);

• разобщенность деятельности субъектов системы профилактики, рассогласованность их действий в связи с отсутствием организационных основ деятельности и координационного звена, отвечающего за деятельность по ресоциализации лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния;

• преследование субъектами системы профилактики собственных целей, которые не всегда согласуются между собой;

• выполнение различными структурами одних и тех же действий, не влияющих, по существу, на конечный результат — предупреждение повторных преступлений

(постановка на учет, профилактические беседы, сбор характеристик и т. п.);

• отсутствие совместных (межведомственных) индивидуальных программ ресоциализации несовершеннолетних осужденных;

• оказание помощи ребенку исходя из собственного функционала субъектов системы профилактики, а не из потребностей ребенка («сделаю то, что могу, а не то, что нужно»);

• нестабильность, а порой и отсутствие эффективного сопровождения семьи и несовершеннолетнего;

• отсутствие взаимодействия с ближайшим бытовым окружением несовершеннолетнего правонарушителя;

• отсутствие взаимодействия с образовательным учреждением несовершеннолетнего правонарушителя;

• перегруженность сотрудников «бумажной» работой, которая сокращает непосредственную работу с несовершеннолетним.

Устранение вышеобозначенных организационных проблем, тем не менее, по нашему мнению, неспособно изменить ситуацию в сфере профилактики преступности несовершеннолетних, если не будут решены проблемы, связанные с неэффективным индивидуальным воздействием специалиста на правонарушителя.

Неэффективное индивидуальное воздействие специалиста на правонарушителя вызвано совокупностью следующих обстоятельств:

• неконструктивное либо деструктивное взаимодействие с ним;

• формальный подход к выполнению своих функций;

• сохранение карательного подхода к работе с несовершеннолетним, который выражается в наказывании [2], а не в восстановлении несовершеннолетнего в социуме;

• игнорирование проблем несовершеннолетнего;

• игнорирование индивидуальных и возрастных психологических особенностей несовершеннолетнего.

Из всей совокупности обстоятельств остановимся на неконструктивном и деструктивном взаимодействии специалиста с несовершеннолетним правонарушителем как наиболее неэффективном.

Неконструктивное взаимодействие с несовершеннолетним правонарушителем выражается:

• в изначально негативном эмоциональном настрое по отношению к несовершеннолетнему правонарушителю;

• в снисходительном отношении (унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание), менторском тоне (категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения);

• в формализованном взаимодействии специалиста с несовершеннолетним правонарушителем, когда специалист выполняет определенные функции, возложенные на него, формально, не стремясь к достижению общего результата — предупреждению совершения несовершеннолетним преступлений; формализованное взаимодействие отличает акцентирование на «внешней форме» (чтобы все видели, что специалист «работает»);

• в стереотипности мышления в отношении несовершеннолетнего правонарушителя/его ситуации, семьи, ближайшего бытового окружения («им нельзя верить, все равно обманут», «семья несовершеннолетнего правонарушителя несостоятельна в воспитании ребенка» и др.);

• в формировании суждений о несовершеннолетнем/его ситуации, семьи, ближайшем бытовом окружении на основе мнений, а не фактов при отсутствии стремления к выяснению более объективной ситуации о несовершеннолетнем;

• в стремлении специалиста при взаимодействии укрепить свою позицию: обращение к другим специалистам для подтверждения своей правоты; подкрепление своей позиции авторитетным мнением и др.;

• в оценивании несовершеннолетнего как личности;

• в манипулировании несовершеннолетним (утаивание информации; обман или попытка обмана; искажение информации в удобную для себя сторону и др.; игра «в плохого и хорошего полицейского»);

• в нарушении этических норм (причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека и т. д.).

Деструктивное взаимодействие с несовершеннолетним правонарушителем выражается:

• в авторитарном подходе к несовершеннолетнему, его семье, который предполагает то, что специалист «встает над» несовершеннолетним и его семьей и демонстрирует свою власть («попробуйте только у меня не сделать...»); авторитарный подход также предполагает полное и безоговорочное подчинение несовершеннолетнего и его семьи специалисту, четкое следование его советам, использование метода приказов, требований;

• в переходе на личности вместо обсуждения действий/бездействия несовершеннолетнего («ты — плохой» вместо обсуждения «ты сделал плохо»);

• в проявлении прямого негативного отношения не только к самому несовершеннолетнему правонарушителю, но и к его семье, ближайшему бытовому окружению (проявляется в приказаниях, угрозах, грубых замечаниях, критике, обвинениях, насмешках, издевках, сарказме);

• в проявлении негативных эмоций по отношению к несовершеннолетнему (агрессивное отношение, злость, раздражение и т. д.), при этом, по нашему мнению, не имеет значения, вызвано ли такое эмоциональное состояние действиями/бездействием несовершеннолетнего или нет;

• в навешивании «ярлыков», т. е. стигматизации несовершеннолетнего («ты — бестолочь», «ты — никчемный человек», «ты — нелюдь» и т. д.); стигматизация ребенка как нарушителя, как проблемного ребенка не способствует доверительным отношениям с ним, создает для него условия дальнейшего поведения в качестве девианта;

• в «предсказаниях» последствий преступного поведения несовершеннолетнего («ничего хорошего из тебя не выйдет», «будешь как твой отец (брат, сват.) по тюрьмам мотаться», «закончишь свою жизнь под забором» и т. д.);

• в смещении изначального предмета взаимодействия, в уходе от темы обсуждения (например, специалист назначает встречу несовершеннолетнему для того, чтобы узнать, как он выполняет возложенные на него обязанности, с переходом на обсуждение того, какой несовершеннолетний «плохой»);

• в крайней степени негативного искажения информации о несовершеннолетнем (например, «выдергивание» из полученной информации о несовершеннолетнем только негативного и утрирование ее) и в «приписывании» себе «добродетелей» (например, «я как всегда оказался прав»,

«что для них не делай, как не старайся, толку не будет» и т. д.);

• в восприятии специалистом самого несовершеннолетнего «как проблемы», а не его ситуации, его поведения;

• в провоцировании конфликтных ситуаций с целью доказать, что несовершеннолетний «плохой»;

• в отсутствии у специалиста направленности на позитивный конечный результат взаимодействия с несовершеннолетним правонарушителем, преобладание позиции избавления от него («скорей бы исполнилось тебе восемнадцать лет.», «скорей бы тебя в колонию отправили.»).

Опыт многолетней работы с несовершеннолетними правонарушителями, их родителями, опыт тренинговой работы со специалистами системы профилактики преступности несовершеннолетних, результаты анкетирования всех этих групп [3], подтверждают вышеобозначенные проблемы взаимодействия специалиста с несовершеннолетним правонарушителем и позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, несовершеннолетние правонарушители отмечают: крайнюю степень конфликтности во взаимоотношениях со специалистами системы профилактики; недоверие и к самим сотрудникам, и к той информации, которая «идет от специалиста»; безразличие специалистов к проблемам несовершеннолетнего; наличие чаще всего негативных оценок в адрес и несовершеннолетнего, и его семьи; результатом взаимодействия со специалистом чаще всего является ответная негативная реакция несовершеннолетнего; и др. Наряду с этим дети стремятся к оправданию специалистов («им некогда», «да им и так с нами достается», «с нами только так и нужно» и др.). Психологи, работающие с несовершеннолетними правонарушителями [4], отмечают такие их психологические характеристики, как повышенная тревожность, высокий уровень конфликтности, агрессивность, наличие многочисленных «защитных реакций» и др. Данные характеристики либо усиливаются (если уже имели место до встречи со специалистами системы профилактики), либо появляются (если ранее отсутствовали) при неконструктивном/деструктивном подходе специалиста системы профилактики, что в результате приводит к усилению девиантного поведения несовершеннолетнего.

Во-вторых, родители несовершеннолетних правонарушителей, по результатам анкетирования, также отражают такие характеристики взаимодействия между ними, их детьми и сотрудниками системы профилактики, которые позволяют сделать вывод об их деструктивном характере.

В-третьих, сотрудники системы профилактики изначально (до обучения медиативным технологиям в работе с несовершеннолетними правонарушителями) отмечают, что они взаимодействуют с несовершеннолетними и их семьями «нормально», «как и положено», и др. Приводимые сотрудниками примеры подтверждают использование чаще всего деструктивного варианта взаимодействия. В ходе участия в тренингах сотрудники переходят от оправдания своего деструктивного взаимодействия («у нас нет времени на конструктивное взаимодействие», «по-другому и нельзя», «мы всегда все так делали, и ничего, работаем же.», «мы все равно не сможем ничего изменить, хоть конструктивно, хоть деструктивно, он таким родился и таким и будет.») к признанию того, что оно неэффективно и нужно действовать по-другому.

Результаты неструктурированного интервью с сотрудниками (общая тема исследования — вопросы взаимодействия сотрудников системы профилактики и несовершеннолетних), фокусированного группового интервью [5], проведенного в 2011—2012 гг. [6], после обучения сотрудников по программе повышения квалификации «Медиативные технологии в работе с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении», позволяют сделать выводы о наличии целой совокупности преград для выстраивания эффективного взаимодействия специалиста и несовершеннолетнего.

Так, сотрудники выделили следующие причины неконструктивного или деструктивного взаимодействия специалиста с несовершеннолетним, которые, по нашему мнению, можно подразделить на несколько групп: организационные препятствия (нарушение лимита нагрузки на каждого сотрудника; ориентирование сотрудников на работу с документами, а не с несовершеннолетним; неудовлетворительные условия работы сотрудников, которые не позволяют чувствовать себя комфортно как сотруднику, так и посетителю; нерацио-

нальное использование рабочего времени; отсутствие на практике формы индивидуальной работы как таковой, часто работа носит групповой характер (или группа специалистов и один ребенок, или группа детей и один специалист); большинство сотрудников, имея какое-либо высшее образование, не имеют образования педагогического, психологического, что позволило бы им устанавливать взаимодействие с детьми при учете психологических, возрастных особенностей детей; большинство сотрудников опираются в работе с детьми на свой собственный опыт, который не всегда позволяет им вести себя конструктивно); содержательные препятствия (большинство сотрудников не ставят своей задачей вообще установление взаимодействия с ребенком — важнее выполнить свои функциональные обязанности; не обладают навыками и технологиями установления взаимодействия с ребенком; отмечают предвзятое отношение к ребенку как к неисправимому правонарушителю и стремление во что бы то ни стало выдавить из него признание собственной вины, и часто именно в этом цель специалиста, а не в оказании ему помощи; предвзятость отношения к ребенку, так как до этого уже формируют представление о нем исходя из информации, которая передана другими сотрудниками или стала известна из других источников, в том числе из бумажных носителей; оказание давления на ребенка; стереотипность в отношении ситуации ребенка (например, если есть оба родителя, которые работают, — специалист оценивает семейную ситуацию ребенка как благополучную, не углубляясь в нее); отсутствие «активного слушания», так как специалист склонен говорить сам и делать поспешные выводы; изначальная установка на задавание вопросов, а не на слушание); институциональные препятствия (система организации деятельности большинства структур, занимающихся несовершеннолетними, ориентирована на свои собственные показатели эффективности работы, которые часто идут вразрез с правами и интересами ребенка, не ставят задачей установление взаимодействия с ребенком; во многих структурах на протяжении длительного времени сотрудниками применяются неконструктивные варианты взаимодействия с ребенком: авторитарный стиль общения, грубость, манипуляции и

др., которые «передаются» от одного поколения сотрудников следующему). Таким образом, можно отметить зависимость организационных проблем системы профилактики преступности несовершеннолетних и проблем индивидуального воздействия специалиста на несовершеннолетнего правонарушителя.

Причиной повторной преступности несовершеннолетних, по нашему мнению, в большей степени является неэффективность применения уголовных наказаний и индивидуальной профилактической работы, вызванная отсутствием конструктивного взаимодействия между специалистом и несовершеннолетним правонарушителем, что, в конечном счете, приводит к непринятию и отторжению несовершеннолетним любой работы с ним и любой информации, которая идет от специалиста.

1. Особую тревогу вызывают показатели повтор-

ной преступности несовершеннолетних. В 2005 г. этот показатель составил 16,06 %; в 2006 г. — 15,96 %; в 2007 г. - 16,98 %; в 2008 г. - 17,58 %; в 2009 г. - 18, 5 %; в 2010 г. - 19,1 %, в 2011 г. - 19,6 %, в 2012 г. -21,8 %; в 2013 г. (янв. - май) - 22,5 %. При этом показатель удельного веса лиц несовершеннолетнего возраста в общем количестве выявленных лиц снизился за эти же годы в 2 раза! В 2005 г. он составил 11,6 %, а в 2013 г. (янв. - май) - 5,4 %.

См.: Официальный сайт МВД [Электронный ресурс]. URL : http://www.mvd.ru/stats/10000231/10000447/ .

2. В данном случае обоснован подход именно наказывания, а не наказания. Наказание выносится судом, а различные структуры вместо того, чтобы достигать исправления, занимаются дальнейшим нака-зыванием.

3. М. Н. Садовникова является руководителем Фонда «ЮВЕНТА» и директором АНО «Иркутский центр медиации». Этими организациями в течение нескольких лет проводится работа, направленная на ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей, работа с их окружением и со специалистами системы профилактики.

4. АНО «Иркутский центр медиации» проводит психологическое консультирование несовершеннолетних правонарушителей.

5. В рамках данного мониторинга фокусированное групповое интервью использовалось в ходе проведения тренингов, семинаров и других мероприятий, где собирались различные целевые группы: несовершеннолетние, специалисты субъектов системы профилактики. Участие в фокусированном интервью принимали группы от пяти до девяти человек. Фокусированное групповое интервью проводилось тренерами, сотрудниками АНО «Иркутский центр медиации» на основе заранее разработанного плана дискуссии. Членам группы задавались вопросы, например, как осуществляется взаимодействие специалистов с несовершеннолетними или как ведут себя специалисты, когда возникает конфликт между несовершеннолетними и ими. В ходе проведения мониторинга было охвачено 16 фокус-групп, из них: 9 групп специалистов различных субъектов системы профилактики из различных районов Иркутской области, 4 группы несовершеннолетних и 3 группы родителей несовершеннолетних, которые сталкивались с деятельностью субъектов системы профилактики.

6. Мониторинг работы научно-практической лаборатории «Медиативный подход в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении» в рамках реализации областной целевой программы Иркутской области на 2011-2013 гг. по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Точка опоры».

Mediation and Mediation Techniques in the Professional Activities of Employees of the System for Juvenile Delinquency Prevention

© Sadovnikova M., 2013

The article examines the problems of interaction of employees of the prevention system with juvenile offenders in the process of their professional activities. It is argued the need for a constructive approach in interaction with the juvenile offender and the demand for the use of mediation skills in communicating with him. Urgency of implementation the procedure of quasimediation by an employee of the prevention system for resolving conflicts is justified.

Key words: juvenile delinquency prevention; juvenile convict; juvenile delinquency; mediation; mediation techniques, an employee of the prevention system for juvenile delinquency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.