Научная статья на тему 'Восток – Запад: геоэкономика и политика российских газовых проектов'

Восток – Запад: геоэкономика и политика российских газовых проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Сила Сибири» / «Северный поток-2» / «Ямал-СПГ» / «Арктик СПГ-2» / «Печора СПГ» / «Балтийский СПГ» / геоэкономика и политика газовых проектов / Power of Siberia / Nord Stream-2 / Yamal-LNG / Arctic LNG-2 / Pechora LNG / Baltic LNG / geoeconomics and gas projects policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Юрьевич Козьменко

В статье представлены особенности реализации крупнейших газовых проектов России «Сила Сибири» и «Северный поток» с учетом сложившейся геоэкономической и политической ситуации вокруг этих проектов. Несогласованность экономических интересов России и Китая на востоке и санкционное политическое противостояние России и США на западе существенно снижают маневренность России в сочетании морской и/или трубопроводной транспортировки природного газа в Европу и Китай. Обосновываются направления сохранения и наращивания экспортного потенциала России в газовой сфере в пределах существующего горизонта планирования до 2025 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EAST – WEST: GEOECONOMICS AND POLICY OF THE RUSSIAN GAS PROJECTS

The article presents the features of the implementation of Russia's largest gas projects “Power of Siberia” and “Nord Stream”, considering the prevailing geo-economic and political situation around these projects. The inconsistency of the economic interests of Russia and China in the east and the sanctioned political confrontation between Russia and the United States in the west significantly reduce Russia's maneuverability in combining sea and / or pipeline transportation of natural gas to Europe and China. The directions of preserving and building up Russia's export potential in the gas sector within the existing planning horizon until 2025 are substantiated.

Текст научной работы на тему «Восток – Запад: геоэкономика и политика российских газовых проектов»

Козьменко С.Ю.

ВОСТОК - ЗАПАД: ГЕОЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА РОССИЙСКИХ ГАЗОВЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация. В статье представлены особенности реализации крупнейших газовых проектов России «Сила Сибири» и «Северный поток» с учетом сложившейся геоэкономической и политической ситуации вокруг этих проектов. Несогласованность экономических интересов России и Китая на востоке и санкционное политическое противостояние России и США на западе существенно снижают маневренность России в сочетании морской и/или трубопроводной транспортировки природного газа в Европу и Китай. Обосновываются направления сохранения и наращивания экспортного потенциала России в газовой сфере в пределах существующего горизонта планирования до 2025 г.

Ключевые слова. «Сила Сибири», «Северный поток-2», «Ямал-СПГ», «Арктик СПГ-2», «Печора СПГ», «Балтийский СПГ», геоэкономика и политика газовых проектов.

Kozmenko S.Yu.

EAST - WEST: GEOECONOMICS AND POLICY OF THE RUSSIAN GAS PROJECTS

Abstract. The article presents the features of the implementation of Russia's largest gas projects "Power of Siberia" and "Nord Stream", considering the prevailing geo-economic and political situation around these projects. The inconsistency of the economic interests of Russia and China in the east and the sanctioned political confrontation between Russia and the United States in the west significantly reduce Russia's maneuverability in combining sea and / or pipeline transportation of natural gas to Europe and China. The directions of preserving and building up Russia's export potential in the gas sector within the existing planning horizon until 2025 are substantiated.

Keywords. Power of Siberia, Nord Stream-2, Yamal-LNG, Arctic LNG-2, Pechora LNG, Baltic LNG, geoeconomics and gas projects policy.

Введение

Добыча и экспорт газа играют важную роль в экономике России. В этой связи, требуют анализа особенности реализации крупнейших газовых проектов РФ с учетом сложившейся геоэкономической и политической ситуации. Именно этой проблематике посвящена авторская статья.

Экспорт газа на восточном направлении: проблемы и перспективы развития

Конец 2019 г. ознаменовался историческим событием - на востоке России введена в эксплуатацию (2 декабря) I очередь газопровода «Сила Сибири-1» (восточный маршрут) протяженностью 2156,1 км

ГРНТИ 06.61.33

DOI: 10.24411/2311-3464-2020-10001 © Козьменко С.Ю., 2020

Сергей Юрьевич Козьменко - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН (г. Апатиты Мурманской области). Контактные данные для связи с автором: 184209, г. Апатиты Мурманской обл., ул. Ферсмана, д. 24а (Russia, Apatity, Fersmana str., 24a). Тел.: +7 911 760-92-93. Е-mail: fregat22@mail.ru. Статья поступила в редакцию 15.05.2020.

от Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ) до г. Благовещенска, то есть до границы с Китаем. Этот участок ПАО «Газпром» строил с 2014 г. Стоимость участка - почти 1,1 трлн руб. Следует отметить, что цена восточного маршрута проекта «Сила Сибири» (освоение двух месторождений и строительство собственно газопровода и девяти компрессорных станций - КС) возросла с USD 60 млрд в 2014 г. до порядка USD 120 млрд.

Как известно, Китай пересмотрел свою позицию относительно инвестиций на стадии строительства магистрали и освоения месторождений в размере USD 25 млрд. То есть, Россия финансировала «Силу Сибири-1» самостоятельно. Первое время (полгода - год) проект будет работать в тестовом режиме. Объем поставки природного газа будет наращиваться постепенно по мере готовности инфраструктуры и китайской газотранспортной системы, в 2020 г. - 5 млрд м3; в 2021 г. - 10; в 2022 г. -15 с выходом на проектную мощность в 38 млрд м3 к 2025 г. К 2025 г. планируется ввести в эксплуатацию вторую (2023 г., участок от Ковыктинского ГКМ до Чаядинского НГКМ протяженностью 803,5 км с 1 КС) и третью (2022 г., расширение газотранспортных мощностей на участке от Чаяндинского НГКМ до КС Атаманская, то есть до Благовещенска, 1492 км и 7 КС).

Общая протяженность российской части восточного маршрута с девятью КС составит порядка 4500 км. Восточный маршрут «Силы Сибири» ориентирован на поставку природного газа в две северо-восточные китайские провинции Цзилинь и Ляонин, где находится крупнейший в Китае зерновой хаб. При этом следует подчеркнуть, что планируемое в 2020 г. потребление природного газа в этом регионе, расположенном вдоль границы с КНДР, с населением более 70 млн чел., составит порядка 14 млрд м3. К тому же [7], в последнем квартале 2019 г. отмечался избыток природного газа на внутреннем рынке Китая в размере 9 млрд м3.

Сам по себе факт запуска проекта после пяти лет откладываний и задержек свидетельствует о том, что китайцам удалось получить льготные условия оплаты за газ, в этом проекте Китай решает свои геоэкономические задачи, а Россия - политические. Известна только общая сумма контракта -400 млрд USD и срок - 30 лет.

Потребление природного газа в Китае за последние (2008-2018 гг.) десять лет увеличилось в 3,5 раза (с 81,9 до 283,0 млрд м3), особенно бурно потребление росло в последние годы в развитых юго-восточных и восточных районах страны, что обеспечивалось значительным, почти трехкратным, увеличением импорта СПГ (с 26,2 до 73,5 млрд м3 в пересчете на свободный газ в 2015-2018 гг.). Основными поставщиками СПГ являются Австралия (32,1 млрд м3 или 44%), Катар (12,7 млрд м3 или 17%) и Малайзия (7,9 млрд м3 или 10,7%). Участие России определяется контрактом китайской CNPC (China national petroleum corporation) и российской компании «Ямал-СПГ» в размере 3,0 млн т (порядка 4,1 млрд м3 свободного газа) в год [10].

Увеличение импорта трубопроводного газа для обеспечения северо-западных и юго-западных районов Китая не столь значительное, в 1,5 раза в 2015-2018 гг. (с 33,6 до 47,9 млрд м3). Оно обеспечивалось увеличением поставок из Туркмении (с 27,7 до 33,3 млрд м3), в этой стране Китай установил практически полный контроль над газодобычей, Казахстана (с 0,4 до 5,4 млрд м3) и Узбекистана (с 1,5 до 6,3 млрд м3) по газопроводу Туркмения - Китай («Запад - Восток»), проходящему по территории Туркмении, Узбекистана, Казахстана (всего более 1900 км) и Китая (4500 км).

Увеличение потребления природного газа более чем на 40% обеспечивалось также увеличением внутренней добычи, уровень которой в 2018 г. составил 57% от потребления или 161,5 млрд м3. А резервы для наращивания добычи у Китая есть: страна входит шестерку крупнейших игроков газового рынка по подтвержденным запасам на начало 2019 г. (6,1 трлн м3), уступая России (38,9), Ирану (31,9), Катару (24,7), Туркмении (19,5) и США - 11,9 трлн м3 [10].

Здесь следует выделить одну принципиальную особенность организации китайской экономики -это приоритетное развитие национального производства и повышение внутреннего платежеспособного спроса. Поэтому увеличение потребления природного газа и дальнейшее удовлетворение растущего спроса на газ Китай планирует удовлетворять за счет, прежде всего, наращивания собственной добычи. Это требует создания соответствующих мощностей и инфраструктуры газоснабжения страны [1, с. 49-51]. Диверсификация импорта в развитые юго-восточные и восточные регионы страны -это тоже вопрос обеспечения национальной безопасности - из 19 более или менее значимых экспортеров СПГ восемнадцать (кроме ОАЭ) являются поставщиками Китая. И в этой сфере Россия может быть одним из них, но отнюдь не главным поставщиком.

В целом Китай не проявляет особенной инициативы не по одному из трех (восточному, западному и дальневосточному) маршрутов проекта «Сила Сибири», учитывая готовность России к компромиссу и тот факт, что месторождения Сибири достаточно затратные и сложные при освоении. К тому же, инвестиции в добывающую промышленность соседней России в какой-то степени усиливают конкурента китайской экономики. Проект «Сила Сибири» ориентирована в основном на малозаселенные и сравнительно слаборазвитые северные и северо-восточные регионы Китая, активное промышленное освоение которых представляется перспективной, но весьма отдаленной задачей.

Таким образом, на данный момент Китай в российском трубопроводном газе просто не нуждается, поэтому поставки газа по проекту «Сила Сибири-1» (восточный маршрут) в полном объеме вполне безболезненно могут быть перенесены и на 2025 г., а по проектам «Сила Сибири-2» (западный маршрут) и «Сила Сибири-3» (дальневосточный маршрут) отложены вовсе. Переговоры о поставках природного газа по западному маршруту («Сила Сибири-2» - ранее магистральный газопровод МГП «Алтай») ведутся более 15 лет: еще в 2004 г. между китайской CNPC и ПАО «Газпром» было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве по этому проекту, который предусматривает поставку 30 млрд м3 природного газа ежегодно напрямую из республики Алтай в малонаселенную северо-западную провинцию Китая - Синьцзян-Уйгурский автономный округ. Примерная протяженность магистрали 6700 км, в том числе 2700 км по территории России.

В результате длительных переговоров CNPC не согласилась с российской оценкой проекта (55 млрд USD в сентябре 2015 г.). Китайцы сравнивали оценку «Силы Сибири-2» с газопроводом «Запад - Восток», и условия строительства последнего оказались более привлекательными. Стоимость строительства российских газопроводов значительно выше принятого мирового стандарта $1,5 млн/км. Именно этот факт тормозит реализация проекта «Сила Сибири-2». Кроме того, для реализации проекта надо построить еще одну нитку газопровода между малонаселенным северо-западом и промышленно развитым юго-востоком, практически через весь Китай.

В 2019 г. был рассмотрен вариант прохождения западного маршрута через Монголию, что позволит сократить протяженность маршрута на 1000 км. В марте 2020 г. ПАО «Газпром» заявило об увеличении мощности западного маршрута (Россия - Монголия - Китай) до 50 млрд м3 и начале прединвестиционной стадии, по результатам которой можно будет оценить сроки готовности «Силы Сибири-2», в любом случае это произойдет за пределами существующего горизонта планирования.

«Сила Сибири-3» (дальневосточный маршрут) предполагает поставку природного газа шельфово-го Киринского ГКМ (Сахалин - Хабаровск - Владивосток - государственная граница Китая). Протяженность газопровода немалая, но значительно меньше западного маршрута. Несмотря на более короткое плечо дальневосточного маршрута, цена природного газа будет выше, так как ресурсной базой является шельфовое месторождение. По понятным причинам Китай считает приоритетным дальневосточный маршрут (мощностью 5-10 млрд м3), а ПАО «Газпром» - западный и увеличение объема поставки по «Силе Сибири-1». Сроки введения в эксплуатацию «Силы Сибири-3» не определены, вторую очередь магистрального газопровода «Сахалин - Хабаровск - Владивосток» планируется вводить поэтапно с конца 2020 г.

Киринское ГМК (запасы по категории C1 составляют 137 млрд м3) находится под санкциями США, что делает проект «Сила Сибири-3» похожим на «Северный поток-2». Для обеспечения газотранспортного строительства морского участка магистрального газопровода и обслуживания объектов Киринского ГКМ в зону проекта было направлено КТМУС (краново-монтажное трубо-укладочное судно) «Академик Черский». «Академик Черский» - судно-трубоукладчик, оно было заложено в 2011 г. на верфи Kwong-Soon shipyard (Сингапур) и поименовано как Jascon 18 (многоцелевое вспомогательное строительное судно). Впоследствие (2015 г.) проект был куплен при финансировании Газпромбанка (порядка 1 млрд USD) для Газпром-флота, в эксплуатационном управлении которого судно находится с мая 2015 г. Судно оптимизировано для проведения подводных трубоукладочных работ для снижения рисков при строительстве морских газопроводов в условиях санкций США [6].

Экспорт газа на западном направлении: проблемы и перспективы развития

10 февраля 2020 г. судно «Академик Черский» вышло из порта Находки и направилось южным маршрутом от одного санкционного проекта «Северный поток-3» в Балтийское море для окончания мор-

ских подводных работ по другому санкционному проекту «Северный поток-2». Этот переход «Академика Черского» представляет собой отдельную морскую эпопею.

При максимальной скорости в l,5 узлов (порядка 14 км/час), при наличии сопровождения силами ВМФ России в составе большого противолодочного корабля Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов» и сторожевого корабля Балтийского флота «Ярослав Мудрый», обеспечивающих защиту судов, проходящих Суэцким каналом, от пиратов в районе Аденского залива, в конце марта «Академик Черский» резко сменил курс на Суэцкий канал и продолжил движение в сторону Европы вокруг Африки.

Такой маневр может быть оправдан двумя причинами. Первая - экономическая. В конце марта 2020 г. приостановка сделки ОПЕК+ по ограничению добычи нефти странами ОПЕК+, главным образом Саудовской Аравией, а также нарастание пандемии коронавируса привели к снижению цен на нефть и, как следствие, на судовое топливо. При резком падении цен на судовое топливо обойти Африку оказывается дешевле, чем платить за прохождение Суэцкого канала. Плата за прохождение канала судном класса «Академик Черский» с сопровождением может составлять более 2 млн USD. Еще в 201б г. Maritime Bulletin [S] подчеркивал, что при снижении цен на судовое топливо линейные контейнеровозы Азия - Восточное побережье США и Азия - Европа выигрывают на длинном плече до 235 тыс. USD за круговой рейс. А в течение года экономия на судах одного расписания может составить более 1l млн USD.

Вторая причина - политическая. Проход Суэцким каналом предполагает в дальнейшем преодоление Гибралтарского пролива, где совсем недавно по запросу США в связи с санкциями (в июле - августе 2019 г., всего на 4б дней) был задержан танкер Grace1 (Adrian Darya 1). Задержание проводилось британским спецназом в международных водах. Танкер предположительно принадлежал российской компании Russian Titan Shipping Line и доставлял иранскую нефть в Сирию в обход санкций. Это обстоятельство нельзя не учитывать и при проходе пролива Ла-Манш. Поэтому «Академик Черский» осуществлял переход в Балтийское море для проведения работ по санкционному «Северному пото-ку-2» в сопровождении кораблей Северного флота - буксира «Николай Чикер» и танкера «Академик Пашин», а также сторожевого корабля (фрегата) Балтийского флота «Ярослав Мудрый», не заходя в европейские порты, в результате, через S3 дня после выхода из Находки судно прибыло в Калининград.

Трубоукладочные работы по проекту «Северный поток-2» проводились швейцарско-нидерландской компанией Allseas, которая остановила работы в декабре 2019 г. из-за угрозы применения санкций США. На момент приостановки работ оставалось уложить 1б0 км труб. «Академик Черский» может выполнить эту работу примерно за 2 месяца, плюс планово-предупредительный осмотр и ремонт после перехода и дооснащение - еще 3-4 месяца. В общем, к концу 2020 г. проект может быть завершен.

«Северный поток-2» - аналог газопровода «Северный поток-1»; газопроводы имеют разные входы -Усть-Луга и Выборг, соответственно, и один выход - германский город Грайфсвальд. Каждый газопровод имеет по две нитки протяженностью в 1224 км и мощностью в 2l,5 млрд м3 в год. «Северный поток» является одной из веток магистрального газопровода «Ямал - Европа», в эту же ветку входит газопровод «Грязовец - Выборг» в России и два газопровода, OPAL и NEL - в Германии. Поставка газа по двум ниткам «Северного потока-1» началась в ноябре 2011 г. и апреле 2012 г., соответственно. Владельцем и оператором является компания Nord Stream AG (ПАО «Газпром» - 51%; Wintershall и E.ON Ruhrgas (обе - Германия) - по 15,5%; Gasunie (Голландия) - 9% и GDF Suez (Франция) - 9%.

Проект «Северный поток-2» начался в 2011 году. Одной из главных причин строительства явились отнюдь не политические конфликты с Украиной, а реальная изношенность украинской ГТС. С введением «Северного потока-2» появлялась возможность поставлять газ в Европу в обход Украины. Поскольку на стадии организации проекта не удалось создать совместного предприятия ПАО «Газпром» с европейскими компаниями, владельцем и оператором проекта является дочерняя компания ПАО «Газпром» - Nord Stream 2 AG. Стоимость проекта оценивалась в 9,5 млрд USD. На долю России приходится порядка 50%, остальное - на долю французской Engie (прежнее название GDF Suez), австрийской OMV, голландской Royal Dutch Shell, немецких Uniper и Wintershall, которые выступили как инвесторы.

Поскольку Nord Stream 2 AG на 100% принадлежит ПАО «Газпром», распространение на этот проект требований газовой директивы ЕС (Третий энергопакет) может привести к тому, что газопро-

вод сможет быть загружен только на 50%. Nord Stream 2 AG заключило соглашение с компанией Allseas по обеспечению морских трубоукладочных работ по проекту «Северный поток-2» в течение 2018-2019 гг. с использованием трёх трубоукладочных судов. Но 21 декабря 2019 г. США объявили о санкциях против «Северного потока-2» и «Турецкого потока», и компания Allseas прекратила работу, выведя суда из зоны проекта. На смену этим судам и пришел «Академик Черский».

Следует отметить, что ограничительные санкционные меры (санкции, как правило, предусматривают лишение доступа объекта этих санкций к американским платежным системам - это блокировка счетов, закрытие трансакций и т.д.) направлены как на инвесторов, так и на возможных покупателей продукта (т.е. природного газа) проекта «Северный поток-2». Россия, безусловно, сможет технически завершить этот проект, но какова будет эффективность «Северного потока-2» в условиях действия американских санкций и ограничений ЕС?

Строительство ветки «Северный поток-2» выполняется в традициях обеспечения доминирования российского присутствия на европейском рынке энергетических ресурсов. Следует подчеркнуть, что экономическая стабильность в сфере потребления природного газа в Европе обеспечивает привлекательность этого рынка и является залогом и гарантией выполнения странами Европы импортных контрактов в рамках существующих газовых проектов. Такая основа была заложена еще в 1970-х годах при строительстве газопровода «Союз» (введен в эксплуатацию в ноябре 1980 г. с мощностью 26 млрд м3 газа в год), который проходит по территории Казахстана (300 км), России (882 км) и Украины (1568 км). Через Украину газ поставляется в Румынию, Венгрию и Словакию, а через последнюю - в Чехию, Австрию, Германию, Францию, Швейцарию, Словению и Италию.

В те времена это был настоящий прорыв Советского Союза на Запад. Последствия этого прорыва со временем приобретали не только геополитический, но и экономический (геоэкономический) характер. Кроме того, природный газ настолько гармонично вписался в постоянную жизнедеятельность европейцев, что со временем стал неотъемлемым атрибутом национальной безопасности стран Европы. Причем сбои в газовой (и в энергетической) сфере могут привести к ощутимым социальным коллизиям.

На территории Украины газопровод «Союз» соединяется с украинской веткой газопроводов Уренгой - Помары - Ужгород и «Прогресс» («Ямбург - Западная граница СССР»), обе ветки имеют пропускную способность по 26 млрд м3 в год и протяженность 1160 км каждая. Эти газопроводы составляют основу украинской ГТС. Природный газ поступает на Украину всего по 22 магистральным газопроводам, а выходит - по пятнадцати. Пропускная способность украинской ГТС на границе с Россией составляет 288 млрд м3 в год, на границе с ЕС - 142,5 млрд м3. На ближайшие пять (2020-2024 гг.) лет отношения в газовой сфере между Россией и Украиной таковы: признав взаимные требования, страны заключили контракт на прокачку (за которую в любом случае придется заплатить) российского газа через украинскую ГТС в объеме 65 млрд м3 в 2020 г. и 40 млрд м3 в последующие четыре года.

Исходя из того, что потребление газа в Европе остается в целом стабильным и подвержено колебаниям под воздействием климатических факторов глобального потепления в среднем на уровне 1%, ожидаемое значение в 2020 г. составит 550-555 млрд м3 с ростом к 2025 г. до 590 млрд м3. Импорт российского природного газа в 2018 и 2019 гг. находился примерно на том же уровне (200 млрд м3). Структура импорта отличалась: в 2018 г. на СПГ приходилось 6,8 млрд м3, а в 2019 г. в связи с запуском всех четырех очередей проекта «Ямал-СПГ» - 18 млрд м3 [9, с. 39-40]. Соответственно, доля трубопроводного газа в 2019 г. была на уровне 180-182 млрд м3, т.е. порядка 36% от общего потребления природного газа в Европе, в том числе порядка 162 млрд м3 поставлено в страны ЕС [7, с. 39] и более 20 млрд м3 в Турцию по I нитке «Турецкого потока» и газопроводу «Голубой поток».

Для сохранения рыночной ниши российского природного газа на уровне 36-40% до 2025 г. с учетом снижения внутренней добычи в странах ЕС в среднем на 1% ежегодно, импорт российского газа следует поддерживать на уровне 200-210 млрд м3 в год, из которых 30-31 млрд м3 - в Турцию. Для достижения таких показателей могут быть использованы следующие возможности: «Северный поток-1» -55 млрд м3 (достигается пиковая мощность в 60 млрд м3 в год); газопровод «Ямал - Европа» - 33 млрд м3; поставки газа через ГТС Украины - 65 и 40 млрд м3 в 2020 и 2021-2024 гг., соответственно; 2 нитка газопровода «Турецкий поток» - 15,75 млрд м3 и СПГ, законтрактованный по проекту «Ямал-СПГ» для поставки в Европу - всего 18 млрд м3. Итого округленно 187-192 млрд м3 в 2020 г. и на уровне 152 млрд м3 в 2021-2024 гг. То есть, без «Северного потока-2» в 2020 г. вполне можно обойтись, а в последующие годы отмечается дефицит мощности до 10 млрд м3 в год.

Здесь следует подчеркнуть, что экономическая конъюнктура свободного и сжиженного природного газа определяется стоимостью транспортировки и условиями поставки газа. При этом поставки газа на расстояние до 2500 км трубопроводным транспортом представляются более предпочтительными (т.е. более дешевыми при прочих равных условиях), чем морские, а более дальние (свыше 4500 км) поставки газа в виде СПГ обходятся дешевле трубопроводных [2, с. 50-57]. Таким образом, расширение поставок СПГ в Европу, главным образом, Катаром, Алжиром, Нигерией, Россией, США и Норвегией составляют серьезную конкуренцию российскому трубопроводному газу особенно за последние пять лет. Особенно явно ценовое преимущество СПГ проявляется при поставках арктического природного газа в Европу [4, с. 554-560].

Намечается тенденция вытеснения российского трубопроводного газа из Европы. Так, если в январе 2019 г. поставки трубопроводного газа ПАО «Газпром» в Европу составили 15 млрд м3, а поставки СПГ 7,7 млрд м3, то в январе 2020 г. объемы поставок сравнялись и составили по 10 млрд м3 трубопроводного газа и СПГ. Во втором полугодии 2019 г. цена эквивалента 1000 м3 свободного газа (т.е. СПГ без стоимости регазификации) колебалась (крупнейший газовый хаб TTF, Нидерланды) в пределах 110-140 USD, в этот период ПАО «Газпром» снизило цену за 1000 м3 трубопроводного газа (на границе с ЕС) с 205 USD (цена первого полугодия 2019 г.) до 169 USD. В 2018 г. средняя цена 1000 м3 трубопроводного газа составляла 235 USD. Представляется логичным обеспечение экономического присутствия России на газовом рынке Европы средствами расширения поставок СПГ арктических месторождений природного газа [5, с. 65-73].

Показателен пример проекта «Ямал-СПГ». Этот проект мощностью 17,5 млн т СПГ в год сдан в эксплуатацию к 2019 г.: 1 линия (5,5 млн т) в ноябре 2017 г.; 2 и 3 линии (по 5,5 млн т) в августе и декабре 2018 г.; 4 линия (1,0 млн т ) - 2019 г. В проекте участвуют российская компания «Новатэк» (50,1%), французская «Total» и CNPC - по 20%, а также Китайский фонд Шелкового пути (Silk Road Fund Co Ltd.) - 9,9%. Первоначальные инвестиции оцениваются на уровне 27 млрд USD.

Проект обслуживается мощным газовым флотом, состоящим из 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc7 типоразмера «Yamalmax» средней вместимостью порядка 172 400 м3. Тендер на строительство выиграла компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co., Ltd (DSME), Сеул, Республика Корея. Средняя стоимость одного танкера-газовоза составляет порядка 340 млн USD, а всего тендера -5,5 млрд USD. Соглашение о строительстве газовозов между ООО «Ямал СПГ» и DSME допускает передачу права собственности на эти танкеры судоходным компаниям, которые будут осуществлять транспортировку СПГ на условиях долгосрочного тайм-чартерного соглашения с оператором проекта ООО «Ямал-СПГ».

В результате 15 танкеров-газовозов проекта «Ямал-СПГ» распределились между следующими судоходными компаниями: ПАО «Совкомфлот» - первый головной танкер «Кристоф де Маржери»; 6 танкеров, включая «Эдуард Толль» и «Рудольф Самойлович», - канадская компания Teekay с дочерней китайской China LNG Shipping (Holdings) Limited (China LNG); греческая компания «Dynagas Ltd» (49%) совместно (по 25,5%) с ведущими китайскими судоходными компаниями Sinotrans и China LNG Shipping - 5 танкеров, в том числе «Борис Вилькицкий», «Федор Литке», «Георгий Брусилов», «Николай Зубов» и «Борис Давыдов, а также японская компания MOL (Mitsui O.S.K. Lines Ltd) при участии China Shipping Development (крупнейшего в Китае перевозчика нефти и др. сырья) - 3 танкера, среди которых «Владимир Русанов» и «Владимир Визе».

К началу февраля 2019 г. десять поименованных танкеров-газовозов переданы заказчику, из них четыре в 2017 г., пять - в 2018 г., один - в 2019 г. Последние из десяти танкеров «Георгий Брусилов» и «Николай Зубов» переданы заказчику в ноябре и декабре 2018 г., а «Борис Давыдов» - в январе 2019 г. В 2019 г. планировалась передача заказчику оставшихся пяти танкеров, четырех: «Николай Евгенов» (04 июня), «Владимир Воронин» (09 августа), «Георгий Ушаков» (11 октября), «Яков Гак-кель» (25 ноября) - компании Teekay и одного: «Николай Урванцев»- компании MOL [3, с. 18].

Практически весь газ проекта «Ямал-СПГ» (98,1%) был законтрактован (сроком до 40 лет) еще в сентябре 2014 г. Операторами проекта являются Novatek Gas & Power (2,86 млн т), Total Gas & Power (4,0 млн т) и CNPC (3,0 млн т), а также российская компания Gazprom Marketing & Trading (3,0 млн т) и испанская Gas Natural (2,5 млн т). Основные поставки планируются в страны АТР. Кроме того, около 5% проекта «Ямал-СПГ» (0,82 млн т) зарезервировано для продажи на спотовом рынке.

В зоне Северного морского пути активно развивается еще один крупный инфраструктурный проект в сфере производства и транспортировки СПГ. Это - «Арктика СПГ-2». Планируемая мощность трех линий проекта составит 18,3 млн т в год. Ввод первой линии планируется на 2023 г., двух других -в 2023-2025 г. Для обслуживания проекта на российском АО «Дальневосточный завод «Звезда» планируется строительство 19 танкеров-газовозов усиленного ледового класса Arc7, аналогичных типоразмеру Yamalmax. Кроме того в 2013 г. ПАО «Газпром» вернулось к идее построить завод СПГ на Балтике, в Усть-Луге - «Балтийский СПГ» - на ресурсной базе Единой системы газоснабжения России, то есть, по существу, на том же арктическом природном газе. По последнем данным, первая очередь планируется к вводу в эксплуатацию в 2023 г., вторая - в 2024 г. Суммарная мощность проекта -10 млн т (14 млрд м3 свободного газа) с возможностью расширения до 15 млн т. Заключение

Таким образом, реальные возможности обеспечения поставок российского газа в Европу в перспективе, к 2025 г., имеются. Для обеспечения конкурентоспособности российского природного газа следует обеспечить маневренность трубопроводной и морской транспортировки в зависимости от складывающейся экономической конъюнктуры на европейском энергетическом рынке.

Благодарности

Работа выполнена в рамках темы № 0226-2019-0028 ИЭП «Взаимодействие глобальных, национальных и региональных факторов в экономическом развитии Севера и Арктической зоны Российской Федерации» по государственному заданию ФИЦ КНЦ РАН.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агарков С.А., Козьменко С.Ю., Ульченко М.В. Арктические коммуникации в китайских инфраструктурных проектах // Геополитика и безопасность. 2017. № 3 (39). С. 45-52.

2. Агарков С.А., Матвиишин Д.А. Влияние модернизации морской газотранспортной системы на развитие Арктического региона // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2017. № 2 (53). С. 50-57.

3. Глобальные тенденции освоения энергетических ресурсов Российской Арктики. Ч. I. Тенденции экономического развития Российской Арктики / под ред. Агаркова С.А., Богоявленского В.И., Козьменко С.Ю., Мас-лобоева В. А., Ульченко М.В. Апатиты: КнЦ РАН, 2019. 170 с.

4. Козьменко С.Ю., Маслобоев В.А., Матвиишин Д.А. Обоснование экономического преимущества морской транспортировки арктического природного газа в виде СПГ // Записки горного института. 2018. Т. 233. С. 554-560.

5. Козьменко С.Ю., Савельев А.Н., Тесля А.Б. Глобальные и региональные факторы промышленного освоения углеводородов континентального шельфа Арктики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 3 (117). С. 65-73.

6. Краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) «Академик Черский». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neftegaz.ru/tech-library/suda-neftegazovye-i-morskoe-oborudovanie-dlya-bureniya/515624-kmtus-akademik-cherskiy (дата обращения 13.05.2020).

7. «Сила Сибири» запущена: что впереди - триумф или провал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://social.ridus.ru/blog/43578090601/-Sila-Sibiri-zapuschena-chto-vperedi-triumf-ili-proval?utm_referrer= mirte-sen.ru (дата обращения 13.05.2020).

8. Судовые компании стали отказываться от Суэцкого канала, откажутся и от Северного морского пути. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://to-ros.info/?p=33990 (дата обращения 13.05.2020).

9. Щеголькова А.А. Геополитический ренессанс России на европейском газовом рынке // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 3 (123). С. 36-42.

10. BP Statistical Review of World Energy, June 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bp.com/content/dam/bp/en/corporate/pdf/energy-economics/statistical-review-2017/ bp-statistical-revi-ew-of-world-energy-2019-full-report.pdf (дата обращения 13.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.