Научная статья на тему 'Восточный папизм: сущность и предпосылки возникновения'

Восточный папизм: сущность и предпосылки возникновения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Фанар / Константинопольский Патриархат / восточный папизм / цезарепапизм / папоцезаризм / папизм / этнофилетизм / подчинение / первенство чести и первенство власти / «первый без равных» / взаимоотношения между государством и Церковью / каноническая и богословская база аргументов восточного папизма / the Fener / "Eastern Popery" / "Caesaropapism" / "Papal Caesarism" / "Popery" / "Ethnophyletism" / subjugation / primacy of honor and primacy of power / "first without equals" / relations between the state and the Church / canonical and theological argumentation base of "Eastern Popery"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маслов Алексей Анатольевич

В статье рассматривается сущность и предпосылки возникновения учения восточный папизм. С целью раскрыть сущность данного феномена он рассматривается в соотношении с пограничными ему понятиями: папоцезаризм, цезарепапизм и этнофилетизм. Специфика восточного папизма такова, что он тесно связан со всеми этими понятиями. В статье выясняется, что у восточного папизма есть своя каноническая и богословская база аргументов: он основывается на определенном толковании правил Вселенских Соборов, имеет свой авторитетный источник канонического права, его последователи выстраивают свое, особенное учение о Церкви по принципу «первый без равных», пользуясь экклезиологической формулой священномученика Игнатия Богоносца в католической интерпретации. Кроме того, в статье рассматриваются предпосылки возникновения феномена восточного папизма с исторической точки зрения и делается вывод, что это учение не является новым изобретением и не есть порождение только XX века: корни этого явления нужно искать на заре Византийской империи, когда произошло возвышение Константинополя как «града царя и Сената». В статье отмечается, что Константинополь в своих притязаниях на власть был во многом лишь подражателем римскому папизму. В заключении озвучивается позиция Русской Православной Церкви по отношению к деятельности Фанара (Константинопольского Патриархата) в современном мире, приводятся примеры этой деятельности и перечисляются поместные Церкви, которые поддержали Константинополь в его решении по украинскому расколу, а также те, которые не приняли его сторону и остались на православных позициях вместе с Русской Православной Церковью, тем самым обозначив, что мир православия раскололся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Eastern Popery": the nature of the concept and history of its formation

The paper is dedicated to describing the concepts of ";Eastern Popery" teaching and the history of its formation. In order to fully establish the nature of this phenomenon, we must review it together with similar concepts such as ";Papal Caesarism", ";Caesaropapism" and ";Ethnophyletism". By its nature, the ";Eastern Popery" is tightly connected to all these concepts. The paper postulates that the ";Eastern Popery" has its own canonical and theological argumentation base: it rationalizes its structure on the basis of a certain interpretation of the rules formulated by Ecumenical Councils, it has its own fundamental source of canonical law and it develops its own, special Church doctrine ";first without equals" using the ecclesiological statements of Ignatius the Godbearer as interpreted by the Catholic Church. The paper also reviews the background of formation of the ";Eastern Popery" as a historical concept and postulates that this concept is not new and wasn’t simply created in the XXth century, but that its roots go down to the dawn of Byzantine Empire when Constantinople rose as a "city of Caesar and Senate". The paper notes that the rulers of Constantinople in many ways merely emulated the "Roman Popery". In conclusion, the paper provides the opinion of the Russian Orthodox Church regarding the contemporary activities of the Fener (Ecumenical Patriarchy), gives the examples of such activities and lists the local churches that supported Constantinople as well as those churches that did not support it and retained their Orthodox position together with Russian Orthodox Church, thus, serving as an indicator of a schism in the Orthodox world.

Текст научной работы на тему «Восточный папизм: сущность и предпосылки возникновения»

Научная статья

УДК 271.21(560.118):271.224(100)

Для цитирования:

Маслов А.А. Восточный папизм: сущность и предпосылки возникновения // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 1 (20). С. 42-58. DOI: 10.56621/27825884_2023_20_42

Маслов Алексей Анатольевич,

студент Саратовской православной духовной семинарии, Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92 majority@mail.ru

Восточный папизм: сущность и предпосылки возникновения

А.А. МАСЛОВ

Аннотация: В статье рассматривается сущность и предпосылки возникновения учения восточный папизм. С целью раскрыть сущность данного феномена он рассматривается в соотношении с пограничными ему понятиями: папоцезаризм, цезарепапизм и этнофиле-тизм. Специфика восточного папизма такова, что он тесно связан со всеми этими понятиями. В статье выясняется, что у восточного папизма есть своя каноническая и богословская база аргументов: он основывается на определенном толковании правил Вселенских Соборов, имеет свой авторитетный источник канонического права, его последователи выстраивают свое, особенное учение о Церкви — по принципу «первый без равных», пользуясь экклезиологической формулой священномученика Игнатия Богоносца в католической интерпретации. Кроме того, в статье рассматриваются предпосылки возникновения феномена восточного папизма с исторической точки зрения и делается вывод, что это учение не является новым изобретением и не есть порождение только XX века: корни этого явления нужно искать на заре Византийской империи, когда произошло возвышение Константинополя как «града царя и Сената». В статье отмечается, что Константинополь в своих притязаниях на власть был во многом лишь подражателем римскому папизму. В заключении озвучивается позиция Русской Православной Церкви по отношению к деятельности Фанара (Константинопольского Патриархата) в современном мире, приводятся примеры этой деятельности и перечисляются поместные Церкви, которые поддержали Константи-

© Маслов А.А., 2023.

нополь в его решении по украинскому расколу, а также те, которые не приняли его сторону и остались на православных позициях вместе с Русской Православной Церковью, — тем самым обозначив, что мир православия раскололся.

Ключевые слова: Фанар, Константинопольский Патриархат, восточный папизм, цезарепапизм, папоцезаризм, папизм, этнофиле-тизм, подчинение, первенство чести и первенство власти, «первый без равных», взаимоотношения между государством и Церковью, каноническая и богословская база аргументов восточного папизма.

Для православного человека вполне привычно слышать о феномене папизма в отношении только Римско-Католической Церкви и считать, что это явление обошло стороной православие. Однако восточный папизм — это та проблема, которая сегодня прочно вошла в современную реальность, и не только вследствие событий, произошедших на Украине — предоставления Константинополем автокефалии раскольникам так называемой Православной Церкви Украины — и приведших к прекращению евхаристического общения Русской Православной Церкви с Константинополем1, но и вследствие возможных униальных процессов воссоединения Фанара и Ватикана2 и по сути отказа Константинополя от истинного христианства3.

Границы смыслового пространства восточного папизма достаточно условны: рассматриваемый нами феномен соприкасается с полем различных проблем. Поэтому сущность данного термина более полно раскрывается посредством других терминов, пограничных по смыслу и в чем-то дополняющих его: цезарепапизм (цезаропапизм), папоцезаризм (папизм) и этнофилетизм.

Понятие «цезарепапизм» раскрывает такие взаимоотношения между Церковью и властью, когда глава государства, открыто или неявно, считает себя главой еще и Церкви. Сущность же папоцезаризма, или

1 См.: Год без Константинополя. Как создание новой церкви на Украине изменило православный мир // ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass-ru.turb0pages.0rg/turb0/tass.ru/s/ obschestvo/7004386 (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана.

2 См.: В РПЦ считают, что вскоре может быть объявлена уния Фанара и Ватикана // Народная школа. [Электронный ресурс]. URL: ru-shkola-ru.turbopages.org/turbo/ru-shkola.ru/s/zhizn-po-ucheniyu/uniya-pravoslavnoj-cerkvi.html (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана.

3 См.: Александров К. Фанар начал диалог с исламом и иудаизмом, что он из себя представляет? // КОНТ. [Электронный ресурс]. URL: https://cont.ws/@bezuhoff/2134298 (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана.

папизма, наоборот, заключается в том, что глава Церкви пытается заключить в своих руках как церковную, так и светскую власть4. Этнофиле-тизм предполагает предпочтение общецерковным интересам национальных (этнических)5. Что же касается определения восточного папизма, под ним надо понимать еретическое учение о примате власти одного епископа в Православной Церкви. При этом нужно учитывать, что восточный папизм по сути — это тот же папизм, только применительно к Патриарху Константинопольскому, который наделяет себя высшей судебной и апелляционной властью по отношению ко всем поместным Церквям6.

Что касается цезарепапизма, примеров данной модели взаимоотношений государства и Церкви достаточно много, как в истории Запада, так и в истории Востока. Например, можно вспомнить, что вмешательство императоров в дела Церкви на Востоке было делом обычным: по их воле собирались Вселенские Соборы и поставлялись Патриархи (например, так было с Константинопольским Патриархом Несторием, будущим ересиархом); императоры считались помазанниками Господа, имели право посещать алтарь, ходить в нем, как архиереи, делая знамение креста с трикирием; кроме того, так же, как архиереи, могли заниматься катехизической деятельностью7. На Западе ситуация мало чем отличалась, особенно в эпоху Каролингов8: короли тоже вмешивались в дела Церкви, их статус так же был сакрализован помазанием елеем на царство; кроме того, этот статус был поддержан авторитетом памятника средневекового европейского права «Семь партид» (другое название — «Семичастник», XIII век) — так что короли вполне «законно» становились «викариями Бога» на земле9.

4 См.: Чиженко А., свящ. Битва Архистратига Михаила, или Что такое папизм? // Православная жизнь. [Электронный ресурс]. URL: https://pravlife-0rg.turb0pages.0rg/turb0/pravlife.0rg/s/ ru/content/bitva-arhistratiga-mihaila-ili-chto-takoe-papizm (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана.

5 См.: Этнофилетизм // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/etn0filetizm (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана.

6 См.: Милошевич З. Восточный папизм и попытка подчинить Сербскую Православную Церковь Фанару // REGNUM. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/p0lit/3711200.html (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана.

7 См.: Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин, 2004. С. 639.

8 См.: Сидоров А.И. Взлет и падение Каролингов // Историки эпохи Каролингов. М., 2000. С. 191-192.

9 См.: Величко А.М. Папизм на Западе и на Востоке: из истории церковно-государственных отношений времен Византийской империи // ФБ2.РФ. [Электронный ресурс]. URL: Ы^://фб2.рф/ b0ghestvennyy-lik-vizantii-63043537/read/part-2#26 (дата обращения: 15.12.2022). Загл. с экрана.

Если говорить о папоцезаризме, то на Востоке ярким примером может послужить личность Константинопольского Патриарха Николая Мистика, который в начале своего служения пытался, хотя и безуспешно, совместить власть церковную и светскую10. На Западе же ярким представителем папоцезаризма был Папа Римский Григорий VII, считавший, что вся земля должна принадлежать Церкви, а государи должны быть вассалами Рима11.

Что касается цезарепапизма в истории Русской Церкви, в данную модель взаимоотношений отчасти вписываются отношения между императором Петром I и архиепископом Феофаном Проко-повичем. Отношения же Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича на раннем этапе их развития имели черты папоцезариз-ма. Впрочем, зачастую такие характеристики довольно условны, по крайней мере в отношении папоцезаризма, потому что за спиной этого явления слишком часто проглядывает рука светской власти, и папоцезаризм на поверку оказывается цезарепапизмом12. Кроме того, как считает протоиерей Владислав Цыпин, модель взаимоотношений между государством и Церковью, которую Русь унаследовала у Византии, так называемая симфония власти и Церкви (идеальная модель взаимоотношений, которая, колеблясь то в сторону цезарепапизма, то в сторону папоцезаризма, практически никогда в истории не была воплощена в реальность в ее чистом идеале, так и оставшись проектом), в нашем государстве приняла более правильные черты, лишь изредка искажаясь деятельностью отдельных авторитарных личностей (например, царем Иоанном Грозным или Патриархом Никоном)13.

Важно понимать, что восточный папизм сегодня имеет ярко выраженный этнофилетический характер, ведь Фанар для греков — один из важных центров идентификации. Поэтому этнофилетизм Константинополя преподносится сегодня, как миссия по продвижению и сохранению единства греческой культуры, укреплению связи поколений,

10 См.: Величко А.М. Указ. соч.

11 См.: Общая история Церкви: В 2 т. Т. 1: От зарождения Церкви к Реформации: I—XV века: В 2-х кн. Кн. 2: Доктринальные вызовы Церкви: IV—XV века. М., 2017. С. 249.

12 См.: Джого Д., прот. Каким мы сегодня видим Константинопольский Патриархат? // Портал Православие.Ки. [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie-ru.turbopages.org/turbo/ pravoslavie.ru/s/142000.html (дата обращения: 15.12.2022). Загл. с экрана.

13 См.: Цыпин В., прот. Указ. соч.

причем эта деятельность по сути превращает «Вселенскую Патриархию» в «панэллинскую»14.

Таким образом, мы видим, что понятия «цезарепапизм» и «па-поцезаризм» антагонистичны, но понятие «восточный папизм» в нынешних реалиях тесно связано со всеми тремя упомянутыми терминами: Патриарх Константинопольский в этих реалиях проявляет как папистские, так и этнофилетические черты поведения; кроме того, сегодня нередко можно встретить мнение, что патриарх Фанара — личность несамостоятельная («цезарепапизм»)15.

Сущность восточного папизма прекрасно выразил его апологет — протопресвитер Георгий Цесис: «Константинопольский Патриарх... — Предстоятель Православия, видимый знак его Единства и гарант нормального функционирования института, который мы называем "Православная Церковь"»16. А вот что говорит уже сам Патриарх Варфоломей: «Православие не может существовать без Вселенской Патриархии. Если Вселенская Патриархия. покинет межправославную сцену, поместные Церкви будут как овцы без пастыря»17. По сути последователи данного учения считают, что главой Церкви является не Христос, а Константинопольский Патриарх, без которого православие существовать не может. Таким образом, все поместные Церкви с их предстоятелями становятся для Фанара пасомыми, а сам Константинополь — пастырем18. Все это вопросы не новые, они волновали Церковь еще в первом тысячелетии, и в этом учении о первенстве Константинополь является лишь хорошим учеником и последователем Рима. Как и Рим, Константинополь во главу Церкви ставит не Христа, а Патриарха, строит новую экклезиологию, нарушает каноны и разрушает Предание Церкви. Так, например, в своей речи на Архиерейском Соборе Константинопольского Патриархата 1—4 сентября 2018 года Патриарх Варфоломей сформулировал следующие тезисы:

14 См.: Цыпин В., прот. Указ. соч.

15 См.: Джого Д., прот. Указ. соч.

16 Цит. по: Максимов Г., свящ. Ересь Константинопольского папизма // Православие^^ [Электронный ресурс]. URL: https://prav0slavie-ru.turb0pages.0rg/turb0/prav0slavie.ru/s/118507. html (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана.

17 Цит. по: Милошевич З. Указ. соч.

18 См.:. Новиков А., прот. Апофеоз восточного папизма // Православная жизнь. [Электронный ресурс]. URL: https://pravlife-0rg.turb0pages.0rg/turb0/pravlife.0rg/s/ru/c0ntent/ap0fe0z-v0st0chn0g0-papizma (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана.

Маслов А.А. 147

1) для православия Вселенский Патриархат — «закваска» (то есть Патриарх обладает некой безгрешностью, хотя в истории Константинополя было немало Патриархов-еретиков — например, Патриархи Несторий и Пир19);

2) Константинопольский престол является первым престолом православия (то есть Патриарх является главой всех Церквей — по сути, это открытое выражение папизма);

3) только Константинополь обладает административной властью и простирает свою юрисдикцию на все поместные Церкви (то есть вразрез с каноническими правилами может вмешиваться в дела других Церквей)20.

Если выражаться словами апологетов восточного папизма, то все вышесказанное можно назвать учением «первый без равных», которое архиепископ Елпидофор (Ламбриниадис) сформулировал следующим образом: «Архиепископ Константинопольский, соответственно, Вселенский Патриарх — первый, и ему нет равных»21. Каноническое обоснование данному учению — в противовес традиционному «первый среди равных» — приверженцы восточного папизма пытаются найти в правилах II и IV Вселенских Соборов. Однако, по словам доктора церковного права С. В. Троицкого, первенство, данное Константинополю как «городу царя и Сената» (3-е правило II Вселенского Собора и 28-е правило IV Вселенского Собора), сегодня уже невозможно соблюсти, так как положение Константинополя изменилось в 1453 году, когда он был захвачен турками: этот город теперь не является столичным градом империи, царь погиб, а Сенат упразднен22. Положение же, которое закреплено за Константинополем в диптихах 28-м правилом IV Вселенского Собора, является не правом власти, а правом чести, что в большинстве своем так и воспринималось всегда на всем Востоке.

19 См.: Джого Д., прот. Указ. соч.

20 См.: Новиков А., прот. Указ. соч.

21 Цит. по: Милошевич З. Указ. соч.; см. также: Малер А. Американский архиепископ Элпидо-фор, или Конец иллюзий о Фанаре? // Портал Православие^и. [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie-ru.turbopages.org/turbo/pravoslavie.ru/s/121587.html (дата обращения: 11.01.2023). Загл. с экрана.

22 См.: Василик В., диак. Русские богословы о проблеме первенства в Церкви. Часть 2 // Ра-донеж.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://radonezh.ru/monitoring/russkie-bogoslovy-o-probleme-pervenstva-v-tserkvi-chast-2-diakon-vladimir-vasilik-pravoslavie-ru-21430.html (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана.

Что же касается права быть судьей и высшей апелляционной инстанцией (9-е и 17-е правила IV Вселенского Собора), такие толкователи, как Иоанн Зонара и Феодор Вальсамон, толкуя эти правила, говорят, что Константинополь поставляется судьей отнюдь не над всеми митрополитами, но только над теми, кто ему подчинен. То же самое можно сказать и о титуле «Вселенский Патриарх»: во-первых, слово «вселенский» есть и в титуле Александрийского Патриарха23 («судья вселенной»), а Антиохийский Патриарх именуется «Патриархом всего Востока»24; во-вторых, в древности «вселенский» означало «всей ойкумены», то есть имелась в виду территория сугубо эллинская25.

Отметим, что учение восточного папизма строится не только на историко-канонической базе аргументов, но и на выработанной в течение ХХ века богословско-догматической системе, главными представителями которой были Константинопольский Патриарх Ме-летий (Метаксакис) и митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). Их умозрительные игры с принципом «один — многие» строятся главным образом на толковании экклезиологической формулы священно-мученика Игнатия Богоносца: «Где епископ, там множество», причем именно в римо-католической интерпретации, где «епископ» — вселенский иерарх, а «множество» — остальные епископы. Однако, по словам архиепископа Василия (Кривошеина), такое толкование данной формулы только увеличивает противопоставление Вселенской и поместных Церквей26. Эта интерпретация не только нарушает структурную организацию Церкви, но искажает, по принципу обратной перспективы, само понятие соборности, превращая понятие «одного» в источник единства «многих» и при дальнейших манипуляциях смыслами преобразуя его в понятие «первого»27. Сущность такой «соборности» в данном учении раскрывается через служение: власть здесь позиционируется не как власть, а как ответственность

23 См.: Чиженко А., свящ. Указ. соч.

24 См.: Лебедев А.П. История Греко-Восточной церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. СПб., 2012. С. 633-634.

25 См.: Чиженко А., свящ. Указ. соч.

26 См.: Василик В., диак. Указ. соч.

27 См.: Иоанн (Зизиулас), митр. Откуда взялось учение о первенстве Фанара в православном мире // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/0technik/l0ann_Ziziulas/ kak-grecheskij-b0g0sl0v-i0ann-ziziulas-pytaetsja-0pravdat-papistskie-pretenzii-patriarha-varfol0meja/ (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана.

за паству, которая проявляется в заботе о Церкви. Собственно, это очередное заимствование из папской модели римо-католицизма, в которой примат власти обосновывается таким же образом — через ответственность, служение и заботу, в конечном итоге превращая свободу в подчинение, а диалог — в довлеющее мнение одного28.

Более того, преподобный Никодим Святогорец в своем толковании правил Вселенских Соборов недвусмысленно обличил Римско-Католическую Церковь в том, что она намеренно подогревает желание Фанара быть судьей над всеми поместными Церквями Востока с целью утвердить уже свое первенство над всеми Патриархатами, в том числе и над Константинополем, ввиду того, что Рим в древних диптихах был выше Фанара (в системе пентархии, которая сложилась до Великой схизмы, Рим был первым по чести, и по разделении Церквей Рим остался при мнении о своем первенстве)29.

Таким образом, мы выяснили, что у Фанара есть своя каноническая и богословская база аргументов в пользу восточного папизма, однако нужно понимать, что эти аргументы носят специфический характер и далеко отстоят от традиционно православной аргументации. Отличительной чертой современного богословия Константинополя является то, что он, вслед за Ватиканом, превращает свое богословие в идеологию, в которой есть место для оправдания таких социальных проектов, как экуменическая экологическая доктрина или «новая» гендерная идентификация30.

Вышеперечисленные характеристики учения восточного папизма не есть еще великое зло для самой Константинопольской кафедры и для других Патриархатов. Оно становится таковым, когда Константинополь начинает воплощать в реальность теорию «первый без равных». И действительно, такие выражения, как «матерь и родительница Церквей» и «закваска» (этнофилетизм), а также «первый престол» и «глава Православного тела» (папизм), при определенном старании можно трактовать двусмысленно. Но, когда Константинополь начинает воплощать в реальные события все свои богословские идеи первенства, в намерениях Фанара уже не возникает сомнений. Вот, например, некоторые действия Константинополя

28 См.: Иоанн (Зизиулас), митр. Указ. соч.

29 См.: Новиков А., прот. Указ. соч.

30 См.: Джого Д., прот. Указ. соч.

по отношению к Русской Православной Церкви: предоставление автокефалии неканонической ПЦУ на Украине в 2018 году31, вторжение в Эстонию и принятие в общение раскольников в 1996 году, отторжение русской епархии в Латвии в 1936 году, подчинение себе русских эмигрантских приходов в Западной Европе в 1931 году, отторжение русской епархии в Польше в 1924 году, захват русских приходов в Финляндии и Эстонии в 1923 году. А вот действия Константинополя по отношению к другим поместным Церквям: упразднение и поглощение Иерусалимской Церкви в США в 2008 году, Американского экзархата Александрийской Церкви в 1986 году, Элладской Церкви в США и Австралии в 1920-е годы32, попытка Фанара подчинить себе епархии Сербской Православной Церкви в США, Канаде и Южной Америке в 1930-е годы33.

Восточный папизм не является новым учением: он, как и римский папизм, развивался долго и поступательно, и его корни уходят далеко в эпоху Вселенских Соборов, когда закладывалась каноническая и богословская база аргументов, интерпретация которых в папистском духе привела к рождению и укреплению восточного папизма. Так, уже к XI веку дух восточного папизма был настолько явным, что Папа Лев IX в письме к Константинопольскому Патриарху Михаилу Керулларию упрекал последнего в том, что Константинополь пытается подчинить себе восточные Патриархаты, а также вменял ему присвоение себе титула «вселенский», который должен принадлежать только Риму. Желание Патриарха Михаила уравнять в правах Константинополь и Рим, чтобы Константинополь смог быть первым на Востоке, как Рим на Западе, — тоже не ново34. Эти притязания были и ранее: собственно, в их наличии Александрийская кафедра часто и обвиняла Константинополь, что, в свою очередь, вылилось в непрекращающееся соперничество между этими кафедрами на протяжении IV—V веков35.

Перечисленные события показывают, что Константинополь на протяжении всей истории православия, хотя и боролся с римскими притязаниями на власть, обличая их, сам был не чужд того же. Более

31 См.: Год без Константинополя...

32 См.: Максимов Г., свящ. Указ. соч.

33 См.: Милошевич З. Указ. соч.

34 См.: Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). Брюссель, 1964. С. 547.

35 См.: Величко А.М. Указ. соч.

того, Константинополь шел по римо-католическому пути, во многом подражая Риму: например, как Рим создал свои древние «авторитетные» источники, в которых обосновал первенство своей кафедры («Беседы Климентовы» — II век, «Встречи» — III век36, «Дар Константина» — IX век37), так и Константинополь обзавелся своим источником канонического права — сочинением под названием «Исагога» (IX век). Однако заметим, что на Востоке нашлось немало противников и обличителей восточного папизма: уже упомянутый Феодор Вальса-мон (XII век), Патриарх Иерусалимский Досифей (XVII век)38; преподобный Никодим Святогорец (XVIII—XIX век); также в их ряды можно поставить следующих церковных мыслителей и деятелей XX века: святителя Тихона (Белавина), священноисповедника Никодима (Милаша), преподобного Иустина (Поповича)39, преподобного Софрония (Сахарова)40. К слову, заметим, что многие из вышеперечисленных церковных деятелей Православной Церковью сегодня канонизированы.

Важно сказать, что притязания Фанара на власть привели современный мир православия к расколу: Константинополь и его деятельность сегодня поддерживают предстоятели Элладской, Александрийской и Кипрской Церквей41. Противниками же папистских притязаний Фанара выступают следующие Церкви: Антиохийская, Русская, Сербская, а также Православная Церковь Чешских земель и Словакии42.

36 См.: Правда Православия. М., 2015. С. 282.

37 См.: Соколов В. Занимательная история Древней Церкви. На пути к расколу // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/lstorija_Tserkvi/zanimatelnaja-istorija-drevnej-tserkvi-na-puti-k-raskolu/7_5 (дата обращения: 17.12.2022). Загл. с экрана.

38 См.: Дионисий (Шленов А.В.), игум. Первенство Константинопольского епископа в Византии и Поствизантии: канонический и богословский аспекты // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlenov/pervenstvo-konstantinopolskogo-episkopa-v-vizantii-i-postvizantii-kanonicheskij-i-bogoslovskij-aspekty/ (дата обращения: 14.12.2022). Загл. с экрана.

39 См.: Богомолов Н., свящ. Святые отцы о «восточном папизме» // Дух христианина. [Электронный ресурс]. URL: http://www.christian-spirit.ru/1405-svyatye-otcy-o-vostochnom-papizme. html (дата обращения: 14.12.2022). Загл. с экрана.

40 См.: Василик В., диак. Указ. соч.

41 См.: Александрийская Церковь сообщила в Константинополь о недовольстве экзархатом РПЦ в Африке // ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass-ru.turbopages.org/turbo/tass.ru/s/ obschestvo/13507809 (дата обращения: 14.12.2022). Загл. с экрана.

42 См.: Православный мир вместе с Русской Церковью: кто не поддержал раскол // TSARGRAD. TV [Электронный ресурс]. URL: https://tsargrad-tv.turbopages.org/turbo/tsargrad.tv/s/articles/ pravoslavnyj-mir-vmeste-s-russkoj-cerkovju-kto-ne-podderzhal-raskol_166021 (дата обращения: 14.12.2022). Загл. с экрана.

Позиция Русской Православной Церкви по отношению к деятельности Константинополя на сегодняшний день выражается в разрыве евхаристического общения с Фанаром43 и в отказе от собственной концепции «Третьего Рима»44. Позиция Русской Церкви по вопросу примата однозначна: первенство во Вселенской Православной Церкви — это первенство чести, а не власти45. Мерилом же несомненной, непогрешимой истины, по словам преподобного Викентия Лиринского, могут выступать только Священное Писание и Священное Предание Вселенской Кафолической Церкви при ограждении их от заблуждений следующими принципами: всеобщности, древности и согласия. Другими словами, надо держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все46.

Таким образом, мы выяснили, что сущность учения восточного папизма заключается в такой организации Церкви, при которой Константинопольский Патриарх, по аналогии с Римским Папой, получает власть над всеми остальными Патриархатами, для чего развивает соответствующую каноническую и догматическую базу. Мы определили, что развитие этой базы началось не в XX веке, а задолго до этого и основывается на специфическом, по большей части в духе римо-католицизма, толковании древних источников церковного права, относящихся ко временам Вселенских Соборов. Также мы можем заключить, что, несмотря на все старания Фанара, примат Константинополя на сегодняшний день поддерживают не все поместные Церкви, вследствие чего в православии происходит фактический раскол.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрийская Церковь сообщила в Константинополь о недовольстве экзархатом РПЦ в Африке // ТАСС / Информационное

43 См.: Мельников А. РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства // Независимая газета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/faith/2020-12-03/1_8031_ religi0n.html (дата обращения: 14.12.2022). Загл. с экрана.

44 См.: Филатова Е. Митрополит Иларион (Алфеев) ответил на вопрос, стремится ли РПЦ каким-то образом возглавить мировое Православие // СПЖ. [Электронный ресурс]. URL: https://spzh.news/ru/news/76495-rpc-privedite-kh0ty-0din-d0kument-gde-my-nazyvajem-m0skvu-tretyim-rim0m (дата обращения: 11.01.2023). Загл. с экрана.

45 См.: Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви // Патриархия.т / Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html (дата обращения: 14.12.2022). Загл. с экрана.

46 См.: Вселенские Соборы. Почаев, б.г. С. 156-157.

агентство. [Электронный ресурс]. URL: https://tass-ru.turbopages. org/turbo/tass.ru/s/obschestvo/13507809 (дата обращения: 14.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

2. Александров К. Фанар начал диалог с исламом и иудаизмом, что он из себя представляет? // КОНТ / Платформа для социальной журналистики. [Электронный ресурс]. URL: https://cont.ws/@ bezuhoff/2134298 (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

3. Богомолов Н., свящ. Святые отцы о «восточном папизме» //Дух христианина: газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.christian-spirit.ru/1405-svyatye-otcy-o-vostochnom-papizme.html (дата обращения: 14.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

4. В РПЦ считают, что вскоре может быть объявлена уния Фанара и Ватикана // Народная школа. [Электронный ресурс]. URL: ru-shkola-ru.turbopages.org/turbo/ru-shkola. ru/s/zhizn-po-ucheniyu/uniya-pravoslavnoj-cerkvi.html (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

5. Василик В., диак. Русские богословы о проблеме первенства в Церкви. Часть 2 // Радонеж.ру / Электронное периодическое издание. [Электронный ресурс]. URL: https://radonezh. ru/monitoring/russkie-bogoslovy-o-probleme-pervenstva-v-tserkvi-chast-2-diakon-vladimir-vasilik-pravoslavie-ru-21430.html (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

6. Величко А. М. Папизм на Западе и на Востоке: из истории церковно-государственных отношений времен Византийской империи // ФБ2.РФ: Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: Ы^://фб2. рф/boghestvennyy-lik-vizantii-63043537/read/part-2#26 (дата обращения: 15.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

7. Вселенские Соборы. Почаев: СУПЛ, б. г. 167 с.

8. Год без Константинополя. Как создание новой церкви на Украине изменило православный мир // ТАСС: Информационное агентство. [Электронный ресурс]. URL: https://tass-ru.turbopages. org/turbo/tass.ru/s/obschestvo/7004386 (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

9. Джого Д., прот. Каким мы сегодня видим Константинопольский Патриархат? // Портал ПравославиеДП [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie-ru.turbopages.org/turbo/pravoslavie.ru/s/142000. html (дата обращения: 15.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

10. Дионисий (Шленов А. В.), игум. Первенство Константинопольского епископа в Византии и Поствизантии: канонический и богословский аспекты // Азбука веры: Православная библиотека.

[Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/0technik/Di0nisij_ Shlenov/pervenstvo-konstantinopolskogo-episkopa-v-vizantii-i-postvizantii-kanonicheskij-i-bogoslovskij-aspekty/(дата обращения: 14.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

11. Иоанн (Зизиулас), митр. Откуда взялось учение о первенстве Фанара в православном мире // Азбука веры: Православная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka. ru/otechnik/loann_Ziziulas/kak-grecheskij-bogoslov-ioann-ziziulas-pytaetsja-opravdat-papistskie-pretenzii-patriarha-varfolomeja/(дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Лебедев А. П. История Греко-Восточной Церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2012. 704 с.

13. Максимов Г., свящ. Ересь Константинопольского папизма // Православие^. [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie-ru. turbopages.org/turbo/pravoslavie.ru/s/118507.html (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

14. Малер А. Американский архиепископ Элпидофор, или Конец иллюзий о Фанаре? // Портал Православие^^ [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie-ru.turbopages.org/turbo/pravoslavie. ru/s/121587.html (дата обращения: 11.01.2023). Загл. с экрана. Яз.

рус.

15. Мельников А. РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства // Независимая газета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/faith/2020-12-03/1_8031_religion.html (дата обращения: 14.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

16. Милошевич З. Восточный папизм и попытка подчинить Сербскую Православную Церковь Фанару // REGNUM: Информационное агентство. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum. ru/news/polit/3711200.html (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

17. Новиков А., прот. Апофеоз восточного папизма // Православная жизнь. [Электронный ресурс]. URL: https://pravlife-org.turbopages. org/turbo/pravlife.org/s/ru/content/apofeoz-vostochnogo-papizma (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

18. Общая история Церкви / сост., отв. ред. В. В. Симонов: В 2 т. Т. 1: От зарождения Церкви к Реформации: I-XV века: В 2-х кн. Кн. 2: Доктринальные вызовы Церкви: IV-XV века. М.: Наука, 2017. 829 с.

19. Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви // Patriarchia.ru // Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. URL: http://

Маслов А.А. I 55

www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html (дата обращения: 14.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

20. Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). Брюссель: Жизнь с Богом. 1964. 368 с.

21. Правда Православия / под ред. проф. С. В. Троицкого. М.: ФИВ, 2015. 368 с.

22. Православный мир вместе с Русской Церковью: кто не поддержал раскол // TSARGRAD.TV: Федеральное информационно-аналитическое издание. [Электронный ресурс]. URL: https://tsargrad-tv.turbopages. org/turbo/tsargrad.tv/s/articles/pravoslavnyj-mir-vmeste-s-russkoj-cerkovju-kto-ne-podderzhal-raskol_166021 (дата обращения: 14.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

23. Сидоров А. И. Взлет и падение Каролингов // Историки эпохи Ка-ролингов. М.: РОССПЭН, 2000. С. 189-212.

24. Соколов В. Занимательная история Древней Церкви. На пути к расколу // Азбука веры: Православная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/lstorija_ Tserkvi/zanimatelnaja-istorija-drevnej-tserkvi-na-puti-k-raskolu/7_5 (дата обращения: 17.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

25. Филатова Е. Митрополит Иларион (Алфеев) ответил на вопрос, стремится ли РПЦ каким-то образом возглавить мировое Православие // СПЖ (Союз православных журналистов). [Электронный ресурс]. URL: https://spzh.news/ru/news/76495-rpc-privedite-khoty-odin-dokument-gde-my-nazyvajem-moskvu-tretyim-rimom (дата обращения: 11.01.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.

26. Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин: Христианская жизнь, 2004. 703 с.

27. Чиженко А., свящ. Битва Архистратига Михаила, или Что такое папизм? // Православная жизнь. [Электронный ресурс]. URL: https://pravlife-org.turbopages.org/turbo/pravlife. org/s/ru/content/bitva-arhistratiga-mihaila-ili-chto-takoe-papizm (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

28. Этнофилетизм // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/etnofiletizm (дата обращения: 13.12.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

Статья поступила в редакцию 19.12.2022, одобрена после рецензирования 30.12.2022, принята к публикации 22.02.2023.

Article

UDC 271.21(560.118):271.224(100)

For citation:

Maslov A. «Vostochnyy papizm»: sushchnost' i predposylki vozniknoveniya. ["Eastern Popery": the nature of the concept and history of its formation] // Trudy Saratovskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii. [Proceedings of the Saratov Orthodox Theological Seminary]. 2023. No 1 (20). pp. 42-58. DOI: 10.56621/27825884_2023_20_42

Alexei Maslov,

Student,

Saratov Orthodox Theological Seminary, 92 Michurina str., Saratov, 410028, Russian Federation majority@mail.ru

"Eastern Popery": the nature of the concept and history of its formation

A. MASLOV

Abstract: The paper is dedicated to describing the concepts of "Eastern Popery" teaching and the history of its formation. In order to fully establish the nature of this phenomenon, we must review it together with similar concepts such as "Papal Caesarism", "Caesaropapism" and "Ethnophyletism". By its nature, the "Eastern Popery" is tightly connected to all these concepts. The paper postulates that the "Eastern Popery" has its own canonical and theological argumentation base: it rationalizes its structure on the basis of a certain interpretation of the rules formulated by Ecumenical Councils, it has its own fundamental source of canonical law and it develops its own, special Church doctrine — "first without equals" — using the ecclesiological statements of Ignatius the God-bearer as interpreted by the Catholic Church. The paper also reviews the background of formation of the "Eastern Popery" as a historical concept and postulates that this concept is not new and wasn't simply created in the XXth century, but that its roots go down to the dawn of Byzantine Empire when Constantinople rose as a "city of Caesar and Senate". The paper notes that the rulers of Constantinople in many ways merely emulated the "Roman Popery". In conclusion, the paper provides the opinion of the Russian Orthodox Church regarding the contemporary activities of the Fener (Ecumenical Patriarchy), gives the examples of such activities and lists the local churches that supported Constantinople as well as those churches that did not support it and retained their Orthodox position together with Russian Orthodox Church, thus, serving as an indicator of a schism in the Orthodox world.

MacAOB A. A. I 57

Keywords: the Fener; "Eastern Popery", "Caesaropapism", "Papal Caesarism", "Popery", "Ethnophyletism", subjugation, primacy of honor and primacy of power, "first without equals", relations between the state and the Church, canonical and theological argumentation base of "Eastern Popery".

REFERENCES

1. "Vselenskiye sobory" [Ecumenical Councils]. Pochaev. (in Russian).

2. Dionysius (Shlenov). "Pervenstvo Konstantinopol'skogo yepiskopa v Vizantii i Postvizantii: kanonicheskiy i bogoslovskiy aspekty" [Primacy of the Bishop of Constantinople in Byzantium and Post-Byzantium: Canonical and Theological Aspects]. Available at: ttps://azbyka. ru/otechnik/Dionisij_Shlenov/pervenstvo-konstantinopolskogo-episkopa-v-vizantii-i-postvizantii-kanonicheskij-i-bogoslovskij-aspekty/ (12/14/2022). (in Russian).

3. Jogo D. "Kakim my segodnya vidim Konstantinopol'skiy Patriarkhat?" [How do we see the Patriarchate of Constantinople today?]. Available at: https://pravoslavie-ru.turbopages.org/turbo/pravoslavie.ru/s/l42000. html (12/15/2022). (in Russian).

4. John (Zizioulas). "Otkuda vzyalos' ucheniye o pervenstve Fanara v pravoslavnom mire" [Where did the doctrine of the Phanar's primacy in the Orthodox world come from?]. Available at: https://azbyka.ru/ otechnik/loann_Ziziulas/kak-grecheskij-bogoslov-ioann-ziziulas-pytaetsja-opravdat-papistskie-pretenzii-patriarha-varfolomeja/ (12/13/2022). (in Russian).

5. Lebedev A.P. (2012) "Istoriya Greko-Vostochnoy tserkvi pod vlast'yu turok: Ot padeniya Konstantinopolya (v 1453 g.) do nastoyashchego vremeni" [A History of the Greco-Eastern Church Under the Rule of the Turks: From the Fall of Constantinople (in 1453) to the Present]. St. Petersburg. (in Russian).

6. Mahler A. "Amerikanskiy arkhiyepiskop Elpidofor, ili Konets illyuziy o Fanare?" [American Archbishop Elpidophoros, or the End of Phanar Illusions?]. Available at: https://pravoslavie-ru.turbopages.org/turbo/ pravoslavie.ru/s/121587.html (01/11/2023). (in Russian).

7. Maksimov G. "Yeres' Konstantinopol'skogo papizma" [Heresy of Constantinople papism]. Available at: https://pravoslavie-ru.turbopages. org/turbo/pravoslavie.ru/s/118507.html (12/13/2022). (in Russian).

8. Posnov M.E. (1964) "Istoriya Khristianskoy Tserkvi (do razdeleniya Tserkvey — 1054 g.)" [History of the Christian Church (before the division of the Churches — 1054)]. Brussels. (in Russian).

9. Sidorov A.I. (2000) "Vzlet i padeniye Karolingov" [The Rise and Fall of the Carolingians] // "Istoriki epokhi Karolingov" [Historians of the Carolingian Era]. pp. 189—212. Moscow. (in Russian).

10. Simonov V.V. (ed.) (2017) "Obshchaya istoriya Tserkvi" [General History of the Church]. In 2 vol. Vol. 1: "Ot zarozhdeniya Tserkvi k Reformatsii: I—XV veka" [From the birth of the Church to the Reformation: I—XV centuries]: In 2 books. Book. 2: "Doktrinal'nyye vyzovy Tserkvi: IV— XV veka" [Doctrinal Challenges to the Church: 4th— 15th Centuries]. Moscow. (in Russian).

11. Sokolov V. "Zanimatel'naya istoriya Drevney Tserkvi. Na puti k raskolu" [An interesting history of the Ancient Church. On the way to a split]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ zanimatelnaja-istorija-drevnej-tserkvi-na-puti-k-raskolu/7_5 (17/12/2022). (in Russian).

12. Troitsky S.V. (ed.) (2015) "Pravda Pravoslaviya" [The Truth of Orthodoxy]. Moscow. (in Russian).

13. Tsypin V (2004) "Kurs tserkovnogo prava" [Church law course]. Klin. (in Russian).

14. Vasilik V. "Russkiye bogoslovy o probleme pervenstva v Tserkvi. Chast' 2" [Russian theologians on the problem of primacy in the Church. Part 2]. Available at: https://radonezh.ru/monitoring/russkie-bogoslovy-o-probleme-pervenstva-v-tserkvi-chast-2-diakon-vladimir-vasilik-pravoslavie-ru-21430.html (13/12/2022). (in Russian).

15. Velichko A.M. "Papizm na Zapade i na Vostoke: iz istorii tserkovno-gosudarstvennykh otnosheniy vremen Vizantiyskoy imperii" [Papism in the West and in the East: From the History of Church-State Relations in the Times of the Byzantine Empire]. Available at: https://fb2.rf/ boghestvennyy-lik-vizantii-63043537/read/part-2#26 (12/15/2022). (in Russian).

The article was submitted 19.12.2022, approved after reviewing 30.12.2022, accepted for publication 22.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.