УДК 339.9.012
ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО - ФОРМАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА С ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИМИ СТРАНАМИ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Н. В. Цвятков
EASTERN PARTNERSHIP - INTERACTION FORMAT OF THE EUROPEAN UNION WITH EASTERN EUROPEAN COUNTRIES: EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA
N. V. Tsvyatkov
Аннотация. Актуальность и цели. Проект регионального сотрудничества Европейского союза со странами Восточной Европы и Южного Кавказа, известный как «Восточное партнерство», берет свое начало в 2008 г. Инициатором реализации данного проекта сотрудничества выступила Польша, претендуя на ведущую роль не только в реализации данного проекта, но и в делах ЕС на всем восточноевропейском направлении внешнеполитической деятельности. Материалы и методы. В данной работе применены несколько методов: историко-описательный, анализ и синтез имеющихся данных, сравнительный метод между декларациями и фактами. Результаты. Главной идеей Восточного партнерства станет создание формата взаимодействия ЕС с такими странами, как Белоруссия, Украина, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия, для содействия их сближения между собой на пути европейской интеграции. Такая необходимость возникла в 2008 г. после вхождения Румынии и Болгарии в состав ЕС и возникшего вопроса европейских перспектив для вышеобозначен-ных стран. Выводы. Внутри ЕС все острее ведутся споры о необходимости дальнейшего расширения и возникновении угрозы внутренних расколов. Таким образом, европейские чиновники опасались формирования группировок государств внутри ЕС, что могло привести к блокированию интеграционных процессов на различных уровнях.
Ключевые слова: Восточное партнерство, политические и социальные реформы, политическая и экономическая нестабильность.
Abstract. Background. The project of regional cooperation of the European Union with the countries of Eastern Europe and South Caucasus, known as the «Eastern Partnership» has its origins in 2008. The initiator of this project cooperation has acted Poland, claiming a leading role not only in this project, but also in EU affairs in the whole Eastern European direction of foreign policy. Materials and methods. In this paper we used several methods: historical and descriptive methods, analysis and synthesis of the available data, the comparative method between declarations and facts. Results. The main idea of the Eastern Partnership is to create the format of EU cooperation with countries such as Belarus, Ukraine, Moldova, Azerbaijan, Armenia, Georgia to promote their convergence between them in the way of European integration. This need arose in 2008 following the accession of Romania and Bulgaria into the EU and emerging issue for the European prospects of the countries identified above. Conclusions. Within the EU, all the sharper debate about the need for its further development and a threat to internal splits. Thus, European officials feared the formation of groups within the EU that could lead to a blockage of the integration processes at different levels.
Key words: Eastern partnership, political and social reforms, political and economic instability.
Необходимость создания проекта «Восточное партнерство» возникла для формирования на границе Европейского союза пояса государств, стабильных в политическом и экономическом плане. Происходящее в странах Восточной Европы и Южного Кавказа влияет на Европейский Союз. Последовательные расширения ЕС приблизили эти страны к ЕС, и их безопасность, стабильность и процветание все больше влияют на ЕС. Все эти страны, в разной степени осуществляющие политические, социальные и экономические реформы, заявили о своем желании приблизиться к ЕС. Однако влияние польского фактора наложит своеобразный отпечаток на данный формат: от политических процессов до информационного освещения в местных СМИ.
Европейская комиссия выдвинула конкретные идеи для укрепления наших отношений с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. Это будет означать новые соглашения об ассоциации, включая Соглашение об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле с теми странами, которые готовы и способны к более глубокому взаимодействию и постепенной интеграции в экономику ЕС. Это также позволило бы легче путешествовать по странам ЕС через постепенную либерализацию визового режима, сопровождаемую мерами по борьбе с незаконной иммиграцией.
Партнерство также будет способствовать демократии и надлежащему управлению, укреплению энергетической безопасности, содействию в реформировании сектора охраны окружающей среды, поощрять контакты между людьми, будет содействовать поддержке экономического и социального развития и предложит дополнительное финансирование для проектов по снижению социально-экономических диспропорций и повышению стабильности [1].
Европейский союз к 2008 г. дошел до определенного предела своего возможного расширения на востоке Европейского континента. Дальнейшее расширение грозило разбалансировать всю систему европейских договоров и создать центрические союзы внутри самого Европейского союза. Среди европейских чиновников и лидеров ведущих европейских экономик сформировалось понимание, что для тех стран, которые в силу исторических обстоятельств не могут войти в состав Европейского союза, должен быть разработан специальный механизм эффективного взаимодействия. Это является необходимым прежде всего для самих стран-членов Европейского Союза, так как становится очевидным, что последовательное расширение границ и включение новых стран в единую европейскую политическую, экономическую и военную систему поставило ЕС перед лицом новых вызовов. Экономически нестабильные и политически неустойчивые по сравнению со странами развитой демократии восточно-европейские государства являют собой слабо предсказуемых партнеров. Это в конечном счете вынудило европейских чиновников искать пути вмешательства во внутренние дела стран, включенных в программу «Восточного партнерства». Исходя из успешного опыта Пакта стабильности в юго-восточной Европе (ПСЮВЕ) в 2000-е гг., сыгравшего свою роль в преодолении балканской раздробленности и способствовавшего интеграции балканских стран в глобальный европейский проект, для восточноевропейских стран был разработан проект «Восточное партнерство». Основным же инструментом по взаимодействию с официальным Кишиневом является Представительство ЕС в Молдове [2].
Согласно официальным документам, основными направлениями взаимодействия Европейского Союза и Республики Молдова являются переговоры по Договору об Ассоциации с ЕС, переговоры по созданию Зоны углубленной и всеобъемлющей свободной торговли, участие в проекте «Восточное партнерство» и т.д.
Целями данного взаимодействия являются укрепление демократии, верховенства закона, уважения прав человека, экономических реформ и улучшение условий жизни населения. Кроме того, ЕС поддерживает усилия Республики Молдова в поиске долгосрочного решения приднестровской проблемы. Другие приоритеты в отношениях ЕС с Молдовой включают укрепление государственных институтов, реформирование судебной системы, улучшение делового климата, обеспечение уважения свободы слова и СМИ, здравоохранение и социальные улучшения и сотрудничества по таким вопросам, как управление границ, миграции и борьбе с торговлей людьми, организованной преступностью, коррупцией и отмыванием денег [3].
Однако обилие программ по содействию Республике Молдова в преодолении внутренних проблем отнюдь не сняло вопросы по обеспечению безопасности своих границ и существованию эффективной социально-политической системы в данном государстве. Ожидаемой стабильности такая политика не принесла. Это в свою очередь обусловлено целым рядом факторов.
Прежде всего, европейские чиновники в качестве партнеров в восточно-европейских странах выбрали те политические силы внутри страны, в риторике которых присутствовала антироссийская тематика. И хотя сами представители ЕС редко позволяют себе резкие суждения в отношении Российской Федерации, финансовая и медийная поддержка сил, настроенных против влияния России в постсоветских странах, способствует формированию у «Восточного партнерства» образа антироссийской политики [4]. В вопросах безопасности, которые являются одним из наиболее важных приоритетов правительства Республики Молдова в вопросах европейской интеграции, зачастую предпринимаются действия, способствующие росту напряженности, нежели созданию условий для мирного разрешения существующих противоречий [5]. На примере Республики Молдова это можно продемонстрировать в случае с установлением миграционных постов на берегу Днестра [6].
Следующим важным фактором, тормозящим эффективность программы, является почти полное отсутствие прямых иностранных инвестиций со стороны ведущих европейских экономик [7, с. 236], что в итоге приводит к нехарактерным структурным изменениям молдавской экономики в области производства и экспорта товаров [8]. Данный показатель особенно важен для понимания того, насколько серьезны намерения европейских чиновников и управленцев по отношению к их партнерам на Востоке. Приток инвестиций, как известно, возможен при наличии понятных законодательных механизмов в области обеспечения прав собственности, разрешения споров, налогообложения и т.д. Однако отсутствие внятной постановки данных задач с определенными сроками и ожидаемыми результатами не способствует формированию эффективного практического взаимодействия между ЕС и Республикой Молдова.
Немаловажным фактором низкой эффективности «Восточного партнерства» является использование абстрактной риторики и дипломатических формулировок, которые зачастую бессодержательны и непонятны основной
массе населения. Это приводит к тому, что после всплеска общественного интереса к пресловутым «европейским ценностям» и повышения ожиданий от процесса европейской интеграции наступает общее разочарование от неоправданных ожиданий и радикализация общественных настроений. В Республике Молдова за текущими общественными настроениями можно проследить по «Барометру общественного мнения», который проводится, как правило, 2 раза в год, и на сегодняшний день является самым авторитетным измерителем общественного мнения в Республике Молдова [9].
Что касается положения дел в самой Республике Молдова по отношению к «Восточному партнерству», то ситуация с течением времени становится, скорее, более напряженной, нежели приводящей к разрешению существующих противоречий, несмотря на оптимистичные заявления представителей молдавских властей. Вот, например, что говорит в своем интервью советник премьер-министра, известный в молдавской неправительственной сфере экономический эксперт Валериу Прохницки: «В основе стратегических решений в области экономики должны лежать в первую очередь национальные интересы страны. Один из ключевых приоритетов Молдовы в среднесрочной перспективе - это экономическое развитие и модернизация, которые позволят нам выйти из порочного круга бедности, обеспечат реинтеграцию страны и откроют возможность выгодного участия Молдовы в глобальных потоках капиталов, идей и технологий. Среди приоритетов развития, которые призван обеспечить режим свободной торговли с ЕС, можно выделить три основных кластера:
- диверсификация экспорта и обеспечение наиболее выгодных условий торговли со всеми торговыми партнерами;
- глобальные и устойчивые инвестиции в технологическую модернизацию страны;
- создание прочного институционального фундамента экономической деятельности: обеспечение свободной конкуренции и защиты прав частной собственности, создание функциональной системы правосудия, которая будет в состоянии обеспечить выполнение контрактных обязательств.
Европейский выбор Молдовы подкреплен соответствующими расчетами и является оптимальным способом достижения задач развития страны в долгосрочной перспективе» [10].
Тем не менее заверения советника не подкреплены реальными экономическими показателями. По утверждениям целого ряда известных молдавских экономических экспертов, продвижение европейской интеграции в Республике Молдова носит скорее имитационный характер, что отрицательно сказывается как на перспективах экономического развития, так и в целом на успешности заявленных демократических преобразований: «Несмотря на использование торговых преференций, доля стран ЕС в молдавском экспорте сократилась с 52,0 % в 2009 г. до 46,9 % в 2012 г. Одновременно удельный вес импорта из стран ЕС в Молдову несколько увеличился - с 43,3 % до 44,5 %. Тенденция уменьшения доли стран ЕС в молдавском экспорте объясняется не только экономической рецессией на западных рынках. Немаловажную роль здесь играют недостаточная конкурентоспособность молдавских товаров, а также нетарифные барьеры в торговле со странами ЕС (европейские стандарты качества, санитарные и иные нормы). Поэтому при постоянном увели-
чении ряда выделенных квот не все квоты могут использоваться и используются молдавскими экспортерами полностью» [11]. Такая ситуация явно не способствует притоку иностранных, в первую очередь европейских инвестиций, а ведь «инвестиционные потребности национальной экономики огромны. Так, более $4 млрд необходимы для восстановления и строительства автомобильных дорог, более $2 млрд - для модернизации энергетического сектора. Потребность в инвестициях только двух секторов экономики (энергетического и транспортного) в 3 раза больше, чем доходы годового государственного бюджета страны» [11].
Со своей стороны, молдавские власти осознают, что решение существующих проблем по европейским рекомендациям сталкивается с серьезными барьерами, такими как: слабость государственных институтов власти, противоречивость законодательных норм и коррумпированность целых отраслей государственного управления. Премьер-министр Юрий Лянкэ утверждает: «Судьи должны понимать, что, получив личную выгоду от заведомо неправильного решения, они могут потерять должность. На мой взгляд, этого недостаточно. Они должны понимать, что при принятии решений, идущих вразрез с существующими законами, они могут лишиться не только должности, но и свободы. Важно, чтобы люди поняли, что этим может закончиться». По его мнению, «каждому высокопоставленному чиновнику, политику нужно подавать личный пример. Не нарушать законы и даже правила дорожного движения. Чем больше таких примеров, тем больше люди будут верить, что вне зависимости от твоего статуса, если ты нарушил закон, ты будешь наказан. В целом у нас большая проблема. Если перефразировать Достоевского, у нас есть преступления, но нет наказания. Это большая проблема» [12].
В данной фразе присутствует понимание существующего положения. Ключевые посты, которые призваны продвигать транспарентность и непредвзятость функционирования государственных институтов, занимают люди, не привыкшие к гражданскому контролю и позволяющие себе противоправные действия, используя свое служебное положение: «Мы не первая и не последняя страна, которая занимается реформированием правовой системы. Через это проходили страны Балтии, Румыния, Болгария. Нам нужно принимать существующие модели и привлекать инструменты, которые доказали жизнеспособность в этих странах. В конечном итоге смысл европейской интеграции - в реформировании внутренних институтов с целью обеспечения их независимости, функциональности, профессионализма. Они должны служить не сами себе, а людям» [12].
На фоне приведенных цифр становится очевидным, что процесс европейской интеграции посредством «Восточного партнерства» является растянутым на неограниченно долгое время, что демонстрирует намерение европейских чиновников держать постсоветские страны, к числу которых относится и Республика Молдова, в определенных рамках, не предусматривающих непосредственное вхождение в состав Европейского союза. «Восточное партнерство» в том виде, каким оно было, закончилось. Оно закончилось с таким, очень сложным результатом. С одной стороны, часть стран полностью переориентировались на Евросоюз. Правда, пока не очень понятно, к чему это приведет, но, тем не менее Украина, Молдова и Грузия - это теперь одна категория стран. Армения, Азербайджан и Белоруссия - это совершенно дру-
гая категория стран, которых пытаться подверстать в ту же программу бесполезно. Это поняли в Евросоюзе, и теперь в отношении них, думаем, будет проводиться отдельная и достаточно гибкая политика, конечно, по привлечению и по мягкому недопущению углубления евразийской интеграции» [13]. Расхождение между декларируемыми целями и реальными целями политики Европейского Союза в данном регионе создает предпосылки для эффективного продвижения конкурирующего проекта Евразийского союза в данном регионе Восточной Европы.
Ведь значение приднестровского региона для России сложно переоценить - военный контроль территории Республики Молдова, Румынии, Украины, Болгарии и Венгрии; геополитический выход на Балканы; удержание Республики Молдова в сфере своего влияния. Тем не менее Россия заинтересована в конечном итоге в том, чтобы Республика Молдова оставалась целостным, суверенным государством, так как партнерские отношения с сопредельными государствами благоприятно отражаются на российском внешнеполитическом имидже, а также определяют потенциал России влиять на положение дел в других странах. В свою очередь для Республики Молдова прошедший 30-летний период показал, что недооценка или игнорирование интересов России отрицательно сказываются на положении дел внутри страны. Исторические реалии сложились таким образом, что и после развала Советского союза Республика Молдова по-прежнему в высокой степени зависима экономически, энергетически, информационно. Политические настроения в Москве получают свое отражение в Кишиневе.
Сложность современного этапа взаимодействия состоит в том, что полученный опыт работы натолкнулся на смену поколений и накопление взаимных претензий и упреков. С одной стороны, жители Республики Молдова недовольны поверхностной поддержкой международных структур преобразований в стране, которые так и не привели к присоединению к Европейскому союзу по примеру прибалтийских стран, Румынии, Болгарии. С другой стороны, европейские и другие международные представители все чаще высказывают свои претензии к слабой политической воле молдавских деятелей и низкой активности молдавских граждан.
Список литературы
1. European Union External Action. - URL: http://eeas.europa.eu/eastern/index_en.htm
2. Delegation of the European Union to Moldova - official page. - URL: http://www.delmda.ec.europa.eu/_index/_en.shtml
3. Взаимоотношения ЕС-Молдова: основные факторы. - URL: http://eeas.europa.eu/ delegations/moldova/eu_moldova/index_mo. htm
4. Buletin informativ al Delegatiei Uniunii Europene in Republica Moldova. - URL: http://eeas.europa.eu/delegations/moldova/press_corner/eu_co_operation_news/index _mo.htm
5. Program de activitate al Guvernului RM Integrare Europeanä: Libertate, Democratie, Bunästare 2011-2014. - URL: http://www.mfa.gov.md/data/7203/file_487178_0.pdf
6. Россию настораживают пункты миграционного контроля, установленные Молдавией на Днестре. - URL: http://www.itar-tass.com/c1/797757.html
7. Пойсик, М. 2009-2012 годы - испытание реформами (статьи и очерки) / М. Пой-сик. - Кишинев, 2012. - 236 с.
8. Молдова закупает продовольствия на треть больше, чем продает. - URL: http://www.noi.md/ru/news_id/27201
9. Барометр общественного мнения. - URL: http://www.ipp.md/lib.php7l = ro&idc = 156
10. «Евроинтеграция для модернизации», советник премьер-министра РМ по экономическим вопросам Валериу Прохницки о преимуществах сближения с Евросоюзом. - URL: http://www.kommersant.md/node/19393
11. Горелова, Е. Вектор счастья / Е. Горелова. - URL: http://www.kommersant.md/ node/17788
12. Интервью премьер-министра Ю. Лянкэ. - URL: http://www.kommersant.md/ node/19748
13. Лукьянов, Ф. Берлин жертвует отношениями с Россией ради лидерства в Европе. 2015 / Ф. Лукьянов. - URL: https://eadaily.com/news/2015/10/18/berlin-zhertvuyut - otnosheniyami - s - rossiey - radi - liderstva - v - evrope - intervyu-fedora-lukyanova
Цвятков Николай Васильевич старший научный сотрудник, доктор политологических наук, Академия наук Молдовы, Институт юридических и политических исследований (Кишинев) E-mail: [email protected]
Tsvyatkov Nikolay Vasil'evich senior researcher, doctor of political sciences, Academy of Sciences of Moldova, Institute of Judicial and Political Research (Kishinev)
УДК 339.9.012 Цвятков, Н. В.
Восточное партнерство - формат взаимодействия Европейского союза с восточноевропейскими странами: опыт Республики Молдова / Н. В. Цвятков // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. -№ 4 (16). - С. 104-110.