Научная статья на тему 'Восточное партнерство Евросоюза со странами СНГ и интересы России'

Восточное партнерство Евросоюза со странами СНГ и интересы России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1292
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / СНГ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА (ЕПС) / «ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО» (ВП) / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / EU / CIS / EUROPEAN NEIGHBORHOOD POLICY / EASTERN PARTNERSHIP / POST-SOVIET AREA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Косикова Лидия Серафимовна

Программа ЕС «Восточное партнерство» распространяется на Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Молдову и Украину. Это одно из ключевых направлений внешней политики Евросоюза. В статье рассмотрены цели и содержание данной программы сотрудничества; механизмы ее реализации на двустороннем и многостороннем уровнях; экономические проекты ЕС c партнерами в СНГ, а также определенные противоречия с интересами России на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The EU Eastern Partnership with the CIS Countries and Russia's Interests

The European Union's Eastern Partnership program covers six post-Soviet countries: Azerbaijan, Armenia, Belarus, Georgia, Moldova, and Ukraine. This is one of the key aspects of the EU's foreign policy. The article addresses the program's objectives and contents, mechanisms for implementing it on bilateral and multilateral levels, projects for economic cooperation between the EU and the CIS-countries, as well as certain points where it conflicts with Russia's interests in the post-Soviet area.

Текст научной работы на тему «Восточное партнерство Евросоюза со странами СНГ и интересы России»

ПРОБЛЕМЫ СНГ

Л.С. Косикова

ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО ЕВРОСОЮЗА СО СТРАНАМИ СНГ И ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

Косикова Лидия Серафимовна - кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Центра проблем глобализации российской экономики Института экономики РАН.

Особая контактная зона между Россией и ЕС

После двух расширений на восток в 2004 и в 2007 гг. Евросоюз непосредственно приблизился к границам постсоветского пространства. Произошла своеобразная «стыковка» мощного регионального блока (ЕС—27), где проживают почти полмиллиарда человек, с регионом СНГ. Европейское «ближнее зарубежье» России превратилось в особую контактную зону между РФ и ЕС. С этого времени Евросоюз начал проводить более активную политику на постсоветском пространстве, считая его зоной своих жизненно важных интересов. Объектами европейской политики соседства (ЕПС) стали шесть стран СНГ: Украина, Молдова, Беларусь (условно), Армения, Грузия и Азербайджан (5). Главное содержание ЕПС - целенаправленное формирование «кольца друзей», «европеизация» соседей на основе распространения общеевропейских ценностей, стимулирование в этих странах политических и экономических реформ, отвечающих потребностям европейского бизнеса (см. подробнее: 6, с. 124-140; 7, с. 152-174).

За период 2005-2008 гг. ЕПС переросла из стратегии добрососедства в универсальную стратегию освоения ресурсов СНГ и установления контроля над этим регионом, совместными усилиями Евросоюза, блока НАТО и США (см. подробнее: 8, с. 7-33, 127-130). Дело дошло и до территориальных притязаний. Вступившая в 2007 г. в Евросоюз Румыния, устами своего Президента Т. Бэсеску официально заявила, что сделает все зависящее, чтобы «вернуть в Европу молдаван», присоединив Молдову к Румынии1. Выступая в

1. Независимая газета, 02.02.2007.

Брюсселе, Т. Бэсеску прямо предложил Кишиневу объединиться в рамках Евросоюза, заявив следующее: «Румыния все еще остается разделенной на две страны, однако румыно-молдавское объединение произойдет внутри Европейского союза и никак иначе»2.

ЕС постоянно стремится к тому, чтобы придать отношениям с восточными «соседями» институциональные формы межгосударственных союзов. Это дает основание многим политологам утверждать, что ЕС вместе с НАТО пытается создать на границах с Россией «буферную зону», примерно совпадающую по очертаниям с «Балто-Черноморско-Каспийской дугой».

Фактор «нового соседства» оказывает все большее влияние на два главных направления внешней политики и внешнеэкономических связей нашей страны, а именно - на отношения России с ЕС и со странами СНГ (9; 2, с. 4-20).

От соседства - к партнерству

В конце 2008 г. Европейский союз предпринял усилия активизировать европейскую политику соседства по отношению к странам СНГ. Результатом критического анализа начального этапа реализации ЕПС (2005-2008) стало появление новой интеграционной инициативы многостороннего сотрудничества под названием «Восточное партнерство» (13; 1; 12). Эта программа (далее по тексту. - ВП) стала еще одним из региональных измерений политики ЕС3. В ней участвуют все страны - члены Евросоюза (ЕС-27) и шесть постсоветских государств, ранее охваченных действием ЕПС: Украина, Молдова, Беларусь, Армения, Азербайджан и Грузия.

С началом реализации программы в терминологии ЕС появились изменения: отныне все государства, на которые распространяется действие ВП, принято называть «восточными партнерами» ЕС (вместо прежней классификации - «восточно-европейские и южно-кавказские соседи ЕС»). Инициатива «Восточное партнерство» не предусматривает для участников со стороны СНГ перспективы получения полноправного членства в ЕС, но и не исключает ее категорически. Учредительный саммит «Восточного партнерства» состоялся в Праге (Чехия), 7-8 мая 2009 г.4 Второй саммит прошел в Варшаве,

2. Независимая газета, 02.02.2007.

3. Как известно, Евросоюз в своей внешней и внешнеэкономической политике выделяет несколько региональных направлений, на которых реализует крупные проекты многостороннего сотрудничества, финансируемые из бюджета ЕС. Это: Северное измерение (Northern Dimension), инициированное как внешнеполитический проект в 1997—1999 гг., Черноморский форум, или Черноморская синергия (Black Sea Synergy), инициированная в 2007 г., и Средиземноморский союз (учрежден в июле 2008 г.).

4. Council of the European Union. Joint Declaration of the Prague Eastern Partnership Summit, Prague, 7 May 2009. - Brussels, 7 May 2009, 8435/09 (Presse 78).

29-30 сентября 2011 г. (в период председательства Польши в Евросоюзе). Главным его итогом стало появление у «Восточного партнерства» так называемой дорожной карты на ближайшие два года. Речь идет о детально расписанных в декларации саммита 29 пунктах, по которым ЕС планирует развивать отношения со своими соседями на Востоке Европы - от политической к экономической интеграции.

Главные цели «Восточного партнерства», как это было задекларировано при его учреждении в 2009 г. - это установление отношений политической ассоциации между Европейским союзом и соседними постсоветскими государствами, а также их постепенная экономическая интеграция, без формального членства. Программа предлагает меры политического, экономического и правового характера, активизирующие контакты Евросоюза с шестью странами СНГ на его восточных и южных границах. Она направлена на вовлечение этих стран в орбиту влияния общей политики ЕС. В итоге реализации программы создается новая правовая основа отношений между ЕС и «восточными партнерами». Предусмотрено заключить двусторонние соглашения, которые будут юридически обязывающими для сторон. В этом их принципиальное отличие от индивидуальных планов действий (ПД), которые ЕС подписал с соседними государствами СНГ в 2005-2007 гг. в рамках политики соседства, но которые были всего-навсего протоколами о намерениях. Новые соглашения заменят действующие соглашения о партнерстве и сотрудничестве, подписанные еще в 1990-е годы между Евросоюзом и странами СНГ в двустороннем порядке.

Итак, «Восточное партнерство» предполагает оформление отношений ЕС с партнерами в СНГ на базе трех видов соглашений.

1. Соглашения об ассоциации (Association Agreements). Это, прежде всего, политические документы, означающие готовность партнеров из СНГ придерживаться согласованной с Евросоюзом внешней политики, политики безопасности и обороны, а также принять европейскую систему ценностей. Они также намечают приоритетные области взаимодействия между ЕС и конкретной страной-партнером.

2. Соглашения о создании углубленных и комплексных зон свободной торговли (Deep and Comprehensive Free Trade Areas Agreements - DCFTA). Это главный документ, определяющий перспективу экономического сближения с ЕС. Создание подобных зон (их называют «ЗСТ плюс») позволит восточным партнерам выйти со своими товарами на рынок Евросоюза - так декларируют этот шаг в Еврокомиссии. Термин «углубленные» зоны означает, что стороны стремятся к свободной торговле не только товарами, но и услугами. В сообщении Еврокомиссии по программе ВП указано: «Соглашения будут распространяться практически на все аспекты торговли, в том числе энергоресурсами, и будут нацелены на максимально возможную либерализацию торговых отношений, но с соблюдением асимметрии в темпах либерализации, отве-

чающей состоянию экономик стран-партнеров» (1). Определение «комплексные» зоны свободной торговли (иногда применяют термин «всеобъемлющие») предполагает, что участники соглашения намерены сблизить все стандарты регулирования взаимной торговли (технические и фитосанитарные нормы, требования к товарам по маркировке и упаковке и т.п.). Главным условием начала переговоров по заключению соглашений «ЗСТ плюс» должно быть членство страны-партнера в ВТО. После подписания всеми странами ВП соглашений такого типа может возникнуть многосторонняя зона свободной торговли между ЕС и «восточными партнерами».

3. Соглашения о мобильности и безопасности (Mobility and Security Pacts) - это еще один привлекательный для восточных партнеров ориентир сближения с ЕС. Они предполагают постепенную либерализацию визового режима. Это направление отношений будет развиваться параллельно с созданием в странах-партнерах и на границах этих стран ЕС «безопасной среды», как это формулирует Евросоюз. Поэтому такие соглашения станут конечным результатом визовой либерализации со стороны ЕС, а отнюдь не начальным шагом. На первых порах предусмотрено, что ЕС подпишет с каждым из государств - участников ВП двусторонние соглашения об упрощении визового режима (но не о полной отмене и тем более - не о распространении на восточных партнеров правил Шенгенской зоны). Это намечено сделать в целях облегчения передвижения некоторых категорий граждан СНГ внутри ЕС, в первую очередь для активизации научных и культурных обменов, трудовых миграций и т.п. Среди ключевых направлений политики ЕС, которые будут отражены в этих договорах, перечислены: «борьба с нелегальной миграцией, усовершенствование систем предоставления убежища в соответствии со стандартами ЕС, создание структур интегрированного управления границами, повышение возможностей правоохранительных органов и органов юстиции в сфере борьбы с коррупцией и организованной преступностью в безопасной среде» (1). Как правило, в пакете к этим соглашениям ЕС подписывает с восточными партнерами соглашения о реадмиссии.

Важной составляющей ВП является Комплексная программа по реформированию институтов (Comprehensive Institution-Building Programme). В соответствии с ней «восточные партнеры» должны постепенно пересмотреть нормы национального законодательства и полностью перейти на европейские нормы (acquis communautaire). ЕС будет также финансировать программы улучшения государственного управления в странах-партнерах, развивать дополнительное сотрудничество в ряде сфер и оказывать усиленное техническое содействие.

Переговоры между ЕС и восточными партнерами по всем видам новых соглашений уже начались (см. табл. 1). Первой страной, с которой ЕС приступил к переговорам по новому Соглашению об ассоциации, стала Украина (5 марта 2007 г.). Это было предусмотрено еще в совместном «Плане 174

действий Украина - ЕС» (февраль 2005), сроком на три года, который формально истек как раз к марту 2007 г. Как будет называться новое соглашение, заменяющее договор СПС, в Брюсселе решили не сразу. Первоначально речь шла о новом «базовом договоре», потом - о новом «усиленном соглашении». Саммит Украина - ЕС, прошедший 9 сентября 2008 г., утвердил окончательное название нового договора - «Соглашение об ассоциации». Документ под названием «Повестка дня об ассоциации» был принят в разгар финансово-экономического кризиса в стране, в июне 2009 г. Первоначально планировалось завершить переговоры по соглашению об ассоциации до конца 2010 г., однако согласования затянулись до конца 2011 г. Сложности переговорного процесса были связаны в первую очередь с условиями формирования двусторонней зоны свободной торговли углубленного типа. Камнем преткновения стали вопросы введения Киевом евростандартов на все товары и услуги во взаимной торговле, а также проблема отмены пошлин на импорт из Европы. По свидетельству польского издания «Дзенник Польски», «украинцы потеряют на отмене импортных пошлин в торговле с ЕС около 300 млн. евро в год, но в долговременной перспективе окажутся в выигрыше, благодаря иностранным инвестициям»5. Кроме того, Евросоюз выступил с критическими оценками внутренней политики Украины и состояния ее судебной системы. В итоге на очередном саммите Украина - ЕС, прошедшем 19 декабря 2011 г., стороны заявили о завершении переговоров, но итоговое Соглашение об ассоциации не было парафировано из-за «дела Юлии Тимошенко» - ареста и судебного процесса над бывшим премьер-министром страны и лидером оппозиции. По всей видимости, вопрос отложен до проведения в стране очередных парламентских выборов, которые намечены на март 2012 г.

Диалог ЕС с Беларусью был прерван после президентских выборов в стране 19 декабря 2010 г. и разгона оппозиции в Минске. Евросоюз не признает А. Лукашенко в качестве законно избранного президента РБ. Представитель от Беларуси не участвовал во втором саммите «Восточного партнерства» в Варшаве осенью 2011 г.

В начале 2010 г. стартовал переговорный процесс по соглашению об ассоциации между Республикой Молдовой и ЕС. Стороны быстро продвигаются и, возможно, Молдова станет первой страной из числа восточных партнеров, которой удастся подписать подобный документ. За последние годы заметно усилилось двустороннее сотрудничество ЕС - РМ в сфере авиации, научных исследований, энергетики, а также в области внешней политики и политики безопасности. В июне 2011 г. Молдова начала переговоры с ЕС о присоединении к Единому европейскому воздушному пространству.

5. Т. КиЫкомвЫ. икга!па ЬИге] иЕ//011еиткРоЬИ, 24.06.2011.

Таблица 1

ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС МЕЖДУ ЕС И «ВОСТОЧНЫМИ ПАРТНЕРАМИ» ПО НОВЫМ ДВУСТОРОННИМ СОГЛАШЕНИЯМ

Страны Соглашения об ассоциации Соглашения ЗСТ плюс Соглашения об упрощении визового режима

Армения Переговоры начались 19 июля 2010 г. в Ереване. До конца 2011 г. прошло шесть раундов Страна - член ВТО. Формальных препятствий для переговоров нет. С декабря 2008 г. Армения включена в систему Генеральных (Общих) преференций ЕС (торговый режим ОЗР+) Переговоры должны стартовать в начале 2012 г. Официальное решение принято на саммите в Варшаве 30 сентября 2011 г.

Азербайджан Переговоры начались 16 июля 2010 г. в Баку. Состоялось пять раундов Вопрос не обсуждается, так как Азербайджан не вступил в ВТО. С декабря 2008 г. страна включена в систему Генеральных преференций ЕС (торговый режим ОЭР+) Ведет переговоры об упрощении визового режима

Грузия Переговоры начались в июле 2010 г. Страна - член ВТО. С декабря 2008 г. Грузия включена в систему Генеральных преференций ЕС (торговый режим ОЗР+). 5 декабря 2011 г. ЕС принял решение о начале переговоров по углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли Соглашение с ЕС об облегчении визового режима вступило в силу 1 марта 2011 г. в пакете с соглашением о реадмис-сии

Молдова Переговоры начались в январе 2010 г. Отмечается быстрое и уверенное продвижение сторон к заключению договора Страна - член ВТО. 5 декабря 2011 г. ЕС принял решение о начале переговоров по углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли Переговоры начались в июне 2010 г. Утвержден План действий ЕС по установлению безвизового режима, обязательный для исполнения (2010)

Украина Переговоры начались 5 марта 2007 г. в Брюсселе. Повестка дня об ассоциации принята в июне 2009 г. Формально переговоры завершились до конца 2011 г. Соглашение не парафировано Переговоры ведутся с 2009 г. До конца 2011 г. согласования по договору ЗСТ+ формально завершены Переговоры начались в декабре 2008 г. Утвержден План действий ЕС по установлению безвизового режима, обязательный для исполнения (2010)

Беларусь Переговоры не начаты Переговоры не начаты Переговоры не начаты

Источник: Составлено автором на основании материалов СМИ стран Южного Кавказа и Восточной Европы. По состоянию на 25.12. 2011 г.

В июле 2010 г. переговоры по соглашению об ассоциации начались с южно-кавказскими государствами (Грузией, Арменией, Азербайджаном). Наибольшего прогресса пока добилась Армения. Ей удалось до конца 2011 г. «закрыть» в будущем договоре 18 из 24 тем. В их числе взаимодействие в сфере науки и технологий, культуры и образования, защиты прав потребителей, спорта и физкультуры, аудио- и видеосфере и по линии СМИ, в области охраны природы, внутреннего аудита государственных финансов, туризма и сельского хозяйства. Беларусь - единственная страна региона, с которой подобного политического соглашения заключать пока не планируется из-за проблем с нарушением прав человека и по причине непризнания со стороны ЕС результатов президентских выборов 19 декабря 2010 г., т.е. самого факта легитимности нынешнего руководства страны. Кроме того, Беларусь стала членом Таможенного союза с Россией и Казахстаном, а это, по мнению ЕС, противоречит участию в программе ВП.

Что касается соглашений об углубленных зонах свободной торговли (ЗСТ+), то здесь у ЕС возникают очевидные проблемы с началом переговоров как минимум с двумя странами - Беларусью и Азербайджаном, поскольку они пока не стали членами ВТО. С остальными четырьмя странами переговоры ведутся, но не завершены. Украина была первой и в этой области, но договор не подписан, несмотря на стремление политического руководства страны сделать это как можно раньше. ЕС жестко настаивает на выполнении своих условий, которые во многом означают асимметричное открытие рынков: от Украины требуют полной либерализации внутреннего рынка товаров и услуг, а в ЕС для украинских производителей и после подписания соглашения «ЗСТ+» сохранятся ограничительные квоты. Основные разногласия между сторонами касались квот на экспорт украинской сельхозпродукции и ограничений на автомобильные перевозки внутри ЕС.

Армения, Азербайджан и Грузия пользуются в торговле с Евросоюзом режимом Генеральной системы преференций «плюс» (08Р+). Грузия, которая давно стала членом ВТО, форсирует переговорный процесс по «ЗСТ+», особенно после своего выхода из СНГ (в августе 2009 г.) и ухудшения условий торговли с Россией. Грузинское правительство даже пошло на односторонние уступки: упразднило пошлины на 86% товаров, импортируемых из Евросоюза, добилось определенных успехов в обеспечении продовольственной безопасности и защите прав интеллектуальной собственности. Однако в очередном докладе парламенту (11 февраля 2011 г.) президент М. Саакаш-вили был вынужден констатировать, что европейские рынки откроются для грузинских товаров не раньше 2015 г. Евросоюз всегда связывал решение проблемы свободной торговли с Грузией с вопросом присоединения России к ВТО. Действительно, после вооруженного конфликта августа 2008 г. отношения между двумя странами остаются крайне напряженными, а Грузия,

являясь членом ВТО, долго препятствовала вступлению России в эту организацию. После политического давления со стороны ЕС Грузия пошла на уступки. В итоге Россию приняли во Всемирную торговую организацию (декабрь 2011 г.), а ЕС принял 5 декабря 2011 г. решение начать переговоры по созданию углубленной зоны6. Одновременно с Грузией Евросоюз начинает переговоры по аналогичной зоне свободной торговли (типа ЭСЕТА) с Молдовой «в целях активизации экономического роста и инвестиций в странах «Восточного партнерства»7.

С учетом учреждения Таможенного союза, к которому присоединилась Беларусь (наряду с Россией и Казахстаном), перспектива создания многосторонней зоны свободной торговли в рамках всего региона восточного партнерства пока не просматривается.

В переговорах по упрощению визового режима более всех продвинулась Грузия, которая и подписала, и ратифицировала соответствующее соглашение в пакете с договором о реадмиссии, вступившим в силу 1 марта 2011 г. Украина и Молдова ведут такие переговоры не первый год. Этим странам ЕС предоставил в 2010 г. обязательные планы действий, реализовав которые страны смогут рассчитывать на завершение подготовки соглашения. Украина со своей стороны еще при президенте В. Ющенко предприняла односторонние шаги по либерализации визового режима: начиная с мая 2005 г., граждане государств ЕС освобождены от оформления виз для въезда в Украину, если планируют пробыть в стране не более 90 дней. Но ответных шагов от ЕС не последовало. Армения в целях скорейшего подписания визового договора заключила с 11 странами ЕС двусторонние соглашения, согласно которым армянские граждане, обладающие служебными или дипломатическими паспортами, без въездной визы могут посещать эти страны. На Варшавском саммите ЕС было принято решение начать переговоры между ЕС и Арменией для соглашения об упрощении визового режима в 2012 г.8

Многосторонний формат: Платформы и ключевые инициативы

Программу «Восточное партнерство» отличает от европейской политики соседства сильный акцент на развитии многостороннего сотрудничества. Как уже отмечалось, европейская политика соседства на восточном направлении осуществлялась только по линии двусторонних контактов «страна - ЕС» в рамках индивидуальных планов действий (ПД). В программе «Восточное

6. http://trade.ec.europaeu/doclib/pres's/index cfm?id=760

7. www.novisa.md/?lang=embassy

8. ЕС проведет с Арменией переговоры об упрощении визового режима // rus.novisa.by/ node/115

партнерство» Евросоюз поставил новую цель - сформировать особый «соседский регион» у своих восточных границ, экономически интегрированную с ЕС периферию. Будет учитываться опыт деятельности стран Вышеградской группы (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) и Центральноевро-пейского соглашения о свободной торговле (CEFTA). Идеология ВП -«создать регион» - проявилась еще и в том, что в проект «Восточное партнерство» ЕС включил в 2009 г. Беларусь в качестве полноценного члена, при всей нелюбви к нынешнему руководству страны и существующих проблемах во взаимных отношениях между РБ и ЕС. Напомним, что в европейской политике соседства Беларусь участвовала условно, на экспертном уровне, и это нарушало территориальную целостность «пояса соседей ЕС».

Программа «Восточное партнерство» запускает механизмы многостороннего экономического сотрудничества и региональной интеграции. Планируется организовать участие стран-партнеров в так называемых «тематических платформах», т.е. в главных областях сотрудничества, а также в различных форумах, проводимых с целью обмена опытом и выработки общих позиций. Другой важнейший механизм интеграции - это реализация «ключевых инициатив». Перечисленные в ВП ключевые инициативы будут нацелены на привлечение помощи различных доноров, финансовых средств международных финансовых организаций и инвестиций частного сектора. ЕС утвердил двухгодичные программы работ по каждой из тематических платформ (на 2010-2011 гг.), запущены все ключевые инициативы, а также флагманские проекты. В 2011 г. начала работу Парламентская Ассамблея стран -участниц «Восточного партнерства» - EURONEST. Все это должно способствовать усилению многосторонних контактов как между странами ЕС-27 и ВП, так и внутри проектируемого «особого региона».

Среднесрочная цель программы ВП в сфере экономики - создание многосторонней зоны свободной торговли между ЕС и странами-партнерами. В долгосрочной перспективе, по мнению идеологов проекта, у восточных границ ЕС может образоваться Сообщество европейских соседей (European Neighborhood Community), функционирующее по образцу Европейской экономической зоны (ЕЕА)9. Для этого «восточным партнерам» предстоит гармонизировать свое национальное законодательство с законодательством ЕС, обеспечить надежную правовую защиту частной собственности, а также создать на своей территории надежные гарантии для потенциальных иностранных инвесторов.

9. Участники: Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и страны — члены ЕС.

Таблица 2

МНОГОСТОРОННИЙ ФОРМАТ ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА: ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

Тематические платформы Ключевые инициативы

1. Демократия, эффективное государственное управление, безопасность и стабильность 1. Программа по совместному управлению границами

2. Экономическая интеграция и сближение с политическими курсами ЕС 2. Программа содействия развитию малого и среднего бизнеса

3. Энергетическая безопасность 3. Программа формирования региональных рынков электроэнергии

4. Контакты между людьми 4. Программа развития возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности экономик стран-партнеров

5. «Южный газовый коридор» (ЮГК)

6. Программа по предотвращению и предупреждению стихийных природных бедствий и техногенных катастроф

Проекты экономического сотрудничества10

В рамках программы «Восточное партнерство» Евросоюз предложил соседям на востоке конкретные совместные проекты, прежде всего в сфере развития малого и среднего бизнеса, а также в области энергетики, транспорта и транзита, развития приграничных регионов, охраны окружающей среды.

Региональный проект («Ист Инвест») («East Invest») направлен на стимулирование торговли и инвестиций через поддержку деловой активности малых и средних предприятий. Основная идея - установить партнерские отношения между европейскими компаниями и предприятиями малого и среднего бизнеса в Восточной Европе. Речь идет о подборе партнеров, специализированном обучении, организации торговых ярмарок и пр. Это - первое направление деятельности. Перед запуском проекта Еврокомиссия заказала аналитические исследования, в результате которых были определены наиболее интересующие ЕС сектора и отрасли экономики в странах «ВП». Как правило, это пять-шесть отраслей, которые могут стать конкурентоспособными на внутреннем рынке Евросоюза и выстраивать торговые и инвестиционные отношения с ЕС таким образом, чтобы одновременно соблюдались интересы «восточных партнеров», конкретных европейских стран и ЕС в целом. Проект должен помочь компаниям из стран «ВП» и их отраслевым ассоциа-

10. В данном разделе использованы информационные материалы, издаваемые Еврокомис-сией — ЕК ЕС в рамках информационной поддержки европейской политики соседства. — Инфоцентр ЕИСП ЕК ЕС, Брюссель, 2011 г. 180

циям приобрести необходимый опыт, чтобы суметь выйти на единый внутренний рынок ЕС и за его пределы. Чиновница Еврокомиссии, ответственная за экономическое сотрудничество ЕС со странами Восточного партнерства Кармен Фалькенберг Амброзио, приводит в своем интервью такой пример подобной деятельности: «Например, винодельческое предприятие в Грузии хочет заниматься экспортом в страны ЕС, но у него нет соответствующего опыта в бутилировании вина и его маркетинге в странах ЕС. Эта компания заключает соглашение с немецкой компанией, которая может закупать вино наливом, бутилировать его и заниматься потом продажей через обширную сеть супермаркетов в Германии, с которой у нее имеется договор. От такого сотрудничества выиграют и малый бизнес партнерских государств, и ЕС, и немецкие потребители»11. Этот пример, на наш взгляд, однозначно демонстрирует, что конкурентоспособными в ЕС станут сырьевая группа товаров и полуфабрикаты из стран ВП. На их импорте европейские компании надеются неплохо заработать, «доводя до ума», или непосредственно до европейского потребителя дешевую продукцию своих малоопытных восточных партнеров, и получая добавленную стоимость.

Вторая функция программы - налаживание диалога между государственным и частным секторами в странах-партнерах. Чиновники Еврокомиссии не скрывают, что помогая малым и средним предприятиям, расширяя их возможности на внешних рынках и укрепляя тем самым позиции частного сектора во внутренней экономике восточных партнеров, Евросоюз рассчитывает использовать мелких и средних предпринимателей как своих лоббистов. «Например, когда в какой-то стране собираются принять новый закон, малые и средние предприятия могли бы активнее принимать участие в его обсуждении и защищать свои интересы»12. Общий бюджет проекта - 8,7 млн. евро, в том числе из бюджета Европейской комиссии - 7 млн., а остальные средства поступят от консорциума, возглавляемого Европейской ассоциацией торговых палат (Eurochambers). Консорциум объединил уже 85 партнеров: это малые и средние предприятия, их ассоциации и торгово-промышленные палаты, представляющие интересы предпринимателей на местах как в ЕС (Euronet), так и в странах ВП (East Net).

В Комиссии ЕС рассчитывают, что проект позволит создать сетевую структуру под названием «Восточный союз». Через эту сеть Евросоюз в дальнейшем намерен, во-первых, активно внедрять на практике свои нормы и стандарты ведения бизнеса в странах СНГ, а во-вторых, влиять на изменение национального законодательства у восточных партнеров в интересах евро-

11. EAST INVEST: дорога с двусторонним движением // Серия интервью с руководителями проектов, финансируемых в рамках Региональных программ ЕС. Брюссель, 2011.

12. Там же.

пейского бизнеса. Это касается, прежде всего, законов о прямых инвестициях, о внешнеэкономической деятельности, об упрощении таможенных процедур и т.п.

Проект «Южный газовый коридор» (ЮГК) - это мегапроект в сфере энергобезопасности Евросоюза13. Он включает строительство четырех новых международных газопроводов: «Набукко», Трансадриатический газопровод, «Белый поток», газопровод Турция-Греция-Италия. Их маршруты пройдут с месторождений газа на шельфе Каспийского моря и в Прикаспийском нефтегазоносном районе в страны Центральной и Южной Европы, минуя территорию России. Цель ЮГК - диверсифицировать как маршруты поставок газа в Европу, так и источники поставок, снизив долю России в импорте ЕС. Совместно с США Евросоюз обеспечивает внешнеполитическую поддержку этого проекта на самом высоком уровне. Реализация строительства конкретных объектов будет осуществляться европейскими компаниями на коммерческой основе, с привлечением средств консорциумов.

Первоочередной проект в рамках ЮГК - газопровод «Набукко». Его прокладка должна обеспечить прямой доступ к газу Каспийского региона и Ближнего Востока. Начало строительства намечено на 2013 г., а первые поставки ожидаются уже к 2015-2017 гг. Пока основными странами -поставщиками газа для маршрута «Набукко» ЕС считает Азербайджан, Ирак и Туркменистан14. Однако переговоры ведутся также и с Казахстаном, поскольку возможности одного лишь Азербайджана, как производителя газа, признаются явно недостаточными. И хотя Казахстан и Туркменистан не входят в программу «Восточное партнерство», Евросоюз работает с ними не менее активно в рамках своей стратегии для Центральной Азии. Помимо государств СНГ в проекте потенциально могут принять участие и страны Ближнего Востока. Максимальная мощность трубопровода составит 31 млрд. м3, а первая очередь позволит прокачать 10 млрд. м3 газа.

Несмотря на все риски, проект переходит из стадии предварительных переговоров в стадию реализации15. Стоимость первой очереди «Набукко»

13. Несмотря на то, что Европа работает над альтернативными источниками энергии и пытается снизить энергозависимость, в том числе по газу, в ближайшие 20 лет, как показывают прогнозы, это невозможно. Роль газа в энергобалансе останется высокой также по причине свертывания атомной генерации в ряде стран Европы после аварии на АЭС в Японии в 2011 г.

14. Вестник Кавказа, 12.05.2011.

15. Многостороннее Соглашение по проекту «Набукко» подписано в 2011 г. в Кайсери (Турция) участниками созданного консорциума по строительству газопровода. В него вошли компании OMVGas GmbH (Австрия), Bulgargaz (Болгария), Transgaz (Румыния), MOL Natural Gas Transmission Company Ltd. (Венгрия), PWE AG (Германия) и Botas (Турция), каждая с долей 182

предварительно оценивалась в 7,5-7,9 млрд. евро, но впоследствии проектные инвестиции были повышены до 12-14 млрд. евро16.

До середины 2011 г. не был получен окончательный ответ от азербайджанской стороны по поводу ее участия в «Набукко». Стоит напомнить, что президент Азербайджана Ильхам Алиев и председатель Еврокомиссии Ж.-М. Баррозу подписали в январе 2011 г. в Баку «Совместную декларацию о Южном газовом коридоре». Но там содержится лишь расплывчатая формулировка, что Азербайджан обязуется обеспечивать «существенные» долгосрочные поставки газа в страны Евросоюза. Европейский консорциум настроен тем не менее весьма решительно. Министр энергетики Турции Та-нер Йылдыз сделал заявление по этому поводу: «Если ответ Азербайджана будет отрицательным, то мы начнем переговоры с Ираном, Ираком и Турк-менистаном»17.

Проект «Набукко» - главный конкурент российскому проекту «Южный поток», который также предусматривает создание нового маршрута поставок газа в Европу, минуя Украину, по дну Черного моря. Как и запущенный уже проект России с Германией «Северный поток», это будет морской газопровод18. Согласно планам, «Южный поток» должен вступить в строй в 2015 г. Его максимальная пропускная способность - 63 млрд. м3 газа в год. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 23 млрд. евро19. В настоящее время оба проекта - «Набукко» и «Южный поток» - вступили в фазу острого соперничества.

Проект АГРИ. Название происходит от английской аббревиатуры АОЫ: А2егЬауап-Оео^а-Иоташап Шегсоппейог (газопровод Азербайджан-Грузия-Румыния). Это еще один проект ЕС в сфере энергетической безопасности. Азербайджанский газ будет поставляться по трубопроводу на черно-

акций в 16,67%. (По сообщениям агентства «Новости Азербайджана» — Inews.az со ссылкой на телеканал CNN Turk).

16. По сообщению агентства Reuter, 5.05.2011.

17. Inews.az. 5.05.2011.

18. Морской участок «Южного потока» (South Stream) пройдет по дну Черного моря, примерно от Новороссийска до болгарского берега. Общая протяженность черноморской части «Южного потока» составит 900 км, глубина залегания «трубы» — более 2 тыс. м. Из Болгарии южное ответвление газопровода пойдет через Балканы на Италию, а северное — через Сербию на Венгрию и Австрию. 15 сентября 2011 г. в Сочи состоялось подписание акционерного соглашения по данному проекту между газовыми компаниями, вошедшими в консорциум по реализации строительства: от России — «Газпром», Италии — ENI, Франции — EDF, Германии — Wintershall. В соглашении оговорены все права и обязанности сторон, распределение долей и параметры возможного выхода из проекта. Первая нитка газопровода должна быть запущена уже в 2015 г.

19. Оценки стоимости проектаЮП см: http://ru.trend.az/print/1811673.html

морское побережье Грузии, где на специально построенном терминале его будут сжижать и танкерами перевозить в румынский порт Констанца. Там сжиженный газ (LNG) будет обратно приводиться в состояние природного газа, а затем распределяться по газопроводам на внутренние рынки Румынии и соседней Венгрии. Участники проекта - Азербайджан, Грузия, Румыния и Венгрия - подписали соответствующий протокол 14 февраля 2011 г. Они должны определить наиболее короткий маршрут доставки азербайджанского газа на европейский рынок, построить терминал по сжижению газа, а также новый международный газопровод из Румынии (г. Арад) до Венгрии (г. Сегед). Стоимость проекта АГРИ может варьировать от 1,2 млрд. до 4,5 млрд. евро20. Его реализацией займется совместная компания AGRI LNG Co21. Участниками этого СП выступили четыре компании, каждая с долей в 25% от общего пакета акций: румынская ROMAGAZ, нефтегазовая корпорация Грузии, Госнефтекомпания Азербайджана SOCAR и MVM (Венгрия).

Проект АГРИ может стать не только одним из самых перспективных маршрутов доставки газа из Каспийского региона в Европу, но и самым близким к реализации в краткосрочной перспективе. Дополнительный интерес к нему проявили Туркменистан, Украина, Болгария. Украина предложила Азербайджану принять участие в строительстве терминала сжиженного газа на своей территории и завершить его к 2015 г. Один из главных претендентов на роль поставщика газа из прикаспийского региона - Туркменистан. Соответствующий документ был подписан в Бухаресте в 2011 г. президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым и президентом Румынии Трая-ном Бэсеску.

Реализация проекта исключительно важна для Азербайджана, как шаг к включению в конкуренцию на рынке сжиженного газа. Когда AGRI начнет функционировать, азербайджанские энергоресурсы выйдут на европейский рынок, в первую очередь в страны Центральной, Восточной Европы и на

Балканы22.

Проекты по поставке сжиженного газа не могут тем не менее полностью заменить трубопроводный газ, поэтому в долгосрочной перспективе «голубое топливо» из Прикаспийского региона будет поставляться в Европу как в сжиженном состоянии, так и по традиционным газопроводам23.

Проект ЕАНТК - Евроазиатский нефтетранспортный коридор - может получить новый импульс с созданием «Восточного партнерства». Перво-

20. oilru.com, 01.06.2011.

21. Аббревиатура LNG в названии компании означает «сжиженный газ» (по-английски: Liquefied Natural Gas = LNG).

22. http://vestikavkasa.ru/articles/ekonomika/pipes/37275.html?print=

23. Вестник Кавказа, 18.05.2011. 184

очередная договоренность ЕС с восточными партнерами касается достройки участка нефтепровода «Одесса-Броды», введенного в строй еще в 2001 г., от местечка Броды (на границе Украины и Беларуси) до города Плоцка в Польше, а возможно, и далее - до порта Гданьск на Балтийском море. Это позволило бы транспортировать азербайджанскую нефть в северные страны ЕС, не прибегая к российскому транзиту. В этом случае нефтепроводной сетью будут непосредственно связаны нефтяные месторождения на Каспии - Черное море и Балтийское море, а также крупные нефтеперерабатывающие заводы, уже построенные на этом нефтепроводном маршруте (НПЗ в Одессе, Плоцке, Гданьске).

Польша планирует использовать достроенный нефтепровод для импорта легкой каспийской нефти и ее глубокой переработки в нефтепродукты. Страны, по территории которых пройдет нефтепровод из Азербайджана в Польшу (Грузия, Украина), крайне заинтересованы в будущих доходах от транзита. Литва (член ЕС с 2004 г.) лоббирует свой вариант продолжения трубопровода через Белоруссию - в Литву, до порта Клайпеда. Белорусская сторона, как показали предварительные переговоры, также была бы заинтересована в появлении еще одного транзитного нефтепровода, проходящего через ее территорию, но экономические интересы в этом вопросе вторичны, по отношению к политическому диалогу Беларусь-ЕС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительство участка «Броды-Плоцк» пока не началось, однако учреждена компания «Сарматия» для его достройки и эксплуатации всего маршрута нефтепровода «Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск». Учредителями стали нефтяные компании пяти стран: ГКНАР (Азербайджан), GOGK (Грузия), Klaipidos Nafta (Литва), Przyjazn S.A. (Польша), «Укртранснафта» (Украина). Стоимость проекта оценивается в 143 млн. долл. Он также вписывается в приоритетную программу ЕС «Энергетическая безопасность». Проблема пока еще заключается в наполнении трубопровода, проектная мощность которого рассчитана на 9 млн. т нефти в год, но Азербайджан не может дать такой объем сырой нефти после запуска маршрута Баку-Тбилиси-Джейхан.

Этот проект, как и трубопроводные маршруты для газа, затрагивает интересы нефтяных компаний России. Все предыдущие годы нефтепровод Одесса-Броды работал в реверсном направлении (из местечка Броды в Одессу), в соответствии с российско-украинскими договоренностями. Чтобы построенная «труба» не простаивала, а Украина не теряла на транзитных доходах от перекачки нефти, ее заполняли российской нефтью, поступавшей в Украину через Беларусь (по одной из веток нефтепровода «Дружба»), а оттуда - на Одесский НПЗ, принадлежащий компании ЛУКОЙЛ. Если нефть пойдет по направлению Одесса-Броды, интересы российских нефтепереработчиков, естественно, пострадают.

Финансирование программы «Восточное партнерство»

С момента появления программы «Восточное партнерство» прошло более двух лет. По мнению многих экспертов, в 2009-2010 гг. ее реализация замедлилась и осложнилась из-за недостатка средств. Вследствие мирового финансово-экономического кризиса, поразившего среди прочих стран и страны Европейского союза, интерес к ВП временно снизился. Внутри ЕС появилась угроза протекционизма, а это негативно влияет на экономическую составляющую политики партнерства, поскольку главный экономический стимул для восточных соседей ЕС - это обещанный расширенный доступ их товаров, услуг и рабочей силы на внутренний рынок ЕС.

Первоначально предполагалось выделить 600 млн. евро на период до 2013 г., и затем еще 1,5 млрд. евро на 2014-2020 гг. Из-за финансового кризиса бюджет на период до 2013 г. был резко сокращен - до 350 млн. евро. Эти средства должны пойти на укрепление государственных институтов в странах-партнерах, пограничный контроль и помощь малому бизнесу. По последним данным, указанный объем средств, выделенных для развития многостороннего сотрудничества вплоть до 2013 г., был полностью распределен еще в 2010 г. под статьи «многостороннее измерение». На все остальные статьи расходов по программе ВП в 2010 г. оставалось лишь 85 млн. евро. Этого недостаточно даже для реализации тех проектов, заявки на которые подали страны-участницы совместно (например, Беларусь, Украина и Литва предложили более 16 различных региональных инициатив).

В специальном исследовании А. Колесниченко (11), посвященном «цене вопроса» в случае создания зоны свободной торговли стран ВП с ЕС, приведены данные, согласно которым даже ограниченная гармонизация стандартов и институтов восточноевропейских соседей с нормами Евросоюза может обойтись им в 30-36% своего ВВП. В этой связи ЕС не способен на данном этапе в полной мере реализовать принцип «обусловленности»24, лежащий в основе отношений со странами «Восточного партнерства». Он оказывается не слишком действенным в текущих переговорах по соглашениям об ассоциации и соглашениям о создании углубленных зон свободной торговли, так как при сохранении определенной асимметрии в открытии рынков в пользу ЕС, у восточных партнеров снижаются стимулы к пересмотру огромного массива национального законодательства и его приближения к европейским право-

24. Принцип «обусловленности» (conditionality), или «больше за большее» (more for more), сменил в идеологии ВП прежний принцип ЕПС «равное партнерство» (joint ownership). Предполагается, что Евросоюз вправе выдвигать свои условия странам-соседям, а государства — участники ВП обязаны их выполнять, если, конечно, желают продолжать сотрудничество с ЕС и получать дополнительные финансовые и экономические выгоды в качестве признанных партнеров. 186

вым нормам. Затраты на этот процесс, как оказалось на практике, Евросоюз не намерен покрывать полностью.

При создании Восточного партнерства в 2009 г. было заявлено, что ЕС готов выделить на эту программу 600 млн. евро на четыре года (до 2013 г.). Но из-за финансового кризиса сумма новых вливаний для «восточных партнеров» была в 2010 г. сокращена - до 350 млн. евро. Однако стараясь не подрывать авторитет новой инициативы, ЕС перенаправил в ВП дополнительно 250 млн. евро средств, ранее предназначенных на сотрудничество с восточными «соседями» (финансовый инструмент ЕИСП в рамках политики соседства). В результате это позволило выполнить первоначально заявленные намерения по финансированию программы, т.е. в суммарном объеме 600 млн. евро. В основном эти средства направляются в многосторонние проекты в рамках Восточного партнерства. Они расходуются Еврокомиссией в соответствии с обычными процедурами ЕИСП (Европейский инструмент соседства и партнерства), и Комиссия ЕС несет ответственность за проведение тендеров и заключение контрактов с исполнителями проектов.

В бюджетный период 2010-2013 гг. финансирование программы «Восточное партнерство» по годам осуществляется в порядке нарастания (в млн. евро): 2010 г. - 85; 2011 - 110; 2012 - 175; 2013 г. - 230. Бюджетные средства идут на три вида проектов со странами «Восточного партнерства»:

1. Комплексного институционального развития, касающиеся сотрудничества стран - участниц ЕС и учреждений Евросоюза с органами государственной администрации стран - восточных партнеров. Они включают обучающие программы по реформированию государственных институтов (например, программу Twinning, программу технического содействия информационного обмена TAIEX, консультативные миссии ЕС).

2. Регионального развития (местная инфраструктура, малый и средний бизнес). Взаимодействие по этим проектам ЕС осуществляет как по линии государственных администраций стран ВП, так и преимущественно по линии местных органов власти, малых и средних предприятий и неправительственных организаций.

3. Многосторонних проектов по всем тематическим платформам, от экономики и энергетики - до контактов между людьми.

По единодушному мнению экспертов, выделенный на данном этапе объем бюджетных средств ЕС на программу «Восточное партнерство» явно недостаточен.

Аналитики в странах ЕС сходятся во мнении, что нужно обязательно увеличить финансирование проекта «Восточное партнерство». Для многих стран-участниц цена реформирования национальных институтов и в целом процесс «европеизации» существенно превышает те выгоды, которые восточные партнеры могли бы получить взамен от ЕС, что сдерживает проведе-

ние реформ. Поэтому эксперты Еврокомиссии предлагают усилить координацию между Евросоюзом и международными финансовыми институтами, которые могли бы стать потенциальными инвесторами проекта ВП и оказывать странам СНГ макроэкономическую помощь. Неслучайно к программе уже присоединился Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Еще одно предложение по дополнительному финансированию «Восточного партнерства» - это создание совместных фондов между ЕС и странами-партнерами.

В целом для стран ВП такие долгосрочные выгоды сотрудничества с ЕС, как визовая либерализация для всех граждан и свободный доступ товаров и услуг на единый внутренний рынок Евросоюза, являются все-таки далекой и не безусловной перспективой. Поэтому, на наш взгляд, стоит ожидать каких-то новых предложений восточным партнерам со стороны ЕС, рассчитанных на краткосрочные выгоды от проведения реформ по европейскому образцу. Это крайне необходимо для поддержания имиджа «Восточного партнерства» как успешного проекта.

«Восточное партнерство» и интересы России

Европейская политика соседства и ее логичное продолжение - программа «Восточное партнерство» стали определенным вызовом присутствию и влиянию России в регионе СНГ. Несмотря на постоянные заявления официальных лиц Евросоюза и руководителей европейских стран о том, что объединенная Европа не заинтересована в появлении новых разделительных линий, есть немало признаков того, что между Евросоюзом и Россией выстраивается новая «буферная зона».

Программа «Восточное партнерство», даже в посткризисной ситуации в Европе и в условиях недостатка финансирования, постепенно наполняется конкретным экономическим содержанием. Многосторонние проекты ЕС, предложенные шести постсоветским государствам, все более четко высвечивают конкурентную природу этой программы по отношению к интеграционным намерениям России в СНГ. Так, например, обязательным условием заключения углубленных соглашений о зонах свободной торговли между «восточными партнерами» и ЕС является их отказ от сотрудничества с Россией в Таможенном союзе. Это может особенно осложнить российско-украинские отношения.

Все энергетические проекты и трубопроводные маршруты в рамках ВП носят характер альтернативных по отношению к реализуемым и планируемым российским проектам. Их главный лозунг - «энергетическая безопасность Европы» - трактуется как предотвращение угрозы возможного энергетического давления со стороны России. Напомним, что еще на этапе

реализации политики соседства Польша предлагала организовать с восточными соседями в СНГ «энергетическое НАТО».

ЕС пока не предложил ни одного привлекательного инновационного проекта своим восточным партнерам. Приостановив расширение после 2007 г., Евросоюз озабочен адаптацией и модернизацией экономик новых стран - членов ЕС. В экспансии на Восток ЕС, на наш взгляд, формирует три эшелона: старое «ядро» - новые члены ЕС - постсоветские государства (восточные партнеры). Инновационная политика, по-видимому, в ближайшие годы будет охватывать только старое ядро (еврозону), а все остальные страны будут довольствоваться технологическим «сэконд хэндом», притом получат его на условиях, продиктованных ЕС.

Под привычные разговоры о формировании «общих европейских пространств» между ЕС и Россией, Евросоюз на практике самостоятельно осваивает ресурсы постсоветского пространства, уверенно отсекая от России группу стран, придерживающихся курса на евроинтеграцию. Не предлагая этим странам полноправного членства в ЕС, но используя достаточно тонкие инструменты регулирования реформ, Евросоюз подстраивает национальное законодательство стран-партнеров под свои нормы. Происходит своеобразное «перетягивание» стран «Восточного партнерства» в правовое поле ЕС, что способно нарушить внутриотраслевую промышленную кооперацию России с ними.

Потенциальное облегчение визового режима между ЕС и восточными партнерами, подписание соглашений о реадмиссии нелегальных мигрантов, а также обсуждение проектов создания единой системы пограничного контроля - все это меры, которые могут привести к ужесточению пропускного режима на границах России с государствами СНГ. Между тем российская сторона заинтересована в сохранении безвизового пространства в СНГ, дающего немалые преимущества гражданам Содружества и способствующего формированию рынка труда.

Российским интересам отвечает не конфронтация в зоне общего соседства с ЕС, а поиск трехсторонних форматов переговоров и сотрудничества между Европейским союзом, его восточными партнерами, Российской Федерацией и ее союзниками в Таможенном союзе, ЕврАзЭС и ОДКБ.

Литература

1. Восточное партнерство / Сообщение Европейской Комиссии ЕС для Европейского Парламента и Европейского Совета. - Брюссель, 3.12.08 (русск. яз.). - Ьир://шшш.сот08-823-ги. (на русск. яз.).

2. Глинкина С., Косикова Л. Европейская политика соседства в странах СНГ: Новые тенденции и вызовы для России // Аналитические записки: Приложение к журналу «Международная жизнь». Январь-март, 2010.

3. Данные печатных и электронных СМИ стран Восточной Европы (Украины, Беларуси, Молдовы) и Южного Кавказа ( Армении, Азербайджана, Грузии) за 2009-2011 гг.

4. Документы Информационного центра Европейского инструмента соседства и партнерства Еврокомиссии (ЕИСП / ЕК), Брюссель.

5. Косикова Л.С. Отношения Евросоюза со странами СНГ в рамках европейской политики соседства / Доклады РЕЦЭП, № 13. - М.: Российско-Европейский центр экономической политики, 2006. - 325 с. (на русск. и англ. яз.).

6. Косикова Л.С. Соседство с расширенным ЕС как новый фактор развития стран СНГ // Мир перемен. - 2006. - № 4.

7. Косикова Л.С. Евровосток как поле взаимодействия России и Евросоюза // Россия и современный мир. - 2006. - № 3.

8. Косикова Л.С. Европейская политика соседства в странах СНГ: Новые тенденции и вызовы для России // Европейская политика соседства: Шансы и риски для России / Отв. ред. Глинкина С.П. - М.: НИС - ИЭ РАН, 2008.

9. Страны СНГ между Россией и ЕС (экономика и внешние связи государств «пояса соседства») / Научн. ред. Глинкина С.П. и Косикова Л.С. - М.: ИЭ РАН, 2007. - 304 с.

10. РИА Новости. «Восточное партнерство» не направлено против России, 22.05.2009. (http://www.rian.ru/world/20090522/171913059.html).

11. Kolesnichenko A. Institutional Harmonization and its Costs and Benefits in the Context of EU Cooperation within its Neighbours: An Overview / CASE Network Studies & Analyses 387 (2009). URL: http://ideas.repec.org/p/sec/cnstan/0387.html

12. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council: Eastern Partnership. COM (2008) 823 final. - Brussels, 3.12.2008.

13. Polish-Swedish Proposal. Eastern Partnership. 23 May 2008. (www.tepsa.eu/docs/draft_ proposal_eastern_partnership .pdf).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.