Научная статья на тему 'Восточно-Сибирский и Дальневосточный сектор внешнеэкономической политики России'

Восточно-Сибирский и Дальневосточный сектор внешнеэкономической политики России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
284
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восточно-Сибирский и Дальневосточный сектор внешнеэкономической политики России»

Восточно-Сибирский и Дальневосточный сектор внешнеэкономической политики России*

ЮА. Ершов

Доктор экономических наук, профессор (Всероссийский научноисследовательский институт внешнеэкономических исследований Минэкономразвития России)

“Семь раз отмерь, один раз отрежь’’ (русская пословица)

26 апреля 2005 г. министр промышленности и энергетики Российской Федерации В.Б. Христенко подписал приказ об определении этапов строительства трубопроводной системы “Восточная Сибирь - Тихий океан” (далее система ВСТО), поставив тем самым точку в спорах о нужности, направлении, мощности и сроках строительства новой трубопроводной магистрали. Приказ был отдан во исполнение соответствующего Распоряжения Правительства Российской Федерации1.

Первым делом оба документа затвердили трассу будущей системы - ее маршрут от г. Тайшет (Иркутская область) до г. Сковородино (Амурская область) и от г. Сковородино до бухты Перевозная (Приморский край). Важно отметить, что г. Ско-вородино расположен в 70 км от китайской границы, что облегчает проблему транспортировки нефти в Китай. Перво-

начальная мощность трубопровода на первом участке была утверждена в 30 млн т по завершении этого этапа во втором полугодии 2008 г. Одновременно в ходе осуществления первого этапа будут подготовлены приемно-погрузочные мощности в бухте Перевозная.

Второй этап (г. Сковородино - бухта Перевозная) предусматривает строительство трубопроводной системы мощностью 50 млн т и обеспечение расширения пропускной способности участка Тайшет -Сковородино до 80 млн т нефти в год. Однако начало и стадии реализации второй очереди будут осуществляться в соответствии с программой геологического изучения и предоставления в пользование месторождений нефти в регионе Восточной Сибири и Дальнего Востока, разрабатываемых Министерством природных ресурсов РФ. Поскольку на освоение месторож-

* Статья публикуется в порядке обсуждения.

дений этого региона потребуется время, на первом этапе, как заявил министр В.Б Христенко, наполняемость системы ВСТО будет обеспечиваться за счет нефти Западной Сибири. В дальнейшем будет подключаться нефть с Юрубчано-Тахомской зоны и с Салихаруской зоны, с Верхнегон-ских структур. Проект предполагает поставки 24 млн т нефти из Западной Сибири и 56 млн т нефти с месторождений Восточной Сибири и Якутии. Система ВСТО выйдет на проектную мощность, как это прогнозируется, к 2020 г.

По современным мировым масштабам, система ВСТО будет уникальным сооружением и может претендовать на регистрацию в книге рекордов Гиннеса. Ее протяженность составит 4130 км, а диаметр используемых труб 1220 мм.

Проект будет осуществляться ОАО “Транснефть” за счет привлеченных финансовых ресурсов этой компании. При реализации второго этапа предусмотрена возможность использования механизма проектного финансирования. Распоряжение Правительства РФ возложило на Федеральную службу по тарифам при регулировании тарифов на транспортировку нефти по системе магистральных трубопроводов “Транснефти” учитывать в соответствии с российским законодательством средства, необходимые для реконструкции магистральных трубопроводов, по которым осуществляется транспортировка нефти из Западной Сибири в направлении Тайшета, а также для финансирования обязательств, связанных с привлечением средств для строительства системы ВСТО.

Стоимость осуществления всего трубопроводного проекта и его этапов официально не утверждена. По расчетам “Транснефти”, она оценивается предварительно в 11,5 млрд долл.

Проблемы создания новой трубопроводной магистрали широко обсуждались в российских СМИ. В частности, в текущем году только в журнале “Нефть России” были опубликованы исключительно интересные статьи, отражающие разные точки зрения о целесообразности строительства системы ВСТО2.

По одной из оценок газета “Ведомости”, поместившая статью под заголовком “Все-таки Китай” и специальный редакционный комментарий, отмечала, что у Китая больше шансов получить российскую нефть, чем у Японии, поскольку судьба второго этапа строительства системы ВСТО остается под вопросом, связывая это решение с получением “Роснефтью” китайского кредита в 6 млрд долл.3

Смысл оценки лондонским журналом “Экономист” решения об утверждении трассы ВСТО точно передан заголовком статьи, посвященной этому событию -“Трубы царя Соломона”4. Журнал использовал фабулу древней легенды о мудрости царя Соломона, сделавшего вид, что хочет разрубить младенца и разделить его части между двумя женщинами, претендовавшими на него, узнав тем самым, которая из них мать младенца. Разбив проект на две стадии по времени завершения и на два участка по направлению, Россия, по мнению журнала, получила возможность порознь вести переговоры по интересующим ее внешнеполитическим проблемам и с Китаем, и с Японией, добиваясь своих целей.

Итак, “соломоново решение” о создании в стране новой мощной трубопроводной системы состоялось, правда, оно стоило стране около 6 лет, потерянных в непрекращающихся дебатах. И, тем не менее, принятое решение призвано быть судьбоносным для экономики России, для внешней и внутренней политики страны.

Оценивая грандиозность поставленных задач, надо прежде всего определить масштабы региона, попадающего в сферу действия будущей системы ВСТО. Речь идет о Восточной Сибири и Дальнем Востоке, охватывающих два федеральных округа - Сибирский и Дальневосточный, включающие 26 субъектов Российской Федерации и сопредельные восточно-арктические и дальневосточные моря. По площади это больше половины России.

Могут возразить, отметив, что маршрут системы проходит в основном по южной части региона и далеко не охватывает весь регион. Формально это действительно так, но система, как она за-

мыслена, должна собирать воедино всю нефть, которая будет поставляться из глубин центральной и северной частей региона из новых месторождений по новым региональным трубопроводам. Во-вторых, что еще более важно и о чем говорится в последующих разделах статьи, система ВСТО, как убежден автор, должна положить начало и лечь в основу новой единой программы комплексного освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока, которая поглотит и Федеральную целевую программу “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 года”, “Программу создания на Востоке страны единой системы газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона” (далее

- “Программа газоснабжения ВСДВ и АТР”), части разрабатываемой “Газпромом” “Генеральной схемы развития газовой отрасли России”, касающейся региона Восточной Сибири и Дальнего Востока, и все другие программные документы, связанные с развитием производительных сил региона, воздействие которых пока так и не привело к радикальным преобразованиям края. Пока регион остается дотационным.

О неудовлетворительных попытках революционизировать преобразования региона говорят данные о выполнении инвестиционных программ социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. Так соответствующее Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 1972 г. было выполнено на 65%, Государственная целевая программа на 19862000 гг. - на 30%, Государственная целевая программа на 1996-2005 гг. (до 2002 г.) - на 1 0%5. Более того, за период 1996-2001 гг. население региона сократилось на 12%, валовый региональный продукт уменьшился на 12% и промышленная продукция снизилась на 10%.

Несколько слов о “Программе газоснабжения ВСДВ и АТР”. Эта программа разрабатывается по решению Правительства Российской Федерации и имеет целью создать комплекс научно-технических, проектных, производственно-техни-

ческих, организационных и финансовых мероприятий, направленных на формирование в регионе ВСДВ газовой промышленности и создание на этой основе условий для превращения Восточной Сибири и Дальнего Востока в динамично развивающийся регион, обеспечивающий достойные условия жизни и производственной деятельности проживающих в нем людей и создающий экспортную базу для поставок газа в АТР.

Добыча газа в регионе Восточная Сибирь - Дальний Восток будет развиваться на базе освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области, Чаяндинского нефтегазового конденсатного месторождения в Республике Саха (Якутия), месторождения углеводородов в Красноярском крае, а также шельфовых месторождений на острове Сахалин.

Разведанные запасы газа обеспечивают возможности добычи в регионе 60 млрд куб. м в год в 2010 г., 134 млрд куб. м в 2015 г., 168 млрд куб. м в 2020 г. и 207 млрд куб. м в 2030 г.

В разработке "Программы газоснабжения ВСДВ и АТР” в настоящее время рассматриваются три основных схемы осуществления проекта:

□ схема "Запад” предусматривает обеспечение внутренних потребностей региона и подключение Красноярского, Якутского и Иркутского газодобывающих центров Единой системы газоснабжения (ЕСГ) и экспортные поставки сетевого газа в Китай и Корею. Сахалинский центр обеспечивает сетевым газом потребителей Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев и сжиженным природным газом - Японию;

□ схема "Центр” предусматривает поставки газа для внутренних нужд региона и подключение Красноярского и Иркутского газодобывающих центров к ЕСГ. Якутский центр обеспечивает внутренние нужды региона и поставки газа в Китай. Сахалинский газодобывающий центр обеспечивает потребности в газе прилегающих территорий Дальнего Востока и экспортные поставки сетевого газа в Корею и СПГ в Японию;

□ схема “Восток” предусматривает поставки газа для внутренних нужд региона и подключение Красноярского и Иркутского газодобывающих центров к ЕСГ. Якутский центр работает автономно для обеспечения внутренних нужд прилегающих территорий. Экспортные поставки газа осуществляют только из Сахалинского центра.

Во всех трех схемах предусмотрена возможность строительства газопроводов-перемычек между четырьмя центрам и создание на их базе единой системы газоснабжения востока страны. В стадии проработки находится схема транспортировки газа без подключения восточного газодобывающего центра к ЕСГ.

Суммарные капитальные вложения в геологоразведочные работы, добычу, переработку и транспорт газа по территории России, Китая и Кореи составят по варианту “Восток” 31,6 млрд долл. США. По вариантам “Запад” и “Центр” инвестиции составят соответственно 36,7 млрд долл. и 35,6 млрд долл. США.

Выбор вариантов и быстрота реализации “Программы газоснабжения ВСДВ и АТР” во многом ускорится в результате окончательного решения проблемы вхождения “Газпрома” в Ковыктинский проект в качестве партнера “Русиа Петролеум” (держатель лицензии на разработку Ковыктинского месторождения), родственной компании ТНК-ВР (62,89% акционерного капитала). Интересы освоения региона и развития экспортной базы страны требуют быстрейшего подключения богатств Ковыктинского месторождения как к системе газоснабжения региона, так и к зарубежным потребителям в лице Китая и Южной Кореи. Целесообразно, чтобы “Газпром” ускорил свое решение по проекту, а Минприроды России смягчило свою позицию по вопросу отзыва лицензии у ее владельца, учитывая то, что компания не может начать разработку без получения решения “Газпрома” о своем участии в проекте.

Экспорт газа в Китай предполагается также организовать в рамках действующих федеральных целевых программ

и СРП Сахалин-1 и Сахалин-2 по строящемуся газопроводу "Сахалин - Комсо-мольск-на Амуре - Хабаровск”, вторая очередь которого предусматривает продление газопровода до Владивостока с выходом на Китай.

Поставки нефти и газа на экспорт в Японию и другие страны АТР, как предполагается, будут осуществляться с разрабатываемых месторождений Сахалина. Там же будет построен первый в России завод по производству СПГ.

Какие же общегосударственные проблемы призвана решить или помочь решить новая система ВСТО и "Программа газоснабжения ВСДВ и АТР”? Прежде всего, новостройки хозяйственно оживят, обогреют, обеспечат энергией, заселят и, следовательно, вдохнут жизнь в многочисленные районы, поселки, деревни и города по всему пути следования, а также в новых центрах нефтегазодобычи и развития сопутствующих производств.

Значение этого фактора невозможно переоценить: регион, занимающий по площади более 66% территории России, до сих пор концентрирует у себя лишь 18% населения страны, следствием чего является исключительно низкая плотность населения, составляющая 3,9 чел. на кв. м в Сибирском федеральном округе и 1,1 чел. на кв. м в Дальневосточном в сравнении с аналогичным показателем в Центральном федеральном округе, составляющим 58 чел. и в среднем по России в 8,4 чел. При этом приходится, с сожалением, признать, что заселенность региона после 1992 г. снижается в связи со значительным оттоком населения из-за резко ухудшившейся социально-экономической ситуации. Так население Дальневосточного округа за 1997-2004 гг. сократилось на 1,4 млн чел., или на 17,8%6. Особенно большой отток населения наблюдался в Чукотском АО (44,6%), Магаданской области (30,7%) и Корякском АО (27 ,3%).

Вклад региона в общероссийскую экономическую копилку невелик. Доля того же Дальневосточного федерального округа в валовом региональном продукте оценивается в 5,1%, в промышленном

производстве 5,4%, в сельскохозяйственной продукции 3,4%, а в основных фондах страны в 2003 г. составила 5,9%, в инвестициях в основной капитал 6,1% при удельном весе в территории России 36,3%. Промышленное и сельскохозяйственное производство в регионе традиционно в два раза ниже, чем в среднем по России.

Сибирский федеральный округ имел в 2003 г. долю в общероссийских основных фондах 11,5%, в инвестициях в основной капитал 8,6% при 30%-ой доле в России в целом.

Одной из главных причин медленных темпов осуществления преобразований в округах является сохраняющийся низкий уровень благосостояния населения региона. Так в Корякском АО до сих пор среднедушевой уровень дохода на 17% ниже официально установленного прожиточного минимума. Ненамного лучше складывается материальное положение населения в других частях гигантского региона. Вовлечение его в более активную экономическую жизнь должно коренным образом изменить социальную ситуацию.

Другой важной причиной низкого уровня развития региона, как это следует из примера Дальневосточного федерального округа, являются высокие энергетические и транспортные издержки, обуславливающие самую высокую в стране ценовую нагрузку электроэнергетики на потребителей7. Так тариф на электроэнергию, отражающий издержки ее производства в округе, в 1,6 раза выше среднероссийского значения, на Сахалине в 2 раза выше, а на Камчатке в 3,5 раза выше. На самом деле ценовая нагрузка электроэнергетики на потребителей была бы еще выше, если бы государство прекратило дотирование из федерального бюджета. Строительство системы ВСТО, реализация “Программы газоснабжения ВСДВ и АТР”, других мероприятий, которые могли бы быть включенными в специальную единую программу освоения региона, смогли бы коренным образом изменить существующую ситуацию и революционизировать освоение региона.

Изменения в энергетической ситуации в регионе позволило бы интенсифицировать доступ к его другим природным богатствам, что еще более ускорило бы освоение Сибирского и Дальневосточного округов. Пример Дальневосточного региона показывает, насколько богат край природными ресурсами. На территории округа сосредоточено более 35% запасов России каменного угля, 30% гидроэнергетических ресурсов, около 61% руд цветных металлов, 30% запасов древесины, почти 100% алмазов, 10% железной руды8. Регион имеет лидирующие позиции в добыче биоресурсов, располагая 60% всех промышленных мощностей российского флота.

Именно комплексное освоение нового региона позволило бы еще раз после освоения Западной Сибири претворить в жизнь пророческие слова М.В. Ломоносова о том, что “богатства России Сибирью прирастать будут”. Однако не только это диктует необходимость обратить взгляд на Восточную Сибирь и Дальний Восток. Дело в том, что интенсивно разрабатываемые крупные месторождения полезных ископаемых, на которые приходится значительная часть экспорта и внутреннего потребления России, находятся на стадии падающей добычи. И освоение новых регионов будет как раз кстати для восстановления прогрессирующего недобора. Так по словам министра природных ресурсов Ю. Трутнева, выработанность запасов основных нефтегазоносных провинций составляет на Северном Кавказе 7080%, в регионах Урала - Поволжья - 50-

7 0%, в Западной Сибири - свыше 45%9. Добыча нефти упала с 26 т/сутки в 80-х годах до 8-10 т/сутки к концу 2001 г. Ухудшились возможности добычи в России и других полезных ископаемых.

Однако претворение в жизнь идеи ускоренного комплексного освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока является трудновыполнимой задачей. Степень разведанности региона Восточной Сибирь

- Дальний Восток крайне низкая. По данным руководителя Федерального агентства по недропользованию А.А. Ледовс-

ких, разведанность только на углеводородное сырье составляет всего лишь около 7% территории сибирской платформы и около 10% - дальневосточного регио-на10. Но и при такой слабой изученности на долю региона приходится 27% газовых и 21% нефтяных ресурсов России. Начальные суммарные ресурсы углеводородного сырья, по разным оценкам, составляют 100-140 млрд т у.т., в том числе по дальневосточной акватории - 19 млрд т у.т.

Рентабельная часть прогнозных ресурсов оценивается здесь в 5,2 млрд т извлекаемой нефти и 13,7 трлн куб. м газа по Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия). На Дальнем Востоке, включая шельфы, рентабельные ресурсы составляют 1 млрд т нефти и 5,3 трлн куб. м газа, т.е. после сложения рентабельная часть потенциальных ресурсов в целом по региону оценивается в 6,2 млрд т по нефти и 19 трлн куб. м по газу. По мнению А.А. Ле-довских, этих ресурсов вполне достаточно для обеспечения как внутренних потребностей региона, так и для экспорта в страны АТР.

Оценка бывшего министра природных ресурсов России, ныне президента Российского геологического общества В.П. Орлова, несколько отличается от оценок А.А. Ледовских. Прежде всего В.П. Орлов оценивает степень разведанности ресурсов углеводородов на сибирской платформе всего лишь в 4,5%, т.е. значительно ниже, чем оценка А.А. Ледовских, а на шельфе - 8%11. Начальные суммарные ресурсы углеводородов в пределах Восточной Сибири - Республики Саха (Якутия) составляют, по оценке В.П. Орлова, 95 млрд т у.т., из которых 59 млрд т могут быть отнесены к потенциально извлекаемым при благоприятном уровне мировых цен. В целом по региону, с учетом дальневосточных морей, общие потенциальные извлекаемые ресурсы оцениваются в 69 млрд т у.т., в том числе нефть 18,5 млрд т и газ 50,5 трлн куб. м. При этом В.П. Орлов предупреждает, что извлекаемые ресурсы могут оказаться ниже, чем приведенные в прогнозных расчетах и что они должны быть скорректированы понижающими коэффициентами. В целом по тер-

ритории и шельфам России восточнее реки Енисей (за исключением шельфа северных морей) потенциал добычи, по В.П. Орлову, составляет 60-90 млн т в год по нефти и 135-160 млрд куб. м по природному газу.

Нефтеносный потенциал суши Восточной Сибири и шельфов Дальнего Востока, делает вывод В.П. Орлов, вполне достаточен для формирования двух нефтегазовых комплексов, которые в перспективе состыкуются между собой и с западносибирским комплексом. Интересы быстрейшего освоения месторождения, а также необходимость компенсировать выпадающую добычу других регионов обуславливают высокую экспортную составляющую в эксплуатации двух новых комплексов и в создании транспортной инфраструктуры, оцениваемых В.П. Орловым в 100-120 млн т нефти и 75-100 млрд куб. м газа12.

Не вызывает сомнения тот факт, что достижение Китаем новых ориентиров развития приведет к еще большему росту импортных потребностей страны, сохранению за ней роли важнейшего конъюнктурообразующего фактора на мировых рынках сырья, энергоресурсов, многих полуфабрикатов и готовых изделий. Особенно увеличатся потребности Китая в топливно-энергетических ресурсах, в первую очередь нефти. По оценкам МЭА, спрос на импортную нефть в стране возрастет до 500 млн т в 2030 г. При этом следует учитывать, что в начале 90-годов Китай нефть вообще не импортировал. Все это увеличит импортную зависимость страны до 75%. Не окажутся лишними в Китае и импортные поставки нефтепродуктов, газа и электроэнергии.

Динамично развивающийся импорт нефти в Китай все больше становится важнейшим конъюнктурообразующим фактором развития мирового рынка. В этой связи журнал “Экономист” писал, что, несмотря на то, что удельный вес Китая составляет лишь 8% мирового потребления нефти против 25%, представляющих долю США, именно на Китай приходится не менее одной трети увеличения глобального спроса на нефть за последние

три года, что в два раза превышает вклад Америки. Eсли существующее положение сохранится, цена на нефть в ближайшие два года достигнет 7Q долл. за барр.13

Стремясь гарантировать будущие поставки становящейся все более дефицитной нефти, китайские национальные компании ищут по всему белому свету ее источники, инвестируя огромные суммы для достижения своих целей. По данным The Wall Street Journal, со ссылкой на аналитиков в области мировой энергетики, вложения китайского капитала в нефтяную и газовую промышленность за рубежом за последние несколько лет оцениваются в 4Q млрд долл.14 Характерно, что для развития собственной нефтегазовой промышленности китайские организации с успехом используют соглашения по разделу продукции с иностранными компаниями, общее число которых составляет около 2QQ против 4 в России.

Китай начинает наступать на пятки великим державам и в области научнотехнических достижений. Лучшим подтверждением этому является успешный, начиная с 199B г., запуск 4Q спутников и осуществление пилотируемого космического полета. За период с 1992 по 2QQ3 г. Китай более чем в 2 раза увеличил долю ВВП, затрачиваемую на НИOКР, тогда как США топтались на месте. За этот период Пекин ежегодно увеличивал число докторов технических наук на 14%, в то время как соответствующий показатель в США падал. Более того, в настоящее время американские университеты присуждают китайским гражданам четверть общего числа докторских званий в области науки и техники. За тот же период экспорт Китая продукции высоких технологий увеличивался ежегодно на 22%, а в США -уменьшался. Все это явилось результатом общего роста расходов на НИOКР в Китае. На эти цели в 2QQ3 г. Китай тратил 15 млрд долл. (1,3% ВВП]. Это обеспечило ему третье место в мире после США и Японии по расходам на науку.

Важно отметить, что успешно действующая модель экономического роста Китая сочетается с неуклонным укрепле-

нием вооруженных сил. В настоящее время Китай располагает самой большой армией в мире, насчитывающей 2,5 млн чел. против 1,43 млн чел. в США15. По оценке западных экспертов, военные расходы в Китае занижены на 50-75% против официально объявленных данных.

В российско-китайских отношениях нужно всемерно развивать дружественные начала, максимально увеличивая торговый, научно-технический и культурный обмен. В этой связи быстрейшее строительство системы ВСТО и направление экспортного потока газа из Ковыкты как раз лучшим образом будет служить этой цели. Поставки нефти и газа в Китай сыграют положительную роль в укреплении внешнеэкономических связей обеих стран, а также в какой-то степени остудят пыл на мировом нефтяном рынке. Денег у Китая на оплату импорта и улучшения транспортной инфраструктуры в примыкающей к г. Сковородино и Ковыкте территории вполне достаточно. Никогда не следует забывать, что только положительное сальдо Китая в торговле с одной страной - США в 2004 г. достигло рекордного уровня в 162 млрд долл., что лишь на 20 млрд долл. меньше всего российского экспорта по стоимости (181 млрд долл. в 2004 г.). Однако нам надо учитывать печальный опыт “Газпрома”, проигнорировавшего в свое время народную мудрость о том, что в Тулу нельзя ездить с своим самоваром, а это привело к тому, что построенный за большие деньги газопровод в Турцию, получивший название “Голубой поток”, не оказался эффективным вложением капитала и дал в условиях безаль-тернативности поставок повод Турции шантажировать российскую компанию и с ценами, и с новыми капиталовложениями в местную распределительную инфраструктуру. Поэтому успешность российских поставок на китайский рынок будет тогда гарантирована, когда войдет в строй основная магистраль, обеспечивающая выход российской нефти к Тихому океану и дающая, кстати, возможность Китаю покупать нефть и в бухте Перевозная, использовав ее для снабжения своих НПЗ, расположенных в береговых районах. Но

наилучшим и надежным решением проблемы укрепления и расширения российско-китайских торговых и экономических связей могла бы явиться именно реализация комплексной программы развития производительных сил Восточной Сибири и Дальнего Востока с максимально быстрым и интенсивным заселением и обжи-ванием крупнейшего региона страны, что даст огромный стимул внешнеторговому обмену между Китаем и Россией.

Говорят, что российский орел на гербе Российской Федерации смотрит одной головой на Запад, а другой на Восток. Надо сделать так, чтобы голова, обращенная на Восток, зорко следила за событиями по ту сторону Амура, сохраняя при этом доброжелательность во взгляде.

Создание нового экспортного пути в виде новой системы нефте- и газопроводов и осуществление более широкого комплекса мероприятий по обустройству региона и развитию его экспортной базы призвано сыграть огромную роль в укреплении и диверсификации экспортного потенциала и экспорта России, в обеспечении на этой основе поступательного развития экономики. Как показывает опыт многих стран именно развитие экспорта позволило им обеспечивать нужный темп экономического роста и в конечном счете достижения экономического благополучия. Так, прежде чем явить себя миру в качестве "экономического чуда” Японии потребовалось 27 лет обеспечения среднегодового прироста экспорта в 14,2%, Южной Корее 35 лет (темп прироста экспорта 21,5%), Малайзии 28 лет (10,2%), Китаю 24 года (11,9%)16. При этом этим странам было неважно, что экспортировать - сырье, сложную технику, готовую дешевую одежду - лишь бы экспортировать и с помощью экспортного рычага задавать нужный темп экономическому развитию. Характерно, что Китай тем самым обеспечивает, начиная с 80-х годов, нужный рост ВВП в 9,5%, что позволяет ему с лихвой обеспечивать удвоение ВВП каждые 10 лет.

Поставленная перед Россией задача добиться удвоения ВВП в течение ближайших 10 лет может быть выполнена в значительной степени, опираясь на раз-

витие экспорта и совершенствование его базы. В этом отношении осуществление экономических преобразований в регионе Восточная Сибирь - Дальний Восток будет лучшим, наиболее эффективным вкладом в укрепление могущества России как державы в условиях активно развивающихся в мире процессов глобализации.

К сожалению, путь России к ускоренному экономическому развитию через формирование экспорта топливно-сырьевых товаров (поскольку других пока нет) встречает сопротивление со стороны сторонников развития России по другому высокотехнологическому пути, не считаясь с отсутствием сегодня материальных средств, которые как раз и зарабатываются пока именно с помощью сохранения сырьевого экспорта, не принимая во внимание то обстоятельство, что именно умелое распоряжение своей сырьевой базой и ее наличие остается главным и на сегодня практически единственным конкурентным преимуществом России по сравнению с другими странами. У нас неустанно повторяют, что над Россией висит сырьевое проклятие, что она тяжело больна "голландской болезнью”, осложненной приступами "венесуэльского недуга”, рассказывают печальную историю про испанского короля, так и не излечившего страну несколько веков тому назад от избытка золота и серебра, являвшихся в то время субститутом современных нефтедолларов. Очень популярно также утверждение о том, что высокие цены на энергоносители невыгодны России, потому что они якобы развращают чиновников, перестающих хорошо работать.

Автор на страницах журнала "Нефть России” подробно отвечал сторонникам идеи о свертывании ТЭКа и экспорта нефти и газа17.

Тем не менее, хотелось бы поверить, что в компенсацию за тяжелый для жизни климат и весьма трагичную историческую судьбу нас щедро наградили природными ресурсами, что нам дает возможность широко использовать их на благо россиян. Из таблицы 1 видно, каким потенциалом располагает Россия по сравнению с другими регионами плане-ты18.

Таблица 1

Запасы основных видов природных ресурсов в расчете на душу населения

Страна и континент Нефть с учетом конденсата, т/чел. Природный газ, тыс. т/чел. Железная руда, т/чел. Уголь, руда, т/чел. Пашня, га/чел. Пресная вода тыс. куб. м на чел. Лес, га/чел.

Россия 141,58 32,2 1364,5 388,7 0,86 28,0 6,11

Европа 4,06 1,8 86,4 52,0 0,29 4,9 0,23

Азия 27,09 17,0 131,3 8,5 0,13 3,7 0,10

Африка 13,17 11,9 167,3 28,3 0,22 4,8 0,55

Северная Америка 34,16 28,0 1724,8 94,2 0,65 14,6 1,31

Южная и Центральная Америка 26,8 13,0 49,6 42,0 1,18 40,7 2,98

Австралия и Океания 19,0 20,9 1393,3 624,7 2,26 30,83 2,23

Всего в мире 26,1 23,5 244,6 36,1 0,24 7,42 0,96

Источник: аналитические материалы, подготовленные группой ученых РАН под руководством академика Д. В. Рундквиста.

Россия, таким образом, является мировым лидером по запасам на душу населения нефти, природного газа и леса. Второе место принадлежит ей по запасам угля и железной руды и третье - по запасам пресной воды и пашни.

Надо умело использовать эти богатства и обратить их на благо нации, на создание высокоэффективной многопрофильной экономики.

Осуществление намечаемых самой жизнью планов освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока открывает для России новые горизонты в развитии экспорта и существенного увеличения экспортного потенциала. По сути дела, речь идет

о создании новой экспортной базы России, не только базы, но и плацдарма для выхода в наиболее динамично развивающийся район мира с огромными емкими рынками, требующими во все больших масштабах устойчивого долгосрочного снабжения их нефтью, газом, электроэнергией, лесом, целлюлозно-бумажной продукцией, металлами, удобрениями, нефтехимикалиями и др.

Все это открывает новые возможности для России своевременно вписаться в формирующуюся интеграцию стран АТР и существенно расширить двустороннее экономическое сотрудничество с Китаем, Южной Кореей, Японией, Индией, Австралией и другими странами региона. Кроме того, Россия для себя получит новые возможности географической диверсификации своего экспорта, что позволит ей лучше маневрировать экспортными потоками, добиваясь максимизации экспортной эффективности и оптимизации использования своих конкурентных преимуществ в области торговли энергосырьевыми товарами. Более того, при строгом обеспечении системного, комплексного подхода к разработке и осуществлению планов освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока можно рассчитывать и на осуществление структурных изменений в экспорте, повышением в нем доли овеществленного труда, увеличения в ассортименте экспорта готовой продукции глубокой переработки. Можно предположить, что на базе доставляемой к морю нефти и транспортируемого с Сахалина и Ковыкты

газа будет освоено производство на экспорт высококачественных нефтепродуктов, удобрений, нефтехимикатов, гелия и других продуктов, не говоря о том, что наличие энергии и сырья заложат основу для многопрофильного промышленного развития. О выгодности облагораживания традиционно производимого в регионе сырья говорит пример с круглым лесом, являющимся основой лесоэкспорта Дальнего Востока. Одна тонна круглого леса дает при экспорте лишь 40 долл. выручки, тогда как 1 тонна лесобумажной продукции, завозимой в страну, стоит около 500 долл. Хорошие перспективы имеет и сбыт за границу коксующихся углей, цена на которые за 2002-2004 гг. выросла вдвое.

Таким образом, хозяйственное освоение второй половины России все больше становится объективной необходимостью, требующей безотлагательных мер, общероссийского подхода, вхождения составной частью в общенациональную идею. Главное не повторить ошибки БАМа

- долгострой (17 лет) и что еще более важно - некомплексный подход к освоению прилегающих территорий, превративший "стройку века” в очередную пирамиду развитого социализма.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что освоение гигантского региона потребует мобилизации огромных средств

- иначе атака захлебнется. Сколько будет стоить осуществление гигантского проекта вопрос к разработчикам. Мы же может ориентировочно оценить ожидаемые затраты на прирост сырьевой базы по нефтегазовому комплексу. Воспользуемся данными уже цитированного выше В.П. Орлова. Согласно расчетов бывшего министра природных ресурсов, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте, начальные затраты в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока потребуют 5 долл./т нефти, а капитальные затраты на обустройство, включая нефтепроводы, соединяющие с основными магистралями, еще 15 долл./т запасов. Но главное это запасы. Обычным нормативом для рентабельности месторождения является 1520-кратная обеспеченность годовой до-

бычи. Таким образом, потребность в начальных инвестициях на 1 млн т ожидаемой добычи составляет 300-400 млн долл., а на оцененный В.П. Орловым потенциал региона в 60-90 млн т годовой добычи - 16-36 млрд долл. Согласно "Энергетической стратегии России на период до 2020 года”, освоение месторождений газа Восточной Сибири и Дальнего Востока потребует 35 млрд долл.

Анализ официальной статистики показывает, что с инвестициями даже в такой казалось бы привлекательный сектор, как нефтедобывающая промышленность в России, дела обстоят далеко не так блестяще. «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» определяет объем инвестиций, необходимых для выполнения намеченных показателей в нефтяной и газовой промышленности, в 400-460 млрд долл., или 25-26 млрд долл. в год в период 2004-2020 гг. Однако фактически в эти отрасли инвестируются много меньше. Так, в 2004 г. инвестиции в основной капитал в этих секторах ТЭК составили примерно 14 млрд долл., или 60% от намеченного уровня.

Крупномасштабные инвестиции потребуются и в других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, если будет принято решение на осуществление проектов хозяйственного освоения региона, что обусловит необходимость разработки специальной программы привлечения инвестиций на восток страны.

Учитывая, что инвестор приходит только туда, где сформированы выгодные, стабильные, предсказуемые и прозрачные условия работы, необходимо для выполнения намечаемых планов в отношении развития Восточной Сибири и Дальнего Востока заблаговременно так отрегулировать законодательную базу России, чтобы она была сориентирована на привлечение максимального объема отечественных и иностранных инвестиций. Под этим углом зрения должны быть проанализированы и налоговый кодекс России, и законодательство о недрах, и закон о СРП, и проект закона о концессиях и ряд других законодательных актов. Помимо включения

в них общепринятых в мировой практике норм, обеспечивающих неизменность законодательства на срок инвестирования, законодательные акты должны предусматривать ряд льгот для инвесторов при выполнении проектов освоения восточносибирского и дальневосточного регионов, например, предоставление налоговых каникул на срок 5-10 лет, льготные нормы амортизационных списаний, дифференциаций налогового режима в зависимости от степени применения новых технологий и др. Предоставляемые льготы и гарантии должны быть одинаковыми и для отечественного, и для иностранного капитала.

Бесспорным условием должны быть правовые гарантии в отношении государственного вмешательства в частный бизнес, предусматривающие возможности апелляции к независимым судам и арбитражам.

Учет специфики работы в трудно доступных регионах должен распространяться и на трудовое и миграционное законодательство, которое должно предусматривать поощрительный режим для переселенцев в регион Восточной Сибири и Дальнего Востока, в первую очередь русскоязычного населения из других стран и отдельных регионов России, а также из стран СНГ. Продуманной должна быть миграционная политика в отношении китайских мигрантов. Исключая дискриминационные меры, она, тем не менее, должна предусматривать механизмы строго контроля за миграцией, более жесткий пограничный режим и выполнения регистрационных процедур, а также обеспечивать антикоррупционные меры, направленные против местных органов власти в регионах, соседних с Китаем. Особого упорядочения заслуживает в законодательном оформлении существующая пограничная торговля с Китаем.

Чтобы избежать характерную для России суматоху и отсутствие координации действий на уровне разных ведомств, очевидно, потребуется создать новые организационные формы руководства и исполнения проекта. По нашему мнению, лучшим решением этой проблемы было бы

создание независимого федерального агентства по освоению Восточной Сибири и Дальнего Востока с непосредственным подчинением Председателю Правительства Российской Федерации.

Освоение нового региона имеет огромное международное значение. В начале XXI века мир вступил в новую эпоху, для которой характерным стал дефицит нефти и природного газа. Хронический недостаток этих энергоресурсов привел к тому, что цены на нефть, а вместе с ними и цены на газ, начали испытывать повышательную тенденцию, в результате чего цена на нефть, равная 10 долл. за барр. в 1998 г., выросла до более 50 долл. за барр. в 2005 г. И если не будут задействованы новые месторождения нефти, мир столкнется с острым хронически кризисом в снабжении нефтью. Конечно, трудности в поддержании устойчивого снабжения не означают абсолютного истощения нефтяных запасов, просто на этом этапе получен сигнал об исчерпании запасов дешевой нефти и необходимости перехода на более труднодоступные месторождения и альтернативные источники. В этом смысле время, когда страны-потребители могли рассчитывать на дешевые нефть, нефтепродукты и природный газ, закончилось.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение глобальной энергетической безопасности осложнилось дополнительной проблемой - сохранением политической неустойчивости в основном нефтедобывающем регионе мира, осложненной острым конфликтом.

Появление на мировой арене нового района снабжения нефтью и природным газом в лице Восточной Сибири и Дальнего Востока не может не приветствоваться как развитыми, так и развивающимися странами, импортная зависимость которых постоянно растет. В этой связи одной из основных тем в период председательства России в 2006 г. в "Группе восьми”, которая, как ожидают, будет обсуждать проблемы глобальной энергетической безопасности, могла бы явиться тема освоения нового нефтегазоэкспортирующего канала в лице Восточной Сибири и Дальнего Востока как фактор укрепления международной энергетической безопаснос-

ти. Это позволило бы обсудить не только возможности снабжения США, Японии, Китая и ряда других стран нефтью и газом, но и связать наш новый вклад в международную систему энергетической безопасности с возможностями оказания содействия России в осуществлении этого жизненно важного практически международного проекта в экономическом, финансовом, технологическом плане с зафиксированными обязательствами стран-участ-ниц совещания "Группы восьми”. Конечно, внесению этого предложения в повестку дня Совещания Группы и всех предшествующих мероприятий должно быть предпослано краткое изложение концепции проекта, сделанное на самом высоком уровне.

Принятие предложения России и его реализация означали бы крупнейших вклад ведущих держав в систему международной энергетической безопасности. Россия, в свою очередь, готова широко открыть окно на Тихий Океан.

Примечания:

1 Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2004 г., № 1738-Р.

2 См. А. Арбатов и М. Белова. Ненужная труба // "Нефть России”, № 3, 2005; В. Андрианов. Нефтегазовая terra incognita. // "Нефть России”, № 4, 2005.

3 "Ведомости”, 29 апреля 2005.

4 "The Econimist”, May 7 2005, p.

59.

5 Стратегия макрорегионов России. Под ред. А. Гранберга. - М.: Наука, 2004, с. 603.

6 Н. Ушаков. Воздействие миграци-

онного фактора на развитие экономики Дальневосточного федерального округа. // БИКИ, 1 5 марта 2005.

7 А. Чиркин. Экономическое положение российского Дальнего Востока для безопасности РФ. // "Внешнеэкономический бюллетень”, № 7, 2005.

8 "Проблемы Дальнего Востока”, № 2, 2004, с. 68.

9 Ю. Трутнев. О долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России. // "Минеральные ресурсы России”, № 5-6, 2004, с.5.

10 А.А. Ледовских. Геополитические аспекты добычи нефти и газа и варианты развития ТЭКа на Востоке России. // "Минеральные ресурсы России”, № 1, 2005.

11 В.П. Орлов. Ресурсное обеспечение нефтегазовых магистралей Восточной Сибири и Дальнего Востока. // "Минеральные ресурсы России”, № 3, 2003, с.38.

12 В.П. Орлов. Восточный сектор сырьевой политики России. // "Минеральные ресурсы России”, № 1, 2004, с. 5.

13 ”The Economist”// Febr. 19th, 2005, p. 64.

14 The Wall Street Journal (Europe). May 20, 2005.

15 "Известия”, 15 марта 2005.

16 "БИКИ”, 4 сентября 2004.

17 "Нефть России”, №№ 9, 10,

2005.

18 А. Семенов. Управление инновационными процессами. // "Экономист”, № 5, 2005, с.50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.