Научная статья на тему 'Восточная народная картинка в русских музеях'

Восточная народная картинка в русских музеях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восточная народная картинка в русских музеях»

Дмитрий Александрович Ровинский (1824-1895) родился в семье полицеймейстера и, сохраняя семейную традицию, окончил Петербургское училище правоведения (1844 г.). Переехав в Москву, начал работать стряпчим1, быстро продвигаясь по служебной лестнице. В 1850-1853 гг. был товарищем председателя Московской уголовной палаты, затем получил должность московского губернского прокурора. Он был активным и одним из наиболее либеральных участников подготовки и проведения судебной реформы 1864 года. Его девизом было: «...быть прежде всего людьми, а не чиновниками, служить делу, а не лицам, опираться на закон, но объясняя его разумно, с целью сделать добро и принести пользу, и домогаться одной награды - доброго мнения общества.»2 (из напутствия будущим следователям).

В 1868-1870 гг. служил председателем Уголовного департамента Московской судебной палаты. С 1870 г. и до своей кончины Д.А. Ровинский состоял в должности сенатора Уголовного Кассационного департамента, для чего ему пришлось переехать в Петербург, но он часто бывал в Москве.

С 1840-х гг. Дмитрий Александрович увлёкся коллекционированием русских народных картинок-лубков, а также гравюр, первоначально западноевропейских мастеров, потом и отечественных. Коллекция русских народных картинок-лубков Д.А. Ровинско-го, образцов так называемого наивного искусства, считалась одной из наиболее полных коллекций такого рода3. 1780 листов из этого собрания были опубликованы в его сочинении «Русские народные картинки»4.

При подготовке этого издания ему надо было проверить популярную в середине XIX века теорию, которая заключалась в том, что русская культура, русский язык, русская народная картинка-лубок имеют не-

кие восточные, в частности, древнеиндийские корни. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, в середине 1870-х гг. он совершил кругосветное путешествие.

Удостоверившись в несостоятельности этой теории, он продолжил своё путешествие и везде, где побывал, покупал гравюры и рисунки. Известно, по крайней мере, о японской, китайской и индийской коллекциях Дмитрия Александровича.

К сожалению, он не вёл дневников, не делал каких-либо заметок для памяти. Правда, остались многочисленные письма, но и в них нет подробных описаний этого путешествия, только отрывочные упоминания. Неизвестно даже, когда именно он уехал и вернулся домой, когда находился в той или иной стране. В личном фонде Ровинского в Отделе рукописей Государственного Музея изобразительных искусств им А. С. Пушкина (ГМИИ) хранится паспорт с турецкой визой, открытой с 26 марта 1875 г., и японский паспорт, но без перевода, не установлен даже год его выпуска.

В предисловии к книге Д.А. Ровинского «Подробный словарь русских граверов ХУ1-Х1Х вв.» его ближайший друг и издатель Николай Петрович Собко5 написал, что он семь месяцев работал над изданием этой книги в то время, пока Д.А. Ровинский был в путешествии, вплоть до его возвращения в 1876 г.6

В одном из писем Дмитрия Александровича тоже упоминаются семь месяцев странствий7. По-видимому, это был период 18751876 годов. Справедливости ради следует привести цитату из «Русских народных картинок», где дается другая дата: «В 1874 году я купил коллекцию таких картинок (листового размера) в Калькутте и Бомбее»8. Возможно, это простая опечатка. Г.В. Павлова, сотрудник отдела гравюры Русского музея,

-о£>

пишет, что кругосветное путешествие было совершено в 1875 году9.

В письме Дмитрия Александровича без даты, адресованном его близкому другу Алексею Егоровичу Викторову10, есть упоминание о маршруте: «Вы спрашиваете [про] моё путешествие; вот мой маршрут: Берлин, Рим, Неаполь, Броджа (?), Бари, [НРБ]11, Бриндизи, Александрия, Суэц, Аден, Бомбей. В Индии месяца: Аллахабад, Калькутта, Дарджилинг (в Гималаях у Бурьмы), Бенарес, Каунпор, Люкнов, Агра, Дели, Лагор, Умбала12, Симла (в Гималаях), Аллахабад, Бомбей, Карли, Гейдерабад, Мадрас, Тричинополи, Танджор, Мадура - и назад в Мадрас.

Цейлон - Pointe de Galle, Коломбо -Канди - кофейные плантации - Нувара Элия и назад в Pointe de Galle.

Сингапур через Панька13 на Яву. Батавия, [НРБ], Бандунг, [НРБ] и назад в Сингапур. Гонконг - в Кантон и назад.

В Йокогаме в Жёлтом море вынес 4-дневный жесточайший тайфун, в который погибло множество кораблей, а наш пароход страшно поломало.

В Японии 18 дней. Хиого14, Осака, Киота и назад Йокогама, Йеддо15 и назад. Из Йокогамы в Сан-Франциско.

Путешествие по Калифорнии в Неваду к допотопным деревьям в 4-5 сажен в диаметр!

Огден - к мормонам на Солёное озеро; [НРБ] каньон.

Чикаго - Ниагарский водопад, Нью-Йорк.

В Ливерпуль - Лондон - Париж - Берлин - Санкт-Петербург (7 мес. без 10 дней).

Точно сон какой мерещится: перед глазами столько нового, что вся жизнь моя будто надвое раздвоилась: с одной были семь месяцев путешествия, с другой всё остальное.

Только не советую в Индии летом ездить. 42° в тени (в Лагоре), пятимесячные парения и железное здоровье подкосить мо-гут»16.

Общее впечатление от этого путешествия он выразил в письме тому же адресату:

«Про моё путешествие скажу вам, что это сказочная Шехерезада, и я теперь ещё едва-едва опомнился. Пять месяцев пожил в сорокоградусной жаре, исхудал, поседел и теперь только стал приходить в прежнее состояние.

84 дня одного моря, пища по большей части в английском вкусе с перцем и чесноком, опасностей тоже немало. Но, несмотря на всё это, я бы с радостью повторил это путешествие (только не в летнее время), так много любопытных и сказочных видов я в нём насмотрелся; теперь всё тянет на Восток; Европа в роли Швейцарии немного потеряла прежний интерес»17.

В.Я. Адарюков18, составитель наиболее полной биографии Д. А. Ровинского, писал: «В целях разыскания первообразов наших картинок Ровинский побывал в Китае, Индии, Японии, Египте, Марокко, Алжире и на острове Ява, откуда привёз массу картинок. Не зная ранее английского языка, Ровин-ский перед путешествием на Восток предварительно целый год посвятил на его изуче-

19

ние» .

Возможно, в арабских странах (Египет, Марокко, Алжир) Ровинский побывал в какое-то иное своё путешествие, но, с другой стороны, В.Я. Адарюков не упомянул Америку, может быть из-за того, что Дмитрий Александрович ничего не привёз оттуда. Можно с уверенностью сказать, что он посетил Иерусалим: в недатированном письме

А.Е. Викторову он писал: «На пасхе буду в

20

Иерусалиме, вас помяну» . В «Русских народных картинках» он описывает своё посещение храма Гроба Господня в 1873 году21. Здесь же есть упоминание о посещении Каирского музея22, о виденных им в Египте бродячих певицах23.

Д.А. Ровинский скоропостижно скончался на 71-м году жизни, оставив незаконченными несколько книг об отечественной и европейской гравюре. К какой-либо систематизации, описанию своих восточных коллекций он и не приступал, да и вряд ли собирался: так много ещё оставалось планов по исследованию русских и европейских мастеров. Но в «Русских народных картин-

ках» есть несколько упоминаний о том, что он видел в это путешествие, например: «Во время путешествия моего по Индии в 1876 году я накупил множество таких картинок, деланных от руки, в Бомбее, Бенаресе, Калькутте, Танджоре и Трихинаполи: в числе их две с эпизодами битвы мышей с кошками; в Каирском музеуме случилось мне видеть несравненно древнейший рисунок на остатке древнего египетского папируса, на котором изображена осада кошачьей крепости мышиными войсками»24.

Путешествия Ровинского дали ему возможность сравнить русский лубок с народными картинками других стран: «По формату и стилю русские народные картинки, резанные на дереве, ближе всего подходят к старинным немецким картинкам. по мастерству и раскраске они имеют некоторое сходство с индийскими народными картинками, изображающими разных богов и продающимися до настоящего времени в Калькутте, Танджоре и Трихинаполи, а также со старинными картинками на дереве, китайскими и японскими»25.

В примечании к этому сравнению Д.А. Ровинский даёт краткое описание того, что он увидел на Востоке: «В 1874 году я купил коллекцию таких картинок (листового размера) в Калькутте и Бомбее. В Танд-жоре и Трихинаполи я нашел такие же картинки, но гораздо большего формата и литографированные в одних контурах, для раскраски, а не резанные на дереве. В Китае и Японии я не мог отыскать новых картинок, резанных на дереве, кроме тех, которые печатались на чайных ящиках. Затем в Калькутте, так же как и на Яве и в Китае (в Кантоне), в настоящее время в большом ходу изображения богов, сделанные от руки, чрезвычайно яркими красками, с золотом и серебром; цена таких картинок листового размера: в Калькутте - по 6 руб. за сотню; в Китае же большие картины ценятся от 1 до 3 рублей за штуку. В Бенаресе англичане печатают красками обои, на которых изображаются все индийские боги; бедный человек может купить себе кусок этих обоев аршина в полтора длиною и получить за безделицу

целую коллекцию богов для своего обихода. В Японии новейшие народные картинки печатаются красками, одни посредством хромолитографии, а другие посредством деревянных дощечек, заменяющих хромолитографические камни, как в старинных итальянских гравюрах на дереве в две тени; это лучшие народные картинки в целом мире»26.

По завещанию Д.А. Ровинского его уникальная коллекция гравюр и библиотека были переданы в дар Эрмитажу, Румянцевско-му музею, Публичной библиотеке и Академии художеств. В настоящее время восточная часть коллекции Дмитрия Алексеевича хранится в ГМИИ имени А. С. Пушкина за исключением папки с индийскими народными картинками, которая была подарена самим коллекционером Императорской Публичной библиотеке (Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург)27.

Впервые восточная гравюра Дмитрия Александровича была представлена публике на выставке «Народная картинка России, Европы и Азии из коллекции Д.А. Ровинского», которую устраивал ГМИИ в 1997 г. Из пресс-релиза можно почерпнуть некоторую информацию по интересующей нас теме: «Самой неизвестной для зрителя частью восточного собрания народной картинки Д.А. Ровинского является китайский лубок XIX века - няньхуа. Это поздравительные новогодние открытки с благими пожеланиями, изображения богов народной мифологии и буддистского пантеона, декоративные картинки, "портреты" красавиц и детей. С середины XIX века в Китае распространяется театральный лубок и лубок-иллюстрация к литературным произведениям, преимущественно из истории Китая. Все они отмечены красотой рисунка и изысканностью цвета. Одним из редких экспонатов выставки, свидетельствующих о проникновении в Китай западных влияний, является изображение велосипедистов на улице в Тяньцзыне.

В коллекции Д.А. Ровинского свыше 150 японских гравюр. Однако, поскольку недавно в музее прошла выставка японской гравюры, на данной выставке мы ограничились показом всего нескольких гравюр на дереве

школы укие-э. Особой прелестью отличается изображение красавицы художника Ёси-

28

тора, отпечатанное на тёмной ткани» .

Следует добавить, что японские гравюры из коллекции Д.А. Ровинского можно посмотреть на сайте «Японская гравюра VIII— XIX веков» (www.japaneseprints.ru).

Индийской части коллекции Д.А. Ровин-ского повезло больше, о ней есть достаточно подробная информация. Коллекция состоит из лубков, гравированных на дереве и раскрашенных акварелью, а также обоев (гуаши по трафарету)29.

В архиве ГМИИ хранится список «Коллекции рисунков, вывезенной из Индустана Его Превосходительством Дмитрием Александровичем Ровинским, сенатором и проч., и проч., и проч., объяснения же написаны П.П. Шалашниковым, знаменитым лингвистом, изучившим 24 восточных языка менее чем [за] 2 года. Собрание рисунков местных живописцев, акварель на бумаге с золотом и серебром»30.

Здесь перечислены 79 листов с кратким описанием того, что на них изображено, например: «74. Сражение. Кришна присутствует возницей огромной колесницы». Или «79. Вероятно, календарь, довольно дурно напечатан, заглавная виньетка Ганеса с 4 рук. и сиянием кругом головы, на обороте аватары: рыба, черепаха, вепрь, лев, карлик в аду (Вамана), Парасурама, Кришна с флейтой, Рамачандра или Кришна (сражение), Будда (проповедь), Кошки с лошадью. В средине между ними три фигуры солнца с № 60. Далее 12 фигур, вероятно, знаков Зодиака». Или «42. Женщина с отрубленной головой»31.

В целом большинство картинок посвящено изображениям богов, главным образом Кришны и Шивы, а также (в порядке убывания) Парвати, Раме, Сарасвати, Кали, Ганеше и Брахме; несколько изображений женщин («№19. Женщина с зеркалом», «№ 41. Женщина в костюме», «№ 13. Женщина с трубкой»). Наибольший интерес представляют №№ 43-59: «Костюмы, сцены бытовые. Лубочные картины, купленные на рынках Индии, с надписями» и № 77 «Отряд

европейцев подступает с музыкой и барабанным боем к дворцу, защищаемому индусами. Офицеры верхом, на знамени крест». Можно предположить, что последняя картинка иллюстрирует один из эпизодов Индийского народного восстания 1857-1859 гг. Что скрывается за №№ 43-59, остается только гадать.

Когда был составлен список и кто такой лингвист П.П. Шалашников, «изучивший 24 восточных языка менее чем [за] 2 года»? Можно утверждать, что перечень был составлен до 1917 г., поскольку написан он по старой орфографии, возможно, при передаче в Публичную библиотеку. П.П. Шалашни-ков действительно знал санскрит, потому что некоторые имена индусских богов написаны шрифтом деванагари, только если он просто не перерисовывал символы, которые уже были нанесены на рисунки. Кто такой П.П. Шалашников, установить не удалось.

Индийской коллекцией рисунков заинтересовалась Вера Михайловна Невежина (1878-1959), искусствовед и музейный работник, в 1938-1941 и 1945-1957 годах руководившая Гравюрным кабинетом ГМИИ им. А. С. Пушкина. Она была специалистом по западноевропейской графике, но, по-видимому, заинтересовалась столь экзотической коллекцией и опубликовала статью «Индийские народные картинки»32. Она писала: «Рисунки эти вышли из мастерских, где безымянный, но зачастую талантливейший мастер выполнял оригинал, с которого ученики или подмастерья изготавливали копии, обычно внося разнообразие в раскраску, а также варьируя детали. Исполненные свежо и легко, без заметных усилий простейшими средствами, рисунки обнаруживают немалую долю вкуса и художественного такта.

Листы служили для украшения жилья. Техника исполнения этих картинок необычайна и трудно поддается воспроизведению. Акварельные краски, тушь и жидкое серебро наносятся на бумагу кистями различной толщины. Цвета даются в полную силу, как бы соперничая с блеском и жаром тропического солнца. Особенно полнозвучны тём-

но-синий, кораллово-красный, фиолетовый и янтарный цвета; изысканны малиновые оттенки; широкие розоватые поверхности вносят много света. Краски накладываются неровными плоскостями, они тонко моделируют форму. Народные мастера давали каждый цвет с учётом его взаимодействия с соседними цветами, избегали пестроты и достигали целостного живописного впечатления. Поверх акварели они накладывали тонкой кистью серебряные контуры, чётко характеризующие форму предметов. Предварительное наложение клеевой краски обусловливало прочное прикрепление жидкого серебра к бумаге. Художники щедро декорировали все изображения серебряным дождём украшений, и капельки этого дождя на белой бумаге вызывают неожиданный для глаза европейца эффект».

В. Невежина опиралась на тот же список П.П. Шалашникова, но главное - она своими глазами видела эти картинки и профессионально описывала их. Она пишет, что коллекция Ровинского распадается на две части: «сцены из жизни богов и героев» и «бытовые сцены». Она увидела в изображениях бытовых сцен влияние европейцев и поэтому сосредоточила своё внимание на изображениях богов и героев. Безусловно, это самобытное искусство, совершенно отличное от европейских образцов, но, с точки зрения автора этой статьи, с точки зрения историка XXI века, изображения бытовых сцен, особенно № 77 списка П.П. Шалашни-кова со сценой какого-то сражения, чрезвычайно любопытны.

Каждый, кто хоть раз побывал в Индии, мог видеть подобные картинки, но уже шаблонно напечатанные и растиражированные яркими, бьющими в глаза современными красками. Это украшение кабины водителя автобуса, общественного здания, небольшого алтаря, устроенного кем-то у забора. Коллекция Д.А. Ровинского даёт представление о корнях этой традиции, об эволюции этого вида изобразительного искусства.

Современное общество наравне с классическим, авангардным, абстрактным и многими другими направлениями изобразитель-

ного искусства, высоко оценивает и так называемое «наивное искусство». В Москве открыт небольшой, но безусловно достойный внимания Музей русского лубка и наивного искусства, который устраивает выставки в стенах своих залов, на площадках под открытым небом и в музеях других городов России и зарубежья. В начале 2017 г. прошёл пятый по счету международный фестиваль «Фестнаив».

Коллекция индийских народных картинок, которым уже более 150 лет, уникальна и интересна не только для русского исследователя, зрителя, историка, но и для индийского. Вряд ли можно найти в Индии такого рода произведения народного искусства на бумажных носителях. Климат этой страны иссушает бумагу и превращает её сначала в нечто ломающееся и рассыпающееся в руках, а потом просто в пыль. Бумага - лакомый кусок для всякого рода термитов и жуков, проделывающих замысловатые ходы в книгах, газетах или просто сложенных вместе листах.

В климатических условиях России бумага хранится дольше. Пример тому - газеты и журналы Яснополянской библиотеки, прекрасно сохранённые бережными руками сотрудников Музея-усадьбы Л.Н. Толстого. Газеты этого периода в Индии можно читать только в микрофильмах. А если вам посчастливится их получить, то вы поймёте, что вы последний на земле человек, кто к ним прикасался - они просто рассыпаются при прикосновении. Поэтому устройство выставки или издание альбома индийских народных картинок из коллекции Д.А Ровин-ского было бы прекрасным подарком российским и индийским искусствоведам и простым зрителям или читателям, интересующимся искусством Индии.

Примечания

1 В России в 1775-1864 гг. - название некоторых судебных чиновников, например, помощника прокурора по уголовным делам. Особой

компетенцией стряпчих была правовая защита казённых интересов (удельных имений и пр.), с начала XIX в. - надзор за местами заключения. С 1832 г. - присяжный стряпчий, ходатай по частным делам в коммерческих судах.

2 Государственный Музей изобразительных искусств им A.C. Пушкина (ГМИИ). Отдел рукописей (ОР). Ф. 27. On. 1. Д. 181. Л. 3.

3 Подробную биографию Д.А. Ровинского с анализом его коллекционирования и творчества см.: Венок Ровинскому / Авторы проекта и составители A.JI. Кусакин, Н.В. Сиповская, O.P. Хромов. М.: Пинакотека, 2003.

4 Русские народные картинки / Собрал и описал Д. Ровинский. СПб., 1881-1893. Т. 1-5.

5 Собко Николай Петрович (1851-1906) - историк искусств и библиограф. Значительная часть архива Д.А. Ровинского находится в фонде Н.П. Собко в Российской национальной библиотеке (бывш. Публичная) в Петербурге.

6 Подробный словарь русских граверов XVI-XIX веков. Т. 1-2. СПб., 1895-1899 / Предисловие Н. Собко.

Посмертное издание. Уникальное исследование и подробнейшее справочное пособие по гравировальному делу, приведены исчерпывающие сведения о жизненном и творческом пути граверов, перечни их работ с характеристиками, датировкой и распределением по школам. Текст дополняют 720 фототипий и 210 цинкографий. Книга не подлежит вывозу за пределы РФ.

7 Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Ф. 21. On. 1. Д. 7. Л. боб.

8 Русские народные картинки / Собрал и описал Д. Ровинский. СПб., 1893. Т. 5. С. 23.

9 Павлова Г.В. Д.А. Ровинский - коллекционер, иконограф, историк искусства // Венок Ровинскому. С. 216.

10 Викторов Алексей Егорович (1827-1883) -археограф и библиограф, работал архивариусом в Главном архиве МИД, помощником библиотекаря Московского университета. С 1862 г. до дня смерти состоял хранителем отделения рукописей и славянских старопечатных книг в Румянцев-ском и Московском публичном музеях, а также заведовал архивом и канцелярией Московской Оружейной палаты.

11 НРБ - не разобрано.

12 Современное название - Амбала.

13 Остров Банка.

14 Современное название - Хёго.

15 Еддо (Эдо) - прежнее название столицы Японии.

16 НИОР РГБ. Ф. 21. Оп. 1. Д. 7. Л. 5-6об.

17 Там же. Л. 23об.-24.

18 Владимир Яковлевич Адарюков (1863-1932) - российский историк искусства, библиограф и библиофил, музейный работник, работал в отделах гравюр и рисунков Эрмитажа (1909-1914) и Русского музея (1919-1920), с 1920 -заведующий отделом русской гравюры Румян-цевского музея. Литературовед, архивист, исследователь книги и экслибриса. В 1910 г. в журнале «Старые годы» опубликовал 530 дополнений и исправлений к «Подробному словарю русских гравированных портретов» Д.А. Ровинского. В 1916 г. вместе с собирателем и исследователем русских иллюстрированных изданий, гравюр и литографий H.A. Обольяниновым и искусствоведом и коллекционером С.П. Виноградовым выпустил 1-й том «Словаря русских литографированных портретов».

19 Адарюков В.Я. Дмитрий Александрович Ровинский. К 100-летию со дня рождения. Биографический очерк // Венок Ровинскому. С. 64.

20 НИОР. Ф. 51, карт. 21, № 7, л. 19.

21 Русские народные картинки / Собрал и описал Д. Ровинский. Т. 5. СПб., 1893. С. 309.

22 Там же. Т. 4. С. 258.

23 Там же. Т. 5. С. 103.

24 Там же. Т. 4. С. 258.

25 Там же. Т. 5. С. 22-23.

26 Там же. С. 23.

27 Павлова Г.В. Указ. соч. С. 216.

28 Из пресс-релиза выставки «Народная картинка России, Европы и Азии из коллекции Д.А. Ровинского», 3 февраля - 30 марта 1997 года // ОР ГМИИ. Ф. 27. Оп. 1. Д. 213. Л. 2.

29 Там же.

30 ОР ГМИИ. Ф. 26. Оп. 1. Д. 102. Л. 1.

31 Там же. Л. 2-2об.

32 Искусство. 1959, № 10. С. 65-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.