Научная статья на тему 'ВОСТОЧНАЯ КРАСОТА И ГАРМОНИЯ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА И ПЕДАГОГА ГУАНЬ ГУАНЧЖИ'

ВОСТОЧНАЯ КРАСОТА И ГАРМОНИЯ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА И ПЕДАГОГА ГУАНЬ ГУАНЧЖИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
386
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКВАРЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ / ГУАНЬ ГУАНЧЖИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анчуков Сергей Васильевич, Чжан Вэйцзянь

Рассматривается история акварельной живописи, которая проникла в Китай в конце династии Мин - начале династии Цин (середина XVII в.) и испытала на себе влияние традиционной культуры, в результате чего была сформирована акварель с китайской спецификой. Исследование посвящено изучению художественного и педагогического творчества Гуань Гуанчжи, выдающегося мастера китайской акварели, который имел столь же высокий статус, как и отец китайской акварели Ли Цзяньчэнь: исторически сложилось решение: «На юге - Ли, на севере - Гуань». Гуань Гуанчжи посвятил свою жизнь акварельному творчеству, исследованиям этой области и педагогической деятельности. В начале ХХ века он обучался на Западе и оказался под сильным влиянием стилей западного искусства. Взяв за основу реалистические традиции английской акварели, мастер придал своим произведениям яркий китайский национальный характер и индивидуальные черты. Кроме того, он привнес в акварельные картины особенности традиционной архитектуры. Выступая основоположником китайской акварели, Гуань Гуанчжи проложил путь китаизации акварельного искусства. Мастер внес значимый вклад в исследования этой живописной техники, а также в подготовку талантов в этой области, что имело большое значение для последующих поколений художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСТОЧНАЯ КРАСОТА И ГАРМОНИЯ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА И ПЕДАГОГА ГУАНЬ ГУАНЧЖИ»

ББК 85.01 УДК 7.07

С.В. Анчуков, Чжан Вэйцзянь

ВОСТОЧНАЯ КРАСОТА И ГАРМОНИЯ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА И ПЕДАГОГА ГУАНЬ ГУАНЧЖИ*

Рассматривается история акварельной живописи, которая проникла в Китай в конце династии Мин - начале династии Цин (середина XVII в.) и испытала на себе влияние традиционной культуры, в результате чего была сформирована акварель с китайской спецификой. Исследование посвящено изучению художественного и педагогического творчества Гуань Гуанчжи, выдающегося мастера китайской акварели, который имел столь же высокий статус, как и отец китайской акварели Ли Цзяньчэнь: исторически сложилось решение: «На юге - Ли, на севере - Гуань». Гуань Гуанчжи посвятил свою жизнь акварельному творчеству, исследованиям этой области и педагогической деятельности. В начале ХХ века он обучался на Западе и оказался под сильным влиянием стилей западного искусства. Взяв за основу реалистические традиции английской акварели, мастер придал своим произведениям яркий китайский национальный характер и индивидуальные черты. Кроме того, он привнес в акварельные картины особенности традиционной архитектуры. Выступая основоположником китайской акварели, Гуань Гуанчжи проложил путь китаизации акварельного искусства. Мастер внес значимый вклад в исследования этой живописной техники, а также в подготовку талантов в этой области, что имело большое значение для последующих поколений художников.

Ключевые слова:

акварельная живопись, Гуань Гуанчжи, национальные чувства, художественный стиль.

Анчуков С.В., Чжан Вэйцзянь. Восточная красота и гармония акварельной живописи в творчестве китайского художника и педагога Гуань Гуанчжи // Общество. Среда. Развитие. - 2020, № 2. - С.79-89.

© Анчуков Сергей Васильевич - доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И.

Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Чжан Вэйцзянь - стажер, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: anchukov261@ yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению художественного и педагогического творчества китайского художника и педагога Гунь Гуанчжи, становлению индивидуального художественного стиля мастера на историческом фоне XX века, а также вопросам отражения философских воззрений художника в индивидуальном изобразительном искусстве и педагогической деятельности. Охватывается широкий исторический период, представляя общую характеристику развития художественного метода китайского деятеля искусства, а также выявляя отличия западного и восточного живописного искусства. В целом, в условиях активизации и развития культурных связей России и Китая, обращение к исследованию творчества китайского мастера представляется весьма актуальным.

На основании исторического подхода в работе характеризуются периоды формирования и развития творческого кредо китайского художника, главной темой творчества которого выступает гармония

* См. илл. на 4-й стр. обложки.

и красота китайских пейзажей. Оригинальность исследовательского подхода состоит в проведении связи между китайской философией и образами родных ландшафтов в живописи китайского деятеля искусства, а также в изучении значительного пласта материалов, касающихся авторских технических моментов восточного искусства живописи.

1. Художественный путь Гуань Гуанчжи

1.1. Опыт обучения и исторический фон

Гуань Гуанчжи (1896-1958) - уроженец деревни Ланьцитунь городского округа Цзилинь (Гирин) в провинции Цзилинь. С детства Гуань Гуанчжи проявлял великодушие и искренность, трудолюбие и прилежание. Он был старшим сыном в довольно бедной семье, поэтому уже в раннем возрасте имел множество обязанностей. Тем не менее, у Гуань Гуанчжи возник сильный интерес к живописи: зачастую свободное время он посвящал на- о

писанию картин в традиционном жанре 53

о

Э

ю О

о см о

О

китаискои живописи - «цветы и птицы». Подростком в чуть более, чем в десять лет, он научился создавать прелестные картины, в результате чего прославился в родноИ деревне. Признание односельчан подарило Гуань Гуанчжи уверенность в своих силах и вселило надежду на то, что с помощью собственных усилий ему удастся добиться успеха в будущем [3, с. 130].

Позднее Гуань Гуанчжи с отличными результатами поступил в Художественный колледж Шэньяна провинции Фэнтянь (современная провинция Ляонин), этот выбор стал первым шагом на пути искусства. Во время обучения в Художественном колледже Гуань Гуанчжи получил классическую базовую живописную подготовку: он не только системно изучил рисунок, цвето-ведение и другие базовые курсы, но и стал одним из наиболее талантливых и отличившихся студентов [4, с. 20]. В 1911 году после победы Синьхайской революции и основания Китайской Республики министр просвещения Цай Юаньпэй, прошедший обучение в Германии, выступил инициатором основания художественных учебных заведений по всей стране. При его решительной поддержке были открыты многие вузы, и студенты, обучавшиеся за рубежом, получили возможность приступить к преподавательской деятельности по возвращении на Родину. Так, они привезли с собой передовые методы обучения западной живописи, выстроили стабильную и прочную учебно-материальную базу в области акварели. У Гуань Гуанчжи также возникла идея пройти обучение за границей.

В начале ХХ века в Китае возникла волна развития акварельной живописи. В Шанхае, выступавшим одним из первых городов, развернувших деятельность по распространению акварельного искусства и являвшемся «колыбелью акварели» в Китае, под влиянием возрождения художественного образования разразилось «Движение за новую культуру» 1915 года. Это движение пробудило представителей интеллигенции, демократические и научные западные веяния проникли в соци-а льную жизнь различных слоев населения [9, с. 83]. В разных регионах Китая сложились ассоциации западной живописи, например, в Шанхае в 1915 году преподавателями западной живописи Шанхайского института живописного и иллюстративного искусства Чэнь Баои и У Шигуаном было учреждено «Собрание по вопросам восточной живописи». В 1924 году Чэнь Цюцао, Пань Сытун и другие деятели ор-

ганизовали живописную ассоциацию «Белый гусь». В 1920 году Ван Инбин и Сяо Гунцюань основали общество «Рассвет». Таким образом, в то время Шанхай стал местом довольно основательного изучения западной живописной традиции.

После окончания Художественного колледжа Шэньяна Гуань Гуанчжи для реализации своих стремлений в одиночку отправился в Шанхай, чтобы писать и продавать картины и накопить таким образом средства для оплаты обучения за границей. Благодаря поддержке некоторых британских врачей и духовных пасторов Гуань Гуанчжи получил возможность изучать иностранный язык и западную живопись в Христианской ассоциации молодых людей. Кроме того, благодаря многочисленным организациям западной живописи в Шанхае художник постоянно находился в атмосфере познания западного искусства. Это усилило решительность Гуань Гуанчжи в желании отправиться за границу для изучения истинных западных живописных техник. По счастливой случайности молодому художнику представился случай выполнить для одной компании презентацию - довольно высокий гонорар позволил ему оплатить расходы на обучение за рубежом. Наконец, в 1931 году Гуань Гуанчжи отправился в Англию, где поступил на факультет прикладных искусств Королевской Академии художеств. Здесь он начал изучение и исследование акварели и офорта [10, с. 20].

1.2.Исследования и поиски в области живописи Гуань Гуанчжи во время обучения в Великобритании

В начале ХХ века Англия оказалась под значительным влиянием идей французского импрессионизма, в результате чего сложились новые эстетические взгляды, благодаря которым страна вступила в период зарождения модернизма, ставшего господствующим направлением мысли молодых британских художников. Лозунгом новых эстетических воззрений стала концепция «Искусство ради искусства», выдвинутая Оскаром Уайльдом. Концепция подразумевала, что искусство должно обладать собственно культурной ценностью, призвано существовать независимо от политики, экономики и этики, в то время как изобразительное искусство обязано фокусироваться на живописи как таковой и не подчеркивать ее утилитарные и описательные функции. Важным представителем этих идей явился Джеймс Эббот Уистлер, а среди его знаме-

нитых последователей был Джон Сингер Сарджен т.

Хотя новые эстетические тенденции стремительно распространялись в то время в Великобритании, традиционная эстетика вплоть до сих пор признана господствующей в Королевской Академии Художеств. Во время обучения в Англии Гуань Гуанчжи начал путь исследований западной акварели и офорта, став одним из первых китайских студентов в этом вузе. Гуань Гуанчжи пришлось преодолеть множество трудностей за границей, испытывая материальные проблемы, в самые тяжелые периоды ему приходилось питаться исключительно сорго. Благодаря непрерывным усилиям Гуань Гуанчжи постиг академизм на «родине акварельной живописи», посредством усердных занятий освоил английские традиционные живописные техники, а благодаря наставлениям педагогов его художественное мастерство становилось все более зрелым.

Хотя молодой художник провел лишь несколько лет в Европе, но этот период стал важным переломным моментом на его творческом пути: он познал очарование западной акварели, решив посвятить свою жизнь этой сфере. Гуань Гуанчжи в течение данного периода продемонстрировал усердие и прилежание в обучении, создав множество творческих произведений, которые наполнились лучшими чертами европейского искусства. Молодой художник приобрел глубинное и всестороннее понимание западных живописных техник и история развития западноевропейского искусства, упрочил изобразительные навыки, накопил ценный опыт, позволивший добиться незаурядных художественных и исследовательских достижений в области акварели после возвращения на родину.

В 1934 году Гуань Гуанчжи окончил обучение в Англии. Ему удалось посетить многочисленные художественные галереи и музеи стран Запада, провести изыскания в области мирового живописного искусства, это позволило ему приобрести новое понимание искусства, а также заложило основу непрерывного подъема на художественном пути.

1.3.Художественные достижения после возвращения на Родину

После успешного окончания обучения в академии в Великобритании Гуань Гуанчжи привез в Китай множество альбомов английской живописи и живописных инструментов, а также невиданную

прежде в стране печатную машину для офорта. Гуань Найпин вспоминал: «Поколение отца можно считать транслятором искусства и культуры, он никогда не стремился остаться в Великобритании - в его голове не возникало подобных мыслей» [7, с. 60]. По возвращении на родину Гуань Гуанчжи посвятил себя творческой деятельности. В 1936 году вместе с Ли Юйлин и Цзян Чжаохэ он основал «Живописную студию «Трио», где открылся набор студентов и началась подготовка молодых художников. В то же время Гуань Гуанчжи стал преподавать художественные дисциплины в Яньцзинском университете, Бэй-пинском государственном художественном колледже, Национальном Пекинском училище, Католическом университете Фу-жень, Севернокитайском инженерно-строительном техникуме и других учебных заведениях.

По возвращении на родину Гуань Гу-анчжи приступил к творчеству и исследованиям в области акварели и гуаши. В то время большинство китайских студентов, изучающих искусство, отправлялись на стажировки во Францию, среди них были, например, Сюй Бэйхун, Линь Фэнмянь, Лю Хайсу, У Цзожэнь и т.д. Гуань Гуанчжи в отличие от большинства молодых людей отправился в Англию для постижения основ западной живописи, где он не только расширил свой художественный кругозор, но и близко познакомился с английской акварелью, гуашью и офортом.

После основания КНР Гуань Гуанчжи по приглашению архитектора, историка китайской архитектуры Лян Сычэна приступил к преподаванию художественных дисциплин на факультете архитектуры Университета Цинхуа. С одной стороны, он беззаветно отдался образовательной деятельности, с другой стороны, продолжил художественное творчество. Гуань Гуанчжи внес значимый вклад в изучение национального стиля китайской акварели и добился высоких достижений в области объединения западного и китайского искусства.

Глубоко изучив основы западной живописи, Гуань Гуанчжи по возвращении в Китай приступил к исследованию материалов и истории национального искусства, в том числе традиционной китайской живописи гохуа, гравюры и вырезок из бумаги и других видов народного искусства, обогатив тем самым художественное выражение собственных картин. Он проложил уникальный новаторский путь в изучении акварели и гуаши, непрерыв-

о см о

О

но обновлял творческие методы, в результате чего постепенно сформировал собственный художественный почерк: его произведения, как правило, были посвящены пейзажам и архитектурным сооружениям .

После приезда в Пекин художник увлекся традиционным очарованием и историей пекинской архитектуры. Гуань Гуан-чжи привык жить в одиночку на верхнем этаже магазинчика и погрузился в атмосферу достопримечательностей города и его окрестностей. Он часто пропускал приемы пищи, трудясь по несколько часов подряд без перерыва с утра до вечера, чтобы создать большое количество произведений, изображающих старинные здания и пейзажи. Стиль его работ характеризовался свежими оттенками, элегантностью, а также яркими национальными особенностями. Произведения художника получили широкую любовь общественности, а сам Гуань Гуанчжи стал единственным на тот момент китайским художником, обеспечивающим свое существование благодаря продаже картин, выполненных в западной технике.

В этот период художник много путешествовал, и новые впечатления от переправы через Янцзы и восхождений на горы Хуашань и Хэншань оказали значительное влияние на его творчество. Белые снега и зеленые сосны у подножия горы Чанбайшань, радуга на реке Сунгари - все это стало духовной основой его искусства. Гуань Гуанчжи воплотил в своих картинах атмосферу и живописные места древней столицы - Пекина - и его окрестностей: дворцы, храмы и горные ущелья были воплощены в произведениях. Художник посвятил свое творчество китайскому традиционному национальному архитектурному искусству, отличающемуся великолепием и разнообразием, а также выразил на бумаге глубокие чувства к родным горным и речным ландшафтам.

Гуань Гуанчжи за свою жизнь создал более тысячи произведений искусства и провел множество персональных выставок. Многие картины художника были переданы в зарубежные собрания, особую ценность среди которых имели акварельные работы, запечатлевшие архитектурные творения Китая различных эпох. Художник получил международную известность, прославившись во всем мире как мастер китайского архитектурного пейзажа. В мире акварели Гуань Гуанчжи получил столь же высокий статус, как и мастер Южного Китая Ли Цзяньчэнь, свидетель-

ством чему явилась фраза «на юге - Ли, на севере - Гуань».

Издательство народных изобразительных искусств в 1948 и 1959 году опубликовало сборники картин художника: «Гуань Гуанчжи» и «Альбом картин Гуань Гуанчжи». Так, в последнее издание вошло девяносто произведений акварели и гуаши, написанных с двадцатых годов ХХ столетия. Эти собрания предоставили широкому кругу любителей творчества Гуань Гуанчжи возможности для изучения и исследований. После образования КНР в 1949 году Гуань Гуанчжи с сильным творческим энтузиазмом стал восхвалять дело социалистического строительства посредством акварели. В 1954 году на Первой всекитайской выставке акварели и набросков представленные художником картины благодаря отточенности техник и великолепным цветам были названы одними из лучших и получили всеобщее признание.

2. Восточная красота и созвучие акварельных картин Гуань Гуанчжи

Китай имеет древнюю историю, в течение которой была сформирована яркая и выдающаяся национальная традиционная культура. Архитектура выступает важной частью культурной системы, отличающейся национальными особенностями, воплощает опыт различных исторических эпох. Известный тайваньский исследователь архитектуры отмечал, что «Без понимания культуры невозможно познать национальные строения, без понимания архитектуры невозможно истинно оценить и полюбить культуру». Традиционная китайская архитектура являет собой не только квинтэссенцию культуры, но в то же время обладает собственной жизнью и судьбой, своими уникальными формами, изысканными техниками и смелыми решениями, а в сочетании с декоративными элементами демонстрирует еще более яркую индивидуальность.

Например, парк Юаньминъюань некогда представлял садово-парковый комплекс со всемирно известными архитектурными сооружениями, проявлявшими интеграцию китайского и западного декоративного и архитектурного стилей, однако в настоящий момент здесь сохранилось лишь несколько отдельно стоящих каменных колонн, свидетельствующих об унизительных событиях истории. «Отец китайской акварели» Ли Цзяньчэнь посвятил парку Юаньминъюань свое произведение 1984 года «Сожаление о национальном

позоре» - он изобразил монументальные колонны словно живыми, атмосфера торжественности и запустения будто напоминает гражданам о национальном позоре. Посредством изображения традиционной архитектуры художник передал глубинные реалистические смыслы, а произведение наполнилось высокой художественной ценностью.

Как деятеля искусства, Гуань Гуанч-жи привлекло очарование величественного и многогранного архитектурного наследия [8, с. 284]. Каждый переулок, каждая башенка на городской стене, каждая улочка, тропинка вдоль побережья реки, стела на горе, старая хижина - все вызывало чувства художника к Родине, наполняло его мысли, стало неотъемлемой частью картин и внутреннего мира художника.

В 1953 году Гуань Гуанчжи начал педагогическую деятельность в Университете Цинхуа на факультете архитектуры, где работали в то время знаменитые художники У Гуаньчжун и Фу Шанъюань. Приступив к обязанностям, Гуань Гуанчжи стал придавать особое значение привлечению талантливой молодежи в сферу изобразительного искусства, добившись в этой области значительных успехов, он повысил уровень педагогической подготовки на факультете архитектуры Университета Цинхуа, внес значимый вклад в развитие системы образования Китая.

Гуань Гуанчжи не только подготовил большое количество талантливых художников, но и создал немало творческих произведений, соединив традиции западного и восточного искусства. В картинах художника можно обнаружить субъективное обобщение и преобразование объективных естественных цветов, что напоминает картины выдающегося американского мастера акварели Уильяма Тернера. В творчестве китайского художника есть торжественное и гармоничное проявление чувств, что характерно картинам французского живописца Жана-Оноре Фрагонара. Работы мастера дарят зрителям ощущение спокойствия, они демонстрируют созвучие и искусное применение техник кисти бифа традиционной китайской живописи, наполнены красотой и ритмом восточного искусства. Таким образом, художнику удалось создать произведения акварели, обладающие традиционной китайской спецификой.

2.1.Картины, посвященные дворцам

По возвращении на Родину после обучения за границей Гуань Гуанчжи поселился в Пекине, достопримечательности которого стали новым содержанием многочисленных акварельных и гуашевых картин художника. Пекин наряду с Лоя-ном, Чанъань и Нанкином является одной из древних четырех столиц и обладает более чем трехтысячелетней историей. Пекин - город с наибольшим количеством объектов культурного наследия в мире, где сохранилось множество рукотворных творений династий Юань, Мин и Цин. Такие уникальные ансамбли древней архитектуры, как Запретный Город Гугун, парк Ихэюань (Парк безмятежного спокойствия), Тринадцать усыпальниц (мемориальный комплекс неподалеку от Пекина, на территории которого расположены тринадцать могил императоров династии Мин) стали источником вдохновения Гу-ань Гуанчжи и сохранились в его живописных шедеврах. Например, наиболее репрезентативные картины художника «Пекинский парк Чжуншань», «Стеклянная пагода», «Мечеть» и другие произведения вошли в коллекцию Художественного музея Гуандуна.

Гуань Гуанчжи явился одним из наиболее авторитетных мастеров акварели в Пекине, сохранившим весьма строгое отношение и высокие требования к искусству. До начала работы над картинами художник длительное время находился в размышлениях, непрерывно анализировал и изучал материалы, многократно пересматривал композицию, уделяя много сил и времени созданию наброска. Он тщательно прорабатывал детали, четко передавал структурные отношения элементов и лишь затем работал с цветом.

Например, картина «Пекинский парк Чжуншань» заставляет зрителя направить взгляд, увлекаемый желтой черепицей и красными стенами, вдаль. Мастеру удалось точно воплотить особенности дворцовой архитектуры Пекина. На среднем плане стволы китайского зонтичного дерева и искусственный камень слегка заслоняют строение - это и организация контуров свидетельствует о достаточной зрелости выразительных техник художника, уровне изобразительного мастерства и организации композиции. Так, картина «Пекинский парк Чжуншань» (см. рис. 1) производит на зрителя неиз-

: Иллюстрации к статье: 1, 3, 5, 6 - см. 4-ю стр. обложки; ил. 2, 4 - в тексте..

о см о

О

гладимое впечатление благодаря цветовому решению: оттенки, выбранные художником, насыщенные и яркие, создан сильный контраст чистых холодных и теплых тонов - картина не может не восхищать, раскрывая перед зрителями очарование архитектуры, освещенной знойным солнцем.

Рассмотрев детали произведения, можно обнаружить, что Гуань Гуанчжи проводит новаторское обновление техник, используя прозрачную и непрозрачную гуашь, соединяет различные оттенки, отбрасывая традиционный метод послойного нанесения цвета. Художник применяет особую технику оставления пустот и их цветового заполнения, находя наиболее соответствующие места для каждого тона, что наполняет произведение сиянием и светом, придает яркость и свежесть общему визуальному эффекту работы. Ощущение фактуры, создаваемое с помощью техники письма по-сырому, является формой выражения затененных участков, вместе с уместным и тонким использованием техники по-сухому в освещенных местах оно одновременно придает работе лаконичность и великолепие, глубину и прозрачность. Изображение деревьев, несколько заслоняющих ворота, в определенной степени нарушает независимую структуру сооружения, в то же время растения гармонично сочетаются с искусственной горкой. Посредством переходов от мнимого к реальному каменные стражи-львы скрываются от взгляда зрителя и вновь предстают перед ним, что позволяет расширить пространство картины, достичь целостности и выразительности.

Еще одно произведение художника под названием «Зал Жатвенной Молитвы в Храме Неба» (рис. 2) также отличается яркими стилистическими характеристиками: художник наносит гуашь на цветную бумагу, кроме того, с помощью стены и деревьев, загораживающих Зал Жатвенной Молитвы, смягчает закостенелые формы внешних контуров. Насыщенные цвета, темно-фиолетовые стеклянные вставки на крыше строения и оранжевые оттенки земли на переднем плане формируют сильные контрасты холодных и теплых тонов, а использование дополнительных оттенков позволяет создать ощущение блеска и прозрачности стеклянных вставок на крыше. Что касается перспективы, то художник выбирает взгляд снизу вверх, чтобы точно передать на бумаге удивительную конструкцию

трехъярусной круглой крыши и ее вершины - подобное композиционное решение в полной мере демонстрирует живописные навыки Гуань Гуанчжи. Уникальные техники придают картине мастера оригинальность, благодаря которой работа вошла в коллекцию Национального музея искусств Китая.

Запретный город Гугун выступает наиболее знаковым архитектурным сооружением в Пекине, самым целостным и масштабным дворцовым комплексом в мире. Гуань Гуанчжи посвятил множество картин Гугуну, в числе которых, например, «Ворота Тяньимэнь в Гугуне», «Угловая башня стены Запретного города» и др. «Угловая башня стены Запретного города» (рис. 3) - произведение, написанное художником в сороковые годы ХХ века, оно демонстрирует выразительные живые образы, сложные структуры и уникальные архитектурные формы Гугуна. В левой части картины зритель видит работника лодочной станции, который вносит свежесть в строгую и торжественную атмосферу дворцовых построек.

Что касается колористического решения, художник использовал сочетание техник по-сухому и по-сырому, при этом не позволил акварели утратить яркость и прозрачность на льняном полотне. Благодаря технике по-сырому создается богатая фактура, выступающая базовым оттенком. Далее художник работает по-сухому, наделяя выразительностью и реалистичностью цвета картины, демонстрируя удивительные изобразительные навыки.

Картина «Ворота Тяньимэнь в Гугуне» написана гуашью на цветной бумаге, но по своим особенностям сходна с работой «Пекинский парк Чжуншань»: художник добился единого оттенка золотисто-желтого Суаньни (один из девяти сыновей дракона), глазурованной черепицы Тяньимэнь и солнечными лучами, проходящими под листвой деревьев. Это придало картине многогранный облик, лишенный хаотичности, яркость и изысканность, привлекло внимание многочисленных любителей китайской архитектуры, а также китайских и иностранных коллекционеров.

2.2.Картины, посвященные садово-парковым комплексам

Гуань Гуанчжи написал множество картин, изображающих садово-парковые комплексы. Например, его картины «Бэйхай», «Смотрю на север с горы Си-шань», «Глазурная пагода на горе Нефритового источника» и т.д. объединили садо-

во-парковое искусство Китая с западной реалистической живописью, тем самым они приобрели не только безграничную художественную ценность, но и исследовательскую значимость, запечатлев историю памятников материальной культуры.

Гуань Гуанчжи, создавая пейзажные картины акварелью, зачастую приступал к работе несколько раз: иногда он тратил три-четыре дня или даже неделю на завершение работы, тщательно выбирая место, создавая эскиз и размышляя над тем, как организовать картину и выстроить отношения элементов. После выполнения эскиза мастер переходил к работе с цветом, менял эскиз, основываясь на собственном воображении, и далее завершал картину. Подобное скрупулезное и серьезное отношение к живописи стало духовной силой, позволившей художнику добиться высоких творческих достижений.

Акварельная картина художника «Павильон рыб и водорослей в парке Ихэю-ань» (рис. 4) была написана в пятидесятые годы, когда Гуань Гуанчжи, работая на факультете архитектуры Университета Цинхуа, был восхищен красотой пейзажей парка Ихэюань. Главными естественными достопримечательностями парка являются озеро Куньминху и гора Ваньшоушань («Гора долголетия»). Обширный парк, организованный по принципу садов Цзяннани, представляет собой походную императорскую резиденцию, наиболее целостно дошедшую до наших дней. Здесь можно не только насладиться красотами озера Куньмин-ху, но также рассмотреть величественные пейзажи горы Юйцюаньшань (горы «Нефритового источника») [2, с. 183]. Подобный метод «заимствования пейзажа», позволяющий объединить воедино ландшафты внутри и вне садово-парковой зоны, глубоко увлек внимание Гуань Гу-анчжи. Что касается композиции, то художник изобразил на ближнем плане Павильон рыб и водорослей, а на дальнем -пагоду на горе «Нефритового источника», наполнил картину теплыми оттенками, выразив прекрасные пейзажи Ихэюаня золотой осенью.

«Глазурная пагода на горе Нефритового источника» (рис. 5) продемонстрировала скрупулезное отношение художника к творчеству и его уровень владения живописными техниками. Главный объект картины - многоярусная глазурная пагода, архитектурный дизайн которой отличается своеобразием и уникальностью.

Нечетные уровни пагоды выше и больше четных, что напоминает стиль построения павильонов, кроме того, на всех четырех сторонах пагоды выполнены специальные ниши для статуй Будды. Рядом с большими нишами для статуй Будды, на других сторонах пагоды, выполнено несколько рядов ниш для небольших скульптур, где можно обнаружить фигуры сидящего Будды. Всего на пагоде пятьсот восемьдесят статуй Будды. Пятицветная глазурованная плитка проявляет изысканность традиционного китайского архитектурного искусства. Пагода была построена маньжурским императором Цяньлуном (1736-1795) по случаю шестидесятилетия его матери.

Во время написании картины «Глазурная пагода на горе Нефритового источника» Гуань Гуанчжи только вернулся на родину из Великобритании и погрузился в живописное творчество в Пекине. Этот период стал для мастера периодом поиска собственного художественного стиля. В данной картине Гуань Гуанчжи объединил высокую глазурную пагоду, различные по высоте деревья и сооружения на дальнем плане. Он применил переходы теплых и холодных оттенков для усиления ощущения пространства работы, его плавный и свободный почерк наполнил картину прозрачностью и точностью оттенков, придав ей в то же время ощущение серьезности и массивности [6, с. 184]. Это выдающаяся попытка Гуань Гуанчжи на пути акварельного творчества, а также результат его изучения западной живописной традиции. Так, художник применил живописные техники западной живописи для воплощения уникального национального архитектурно сооружения, наполненного восточной спецификой. Все это придало картине свежий художественный облик, демонстрирующий характеристики своеобразного национального стиля.

Еще одно произведение Гуань Гу-анчжи этого периода - «Гора Нефритового источника» (рис. 6). В этой картине глазурная пагода также выступает главным объектом изображения. Здесь художник создал вытянутую поперечную композицию и, хотя в этой работе нет столь величественного образа архитектурного сооружения, устремленного ввысь, как в произведении «Глазурная пагода на горе Нефритового источника», однако картина наполнена переходами и в то же время устойчивостью. По сравнению с «Глазурной пагодой на горе Неф-

о см о

О

ритового источника» в этой работе прослеживается более свободный и стремительный почерк, вольное использование кисти, верная передача цветовых отношений, что делает ее образцом акварельного пейзажа.

3. Акварельная живопись Гуань Гуанчжи и ее влияние на современное китайское искусство

Западная акварель проникла в Китай более двухсот лет назад и под влиянием многотысячелетней традиционной культуры постепенно превратилась в живописную технику, наполненную национальными особенностями - это неизбежная тенденция развития зарубежного искусства в стране. Вслед за течением времени китайская акварельная живопись получила качественные изменения: однообразные выразительные формы добились многообразия, подражание материальным объектам реального мира перешло в субъективное осознанное творчество, выразительность картин добилась значительного роста. Так, акварель с китайской спецификой вступила на путь зрелости.

Длительная история культурных традиций Китая имела большое значение для развития акварельного искусства. С течением времени китайская акварельная живопись непременно должна была наполниться национальным творческим духом, представить в многогранном виде национальный прогресс и развитие. Современный выдающийся китайский художник Чжу Ин отмечал, что «В процессе китаизации акварели необходимо обратить внимание на чувства при работе кистью, поскольку придание национального характера должно исходить от духовного мира» [3, с. 280]. В последние годы китайская акварельная живопись по-прежнему находится в состоянии прогресса, сознание художников пробуждается, они стремятся к новаторству и обогащению духовного уровня. В то же время непрерывно углубляется понимание акварели. Таким образом, национальные особенности китайской акварели - это ее душа, это общая интуитивная цель китайских художников.

В то же время китайцы признают, что современное акварельное искусство должно идти в ногу со временем. Для повышения статуса национального искусства следует продолжить расширение художественных выразительных форм, использовать уникальные возможности акварели, преодолевать собственные недостатки, на-

полнять творчество особенностями эпохи. Художники должны исходить из собственного жизненного опыта и своего понимания формального живописного языка, дабы создать уникальную манеру работ в технике акварельной живописи.

Развитие китайской акварельной живописи неотделимо от поисков и трудов предшествующих поколений работников изобразительного искусства, посвятивших свою деятельность творчеству и художественным исследованиям, познакомивших современников с западными передовыми изобразительными техниками, обогативших кругозор и расширивших эстетические взгляды китайских художников. Гу-ань Гуанчжи являлся одним из основоположников китайской акварели, он сыграл выдающуюся историческую роль в развитии этой техники. Он проводил непрерывные исследования национального стиля и характера акварели, добился высоких достижений в сфере объединения китайского и западного искусства. Можно сказать, что мастер совершил прорыв в области китайской современной акварели: он не только осуществлял новаторское творчество с привнесением национального своеобразия и обогатил выразительность искусства, но и придал особое значение содержанию картин, создав произведения с истинно китайской спецификой.

3.1.Национальные особенности в содержании творчества

Современная китайская акварель непрерывно движется вперед на пути соединения китайской и западной культуры. Будучи заимствованной живописной техникой, она испытала значительное влияние западного живописного языка. Некоторые художники чрезмерно превозносили западную традицию, полностью подражая ей как в сюжетах, так и в техниках. Это в значительной степени ограничивало формирование собственного национального понимания живописи, а также умаляло важность лучших китайских художественных достижений для развития акварельного искусства. Перед лицом интеграции западного акварельного и китайского искусства, следует понять отношения между этими двумя разными традициями. Художникам Китая не следует слепо поклоняться Западу и отказываться от лучших национальных культурных достижений.

Гуань Гуанчжи, овладев традиционными классическими техниками западной акварели, вернулся на родину

Рис. 2. Гуань Гуанчжи. Зал Жатвенной Молитвы в Храме Неба. Акварель, гуашь. 54.7x37,2 см, 1951.

о см о

О

и погрузился в творчество. Он посвятил несколько десятилетий жизни теоретическим исследованиям и художественной практики, а главным объектом его картин стали архитектурные сооружения. Так, мастер создал большое количество пейзажей с помощью гуаши. Основываясь на изученных в Великобритании техниках непрозрачной акварели, художник стал выбирать характерные объекты архитектуры, согласуясь с собственными предпочтениями, что в конечном итоге позволило сформировать индивидуальный художественный стиль. Стиль его работ несколько отличается от свободы, вольности и акценте на впечатлении, характерных английской непрозрачной акварели: художник подчеркивает красоту форм китайской традиционной архитектуры, при этом сохраняет очарование палитры, красочность и яркость оттенков, наполняя картины переходами теплых и холодных тонов [1, с. 189]. Гуань Гу-анчжи субъективно организует элементы традиционной китайской живописи в творчестве, делая попытку с помощью зарубежной акварельной техники проявить сильный национальный характер и восточное очарование, это имеет первостепенное значение для начала развития собственно китайской акварели.

3.2. Уникальное обновление техник

Гуань Гуанчжи посвятил многие годы практике в области цвета в акварельной живописи, разрабатывая уникальные техники оставления пустот и заполнения их цветом [5, с. 237]. Художник постепенно и послойно наносит цвета, использует метод оставления пустот и заполнения цветом, придавая картинам сверкание и прозрачность. Он создает сложные по форме, многослойные объекты, достигая богатого, наполненного и четкого эффекта, демонстрируя ловкое и искусное владение кистью. Например, произведения «Глазурная пагода на горе Нефритового источника» и «Мечеть» являют собой сложные, но не хаотичные пейзажи, наполнены гармоничными и целостными оттенками, отличаются свежим и изящным стилем.

Кроме того, любые материалы в живописи имеют определенные ограничения: акварельные краски хоть и являются прозрачными, но им не хватает покрывающей способности. Таким образом, в акварельной живописи зачастую требуется моментально выполнить картину: неоднократное нанесение слоев влияет на яркость и красочность цвета, в результате чего ра-

бота становится «грязной». Техника оставления пустот и заполнения цветом отвечает особенностям акварельной живописи, позволяет объединить и искусно применить техники «плоского» покрытия и «наслоения цвета», что является научно-обоснованным методом.

Например, сегодня некоторые художники чрезмерно полагаются на язык собственно акварели, слишком много внимания уделяют манере письма и водным составляющим, таким образом получается однообразный акцент на текстурном эффекте. Так художники отводят содержанию картин и базовой подготовке второстепенное место. Они не осознают, что если в художественном творчестве стремиться лишь к достижению изобразительных эффектов и пренебрегать эмоциональным и духовным содержанием, то, несмотря на визуальный аспект, в произведении не будет художественной ценности.

3.3. Выразительное воплощение форм

Гуань Гуанчжи в своем творчестве уделяет особое внимание наблюдению предметов и размышлениям, подчеркивания важность «зрительного погружения» с последующим «выходом», соединяя явления и их сущность, мельчайшие детали и целостную картину. Он считает, что «многие замечательные произведения основаны на тщательном наблюдении и полном понимании явлений, а также на умелых изобразительных техниках». Таким образом, следует научиться использовать собственное представление объектов и с помощью кисти передавать выразительные и независимые живописные концепции. Гуань Гуанчжи всегда демонстрирует скрупулезное отношение к искусству, достойное всеобщего восхищения.

Картины, написанные с натуры - это непосредственное изображение художником природы. Однако работа с натуры отнюдь не должна превращаться в скупое изображение действительных объектов: в творческом процессе мастер не только ощущает объективные предметы и явления, но и соединяет их с собственными эмоциями и чувствами. Чувственное понимание упорядочиваясь с помощью рационального мышления, вновь организовывает увиденные предметы, выстраивая отношения ложного и истинного. Художник, считает, что необходимо проводить неоднократные проверки и исследования - лишь так можно с помощью выразительного живописного языка изложить на бумаге мысли и чувства автора, а также

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

придать художественное очарование произведению.

Развитие акварели неотделимо от исследования национального стиля: акварельная живопись с китайской спецификой - это не статичное понятие, а определенная форма прогресса. Гуань Гуанчжи выступает выделяющимся мастером ак-

варельной живописи, посвятившим свою жизнь творческой практике, научным исследованиям и педагогической деятельности в данной области. Художник проложил путь китаизации акварели, его духовные и творческие концепции сыграют существенную роль в дальнейшем развитии национальной акварельной живописи.

Список литературы:

[1] Ван Хунцзянь. Введение в искусство. Пекин: Издательство культуры и искусства, 2000. - 180 с. (I®

Ш , [м] 2000. - 180 с.)

[2] Гуань Гуанчжи. Альбом картин Гуань Гуанчжи. Пекин: Издательство народных изобразительных искусств, 1984. 72 с. (АГА.АГАИЖ [М] . АЖ: АйААЛМ±. 1984. - 72 с.)

[3] Ли Цзяньчэнь. Творческие приемы акварели Ли Цзяньчэня. Нанкин: Издательство Юго-Восточного университета, 2010. - 328 с. «$М1/ШИА№ЙШ}, [М] ШЖ: 2010. - 328 с.)

[4] Лян Сычэн, Линь Чжу. От примитивности к красоте: сочинение по архитектуре Лян Сычэна. Пекин: Издательство китайской молодежи, 2007. - 14 с. АЭДМА-^.В^АЙШ^А^ [М] . А Ж: 2007. - 14 с.)

[5] Хань Баодэ. Лекции по архитектурной культуре Китая. Пекин: Издательство «Саньлянь», 2008. -

29 с. ек^й.Фяша^шй [м] . АЖ: 2008. - 29 с.)

[6] Ци Дэянь, Лю Фэнлань и др. Акварель. Сиань: Издательство народных изящных искусств провинции Шэньси, 2007. - 150 с. (ШШ^ ЭДМА, Щ «7Ш» , [М] И^: КИАйАА^МА 2007. - 150 с.).

[7] Чжэн Шуфэнь. Мастер акварели Гуань Гуанчжи и краткий обзор его творчества // Летящие апсары,

2010. - 120 с. (М^./ШИАШАГААЙ^пША Ш АА 2010. - 120 с.)

[8] Чэнь Фэйху. Техники акварельных зарисовок. Чанша: Издательство Хунаньского университета, 1998. - 251 с. (КАЙ./ШИ^АЙЙШ]. ШША^ЙМА 1998. - 251 с.)

[9] Юань Чжэньцзао. История акварельной живописи Китая. Шанхай: Издательство «Иллюстрированный журнал Шанхая», 2000. 334 с. (Ш^Ш . ФН/ШИА [М]. АШ: АШИЙЙМА 2000. - 334 с.)

[10] Ян Фухэн. Гуань Гуанчжи и художественное образование по специальности «Архитектура» в Университете Цинхуа // Национальный художественный музей Китая, 2007. - 80 с. (<й-{Ам. АГААМА А^ШЯААЙААЙШ Ш ФНАА® 2007. - 80 с.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.