Научная статья на тему 'Восстановление учреждений образования и здравоохранения города Сталинграда 1943-1950 гг. : историография вопроса'

Восстановление учреждений образования и здравоохранения города Сталинграда 1943-1950 гг. : историография вопроса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
439
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЛИНГРАД / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА УЧРЕЖДЕНИЙ / КАДРЫ / STALINGRAD / RECONSTRUCTION PERIOD / EDUCATIONAL AND HEALTH CARE INSTITUTIONS / MATERIAL AND TECHNICAL BASIS OF THE INSTITUTIONS / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серенко Михаил Николаевич

Статья представляет собой историографическое исследование взглядов отечественных историков и краеведов на восстановление материально-технической базы и решение кадровой проблемы учреждений образования и здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is represented the historiographic research of the views of domestic historians on the reconstruction of the material and technical basis and personnel problem of the educational and health care institutions.

Текст научной работы на тему «Восстановление учреждений образования и здравоохранения города Сталинграда 1943-1950 гг. : историография вопроса»

4. Панкратов К. Джон Локк и его «Опыт о человеческом разуме» // Под знаменем марксизма. 1940. № 2.

5. Просветительское движение в Англии / под ред. проф. Н.М. Мещеряковой. М., 1991.

6. Рахман Д. Джон Локк. Его учение о познании, праве и воспитании. Субъективная и объективная психология. Харьков, 1924.

7. Сатышев В.Е. Из истории формирования правовой идеологии английской буржуазии // Актуальные проблемы историко-правовой науки: меж-вуз. науч. сб. Саратов, 1982.

8. Сатышев В.Е. Политико-правовые учения в Англии в эпоху буржуазной революции XVII в. М., 1985.

9. Сатышев В.Е. Политическая и правовая идеология в Англии в период буржуазной революции XVII в. // Вопросы добуржуазной историографии государства и права и формирование политико-правовой буржуазной доктрины: тр. ВЮЗИ. М., 1979.

10. Тоболовская М. Джон Локк как представитель либерального направления в школе естественного права // Учёные записки 1-го Ленинградского юридического института НКЮ СССР. Вып. II. Л. -М., 1940.

* * *

1. Boshko V.I. Ocherk razvitija pravovoj mysli (ot Hammurabi do Lenina). Har'kov, 1925.

2. Deborin A.M. Social'no-politicheskie uchenija novogo vremeni: v 3 t. M., 1958. T. 1.

3. Lokk D. Sochinenija: v 3 t. M., 1988. T. 3.

4. Pankratov K. Dzhon Lokk i ego «Opyt o chelovecheskom razume» // Pod znamenem marksizma. 1940. № 2.

5. Prosvetitel'skoe dvizhenie v Anglii / pod red. prof.N.M. Meshherjakovoj. M., 1991.

6. Rahman D. Dzhon Lokk. Ego uchenie o poznanii, prave i vospitanii. Sub#ektivnaja i ob#ektivnaja psihologija. Har'kov, 1924.

7. Satyshev V.E. Iz istorii formirovanija pravovoj ideologii anglijskoj burzhuazii // Aktual'nye problemy istoriko-pravovoj nauki: mezhvuz. nauch. sb. Saratov, 1982.

8. Satyshev V.E. Politiko-pravovye uchenija v Anglii v jepohu burzhuaznoj revoljucii XVII v. M., 1985.

9. Satyshev V.E. Politicheskaja i pravovaja ideologija v Anglii v period burzhuaznoj revoljucii XVII v. // Voprosy doburzhuaznoj istoriografii gosu-darstva i prava i formirovanie politiko-pravovoj burzhuaznoj doktriny: tr. VJuZI. M., 1979.

10. Tobolovskaja M. Dzhon Lokk kak predstavitel' liberal'nogo napravlenija v shkole estestvennogo prava // Uchjonye zapiski 1-go Leningradskogo juridicheskogo instituta NKJu SSSR. Vyp. II. L. - M., 1940.

Political conception of J. Locke in the domestic historiography of the Soviet period

There are regarded the ideas of a famous English thinker John Locke. There are analyzed the works by domestic researchers of the Soviet period who study the political conception of J. Locke.

Key words: England, John Locke, Soviet historiography, political conception, liberalism.

(Статья поступила в редакцию 08.09.2015)

М.н. серенко

(Волгоград)

ВОССТАНОВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА СТАЛИНГРАДА 1943-1950 гг.: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА

Представлено историографическое исследование взглядов отечественных историков и краеведов на восстановление материально-технической базы и решение кадровой проблемы учреждений образования и здравоохранения.

Ключевые слова: Сталинград, восстановительный период, учреждения образования и здравоохранения, материально-техническая база учреждений, кадры.

Забота о качестве работы систем образования и здравоохранения, отвечающих за воспроизводство и состояние человеческих ресурсов, лежит в основе социальной политики любого государства. Их деятельность является критерием для оценки многих других сфер жизнедеятельности общества, стабильности экономического развития, формирования производительных сил, информационного и научного потенциала общества, экологической безопасности, степени нравственного и физического здоровья нации, условий для реализации демократических прав и свобод граждан, социальной справедливости и др. В современном гуманитарном знании образование, воспитание, здравоохранение и наука определя-

О Серенко М.Н., 2015

ются как важные элементы в структуре человеческого капитала, который, в свою очередь, составляет основную долю национального богатства стран, регионов и отдельных организаций.

Роль государства в сохранении человеческого капитала резко возрастает в условиях общественных кризисов, тем более в условиях глобальных военных конфликтов. Поэтому обращение к опыту Советского государства в восстановлении учреждений образования и здравоохранения в сталинграде после завершения здесь боев Великой Отечественной войны и первой послевоенной пятилетки представляется нам актуальным.

в истории сталинградской битвы и восстановления города, несмотря на более чем семидесятилетний опыт исследований, имеется еще немало «белых пятен». Не обошлось и без фальсификаций, научной полемики. новыми направлениями становятся рассмотрение истории войны с точки зрения повседневности, условий жизни и быта рядовых ее участников, механизмов выживания в период боев и последующей разрухи; видение войны и мира глазами разных возрастных и гендерных групп. Дискуссионными по сей день остаются вопросы о масштабах разрушения города, оценке стратегии и механизмов государственной политики по его восстановлению, хронологических рамках, гуманитарной и материальной цене, источниках возрождения.

Первые работы о восстановлении мирной жизни в населенных пунктах и районах, пострадавших от военных действий в годы великой Отечественной войны, появились на стыке 1940-1950-х гг. [9; 10; 15; 16; 34; 37]. Время их написания практически совпало с этапом послевоенного восстановления народного хозяйства СССР. В них приводились данные об оценке ущерба, причиненного стране, собранные Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков; показывались успехи в восстановлении учреждений образования и здравоохранения; подчеркивалась руководящая и направляющая роль ВКП (б) в деле мобилизации трудящихся [45; 46].

Фактический подбор материала и тон оценок в первых исторических исследованиях был однозначно оптимистическим, не критическим. Это объяснялось, с одной стороны, действительно высокими темпами и достижениями восстановления, общим настроением многих советских людей, переживших войну и ощущавших себя народом-победителем, мечтавшим как можно быстрее вернуться к мир-

ной жизни, приветствовавших каждое ее проявление; с другой стороны - идеологическими установками власти, которая делала все для повышения энтузиазма и трудового героизма масс в условиях послевоенного кризиса. Акцент делался не на трудностях, а на их преодолении, доказывалось преимущество социалистической системы хозяйства.

Приводимые в работах показатели о числе восстановленных учреждений образования и здравоохранения ничего не говорили о реальной ситуации в этих сферах, в частности, о соответствии их количества запросам общества. При этом приоритеты государственной политики в условиях продолжавшейся войны и послевоенной разрухи были на стороне восстановления в первую очередь оборонных предприятий, дорожно-транспортных коммуникаций, топливной и добывающей промышленности.

Первые научные исследования о восстановлении Сталинграда ничем не отличались по общему тону от других работ этого времени [21; 38; 45; 49]. Но уже в них были выделены и описаны основные этапы и вехи восстановления, собран богатый и разнообразный фактический материал, в том числе и по исследуемой теме. Подчеркивалось особое внимание партийных, комсомольских и советских органов к возрождению Сталинграда [3; 43] - города, носящего имя И.В. Сталина, где победоносно завершилась одна из главных битв Второй мировой войны, а масштаб разрушений такой, что крупнейший индустриальный и транспортный узел Юга России был практически стерт с лица земли. Указывалось на целый ряд постановлений центральных и местных властей о восстановлении Сталинграда и переводе его в разряд городов республиканского значения. Приводились многочисленные факты того, что вся страна приняла участие в восстановлении Сталинграда, что его быстрое возрождение оказалось возможным благодаря массовому трудовому героизму, развертыванию социалистического соревнования, ударничества, черкасовского движения, коммунистическим субботникам и другим формам социалистической организации труда.

Единичными были специальные научные статьи, обобщающие опыт медико-санитарной работы в дни Сталинградской битвы и после ее окончания [4; 17; 18].

краеведческие публикации второй половины 1950-1980-х гг. по общему тону ничем не отличались от предыдущего периода, за исключением, пожалуй, того факта, что в них больше не говорилось о роли самого Сталина

и его имени в повышении боевого духа и трудового настроя сталинградцев [1; 3; 6; 8; 22; 24; 25; 32; 33; 35; 36]. В основном они были посвящены общим вопросам восстановления народнохозяйственного комплекса Сталинграда и области, поэтому учреждения образования и здравоохранения затрагивались в них вскользь.

Однако общий научный уровень исследований вырос. Была расширена проблематика исследований, стало больше уделяться внимания трудностям восстановительного периода. Исследователи начали писать о неравномерности восстановления районов города, а вмести с ними и расположения различных учреждений социальной сферы и причинах такого дисбаланса [6]; трудностях возвращения в город эвакуированных вузов и открытия первых пунктов питания, медицинской помощи, дошкольных учреждений и школ. В 1970-е гг. впервые прозвучал вывод о том, что к концу первой послевоенной пятилетки школьная сеть города только приближалась к довоенным показателям [36; 52], хотя официальные данные о числе школ в Сталинграде до и после Великой Отечественной войны были известны и раньше.

Отмечалась высокая санитарно-эпидемиологическая угроза населению города [6; 36]. Во второй половине 1980-х уже приводили данные о сотнях случаев заболевания сыпным и брюшным тифом, цингой в феврале - марте 1943 г. Но, по утверждению исследователей, массовой эпидемии удалось избежать. Тогда же была поднята проблема детей Сталинграда, трудностей их возвращения к мирной жизни [1].

Немало внимания уделялось изучению подготовки кадров для разных секторов экономики как на союзном, так и на региональном уровне [11; 13; 19; 39; 41; 42; 44; 53]. Наиболее изученным является вопрос об индустриальных вузах, школах ФЗО, ремесленных училищах Нижнего Поволжья [20; 21; 38].

В 2000-е гг. стали появляться исследования, по-новому представлявшие проблемы послевоенного возрождения страны и Сталинграда, делавшие акцент на социально-экономической ситуации того времени. Это, в первую очередь, работы волгоградского исследователя Н.В. Кузнецовой [26-29], которая рассмотрела новые, в том числе и недавно рассекреченные документы о голоде 19461947 гг. в Нижнем Поволжье и его влиянии на социально-экономические процессы в регионе. Она представила картину жилищно-бытовых условий жизни населения, его меди-

цинского обслуживания, изменения в оплате труда и др.

другая исследователь, Э.В. кузьмина [30; 31], в своих работах пришла к выводу об универсальной ценности опыта возрождения Сталинграда, который лег в основу политики по восстановлению других разрушенных городов СССР, а также выделила ряд региональных особенностей в решении социальных проблем этого времени, в том числе связанных с учреждениями образования и здравоохранения.

Л.В. Харинина [48; 49; 50] впервые выполнила комплексное исследование по высшим учебным заведениям Нижнего Поволжья в послевоенные годы, а Е.О. Гладкова [13] изучила восстановление и развитие школьной системы в Нижнем Поволжье. Им удалось представить более полную картину состояния материально-технической базы этих учреждений, провести по многим параметрам анализ состава преподавателей и учащихся.

Е.В. Австрийсков [2] изучал проблему снабжения населения Нижнего Поволжья продовольственными и промышленными товарами в послевоенные годы, затронул вопросы рациона питания сталинградцев и его влияния на здоровье; уровня жизни работников образования и здравоохранения.

Ряд исследований посвящен созданию архитектурного ансамбля и архитектурному наследию послевоенного Сталинграда [12; 54], что, применительно к теме нашего исследования, выводит нас на вопросы, связанные с застройкой Сталинграда зданиями учреждений образования и здравоохранения - некоторые из них сейчас отнесены к категории памятников истории и культуры.

Однако некоторые проблемы, с которыми столкнулись учреждения образования и здравоохранения Сталинграда, и механизм их преодоления не получили достаточного освещения в литературе. Отсутствуют специальные работы по профессионально-техническому образованию Сталинграда, дошкольным учреждениям и системе здравоохранения в восстановительный период. Не проводился сравнительный анализ восстановления учреждений образования и здравоохранения как основополагающих элементов социальной жизни послевоенного города, в том числе и на примере Сталинграда, что говорит о необходимости продолжения исследований.

Список литературы

1. Абалихин Б.С. Возрождение // Волгоград. Четыре века истории. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1989. С. 281-296.

2. Австрийсков Е.В. Снабжение населения Нижнего Поволжья продовольственными и промышленными товарами в послевоенные годы: май 1945 - март 1953: дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2008.

3. Агринский Н.С. Сталинградская областная партийная организация в борьбе за подъем культурного уровня трудящихся в период пятой пятилетки (1951-1956 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Сталинград, 1959.

4. Берюшев К.С. Медико-санитарное обслуживание Сталинграда и Сталинградской области после освобождения их от оккупации // Гигиена и санитария. 1943. № 11-12.

5. Благоразумов Н.И. Большевики Сталинграда в борьбе за восстановление города-героя: дис. ... канд. ист. наук. М., 1950.

6. Водолагин М.[А.] Волжская твердыня. М.: Сов. Россия, 1962. С. 90-108.

7. Водолагин М.А. Очерки истории Царицына-Волгограда: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1965.

8. Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда: монография. М.: наука, 1968.

9. Володарский Л.М. Возрождение районов, пострадавших от немецко-фашистской оккупации. М., 1946.

10. Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.: Госполитиздат, 1947.

11. Высшая школа СССР за 50 лет. М.: Высш. шк., 1967.

12. Галкова О.В., Комиссарова Е.В., Петрова И.А., Савицкая О.Н. Культурное наследие Волгоградской области: структура и актуальные проблемы охраны памятников истории и культуры: монография. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012.

13. Гладкова Е.О. Восстановление и развитие школьной системы в Нижнем Поволжье в 1945-1953 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2012.

14. Голубева Н.А. Работа партийных организций по формированию контингента студентов педагогических учебных заведений РСФСР (1951-1959 гг.) // Деятельность коммунистической партии по подготовке научно-педагогических и учительских кадров: межвуз. сб. науч. тр. Л., 1984. С. 51-67.

15. Дегтярь Д.Д. Возрождение районов, подвергшихся немецкой оккупации. М., 1947.

16. Дейнеко М.М. 40 лет народного образования в СССР. М., 1957.

17. Деларю Е.М. Санитарно-просветительная работа в эвакогоспиталях // Госпитальное дело. 1944. № 5-6.

18. Деларю Е.М. Опыт полевого хлорирования воды в условиях работы на оборонительных рубежах под Сталинградом // Труды Сталинградского мединститута. Сталинград, 1945. С. 175-178.

19. Деятельность коммунистической партии по подготовке и воспитанию учительских кадров в

период социалистического строительства: сб. науч. тр. Моск. заоч. пед. ин-та. М., 1981.

20. Добродеева Т.А. Комсомол Нижнего Поволжья в подготовке квалифицированных кадров через систему трудовых резервов (1946-1950 гг.) // Из истории социалистического строительства: межвуз. науч. сб. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1971. Вып. 2. С. 43-47.

21. Дорофеев В.И. Рабочему классу - достойное пополнение: система профтехобразования в Саратовской области, 1917-1985. Саратов: Изд-во Са-рат. гос. ун-та, 1988.

22. Карпов B.C. Страницы биографии: Волгоградской городской партийной организации 75 лет. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1977.

23. Красавин В.С. Восстановление Сталинграда //Царицын - Сталинград. Сталинград: Сталинград. кн. изд-во, 1954. С. 197-230.

24. Красавин B.C. Сталинградская партийная организация в дни обороны и возрождения города (1941-1945 гг.) // Из истории Волгоградской партийной организации. Волгоград, 1968.

25. Красавин В.С., А.М. Бородин, И.М. Логвинов Н.Ф. Подвиг Сталинграда. Волгоград, 1975.

26. Кузнецова Н.В. Голод 1946-1947 гг. и его последствия в Сталинградской области // Стрежень. 2001. Вып. 2. С. 240-254.

27. Кузнецова Н.В. Восстановление и развитие экономики Нижнего Поволжья в послевоенные годы (1945-1953 гг.). Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2002.

28. Кузнецова Н.В. Нижнее Поволжье в 19451953 гг.: экономические и социальные проблемы послевоенного восстановления и развития: дис. ... д-ра ист. наук. Саратов, 2002.

29. Кузнецова Н.В. О ходе денежной реформы в 1947 г. в Сталинградской области // Стрежень. 2000. Вып. 1. С. 272-274.

30. Кузьмина Э.В. Экономический потенциал Сталинграда и его роль в военной экономике//Стре-жень. 2000. Вып. 1.

31. Кузьмина Э.В. Народнохозяйственный комплекс Сталинграда: особенности восстановления в военный и послевоенный периоды, 19431959 гг.: дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2015.

32. Люшин С.П. Восстановление и развитие города-героя Волгограда (1943-1964 гг.): ист. очерк. Волгоград, 1965.

33. люшин С.П. трудовой подвиг волгоград-цев: Исторический очерк восстановления и развития города-героя. Волгоград, 1963.

34. Народное образование в СССР. М., 1957

35. очерки истории Волгоградской областной организации ВЛКСМ. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1982.

36. очерки истории Волгоградской организации КПСС. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1977.

37. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет / под ред. Н.А. Константинова и Е.Н. Медынского. М., 1948.

38. Павлов В.И. КПСС в борьбе за восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенный период 1946-1952 гг. (по материалам Нижнего Поволжья): дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 1968.

39. Партийное руководство становлением и развитием заочного педагогического образования в период социалистического строительства (19171961 гг.). М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984.

40. Пешкин И. Две жизни Сталинградского тракторного. М.: Изд-во ВЦСПС-Профиздат, 1947. С. 93-106, 131-134.

41. Полубабкин В.П. Партийное руководство деятельностью комсомола по подготовке учительских кадров в 1946-1959 гг. (на материале партийной организации РСФСР): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1990.

42. Репинецкий А.И. Работники промышленности Поволжья: демографический состав, образовательный и профессиональный уровень, 19461965 годы: дис. ... д-ра ист. наук. М., 1997.

43. Смирнова Е.В. Комсомол - верный помощник партии в восстановлении Сталинграда (19431945 гг.): дис. ... канд. ист. наук. М., 1951.

44. Советская интеллигенция (История формирования и роста. 1917-1965 гг.). М.: Мысль, 1968.

45. Сурнина В.И. КПСС - организатор всенародной помощи освобожденным районам (19431945 гг.) // Ученые записки Московского педагогического института. Т. 125. 1958. Вып. 4.

46. Сурнина В.И. КПСС - организатор всенародной помощи освобожденным районам (19431945 гг.): дис. ... канд. ист. наук М., 1958.

47. Ульев П. Черкасовцы. Сталинград : Обл-книгоиздат, 1945.

48. Харинина Л.В. Студенческая жизнь в послевоенные годы (1945-1953) // Вопросы краеведения. 2007. Вып. 10. С. 199-201.

49. Харинина Л.В. Материально-бытовые условия жизни студентов Нижнего Поволжья в послевоенные годы (1945-1953 гг.) // История России: на перекрестке мнений: сб. науч. ст. по итогам III межрегион. ист. чтений, посвящ. памяти проф. Б.С. Абалихина. 2-3 марта 2006 г. Волгоград, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50. Харинина Л.В. Восстановление и развитие высших учебных заведений Нижнего Поволжья в послевоенные годы (1945-1953): дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2012.

51. Чуянов, А. Сталинград возрождается. М.: Госполитиздат, 1944.

52. Шарикова Т.В. Руководство партийных организаций Нижнего Поволжья народным образованием в послевоенный период (1946-1955 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 1979.

53. Штымов С.Т. Очерки о взаимосвязи народного образования с народным хозяйством в СССР (1917-1967). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1968.

54. Янушкина Ю. В. Архитектура Сталинграда 1925-1961 гг. Образ города в культуре и его воплощение: учеб. пособие. Волгоград: ВолгГАСУ, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vgasu.ru/ publishing/on-line/.

1. Abalihin B.S. Vozrozhdenie // Volgograd. Che-tyre veka istorii. Volgograd: Nizh.-Volzh. kn. izd-vo, 1989. S. 281-296.

2. Avstrijskov E.V. Snabzhenie naselenija Nizh-nego Povolzh'ja prodovol'stvennymi i promyshlennymi tovarami v poslevoennye gody: maj 1945 - mart 1953: dis. ... kand. ist. nauk. Volgograd, 2008.

3. Agrinskij N.S. Stalingradskaja oblastnaja part-ijnaja organizacija v bor'be za pod#em kul'turnogo urovnja trudjashhihsja v period pjatoj pjatiletki (19511956 gg.): dis. ... kand. ist. nauk. Stalingrad, 1959.

4. Berjushev K.S. Mediko-sanitarnoe obsluzhi-vanie Stalingrada i Stalingradskoj oblasti posle osvobozhdenija ih ot okkupacii // Gigiena i sanitarija. 1943. № 11-12.

5. Blagorazumov N.I. Bol'sheviki Stalingrada v bor'be za vosstanovlenie goroda-geroja: dis. ... kand. ist. nauk. M., 1950.

6. Vodolagin M.[A.] Volzhskaja tverdynja. M.: Sov. Rossija, 1962. S. 90-108.

7. Vodolagin M.A. Ocherki istorii Caricyna-Volgograda: avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk. M., 1965.

8. Vodolagin M.A. Ocherki istorii Volgograda: monografija. M.: Nauka, 1968.

9. Volodarskij L.M. Vozrozhdenie rajonov, pos-tradavshih ot nemec-ko-fashistskoj okkupacii. M., 1946.

10. Voznesenskij N. Voennaja jekonomika SSSR v period Otechestvennoj vojny. M.: Gospolitizdat, 1947.

11. Vysshaja shkola SSSR za 50 let. M.: Vyssh. shk., 1967.

12. Galkova O.V., Komissarova E.V., Petrova I.A., Savickaja O.N. Kul'turnoe nasledie Volgogradskoj oblasti: struktura i aktual'nye problemy ohrany pamjatnikov istorii i kul'tury: monografija. Volgograd: Izd-vo VolgGMU, 2012.

13. Gladkova E.O. Vosstanovlenie i razvitie shkol'-noj sistemy v Nizhnem Povolzh'e v 1945-1953 gg.: dis. ... kand. ist. nauk. Volgograd, 2012.

14. Golubeva N.A. Rabota partijnyh organizacij po formirovaniju kontingenta studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij RSFSR (1951-1959 gg.) // Dejatel'nost' kommunisticheskoj partii po podgotovke nauchno-pedagogicheskih i uchitel'skih kadrov: mezhvuz. sb. nauch. tr. L., 1984. S. 51-67.

15. Degtjar' D.D. Vozrozhdenie rajonov, pod-vergshihsja nemeckoj okkupacii. M., 1947.

16. Dejneko M.M. 40 let narodnogo obrazovanija v SSSR. M., 1957.

17. Delarju E.M. Sanitarno-prosvetitel'naja rabota v jevakogospitaljah // Gospital'noe delo. 1944. № 5-6.

18. Delarju E.M. Opyt polevogo hlorirovanija vody v uslovijah raboty na oboronitel'nyh rubezhah pod

Stalingradom // Trudy Stalingradskogo medinstituta. Stalingrad, 1945. S. 175-178.

19. Dejatel'nost' kommunisticheskoj partii po pod-gotovke i vospitaniju uchitel'skih kadrov v period socialisticheskogo stroitel'stva: sb. nauch. tr. Mosk. zaoch. ped. in-ta. M., 1981.

20. Dobrodeeva T.A. Komsomol Nizhnego Povol-zh'ja v podgotovke kvalificirovannyh kadrov cherez sistemu trudovyh rezervov (1946-1950 gg.) // Iz istorii socialisticheskogo stroitel'stva: mezhvuz. nauch. sb. Saratov: Izd-vo Sarat. gos. un-ta, 1971. Vyp. 2. S. 43-47.

21. Dorofeev V.I. Rabochemu klassu dostojnoe popolnenie: sistema proftehobrazovanija v Saratovskoj oblasti, 1917-1985. Saratov: Izd-vo Sarat. gos. un-ta, 1988.

22. Karpov B.C. Stranicy biografii: Volgogradskoj gorodskoj partijnoj organizacii 75 let. Volgograd: Nizh.-Volzh. kn. izd-vo, 1977.

23. Krasavin V.S. Vosstanovlenie Stalingrada // Caricyn-Stalingrad. Stalingrad: Stalingrad. kn. izd-vo, 1954. S. 197-230.

24. Krasavin B.C. Stalingradskaja partijnaja or-ganizacija v dni oborony i vozrozhdenija goroda (1941-1945 gg.) // Iz istorii Volgogradskoj partijnoj organizacii. Volgograd, 1968.

25. Krasavin V.S., A.M. Borodin, I.M. Logvinov N.F. Podvig Stalingrada. Volgograd, 1975.

26. Kuznecova N.V. Golod 1946-1947 gg. i ego posledstvija v Stalingradskoj oblasti // Strezhen'. 2001. Vyp. 2. S. 240-254.

27. Kuznecova N.V. Vosstanovlenie i razvitie jekonomiki Nizhnego Povolzh'ja v poslevoennye gody (1945-1953 gg.). Volgograd: Izd-vo Volgogr. gos. unta, 2002.

28. Kuznecova N.V. Nizhnee Povolzh'e v 19451953 gg.: jekonomicheskie i social'nye problemy poslevoennogo vosstanovlenija i razvitija: dis. ... d-ra ist. nauk. Saratov, 2002.

29. Kuznecova N.V. O hode denezhnoj reformy v 1947 g. v Stalingradskoj oblasti // Strezhen'. 2000. Vyp. 1. S. 272-274.

30. Kuz'mina Je.V. Jekonomicheskij potencial Stalingrada i ego rol' v voennoj jekonomike//Strezhen'. 2000. Vyp. 1.

31. Kuz'mina Je.V. Narodnohozjajstvennyj kom-pleks Stalingrada: osobennosti vosstanovlenija v voennyj i poslevoennyj periody, 1943-1959 gg.: dis. ... kand. jekon. nauk. Volgograd, 2015.

32. Ljushin S.P. Vosstanovlenie i razvitie goroda-geroja Volgograda (1943-1964 gg.): ist. ocherk. Volgograd, 1965.

33. Ljushin S.P. Trudovoj podvig volgogradcev: Istoricheskij ocherk vosstanovlenija i razvitija goroda-geroja. Volgograd, 1963.

34. Narodnoe obrazovanie v SSSR. M., 1957

35. Ocherki istorii Volgogradskoj oblastnoj orga-nizacii VLKSM. Volgograd: Nizh.-Volzh. kn. izd-vo, 1982.

36. Ocherki istorii Volgogradskoj organizacii KPSS. Volgograd: Nizh.-Volzh. kn. izd-vo, 1977.

37. Ocherki po istorii sovetskoj shkoly RSFSR za 30 let / pod red. N.A. Konstantinova i E.N. Medynskogo. M., 1948.

38. Pavlov V.I. KPSS v bor'be za vosstanovlenie i razvitie narodnogo hozjajstva v poslevoennyj period 1946-1952 gg. (po materialam Nizhnego Povolzh'ja): dis. ... kand. ist. nauk. Saratov, 1968.

39. Partijnoe rukovodstvo stanovleniem i razvitiem zaochnogo pedagogicheskogo obrazovanija v period socialisticheskogo stroitel'stva (1917-1961 gg.). M.: MGPI im. V.I. Lenina, 1984.

40. Peshkin I. Dve zhizni Stalingradskogo trak-tornogo. M.: Izd-vo VCSPS-Profizdat, 1947. S. 93106, 131-134.

41. Polubabkin V.P. Partijnoe rukovodstvo deja-tel'nost'ju komsomola po podgotovke uchitel'skih kadrov v 1946-1959 gg. (na materiale partijnoj organizacii RSFSR): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M., 1990.

42. Repineckij A.I. Rabotniki promyshlennosti Povolzh'ja: demograficheskij sostav, obrazovatel'nyj i professional'nyj uroven', 1946-1965 gody: dis. ... d-ra ist. nauk. M., 1997.

43. Smirnova E.V. Komsomol - vernyj pomoshh-nik partii v vosstanovlenii Stalingrada (1943-1945 gg.): dis. ... kand. ist. nauk. M., 1951.

44. Sovetskaja intelligencija (Istorija formiro-vanija i rosta. 1917-1965 gg.). M.: Mysl', 1968.

45. Surnina V.I. KPSS - organizator vsenarodnoj pomoshhi osvobozhdennym rajonam (1943-1945 gg.) // Uchenye zapiski Moskovskogo pedagogicheskogo instituta. T. 125. 1958. Vyp. 4.

46. Surnina V.I. KPSS - organizator vsenarodnoj pomoshhi osvobozhdennym rajonam (1943-1945 gg.): dis. ... kand. ist. nauk M., 1958.

47. Ul'ev P. Cherkasovcy. Stalingrad : Ob-lknigoizdat, 1945.

48. Harinina L.V. Studencheskaja zhizn' v posle-voennye gody (1945-1953) // Voprosy kraevedenija. 2007. Vyp. 10. S. 199-201.

49. Harinina L.V. Material'no-bytovye uslovija zhizni studentov Nizhnego Povolzh'ja v poslevoennye gody (1945-1953 gg.) // Istorija Rossii: na perekrestke mnenij: sb. nauch. st. po itogam III mezhregion. ist. chtenij, posvjashh. pamjati prof. B.S. Abalihina. 2-3 marta 2006 g. Volgograd, 2007.

50. Harinina L.V. Vosstanovlenie i razvitie vys-shih uchebnyh zavedenij Nizhnego Povolzh'ja v poslevoennye gody (1945-1953): dis. ... kand. ist. nauk. Volgograd, 2012.

51. Chujanov, A. Stalingrad vozrozhdaetsja. M.: Gospolitizdat, 1944.

52. Sharikova T.V. Rukovodstvo partijnyh organi-zacij Nizhnego Povolzh'ja narodnym obrazovaniem v poslevoennyj period (1946-1955 gg.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Saratov, 1979.

53. Shtymov S.T. Ocherki o vzaimosvjazi narodnogo obrazovanija s narodnym hozjajstvom v SSSR (1917-1967). Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 1968.

известия вгпу

54. Janushkina Ju. V. Arhitektura Stalingrada 1925-1961 gg. Obraz goroda v kul'ture i ego voploshhenie: ucheb. posobie. Volgograd: VolgGASU, 2014 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.vgasu.ru/ publishing/on-line/.

Reconstruction of educational and health care institutions of Stalingrad in the 1943-1950: historiography of the question

There is represented the historiography research of the views of domestic historians on the reconstruction of the material and technical basis and personnel problem of the educational and health care institutions.

Key words: Stalingrad, reconstruction period, educational and health care institutions, material and technical basis of the institutions, personnel.

(Статья поступила в редакцию 18.09.2015)

с.л. дитковская

(луганск)

из опыта сотрудничества с прогрессивными кругами эмиграции «украинского общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами»

(1959-1991 гг.)

На основе анализа архивных источников рассматриваются формы сотрудничества с прогрессивными кругами украинской эмиграции «Украинского общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами». Доказано, что основными формами сотрудничества являлись туристический и культурный обмен. Показана роль Общества в формировании у западной общественности положительного образа республики с помощью распространения информации о достижениях СССР.

Ключевые слова: Украинское общество дружбы, эмиграция, туристический обмен, культурный обмен.

За последние два десятилетия в мире произошли события, изменившие стратегический баланс сил и способствовавшие возникновению ряда вооруженных конфликтов. Тради-

ционная дипломатия оказалась не в состоянии самостоятельно справиться с этой ситуацией. По словам Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, сегодня появилась потребность в общественных организациях, которые готовы способствовать созданию справедливого мироустройства, основанного на идеях духовности, человеколюбия и справедливости. На наш взгляд, решение этой задачи невозможно без рассмотрения позитивного опыта прошлых лет, ретроспективного анализа деятельности организации, способствовавшей развитию дружбы и деловых связей, взаимопонимания, доверия и культурного сотрудничества советского народа с народами зарубежных стран, - «Украинского общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами» (далее - УОДКС и Общество).

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1959-го по 1991 г. В 1959 г. было образовано УОДКС. Его создание было связано с завершением очередного периода «холодной войны» и началом «хрущевской оттепели». 1991 г. - время ликвидации Общества.

Кроме указанной причины, доводом в пользу данного исследования служит недостаточная степень разработанности темы. Многие исследователи советского периода рассматривали деятельность УОДКС в аспекте культурного сотрудничества УССР с социалистическими странами (М.В. Знаменская, К.А. Колосова, В.П. Бондарь, Л.Я. Зрезарцева, В.У. Па-велко, П.С. Сохань). Новейшая же украинская историография вообще не освещает деятельность УОДКС по причине «координации его действий Москвой» и называет Общество «просоветским». Современные российские исследования - работы И.А. Анатше-вой, Л.П. Борисовой, Ю.А. Гриднева, О.В. Чи-жиковой - посвящены деятельности Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, однако вопросы украинского представительства рассматриваются ими фрагментарно.

Исходя из практической и теоретической актуальности проблемы, целью статьи мы определили исследование сотрудничества с прогрессивными кругами эмиграции «Украинского общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами» (1959-1991 гг.).

Источниковой базой исследования являются документы, преимущественно впервые вводимые в научный оборот. Это архивные материалы Центрального государственно-

О Дитковская С.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.