1 и информационные
технологии
Информатизация здравоохранения
Итоги конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
К такому выводу пришли участники конференции «Информатизация здравоохранения и социальной сферы в регионах России: проблемы координации и информационного обмена»,
прошедшей в Москве 6-8 июня 2007 года в рамках форума «Медицина-2007», организованной Издательским домом «Менеджер здравоохранения» при поддержке Министерства здравоохранения и социального развития РФ и РАН.
____________________Vb.
ЯГ
Приветствуя участников конференции, заместитель Министра здравоохранения и социального развития В.И.Стародубов отметил, что региональный уровень управления здравоохранением занимает особое место в системе организации медицинской помощи населению страны.
Именно здесь происходит преобразование глобальных целей государственного уровня в конкретные задачи органов и учреждений здравоохранения.
Поэтому и информатизация управления здравоохранением на региональном уровне занимает особое место. Столь же очевидно, что общий уровень информатизации по отрасли в целом в значительной степени определяется развитием информатизации в каждом регионе. С другой стороны, эффективность информатизации в каждом регионе в немалой степени зависит от целей и координации этого направления деятельности на федеральном уровне. Поэтому в современных условиях чрезвычайно важно сформулировать круг проблем, устранение которых позволит существенно повысить эффективность работ по информатизации управления здравоохранением, а именно, провести анализ и расчет необходимых ИТ-ресурсов здравоохранения федерального, регионального и муниципального уровней, найти решение вопросов информационной совместимости, оптимизации потоков данных, учета реальных возможностей выполнения всех установленных требований лечебными учреждениями и медицинским персоналом, а также вопросов упрощения структуры информационного обмена в отрасли.
С приветствием к участникам конференции обратился заместитель Министра здравоохранения и социального развития В.И.Стародубов
■ 4 ! ! ! ! ! ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i rT~TJ ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i 11,, ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Информатизация здравоохранения
Итоги конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru S007, № 5
Выступление Г.П.Радзиевското «Архитектура Единой информационной системыi в сфере здравоохранения и социального развития» (полный текст доклада доступен на сайте www.idmz.ru)
Конференцию открыло выступление Георгия Павловича Радзиевского, начальника информационно-аналитического отдела Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Минздравсоцразвития России, в котором был дан обзор задач, описание архитектуры и этапов построения Единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития, необходимой для успешной реализации работ по достижению качественно нового уровня управления в сфере здравоохранения и социального развития, соответствующей тенденциям, наблюдаемым в России и в мире, и лучшим примерам международной практики.
Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Сергей Иванович Колесников, характеризуя законодательное и правовое обеспечение информатизации здравоохранения, подчеркнул, что принятые Федеральные законы «О персональных данных» (№ 152-ФЗ) и «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (№ 149-ФЗ) определяют новые требования к организации обработки и конфиденциальности персональных дан-
ных. Ранжируя проблемы использования современных ИКТ в здравоохранении, он выделил:
• отсутствие системного подхода к планированию и координации работ по ИКТ и необходимого нормативно-методического обеспечения как на федеральном, так и на региональном уровнях;
• несовместимость информационных систем различных ведомств, учреждений и организаций системы здравоохранения и соцобеспечения;
• низкую оснащенность ЛПУ компьютерной техникой и программным обеспечением;
• недостаточное использование возможностей телемедицинских технологий для проведения консультаций и консилиумов;
• отсутствие практики предварительной независимой, компетентной экспертизы проектов в области ИКТ и их технико-экономического обоснования как при планировании работ по информатизации, так и при проведении конкурсных торгов;
• отсутствие в штатах ЛПУ должностей специалистов в области ИКТ, недостаточная компьютерная грамотность медработников.
Он информировал участников конференции, что сегодня на рассмотрении Государственной Думы находится ряд законопроектов, направленных на регулирование отношений в этой области, среди них и разработанный в Мининформсвязи законопроект о защите персональных данных. По мнению С.И.Колесникова, особое внимание должно быть уделено нормативно-правовому обеспечению телемедицины, разработке единых стандартов оказания телемедицинских услуг, защищающих права пациента, обеспечивающих безопасность его персональных данных. Этот процесс сопряжен с немалыми сложностями, поскольку новые технологии и организационные формы работы здравоохранения должны быть «вписаны» в существующую систему оказания медицинской помощи и соответствующую ей законодательную базу, отражающую сложившиеся в разных странах традиции системы здравоохранения.
■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i 1 1 ■■ ■■ ■ X ■■ i ■ — ■ _ ■ ■■ _ I Ш ■ ■■ — ■ ■■■ ■■ — ■■ ■ “ ■■■ _ ■■ ■ ■ ■■ ■■ — ■
1 и информационные
технологии
Информатизация здравоохранения
Итоги конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
По мнению начальника управления информационно-аналитических технологий ФФОМС Владимира Макарова, информационные технологии в системе ОМС являются в первую очередь средством реализации контрольных функций ФФОМС в части рационального использования финансовых средств, поскольку для поддержки принятия управленческих решений необходимо знать реальную структуру потребления, иметь возможность моделировать процессы и осуществлять мониторинг реализации программы ДЛО. Кроме того, необходим контроль целевого и рационального использования средств, то есть оценка степени обоснованности счетов фармацевтических организаций — обеспечение завершения расчетов. Оценка степени эффективности управления программой ДЛО предполагает на уровне субъекта РФ соответствие заявки субъекта реальной модели потребления, эффективность медико-экономического контроля, соответствие назначения лекарственной терапии федеральным стандартам оказания медицинской помощи (проблема обоснованности назначения лекарственных средств), минимизацию рисков хищения лекарственных средств.
Для решения всех этих задач на основе современных технологий (СУБД — Oracle 10g, АНАЛИТИКА — Business Objects XI r2, специализированное хранилище данных (HP EVA4000) специалистами Федерального ФОМС разработана информационная система, представляющая собой централизованную базу данных, предусматривающая сбор с территориальных фондов детализированных счетов, выставленных для оплаты по отпущен-
ным лекарствам в программе ДЛО. Программа позволяет в считанные секунды (и это было продемонстрировано во время доклада) получить сведения по каждому выписанному рецепту по нескольким параметрам: название лекарственного препарата, курсовая доза, название ЛПУ, фамилии пациента и врача, выписавшего рецепт. Программа дает возможность эффективно выявить неточности при занесении сведений по рецепту в базу данных, ошибки врача при назначении препаратов, а также факты злоупотреблений, которые могут быть рассмотрены как отсутствие надлежащего жесткого контроля в ЛПУ за назначением лекарственных средств.
На основе анализа полученных данных Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития получит основу для проведения дополнительных проверок. Представители регионов, где будут выявлены нарушения, смогут обратиться в апелляционную комиссию и дать разъяснения по каждому конкретному случаю необоснованного назначения лекарственных средств.
Кроме того, информационная система была протестирована клиническими фармакологами, которые дали высокую оценку работе специалистов информационно-аналитического управления ФОМС.
Сбор данных за 2006 год был начат 16 марта 2007 года. В настоящий момент в систему загружены данные по 68 субъектам РФ. Окончание приема данных за 2006 год — первая половина июня 2007 года. Начиная с 1 июля 2007 года, будет осуществляться прием данных за 2007 год в ежемесячном режиме.
В конференции приняли участие 438 представителей 74 регионов РФ. Проведено 6 заседаний: одно пленарное и пять секционных.
С докладами выступили более сорока человек по таким направлениям, как:
• информационные системы регионального и муниципального здравоохранения;
• медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологической медицинской помощи;
• системы поддержки принятия врачебных решений;
• дистанционное обеспечение врачей.
", ,Б , , ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i rT~TJ ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i 11,, ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Информатизация здравоохранения
Итоги конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru S007, № 5
По единодушному мнению директоров региональных МИАЦ, конференция признана «самой
результативной за последние 7 лет»
Все многообразие отмеченных проблем информационного обмена в системе здравоохранения, несмотря на их взаимозависимость, участниками конференции сгруппировано в следующие четыре группы:
• законодательно-правовое обеспечение;
• организационно-методическое;
• программно-техническое;
• кадровое обеспечение.
Было отмечено, что в содержательном плане в развитии информационных компьютерных технологий регионального здравоохранения целесообразно выделить следующие основные направления:
• создание региональных и распределенных баз данных на население с реализацией слежения за здоровьем и факторами риска с обеспечением оценки и прогноза эффективности лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий с возможностью фор-
мирования специализированных регистров на социально значимые контингенты населения;
• использование баз данных населения и специализированных регистров для научного обоснования потребности в медицинской помощи, гарантированных объемов финансирования, распределения и использования ресурсов;
• развитие системы мониторинга здоровья и демографических процессов населения, в том числе и на межотраслевом уровне, обеспечение слежения за ходом и эффективностью реформирования здравоохранения;
• создание взаимосвязанных баз медицинской информации на всех уровнях управления;
• разработка и широкое использование автоматизированных систем информационного обеспечения управления на различных уровнях, в том числе на основе кибернетического принципа регулирования по отклонениям, методов получения комплексной инфор-
■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i 1 1 ■■ ■■ ■ X ■■ i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 7‘ !!!!!!!!!!!!!! ! ! !
1 и информационные
технологии
Информатизация здравоохранения
Итоги конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
мации, компьютерной поддержки разработки проектов управленческих решений и прогнозирования проблемных ситуаций;
• широкое применение компьютерных технологий в учебно-педагогических и научно-исследовательских процессах, при аттестации и повышении квалификации всех категорий медицинских работников;
• разработка и применение компьютерной поддержки оценки и формирования здорового образа жизни, состояния внешней среды, мониторинга уровня качества жизни;
• расширение автоматизированных рабочих мест и безбумажных информационных технологий специалистов, занимающихся лечебно-диагностическим процессом; интенсификация использования компьютерных технологий для массового распознавания патологических состояний на ранних стадиях возникновения;
• компьютерная поддержка методов моделирования и прогнозирования с широким внедрением в практическую деятельность;
• развитие информационных связей с другими отраслями народного хозяйства.
В техническом плане наиболее перспективными представляются следующие основные направления развития информа-
ционных компьютерных технологий в здравоохранении:
• массовое оснащение врачей и средних медицинских работников современными средствами вычислительной техники и связи, позволяющими создавать и эксплуатировать полноценные автоматизированные рабочие места на всех уровнях;
• приоритетное оснащение средствами вычислительной техники учреждений первичного звена, а также организаций, занимающихся обучением и переподготовкой медицинских работников;
• развитие средств связи, позволяющих эффективно реализовывать дистанционные методы сбора, обработки, передачи и использования информации на внутриучрежденческом, межучрежденческом, межотраслевом и межрегиональном уровнях;
• широкое распространение методов компьютерной обработки видеоизображений и компьютерного конструирования объемных объектов;
• рационализация компьютерных методов ввода, хранения, передачи и представления информации, включая электронные медицинские карточки и телемедицину.
Исходя из вышеизложенного, на конференции принято следующее решение:
Р Е Ш Е Н И Е
Всероссийской конференции «Информатизация здравоохранения и социальной сферы в регионах России: проблемы координации и информационного обмена»
1. Считать развитие информационно-коммуникационных технологий обязательным условием эффективного решения задач по реформированию отрасли, укреплению здоровья населения и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
2. Отметить, что в последнее время, несмотря на предпринимаемые меры, снизился темп прироста оснащенности учреждений здравоохранения страны вычислительной техникой, не усилилась координация этого направления деятельности в масштабах страны.
3. Считать необходимым возрождение в отрасли системы концептуального и целевого планирования развития информатизации здравоохранения на федеральном уровне, всемерное их распространение и использование в регионах.
4. Считать недопустимым факт отсутствия в МЗ и СР РФ департамента, курирующего вопросы информатизации отрасли. В отсутствие вертикали управления вопросами информатизации здравоохранения рекомендовать ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава активизировать координирующие функции.
", ,в , , ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i rT~TJ ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i 11,, ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Информатизация здравоохранения
Итоги конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru S007, № 5
5. Выделить пилотные регионы с мониторингом ситуации по информатизации и изучением эффективности от внедрения различных федеральных и региональных информационных систем.
6. Рекомендовать М3 и СР РФ и ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава привести в соответствие с нормативными требованиями процедуру создания автоматизированных государственных регистров и автоматизированных ИС, обратив особое внимание на соблюдение этапов их разработки, сдачи в опытную и промышленную эксплуатацию, поставки и сопровождения программных средств. Обеспечить внедрение разработанных программных средств федерального уровня не информационными письмами, а приказами М3 и СР РФ и соответствующей нормативно-технической документацией.
7. Для разработки комплекса мероприятий по реализации Федеральных законов «О персональных данных» (№152-ФЗ) и «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (№149-ФЗ) приказом Минздравсоцразвития РФ создать рабочую группу из ведущих специалистов отрасли. Поручить ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава разработку проектов подзаконных актов, определяющих правоприменительную практику реализации этих Федеральных законов.
8. Поручить ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава публиковать ежегодные статистические и аналитические данные об обеспеченности здравоохранения регионов средствами вычислительной техники и об используемых программных продуктах.
9. В целях обеспечения эффективного сотрудничества лиц, принимающих решения по ИКТ в здравоохранении, создать при Минздравсоцразвития РФ проблемную комиссию по информатизации здравоохранения и Совет директоров МИАЦ. Ускорить формирование единой политики М3 СР РФ по штатному расписанию и оплате труда персонала и руководителей МИАЦ.
10. Предусмотреть централизованное финансирование за счет федерального бюджета и бюджетов фондов ОМС в рамках ПНП «Здоровье» приобретение лицензионных общесистемных программных средств и СУБД, средств хранения и защиты БД, антивирусных программ и организовать обеспечение ими территорий РФ.
11. Разработать и утвердить Положение об информационном обмене на региональном и муниципальном уровнях между субъектами, задействованными в реализации ПНП «Здоровье» и охраны здоровья отдельных контингентов (работающих, учащихся, инвалидов и др.).
12. С целью организации единого информационного пространства здравоохранения и социальной сферы предусмотреть централизованное ежегодное с 2008 года финансирование из федерального бюджета на создание и развитие единой корпоративной вычислительной сети Минздравсоцразвития РФ.
13. С целью повышения эффективности управления отраслью и результативности ПНП «Здоровье» дооснастить медицинские учреждения первичного звена регионов персональными компьютерами и серверами за счет федеральных средств.
14. В программах последипломной подготовки врачей и среднего медицинского персонала в обязательном порядке выделить время для освоения основ работы с вычислительной техникой и информационными технологиями.
15. Считать чрезвычайно важной задачей ускоренное и массовое оснащение средствами вычислительной техники учреждений практического здравоохранения и в первую очередь первичного звена за счет средств бюджетов и фондов ОМС всех уровней. Отметить возрастающую актуальность ускорения разработки концепции информатизации отрасли здравоохранения применительно к современным условиям с привлечением к разработке всех заинтересованных ведомств, организаций и специалистов.
Нам Организаторы конференции Издательский дом «Менеджер здраво-Н охранения» и компания «МЕДИЭКСПО» благодарят спонсоров мероприятия: компании ORACLE, INTERSYSTEMS, MICROSOFT.
Все презентации конференции доступны на сайте журнала «Врач и информационные технологии» (www.idmz.ru)
■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i 1 1 ■■ ■■ ■ X ■■ i ■ — ■ _ ■ ■■ _ I 0) ■ ■■ — ■ ■■■ ■■ — ■■ ■ “ ■■■ _ ■■ ■ ■ ■■ ■■ — ■