Научная статья на тему 'Восстановление речи и других высших психических функций у пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, на стадии реабилитации в условиях санаторного комплекса'

Восстановление речи и других высших психических функций у пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, на стадии реабилитации в условиях санаторного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
549
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
очаговые поражения мозга / афазии / неречевые нарушения / восстановительное обу-чение / периоды реабилитации / brain damage / aphasia / nonverbal disorders / rehabilitation training / periods of rehabilita-tion

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никитин М. В., Шонгина Н. Н., Чукина И. М.

В статье приводятся данные исследования пациентов с афазиями и другими нарушениями высших психических функций на стадии реабилитации в условиях санаторно-курортного комплекса. Разрабо-таны методы восстановительного обучения в зависимости от этапа заболевания. Показана эффектив-ность ранней реабилитации больных с речевыми и неречевыми нарушениями после перенесенного ин-сульта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никитин М. В., Шонгина Н. Н., Чукина И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTORATION OF SPEECH AND OTHER HIGHER MENTAL FUNCTIONS IN PATIENTS WHO HAVE UNDERGONE ACUTE CEREBROVASCULAR ACCIDENT, AT THE STAGE OF REHABILITATION IN A SANATORIUM COMPLEX

The article presents the research data of patients with aphasia and other disorders of higher mental functions at the stage of rehabilitation in a sanatorium-resort complex. Developed methods of rehabilitation training, de-pending on the stage of the disease. The effectiveness of early rehabilitation of patients with speech and non-speech disorders after a stroke was shown.

Текст научной работы на тему «Восстановление речи и других высших психических функций у пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, на стадии реабилитации в условиях санаторного комплекса»

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ29)),2(0]9 / MEDICAL SCIENCES

37

УДК: 616.831 - 005.1

Никитин М.В.

д.м.н.

Шонгина Н.Н.

к.м.н.

Чукина И.М.

СКК «Вулан» - НКФ ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России, Геленджик

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10070 ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ПАЦИЕНТОВ, ПЕРЕНЕСШИХ ОСТРОЕ НАРУШЕНИЕ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ, НА СТАДИИ РЕАБИЛИТАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНАТОРНОГО КОМПЛЕКСА.

Nikitin M. V. Ph.D.

Shongina N.N. Ph.D.

Chukina I.M.

CCM "Vulan" - NKFFGBU "NMITSRK"Ministry of Health, Gelendzhik

RESTORATION OF SPEECH AND OTHER HIGHER MENTAL FUNCTIONS IN PATIENTS

WHO HAVE UNDERGONE ACUTE CEREBROVASCULAR ACCIDENT, AT THE STAGE OF REHABILITATION IN A SANATORIUM COMPLEX.

Аннотация:

В статье приводятся данные исследования пациентов с афазиями и другими нарушениями высших психических функций на стадии реабилитации в условиях санаторно-курортного комплекса. Разработаны методы восстановительного обучения в зависимости от этапа заболевания. Показана эффективность ранней реабилитации больных с речевыми и неречевыми нарушениями после перенесенного инсульта.

Abstract:

The article presents the research data ofpatients with aphasia and other disorders of higher mental functions at the stage of rehabilitation in a sanatorium-resort complex. Developed methods of rehabilitation training, depending on the stage of the disease. The effectiveness of early rehabilitation of patients with speech and nonspeech disorders after a stroke was shown.

Ключевые слова: очаговые поражения мозга, афазии, неречевые нарушения, восстановительное обучение, периоды реабилитации.

Key words: focal brain damage, aphasia, nonverbal disorders, rehabilitation training, periods of rehabilitation.

Каждый год в России регистрируется от 450 до 550 (по данным разных источников) тысяч больных с инсультом. В 40% случаев инсульты поражают людей в трудоспособном возрасте. В структуре общей смертности, тяжести последствий, инвалидиза-ции очаговые поражения головного мозга занимают одно из первых мест. Из тех, кто выжил, к труду возвращаются 10-15%. Инвалидами становятся 70-80%. Очаговые поражения головного мозга приводят к социальным проблемам, к поражению опорно-двигательного аппарата, психическим расстройствам, нарушениям речи.

В нашей стране достаточно хорошо функционирует система реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК). Основной целью восстановительного обучения больных с последствиями инсульта помимо двигательных нарушений является преодоление афазии, дизартрии, а также неречевых агнозий и апраксий. Указанные нарушения представляют собой следствие локальных поражений мозга. Кроме того, результаты восстановительного обучения зависят от конкретных форм афазии, которые, в свою очередь, определяются характером очага поражения, его размером и локализацией.

За период с 2015 по 2018 гг в СКК «Вулан» -НКФ ФГБУ «НМИЦ РК» МЗ РФ прошли нейропси-хологическую реабилитацию 22 человека с афазиями и другими когнитивными нарушениями в возрасте от 16 до 70 лет. Из них мужчины составили 63,6% - 14 человек, женщины 36,4% - 8 человек. Больные поступали из Краснодарского края и Московской области.

Основная задача нейрореабилитации - разработка методов восстановления нарушенных высших психических функций (ВПФ), дифференцированных в отношении острого и резидуального (отдаленного) этапа заболевания.

Самый ранний период реабилитации составил 24 дня после перенесенного инсульта и стационарного лечения - 1 человек (4,5%). Данному пациенту растормозили речь в условиях санатория. Самый поздний период составил 2 года после инсульта (ре-зидуальный этап) - 1 человек (4,5%). Удалось продуцировать несколько простых слов. 14 человек (63,7%) проходили реабилитацию через 3 месяца после ОНМК, 6 человек (27,3%) - через 6 месяцев после ОНМК. По степеням выраженности выде-

MEDICAL SCIENCES / <<ШУШМиМ~^©и©Ма1>#Щ29)),2(0]9

38

ляли: стадию грубых расстройств речи - у 3 человек (13,6%), средних - у 14 человек (63,7%) и легких расстройств - у 5 человек (22,7%).

Всем пациентам проводилось исследование речи и ВПФ по протоколу с описанием топического диагноза, нейропсихологического статуса и составлением программы восстановления речи и других ВПФ дифференцированно, в зависимости от форм афазии, степени выраженности дефекта и этапа заболевания.

Соблюдались принципы системности: восстанавливались все стороны нарушенной функции, а не только те, которые пострадали первично. Нейро-динамические нарушения: аспонтанность, инактив-ность и инертность, которые проявляются повышенной утомляемостью, общей замедленностью, трудностями переключения и снижением концентрации внимания, также требовали коррекции. Логопедические занятия проводились ежедневно на протяжении всего срока пребывания в СКК (14-18 дней) в зависимости от нейродинамических осложнений по индивидуальным программам: от 30 минут до часа 2 раза в день для пациентов, поступивших в ранний и отдаленные периоды реабилитации, и однократно по 30 минут для пациентов, поступивших в резидуальном периоде. Использовались нейромышечная и электроартикуляционная стимуляции на аппарате Уоса8Ит на раннем и отдаленном этапах реабилитации..

Коррекцию других высших психических функций (ВПФ) проводил клинический психолог всем поступившим пациентам с нарушенными функциями независимо от этапа заболевания с предварительным психологическим исследованием когнитивных функций и составлением индивидуальной программы коррекции на аппарате ЯеИаСот немецкой фирмы Хазомед. Компьютерная нейро-психологическая реабилитация специализирована на интенсивной тренировке различных областей мозга. Целью компьютерной тренировки является изменение в положительную сторону когнитивных способностей пациентов, перенесших инсульт. Главный критерий успеха - собственная оценка пациента изменений качества его жизни.

Основные преимущества компьютерной тренировки ВПФ на аппарате ЯеИаСот:

1. Тренировка функций от простого до более сложного уровня (переход на более сложный уровень осуществляется при условии качественного выполнения предыдущего уровня).

2. Обратная связь для мотивации пациента в виде поддерживающих и ободряющих текстов и построения динамического графика результатов.

3. Физическая доступность при ограниченных физических возможностях пациента (специальная клавиатура).

4. Выбор программ в зависимости от когнитивных нарушений.

5. Эффективный процесс записи текущей тренировки для поисков нарушений и возможностей пациента.

Основные блоки программ:

1. Тренировка внимания (бдительность, визуально-пространственное внимание, селективное внимание, разделенное внимание).

2. Тренировка памяти (топологическая память, физиогномическая, вербальная память, фигуральная память).

3. Тренировка исполнительных функций (ежедневные покупки, план на день, логическое мышление, вычисление).

4. Тренировка визуального поля.

Неречевая деятельность необходима для

наиболее полной социальной адаптации больных: восстановительные занятия при этом рассчитаны на использование предметно-практической деятельности, а также средств невербальной коммуникации. Учитывается тесная связь вербально-невер-бальных отношений в структуре высшей психической деятельности человека.

Восстановлением неречевых нарушений занимались разные специалисты мультидисциплинар-ной бригады: логопед-афазиолог, клинический психолог, врач и инструктор ЛФК. В программу восстановления неречевых функций были включены тренировки на аппарате RehaCom: задания на восстановление нарушенного гнозиса, например, тренировка памяти на лица (при агнозии на лица), тренировка визуально-пространственного внимания (при оптико-пространственной агнозии), тренировка фигуральной памяти (при предметной агнозии), восстановление нейродинамических нарушений (тренировка скорости переключения реакций, концентрации внимания). При восстановлении нарушений, возникающих при апраксиях, использовалась роботизированная аппаратура с биологически-обратной связью: комплекс Amadeo, реабилитационная система виртуальной реальности NIRVANA. Применялись эрготерапия, занятия с использованием предметно-практической деятельности и средств невербальной коммуникации: конструирование, рукоделие, изготовление изделий из различных материалов, бытовые действия, рисование, лепка.

При локальных поражениях мозга отсутствуют первичные расстройства мышления, памяти и внимания, возникающие при диффузных поражениях, и восстановление этих функций происходит гораздо быстрее, чем восстановление речи, неречевых агнозий и апраксий.

Положительная динамика в тренировке этих функций наблюдалась в 98% случаев у всех поступивших пациентов. Речевые улучшения наблюдались только у 57% пациентов, поступивших в ранний и отдаленный периоды реабилитации со средней и легкой степенями речевых расстройств. Это: увеличение активного словаря больных, способности конструировать собственную фразу, улучшение письма, чтения, произносительных способностей.

При восстановлении неречевых нарушений с использованием высокотехнологичных методов реабилитации, эрготерапии (это обучение предметно -практическим, бытовым и трудовым навыкам) улучшение наблюдалось у 54% больных.

Таким образом, ранняя реабилитация пациентов с афазиями со средней и легкой степенями речевых расстройств, перенесших ОНМК, способствует достижению высоких результатов восстановительного лечения речевых и неречевых нарушений. Пациенты, у которых восстановление

<<ШУШМиМ~^©У©Ма1>#Щ29)),2(0]9 / MEDICAL SCIENCES

речевых нарушений проводились в отдаленном периоде, показали низкий результат. При восстановлении других ВПФ результаты реабилитации оказались достаточно высокими во всех группах.

Список литературы

1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М.:Теревинф, 2002. 144с.

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. М.: АСТ Астрель Тран-зиткнига, 2005. 384 с.

39

3. Визель Т.Г. Как вернуть речь? - М: В. Се-качев. 2011г. - 216с.

4. Гусев Е.И., Скворцова В.И., Стаховская Л.В. Проблема инсульта в Российской Федерации: время активных совместных действий. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2007. № 8. С. 4-10.

5. Корсакова Н.К. Клиническая нейропсихология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте. - 2-ое изд. стер - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 144с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.