Научная статья на тему 'Восстановление речевой функции у пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения'

Восстановление речевой функции у пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
585
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чумакова У. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восстановление речевой функции у пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения»

результатов исследования осуществлялась с помощью ведения протокола обследования и видеозаписи.

Понимание текстов оценивалось на основе совокупного результата правильности оценки всех уровней текста: предметно-

денотативного (понимание предметного содержания текстов - выделение действующих лиц и определение отношений между ними); лингвистического (содержательность, последовательность, логичность, языковая правильность пересказа, умение отвечать на вопросы по тексту, понимание средств языковой выразительности); концептуально-оценочного (понимание причин поступков героев и их мотивы, понимание отношения автора к героям или событиям, юмора повествования, выделение скрытого смысла).

В ходе эксперимента были получены следующие результаты. У всех детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи обнаружены трудности понимания текстов различной информационной насыщенности. Дети продемонстрировали достаточное понимание предметно-денотативного уровня текстов. Наибольшие трудности у детей вызывает анализ лингвистического и концептуально-оценочного уровней вне зависимости от способа презентации текстового концепта (эксплицитного или имплицитного) и его информационной насыщенности. Нарушение (или недостаточная сформированность) лингвистического уровня проявляется в трудностях пересказа текстов и сохранения последовательности изложения материала. Особенности освоения концептуально-оценочного уровня проявляется в нарушении понимания скрытого смысла текстов с юмористическим содержанием, эксплицитно и имплицитно представленным смыслом. Несмотря на систематическую и планомерную работу учителя у детей описываемой категории долгое время сохраняются трудности передачи содержания текста и его смысла. Необходима организация специальной коррекционной помощи по улучшению качества смысловой переработки литературных текстов в рамках логопедических занятий.

У. О. Чумакова

Восстановление речевой функции у пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения

Ежегодно в России регистрируется множество случаев острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК). Инсульт в нашей стране - одна из трех основных причин смерти. Чаще всего инсульт поражает людей пожилого возраста, но в последнее время эта болезнь имеет тенденцию к «омоложению» и встречается среди людей от 15 до 45 лет.

293

В большинстве случаев люди, перенесшие инсульт, полностью утрачивают профессиональные навыки и трудоспособность. Частым последствием инсульта является нарушение речевой функции, проявляющейся в форме афазий. В результате нарушения речи и расстройств двигательной сферы больным устанавливается инвалидность, что в свою очередь лишает права работы. При этом важнейшим фактором при определении степени инвалидности является именно нарушение речи [4, с. 1].

Речь - комплексная функция головного мозга, являющаяся главным средством общения. Расстройства речи в виде афазий возникают при поражении, так называемых, речевых зон мозга, расположенных в заднем отделе нижней лобной извилины, в верхней височной извилине, нижней теменной доле и на стыке теменной, височной и затылочной областей доминантного полушария. Афазии обычно связаны с агнозиями, апраксиями и другими сложными нарушениями высших корковых функций [1, с. 223].

В данной статье описывается опыт работы с пациентами с афазиями.

Сложность речевого расстройства зависит от расположения и величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, ведущей руки. Нарушения активной речи, показатели моторной афазии, нарушения понимания речи - сенсорной афазии. Специфику нарушения речи при каждой из форм афазии определяет степень тяжести и этап заболевания, а также патогенетические механизмы.

До того, как начать занятия с пациентами, важно установить с ними контакт. Необходимо убедить больного, что движения и речь у него постепенно восстановятся, но для этого надо заниматься. Беседовать с больным надо спокойно, настойчиво, с верой в свои слова. Близкие люди и родственники, ухаживающие за пациентом, не должны отвечать за него, они обязаны сотрудничать с логопедом и точно выполнять его рекомендации. Кроме того, занятия с пациентами должны быть регулярными, без продолжительных перерывов. Пациент с афазией - равноправный собеседник. Слушать его - означает ждать, ведь пациент нуждается в большем времени для своего высказывания. В разговоре надо быть инициатором, но не помогать раньше времени словесными подсказками. У пациента с афазией должна быть возможность высказаться. При неясных высказываниях нельзя останавливать пациента, даже если смысл сказанного непонятен. Нельзя отступать от общения, ключевая фраза при этом: «Мы обязательно поймем друг друга - начните еще раз!».

При сенсорной афазии установить контакт с пациентом бывает сложнее. Для восстановления понимания речи у пациентов

294

с сенсорной афазией используют картинки с подписями. Им предлагается раскладывать подписи к картинкам, читать эти подписи, списывать их, показывать тот или иной предмет. Постепенно число картинок с подписями увеличивается, у больного появляется возможность показывать и дифференцировать окружающие предметы. Работа с предметными картинками приводит не только к восстановлению фонематического слуха, но и функции называния.

Пациентам с моторной афазией на ранней стадии желательно давать очень короткие инструкции, сопровождая их показом действий и предметов, с которыми предполагаются определенные манипуляции. Для восстановления на ранних этапах после инсульта устной, экспрессивной речи у больных с моторной афазией используют приемы стимулирования устного высказывания, причем не отдельных слов, а коротких, нужных для обихода фраз: Ты будешь обедать? Ты будешь спать? Ты будешь заниматься? Затем задают специальные вопросы, провоцирующие ответ определенным словом, например «хочу»: Ты хочешь обедать? Хочу. Ты хочешь спать? Хочу. Таким образом, восстанавливается «бытовая речь», в словаре помимо слова «будешь» появится еще слово «хочу» и т. д.

При более грубом нарушении речи, когда больной не может произнести по заданию ни одного звука, рекомендуется использовать речевые автоматизированные ряды: порядковый счет, называние дней недели, месяцев года, чтение хорошо знакомых четверостиший или начальных куплетов известных больному песен. При этом больной должен следить за губами говорящего, пытаться вместе с ним медленно повторять эти речевые ряды. Повторение речевых рядов приносит успех в течение 2-3 недель; речь больного сначала может быть нечеткой, не все звуки «всплывают» сразу. Больной должен не только повторять эти слова, но и пытаться их читать, сначала с родственником, а затем самостоятельно. Как только пациенту разрешат сидеть, следует начать зрительные диктанты проговариваемых слов (больной должен прочитать слово, по памяти его записать, а затем сравнить с образцом).

Если повторная речь быстро восстанавливается, то больше заниматься повторением не следует, надо срочно начать отработку посильных для больного ответов на вопросы, в той или иной степени подсказывая эти ответы. Вся работа с пациентами с моторной афазией ведется с опорой на сюжетные картинки для восстановления грамматически правильно оформленного предложения.

При легкой выраженности речевого расстройства пациентам рекомендуется читать небольшие интересные, юмористические, возможно связанные с их прошлой профессиональной деятельностью тексты объемом 1-2 страницы, пересказывать их и т. д.

295

Параллельно с занятиями по восстановлению навыков устной речи пациентов необходимо обучать чтению и письму - это в значительной степени способствует и восстановлению речи. Если у пациента грубый парез правой руки, то следует с самого начала учить пациента писать левой рукой.

Важный фактор восстановления речи на раннем этапе после инсульта - дозировка речевой нагрузки. Прежде всего, желательно, чтобы больной находился в помещении, где нет отвлекающих факторов (выключены радио, телевизор, мультимедиа и т. п.), т. к. важно соблюдать слуховой режим. Пациент должен слышать спокойную не травмирующую его, касающуюся его речь, для стимуляции его к слушанию речи. Но это не значит, что с больным нельзя разговаривать, напротив с ним обязательно надо общаться. Пациента нельзя полностью выключать из привычной для него жизни. Уже через месяц после инсульта некоторые пациенты могут 10-15 мин смотреть по телевизору любимые передачи, просматривать любимые газеты и журналы. Однако надо следить, чтобы больной не переутомлялся.

К вышесказанному, хочется добавить ряд морально-этических положений, обязательных в работе с такими пациентами:

- Уважай в не говорящем пациенте человека.

- Относись к неговорящему пациенту как к равному.

- Не забывай, что интересы пациента превыше интересов его родственников и твоих интересов.

- Никогда не делай того, что может психологически или физически повредить пациенту.

- Не предай доверие пациента и никогда не признавай его безнадежным.

Список литературы

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. - М.: Наука, 1973.

2. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга / Л.С. Цветкова. - М.: МГУ, 2003.

3. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных / Л.С. Цветкова. - М.: МГУ, 2000.

4. Шкловский В.М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. - М.: Ассоциация дефектологов, В. Секачев, 2000.

5. Шохор-Троцкая (Бурлакова), М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления / М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). - М.: Экс-мо-Пресс, В. Секачев, 2000.

296

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.