Научная статья на тему 'ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЛИКА СОБОРА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА РВУ В МОСКВЕ ПО ИЗОБРАЖЕНИЮ НА КАРТЕ «КРЕМЛЕНАГРАД»'

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЛИКА СОБОРА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА РВУ В МОСКВЕ ПО ИЗОБРАЖЕНИЮ НА КАРТЕ «КРЕМЛЕНАГРАД» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
352
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
СОБОР ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ НА РВУ / ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО / КРЕМЛЕНАГРАД / ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА / ШАТРОВЫЕ ХРАМЫ / СТОЛПООБРАЗНЫЕ ХРАМЫ / НЕБЕСНЫЙ ИЕРУСАЛИМ / ИВАН ГРОЗНЫЙ / БОРИС ГОДУНОВ / CATHEDRAL OF THE INTERCESSION / ST. BASIL'S CATHEDRAL / KREMLENAGRAD / ANCIENT RUSSIAN ARCHITECTURE / TENTED TEMPLES / COLUMN-LIKE TEMPLES / HEAVENLY JERUSALEM / IVAN THE TERRIBLE / BORIS GODUNOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайко Е.В.

В данной статье автор пытается обратить внимание на карту «Кремленаград» (1601), как возможный источник для реконструкции облика собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву в кон. XVI - нач. XVII в. Проследить особенности развития архитектуры собора в этот период времени, используя летописные сведения, записи и рисунки путешественников, карты Москвы, сделанные современниками. А так же поделиться предположением о важной роли Бориса Годунова в формировании новых архитектурных форм собора в нач. XVII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECONSTRUCTION OF THE APPEARANCE OF THE CATHEDRAL OF THE INTERCESSION IN MOSCOW ON THE IMAGE ON THE MAP "KREMLENAGRAD"

In this article, the author tries to draw attention to the map "Kremlenagrad" (1601), as a possible source for reconstructing the appearance of the Cathedral of the Intercession on the Moat at the end. XVI - early. XVII century. To trace the features of development of the architecture of the cathedral during this period, using chronicle information, notes and drawings of travelers, maps of Moscow made by contemporaries. Also an assumption about the important role of Tzar Boris Godunov in the formation of new architectural forms of the Cathedral in the beginning of the XVII century.

Текст научной работы на тему «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЛИКА СОБОРА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА РВУ В МОСКВЕ ПО ИЗОБРАЖЕНИЮ НА КАРТЕ «КРЕМЛЕНАГРАД»»

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «АРХИТЕКТУРНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Зайко Е.В.

независимый исследователь, иконописец, член Санкт-Петербургского Союза художников

гткв. вЪгаг@уапйех. ги

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЛИКА СОБОРА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА РВУ В МОСКВЕ ПО ИЗОБРАЖЕНИЮ НА КАРТЕ «КРЕМЛЕНАГРАД»

Аннотация: В данной статье автор пытается обратить внимание на карту «Кремленаград» (1601), как возможный источник для реконструкции облика собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву в кон. XVI - нач. XVII в. Проследить особенности развития архитектуры собора в этот период времени, используя летописные сведения, записи и рисунки путешественников, карты Москвы, сделанные современниками. А так же поделиться предположением о важной роли Бориса Годунова в формировании новых архитектурных форм собора в нач. XVII в.

Ключевые слова: Собор Покрова Богородицы на Рву, храм Василия Блаженного, Кремленаград, древнерусская архитектура, шатровые храмы, столпообразные храмы, Небесный Иерусалим, Иван Грозный, Борис Годунов.

Рис.1: 1) Карта «Кремленаград». 1601 г. (Гравюра 1663 г.) 2) Собор Покрова Богородицы на Рву. Карта «Кремленаград». 1601 г. Фрагмент.

Собор Покрова Богородицы на Рву или храм Св. Василия Блаженного (1555-1561) дошел до нашего времени после многочисленных ремонтов, перестроек и реставраций (рис. 3.1). Подробный обзор литературы и исследований, посвященных собору, сделан А.Л. Баталовым в монографии «Собор Покрова Богородицы на Рву» (2016)1. Крупные исследовательские и реставрационно-восстановительные работы проведены Д.П. Суховым совместно с Н.Н. Соболевым в 1920-е - 1950-е гг2.

Как выглядел собор на момент строительства и другие этапы его изменения интересуют многих ученых. Сложилось общее мнение, что столпообразный облик Покровского собора был сформирован уже в годы его строительства 1555-1561 гг., а масштабная перестройка храма была произведена, только в кон. XVII в. при царе Федоре Алексеевиче3. Остается нерешенным вопрос о датировке и происхождение формы фигурных глав собора4, в связи с этим, какими были завершения приделов. Так же вопрос о форме и расположении маленьких декоративных главок вокруг центрального шатра и барабана западного придела5.

Реконструкцией первоначального облика занимались Н.Н. Соболев6, М.А. Ильин7, Н.И. Брунов8, В.А. Рябов9 (рис. 3.2, 7.3, 8.2) и др.

Материалом для исследования памятника являются летописные сведения, записи и рисунки путешественников, древние карты, планы, чертежи Москвы XVI — XVII вв., сделанные современниками.

Одним из важных источников можно назвать карту «Кремленаград»10 (рис.1.1) -аксонометрический план Московского Кремля, созданный во время царствования Бориса Годунова11 в 1601 г.12 Карта ориентирована на запад. Фасады церквей прорисованы с восточной стороны. На чертеже рисунок Покровского собора совмещает фронтальный и аксонометрический вид восточного фасада (рис. 1.2). Изображение собора, сильно отличается от сложившегося представления об этом произведении и считается условным13.

В данной статье автор попытается обратить внимание на карту «Кремленаград», как возможный источник для реконструкции облика собора Покрова Богородицы на Рву в период кон. XVI - нач. XVII вв.

1Баталов А.Л. Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры. - М.: Лингва-Ф, 2016. 460 с. - С. 2-41

2 Баталов А.Л. Собор Покрова Богородицы на Рву...2016. С. 160, 273 (сноска 4)

3 Баталов А.Л. Указ. соч. 2016. С. 160, 270-272 (сноска 1)

4 Там же. С. 160

5 Там же. С. 160-169

6 Там же. С. 160, 164

7 Там же. С. 23

8 Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор. - М.: Искусство, 1988. 256 с.- С. 134

9 Баталов А.Л. Указ. соч. 2016. С. 179-180, 193-194, 231-232, 387-388, 405-406

10Кремленаград // Исторические города / Россия / Москва. URL: http://historic-cities.huji.ac.il/russia/moscow/maps/blaeu_french_1663_v2_b.jpg (дата обращения: 22.08.2020).

11 Кудрявцев М.П. Проект царских палат Кремля в аксонометрическом чертеже XVII века// Новые атрибуции. М.: Искусство, 1987. С. 79-93 / Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. URL: http://rusarch.ru/kudriavtsev1.pdf (дата обращения: 23.08.2020). С. 83.

12 Кудрявцев М.П. Проект царских палат Кремля. С. 84, 87, 91 (сноска 1)

13 Баталов А.Л. Указ. соч. 2016. С. 168.

1. з.

Рис. 2. Сравнение изображений Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля на карте «Кремленаград» с архитектурой соборов: 1) Благовещенский собор и Архангельский собор. Карта «Кремленаград». 1601 г. Фрагмент 2) Благовещенский собор Московского Кремля. Восточный фасад.

3) Архангельский собор Московского Кремля. Восточный фасад.

В первую очередь нужно отметить, что исследователи карты «Кремленаград» пришли к выводу, что изображенные на ней объекты «соответствуют времени Бориса Годунова»1. Известные здания Кремля хорошо узнаваемы (рис. 2) (Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, колокольня Иван Великий). М.П. Кудрявцев пишет: «Все рисунки построек — палат, стен, храмов - очень индивидуальны: по ним легко определить тип постройки, вид покрытия и даже строительный материал, из которого построено здание». Высокую оценку чертежа дали В.Е. Румянцев и С.П. Бартенев, отметив подробность и близость к натуре всех деталей изображения, предполагая, что автор очень хорошо знал Кремль2.

Архитектура Покровского собора на плане «Кремленаград» имеет сильное отличие от известного образа этого храма. Здесь не видно не только фигурных глав3, но и столпообразных приделов (рис. 3). Столпообразные, стремящиеся вверх формы, появляются спустя несколько лет на «Сигизмундовом плане» Москвы 1610 г.4 (рис. 4.2, 5.3) Более реалистично и детально на гравюре А. Олеария 1647 г.5 (рис. 7.2) Если довериться изображению, то нужно признать, что первоначально собор имел совсем другой облик.

1 Кудрявцев М.П. Указ. соч. С. 83

2 Там же. С. 87

3 Баталов А.Л. Указ. соч. 2016. С. 160-162

4 Сигизмундов план. Москва 1610 года // Старые карты Москвы / Старые карты Москвы 16-18 веков. URL: http://oldmoscowmaps.ru/v/starye-karty/1610.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2 (дата обращения: 23.08.2020).

5 Олеарий А. Великий князь уезжает на паломничество. Гравюра. 1647 // Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 51. URL: https://www.booksite.ru/enciklopedia/album/20.jpg (дата обращения: 23.08.2020).

Рис. 3. Отличие изображения собора Покрова Богородицы на Рву на карте «Кремленаград» от

известной архитектуры собора: 1) Собор Покрова Богородицы на Рву. Юго-западный фасад. 2) В.А. Рябов. Реконструкция. Собор Покрова на Рву с открытым гульбищем в 1560-х гг.

Вид с востока. Фрагмент. 3) Собор Покрова Богородицы на Рву. Карта «Кремленаград». 1601 г. Фрагмент.

Рис. 4: 1) «Сигизмундов план» Москвы 1610 г. (Гравюра 1618 г.) 2) Собор Покрова Богородицы на Рву. «Сигизмундов план» Москвы 1610 г. Фрагмент

Храм Покрова Богородицы на Рву на карте «Кремленаград» представляет собой мощный подклет, на котором как на пьедестале помещены девять отдельно стоящих церквей (рис. 3.3, 5.2, 6). Центральная шатровая доминирует, вокруг нее сгруппированы восемь небольших церквей разной формы. Это соответствует летописным сведениям: «поставлена бысть премудро и дивно разные церкви на едином основании».1 С севера и юга подведены лестницы (к западному приделу). С северо-восточной стороны примыкает придел Св. Василия Блаженного, построенный в 1588 г. Композиция собора уравновешена, подчеркнуты горизонтальные членения архитектуры.

Из истории Покровского собора известно, что во дни царя Федора Ивановича (1584-1598) храм обновлялся после большого пожара, во время которого, утратил «верхи». «Пискаревский летописец» сообщает, что были сделаны «верхи у Троицы2 и у Покрова на Рву розными обрасцы и железом немецким обиты, и от пожару от самаго не бысть верхов на тех храмех»3. А.Л. Баталов датирует это событие 1584-1585 гг.4

Ценные сведения о том, как выглядела церковь в нач. 1585 г. находятся в записках путешественника Мартина Груневега. Груневег пишет: «Она восьмиугольная, и основание выведено почти по прилагаемому образцу так, что всеми концами касается круга5. Кроме того, у нее новые шпили6 (spitzen) и гульбище (gang) вокруг, все весьма мастерски [сделано] из кирпича, везде резьба с различными переплетениями, но [церковь] еще не достроена. Каменные стены вполне готовы, но не покрыты известью, кроме того она должна быть расписана внутри и снаружи, а ее шпили должны быть позолочены»1.

А.Л. Хорошкевич обращает внимание, что «сообщения о шпилях вносит новые детали в историю строительства собора»8. Заметив, что для описания куполов в других случаях, Груневег использовал термин «rundel»9. Считает, что «приложенный автором рисунок, при всей его миниатюрности, не оставляет сомнений о форме шпилей»10, они «отчетливо видны на рисунке»11. (рис. 5.1)

1 СнегиревВ.Л. Памятник архитектуры храм Васили Блаженного. М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1953. 165 с. - С. 28. Цит. по: Книга Степенная // ПСРЛ. (Полное собрание русских летописей). Т. XXI, С. 674

2 В честь восточного придела Св. Троицы, собор имел еще одно название - церковь Святой Троицы на Рву.

3 Баталов А.Л. Указ. соч. 2016. С. 161. Цит. по: Пискаревский летописец // ПСРЛ. Т. XXXIV. С. 200

4 А.Л. Баталов отмечая, что сведения о ремонте не имеют твердой летописной даты и могут относиться к 1584 -1598 гг., датирует это событие 1584-1585 гг. Н.Н. Соболев датирует сведения о ремонте 1586 г., протоиерей И. Кузнецов - 1595-1598 гг. - См.: Баталов А.Л. Указ. соч. 2016. С. 161-162; В.В. Косточкин датирует ремонт 15851586 гг. - См.: Косточкин В.В. Государев мастер Федор Конь. М.: Наука, 1964. 176 с. - С. 28

5 Основание (подклет) церкви, судя по описанию Груневега, имело достаточно четкое очертание, возможно, еще без дополнительных деталей.

6Курсив автора.

7 Мартин Груневерг (о. Венцеслав): духовник Марины Мнишек. Записки о торговой поездке в Москву в 1584-1585 гг. Сост. А.Л. Хорошкевич. М.: Памятники исторической мысли, 2013. 384 с. - С. 200

8 Мартин Груневерг (о. Венцеслав) ... С. 292 (сноска 427)

9 Там же. С. 206-207, 292-293 (сноска 427)

10 Там же. С. 292 (сноска 427)

11 Хорошкевич А.Л. Московский Троицкий собор в 1585 г. в записках Мартина Груневега (о. Венцеслава) // Покровский собор в истории и культуре России. Материалы научной конференции, посвященной 450-летию Покровского собора (12-14 октября 2011 г.). М., 2012. С. 68-73 / Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. URL: http://rusarch.ru/horoshkevich2.htm (дата обращения: 23.08.2020).

1. 2. 3.

Рис. 5. Изображения собора Покрова Богородицы на Рву посл. четв. XVI - нач. XVII вв.:

1) М. Груневег. 1585 г.

2) Карта «Кремленаград». 1601 г. Фрагмент.

3) «Сигизмундов план» Москвы 1610 г. Фрагмент.

Баталов понимает под словом «spitzen» - «маковки»1. На карте «Кремленаград», приделы собора завершают небольшие главки (маковки) с крестами на невысоких барабанах.

Немецкое слово «spitze» - «шпиль, острие» имеет еще значение «вершина, верхушка». Приезжий иностранец мог назвать «завершения» приделов - небольшие главки с крестами, знакомым словом из своего лексикона - «spitzen». Логично, что главки с крестами собирались позолотить.

Анна Леонидовна Хорошкевич делает вывод: «В 1585 г. еще не было тех куполов, которые доныне поражают воображение каждого зрителя», они возникли в более позднее время2.

Далее Хорошкевич отмечает, что храм «приземист, отдельные притворы имеют почти одинаковую высоту. Можно предположить, что очень высокий подклет завершается обходной галереей»3. Такое описание можно отнести и к изображению Покровского собора на карте «Кремленаград».

1 Баталов А.Л. Указ. соч. 2016. С. 161

2 Хорошкевич А.Л. Московский Троицкий собор в 1585 г...

3 Мартин Груневерг (о. Венцеслав) ... С. 294 (сноска 433)

Рис. 6. Собор Покрова Богородицы на Рву. Карта «Кремленаград». 1601 г. Фрагмент.

Возвращаясь к карте «Кремленаград» 1601 г., обратим внимание на архитектуру приделов (рис. 6).

Центральный придел Покрова Божией Матери - шатер на четверике, возможно, имеет невысокий переходный восьмерик, завершается небольшой главой с крестом. Оформление шатра рельефными кокошниками и ложными главками с горизонтальным карнизом очень напоминает декор церкви Спаса Преображения в селе Остров (XVI в.).

Фасады восьмигранных приделов северного (свв. Киприана и Иустины) и южного (св. Николы Великорецкого), так же имеют горизонтальный карниз с кокошниками и небольшую главу на барабане.

Троицкая восточная восьмигранная церковь - очень напоминает центричную ренессансную постройку с большим граненым куполом, опирающимся на стены, сверху маленькая главка на узком барабане.

Два малых восточных придела (св. Александра Свирского и Трех Патриархов), имеют в плане квадрат - это маленькие бесстолпные церкви. Их изображение соответствует мнению Н.И. Брунова, что в основе малых приделов лежит архитектурный тип небольшого кубического бесстолпного храма, который применялся в XVI в. для приделов1. Они изображены условно, так же как приделы Благовещенского собора Кремля (1562-1564). (рис. 2.1, 2.2) (Вероятно, художник карты «Кремленаград» в первую очередь детально выявлял самые выразительные элементы архитектуры, и более обобщенно второстепенные2.

1 БруновН.И. Храм Василия Блаженного в Москве... С.76-79

2 Кудрявцев М.П. Указ. соч. С. 87

Придел Св. Василия Блаженного (1588) представляет собой небольшой храм, украшенный несколькими рядами кокошников, с главой на барабане. Вероятно, имел примерно ту же форму, как на гравюре Адама Олеария (1647) (рис. 7.2) и на реконструкции В.А. Рябова1. (рис. 7.3, 8.2) Его архитектура напоминает Малый собор Донского монастыря во имя Донской иконы Божией Матери (1593-1596) в Москве, который относился к типу небольшого бесстолпного храма, перекрытого крещатым сводом, украшенного несколькими рядами кокошников2. (рис. 8.3) Архитектура придела Св. Василия Блаженного судя по изображениям достаточно хорошо сохранилась (рис. 7, 8).

Если сравнить изображения Покровского собора, видно, как изменялся облик собора после 1601 г. (рис. 7). Как надстройка приделов, небольшие церкви превратила в столпы, увенчанные куполами, а центральный Покровский придел в высокую ступенчатую башню3, переходящую в стройный шатер, оформленный горкой декоративных кокошников и ложными главками. В композиции собора стала преобладать вертикальная динамика.

1. 2. 3.

Рис. 7. Сравнение изображений Покровского собора и придела Св. Василия Блаженного:

1) Карта «Кремленаград». 1601 г. Фрагмент.

2) А. Олеарий. Гравюра. 1647 г. Фрагмент.

3) В.А. Рябов. Реконструкция собора в 1630-х гг. Фрагмент.

1 БаталовА.Л. Указ. соч. 2016. С. 387-388, 405-406

2 Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. - СПб.: Строй-издат. СПб отд-ние, 1993. 288 с. - С. 178

3Н.И. Брунов, изучая современную архитектуру собора, замечает: «Четверик церкви Покрова только немного превышает по высоте крытую галерею...». - См.: Брунов Н.И. Указ. соч. С. 86

1. 2. 3

Рис. 8. Придел Св. Василия Блаженного и Малый собор Донского монастыря: 1) Н.Н. Соболев. Чертеж, 1950-е гг. Собор Покрова на Рву. Восточный фасад. Фрагмент.

2) В.А. Рябов. Реконструкция. Собор Покрова на Рву с приделом Василия Блаженного в

кон. XVI в. Фрагмент

3) Малый собор Донского монастыря в честь Донской иконы Божией Матери в Москве.

Как было сказано выше, столпообразные формы Покровского собора появляются на «Сигизмундовом плане» Л. Килиана 1610 г. (рис. 4, 5.3) Можно предположить, что храм был перестроен с 1601 г. по 1605 г., при царе Борисе Годунове (1598-1605). Об этой перестройке нет прямых упоминаний в архивных документах, однако деятельность Бориса Годунова косвенно подтверждает о такой возможности.

Собор Покрова Богородицы на Рву был создан по обету царя Ивана Грозного, в знак благодарения за одержанную победу над Казанским царством в 1552 г. Традиционное посвящение было дополнено совершенно новым. По летописным источникам известно, что митрополит Макарий (1542-1563) перед началом Казанского похода дал особое обещание царю и воинам, если кто прольет кровь свою на поле брани, тот получит особую награду в будущем веке, а если погибнет, тот как мученик войдет в Вышний град Иерусалим: «.. .восприимет от Господа Бога .вхождение вышняго града Иерусалима наследие».1 Вероятно, в связи с этим, один из престолов (западный придел) был освящен в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, как образ Небесного града.

1 Кочетков И.А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая»: («Благословенно воинство небесного царя») // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1985. Т. XXXVIII. С. 185-209 / Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». URL: http://feb-web.ru/feb/todrl/t38/t38-185.htm (дата обращения: 15.09.2020). С. 190. Цит. по: Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича. // ПСРЛ. Т. XXIX. М., 1965, с. 89-90.

Рис. 9. Митр. Афанасий (?). Благословенно воинство Небесного Царя. 1550-е гг.

Государственная Третьяковская галерея, Москва. 1

Идея, выраженная в послании митрополита Макария, нашла отражение еще в одном произведении этого времени - иконе: «Благословенно воинство Небесного Царя» (1550-е).2 На ней изображено Небесное воинство, шествующее в Райскую обитель - Небесный град Иерусалим.3 (Икона помещалась возле Царского места в Успенском соборе Московского Кремля. 4) (рис. 9)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным исследований, замысел Покровского собора так же включал идею присвоения ему функции главного престола Входа Господня в Иерусалим в Москве. И перенесения к нему праздничного шествия «Хождения на осляти» в Неделю Вайи (Вербное воскресение), которое уже начало совершаться к нему в 1560-е гг.5 (рис. 10)

В 1583-1584 гг. еще при жизни Ивана IV был организован «Приказ каменных дел».6 После воцарения Федора Ивановича (1584 -1598), по инициативе Бориса Годунова каменное строительство приобрело широкий размах. Возводились крепости, монастыри, большое внимание уделялось украшению Кремля, строительству и обновлению церквей.7

1 Благословенно воинство Небесного Царя («Церковь воинствующая») / Христианство в искусстве. URL: https://wwwicon-art.info/masterpiece.php?lng=m&mst_id=5538 (дата обращения: 15.09.2020).

2 Кочетков И.А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая»... С. 190, 200-202, 204

3«На иконе. изображены как погибшие, так и оставшиеся в живых участники Казанского похода. Куда они направляются? Город, стоящий на горе и осененный шатром, в котором восседает Богоматерь с младенцем, — это, несомненно, Иерусалим небесный, рай» - Кочетков И.А. Указ. соч. С. 196.

4Кочетков И.А. Указ. соч. С. 207. Цит. по: Опись Успенского собора нач. XVII в. (РИБ, т. III. СПб., 1876, стб. 311.

5 БаталовА.Л. Указ. соч. 2016. С. 350

6 Косточкин В.В. Государев мастер Федор Конь. М.: Наука, 1964. 176 с. - С. 11. Цит. по: А.Н. Сперанский, Очерки по истории Приказа каменных дел Московского государства, М., 1930, С. 12

7 Косточкин В.В. Государев мастер Федор Конь. С. 12-14

Рис. 10. Хождение на осляти. А. Олеарий. Гравюра «Кремль. Замок в Москве» 1656 г.

Из книги «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию».1

Строительная деятельность Годунова восхищала современников. Патриарх Иов в «Повести о честном житии царя и великого князя Федора Ивановича» писал, что «сей... изрядный правитель Борис Федоровичь... многи грады камены созда и в них превеликие храмы... и многие обители устрой. град Москву, яко некую невесту преизрядною лепотою украсил: многая убо в нем прекрасные церкви камены созда и великие полаты устрои...».2

3 сентября 1598 г. Борис Годунов был торжественно коронован на царство по новому чину, приближенному к чину византийских императоров. Утверждение в 1589 г. патриаршества в России, определило вселенское значения московского царя. Борис Годунов был первым московским царем, венчанным на царство одним из пяти патриархов Вселенской церкви. Его статус уподобился статусу византийского императора. «Он не только Богом венчанный и Богом избранный московский царь, но и царь всех православных христиан». Такое отношение «соответствовало самосознанию официальной Москвы» того времени.3

:1656 год. Офорт, Кремль, Замок в Москве, А.Олеарий / Старинные гравюры. URL: https://oldgravura.ru/prod/oldgravura--i8572/ (дата обращения: 10.09.2020).

2 Косточкин В.В. Указ. соч. С. 14. Цит. по: Полное собрание русских летописей, т. XIV. СПб., 1910, С. 7.

3Баталов А.Л. Гроб Господень в замысле "Святая Святых" Бориса Годунова // Иерусалим в русской культуре.- М., 1994. С. 154-171 / Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. URL: http://rusarch.ru/batalovl2.htm (дата обращения: 30.08.2020).

Сделавшись царем Борис Годунов, по словам историка С.П. Бартенева: «блеском своего царствования как будто хотел затмить всех своих предшественников - с таким рвением он заботился об украшении своей столицы, о возвеличении ее новыми постройками»1.

С одной стороны, он продолжил начатые направления в строительстве2. С другой стороны, задумал "перенести" в центр Кремля величайшую святыню христианского мира -воздвигнуть грандиозный храм, под названием «Святая святых», по образцу иерусалимского Храма Гроба Господня. Предполагалось построить его «на площади за Иваном Великим», где в 1599 г. начались подготовительные работы3.

По мнению исследователей, «иерусалимский» замысел Бориса Годунова не ограничивался строительством «Святая Святых». В храм предполагалось поместить реликвию «зримый образ Святого Гроба» - золотой Гроб Господень (1599-1600), сделанный одной меры с подлинником4. В связи с этим был введен новый богослужебный чина «Погребения», совершаемый в Великую субботу. 5

Так же «иерусалимская» программа включала в себя сооружение в камне Лобного места (1599)6 недалеко от Покровского собора и надстройку колокольни Иван Великий (1600)7.

Собор Покрова Богородицы на Рву являл образ Иерусалима в Неделю Вайи8. В источниках в последней четв. XVI - нач. XVII вв. за собором укрепляется новое название Иерусалимская церковь или «Иерусалим». 9 Посвящение престола и связанное с ним «хождения на осляти» вводило его в круг «иерусалимских» ассоциаций.10

В таком контексте Борис Годунов не мог оставить без внимания церковь, имеющую важное сакральное значение в богослужебной жизни столицы, и не придать ей еще большую грандиозность11 и великолепие.

1 Бартенев С.П. Московский Кремль в старину и теперь. Кн. 2. Государев двор. Дом Рюриковичей. - М.: Издание Министерства Императорского Двора, 1916, 343 с. / Библиотека Руниверс. URL: https://runivers.ru/upload/iblock/126/Moskovskiy%20kreml%202.pdf (дата обращения: 25.08.2020). С. 216

2 Косточкин В.В. Указ. соч. С. 26-28

3 Баталов А.Л. Гроб Господень в замысле "Святая Святых" Бориса Годунова. Цит. по: Пискаревский летописец // ПСРЛ. Т. XXXIV. М., 1978. С. 202; Временник Ивана Тимофеева. Подгот. к печати и пер. О. А. Державиной. - М., 1951. С. 64; Косточкин В.В. Государев мастер Федор Конь. С. 14-15

4 Баталов А.Л. Гроб Господень. 1994. Цит. по: Пискаревский летописец // ПСРЛ. Т. XXXIV. - М., 1978. С. 202; Временник Ивана Тимофеева. Подгот. к печати и пер. О. А. Державиной. М., 1951. С. 65

5 «.замысел помещения Гроба Господня в. "Святая Святых", связан и с введением в Москве нового чина погребения». - См.: Баталов А.Л. Указ. соч. 1994

6 Баталов А.Л. Указ. соч. 2016. С. 345; Баталов А.Л. Указ. соч. 1994.

I Косточкин В.В. Указ. соч. С. 27

8Баталов А.Л. Указ. соч. 2016. С. 365

9 Там же. С. 339-341

10Там же. С. 371

II Склонность Бориса Годунова к грандиозной, высотной архитектуре проявилась в строительстве шатровой башнеобразной церкви Свв. Бориса и Глеба в своей резиденции - Борисовом Городке, освященной в 1603 г. Она имела колоссальной высоту 74 м. Колокольня Иван Великий после надстройки достигла 81 м (вместе с крестом), завершалась большим золоченым куполом - стала самым высоким зданием в Москве. - См.: Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. С.179, 182

Можно предположить, что за счет надстройки всех приделов, подобно возвышению колокольни Иван Великий, добавлению больших луковичных глав1 и других деталей, была сформирована новая архитектура Покровского собора.

Царские мастера к тому времени имели большой строительный опыт и могли гармонично дополнять и соединять разновременные, разностильные элементы. Все лучшее, накопленное за

прошлые десятилетия, было вложено в облик храма «Иерусалима».

Кроме картографических источников, особенности архитектуры Покровского собора указывают на то, что столпообразный облик сложился не сразу.

Н.И. Брунов обратил внимание, что «архитектурные формы возникали постепенно во времени», (несмотря на свое убеждение, что собор создавался «одними мастерами в течение одного строительного периода»)2.

Брунов высказал предположение, что разные части здания выполнены разными строительными методами. Подклет здания был возведен на основе точных архитектурных чертежей, а башни собора и лестницы - методом натурной стройкой с применением условных рисунков. 3 Соотношение между подклетом и башнями, можно сравнить с взаимоотношениями Покровского собора первого строительного периода (1555-1561) и тех добавлений, которые были сделаны к нему в конце XVI в. и в конце XVII в. Н.И. Брунов видел важность в детальном изучении здания с этой точки зрения.4

Обращение к карте «Кремленаград» показывает, что она является достоверным источником, по которому можно восстановить, как выглядел Покровский собор на рубеже XVI -XVII вв. Анализ изображения собора раскрывает, что первоначально храм имел совсем другой облик, не было не только фигурных глав, но и столпообразных приделов. Это говорит о том, что развитие архитектурных форм до нач. XVII в. почти неизвестно и требует исследования специалистов.

Если рассуждения верны, то создание необыкновенной величественной архитектуры собора Покрова на Рву является грандиозным итогом царствования Бориса Годунова, воплощением его благочестивого замысла, созданием уникального храма - «Иерусалима».

1 Какую форму имели купала на тот момент, можно только предполагать. Вероятно, были близки к изображению на «Сигизмундовом плане» 1610 г. - большие луковичные главы. На гравюре А. Олеария обозначены луковичные главы разной формы и фактуры.

2 Брунов Н.И. Указ. соч. С. 47

3Там же. С. 45, 47

4Там же. С. 47

Литература:

1. Бартенев С.П. Московский Кремль в старину и теперь. Кн. 2. Государев двор. Дом Рюриковичей. - М.: Издание Министерства Императорского Двора, 1916. - 343 с. / Библиотека Руниверс. URL: https://runivers.ru/upload/iblock/126/Moskovskiy%20kreml%202.pdf (дата обращения: 25.08.2020).

2. Баталов А.Л. Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры. -М.: Лингва-Ф, 2016. - 460 с.

3. Баталов А.Л. Гроб Господень в замысле "Святая Святых" Бориса Годунова / Иерусалим в русской культуре. - М., 1994. С. 154-171 / Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. URL: http://rusarch.ru/batalov12.htm (дата обращения: 30.08.2020).

4. Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор. - М.: Искусство, 1988. - 256 с.

5. Косточкин В.В. Государев мастер Федор Конь. - М.: Наука, 1964. - 176 с.

6. Кочетков И.А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая»: («Благословенно воинство небесного царя») / Труды Отдела древнерусской литературы. - Л., 1985. Т. XXXVIII. С. 185-209 / Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». URL: http://feb-web.ru/feb/todrl/t38/t38-185.htm (дата обращения: 15.09.2020).

7. Кудрявцев М. П. Проект царских палат Кремля в аксонометрическом чертеже XVII века. / Новые атрибуции. - М.: Искусство, 1987. С. 79-93 / Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. URL: http://rusarch.ru/kudriavtsev1.pdf (дата обращения: 23.08.2020).

8. Мартин Груневерг (о. Венцеслав): духовник Марины Мнишек. Записки о торговой поездке в Москву в 1584-1585 гг. Сост. А.Л. Хорошкевич. - М.: Памятники исторической мысли, 2013. - 384 с.

9. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. - СПб.: Строй-издат. СПб отд-ние, 1993. -288 с.

10. Снегирев В.Л. Памятник архитектуры храм Васили Блаженного. М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1953. 165 с.

11. Хорошкевич А.Л. Московский Троицкий собор в 1585 г. в записках Мартина Груневега (о. Венцеслава) / Покровский собор в истории и культуре России. Материалы научной конференции, посвященной 450-летию Покровского собора (12-14 октября 2011 г.). - М., 2012. С. 68-73 / Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. URL: http://rusarch.ru/horoshkevich2.htm (дата обращения: 23.08.2020).

References:

1. Bartenev S.P. Moskovskiy Kreml' v bylye vremena i seychas. Kniga. 2. Gosudarev dvor. Dom Ryurikovichey. [The Moscow Kremlin in the old days and now. Book. 2. The sovereign's yard. House of Rurikovich]/ M .: Izdaniye Ministerstva Imperatorskogo Dvora, MCMXVI / Biblioteka Runivers. URL: https://runivers.ru/upload/iblock/126/Moskovskiy%20kreml%202.pdf (data obrashcheniya 25.08.2017). (In Russian)

2 Batalov A.L. Sobor Pokrova Bogoroditsy na Rvu: Istoriya i ikonografiya arkhitektury. [Batalov A.L. Cathedral of the Intercession of the Virgin on the Moat: History and Iconography of Architecture]. M.: Lingva-F, 2016. 460 s. (In Russian)

3. Batalov A.L. Grob Gospoden' v zamysle "Svyataya Svyatykh" Borisa Godunova [The Holy Sepulcher as conceived by Boris Godunov's "Holy of Holies"] / Iyerusalim v russkoy kul'ture. M., 1994. S. 154-171 / Elektronnaya nauchnaya biblioteka po istorii drevnerusskoy arkhitektury. URL: http://rusarch.ru/batalov12.htm (data obrashcheniya: 30.08.2020). (In Russian)

4. Brunov N.I. Khram Vasiliya Blazhennogo v Moskve. Pokrovskiy sobor. [St. Basil's Cathedral in Moscow. Pokrovsky Cathedral]. M.: Iskusstvo, 1988. 256 s. (In Russian)

5. Kostochkin V.V. Gosudarev master Fedor Kon'. [Sovereign master Fyodor Kon]. M.: Nauka, 1964. 176 s. (In Russian)

6. Kochetkov I.A. K istolkovaniyu ikony «Tserkov' voinstvuyushchaya»: («Blagoslovenno voinstvo nebesnogo tsarya») [To the interpretation of the icon "Militant Church": ("Blessed is the army of the heavenly king")] / Trudy Otdela drevnerusskoy literatury. L., 1985. T. XXXVIII. S. 185-209 / Fundamental'naya elektronnaya biblioteka «Russkaya literatura i fol'klor». URL: http://feb-web.ru/feb/todrl/t38/t38-185.htm (data obrashcheniya: 15.09.2020). (In Russian)

7. Kudryavtsev M.P. Proyekt tsarskikh palat Kremlya v aksonometricheskom chertezhe XVII veka. [The project of the royal chambers of the Kremlin in the axonometric drawing of the 17th century] / Novyye atributsii. M.: Iskusstvo, 1987. S. 79-93 / Elektronnaya nauchnaya biblioteka po istorii drevnerusskoy arkhitektury. URL: http://rusarch.ru/kudriavtsev1.pdf (data obrashcheniya: 23.08.2020). (In Russian)

8. Martin Gruneverg (o. Ventseslav): dukhovnik Mariny Mnishek. Zapiski o torgovoy poyezdke v Moskvu v 1584-1585 gg. [Martin Gruneverg (Fr. Wenceslav): spiritual father of Marina Mnishek. Notes on a trade trip to Moscow in 1584-1585] Sost. A.L. Horoshkevich. M.: Pamyatniki istoricheskoy mysli, 2013. 384 s. (In Russian)

9. Rappoport P.A. Drevnerusskaya arkhitektura. [Old Russian architecture]. SPb.: Stroy-izdat. SPb otd-niye, 1993. 288 s. (In Russian)

10. Snegirev V.L. Pamyatnik arkhitektury khram Vasili Blazhennogo [An architectural monument, St. Basil's Cathedral]. M.: Gos. izd-vo lit. po str-vu i arkhitekture, 1953. 165 s. (In Russian)

11. Horoshkevich A.L. Moskovskiy Troitskiy sobor v 1585 g. v zapiskakh Martina Grunevega (o. Ventseslava) [Moscow Trinity Cathedral in 1585 in the notes of Martin Gruneveg (Fr. Ventseslav)] / Pokrovskiy sobor v istorii i kul'ture Rossii. Materialy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 450-letiyu Pokrovskogo sobora (12-14 oktyabrya 2011 g.). M., 2012. S. 68-73 / Elektronnaya nauchnaya biblioteka po istorii drevnerusskoy arkhitektury. URL: http://rusarch.ru/horoshkevich2.htm (data obrashcheniya: 23.08.2020). (In Russian)

RECONSTRUCTION OF THE APPEARANCE OF THE CATHEDRAL OF THE INTERCESSION IN MOSCOW ON THE IMAGE ON THE MAP "KREMLENAGRAD".

Zaiko E.

Independent scientist Icon painter, Member of the Union of Artists of Saint Petersburg e-mail: zaiko. obraz@yandex. ru

Abstract: In this article, the author tries to draw attention to the map "Kremlenagrad" (1601), as a possible source for reconstructing the appearance of the Cathedral of the Intercession on the Moat at the end. XVI - early. XVII century. To trace the features of development of the architecture of the cathedral during this period, using chronicle information, notes and drawings of travelers, maps of

Moscow made by contemporaries. Also an assumption about the important role of Tzar Boris Godunov in the formation of new architectural forms of the Cathedral in the beginning of the XVII century. Keywords: Cathedral of the Intercession, St. Basil's Cathedral, Kremlenagrad, Ancient Russian architecture, Tented temples, Column-like temples, Heavenly Jerusalem, Ivan the Terrible, Boris Godunov

Для цитирования: Зайко Е.В. Восстановление облика собора Покрова Пресвятой Богородицы на рву в Москве по изображению на карте «Кремленаград»// Архонт, 2020. № 5 (20). С. 41-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.