Научная статья на тему 'Восстановление и строительство учреждений народного образования Москвы в годы Великой Отечественной войны'

Восстановление и строительство учреждений народного образования Москвы в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / СТРОИТЕЛЬСТВО / BUILDING / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / RESTORATION / ПРОЕКТ / PROJECT / ПЛАН / PLAN / ЗДАНИЕ / ШКОЛА / SCHOOL / БОМБОУБЕЖИЩЕ / BOMB SHELTER / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бызова О. М.

В статье рассмотрены состояние и особенности развития системы народного образования, восстановление и строительство зданий образовательных учреждений Москвы в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTORATION AND CONSTRUCTION OF ESTABLISHMENTS OF NATIONAL EDUCATION OF MOSCOW WITHIN THE GREAT PATRIOTIC WAR

In article are considered a condition and characters of development of system of national education, restoration and construction the buildings of educational establishments of Moscow within the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Восстановление и строительство учреждений народного образования Москвы в годы Великой Отечественной войны»

4./2011 ВЕСТНИК _7/202J_МГСУ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ H СТРОИТЕЛЬСТВО УЧРЕЖДЕНИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

RESTORATION AND CONSTRUCTION OF ESTABLISHMENTS OF NATIONAL EDUCATION OF MOSCOW WITHIN THE GREAT PATRIOTIC WAR

O.M. Вызова

O.M. Byzova

ГОУ ВПО МГСУ

В статье рассмотрены состояние и особенности развития системы народного образования, восстановление и строительство зданий образовательных учреждений Москвы в годы Великой Отечественной войны.

In article are considered a condition and characters of development of system of national education, restoration and construction the buildings of educational establishments of Moscow within the Great Patriotic War.

Среди исторических событий, над которыми время не властно, особое место принадлежит Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Руководство фашистской Германии, готовясь к «молниеносной войне», рассчитывало разгромить Красную Армию за одну летнюю кампанию и выйти на линию Архангельск-Волга-Астрахань. Однако, уже первые недели и месяцы боевых действий на советско-германском фронте со всей очевидностью показали, что гитлеровцы, разрабатывая план «Барбаросса», явно недооценили мощь и силу Советского Союза, патриотизм и героизм народа. Захвату столицы фашистское руководство придавало большое значение. Оно полагало, что с падением Москвы сопротивление Красной Армии будет сломлено, и война завершится победой Германии. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой развеял миф о непобедимости гитлеровской армии и положил начало Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

В суровые дни 1941 г. для защиты города москвичи выставили более 48 тыс. чел., на строительстве оборонительных рубежей работали свыше 600 тыс. жителей Москвы и области. Каждый житель столицы внес свой вклад в победу под Москвой. Не остались в стороне работники городского отдела народного образования (Мосгороно).

Главной задачей Мосгороно в начале войны была эвакуация и сохранение жизни детей. Только за первые полтора месяца войны из Москвы в организованном порядке было эвакуировано на восток страны свыше 200 тыс. детей школьного и дошкольного возраста. Также были эвакуированы все воспитанники детских домов в количестве 7 тыс. чел. Следует отметить, что после двухлетнего пребывания московских детей в интернатах других регионов страны все они были реэвакуированы в столицу [11, 2].

С началом Великой Отечественной войны деятельность учреждений образования и состав педагогических кадров г. Москвы подверглись большим изменениям.

27 июня 1941 г. приказом №723 по Мосгороно была создана группа самозащиты. Приказом от 2 июля 1941 г. №729 все сотрудники Мосгороно, Отдела капитального строительства, Ремонтной конторы и Проектно-сметного бюро в возрасте от 16 до 60 лет были зачислены в группы противовоздушной обороны. 10 июля 1941 г. Приказом №740 была организована пожарная команда Мосгороно в составе 14 человек и установлено обязательное ночное дежурство. Приказ от 14 июля 1941 г. №747 гласил, что деятельность Ремонтно-строительной конторы Мосгороно с 15 июля 1941 г. следует временно прекратить. Было предписано до 15 июля закончить все начатые работы и до 18 июля сдать дела Отделу капитального строительства. Приказом от 14 июля 1941 г. №748 в связи с уменьшением работы был сокращен на 20 единиц штат аппарата Мосгороно. Приказ от 22 июля 1941 г. №766 предусматривал сокращение 33 штатных единиц в учреждениях, подведомственных Мосгороно, в том числе: по столярно-механическим мастерским 17 чел., по Отделу капитального строительства 5 чел., по Проектно-сметному бюро 3 чел., по Конторе снабжения 8 чел. [2, 40-53]. Приказами от 27 октября 1941 г. №1000 и №1002 была свернута до особого указания работа Городского педагогического кабинета и городского Дома пионеров [2, 108-109].

Только за первый год войны с июня 1941 г. по июль 1942 г. были призваны или ушли добровольцами в Красную Армию 1873 учителя, выехали с интернатами эвакуированных детей 2831 чел., выехали с организациями 6900 педагогических работников, перешли на предприятия и в учреждения других систем 2666 чел., в том числе на оборонные предприятия и в структуру Наркомата обороны 705 учителей. В системе народного образования осталось на различных работах 2881 чел. [8, 1].

Даже в условиях военного времени городской отдел народного образования Москвы продолжал работу по подготовке к началу учебного года. Так, 7 августа 1941 г. в повестку дня совещания Мосгороно был включен вопрос о восстановлении школьных зданий, пострадавших от налетов вражеской авиации. Обязанности по изучению состояния зданий и их восстановлению были возложены на Отдел капитального строительства. Предписывалось подготовить точные описания школ, пострадавших от налетов, и внести предложения о школах, которые необходимо срочно восстанавливать или не восстанавливать. Все сметы и расчеты по количеству стройматериалов следовало представить 14 августа 1941 г. Учитывая большой объем работ по восстановлению школьных зданий и отсутствие в системе Мосгороно Ремонтно-строительной конторы, задача по выполнению ремонтных работ в этих зданиях была поставлена перед строительными организациями Мосгорисполкома. 27 августа 1941 г. Мосгорис-полком принял решение «О восстановлении школьных зданий». Мосгороно было поручено совместно с Горпланом составить перечень конкретных мероприятий и установить источники покрытия расходов по восстановлению школьных зданий не позднее 1 сентября 1941 г. [3, 44-47]. Однако, военная обстановка, сложившаяся в Москве осенью 1941 г., не позволила организовать с 1 сентября обычные школьные занятия с учащимися. 13 сентября 1941 г. Исполком Моссовета принял решение №35/14 установить с 15 сентября начало занятий для учащихся специальных школ города Москвы: артиллерийских, военно-воздушной и военно-морской школ [1, 8].

5-6 декабря 1941 г. Красная Армия под Москвой перешла в контрнаступление, в результате которого враг был отброшен от столицы на 100-250 километров. Сразу же после начала наступления советских войск, 10 декабря на заседании Мосгороно слушался вопрос о частичном возобновлении занятий в школах. Было принято решение

4./2011 ВЕСТНИК _4/20|Т_МГСУ

обязать всех заведующих райотделами народного образования не позднее 13 декабря 1941 г. представить на утверждение в Мосгороно сеть школ с указанием вместимости бомбоубежищ и список школьных зданий подлежащих восстановлению и ремонту, а также освобождению от сторонних организаций [3, 51].

С 15 января 1942 г. во всех 25 районах Москвы (при 30 средних школах) были созданы консультационные пункты с контингентом учащихся в 13964 чел., из них учащихся 7-х классов 10677 чел., учащихся 10-х классов 3287 чел. [5, 1]. Пункты создавались для оказания систематической помощи учащимся, преимущественно 7-х и 10-х выпускных классов, в их самостоятельной работе на дому. Каждый консультационный пункт был рассчитан на очно-заочное обучение 720 человек, размещался в трех отдельных зданиях во избежание большого скопления детей, и был оборудован бомбоубежищем. [7, 1]. При этом 40% учащихся совмещали учебу с работой на производстве. [6, 2]. Учащиеся, не занятые на производстве, по 4-6 часов работали в учебных мастерских, выполняя оборонные заказы и изготавливая продукцию широкого потребления. К моменту возобновления учебных занятий в школах Москвы учебно-производственные мастерские охватывали 17 тыс. детей и подростков. [4, 2]. Стоимость продукции, изготовленной учащимися в учебно-производственных мастерских за 1942 г., составила более 40 млн. руб. [11, 3].

Решение о возобновлении учебных занятий в школах Москвы было принято 12 сентября 1942 г., а 21 сентября более 120 тыс. учащихся приступили к занятиям. На 5 октября 1942 г. контингент учащихся насчитывал 176261 чел. [10, 3], а количество школ 295. [11, 3]. За несколько дней работники народного образования проделали работу двух-трех месяцев и сумели подготовить школьные здания к занятиям в 19421943 учебном году. Работы по восстановлению зданий учреждений народного образования включали в первую очередь ремонт крыш, оконных и дверных наружных проемов, отопительной системы, водопровода и канализации. В случае крайней необходимости производились штукатурные и малярные работы, ремонт электроосвещения. Учитывая, что значительное число школьных зданий эксплуатировалось органами Наркомата обороны и другими организациями, ремонт указанных зданий возлагался на соответствующие ведомства. Был произведен тщательный учет всех имеющихся в образовательных учреждениях стройматериалов, определены возможности использования местных ресурсов и школьных мастерских, налажен порядок обеспечения школ топливом, включая его самостоятельную заготовку. [9, 1-2]. Ремонт 150 школьных зданий был выполнен учащимися [10, 35].

К началу 1943-1944 учебного года школьная сеть Москвы возросла до 395 школ, а количество учащихся до 300 тыс. чел. Почти полностью были восстановлены учреждения по подготовке педагогических кадров, библиотечная сеть Москвы в количестве 170 библиотек, внешкольные учреждения. В 1943 г. было организовано 95 школ рабочей молодежи, в которых обучалось 23 тыс. чел. В 1944-1945 учебном году сеть школ возросла до 525, а контингент учащихся до 406 тыс. чел. [11, 4-7].

В 1944 г. начались масштабные работы по достройке, восстановлению и крупновосстановительному ремонту зданий учреждений народного образования Москвы через строительные тресты Исполкома Моссовета. Была осуществлена достройка 5 школ, зданий Мосгорпединститута на Большой Грузинской улице и в Гавриковом переулке. [13, 1]. Московскими строительными организациями в 1944 г. во всех 25 районах столицы был осуществлен капитальный ремонт зданий учреждений образования, который включал ремонт кровли, отопления, водопровода и канализации, малярные, столярные, стекольные работы и др.

В Бауманском районе были восстановлены и капитально отремонтированы здания 19 школ, 4 детских садов, 2 детских домов, 3 библиотек, общежития учителей, районо и педкабинета.

Ремонтно-строительные работы по Дзержинскому районо включали 18 школ, 8 детских садов, 5 библиотек, Дом пионеров, 3 общежития. Были вновь открыты 8 школ, 4 детских сада, детская библиотека, спортшкола общества «Динамо».

В Железнодорожном районе были освобождены и восстановлены ранее занятые под эвакогоспитали и штаб МПВО 3 школьных здания. Был произведен ремонт зданий 9 школ, 7 детских садов, библиотеки, спортшколы, педкабинета. Так, например, строительно-ремонтные работы здания школы №321 включали: большой ремонт кровли со сменой железа на 50%, замену перекрытий между 2-м и 3-м этажами, заделку щелей, образовавшихся от осадки зданий, проверку дымоходов, частичный ремонт отопительной системы, водопровода и канализации, штукатурно-малярные работы и др.

Капремонт зданий учреждений Калининского райотдела народного образования был произведен в 9 школах и 1 детском саду.

Из учреждений Киевского районо капитальный ремонт был сделан в 16 школах, 10 детских садах, детском доме, библиотеке, общежитии. Были полностью восстановлены здания 11 вновь открытых школ.

В Коминтерновском районе были отремонтированы и восстановлены здания 21 объекта учреждений образования.

В Кировском районе были восстановлены здания 16 школ, школы рабочей молодежи, 7 детских садов, 2 библиотек, 2 дач, Дома пионеров, 3 общежитий.

Ремонт зданий учреждений Красногвардейского района был сделан в 11 школах, 10 детских садах, Доме пионеров, общежитии учителей, жилых квартирах при 2 школах. Кроме того, были выполнены работы по благоустройству детского парка и ремонту детдома, которые по решению райисполкома производились за счет 25% отчислений от накоплений местной промышленности.

В Краснопресненском районо список капитально отремонтированных объектов включал 16 школ, 6 детских садов, детскую техническую станцию, детский парк, библиотеку, общежитие учителей. Были также восстановлены 9 зданий вновь открытых школ, сооружены и обустроены школьные площадки, произведены работы по озеленению площадок школ, детских садов, территории детского парка.

В Куйбышевском районе был сделан капремонт 8 школ, 3 детских садов, библиотеки и общежития для технических служащих.

Ремонт зданий учреждений народного образования Ленинградского района был сделан в 21 школе и 4 детских садах.

В Ленинском районе ремонт зданий учреждений народного образования был произведен в 20 школах, 7 детских садах, общежитии учителей, педкабинете, были восстановлены дача и санаторный сад в Расторгуево.

По учреждениям Молотовского районо ремонту и восстановлению подверглись 15 школ, 4 детских сада, детдом, библиотека, Дом пионеров, детская площадка, детский парк, дача в Перловке, общежитие учителей.

Москворецкий районо произвел капремонт 25 школ, школы глухонемых, 6 детских садов, детдома, 4 библиотек, Дома пионеров.

В Октябрьском районе были восстановлены и отремонтированы здания 16 школ, 8 детских садов, 2 библиотек, Дома пионеров, общежития.

Капитальный ремонт в учреждениях Первомайского районо был произведен в 12 школах, школе рабочей молодежи, 3 детских садах, 2 библиотеках, общежитии, районо.

4/2011 ВЕСТНИК _4/20|Т_МГСУ

В Пролетарском районе были капитально отремонтированы 13 школ, 5 детских садов, 2 общежития, библиотека, детский парк, детдом «Спартак».

По учреждениям Ростокинского райотдела народного образования были восстановлены и отремонтированы 19 школ, школа рабочей молодежи, 7 детских садов, детдом, 3 библиотеки, здание районо.

В учреждениях Свердловского районо был произведен капремонт и восстановление зданий 15 школ, школы рабочей молодежи, учебно-производственного комбината, 6 детских садов, 5 библиотек.

В Советском районе были капитально отремонтированы и восстановлены 21 школа, спортшкола, 8 детских садов, Дом пионеров, 4 библиотеки, педкабинет.

В Сокольническом районе ремонтно-восстановительные работы были произведены в зданиях 29 школ, 2 школ рабочей молодежи, 6 детских садов, Дома пионеров, 2 детдомов, 7 библиотек, общежития учителей, районо, а также в детском парке.

По учреждениям Сталинского района капитальный ремонт был сделан в зданиях 8 школ, 3 детских садов, 2 библиотек, 4 общежитий, Дома пионеров.

В учреждениях народного образования Тимирязевского района был осуществлен капитальный ремонт 13 школ, 4 детских садов, 4 библиотек, 3 общежитий учителей.

В зданиях учреждений Таганского отдела народного образования был произведен капитальный ремонт 15 школ, 3 детских садов, 6 библиотек и детского парка.

Капитальный ремонт и восстановление зданий учреждений Фрунзенского районо были выполнены в 15 школах, учебно-производственном комбинате, 2 детдомах, 5 детских садах, Доме пионеров, библиотеке, общежитии учителей, детском парке, а также в 10 вновь открытых школах [13, 1-46].

Список основных объектов капитального строительства Мосгороно на 1946 г. включал достройку зданий 3 школ, новое строительство 3 школ и детского дома. План капитального строительства на 1946 г. также предусматривал строительные и сантехнические работы в зданиях педучилища №1, Института слепых детей, детского дома №45; строительные, электромонтажные работы в конторе оздоровительной школы №5; постройку финского дома для детдома №11 «Турист»; ремонтно-строительные работы в зданиях 3 общежитий Молотовского районо. В общежитиях были произведены следующие виды работ: полный ремонт крыш с покраской, внутренняя штукатурка и побелка, восстановление и ремонт водопровода, канализации, печного отопления, ремонт перекрытий и устройство перегородок [14, 1-8].

Победоносное окончание войны, демобилизация определенных возрастов из Красной Армии поставили перед Мосгороно задачи скорейшего восстановления школ столицы и возвращения демобилизованных учителей к педагогической работе. На 1 января 1944 г. в школах Москвы насчитывалось 10629 учителей, на 1 января 1945 г. - 13493 учителей, на 1 января 1946 г. - 15707 учителей [12 ,1].

К началу 1945-1946 учебного года подготовка учителей для школ Москвы осуществлялась в 5 педучилищах, в 11 педагогических классах при женских средних школах, в Городском пединституте на 11 факультетах. Пединституту было предоставлено дополнительно здание школы по Давыдовскому переулку, дом 4 и два этажа школьного здания по улице Чайковского, дом 3. В зданиях пединститута и педучилищ был произведен ремонт, они были снабжены строительными материалами и обеспечены годовым запасом топлива. Мосгороно считал необходимым внести в план строительства на пятилетие постройку нового здания для пединститута и обязать Проектное бюро Моссовета составить технический проект здания и предусмотреть в бюджете на 1946 г. соответствующие ассигнования на его изготовление [12, 9-11].

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны Московским городским отделом народного образования и Исполкомом Московского Городского Совета депутатов трудящихся была проделана огромная работа по сохранению жизни детей, организации учебных занятий в условиях военного времени, сохранению, восстановлению и строительству зданий образовательных учреждений столицы.

Литература

1. ЦАГМ. Ф.528. Оп.1. Д.795.

2. ЦАГМ. Ф.528. Оп.1. Д.797.

3. ЦАГМ. Ф.528. Оп.1. Д.798.

4. ЦАГМ. Ф.528. Оп.1. Д.825.

5. ЦАГМ. Ф.528. Оп.1. Д.833.

6. ЦАГМ. Ф.528. Оп.1. Д.835.

7. ЦАГМ. Ф.528. Оп.1. Д.836.

8. ЦАГМ. Ф.528. Оп.1. Д.857.

9. ЦАГМ. Ф.528. Оп.1. Д.858.

10. ЦАГМ. Ф.528. Оп.1. Д.875.

11. ЦАГМ. Ф.528. Оп.1. Д.914.

12. ЦАГМ. Ф.528. Оп.1. Д.1005

13. ЦАГМ. Ф.528. Оп.2. Д.33.

14. ЦАГМ. Ф.528. Оп.2. Д.47.

Literature

1. CAGM. F.528. Op.1. D.795.

2. CAGM. F.528. Op.1. D.797.

3. CAGM. F.528. Op.1. D.798.

4. CAGM. F.528. Op.1. D.825.

5. CAGM. F.528. Op.1. D.833.

6. CAGM. F.528. Op.1. D.835.

7. CAGM. F.528. Op.1. D.836.

8. CAGM. F.528. Op.1. D.857.

9. CAGM. F.528. Op.1. D.858.

10. CAGM. F.528. Op.1. D.875.

11. CAGM. F.528. Op.1. D.914.

12. CAGM. F.528. Op.1. D.1005.

13. CAGM. F.528. Op.2. D.33.

14. CAGM. F.528. Op.1. D.47.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, строительство, восстановление, проект, план, здание, школа, бомбоубежище

Key words: the Great Patriotic War, construction, restoration, project, plan, building, school, bomb shelter

Почтовый адрес автора: 129337, г. Москва, Ярославское ш., д.26.

Телефон/факс автора: 8(499)183-21-29. e-mail автора: [email protected]

Рецензент: Митяева Ольга Ивановна, доктор исторических наук профессор кафедры истории ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.