Научная статья на тему 'Восстановление гражданских прав в административном порядке'

Восстановление гражданских прав в административном порядке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административный порядок (процедура) / субъектив-ное гражданское право / защита гражданских прав / восстановление граждан-ских прав / форма защиты гражданских прав / способ восстановления нару-шенного (оспариваемого) права / способ (средство) защиты гражданских прав / конфликтное правоотношение / стадии защиты гражданских прав / administrative order (procedure) / subjective civil law / protection of civil rights / restoration of civil rights / form of protection of civil rights / method of restoration of violated (disputed) rights / method (means) of protection of civil rights / conflict legal relationship / stages of protection of civil rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стёпин Александр Борисович

Введение: восстановление гражданских прав в административном порядке затрагивает один из центральных аспектов административно-юрисдикционного процесса — вопрос о его функциях. Цель: исследование мер государственного принуждения (административного преследования) наряду со способами восстановления нарушенного или оспариваемого субъективного права, связанные с изменением правоприменительного акта, исключением из него выводов (указаний), затрагивающих гражданские права или возложением на сторону конфликта публично-правовой обязанности и осуществлением процедуры контроля ее своевременного исполнения и др. Методологическая основа: сравнительно-правовой анализ категорий «защита гражданских прав» и «восстановление гражданских прав», совокупность диалектического, метафизического и системного методов исследования. Результаты: гражданско-правовые деликты в сфере административных и иных публичных отношений затрагивают совместно функции административной ответственности (государственного и общественного осуждения) за причинение вреда и обязательственных отношений, возникающих из причинения вреда. Выводы: возникновение обязательства из деликта вследствие неисполнения требований закона и (или) публичного договора в сфере экономических отношений отличает восстановление нарушенного (оспариваемого) права в административном порядке. При этом условием восстановления гражданских прав является отсутствие угрозы публичным интересам, когда имущество свободно в обороте и приобретается на рынке с соблюдением официально установленного порядка. В нарушение указанного порядка и публичного интереса восстановление гражданских прав заменяется мерами административного принуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restoration of Civil Rights by the Administrative Procedure

Background: the restoration of civil rights by the administrative procedure affects one of the central aspects of the administrative and jurisdictional process — the question of its functions. Objective: to study the measures of state coercion (administrative prosecution) along with the methods of restoring a violated or disputed subjective right related to the amendment of a law enforcement act, the exclusion of conclusions (instructions) affecting civil rights from it, or the imposition of a public legal obligation on the party to the conflict and the implementation of a procedure for monitoring its timely execution, etc. Methodology: comparative law analysis of the categories "protection of civil rights" and "restoration of civil rights", a set of dialectical, metaphysical and systemic research methods. Results: civil law torts in the sphere of administrative and other public relations affect jointly the functions of administrative responsibility (state and public condemnation) for causing harm and the relations of obligation arising from causing harm. Conclusions: the occurrence of an obligation from a tort due to non-fulfillment of the law requirements and (or) a public contract in the field of economic relations distinguishes the restoration of the violated (disputed) right in an administrative procedure. At the same time, the condition for the restoration of civil rights is the absence of a threat to the public interests, when the property is freely in circulation and is purchased on the market in compliance with the officially established procedure. In violation of this procedure and the public interest, the restoration of civil rights is replaced by measures of administrative coercion.

Текст научной работы на тему «Восстановление гражданских прав в административном порядке»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-1-113-118 УДК 340.12

А.Б. Стёпин

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ

Введение: восстановление гражданских прав в административном порядке затрагивает один из центральных аспектов административно-юрисдикционного процесса — вопрос о его функциях. Цель: исследование мер государственного принуждения (административного преследования) наряду со способами восстановления нарушенного или оспариваемого субъективного права, связанные с изменением правоприменительного акта, исключением из него выводов (указаний), затрагивающих гражданские права или возложением на сторону конфликта публично-правовой обязанности и осуществлением процедуры контроля ее своевременного исполнения и др. Методологическая основа: сравнительно-правовой анализ категорий «защита гражданских прав» и «восстановление гражданских прав», совокупность диалектического, метафизического и системного методов исследования. Результаты: гражданско-правовые деликты в сфере административных и иных публичных отношений затрагивают совместно функции административной ответственности (государственного и общественного осуждения) за причинение вреда и обязательственных отношений, возникающих из причинения вреда. Выводы: возникновение обязательства из деликта вследствие неисполнения требований закона и (или) публичного договора в сфере экономических отношений отличает восстановление нарушенного (оспариваемого) права в административном порядке. При этом условием восстановления гражданских прав является отсутствие угрозы публичным интересам, когда имущество свободно в обороте и приобретается на рынке с соблюдением официально установленного порядка. В нарушение указанного порядка и публичного интереса восстановление гражданских прав заменяется мерами административного принуждения.

Ключевые слова: административный порядок (процедура), субъектив-ное гражданское право, защита гражданских прав, восстановление граждан-ских прав, форма защиты гражданских прав, способ восстановления нару-шенного (оспариваемого) права, способ (средство) защиты гражданских прав, конфликтное правоотношение; стадии защиты гражданских прав.

A.B. Styopin

RESTORATION OF CIVIL RIGHTS BY THE ADMINISTRATIVE PROCEDURE

Background: the restoration of civil rights by the administrative procedure affects one of the central aspects of the administrative and jurisdictional process — the question of its functions. Objective: to study the measures of state coercion (administrative prosecution) along with the methods of restoring a violated or disputed subjective right related to the amendment of a law enforcement act, the exclusion of conclusions

© Стёпин Александр Борисович, 2022

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин (Астраханский филиал Саратовской государственной юридической академии); e-mail: aleksandrstjopin@rambler.ru © Styopin Aleksandr Borisovich, 2022

Candidate of law, Associate Professor, Associate Professor, Department of Civil law disciplines (Astrakhan Branch of the Saratov State Law Academy) 113

(instructions) affecting civil rights from it, or the imposition of a public legal obligation on the party to the conflict and the implementation of a procedure for monitoring its timely execution, etc. Methodology: comparative law analysis of the categories "protection of civil rights'" and "restoration of civil rights", a set of dialectical, metaphysical and systemic research methods. Results: civil law torts in the sphere of administrative and other public relations affect jointly the functions of administrative responsibility (state and public condemnation) for causing harm and the relations of obligation arising from causing harm. Conclusions: the occurrence of an obligation from a tort due to non-fulfillment of the law requirements and (or) a public contract in the field of economic relations distinguishes the restoration of the violated (disputed) right in an administrative procedure. At the same time, the condition for the restoration of civil rights is the absence of a threat to the public interests, when the property is freely in circulation and is purchased on the market in compliance with the officially established procedure. In violation of this procedure and the public interest, the restoration of civil rights is replaced by measures of administrative coercion.

Key-words: administrative order (procedure); subjective civil law; protection of civil rights; restoration of civil rights; form of protection of civil rights; method of restoration of violated (disputed) rights; method (means) of protection of civil rights; conflict legal relationship; stages of protection of civil rights.

В научных исследованиях восстановление гражданских прав в административном порядке не получило своего всестороннего развития. Отдельные вопросы защиты (восстановления) прав участников административно-юрисдикционного процесса рассматривались в работах А.Б. Иванюженко [1], В.А. Мельникова [2], П.П. Сергуна [3], Я.В. Серебрякова [4], Н.Г. Салищевой [5], И.Ш. Килясханова [6], А.А. Тюриной [7], К.И. Разоренова [8] и др. При этом основной акцент сведен к раскрытию понятия и роли юридической помощи, функций защиты и административного преследования, административно-правовой ответственности. Межотраслевые проблемы восстановления субъективных гражданских прав отдельно не изучались. Некоторые из них представлены в работах В.В. Витрянского (судебно-арбитражная защита), Е.М. Тужиловой-Орданской (защита прав на недвижимость), Д.Н. Корхалева (регулирование охранительного правоотношения), Л.А. Прокудиной (защита прав от незаконных действий правоохранительных органов) и др.

Восстановление гражданских прав в административном порядке связано с особенностями функционального характера правового регулирования, совмещения функций защиты и административно-правового преследования (А.А. Тюрина), урегулирования и управления конфликтным правоотношением [9, с. 8-12], стороной которого выступает орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организация, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий. В этом случае на сторону конфликта, наряду с мерами административного воздействия, возлагается обязанность устранить нарушения прав или препятствия к их осуществлению, совершить действий, предусмотренные законом и (или) публичным договором в пользу другого лица в частных и (или) публичных интересах. Это обязанность физических и юридических лиц перед государством, или обязанность государственной или местной администрации (ее должностных лиц), перед физическими и юридическими лицами.

Восстановление нарушенного права, как стадии защиты, связано с сохранением правового положения (статуса) участников экономических (имущественных)

отношении, минимизациеи последствии привлечения к административной ответственности. Например, исключение выводов (указания) административного органа (суда) на грубые нарушения лицензионных требований, направлено на сохранение лицензии и тем самым правового положения субъекта малого и среднего предпринимательства на рынке продажи товаров, выполнения работ и (или) оказания услуг. В другом случае, снижение административного штрафа ниже низшего передела санкции (ст. 4.1 КоАП РФ), исходя их финансового положения физического или юридического лица, не позволяющего уплатить штраф в полном размере, замена штрафа на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ), направлены на сохранение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Показательно, что указанные способы восстановления нарушенного права находят выражение в правоприменительном акте, которым оканчивается рассмотрение спора по существу. Поэтому, в отличие от восстановления права, другие стадии защиты такие как обращение, обеспечение заявленных требований в вопросах, например, приостановления действия лицензии1, наложения ареста (запрета), изменения формулировки принятого решения, окончания исполнительного производства и др.,— не влекут определенные правовые последствия [10, с. 125], поскольку носят временный характер и направлены лишь на изменение конфликтного правоотношения.

Для понимания восстановления гражданских прав в административном порядке имеет значение исследование его соотношения с понятием административно-правовой ответственности. Обладая государственно-принудительным характером, государственным и общественным осуждением, дополнительным обременением для правонарушителя административная ответственность в одних случаях связана с возложением обязанности по устранению допущенных нарушений прав заявителя административного спора (ч. 3 ст. 227 КАС РФ), потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ) в других с применением штрафных санкций в отношении административного ответчика (ст. 122, 123 КАС РФ), лица, виновного в совершении правонарушения (ст. 25.1 КоАП РФ). Совмещая защитную и штрафную функции административно-правовая ответственность может быть направлена на восстановление гражданских прав участника административно-юрисдикционного процесса. Например, в случае неприменения конфискации орудия или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении (ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ). В этом случае способом восстановления прав собственника является исключение из правоприменительного акта указания на назначение наказания в виде конфискации.

Восстановление нарушенного права участников экономических отношений связано с процедурой исполнения обязательства. Ранее возникшее обязательство по устранению нарушений права исполняется не только в силу соглашения с контрагентом и требований закона, но и административного и (или) судебного акта. Исполнение обязательства, регламентированного процедурными сроками, выражает публично-правовой характер экономического отношения и содержания субъективного права. Возникшее в рамках гражданско-правовых отношений не исполненное обязательство может развиваться в двух видах административных правоотношений: когда спор возникает из нарушения, совершенного лицами, действовавшими в официальном качестве2; и когда спор возникает из

1 См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2003 г. по делу № А13-9565/02-11. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 См.: Международный пакт о гражданских и политических правах (подп. «а» п. 3 ст. 2) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. 115

действий (бездействия) не соответствующих нормативным правовым актам. Экономический характер деликта предполагает, что в обоих случаях спор может быть урегулирован самостоятельно, вследствие отмены оспариваемого акта, совершения действий в пользу заявителя, внесение изменений или исключение из реестровой записи сведений и др. Такое развитие отношения от принудительного исполнения к добровольному, является условием восстановления нарушенного (оспариваемого) права в административном порядке.

В сфере принудительного исполнения возложенной по решению суда обязанности, связанной, например, с оспариванием решений об отказе в предварительном согласовании представления в собственность земельного участка, действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на дебиторскую задолженность или наложению ареста на имущество должника, способами восстановления являются соответственно возложение обязанности повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании представления в собственность земельного участка, признание действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на дебиторскую задолженность незаконными, признание наложения ареста на имущество незаконным и его отмене. Особенность состоит в том, что в рамках административной процедуры на обязанную сторону конфликтного правоотношения судом непосредственно не возлагается обязанность принятия решения в пользу заявителя административно-юрисдикционного процесса, поскольку такие решения принимаются органом, организациями, лицами, наделенными государственными или иными публичными полномочиями самостоятельно. Судом указывается лишь на обязанность повторного рассмотрения постановленного заявителем вопроса при оспаривании распоряжения, уведомления и др. В этой связи возникает вопрос о конкретизации функции защиты прав заявителя (кредитора, потерпевшего) в рамках требования о восстановлении его имущественной сферы в том состоянии, в каком она находилась до правонарушения, и обязанность лица, ответственного за причинение вреда (должника), совершить указанные действия. Например, в вопросе административной процедуры изъятия единственного жилья банкрота1, где открытым остается вопрос о критериях исполнительского иммунитета.

Условием восстановления гражданских прав в административном порядке является отсутствие угрозы публичным интересам, когда имущество свободно в обороте и легко приобретается на рынке, кредитор (конкурсный) рассчитывает на взыскание убытков, а должник — на нивелирование рисков судебных расходов, снижение бремени применения обеспечительных мер, с соблюдением официально установленного порядка. В противном случае, восстановление гражданских прав становится невозможным по причине осуществления административного преследования и замены основания защиты в виде нарушенного права, другим основанием — административным принуждением. В отличие от защиты гражданских прав в частноправовом порядке, где она связана с нарушением частного интереса лиц, участвующих в гражданском обороте, например, признание сделки антисоциальной совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности, в административном порядке условием защиты является соблюдение дуализма частного и публичного интереса2.

1 См.: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 июля 2021 г. № 303-ЭС20-18761. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Применительно к ст. 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует 116 понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоро-вья

Особенность восстановления гражданских прав в административном порядке состоит в развитии конфликтного отношения от относительного к абсолютному, поскольку при неисполнении обязательства на стороне взыскателя выступает не только кредитор, но и судебный пристав-исполнитель при взыскании исполнительского сбора, контролирующий (надзорный) административный орган при вынесении предписания, предостережения, требования, внесения представления, и иные заинтересованные лица экономические интересы которых могут быть затронуты. Такое развитие конфликтного отношения связано с изменением его содержания, трансформацией процессуального положения его участников, несмотря на то, что объектом правоотношения остается возмещение, которое должник обязан предоставить потерпевшему.

В отличие от способов защиты, предусмотренных ст. 12 ГПК РФ и судебной практикой способы восстановления гражданских прав в административном (судебном, несудебном) порядке являются автономными, поскольку если первые осуществляют функцию констатации нарушения права и незаконности действий (бездействия) (непосредственно при обращении к контрагенту по существу спора и опосредованно при обращением в суд, административные органы с целью понуждения контрагента устранить нарушение прав заявителя), то способы восстановления — возложение обязанности по устранению нарушения права. Иначе применяются меры административного принуждения. В данной схеме налицо условие, при котором действует правило (право за защиту), само правило (обязанность) и неблагоприятные последствия вследствие его нарушения (ответственность).

Способы восстановления отличаются от способов защиты тем, что не требуют соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, когда это необходимо. Например, по требованиям о взыскании денег по договору, другой сделке или с вследствие неосновательного обогащения (ч. 5 ст. 4 АПК РФ); о неосновательном | обогащении в натуре (ст. 1104 ГК РФ); при обращении потребителя финансовых р услуг к финансовому уполномоченному1 ; при защите интеллектуальных прав о (п. 1 ч 1 ст. 134, п. 2 ст. 1248 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 127.1 АПК РФ)2 и др. Авто- О номность способов восстановления гражданских прав в административном по- О рядке связана с различными процедурами (контроля, надзора) и официально а установленными порядками совершения действий по устранению нарушений в оспариваемого права (налоговым, финансовым, таможенным и др.). В таком | случае на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными ю публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие д оспоренное действие (бездействие), возлагается ряд обязанностей, во-первых, е устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав § заявителя; во-вторых, восстановить права указанным судом способом в уста- а новленный им срок; в-третьих, сообщить об этом в течение одного месяца со дня М вступления в законную силу (если иной срок не установлен судом) решения по I

граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды )

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О примене-нии судами 2 некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» 8

(п. 75) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 8).

1 См.: Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-Ф3 «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (ст. 15) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 24, ст. 3390.

2 См.: Определение Суда по интеллектуальным правам от 26 мая 2021 г. по делу № СИП-220/2021. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизвод-ства»

// Российская газета. 2021. 2 июля. 117

административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Подводя итоги, следует заключить, что восстановление гражданских прав представляет собой самостоятельный механизм в системе правового урегулирования общественных отношений. Основанный на функциях защиты и административно-правового преследования, данный механизм направлен на урегулирование конфликтного правоотношения и прекращение спора с властью.

Библиографический список

1. Иванюженко А.Б. Процессуальные гарантии участников производства по делам об административных правонарушениях: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999. 259 с.

2. Мельников А.В. Право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. 23 с.

3. Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: Состояние и теория развития. Саратов: СЮИ, 1998. 233 с.

4. Серебряков Я.В. Защитник в производстве по делам об административных правонарушениях: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2003. 178 с.

5. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М.: Юридическая литература, 1964. 158 с.

6. Килясханов И.Ш. Права и свободы граждан в учетно-регистрационной и ли-цензионно-разрешительной деятельности милиции. Омск: ОЮИ МВД РФ, 1997. 119 с.

7. Тюрина А.А. Функция защиты в административно-юрисдикционном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 24 с.

8. Разоренов К.И. Функция административного преследования в административного юрисдикционном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 28 с.

° 9. Стёпин А.Б. Правовой конфликт в механизмах защиты гражданских прав //

3 Арбитражный и гражданский процесс. 2021. № 4. С. 8-12.

~ 10. Абушенко Д.Б. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве:

f практика арбитражных судов. М.: Волтерс Клувер, 2006. 240 с.

S References

го

J 1. Ivanyuzhenko A.B. Procedural Guarantees of Participants in Proceedings in ases of

§ Administrative Offenses: dis. ... cand. of law. SPb., 1999. 259 p.

I 2. Melnikov A.V. The Right of a Person Brought to Administrative Responsibility for

5. Defense: extended abstract. dis. ... cand. of law. M., 1995. 23 p.

Q L

3. Sergun P.P. Public Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation:

1 State and Theory of Development. Saratov: SUI, 1998. 233 p.

¡3 4. Serebryakov Ya.V. Defender in Proceedings on Cases of Administrative Offenses:

| dis. ... cand. of law. Omsk, 2003. 178 p.

2 5. Salishcheva N.G. Administrative Process in the USSR. M.: Legal literature, 1964. ! 158 p.

о А

о 6. Kilyaskhanov I.Sh. Rights and Freedoms of Citizens in the Registration and

§ Licensing and Licensing Activities of the Police. Omsk: OUI of the Ministry of Internal ! Affairs of the Russian Federation, 1997. 119 p.

£ 7. Tyurina A.A. The Function of Protection in the Administrative-Jurisdictional

Process: abstract. dis. ... cand. of law. M., 2007. 24 p.

8. Razorenov K.I. The Function of Administrative Prosecution in the Administrative-Jurisdictional Process: extended abstract. dis. ... cand. of law. M., 2011. 28 p.

9. Styopin A.B. Legal Conflict in the Mechanisms of Civil Rights Protection // Arbitration and Civil Procedure. 2021. No. 4. Р. 8-12.

10. Abushenko D.B. Interim Measures in Administrative Proceedings: the Practice of 118 Arbitration Courts. Moscow: Volters Kluver, 2006. 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.